bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Нина Гайкова

Душа любви взыскует

Предисловие.

В этих, далеко не совершенных очерках, отразилась попытка передать чувство верующей души от соприкосновения со Святостью. Тема неисчерпаема, потому останавливаюсь только на тех местах, которые связаны с историческими районами Москвы, местами, где приходилось бывать не один раз – в том числе и по причине близости к месту проживания. Оттого и объединены очерки в некий «цикл» – нельзя же жизнь, тем более, жизнь духовную разделить на «составляющие», «разрезать на кусочки» – «разъять на атомы».

По соображениям этическим ни одно имя не названо – думаю, – незачем.

И ещё, все иллюстрации, скорее, отражают суть того, о чём говорится, но не являются точными копиями храмовых святынь – по разным причинам, прежде всего из-за невозможности найти все необходимые изображения.

Итак, представляю на суд цикл очерков…

Очерк первый. Музыка Вечной Жизни или Гимн Воскресшему

Наверное, нет на земле человека, хоть раз в жизни не внимавшего многоголосию птичьего хора на рассвете, когда кажется, что поёт всё мироздание! И вот сейчас птичий хор тоже наполняет вселенную удивительным созвучием – столь разных и всё же являющих собою нераздельное единство голосов! Только теперь не рассвет – а освещённая светлыми, радостными звёздами весенняя ночь!

Кажется, «песня» неба, «музыка» небесных сфер и движения земли, о которой говорили ещё мудрые эллины, а потом и Отцы Церкви, «льётся» на землю, – и пробуждающаяся природа вторит Небесам многоголосием птичьего хора.

А разве может быть иначе?! Ночь-то сегодня особенная – Самая Главная в году! Уже пропели «Христос Воскресе» – и вся природа – луна и звёзды, редкие и лёгкие, похожие на каких-то причудливых существ облачка, деревья с набухшими почками и пробивающаяся из земли травка, отражающая небо гладь прудов, птичье многогласие и разливающийся в ночном воздухе колокольный       звон – всё словно вторит церковному хору! Всех соединяет Великая Радость, дарованная Спасителем!

«Хор светил, живой и дружный, кругом раскинувшись, дрожал», «Песня с неба, как бывало», – написал великий А.А.Фет. И, здесь, у деревянного храма, в одном из самых известных старинных московских парков образы, созданные боговдохновенной русской поэзией, становятся не только духовной, но и физически ощутимой реальностью!

Музыка мироздания! Она не только вселяет радость в душу, но и невольно наводит на мысли о сути бытия. Кто «научил» птиц петь таким слаженным хором?! Кто этот виртуозный «дирижёр», благодаря которому звучит над мирозданием преисполненная радости «симфония»?!

А ещё удивительно, необъяснимо, непостижимо, что до полуночи, до – возгласа «Христос Воскресе» не было этого торжествующего созвучия! Птицы словно «готовились», как готовится к главной службе церковный хор. Разве уже одно это не говорит о Едином Творце, с любовью создавшем всё окружающее нас; о «разумной» душе мироздания; о том, что «Дух дышит, где хочет»?! Неслучайно даже в годы внушаемого народу материализма некоторые учёные в конце концов приходили к «выводу» о «Единой Руке», сотворившей весь мир!… Да только тем, кто с радостью отвечает: «Воистину Воскресе», никаких «доказательств» не нужно!

Над старинным московским парком раздался мощный удар колокола – и звон наполнил собою весь ночной воздух! И «плывёт» колокольный звон над землёю, как плывут по небу облака. Кажется: немного подальше «сольётся» он со звоном колоколов большого храма, что недалеко от метро, – и «полетят» они к звоннице храма больничного, а потом «вольются» в торжествующий хор и колокола того храма, в котором стоит спасённый русскими десантниками Крест – тогда, в Сербии. И полетит звон всё дальше и дальше, неся людям Благую Весть Воскресения…

«Звон колокольный пронзает столетия» – как удивительно выразил иеромонах Роман чувство верующей души, устремлённой ввысь – вослед за «пением» колоколов! Звон «пронзает» и каждую душу – находящихся здесь, рядом со звонницей, и дай Бог – не только. Колокольный звон очищает, исцеляет – оттого-то и звонари почти никогда не болеют.

«Хоть под колокольный звон пойду» – говорил в старину человек – и не верить ему не могли. И даже родившийся в эпоху воинствующего безбожия Н.М.Рубцов воскликнул однажды: «Колокольцем каждым в душу»!

Колокольный звон, без которого нет России, нет Светой Руси!. Это – ведь тоже музыка – музыка древняя, живая связь времён, единство дольнего с горним! А ещё так «похож» колокол на человека – язык, уши, плечи! Но главное, что он не просто уникальный инструмент. Колокол – «Глас Божий»! …

А звонницу строили, как в старину, всем миром, внося свою, порою очень скромную лепту – но зато от всего сердца, от всего благочестивого помышления. Оттого-то ещё сильнее проникаешься здесь чувством соборного единства, ощущением нераздельной связи со всем происходящим в Святую Ночь – на окраине парка у деревянного храма – и не только. Каждый из нас – частичка, капелька, песчинка бесконечного и вечного мироздания! И Великой Руси! Именно «частичка», а не ничтожная пылинка, не безликий «винтик» при всей своей малости …

«Музыкальное воспитание очищает душу и подготавливает её к принятию впечатлений из духовного мира» – одна из мудрых мыслей Оптинских Старцев, икона которых находится в левом приделе. «Впечатление» – значит – «печать» – на сердце, на разуме. И «ставит» её Сам Создатель, когда внимает благочестивая душа музыке мироздания, колокольному гласу. И когда звучит в православных храмах общенародное пение! Оттого и боится дьявол поющего христианина!

Конечно, боговдохновенны и образы, созданные кистью или словом, если в них, как говорил наш великий мыслитель, «проносятся веянья Духа Божьего»; да только речь сейчас именно о музыке – Музыке в Самом Высоком Смысле. Музыке, звучащей над всей пробудившейся и «недремлющей» в Святую Ночь природой! И звучит, «льётся», «наплывает» она отовсюду! …

Но оставим пока ненадолго и удивительный деревянный Храм, и звонницу на окраине парка. (Может быть, кто-то уж и догадался, какой именно храм и в каком парке). И мысли свои направим к этим святым словам.

«Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его. Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его. Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех. Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе. Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. Всякое дыхание да хвалит Господа».

Боговдохновенная Псалтирь, к которой и у Богослужения, и у боговдохновенного искусства отношение совершенно особое! Прочитав внимательно 150 псалом, можно многое узнать о том, какие музыкальные инструменты были у людей в те далёкие времена – однако самое важное – ещё раз «уразуметь сакральное их предназначение. Неслучайно же в течение многих и многих веков «служила» музыка только религиозному культу (не только христианскому) – и потому излишняя расслабляющая «сладость» никогда в христианской традиции не считалась большим достоинством…

Конечно, мы православные – и в наших храмах единственный «музыкальный инструмент» – возносящийся к небу голос, «обоженное человеческое тело», как писали русские исследователи.

Но разве может верующее сердце не трепетать при звучании органных «раскатов» великого И.С.Баха?! Истинного христианина, сокрушающегося, что в детях часто воспитывают не искреннюю любовь к Создателю Нашему, а лишь держащееся на страхе «юридическое» почитание! Разве может сердце не внимать хору, славящему Родившегося в яслях Бога Младенца, или не переполняться возвышающей радостью Воскресенья, слыша «Аллилуйа» из оратории великого Г.Ф.Генделя?! (Да и «Аллилуйа» звучит почти одинаково и на церковнославянском, и на латыни). Ради создания этого шедевра исцелил Господь почти уже умирающего композитора, даровав ещё почти двадцать лет жизни. Исцелил в Страстную Субботу, а когда пришёл срок, призвал раба Своего тоже накануне Главного для всех христиан Праздника! И как не проникнуться светлым чувством прозревшего, просветлённого народа, возносящего небу слова «Лети же мысль моя, на крыльях золотых» в финале великой оперы Дж. Верди?! Этот боговдохновенный труд тоже явил Господь во спасение потерявшему в эпидемию всю семью композитору!

Незатейливая деревянная дудочка, а может быть, свирель или флейта в руках Орфея примирила диких зверей в одной из самых красивых и преисполненных мудрости легенд.

Музыка победила злобу, ярость, вражду! Есть в русской философии такие удивительно ёмкие слова: «сверхнациональное» и «сверхвременное» – так вот они прежде всего о музыке!

«Всякое дыхание да хвалит Господа»! И когда двенадцатилетнего Иоганна Штрауса учитель застал за исполнением одного из вальсов на органе, на замечание наставника чистый сердцем ребёнок ответил: «Я прославляю Бога в той форме, в которой умею»!

«Всякое дыхание да хвалит Господа»! И великие оратории Г.Ф.Генделя и Й. Гайдна «выходят» из церковных стен на сцены концертных залов, чтобы люди вспомнили о Христе и не превращались в незнающих Христа язычников!

«Всякое дыхание да хвалит Господа»! И создал русский народ великое множество благочестивых песен о житейском море и о Книге Голубиной, о слезах покаяния, о Заступничестве Пресвятой Богородицы и Воскресшем Спасителе!

«Всякое дыхание да хвалит Господа»! И напрасно беснуется один из самых ярых советских богоборцев, думая, что в его силах уничтожить пение колоколов, созданные благочестивым русским народом богогласники и церковную музыку! Благодаря неимоверной изобретательности истинно русских музыкантов, всё равно звучат православные песнопения со сцены, пусть и называясь по-иному!

Живоносный Источник нельзя ни засыпать, ни заасфальтировать, ни взорвать!

«Всякое дыхание да хвалит Господа»! И духовные песнопения звучат на государственном экзамене в Московской Консерватории – и слёзы радости на глазах слушающих. А народу столько, что сидеть кому-то приходится на подоконниках! Нельзя убить душу России, «заткнуть рот», заставить её «замолчать»!

«Всякое дыхание да хвалит Господа»! И вот уже в двадцать первом веке весь Большой Зал Московской Консерватории стоя слушает сопровождаемый оркестром финальный хор оратории «Страсти по Матфею» хорошо известного и всеми уважаемого Московского Митрополита, вторя про себя «Господи, Слава Тебе».

«Всякое дыхание да хвалит Господа»! И поёт вся Россия – и с песней воскресает душа! «Русь ещё жива, Русь ещё поёт», – можно ли вернее выразить и все посланные Родине нашей испытания, и русскую соборность, и победу над злом?! Поёт Святая Русь! Поёт звенящими голосами птиц, мощными голосами колоколов и радостными голосами верующих. Поёт Славу Воскресшему Спасителю, крестными муками избавившего мир от жала смерти!

Христос Воскресе!!!

Очерк второй.

Спасение от нравственного

помешательства.

Глава Первая. Явленный во спасение миру.

«Торжествующие созвучия», как написал известный философ и поэт Серебряного века, звучат в Святую Ночь повсюду – а мы снова возвращаемся к деревянному храму на окраине старинного московского парка… Сокольники. Но прежде, чем назвать имя святого, в честь которого храм возведён, перенесёмся мысленно в очень непростой для Русской Церкви век восемнадцатый… Росчерк пера – и вот лишена Россия одного из главных достояний своих – Патриаршества.

Но как будто бы в «противовес» свершившемуся беззаконию вскоре в наш грешный мир приходят те, без кого нельзя представить Православную Церковь. И один из них – мальчик Тимофей – будущий Святитель Тихон Задонский. В честь этого Великого Святого и возведён удивительный деревянный храм на окраине Сокольников. Возведён уже во второй половине века девятнадцатого на пожертвования купцов – а потом уж, как водится, разрушен большевиками и возрождён вместе с сонмом других святынь в конце века двадцатого. Святыня сия словно нарочно сокрыта деревьями от случайного взгляда, от праздного любопытства, от греховного веселья, которому, увы, некоторые считают возможным предаваться, отправляясь на прогулку в парк.

Святитель Тихон Воронежский и Задонский! Лишь одним боговдохновенным словом твоим вразумились те, которые, называя себе христианами, стали по неразумению и недостатку благочестия творить нечестивые языческие обряды – «бесовское игрище», как поётся в акафисте. Опомнившись, сами прибежали они просить у тебя прощения – и коленопреклонённые, омывали грех свой слезами покаяния! А сколько «бесовских игрищ» развелось ныне, в том числе на телевидении – и никто не приходит с покаянием! Святителю Отче Тихоне! Вразуми нас, неразумных! Не дай утонуть в бездне насаждаемого безумия и разврата!

А ещё для вразумления оставил ты русским людям множество трудов – о предназначении семьи, ответственности отца за чад, и о том, что Церковь – «духовная лечебница».

Святителю Отче Тихоне! Пошли нам осознания того, что все мы в ответе друг за друга!

Святитель Тихон Задонский! Вместе с Оптинским Старцем Амвросий вошёл он в художественную литератору в образе Старца Зосимы в «Братьях Карамазовых».

А значит, благодаря боговдохновенному писательскому труду, через года ощутили и мы, сами того не осознавая, благочестивое влияние, а может быть даже, – и благословение заступников Земли Русской.

Батюшка Тихон! К тебе обращено великое множество молитв за душевнобольных. Несколько лет назад накануне Дня Пресвятой Троицы в один из скорбных стационаров было передано несколько икон Святого – а благочестивый охранник передал их в отделения. Передано и для исцеления больных, и, возможно, для покаяния тех врачей, которые забыв о главной заповеди, использовали во зло свои знания и имеющуюся над пациентами власть. (Да как вообще врач, касающийся души, может не быть верующим?!).

Просят тебя, милосердного, вразумить и тех, с которыми, как писали в самом начале двадцатого века, случилось «нравственное помешательство»; просят уберечь неразумных от наваждений, от заблуждений, от соблазнов!

Благодаря незримой помощи твоей вдруг сами собою находятся слова – и вот уже можно вразумить не желавшего ничего слушать и понимать собеседника!

А однажды заступничеством Святителя, и, конечно, Пресвятой Богородицы, был побеждён недуг, чуть не доведший человека до инвалидности! Наверное, не однажды – да не всё открывает нам Господь по Великой Мудрости Своей!

Святителю Отче Тихоне! Моли Милосердного Господа, чтобы вразумил нас, неразумных и заблуждающихся – и дал нам прозрения! …

Глава вторая. Благочестивый Помощник.

А ещё в Храме есть два придела – Святой Равноапостольной Княгини Ольги и Преподобного Серафима Саровского…

Летом 2010 года, когда казалось, что языки адова пламени уже касаются каждого, в День Памяти Батюшки Серафима во время крестного хода вдруг пошёл дождик над сим благословенным местом!

Великие Святые, Угодники Божии, Заступники Святой Руси, молите Бога о нас, о многострадальном Отечестве нашем! …

Отчего же именно сейчас, за Пасхальной Службой, вспоминается всё здесь когда-то произошедшее?! Оттого, наверное, что Ночь Эта Самая Главная, словно «подводящая некие итого» духовной жизни за прошедший год – и не только – прошедший…

И батюшка здесь удивительный! При одном только взгляде на него невольно вспоминается всё лучшее, что было в служителях Русской Церкви – ещё тогда, до главной русской трагедии. Оживают образы, созданные И.С.Шмелёвым или С.А.Нилусом.

О таких говорят, что человек «светится изнутри». Удивительная доброта, умение понять и вразумить без назиданий! Каждую неделю молебен с чтением акафиста Святителю Тихону Задонскому, а в дни Великого Поста Последование ко Святому Причастию.

Читают сами прихожане – каждый понемногу, соединяясь потом в хвалебном пении. А после проповедь с обращением к поэзии! И благословение каждого в храме пребывающего! …

А однажды, когда тысячи верующих стояли к Поясу Богородицы, одна из прихожанок рассказывала рядом стоящим об этом удивительном батюшке… И вдруг идёт он вдоль многокилометровой очереди и всех благословляет! …

И ещё, наверное, для многих, в храм этот приходящих, неотделим батюшка от самого Святителя Тихона – это невозможно объяснить – можно только почувствовать! …

В ту Пасхальную Ночь батюшка предстоял в облачениях разного цвета поочерёдно, словно являя в зримых образах все праздники – как непривычно, удивительно, словно реальность бытия уже иная! Словно в этом «действе» воплотилось Само Лето Господне и «проходило» перед глазами каждого молящегося! Ведь Воскресение Христово – Праздников Праздник! … В этом храме всегда великое множество молящихся, а уж в Святую Ночь – особенно. И замечательно, что много детей. И тех, что вместе с родителями внимают льющимся с амвона святым словам Пасхальной Радости, и тех, что по малолетству ещё спят на руках у родителей…

Святителю Отче Тихоне, сохрани детей наших от растления, от роковых заблуждений, от нравственных недугов!

Святителю Отче Тихоне, моли Бога о нас грешных! …

А ещё… просто невозможно не вспомнить в Святую Ночь о том, что порою так походит на сказку, однако свершается на самом деле – в нашей земной жизни…

Очерк третий.

Омофор Богородицы

над Москвой и Россиею.

Глава первая. Вхождение.

Восточный округ нашей столицы самый большой и самый удивительный. Чем же он удивителен? Тем, что одна его часть «преисполнена» чудотворными образами, местами особой благодати, как это небольшое «владение» Угодника Божьего Тихона. Преисполнена исторической памятью, от Святости неотделимой. Другая же (к счастью, не очень большая) безликая, безблагодатная. Там не увидишь ни одного храма – и похожие один на другой дома словно сжимают вокруг нас своё каменное «кольцо». В таких местах даже природа вызывает порою какое-то тревожное, мистическое чувство – словно притаились где-то, как змеи в траве, невидимые глазу языческие капища. Слава Богу, что в последнее время возводимые повсюду православные храмы, хоть и медленно, но всё же постепенно вытесняют этот безблагодатный вакуум … Но, конечно, в Святую Ночь вспоминается всё лучшее, всё, что являет нам Милосердие Божие, Заступничество Пресвятой Богородицы и Сонма Святых…

Глава вторая. Радосте наша.

В Северном Измайлове, в стороне от шумных магистралей, за кладбищем, возвышается Храм Рождества Христова, в годы власти беснующихся атеистов чудом избежавший трагической участи многих святынь. Такой «оазис» среди подступивших вплотную высоток! А в правом приделе выше человеческого роста икона Матери Божией Иерусалимская.

О служении здесь много лет назад Отца Иоанна (Крестьянкина), о заступничестве Пресвятой Богородицы чрез Чудотворный Образ Её и в веке восемнадцатом, и в годы Великой Отечественной войны многим хорошо известно – и истинно верующий никогда не станет в том сомневаться…

А вот начало века двадцать первого… Конечно, события иного «масштаба», но столь важные в жизни простого человека! Во время молитвы перед Иерусалимской иконой у преподавателя колледжа восстанавливается голос – закололо что-то в горле – и ушёл мешающий работать недуг! А говорили, не меньше месяца понадобится! Что значило это чудесное исцеление для того, чей голос – «орудие труда», да ещё и в преддверии множества литературных конференций, объяснять, думаю, незачем! А в другой раз по молитве Пресвятой Богородицы у одной женщины исцелился сын – прошла опухоль – исчезла сразу после того, как мама отстояла пред Иконой службу! И одного водителя спасла Пресвятая Богородица от ампутации ноги до колена по молитве супруги его пред тем же Образом Это, конечно, – лишь маленькая «капелька» Заступничества Матери Божией за нас, грешных! И вообще, пребывая здесь, почи физически ощущаешь, как Чудотворный Образ словно «притягивает» к себе, – и так не хочется от него уходить!

Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали!

Глава третья. Владычице мира.

А теперь перенесёмся в ту часть Измайлова, где в названия исторические словно «клином врезаются» те, что связаны с не слишком понятным русскому сознанию праздником Первого мая…

В одном из обычных дворов вдруг открывается взору ещё один духовный «оазис» или «островок» Святости. Небольшой Храм в честь Иконы Пресвятой Богородицы – Песчанская. По Промыслу Божьему тогда, в разрушительные и развращающие девяностые, не один год пустующее здание бывшего ведомственного детского сада чудом не досталось потерявшим стыд дельцам и не стало очередным местом сомнительных утех, а вместило в себя Святыню! Чудотворный Список Иконы, находящейся теперь в другом государстве! Спасибо Святителю Иоасафу Белгородскому за обретённую им по Милости Божией Святыню! А изображение самого Святителя и частичка святых мощей его рядом с Чудотворным Образом Пресвятой Богородицы. И такой благодатью, такой духовной радостью наполняется душа после водосвятного молебна с пением Акфиста пресвятой Богородице! …

Песчанский Образ, Святитель Иоасаф, этот храм около Измайловского парка – ещё один пример кровного, Самим Творцом дарованного единства славянских народов, несмотря ни на какие козни лукавого!…

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу