Полная версия
Как выжить и провести время с пользой в тюрьме. Часть 1
История возникновения книги
Должен сказать, что мысли писать книгу о тюрьме не было. Было желание поделиться своим мировоззрением. И избавиться от навязчивых воспоминаний, связанных с заключением. Таким образом, возникла интернет рассылка "Как выжить и провести время с пользой в тюрьме". Интерес к ней превзошел все мои ожидания – почти сразу подписалось около 2000 человек, сейчас общее количество достигло 12000. Пошли письма, образовались еще две рассылки – одна для вопросов-ответов, другая – для рассказов о тюрьме других авторов. Появился сайт www.tyurem.net . Так и протащила меня судьба до момента, когда не издать книгу уже было невозможно – она незаметно для меня самого оказалась написанной.
С историей написания связана и форма, и стиль изложения, несколько необычная для книг – повествование перемежается вопросами, замечаниями, откликами (не всегда положительными) читателей, моими на них ответами. Что поделаешь – интернет вплетается в нашу жизнь все больше…
Я попытался, было, представить эту книгу без писем… Но не получилось… Вот как написал один из читателей:
Здравствуйте, уважаемый Виталий!
Безусловно, письма нужны. Когда читаешь опубликованные письма, то мне представляется все настолько реальным, что в некоторые моменты "волосы дыбом становятся!".
Я простой инженер. И про тюрьмы, заключенных знал только по фильмам и книжкам. И всегда думал, что всё, что происходит в тюрьмах – все в пределах закона, ну где-то есть небольшие переборы, но не в таком масштабе!!! А то, что описано в письмах – это просто КОШМАР!!! Очень хочется знать ПРАВДУ, и именно "из первых уст!".
Вы наверно думаете, что я из тех, кому только "хлеба и зрелищ", но это не так. То, о чем Вы пишите – это и есть ПРАВДА ЖИЗНИ! И за это спасибо и Вам и Вашим авторам писем!
С уважением, Олег И.
Но в таком написании было и явное преимущество – каждая последующая глава писалась под влиянием обратной связи с читателями, они высказывали пожелания и давали оценки, таким образом, подсказывая мне правильное направление и стиль. Статистика количества подписчиков, которая, иногда к моему удивлению, постоянно росла, давала мне все больше уверенности в том, что я занимаюсь нужным делом. За что всем огромное спасибо.
Слово от Алексея Павлова
Труд Виталия Лозовского представляет собой не имеющую аналогов попытку систематизирования знаний о тюрьме, и надо сразу сказать – попытку успешную, с выдающимся результатом. Сложность, закрытость и недоступность для изучения тюремной жизни, как планета Марс, долгое время оставляла её в пугающей неизвестности, в то время, как, по разным оценкам, от каждого четвёртого до каждого десятого жителя СНГ были или находятся в тюрьмах. Нужен был опыт человека, прошедшего через репрессивную систему постсоветских тюрем и зон, в сочетании с аналитическим и обобщающим талантом автора, чтобы правдиво показать страшный параллельный мир, в котором, к сожалению, каждому может быть место. Фотографичность и правдивость материала подтверждают многочисленные участники дискуссии, организованной автором в Интернете. У труда Виталия нет недостатков, в силу того, что автор, пройдя через тюрьмы и зоны, будучи непосредственным участником событий, остался внимательным наблюдателем, и всё, о чём он пишет, правда. Книга Лозовского открывает дорогу научным, социальным и философским исследованиям жизни тюрьмы и её обитателей, тогда как правозащитный аспект проявляется неизбежно сам по себе и становится одним из главных аспектов этого многопланового, сложного как жизнь арестанта, труда, который нельзя переоценить, как и нельзя не предвидеть жгучего интереса читающей публики к произведению, – произведению уникальному по содержанию и форме, первому в своём роде. Данная книга будет надёжным помощником на пути к жизни и свободе для каждого арестанта и свободного человека, попадёт ли он в тюрьму сам или в силу отсутствия правового поля постсоветского пространства, или не попадет вообще. В добрый час, Виталий.
Алексей Павлов,
автор повести
"Должно было быть не так",
Прага, 2004
Вступление
Тюрьма – это место, где недостаток пространства
компенсируется избытком свободного времени
Народная мудрость
И от себя добавлю – если вы зациклитесь на первом и не сможете воспользоваться вторым – это будет промежуток времени, вычеркнутый из вашей жизни.
Второе, что хотелось бы сказать – все, в том числе и ваше положение в заключении, определяется вашей личной силой, вашим мировоззрением. И единственное, что можно (и нужно) делать – это повышать уровень этой самой силы, избавляясь от жучков в своем сознании. Все остальное сказки. Эта тема будет проходить, как принято писать, красной нитью через все мое повествование, ведя и читателей и меня к свободе. Свободе духа. Поэтому подзаголовком к Интернет-проекту я избрал такую вот фразу: "Интенсивный курс подготовки к свободе".
Для тех, кто не совсем разделяет (совсем не разделяет) такую точку зрения, будет изложено также множество практической информации, которая и составит основную массу данного руководства под названием "Как выжить и провести время с пользой в тюрьме"
Для ушлых сразу поясняю, что под термином "тюрьма" я имею в виду весь период лишения свободы – КПЗ, собственно тюрьму (СИЗО), этапы, лагеря.
Если бы я перед своей отсидкой прочитал такую книгу, то многие вещи, вероятно, воспринимал бы по-другому (хотя я бы вряд ли стал ее тогда читать и это вряд ли изменило бы суть уроков, которые предстояло пройти…), так что эпиграфом для нашего опуса примем:
"Предупрежден – значит вооружен"
"Знание – сила,
а сознание – свобода"
(Мудрость народная, ремарка автора)
Посвящаю моей семье –
жене Ларисе, нашим родителям, сыновьям Виктору и Дмитрию,
для которых этот период был, наверное,
намного большим испытанием, чем для меня.
Итак, в настоящем Курсе я буду:
Описывать все стадии и ситуации типичные для любой тюрьмы и любого туда попавшего
Рассказывать всякие интересные истории из жизни зеков
Развевать (развеивать) мифы о тюрьме
Давать конкретные практические советы типа "как прикурить от розетки", "как закипятить кружку воды с помощью одной газеты", как устроить свой личный режим питания и движения, как не заболеть и как лечиться, в каком месте подстелить соломку, как решать вопросы с администрацией и т.п.
А также, между прочим, буду касаться темы "как провести время с пользой" – что, по моему мнению, переводится не иначе как "извлечь правильные уроки", "стать сильнее" – вещи, необходимые не только в тюрьме
Предназначено Руководство будет тем, кто еще не сидел, но не отбрасывает такую вероятность ("от сумы да от тюрьмы…"). Может оказаться полезным и тем, кто там уже побывал – если их пальцы еще не окаменели в позе украинского герба со сломанным средним зубом. Также тем, чьи родные и близкие там – свиданки, передачи, письма… А также всем, кого интересует тема выживания в экстремальных ситуациях, особенно в качестве средства расширения сознания, и просто для праздного расширения своего кругозора. Основная же идея и намерение автора – поделиться мировоззрением и подготовить почву для дальнейших трудов уже не столько о тюрьме каменной, как и тюрьме духа…
Большая часть данного повествования будет отведена именно тюрьме – следственному изолятору (СИЗО), так как это самый экстремум – максимум лишений и страданий, из которых можно, при правильном направлении усилий, извлечь и максимум пользы.
Для справки – в России в местах лишения свободы находится около 1 млн. человек, на Украине – 250 тыс., в других братских странах тоже не мало. В процентах это составляет около 0.6% в России и Казахстане, 0,5% в Белоруссии, 0,4% – на Украине. В зависимости от региона эта цифра может доходить до 1-1,5 %. А в общем, это приводит к тому, что жизненный путь около 10% населения проходит через тюремные коридоры, локалки, карцера – а это не много, не мало, но более 20 миллионов человек, понимающих русский язык. И если уж кандидат в Президенты Украины имел за плечами 2 ходки, то чего говорить…
Немного о себе
Немного о себе и своей компетентности в данном вопросе. Сейчас мне 38, семья, дети, отсидел 3 года (приговорили к пяти, вышел по амнистии). Когда приняли, было 32, вышел, соответственно, в 35. Еще 2 года до того был в розыске.
Из этих трех лет 2 провел по тюрьмам (4 тюрьмы в России и 7 на Украине), год в лагере усиленного режима на Украине. Осужден за хищение в особо крупных размерах и незаконные валютные операции (виновным себя, кстати, не признал и не признаю, но это уже другая история. Хотя, честно говоря, сейчас меня это очень мало волнует). Большинству известен под именем Доктор – по образованию я врач.
Около года был смотрящим нескольких камер (по умолчанию или общему решению, иногда по назначению смотрящих более высокого уровня, если таковые есть, смотрящий – это признаваемый старшим, несущий ответственность за поддержание "понятийного" порядка, развод конфликтов – более подробно об этом позже, по плану).
Отмечу также, что никогда не читал разного рода блатной, бандитской, тюремной литературы, которой полно на книжных раскладках – надеюсь, это убережет мой рассказ от штампов, устоявшихся стереотипов и даст вам возможность получить информацию с первых рук, а не с фантазий авторов бульварной литературы.
Для начала, думаю, достаточно.
Список тем, которые я планирую осветить в книгах
По причине того, что книга писалась в интерактивном режиме, этот список тем, хоть и планировался, но так и не стал планом книги – но, тем не менее, он даст вам хорошее представление об её содержании. Я бы мог, конечно, систематизировать материал по этим темам, но преднамеренно не стал этого делать с тем, что сохранить атмосферу живого общения, имевшую место при написании книги. К тому же я не пишу научный труд по выживанию в местах заключения. И в таком виде она будет ближе к жизни, где не все и не всегда происходит по порядку и графику. Самые интересные вещи происходят как раз вне расписаний… как обычно и случается тюрьма.
ЗАДЕРЖАНИЕ
КПЗ
ТЮРЬМА:
Общие темы:
а) прием
б) карантин
в) камера
г) допросы
д) свиданки
е) передачи
ж) шмоны
з) карцер
и) стукачи
к) розыгрыши, юмор, приколы
л) ритуалы
м) игры
н) чифир
Иерархия (воры, смотрящие, пацаны, опущенные, баландеры и т.п.) и понятия воровские
а) взросляк
б) малолетка
в) женщины
Иерархия (хозяин, опера, режим, контроллеры, хозяйственники, медики и т.п.) и понятия ментовские
Связь
а) между зеками (дороги, «телефон», малявы, объявы, прогоны и пр.)
б) с волей
Здоровье
а) этапы адаптации организма и психики к тюрьме
б) питание
в) двигательный режим, упражнения
г) специфические тюремные заболевания, их профилактика и лечение в условиях тюрьмы
д) больничка
Способы отстаивания своих прав
а) переговоры
б) жалобы
в) отказы
г) голодовки
д) вскрытия и прочие самобичевания
Способы побега
Тюрьмы за рубежом
ЭТАПЫ
а) автозаки
б) столыпинские вагоны
в) транзитки
ЛАГЕРЬ
Общие вопросы
а) прием
б) карантин
в) барак
г) передвижение по зоне
д) деньги и прочие способы оплаты
е) работа и способы ее избежания
ж) свиданки краткие и длительные
з) передачи, посылки, письма
и) религиозные сообщества
к) шмоны, карцера, ПКТ, ШИЗО и прочие темы, подобные тюремным
Иерархия (смотрящие, блатные, мужики, козлы, кони, шныри, опущенные и т.п.) и понятия воровские
Иерархия (хозяин, опер, отрядный, медики и т.п.) и понятия ментовские
Чем заняться?
а) СВОЕ ДЕЛО на зоне – зачем и как его организовывать
б) учеба, самообразование
в) спорт
Связь
Здоровье
Способы отстаивания своих прав
Способы побега
Амнистии, досрочные освобождения, поселения – рекомендации и правила
Зоны-малолетки
Женские зоны
Зоны за рубежом
Колонии-поселения
ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ВЫХОДА?
ОБЩЕКРИМИНАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
Жаргон (феня)
Татуировки, символика
Организованная преступность
а) общие законы и закономерности
б) СНГ
в) другие страны
Комментарии на уголовное, уголовно-процессуальное, исправительно-трудовое законодательство
А также по ходу будет масса полезных советов типа:
как воспользоваться одной спичкой 4 раза
как прикурить от розетки
как закипятить кружку воды с помощью газеты
как сделать "факел"
как сделать и установить дорогу
что такое "телефон" и как им пользоваться
как кинуть "соплю"
как приготовить хороший чифирь
как превратить баланду в нечто более съедобное
как имитировать чесотку
как имитировать попытку самоубийства
как покончить жизнь самоубийством
и т.д. и т.п.
Тюремные рассказы, анекдоты, случаи
Сразу по ходу возникло предложение – для тех, кто уже проходил этот путь и читает сейчас эти строки – делитесь воспоминаниями, впечатлениями, опытом, пишите о тюрьмах, зонах, КПЗ, где вы побывали. У каждой тюрьмы и зоны свои традиции, легенды, режим, системы зековской связи, символика, жаргон – соберем уникальнейшую информацию о зонах и тюрьмах нашей необъятной родины и даже всего мира (наших везде побывало) – обязуюсь публиковать ее в рассылке и на сайте, в последующих книгах. Пишите и те, кто ходил на свиданки, носил передачи – обмен опытом великая вещь. Адреса в конце книги.
Использованные в книге письма публикуются по согласованию с их авторами. Согласно правил рассылок, письма ведущему, которые их автора прямо не запрещают публиковать, могут быть использованы для публикации. Имена пишутся, если они были указаны в теле письма, и именно таким образом. Ошибки и знаки пунктуации иногда корректировались. Фрагменты книг Владимира Буковского "И возвращается ветер…", Алексея Павлова "Должно было быть не так", Андрея Кудина "Как выжить в тюрьме", Эльдара Зейналова "Отсюда не выходят", Артура Саканяна "Театр одного зрителя", переводы Александра Сидорова (Фимы Жиганца) публикуются с личного разрешения указанных авторов, за что всем огромное спасибо.
Несколько советов для новичков. Братва и мужики.
Итак, начнем с нескольких простых правил и понятий, которые следует усвоить и соблюдать на протяжении всего срока, или, по крайней мере, до тех пор, пока вы достаточно не освоитесь чтобы не подчиняться чужим правилам, а жить по своим. Можно, конечно, и с первого дня установить свои правила игры, но, поверьте, очень мало кому это удается, ибо для этого ваши убеждения должны быть для вас самих понятны и прозрачны. В противном случае ваша репутация может очень скоро опуститься ниже плинтуса.
В общем рассмотрении в тюрьме есть два типа арестантов:
Первый – люди, живущие "воровской" жизнью, по "понятиям" – они себя зачастую называют босота, бродяги, братва, шпана …, в терминологии "ментов" – профессиональные преступники. Для них тюрьма – дом родной, закономерный этап жизненного пути, к которому они более или менее морально готовы и зачастую даже воспринимают с гордостью, т.к. в своей среде, не имея отсидки, их шансы на продвижение по иерархической воровской лестнице авторитета близки к нулю.
Второй – "случайно" попавшие в застенки – т.е. совершившие преступления на бытовой почве, по пьянке, глупости, неосторожности, жадности и т.п. – как бы нормальные граждане, для которых это совершенно неожиданный поворот их судьбы. Позже, в лагерях, они составляют основную массу касты "мужиков" в отличии от "блатных", пришедших из первой группы.
В дальнейшем я так и буду их называть – блатные и мужики, хотя это термин скорее лагерный – в тюрьмах им практически не пользуются. Здесь больше делят на "нормальных пацанов" и остальных (пассажиры, туристы) – об этом позже.
Первая категория ведет себя соответственно – активно, вторая, по крайней мере, пока достаточно не адаптируется – пассивно, осторожно, приспособленчески, присматриваясь к чуждому для них миру. За счет первых и происходит поддержка и сохранение "понятий" – своеобразного кодекса чести и общежития в тюремных стенах. Чтобы понять его суть, надо разобраться в побуждающих моментах и целях, которые им достигаются.
Психология братвы построена на противопоставлении себя обществу и его органам власти, и в первую очередь, ее силовым структурам. Некий ореол Робин Гуда, мученика за правое дело также не чужд большинству из них. Поэтому одним из основных понятийных принципов является организация такого противостояния, солидарность и многие понятия, доминирующие в тюрьмах, исходят именно из него. Взаимопомощь, сплоченность очень развиты в тюрьмах с сильным "черным" движением – "цветным" надо противостоять единым фронтом. В Калининградском СИЗО я неоднократно был свидетелем массовых, нехитрых, но достаточно эффективных, акций борьбы за свои "черные" и человеческие права, выражавшиеся, например, в массовой отсылке жалоб (до 500 штук за один день) или поднятии невероятного шума. Мужики в основной своей массе очень быстро тоже начинают, по крайней мере, на словах, исповедовать такую идеологию, следуя (подстраиваясь) за зачастую достаточно харизматичными "черными" лидерами.
Так вот, попав в камеру, где поддерживается понятийный порядок, вы будете поражены атмосферой, там царящей. Ничего общего с тем, как это принято показывать в кино. Никто не может отнять ни у кого ничего силой, угрозой, хитростью. Никого нельзя ударить. Вы не услышите матерного слова – прямо таки прием у английской королевы – все через пожалуйста, благодарю… Все споры и конфликты разруливаются на самых начальных стадиях.
Все просто – 10-20 человек в маленькой комнатушке, если не будут придерживаться четких правил и ограничений, не то, что свои минимальные права отстоять не смогут, просто перегрызут друг другу горло. Нарушитель карается очень строго – просто ударив кого-то, он реально рискует потерять как минимум здоровье, а то и честь, где-то в боксах, других камерах, на этапах, на зоне. Возмездие неминуемо, рано или поздно – этот принцип строго соблюдается – если у тебя была возможность спросить с беспредельщика и ты этого не сделал – спросят с тебя (как и принцип неминуемости наказания в юстиции – в общем, как это не парадоксально выглядит на первый взгляд, психология представителей преступного мира и правосудия очень схожа. Я заметил, что они даже любят одну и ту же музыку, не говоря уже о поведении и жизненных ценностях).
Нельзя никого послать. Простая фраза "Да пошел ты…" даже не доведенная до логического окончания, дает право тому, кому она адресована, ударить, опустить и даже убить неосторожного матерщинника (исключение из правила неприменения физической силы в камере). Фраза воспринимается буквально – пошел ты на х…, означает что ты долбишся или должен быть отдолбан, т.е. прямо определен в пидары. Кодекс чести – понятия – объязуют ответить на оскорбление. Если ты не ударишь человека, тебя пославшего, значит ты признаешь, что ты пидар и в дальнейшем будешь туда неминуемо определен (при самом благоприятном раскладе ты будешь определен в последние чмошники, общение с которым ниже достоинства для нормального пацана). Возможен вариант не бить, но потребовать обосновать утверждение, что ты "приверженец однополой любви" с приведением конкретных фактов и свидетелей. Тогда все может быть закончится символической пощечиной, но рассчитывать на такой исход не стоит – я только слышал о таких вариантах, видеть же не приходилось, тогда как силовой вариант защиты чести и достоинства видел не раз.
Это же относится и к фразам типа "Пошел ты в п..ду", пидар, "… твою мать" и всевозможным вариации на эту тему. Даже вставленное в качестве невинного междометия "блядь" может быть обыграно так, что не рад будешь, особенно если ты с кем-то на ножах и каждое твое неосторожное слово "ловится".
Надо отметить, что в тюрьме надо быть готовым ответить за любое свое утверждение – людям ведь нечем заняться, поэтому если вы не уверены в том, с какой стороны аккумулятор у Мазды-626, лучше промолчите. Что ценится, впрочем, и в вольной жизни.
Также надо сказать, что физическая сила, знание приемов джиу-джитсу практически ничего не стоит – на таком ограниченном пространстве, да и, что важнее, при запрете на применение силы и других нюансах камерной жизни преимущество получает более смекалистый и ушлый, умеющий словоблудствовать и пользоваться знанием понятий и традиций. В общем – так как пространство ограничено, а время нет, то сбегать некуда и поэтому все споры как правило решаются на уровне энергий – несколько фраз, взгляд, поза и всем понятно, кто есть ху.
Таким образом, подводя итог, хочу повторить еще раз сказанное в тезисах:
– ничего ни у кого ни под каким видом отнимать нельзя – это беспредел. А беспредел по понятиям карается беспределом.
– бить никого нельзя, все вопросы и претензии должны быть разведены только по понятиям
– исключение – вас послали на хуй или в какое подобное место. Отсюда -
– никого посылать никуда не следует, да и вообще материться в тюрьме нельзя (прям пажеский корпус)
– за любой, даже невинный базар надо быть готовым держать ответ
– физическая сила очень мало стоит – главное ваша внутренняя сила и страх (или их отсутствие)
В дополнение хочу добавить еще несколько важных для понимания среды, в которой оказываются люди в тюрьме, замечаний. Они заключаются в том, что, в общем, отправные точки психологии двух типов арестантов – блатных и мужиков – достаточно различны.
Мужик – это обычный человек, которому присущи "обычные" человеческие (более альтруистические, чем эгоистические) ценности и, как правило, обостренное чувство справедливости. Да, я не оговорился, не смотря на то, что они в данный момент зовутся преступниками и в большинстве своем совершили нечто, в глазах других несправедливое – украли, убили и т.п. Это тоже один из парадоксов мною обнаруженных. Многим, скорее даже большинству, свойственно обостренное чувство человеческих ценностей – справедливости, дружбы, семьи и многие преступления совершаются ими из глубинного не преодоленного чувства обиды, унижения этих ценностей, предательства их идеалов, часто под действием алкоголя, ослабляющего контроль над разумом. К этой теме мы еще будем возвращаться.
Братва – это люди, мыслящие антисоциально. Они живут по своим понятиям. Они – не другие, но исходят из других позиций. Это скорее более первобытная психология, психология племени, узкое понимание добра и зла – "если я украл (отобрал, вымутил …) в соседнем племени овцу, то это хорошо, если у нашего племени – это плохо". Украсть считается нормальным, а работать – ненормальным. Отказ от любой социально полезной деятельности возведен в один из основополагающих понятийных принципов и является одной из основных особенностей, по которой блатные разделяют людей на своих и чужих.
Несмотря на это, чувство справедливости (в своих, специфических, формах) для них тоже характерно – не пользуются, например, уважением и вообще не считаются братвой те, кто отнимает заработанное у "трудяг", кто имеет дело с наркотиками. Да и вообще, эти люди и присоединились к братве тоже где-то по той же причине – не видя справедливости и разумности в жизни и обществе, они ушли в свой мир, где царят свои простые законы, где витает робингудовская романтика, где они противоставляют себя этому обществу, оттолкнувшему их (а большая часть из них как раз и воспитывалась в неполных, зачастую бедных, семьях, пьющими родителями или вообще без таковых).
Изложил я это для того, чтобы показать, что, разговаривая, споря, мотивируя, конфликтуя с блатным или считающим себя таковым, надо иметь в виду отличие мировоззрения таких людей и их мотивировки. Будучи, как правило, людьми достаточно ограниченными и зависимыми от мнения других, они не воспринимают доводов, не основанных на их понятиях. Кто украл – молодец, у кого украли – лох, а если еще и в ментовку заявил – "терпила" конченный, которого гнать надо беспощадно. Никакие доводы типа "а что мне делать было, их трое, а я один, у меня дети дома и т.п." вам не помогут. Разговаривать с ними приходится только на понятном им языке, используя их понятия. Мы еще не раз будем возвращаться к этим темам, так как они составляют немаловажный аспект выживания в тюрьме – среде, где доминируют или пытаются доминировать люди с блатной психологией.