Полная версия
Скандинавская литература 20-21 веков
Валерий Орлов фон Корф
Скандинавская литература 20-21 веков
Литература Норвегии
Специфической чертой норвежской литературы этого периода является воздействие европейских литератур. Эта особенность возникла как следствие тесного соприкосновения политического и исторического влияний стран друг на друга после первой и второй мировых войн. В моей небольшой статье не раскрыть полного взаимовлияния этих моментов, поэтому я ограничусь поверхностным рассмотрением этой темы. Сначала надо вспомнить двух выдающихся норвежских писателей на творчестве которых укрепилась литература изучаемого периода – это К. Гамсун и Г. Ибсен (поздний период). Отход от реализма выдвинул этих писателей в первые ряды европейских литературных знаменитостей. Надо заметить, что единства между ними не было, но это не мешает видеть общность творческого процесса.
Ибсен Генрик (1828-1906) – норвежский драматург. Первая пьеса была поставлена Ибсеном в 1850 году («Богатырский курган», лирическая драма). В 1864 году за свой литературный труд он получает стипендию на поездку за границу. Писатель отправляется в Италию, позже – в Германию. За границей им было написано много произведений, среди них – «Пер Гюнт» (1867) и «Бранд» (1866), которые принесли ему европейскую известность. Драматургия Ибсена (70-80-х годов) считается литературоведами вершиной реалистической драмы. Начиная с 90-х годов в творчестве писателя происходят некоторые изменения – в его драматургии ослабевают реалистические тенденции, усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка, усиливаются элементы символики. В пьесах «Дикая утка» (1884) и «Гедда Габлер» критики отмечали, что при сохранении черт аналитической композиции, роль внешнего действия увеличена, но оба эти момента сочетаются в общей трактовке произведения. В своих поздних произведениях Ибсен, обращаясь к внутреннему миру человека, выдвигает на передний план тему «сильного» человека, опираясь на философию Ницше, который готов для достижения своих целей принести в жертву жизни других людей. Но при этом, писатель пытается показать их обреченность. Эта позиция была Ибсеном еще намечена в «Воителях в Хельгеланде» и «Бранде»; в разных формах она проявилась в «Росмерсхольме», «Гедде Габлер», «Строителе Сольнесе», «Маленьком Эйольфе». Многие писатели в своем творчестве опирались на труды Ибсена – Б. Шоу, Г. Гауптман. Особо следует отметить взаимоотношение Ибсена и А. Стриндберга – у них есть и общие черты (увлечение философией Ницше, роль сильной личности) и противоречия (значение влияния женщин на жизнь общества).
Отрывок из произведения Г. Ибсена «Кукольный дом»:
«…ХЕЛЬМЕР. А в этом пакете что?
НОРА (вскакивая). Нет, нет, Торвальд! Этого тебе нельзя видеть до вечера!
ХЕЛЬМЕР. Ну-ну! А ты вот что скажи мне, маленькая мотовка, что ты себе самой присмотрела?
НОРА. Э, мне ровно ничего не надо.
ХЕЛЬМЕР. Разумеется, надо! Назови же мне теперь что-нибудь такое разумное, чего бы тебе больше всего хотелось.
НОРА. Право же, не надо. Или послушай, Торвальд…
ХЕЛЬМЕР. Ну? Н о р а (перебирая пуговицы его пиджака и не глядя на него). Если уж ты хочешь подарить мне что-нибудь, так ты бы… ты бы…»
Гамсун Кнут (1859-1952) – норвежский писатель. Он родился в семье деревенского портного. Его литературная деятельность началась в 1877 году. Он много путешествовал (побывал в Америке, отобразил ее жизнь в публицистической работе «Духовная жизнь современной Америки»,1889). В 1890 году им была написана повесть «Голод», в которой он с большим психологическим мастерством отобразил тяжелую голодную жизнь писателя. Натуралистические черты резко проявлялись в этом произведении, но правда жизни была на переднем плане. В следующих романах – «Мистерии» (1892) и «Пан» (1894) проявляются неоромантические мотивы. В них писатель создал образы людей противопоставляющих себя обществу и близких окружающей их природе. В трилогии – «У врат царства», «Игра жизни», «Вечерняя заря»(1898) Гамсун объявил полную свободу личности и отрицательно отнесся к демократии, чем и заставил многих критиков отнести его творчество к реакционному направлению, декадентству. О впечатлениях от юношеской жизни мы можем познакомиться в произведениях – «Под осенними звездами», «Бенони» и др. Патриархальная идиллия показана в романе «Соки земли» (1917). Мотив одиночества и беспомощности человека в современном мире Гамсун изобразил в романах 30-х годов – «А жизнь идет», «Кольцо замыкается» (1936) и др. В годы 2-ой мировой войны Гамсун сотрудничал с гитлеровскими оккупантами, за что после войны отсидел три года в тюрьме. Но со временем произведения Гамсуна стали рассматриваться как значительные ценности норвежской культуры.
Отрывок из произведения К. Гамсун «Голод»:
«…Едва открыв глаза, я по старой привычке начал подумывать, чему бы мне порадоваться сегодня. В последнее время жилось мне довольно трудно; мои пожитки помаленьку перекочевали к «Дядюшке Живодеру», я стал нервен и раздражителен, несколько дней мне пришлось даже пролежать в постели из-за головокружения. Временами, когда везло, мне удавалось получить пять крон за статейку в какой-нибудь газете…»
В начале 50-х годов 20 века норвежская литература имела свои особенности – критики указывали большое влияние на нее американской литературы. Страна наводняется приключенческими и гангстерскими произведениями. Некоторые писатели пробуют «копировать» эти труды (Эверланн). Послевоенная «неразбериха» в литературном мире Норвегии приводит писателей к некоторой растерянности и разочарованию (П. Брекке «Стареющий Орфей», «Я влюблен в другую» С. Хуля). Но находились и художники, которые пытались в это время рассматривать социальные вопросы – Э. Болстад в романе «Спекулянт» выдвигает социальные и политические вопросы на передний план. Писатель Н. Свинсос в романе «В тени копра» (1949) затрагивает эти же вопросы. Политические вопросы решает в своем романе «Большая Ма» (1960) известный прозаик В. Ронген. Литературоведы отмечают, что постепенно норвежская литературная жизнь приходит в свое национальное русло (Е. Бьернебу «Дурной пастырь» (1960), Й. Бугге-Ульсен «Тина»(1961), С. Хельмебакка «Страшная зима».
Поэзия как и проза играла в норвежской литературе этого времени большую роль. Поэтесса И. Хагерупп в своих сборниках стихов прославляла героев в борьбе против захватчиков (сборники: «Седьмая ночь», «Плывет мой корабль»(1951), «Из кратера сердца» (1964). Сборник сатирических стихов выпускает Э. Арман, он высмеивает тех политиков, которые тянут страну в новые военные авантюры («Никто не умнеет от беды»,1951). Особый интерес для этого времени представляют стихи Нурдаль Грига (1902-1943). В его стихах читатель может почувствовать легкие романтические веяния и жестокую линию реализма.
«Утро в Финмарке»
«Когда мы пришли в Бескадес,
Окончив свой путь ночной,
Вдруг разразился ливень,
Колючий и ледяной.
Мы, обессилив от шторма,
Отдых решили найти.
Наши олени устали
После большого пути.
Белые пятна на лицах –
След ледяных дорог –
С каждым порывом ветра
Мучили, как ожог.
Руки закоченели,
Ноги идти не могли,
Но вдруг встрепенулось сердце,
Когда я увидел в дали –
На голой покатой вершине,
Легкий и чуткий, как тень,
Наледь дробил копытом,
Нюхая воздух, олень…»
Норвежская литература последующих десятилетий не имела какого-либо сильного потрясения. Опираясь на творчество Ибсена и Гамсуна, она придерживалась своей линии – ее реализм, иногда окруженный определенными «измами», всегда показывал правду о жизни народа Севера. Познакомимся с некоторыми интересными писателями Норвегии.
Финн Бьернсет (1924-). Первый его сборник – «Молодые ночи» вышел в 1951году. Позже, он напечатал роман «До того, как крылья понесут» (1952) и несколько стихотворных сборников – «Странник». «В память о планете», «Баллада шестидесятых годов» (1961), сборник новелл «Избранное» (1966).
Отрывок из произведения «Обломки»:
«Когда я поставил сломанный трехколесный велосипед возле мусорного бачка, я подумал: господи, наконец-то я свободен! Вверх по лестнице я, кажется, бежал. И мне было наплевать, что все жильцы слышат, как я топаю по ступеням. Наоборот, даже приятно. Как бальзам. Когда я вернулся в квартиру, свет в гостиной был уже погашен, Дверь в спальню была приоткрыта, и клинообразная полоска света указывала туда дорогу. Приближалось утро, прошло четыре часа с тех пор, как я встретил ее…»
Бьерг Вик (1935-). Окончила Академию журналистики и работала по своей специальности. В 1963 году вышел ее сборник рассказов « В воскресенье днем». В течении десяти лет писательница опубликовала еще несколько сборников («Призыв о помощи с мягкого дивана», «Жадное сердце» , Женский аквариум» и роман «Плачь любимый муж»).
Отрывок из новеллы «Лив» «Она вдруг видит: опять он вдруг надел свою грязную зеленую рубашку. Собрался выйти машину заправить да курева купить, и у нее будто что лопнуло внутри – она останавливается на полпути между ванной и кухней и надсадно выпаливает:
– Так и будешь ходить в этой рубахе?
После его ухода, после резких выкриков воцаряется мертвая тишина, дети шмыгают мимо молча, испуганно пряча глаза…»
Гуннар Люнде (1944-). В 1967 году опубликовал сборник новелл «Бегство от бегства». Немного позже – сборник «Черный смех» и книгу стихотворений «Между тобой и мной».
Отрывок из произведения «Лобовая психическая атака»:
«…Я вхожу в аудиторию. Признаться, я волнуюсь: что-то будет? Сегодня же первый занятий. И предмет для меня незнакомый. Психологическая война. Сначала предполагалось ввести этот курс в военном училище. Но училище не изъявило особого восторга… И тогда этот курс передали в университет… Лектор, профессор Берре, входит в аудиторию. Он приземистый, плотный, с коротко остриженными седыми волосами. Лицо твердое и решительное, но глаза бегают. Он несколько раз обводит взглядом собравшихся. Затем начинает говорить…»
Кора Сандель (1880-1974). Родилась в Норвегии. Училась во Франции искусству. Потом жила в Швеции. Ее первые произведения – серия романов рассказывала о сложной женской судьбе («Альберта и Якоб», «Только Альберта»). Писатель опубликовала много сборников рассказов («Синий диван», «Животные, которых я знала», «Наша трудная жизнь» (1960).
Отрывок из произведения «Обвал»:
«…Они молча сидят у лампы. Он читает, она шьет. Молчание гнетет тяжестью невысказанного, накопившегося за весь долгий день. Оно, как ощутимая масса, становится все гуще, все плотнее, через него не пробиться… Она ниже наклоняет голову над шитьем и зло усмехается про себя. То, что было высказано за все эти годы, ничто по сравнению с невысказанным, перенесенным в горьком молчании. Надо бы и сейчас промолчать. Но настала одна из тех минут, когда ее ноша грозит рухнуть на землю…»
Эйнар Экланд (1940-). По образованию – психолог. Первые его опубликованные работы – сборники стихов («Желтый день», 1963; «Мандрагора», 1966). Позже опубликовал две книги новелл («Черное в зеленом»,1967; «Тихие часы»,1974).
Отрывок из произведения «Освобождение»:
«…Легким шагом он шел к дому. У него была красивая походка, этого они никогда не отрицали. Тут мало кто ходит так красиво, думал он. Каменная городьба по краям дороги да сыпучий песок под ногами. Можно подумать, что городьба и впрямь необходима. К примеру, скрывать ноги живущих за нею…»
Ю. Несбе – известный современный норвежский писатель. Его книги отличает напряженная, точно выстроенная интрига, яркие характеры и всегда неожиданная развязка. Успех ему принесла серия книг о детективе Харри Холе (последний роман этой серии – «Жажда». Критика отмечает главную особенность его текстов – психологическую достоверность. Я приведу отрывок из его романа «И прольется кровь». Повествование ведется от имени наемного убийцы, неудачника. Он обманул заказчика; обман раскрылся, и он вынужден бежать. Герой романа оказался на самом краю земли, где его не могли найти мстители, но неудачник все же опасается встречи с ними.
Отрывок из романа «И прольется кровь»:
«…Я снова проснулся. В дверь скреблись. Я повернулся на койке и увидел, как дверная ручка ходит вверх-вниз. «Кто там? – ответа не последовало… Это мужчина. Мощный или разозленный мужчина, потому что от силы, с которой он дергал за ручку, начали трещать крепления койки. Я взял прислоненную к стене винтовку и направил ее на дверь.
–Отвечай или я стреляю!
Звук был такой, будто доски, из которых сколочена койка, орут от боли, когда из дерева миллиметр за миллиметром выдирают большие гвозди. А потом я услышал щелчок, как будто зарядили револьвер.
Я нажал на курок. Еще раз. Еще раз. И еще раз. Три пули из магазина плюс одна из патронника вылетели наружу.
После этого стало совсем тихо.
Я затаил дыхание.
Черт! В дверь снова стали скрестись. Дверную ручку с грохотом вырвали из двери. Потом раздалось громкое жалобное мычание и такие же щелчки. И я наконец узнал их. Я открыл дверь.
Олень ушел недалеко, я увидел, что он лежит в вереске в метрах двадцати от хижины.
Я подошел к нему. Он лежал неподвижно, лишь немного шевелил головой. Дверная ручка все еще находилась у него в рогах. Чесание. Он чесал рога о дверь хижины и зацепился ими за ручку…»
Хенрик Х. Лангеланд (1972-) – норвежский писатель и литературовед, В своих произведениях писатель по-разному раскрывает свои замыслы. Книга «Реквием» (2000) основана на произведении Марселя Пруста. В 2005 году Лангеланд защитил докторскую диссертацию («Пространственные представления Марселя Пруста»). В 2010 году он опубликовал роман «Чемпионы мира».
Отрывок из романа Х. Лангеланда «Гений»:
«…Кристиан сладко потянулся и пошел в спальню переодеваться. Он снял новый костюм в серую полоску и повесил на место в шкаф. Этот костюм Тесса купила ему на новогодней распродаже в «Фернер Якобсен». Затем достал штаны и чистую фланелевую рубашку. Наверно, Ибен, их новая помощница из Дании, погладила ее совсем недавно, потому что ему казалось, что он ощущает на коже слабое влажное тепло, исходящее от ткани…»
Торе Ренберг (1972-). Его первые литературные опыты (сборник стихов,1989) были неудачными – получал отказы от издательств. Учился в Бергене литературному делу. Увлекался творчеством Марселя Пруста и был глубоко увлечен работами Гегеля. Его первая книга – «Спящий клубок» получила одобрение критики. Позже вышли из печати еще два романа – гротескный роман «Очищение» (1998) и научно-фантастический роман «Прекрасное время» (2000). Эти произведения автор считал «экспериментальными». Литературная критика отметила его роман «Человек, который любил Ингве» (2003). Этот роман можно считать автобиографическим. Продолжением этого произведения считается роман «Компания Орхейм». Творчество писателя довольно обширно – это романы, критические статьи, литература для детей, стихи.
Отрывок из романа Т. Ренберга «Шарлота Исабель Хансен»:
«…Он так и стоял, во рту было сухо, в голове – сауна. Он и поспал-то самое большее три часа. Всю ночь он пропьянствовал вместе с другими старшекурсниками, в конце концов оказался с компанией дома у Роберта Гетеборга, профессора-литературоведа, а потом – когда профессор капитулировал, сложив голову на собственный кухонный стол, – между сырного цвета ляжек Хердис Снартему…»
Карл Фроде Тиллер (1970-) – литературный дебют этого норвежского писателя состоялся в 2001 году в романе «Склон». В 2007 году писатель порадовал читателей новым романом – «Окружение». Литературные критики отмечают, что все свои работы автор пишет на «нюнорске» (новый норвежский) – на одном из двух официальных норвежских языков. Писатель имеет много литературных наград.
Отрывок из романа К. Тиллера «Замыкая круг»:
«…– Будь у нас время перед концертом, я бы попробовал порыбачить, – говорит Андерс. – Наверняка в здешней речке полно лосося!
Я оборачиваюсь, смотрю на него, усмехаюсь. Вроде бы говорит на полном серьезе, сидит на заднем сиденье, смотрит на меня, кивает направо. Вытягиваю шею, гляжу туда. В окне на другой стороне улицы вывешено объявление: “Продаются фиш-карты”, – черные округлые буквы, с наклоном вправо. Отворачиваюсь, опять смотрю в лобовое стекло…»
Литература Швеции
Для этого периода в шведской литературе заметны формирование и смена литературных школ, которые или дополняют друг друга, или стремятся уничтожить противников. Это столкновение полярных тенденций должно было поддерживаться определенным философским учением. За основу были взяты идеи швецкого философа Ханса Ларссона – рационалистическая теория интуиции, «логика поэзии» были ориентированы на преодоление рефлективности, которая не давала видеть и чувствовать окружающий мир. Это философское учение еще долго влияет на творчество шведских писателей.
В творчестве Сельмы Лагерлеф (1858-1940) видно сложное переплетение неоромантических и реалистических тенденций (роман «Чудеса антихриста», повесть «Возница»). В лучших произведениях писательницы всегда побеждает вера в силы народа и большой любви к правде («Сага о Йесте Берлинге»). Подобно Г. Х. Андерсену, который в свое время написал автобиографический роман «Сказка моей жизни», она тоже создала сказку из своей биографии, насыщенную легендами и преданиями. Сказочный сюжет, обогащен лирическими отступлениями и в ее известном произведении «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции».
Отрывок из произведения Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»:
Глава I. Лесной гном
1
В маленькой шведской деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени Нильс. С виду – мальчик как мальчик.
А сладу с ним не было ни какого.
На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост, будто хвост – это веревка от дверного колокольчика.
Так прожил он до двенадцати лет. И тут случилось с ним необыкновенное происшествие.
Вот как было дело.
Однажды в воскресенье отец с матерью собрались на ярмарку в соседнее село. Нильс не мог дождаться, когда они уйдут…»
Сивертс Пер Сигфрид (1882-1970) – шведский писатель, который отошел в своих произведениях от лирической абстракции поэтической фантазии и реалистически изображал жизнь в новых условиях. Он окончил Упсальский университет. Его самое известное произведение – роман «Селямбы» – острая сатира на корыстолюбие чиновников. Другие его произведения: «Универсальный магазин», «Иона и дракон», «Шесть бесплатных билетов» (1943) это отклик на злободневные политические и моральные проблемы.
Отрывок из произведения С. Сивертса «Пираты с острова Меларен»:
«…Георг уже понял, что все пропало. Фабиан Шольке был совсем
не в чести…
– С Фабианом Шольке? – взмахнула тряпкой фру Леонтина. – С этим бездельником! Водиться с этим олухом! Сыном таких родителей! Ведь они не стесняются пить горькую даже со своими собственными слугами! Неразборчивы же вы в друзьях!
Георг медленно поплелся к двери.
Бургомистр с трудом оторвал взгляд от бумаг и ударил молотком по столу.
– Кх… кх… Мне здесь предстоит чинить правосудие. Уведите отсюда молокососов. Да заставьте их пилить дрова, я именно этим занимался в их годы…»
Седерберг Яльмар (1869-1941) – шведский писатель с яркой реалистической направленностью в своем творчестве. Его первые произведения – сборник «Маленькие рассказы», «Заблуждение» – раскрывали социальную тему с ее этико-психологическими проблемами. В автобиографическом романе «Юность Мартина» критики отметили большое сходство с «бальзаковскими утраченными иллюзиями». В ранний период писатель создавал произведения о чистых слабых людях, которые были лишними в жестоком мире. Его роман «Доктор Глас» был написан под воздействием «Преступления и наказания» Достоевского. Автор показал историю несчастной любви Хельги и преступление Гласа. Сквозь канву психологического повествования Седерберг изображает падение морально-религиозных устоев.
Отрывок из романа Я. Седерберга «Доктор Глас»:
«…Наконец он ушел, и я двинулся дальше. Я вступил в Старый город, поднялся на Соборную горку и побрел по улочкам. Душный сумрак в узких щелях между домами, причудливые тени на стенах, Тени, которых не увидишь в наших нижних кварталах.
…Фру Грегориус. Странный визит нанесла она мне этими днями. Она пришла ко мне на прием; я очень хорошо заметил, в котором часу она пришла, точно к началу, но она сидела и ждала до самого конца, пропустив вперед себя всех, кто пришел позже. И только тогда вошла. Она краснела и запиналась. Наконец пробормотала что-то насчет того, что у нее-де болит горло. Теперь, впрочем, уже полегчало. «Лучше я зайду завтра, – сказала она. – Нынче мне некогда…»…»
Август Стрин Стриндберг (1849-1912) шведский писатель, который наиболее полно раскрыл внутренний мир своих героев. Свои искания и сомнения писатель фиксировал в дневниках, напечатанных под названиями – «Ад» и «Легенды», где часто встречаются имена Толстого и Достоевского, творчество которых он высоко ценил. Стриндберг был не только писателем, но и литературным теоретиком и философом. В одной из своих работ («Хакон – ярл, или Идеализм и реализм»), он выдвинул положение о необходимости для искусства быть ближе к действительности. Как драматург, он в своих постановках затрагивал острые социальные и этические проблемы (драма «Вольнодумец», трагедия «Отверженный»). Писатель в своих литературных произведениях («Рассказы о браке») обличает основы буржуазной семьи. Критики отмечали, что он испытывал влияние натуралистической и импрессионистической эстетики (статья «Натуралистическая драма», драма «Фрекен Юлия»). Идеи Л. Толстого были отчетливо заметны в романе «Островитяне». В романе «Исповедь безумца» Стриндберг испытывает влияние Ф. Ницше. Критики отмечали, что в позднем периоде его творчества декадентство играло значительную роль (мистицизм). В это время в его творчестве развивалось три жанрово-стилевых формы: философская драматургия, исторические драмы и социальная проза.
Отрывок из пьесы А. Стриндберга «Соната призраков»:
«…В кресле-каталке возле афишной тумбы сидит старик и читает газету; он седой, бородатый, в очках. Из-за угла появляется Молочница, в проволочной корзине у нее бутылки; она без пальто, в коричневых туфлях, черных чулках, белом беретике; снимает беретик и вешает на фонтан; утирает пот – со лба, черпает ковшом воду, пьет несколько глотков, моет руки, поправляет прическу, глядясь в воду фонтана. Слышно, как где-то на пароходе бьют склянки да органные басы в ближней церкви то и дело нарушают тишину. После минутной паузы, когда девушка уже привела себя в порядок, слева входит Студент, не выспавшийся, небритый. Направляется прямо к фонтану…»
Я специально затронул творчество писателей начала 20 века, чтобы читатели могли явственно понимать – почему литература последующего времени имеет другие критерии для ее понимания. Временной мир никогда не стоит на месте, жизнь диктует в каждый период свои законы.
В 50-60 года 20 века появилось новое поколение писателей; их мировоззрение формировалось под влиянием политического действия новых руководителей страны («холодная война»). Но это была одна сторона, другая, более прогрессивная часть, пыталась пойти по новому руслу – писать книги, в которых герои были разочарованы западной демократией. Под влиянием модернистской эстетики они обратились к исследованию психологических проблем личности. Большое влияние на этих писателей, конечно, оказало творчество Стриндберга.
Дагерман Стиг Хальвард (1923-1954) – шведский писатель, в работах которого была отражена атмосфера всеобщего страха и отчаяния (роман «Змея», 1945). Взаимную отчужденность людей писатель показал в романе «Остров обреченных» (1946) и драме «Осужденный на смерть» (1948). Психологическое мастерство критики отмечают в произведениях: в сборнике рассказов «Ночные игры», в романе «Свадебные хлопоты».
Страх, витавший над людьми в это время, сумел передать в своих стихах Э. Линдегрен (сборник «Человек без дороги»,1942).
Линдегрен Эрик Юхан (1910-1968) – известный шведский поэт. В своих стихах 30-40-ых годов он отразил смятение человека в хаосе военного времени. Стихи 50-х годов (сб. «Сюиты» и «Зимняя жертва») немного отличаются от прежних некоторым светлым настроением.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.