bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

В «Бэндова»[16] мастера Догэна написано: «Если мы отбросим всю совершенную практику, изначальное сё или опыт наполнит наши руки. Если мы выйдем за пределы этого изначального опыта, практика будет работать во всем нашем теле-духе». Если мы допустим ошибку и разместим опыт сатори во времени, пространство, отделяющее нас от истинного понимания Пути, будет так же велико, как пространство, отделяющее небо от земли. Это означает, что сатори избегает того, кто думает, что достиг его, и кто в действительности продолжает размышлять о привязанности и достижении.

Тэнти кэнкаку – это разделение неба и земли. Мастер Сосан в сборнике стихов «Синдзинмэй» объясняет это выражение следующим образом:

На великом Пути нет трудного,Только избегай выбора!Лишь когда ты чужд любви и ненависти,Он возникает перед тобой в полной ясности.Отступи от него на волосок,И глубокая пропасть разделит небо и землю.

Над входом в додзё часто вешают табличку с такой надписью: «Думай о том, куда ставишь ноги». Первое, что вы делаете в додзё, – это снимаете и аккуратно ставите обувь, а затем с вниманием к каждой детали переодеваетесь в доги или хакама. Те, кто не в состоянии должным образом выполнять эти простые, но важные действия, также не способны практиковать истинное будо, даже если они ходят в додзё по десять лет. Есть такие люди, которые делают неловкие движения, разбивают и переворачивают предметы везде, где они находятся. Дзансин – это дух последней бдительности, последнего внимания. Дзан означает «то, что остается, бдительность, резерв». Син – дух. Поэтому сочетание этих слов означает внимательность, которую нужно поддерживать до самого конца каждого выполняемого действия. Выражение дзансин также иногда можно интерпретировать как «смотреть на себя в зеркало». Некоторые пытаются улучшить только выражение лица, это нетрудно. Улучшить свой дух гораздо сложнее. Истинный дух будо заключается в концентрации на каждом действии жизни, глубоком размышлении, понимании и улучшении его. Будо не ограничивается стенами додзё. Мастер должен наставлять учеников, чтобы те всегда соблюдали принцип дзансин. Многие ученики вначале стараются следовать дзансин, но потом уходят из будо или становятся слишком расслабленными, пренебрегая внимательностью. Наше отношение к жизни должно отражать сатори и выражать бесконечную природу пробуждения. Термин «сатори» происходит из дзэн и часто используется будока. Что именно он означает? Сатори, о котором говорит мастер Догэн, не является просветлением и не имеет абсолютно ничего общего с умственной активностью, домыслами или воображением. В Сото дзэн сатори – это пробуждение через единые тело и дух. Состояние тела влияет на дух. То же самое касается повседневной жизни, где вы всегда должны быть себе хозяином. Поэтому нужно сохранить этот дух новичка, дух внимательности и концентрации, преданности, веры и полного доверия, который у нас был в начале пути. Следует время от времени всматриваться в прошлое и размышлять о нем. Благодаря рефлексии мы можем найти себя в космическом порядке и достичь пробуждения в полной гармонии с космическим законом.

Настоящий мастер

Мастер Догэн сказал: «До тех пор пока мы, не понимая самих себя, занимаемся только собственным „я“, мы будем легкомысленно учить других и можем ввести их в заблуждение. Это достойно сожаления, но если сам мастер не способен осознать свою ошибку, как смогут ученики различить правду и ложь?»

Учитель, независимо от возраста, должен сам постичь истинный закон и получить подтверждение от настоящего мастера. Неважно, какие интеллектуальные идеи он высказал, неважно, какие победы одержал и каких разрядов достиг. Он должен обладать необычайной энергией и волей, выходящей за все пределы. «Настоящим мастером является тот, кто не привязывается к точке зрения „я“ и не останавливается на чувственном познании, тот, чьи действия и знания обогащают друг друга».

В прежние времена мастера, которые не понимали своей истинной природы и у которых были сомнения, никого не могли учить. Сегодня такие люди дают учение, ограничиваясь исключительно вещами поверхностными, техничными, и вводят целые поколения своих преемников в заблуждение. Настоящий мастер должен распознать свою истинную природу и использовать правильные методы, обучая Пути.

Спортивные соревнования сами по себе не являются чем-то плохим. Однако в названии многих боевых искусств есть суффикс «до», означающий Путь. Поэтому и нужно обучать Пути. В противном случае как ученики отличат додзё от спортивного клуба? Многие люди испытывают разочарование, когда не находят в додзё истинного мастера Пути. К сожалению, молодые мастера с черными поясами утратили способность отличить истинный Путь от ложного. Такие учителя опасны. Они верят, что являются наследниками древних мастеров, и обучают только работе с телом, лишенной подлинного смысла и далекой от истинного Пути. Поэтому, если вы не можете найти настоящего мастера, лучше не практиковать будо.

Так как же практиковать будо? Как обучает настоящий мастер? Здесь нужно быть очень внимательным. Если мы действительно практикуем боевые искусства – это дзюцу до, путь искусства. В боевых искусствах люди часто ищут славы, почестей, побед. Трудно развивать дух мусётоку, то есть практиковать без цели и выгоды. Будо – это путь реализации изначального и чистого духа. Будо нужно практиковать ради будо. Нужно уметь отличать листья от корня. Которым является сама практика будо.

Мастер Догэн так пишет о настоящем мастере: «Его возраст не важен. Даже молодые люди могут быть мастерами, а старые – ничего не понимать. Но он должен проникнуть в истинный закон, настоящее будо за пределами будо. Он должен точно и глубоко понять дзэн. Это самое главное».

Передача пояса очень важна. В зависимости от мастера, передавшего пояс, он может быть настоящим или фальшивым. Если вы носите пояс или хакама и стали учителем – это малая передача, подготовительная ступень перед большой передачей. Вы еще не стали мастером. Нельзя стать мастером по собственному желанию – нужно разрешение. В противном случае будо деформируется, становится только боевым искусством. Сегодня так происходит в большинстве случаев.

Вместе с постижением истинной Дхармы мы обретаем полное понимание. В настоящее время комиссии присуждают разряды. Это большая ошибка. Комиссия не может понять дух претендента на разряд. Его может понять только мастер, который работает с учеником каждый день. Комиссия присуждает разряды, исходя из результатов соревнований и оценивая технику практикующего. Но этого недостаточно. Настоящий пояс не может быть передан таким образом. Пояс не является наградой, полученной после экзамена.

«Мастер должен обладать необычайной энергией».

Нужна не только необычайная энергия, но также большой талант и способность учить других. Кроме того, мастеру необходимы здоровье и сила, как физическая, так и духовная, потому что движение тела, совершаемое без энергии духа, будет изнуряющим и неэффективным. Нужно каждый день давать учение, и поэтому следует изучать не только будо, но и старые тексты, чтобы обладать широкими знаниями. Мастер должен уметь направлять учеников на безграничный Путь, чтобы их уважали во всех сферах жизни. Таково настоящее обучение будо. Будо, которое останавливается только на будо, становится жестким и ограниченным. Настоящее будо – это целая жизнь.

«Мастер должен иметь волю, выходящую за все пределы».

Требуется сильная воля, чтобы справиться со всеми обязанностями мастера. Он должен не только обучать в додзё, но также знать прошлое своих учеников, чтобы вести их в соответствии с их характером, кармой и естественной предрасположенностью к следованию Пути.

«Мастер не должен привязываться к своему эго».

Не следует привязываться к личным и догматичным мнениям. Это очень важно для настоящего мастера. Всегда нужно следовать срединному пути, пути равновесия, не отклоняясь от него и не создавая дуальностей.

Глава 2

«Доккодо»

Семь принципов и двадцать одно правило духа бусидо

Бусидо – Путь самурая – возник благодаря соединению буддизма и синтоизма. Его основные принципы можно представить в семи пунктах:


1. Ги – правильное решение, правильное положение.

2. Ю – мужество, окрашенное героизмом.

3. Ин – универсальная любовь, доброжелательность ко всем людям.

4. Рэй – правильное поведение.

5. Макото – абсолютная искренность.

6. Мелё – честь и хвала.

7. Тюги – набожность, праведность.


Бусидо и буддизм влияли друг на друга. Благодаря буддизму в бусидо появились новые элементы:


1. Умиротворение чувств.

2. Спокойное послушание тому, что неизбежно.

3. Владение собой в столкновении с любым событием.

4. Отсутствие привязанности к жизни.

5. Благородная бедность.


«Доккодо» – это трактат, в котором передана суть бусидо, написанный Миямото Мусаси[17]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Сюй Да (кит. тр. Hsu-Tah) – мастер чань, живший в ХХ веке в Китае, вдали от больших городов. Сюй Да был монахом Шаолиня, но в последние годы жизни практиковал только медитацию. Сюэн Нон (кит. тр. Hsueng-Nong) был учеником Сюй Да и в 1960-х годах переехал во Францию и в центре Парижа открыл зал для практики боевых искусств.

2

Значения терминов см. в глоссарии в конце книги.

3

Хиракадзу Кобаяси (яп. тр. Kobayashi Hirokazu, 1929–1998) – знаменитый ученик великого мастера Уэсибы, основателя айкидо.

4

Юно (яп. тр. Yuno, XX век) – самурай и великий мастер меча (кэн-дзюцу и иайдо). Был другом мастера дзэн Дэсимару.

5

Мураками (яп. тр. Murakami, XX век) – мастер вадо-рю и сётокан каратэ.

6

Эйхей Догэн (яп. тр. Eihei Dōgen, 1200–1253) – японский патриарх дзэн. Основатель школы Сото-сю в Японии.

7

«Дзадзэн син» (яп. тр. zazen shin) – «Игла дзадзэн», двенадцатая книга из «Сёбогэндзо», написана в 1242 году.

8

Сосан (яп. тр. Sōsan, кит. тр. Jianzhi Sengcan, VI–VII века) – третий патриарх чань (дзэн) в Китае.

9

«Синдзинмэй» (яп. тр. Shinjinmei, кит. тр. Xinxin Ming) – «Записи о вере в ум-сердце», считается одним из древнейших текстов школы чань.

10

Тайсэн Дэсимару (яп. тр. Deshimaru Taisen, 1914–1982) – ученик великого мастера Кодо Саваки. Известен тем, что распространил и адаптировал учение школы Сото-сю в Европе.

11

Кодо Саваки (яп. тр. Sawaki Kōdō, 1880–1965) – учитель школы Сото-сю в Японии. Один из самых известных мастеров дзэн ХХ века.

12

Майстер Экхарт (1260–1328) – немецкий теолог, философ и мистик.

13

Первичный мозг (архаичный мозг, рептильный мозг) – отделы мозга человека, отвечающие за базовые, неосознаваемые функции жизнедеятельности организма: дыхание, кровообращение, мышечные реакции, сон.

14

Морихэй Уэсиба (яп. тр. Morihei Ueshiba, 1883–1969) – духовный мастер, основатель школы айкидо.

15

«Гакудо ёдзин-сю» (яп. тр. Gakudo yojin-shu, «Наставления по изучения Пути») – короткое сочинение Догэна из десяти пунктов, руководство для практикующих. Часть большего сочинения «Луна в капле росы».

16

«Бэндова» (яп. тр. Bendōwa, «Разговор о практике Пути») – одно из самых ранних сочинений Догэна, написанное им по возвращении из Китая. В нем описывается и объясняется практика сидячей медитации – дзадзэн.

17

Миямото Мусаси (яп. тр. Miyamoto Musashi, 1584–1645) – известный японский самурай, знаменитый своей уникальной техникой сражения двумя мечами и считавшийся непобедимым. В последние годы своей жизни написал «Книгу пяти колец» («Горин-но сё») и «Доккодо».

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2