bannerbanner
Велики Великие. Юбилейные хроники в новом прочтении
Велики Великие. Юбилейные хроники в новом прочтении

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Не есть ли это наилучший портрет всего нашего народа – святого и грешного? Народа, с которым так крепко был слит своим золотым сердцем Николай Алексеевич. С которым в божьем храме шептал невольно: «Милуй народ и друзей его, Боже!» («Молебен»). И замечал при этом то, что видели далеко не все. Быть может, с моей стороны это слишком смело, но скажу: для Некрасова божий храм – это вовсе не прибежище «раздавленных жизнью», а что-то такое, где особо проявляется гражданское чувство человека.

«Редко я в нем (народе – авт.) настроение строже и сокрушенней видал!» («Молебен»), – восклицает поэт, глядя на жарко молящихся в церкви людей, собранных вместе «суровым», «строгим», «властным» гулом колокола.

… «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»…

Вот! Какой же созидательной активностью должен обладать гражданин. Как нужно действовать ему, чтобы «свободной, гордой и счастливой увидеть родину свою», говорить не станем. Об этом писано-переписано. Да и наделано немало.

«Наделано» столько, что вновь, как говорится в стихах: «над Волгой кружится беда». И «кони все скачут и скачут». И «избы горят и горят» (Н. Коржавин).

Да. Горят избы. Зарастают бурьяном и дуролесьем пажити. Сиротеет земля. Земля божья – говорит русский народ. А это значит общая, свободная. Вот бы нам сейчас вернуть Некрасова-то, прекрасно понимавшего толк во всех реформах и преобразованиях, идущих, спущенных сверху. «Сверху» – не от Бога, а от власти: «Ум человеческий гибок и тонок», – писал поэт и горько вздыхал, зная, что, – вместо цепей крепостных, люди придумали много иных («Свобода»).

Придумали! И еще какие. И стало вот (наблюдаем ныне):

Грош у новейших господВыше стыда и закона;Нынче тоскует лишь тот,Кто не украл миллиона.

Верно…

Горе! Горе! Хищник смелыйВорвался в толпу!Где же Руси неумелойВыдержать борьбу.

Повторяется, увы, история:

Плутократ, как караульный,Станет на часах.И пойдет грабеж огульный.И случится крррах!(«Современники»)

Но, коль история повторяется, то и Некрасов вернется, средь «жестоких страстей разнузданных» оживут голоса «честных», «доблестно павших». И заступится наконец-то за них, чего так жаждал Николай Алексеевич, страна родная. Защитит от тех, кто «камень в сердце русское бросает».

Хотел, очень хотел этого страдалец Некрасов, взывая: «Заступись, страна моя родная! Дай отпор!…» («Приговор»). И тут же сокрушенно констатировал: «Но Родина молчит…».

Эх: «Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса» – это Тютчев, правда, сказал. Но поэт, открытый именно Некрасовым. Понимаю, верить в чудеса лишь – наивно. Тогда уж точно: рай земной так и останется на фарфоровых чашках. Но есть, есть подвижки. Кое-кто из «караульных» уже сидит в остроге. И вообще «не верь, чтоб вовсе пали люди; не умер Бог в сердцах людей» («Поэт и гражданин»). Это Некрасов заявляет, не я. В соработничестве со Всевышним непременно одолеем мы века злого норов. Соединив мечту с действием.

Взгляни: в осколки твердый каменьУбогий труженик дробит.А из-под молота летитИ брызжет сам собою пламень!(«Поэт и гражданин»)

…Потрясающе! Целенаправляюще! Не правда ли…

Этим некрасовским мощным аккордом в честь великого труженика – истинного, а не витийствующего гражданина Отечества, пожалуй, можно и завершить небольшой очерк в память о великом русском поэте, патриоте, гражданине.

10 декабря 2016 г.

«Как живой с живыми говоря»

К 120-летию со дня рождения В.В. Маяковского

«Атакующий» – известный отзыв И.В. Сталина о В.В. Маяковском, – он был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом советской эпохи. Эти слова послужили для некоторых «матерых» исследователей нынешнего общества, раздираемого противоречиями, как социальными, так и идеологическими, основанием считать: Маяковский советским вождем был внедрен в литературу и сознание граждан насильно, как картофель при Екатерине. (Кстати, картофель-то очень здорово прижился у нас и стал основой национальных блюд, – авт.)

А между тем Сталин прав, как никто. Маяковский – поэт. «Этим и интересен» – гордо заявлял сам Владимир Владимирович. И нет в литературе, искусстве других измерений ценности того или иного художника, кроме всепокоряющей гениальности или просто – таланта. И воображения.

Маяковский – поэт советской эпохи, «фигура исполинского масштаба, – говорил о нем другой гений того же непростого времени С.А. Есенин. – Его не сбросишь с корабля современности… Всему может придать блеск». А как вам такое заявление противника: «Ляжет (В.В., – авт.) в литературе бревном, и многие об него споткнутся и ноги себе переломают»[55].

А ведь верно, многие пытались по «лесенке Маяковского» забраться «в выси, – падали, ломали ноги». То, что делал Владимир Владимирович, неподражаемо, талантливо и, главное, искренно! «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» («А вы могли бы»).

Советской эпохе можно лишь позавидовать, что она имела такого певца. А может, и эпоха была такой завидной, что могла породить такого исполина…

Стиль, созданный поэтом, его импульсивная манера подачи, его харизма, даже сам его голос побуждают нас вновь обращаться к творчеству Маяковского. И не по прошлым идеологическим соображениям, а именно по его художественному поэтическому языку стихи Маяковского стали так популярны в то время и актуальны сегодня. Сильный критик, пиармен «окон РОСТа» – труднейшего периода становления молодого государства с совершенно новыми задачами, активист и пропагандист, своими откровенными, порою и хлесткими стихами он формировал общественное мнение, неся его в массы доступными для понимания формами.

Владимир Маяковский, твердо веривший в справедливость и светлое будущее, волей эпохи вошел в историю советской литературы, как поэт-трибун, художественно отразивший в своем творчестве богатырский подъем пролетарского энтузиазма масс. Вот его клятва, вот его гимн: «Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю атакующий класс». Воспевая достижения и завоевания этого класса, он и сам был атакующим. Поэт – новатор, он воплотил небывалые пласты жизненного содержания в новой художественной форме. Его новаторство глубоко содержательно. По обостренному чувству новизны Маяковский стал первым пролетарским поэтом советской России. Вот почему все заботы и победы, боли и радости страны советов и трудящихся масс стали для него личными, кровными. Он открыто обрушивался на всё противное обществу («О дряни», «Взяточники», «Прозаседавшиеся»). Он фактически был совестью общества. Был с теми, «кто вышел строить и месть». А уж никак не с любящими «баб и блюда». «Я лучше в баре буду подавать ананасную воду» – гневно писал он.

Творчество Маяковского – это не только история, но и факт современности. Как понять Маяковского сегодня? Актуален ли он для нашего современника? Этот мотив время от времени возникал в критических статьях разных лет. Впрочем, подобные мысли не чужды были и самому Маяковскому:

Я хочу быть понят моей страной,А не буду понят —что ж!По родной странепройду стороной,Как проходиткосой дождь.(«Я хочу быть понят моей страной»)

Подлинное значение, истинную ценность творческого подвига поэта отлично осознавали наиболее талантливые и честные его современники, уже тогда чувствовавшие, что «оборачиваться на Маяковского нам, а может быть и нашим внукам, придется не назад, а вперед». Понимали Маяковского и массы. Об этом говорили письма: «Скажу вам, что на молочной ферме читают хлопцы ваши стихи в «Комсомольской правде». Грузчики читают ваше «Солнце…». Это у них вместо «Дубинушки»». Маяковский часто писал о преодолении времени, о «громаде лет», которую «трудом» прорвет его стих, о будущем, куда поэт войдет по праву, «как живой с живыми говоря». Имеем ли мы право сегодня, спустя более 120-ти лет со дня его рождения, назвать поэта нашим современником? Отвечу – да, если считать, что поэт обогнал свое время, не беря во внимание пролетарскую идеологию, а если внимательно вчитываться в его пронзительные строки, то он мыслил категориями уже нашей эпохи. Маяковский обогнал советскую поэзию в смысле её формально-технического совершенства. Да он и не уходил никогда от реальной жизни. Ибо его стихия – стихия жизни. Свой талант Маяковский отдавал прежде всего современности, а уже параллельно с этим – «небу», «векам», «Вселенной». И именно поэтому в автобиографии «Я сам» записано: «Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю «Нигде кроме как в Моссельпроме» поэзией самой высокой квалификации». Иными словами, даже к таким социальным заказам, как создание «хозяйственной агитки-рекламы», поэт подходил не как ремесленник-строкогон, а как художник. «Всему придавал блеск» – по Есенину.

Своеобразием своего творчества ценен Маяковский и сегодня, ценен будет и завтра. Нам дорог его художественный подвиг во имя идей того времени, во имя будущего. В наше стремительное, бурное время, когда не только десятилетия, но даже несколько лет или буквально год изменяют многое в жизни, особенно важно иметь такие идейные привязанности, которые делают человека цельным, постоянным в своей любви и ненависти. Маяковский каждой своей строкой отзывался на мелкие и крупные события дня и вместе с тем жил такими чувствами, которые определяли его родство с эпохой, со временем, с трудовым человечеством. И прежде всего с Октябрем, что заставляет нас восхищаться его преданности и патриотизму. Словами удивительной силы говорил он о верности его знамени:

Делами,кровью,строкою вот этою,Нигдене бывшею в найме, —Я славлювзвитое красной ракетоюОктябрьское,руганноеи пропетое,Пробитое пулями знамя!(«Письмо А.М. Горькому»)

Человек, его судьба, его счастье всегда стоят в центре произведений Маяковского. Связав свое творчество с великой революцией, он стал одним из её крупнейших художников. Прекрасное, величавое в поэзии Маяковского в том, что его поэзия всегда зовущая, увлекающая вперед, всегда ставящая перед людьми высокие цели. И поэт не в дымке, не расплывчато видит «завтра», он говорит, что к нему надо «рваться», «чтоб ветром относило только путаницу волос». И чтоб не «кланялось событью слово – лакей», а «помогало людям строить «дома-коммуны».

«Время вперед! Вперед время!» – это его неумолкающий призыв. Читая произведения Маяковского сегодня, ощущаешь их насущную потребность, невозможность того, чтобы его поэзия не существовала. Ведь сегодня так мало мы говорим о родине, об истинном патриотизме. И не напрасными оказываются заявления, с которыми Маяковский, по обыкновению, приступает к делу: «Этот день воспевать никого не наймем», «Я должен писать на эту тему», «Я писать обязан по мандату долга»… Чувством ответственности перед товарищами, перед всеми людьми проникнуты в поэзии Маяковского эти слова нелегкие – «должен» и «обязан». В них – ни тени казёнщины.

И, конечно, поэзия Маяковского прекрасна неуступной присягой на верность «земле молодости», на верность смелости мысли («твори, выдумывай, пробуй!»), величава широтой сердца, которое живет подлинными ценностями и не променяет их ни на какие «рубли». Этой верностью поэт начал и ею же присягал в последние дни своей жизни: «Надеюсь, верую: вовеки не придет ко мне позорное благоразумие».

Луначарский писал: «Маяковский – это жизнь…». Заветные мысли поэта – о «размахе шагов саженьих», о «долге стиха»; мысли обо всем, что «нельзя никогда забыть». И, конечно, об Отечестве Октября. Делясь мыслями самыми сокровенными, выстраданными за годы испытаний, поэт говорит свободно и действительно величаво:

Светить всегда,светить везде,До дней последних донца,Светить —и никаких гвоздей!Вот лозунг мой —и солнца!(«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским…»)

Маяковский близок нам своей горячей любовью к Родине. Он обрушивается на все плохое, что еще не изжито людьми. Но он умеет с величайшей радостью увидеть все хорошее в них. Он светлыми глазами смотрит на окружающие его реалии, из него хлещет неслыханный патриотизм и гордость за сою державу («Стихи о советском паспорте»):

Ядостаюиз широких штанинДубликатомбесценного груза.Читайте,завидуйте:Я —гражданинСоветского Союза.

Какая фантазия! Какой полет мысли! И какая задушевность! Всё это особенно чувствуется в его стихах «Я счастлив», «Великий вопрос» и др. Они дышат молодостью и лучатся счастьем.

…Жизнь прекраснаи удивительна.Лет до ста растинам без старости.Год от года растинашей бодрости.Славьтемолот и стих,Землю молодости.

Заслугой Маяковского является и то, что он создал образ вождя мирового пролетариата. Маяковский подчеркивал, обобщал те положительные качества Ленина, в которых выражаются лучшие стороны человеческой натуры. О Ленине ныне много чего говорится, как о разрушителе той самой великой русской культуры. Правда, забывают сказать, что, считая Достоевского, например, «скверным», не кто-то, а он подписал декрет об открытии памятника Федору Михайловичу.

Проблема положительного героя – очень актуальна в наши дни. Этой проблеме много внимания уделяется в материалах писательских форумов и средствах массовой информации, поскольку в наше непростое время новой эпохи мы также ищем нового современного положительного героя. И вековой опыт советской литературы, не поддающийся забвению, устремленный в будущее, равно как и опыт творчества Владимира Маяковского, в частности, во многом служит отправной точкой в этих поисках. Да и сам он вырисовывается, похоже, как прототип героя. «Атакующий» заскорузлую жизнь, не только отражающий время, но и подталкивающий его вперед, он упорно, сквозь «револьверный лай» пробирается к своему законному месту – в центре Москвы, на Триумфальной площади.

Он верит: «уважаемые потомки, роясь… в окаменевшем дерьме», вспомнят о нем, поднявшим «над бандой… пройдох и выжиг» все сто томов, написанных им пламенных творений.

Вспомним. Вспомним даже эмоциональный разговор между двумя великими людьми – В.В. Маяковским и С.А. Есениным:

«В.В.: Бросьте Вы Ваших Орешиных и Клычковых! Что Вы глину на ногах тащите!

С.А.: Я глину, а Вы – чугун и железо. Из глины человек создан, а из чугуна что?

В.В.: А из чугуна – памятники!»[56].


Да… Велики Великие!

И быть им, стало быть, с нами вечно.


19 июля 2013 г.

«В его глазах прозрений дивных свет»

К 120-летию со дня рождения С.А. Есенина

Сергей Есенин – «Божья дудка» —Мессия, посланный судьбой,Лихой, как сказочный каурка,По нраву был бунтарь собой.(Илья Марин[57])

Сергей Есенин…

Самое известное поэтическое имя России XX века, да и наступившего нынешнего. «Достойный преемник пушкинской славы, в легендах ставший, как туман», он и его творчество, словно чудо природы, волнуют, будоражат душу любого русского, да и любого другого, хоть краешком прикоснувшегося к есенинскому огню. Между прочим, Сергей Александрович единственный из значительных поэтов, кто безоговорочно признан даже в уголовном мире. А «народом-языкотворцем» о своем, по выражению Владимира Маяковского, «забулдыге подмастерье» сказано, написано, создано мифов и легенд столько, что под грузом всего этого многопудья, право же, можно и задохнуться.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Тарасов Б., Замостъянов А. Могучий самодержец // Литературная газета, 13.09.2012.

2

Есенин С.А. Собр. Соч. в 3 т. – М.: Правда, 1975.

3

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный» ⁄ Пушкин А.С. Собрание сочинений в 11 т. – Изд. Слово/slovo, 2013.

4

Два чувства дивно близки к нам ⁄ Пушкин А.С. Собрание сочинений в 11 т. – Изд. Слово/slovo, 2013.

5

«Служенье муз не терпит суеты» ⁄ Пушкин А.С. Собрание сочинений в 11 т. – Изд. Слово/slovo, 2013.

6

«О ничтожестве литературы русской» ⁄ Пушкин А.С. Собрание сочинений в 11 т. – Изд. Слово/slovo, 2013.

7

Из письма Н.Н. Пушкиной 18.05.1836 г. ⁄ Пушкин А.С. Собрание сочинений в 11 т. – Изд. Слово/slovo, 2013.

8

«Два чувства дивно близки к нам» ⁄ Пушкин А.С. Собрание сочинений в 11 т. – Изд. Слово/slovo, 2013. «И дым отечества нам сладок и приятен» – эту стоку позаимствовал А.С. Пушкин в качестве эпиграфа (!) к одной из глав «Евгения Онегина» из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». В комедии же эту строку произносит Чацкий в своем монологе – это показатель его знакомства с поэзией Державина. Можно сказать, что А.С. Грибоедов вставил эту строку в монолог своего героя, чтобы подчеркнуть его образованность. А изначально это строка Г.Р. Державина.

9

Пушкин А.С., из письма Вяземскому П.А. 27 мая 1826 г. ⁄ Пушкин А.С. Собрание сочинений в 11 т. – Изд. Слово/slovo, 2013.

10

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях ⁄ Пушкин А.С. Собрание сочинений в 11 т. – Изд. Слово/slovo, 2013.

11

«Клеветникам России» ⁄ Пушкин А.С. Собрание сочинений в 11 т. – Изд. Слово/slovo, 2013.

12

«Бородинская годовщина» ⁄ Пушкин А.С. Собрание сочинений в 11 т. – Изд. Слово/slovo, 2013.

13

«Бородинская годовщина» ⁄ Пушкин А.С. Собрание сочинений в 11 т. – Изд. Слово/slovo, 2013.

14

«Клеветникам России» ⁄ Пушкин А.С. Собрание сочинений в 11 т. – Изд. Слово/slovo, 2013.

15

Опровержение на критики, 1830 г. ⁄ Пушкин А.С. Собрание сочинений в 11 т. – Изд. Слово/slovo, 2013.

16

Александр Радищев ⁄ Пушкин А.С. Собрание сочинений в 11 т. – Изд. Слово/ slovo, 2013.

17

Айхенвалъд Ю.И. Силуэты русских писателей. В трех книгах. Москва, издательство «Товарищество «Мир», 1913–1914 гг.

18

«Друзьям» ⁄ Пушкин А.С. Собрание сочинений в 11 т. – Изд. Слово/slovo, 2013.

19

Жуковский В.А. Собрание соч. в 4-х томах. М.-Л.: Художественная литература, 1959–1960.

20

«Стансы» ⁄ Пушкин А.С. Собрание сочинений в 11 т. – Изд. Слово/slovo, 2013.

21

«Бородинская годовщина» ⁄ Пушкин А.С. Собрание сочинений в 11 т. – Изд. Слово/slovo, 2013.

22

«Бородинская годовщина» ⁄ Пушкин А.С. Собрание сочинений в 11 т. – Изд. Слово/slovo, 2013.

23

Перечитав заново произведения Лермонтова и переосмыслив критику о нем, это слово о творчестве и судьбе Михаила Юрьевича Лермонтова, 200 лет спустя, я предпочел выразить в форме эссэ – позволяющем более чувственно, с элементами предположений выразить собственное отношение к гению.

24

Ссылки на цитирование произведений М.Ю. Лермонтова в тексте приводятся по: М. Лермонтов. Собр. соч. в 4-х т. – М.: Правда, 1986.

25

См.: В. Белинский. Собр. соч. в 9 т. – М.: Художественная литература, 1989.

26

Библия. – М.: Российское библейское общество, 2005.

27

Там же.

28

Мцыри умер. Да, за пределами времени поэмы, но монолог – это его предсмертная исповедь.

29

Д. Мережковский. М.Ю. Лермонтов поэт сверхчеловечества. – М.: ЭКСМО, 2002.

30

См.: В. Белинский. Собр. соч. в 9 т. – М.: Художественная литература, 1989.

31

Ираклий Андронников. Лермонтов. Исследования и находки. – М.: Художественная литература», 1977.

32

Христианство и русская литература. – СПб.: Наука, 1999.

33

Есть архаизм «перси» – груди. Наперсник – тот, кто находится у груди. Буквы «т» в этом слове нет, в отличие от «перст» – палец, от него слова наперсток, перстень.

34

А. Ринштейн. С секундантами и без… – М.: Грифон, 2010.

35

А. Киселев, Г. Пискарев, В. Злобин. Я с миром общаюсь по-русски. – М.: Природа и Человек, 2002.

36

Г. Пискарев. Под пристальным взглядом. – М.: Пробел-2000, – 2010.

37

В. Белинский. Собр. соч. в 9 т. – М.: Художественная литература, 1989.

38

Там же.

39

В. Соловьев. Россия и вселенская церковь. – Минск, Харвест, 1992.

40

«Литературное наследство», № 45–46. М.Ю. Лермонтов. T. II. – М.: Изд. АН СССР, 1948. —806 с.

41

ФЭБ. Русская литература и фольклор, http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/ges/ges2292-.htm

42

«Литературное наследство», № 45–46. М.Ю. Лермонтов. Т. II. – М., Изд. АН СССР, 1948. —806 с.

43

Герштейн Э.Г. Дуэль Лермонтова с Барантом // Литературное наследство, 1948, № 45–46. См. также: Герштейн Э.Г Судьба Лермонтова. Издание второе, исправленное и дополненное.

44

Калабухин Сергей. ЛИТМИР https://www.litmir.me/br/?b=547643&p=12

45

Нессельроде М.Д. Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, 1840 г. http://www.all-poetry.ru/biografiya26.html

46

Эрнест де Барант. Дуэль с Барантом. http://lermontov-slovar.ru/biography/DUJEL_S_BARANTOM.html

47

Герштейн Э.Г Судьба Лермонтова. М.: Советский писатель. 1964. – 496 с. 1964 http://raspopin.den-za-dnem.ru/index_b.php?text=l80

48

ФЭБ. Русская литература и фольклор, http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/145/145-323-.htm

49

Литературная газета, 1949, 26 марта. № 25.

50

Зонтиков Н. Некрасов и Костромской край: страницы истории (текст онлайн URL).

51

Чернышевский Н. Что делать? Библиотека Всемирной литературы. – М.: Художественная литература, 1969.

52

Этот и другие отрывки из произведений Н. Некрасова далее цитируются по книге: Некрасов Н. Сочинения в 3-х томах. – М.: Художественная литература, 1959.

53

В изданиях советского периода слово «рабы» заменяли на слово «цари».

54

Михайловский Н. Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев ⁄ Сочинения. – Т. 4. – Спб., 1888. —С. 11.

55

Есенин С.А.https://www.colors.life/post/158134/

56

Диспут С. Есенина и В. Маяковского «Как делать стихи» http://litsait.ru/proza/yesse-i-stati/-kak-delat-stihi-moyo-prochtenie-majakovskogo.html

57

Стихи. ру – Илья Марин (http://www.stihi.ru/2011/10/01/4510).

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4