Полная версия
Таинственная Кабардино-Балкария. Сто невероятных, загадочных, труднообъяснимых фактов, явлений, событий, происшедших в республике, которую называют жемчужиной Кавказа
У Шоры Ногмова есть и объяснение, кому и за что был поставлен памятник. Приводим его в интерпретации автора книги «Очерки этнографии Кавказа», известного ученого и государственного деятеля России (он был министром народного просвещения) Е. П. Ковалевского (1792–1867): «В половине IV столетия от Р. X. на реке Баксане, протекающей по Кабарде, жил князь Дауо; у которого было восемь сыновей; из них старший Баксан, знаменитый нарт (витязь), со всеми братьями и 80 нартами был убит в жестоком сражении с гутами (готами, по мнению автора). По этому случаю была сложена в честь Баксана песня и совершаются ежегодно игрища народные в память его. Сестра убитых братьев перенесла трупы их в Кабарду, похоронила их с честью на берегу реки Этоко и воздвигла на могиле их памятник, существующий и поныне». Далее Е. П. Ковалевский опровергает версию кабардинского летописца, переносящего имя «антов со славян на адыгов». Предлагает Шоре Ногмову «для убеждения нас в том, что под ним покоится именно прах героя Божа, или Боксана, что он действительно погиб в сражении с готами, предводимыми Винитаром, и погребен своей сестрой в IV столетии… снять и предъявить верхний снимок (facsimile) c надписи…»[37].
Не факсимиле, а сам памятник стараниями А. Фирковича вскоре был доставлен в Пятигорск и установлен у так называемого Цветника. Впоследствии он был перевезен в Москву и передан в хранилища Исторического музея. В 1886 году академик В. В. Латышев предложил свой перевод начального текста: «Успокоился раб божий Георгий Грек… 130 года 12 марта» (то есть XII век), – и на этом остановился, заявив, что ему «удалось разобрать в этой надписи далеко не все» и что «быть может, другим посчастливится более нашего в ее разборе».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Виноградов В. Тайна Чегемского ущелья // Кабардино-Балкарская правда. 1987. 28 янв.
2
Цит. по: История медицины Кабардинского округа. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2005. С. 177.
3
Чхеидзе К. Страна Прометея. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2004. С. 62–69.
4
Московский комсомолец. 2007. 13 апр.
5
Античные источники о Северном Кавказе / Сост. В. М. Аталиков. Нальчик: Эльбрус, 1990. С. 32.
6
Там же. С. 123.
7
Цит. по: Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX – начала XX в.: Избранное: В 2 т. Нальчик: Эльбрус, 1993. Т. 1. С. 83.
8
Мизиев И. М. Туристскими тропами в глубь веков. Нальчик: Эльбрус, 1976. С. 52–53.
9
Пришельцы из других миров // Версия. Нальчик, 1990. 11–18 сент.
10
Зин-Нар не выходит на связь // Версия. Нальчик, 1990. 18–25 сент.
11
НЛО попискивали и пахли навозом…: «Пепелац» в горах под Владикавказом // Комсомольская правда. 2006. 16–23 ноября.
12
Неделя. 1989. № 23.
13
Казиханов А. Радары фиксируют НЛО? // Известия. 1990. 26 марта.
14
Казиханов А. НЛО в районе Нальчика // Известия. 1990. 2 апр.
15
Мизиев И. М. Туристскими тропами в глубь веков. Нальчик: Эльбрус, 1976. С. 46.
16
Там же. С. 46–47.
17
Отчет гг. Нарышкиных, совершивших путешествие на Кавказ (в Сванетию) с археологической целью в 1867 г. // Балкария: страницы прошлого. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2005. Вып. 1. С. 21–22.
18
Пионтек Г. В. Селение Эльтюбю как потенциальный музей балкарского народного зодчества на открытом воздухе // Ученые записки Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Сер. Архитектура. Л., 1961. Т. 1. Вып. 1. С. 102–110.
19
Цибульский И. Снежный сын Абсаты // Вокруг света. 1977. № 3. С. 60–68.
20
Атабиев Б. Изваяния ранних кочевников из Кабардино-Балкарии // Археология, палеоэкология и палеодемография Евразии. М., 2000.
21
История медицины Кабардинского округа: события и лица (1858–1899). Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2005. С. 160.
22
Подъяпольский Г. Н. Достопримечательные места Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1977. С. 68.
23
Кюль Е. В. Издаринский комплекс монастырей как памятник истории и архитектуры // VII Славянские чтения в Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 2004. С. 91–92.
24
Ермоленко М. И. Путеводитель по Кабарде и Балкарии: Пособие туристам-экскурсантам с приложением очерка Н. Крыленко «На горных высотах». Нальчик: Экскурсионное общество туристов при облоно, 1928. С. 25.
25
Подъяпольский Г. Н. Жизнь в лесу. Нальчик: Эльбрус, 1987. С. 17.
26
Цит. по: Монах Меркурий. В горах Кавказа: Записки современного пустынножителя. М.: Паломник, 1998. С. 5. Далее: В горах Кавказа.
27
Там же. С. 4.
28
«Святой старец» Михаил // Живая старина. 1991. № 1. С. 137.
29
В горах Кавказа. С. 18–19.
30
Лечинкаев-Кахунский. Пещерный человек // Живая старина. 1992. № 2. С. 141.
31
Подъяпольский Г. Н. По Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1988. С. 149–150.
32
Там же. С. 151–152.
33
Жанимов А. Тайна монастыря на Сарай-горе // Кабардино-Балкарская правда. 2006. 16 сент.
34
Броневский. С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Нальчик: Эль-Фа, 1999. С. 129–130.
35
Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Нальчик: Эльбрус, 1994. С. 82.
36
Ионе Г., Опрышко О. Памятники рассказывают. Нальчик: КБКИ, 1963. С. 85.
37
Ковалевский Е. П. Очерки этнографии Кавказа // Ландшафт, этнографические и исторические процессы на Северном Кавказе в XIX – начале XX века. Нальчик: Эль-Фа, 2004. С. 280, 282.