Полная версия
Всемирная история в зеркале каббалы
3. Альтруизм в природе и обществе?
И все-таки правильно ли называть ведущие силы эволюции альтруизмом и эгоизмом? Ведь эти понятия обычно распространяются исключительно на сферу человеческих отношений. Действительно, только человек способен делать выбор между добром и злом, между любовью к ближнему, стремлением действовать на благо других людей или жить для себя, преследуя исключительно собственную выгоду, между желанием отдавать или отнимать.
Все остальные живые существа, населяющие Землю, не обладают сознанием и, соответственно, свободой воли и нравственностью. Их поведение стереотипно, ибо детерминировано инстинктивными, генетически заложенными и передающимися из поколения в поколение биологическими программами самосохранения, продолжения рода, обеспечения пищей и реагирования на вызовы окружающей среды.
Хорошо известно, что природа – вне морали, во всяком случае, в том смысле, который мы вкладываем в слово «мораль». На «равнодушную» природу, разумеется, нельзя прямо экстраполировать понятия «добро» и «зло», «альтруизм» и «эгоизм», выработанные и выстраданные человечеством в процессе его развития, нельзя приписывать ей человеческие качества – милосердие или жестокость. Такие экстраполяции – одно из стойких человеческих заблуждений, воспроизводящееся из века в век, несмотря на огромную цену, которую всякий раз приходится платить за детское желание видеть в природе свое отражение.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Э. Ласло в: С. Гроф, Э. Ласло, П. Рассел. Революция сознания. Трансатлантический диалог. М.: 2004, с. 14–15.
2
См., например: Пантин В. И. Мировые циклы и перспективы России в первой половине XXI века: Основные вызовы и возможные ответы. Дубна, 2009. С. 127.
3
Капра Ф. Дао физики. М., 2008. С. 342.
4
Крушанов А. А. Современный образ мира: признаки скрытой виртуализации // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М., 2004. С. 108–143. См. также: Актуальные проблемы философии науки. М., 2007.
5
См., например: Лайтман М., Розин В. М. Каббала в контексте истории и современности. М., 2006; Аршинов В. И., Лайтман М., Свирский Я. И. Сфирот познания. М., 2007; Лайтман М., Ласло Э. Вавилонская башня – последний ярус. Иерусалим, 2007; Лайтман М. Каббала и квантовая физика. М., 2008.
6
См.: Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994. О современном статусе глобального эволюционизма. М., 1986. Родин С. Н. Идея коэволюции. Новосибирск, 1991. Уилбер К. Краткая история всего. М., 2006. Laszlo E. Evolution. The Grand Synthesis. Boston, 1987. Jantsch E. The Self-organizing Universe. N.Y., 1980. Spier F. The Structure of Big History: From the Big Bang until Today. Amsterdam, 1996.
7
Назаретян А. П. Универсальная (Большая) история – учебный курс и поле междисциплинарного сотрудничества // Вопросы философии. 2004, № 6. С. 70–71.
8
Pribram K. The Holographic Hypothesis of Brain Functioning // Ancient Wisdom, Modern Science. (S. Grof ed.). N.Y., 1984. P. 178.
9
Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. СПб., 2002. С. 109, 235–236.
10
Торчинов Е. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., 2007. С. 351.
11
Spenser H. First Principles. L., 1963. P. 216.
12
Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. СПб., 1991. С. 67.
13
Darwin Ch. The Descent of Man. L., 1871. Цит. по: Орлова Э. А. История антропологических учений. М., 2010. С. 134.
14
Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Указ. соч. С. 6, 99. См. также: Родин С. Н. Указ. соч.