Полная версия
Избранные афоризмы, цитаты, пословицы. Мысли по их поводу
«Ближняя собака скорее укусит». Ошибка многих из нас в том, что источники опасности мы видим в своём дальнем окружении, во врагах, часто, мнимых. Ибо мы судим об отношении к нам других, в соответствии с нашим отношением к ним. Но большинству из тех, кого мы видим, на самом деле, мы безразличны. Но вот те, кто находится рядом с нами, по причине нашего безответственного, беспечного отношения к ним, могут быть оскорблены нами нечаянно и запросто, причём так, что мы и не заметим, что уязвили их самолюбие. В лучшем случае, они немедленно огрызнуться, но, нередко, возникает обида затаённая, которая начинает постепенно усиливаться. Непременно настанет время её проявления. И тот, кто казался нам, если и не другом, но человеком благожелательным, для нас неожиданно, наносит нам удар. Поэтому необходимо всячески сдерживать своё желание пошутить, посмеяться над человеком, даже если считаешь его другом, ибо слова наши – это семена, брошенные в душу тех, на кого направлены. Они дадут всходы. Поэтому для сохранения добрых отношений, и то, что получают от нас другие должно быть добрым. А насмешка, высмеивание добрыми не будут. Кроме этого, если мы имеем то, чему можно позавидовать, то в самом ближнем круге обязательно будет тот, кто проявит это чувство. И при определённых обстоятельствах, нередко в сговоре с другими, нанесёт нам удар. Поэтому, свои достоинства нужно беречь, скрывая их. А если невозможно это сделать, то проявлять необходимую бдительность, имея в виду, что источник опасности, всегда рядом.
«Люди ничему не верят так твёрдо, как тому, о чём меньше всего знают». Чтобы составить представление о том, на каком уровне развития человек находится, порой достаточно услышать его мнение по поводу пары-тройки вопросов. Категоричность заключений всегда указывает на косность, ограниченность ума. Хотя истина и проста, но всегда не однозначна. Основание любого явления, факта, тем более опыта не может быть построено, опираясь на единственный камень, но даже если он и один, то имеет под собой более широкий фундамент. Ссылка на авторитеты, для подтверждения своей позиции дело безнадёжное, ибо всегда можно одному признанному мнению противопоставить мнение другое. А утверждать то, что кто-либо постиг истину в последней инстанции – есть богохульство, ибо это свидетельствует о вере в кумира, который требует поклонения, а не рассуждения.
«Блажен, кто верует, тепло ему на свете». (Грибоедов. «Горе от ума»). Как тело, при недостаточной физической нагрузке и скудости пищи становится немощным, подверженным болезням, так и душа, в которой, едва теплится религиозное чувство, становится слабой, холодной, безучастной. Кроме самолюбия она породить ничего не в состоянии. Даже любовь, проявляемая человеком с такой душой, по отношению к его ближним, в конечном итоге, замыкается на себя. Она эгоистична. Но не каждый человек, объявляющий себя неверующим, таковым является на самом деле. Просто у многих имеется искажённое представление о Боге, которое во многом компенсируется наличием совести. Даже тем, кто относит себя к атеистам и отрицает существование души, стремление жить по правде, совершать добрые дела, открывает возможность получения Божией благодати. В их жизни присутствует и свет, и тепло, и смысл.
Люди, верующие, укрепляющиеся в вере, в любви к Богу и к себе подобным, проявляющими волю к исполнению Его заповедей, в каком бы положении не находились: в достатке или нищете, в здравии или болезни, на свободе или в заключении, всегда будут иметь в душе радость, их согревающую. Понимание того, что земной путь – это путь восхождения в Царство Небесное, причём путь тяжелый и тернистый, позволяет мужественно преодолевать все препятствия, непрерывно, при этом, наращивая мощь своего духа. А его связь с Духом Святым рождает неимоверную силу, которая напитывает благодатным огнём, не только душу истинно верующего человека, но и тех, кто с ним связан. Поэтому и говорится, что верующих находится в состоянии блаженства, ибо знает истинный смысл жизни, а движение к нему даёт необходимые силы.
«Жизнь прожить – не поле перейти». Чем острее желание сделать её простой, наполненной удовольствиями, тем менее удачно она складывается. Кто не приучен с «младых ногтей» к трудностям, к самостоятельному их преодолению, тот будет вынужден постигать науку выживания, находясь в походе. Мало кому удаётся не отстать от тех, кто необходимый опыт получил до наступления серьёзных испытаний. У кого такой практики нет, вынужден будет смотреть на то, что и как делают другие и подражать им, уходить под их влияние. Мало ли каким это влияние окажется. И жизнь может уже на первом повороте пойти «наперекосяк». Так и случается с теми, у кого отсутствует представление о её смысле. А, как говорится «жизнь без цели – выстрел без прицела». Как-бы то не было «жизнь идёт, кто не поспевает за ней, остаётся одиноким». Печальное зрелище представляет одинокий, заблудившийся человек. Но и для самых несчастных из людей не закрыта возможность обретения смысла своего существования. Это открытие себя как носителя образа и подобия Божия. Встающий на путь обретения веры, насколько бы не был слаб и утомлён, получит необходимые силы для достойного преодоления преград на своём жизненном пути.
«Надо пуд соли съесть, чтобы друга узнать», «Друг и брат великое дело: не скоро добудешь», «Будь друг, да не вдруг». Данные пословицы объясняют тот факт, что у нас друзей настоящих крайне мало, а у многих, их нет вообще. Приятели, соратники, товарищи не в счёт, хотя они и играют определённую положительную роль, но во времени, при решении определённых задач. Там, где стоит вопрос о взаимодействии для осуществления конкретных планов, места дружбе нет, есть сотрудничество. Настоящая дружба связана с единением сердец, а не дел. Она существует вне времени и пространства. В одной мудрой пословице говорится: «Для друзей нет расстояний». Пока наша душа не обретёт способность в любое время находить возможность общения с человеком, значит, его нельзя отнести к настоящим друзьям. Друг – это тот, кто незримым образом присутствует в нашей жизни всегда. Новые друзья в одночасье не появляются. Мы сами себя часто не понимаем, не знаем, что на самом деле ждать от себя в той, или иной ситуации. Поэтому несомненной опасности подвергаемся, когда близко подпускаем нового человека. Он может быть и из старого круга знакомых, но если с ним не прошёл «огонь, воду и медные трубы», «без беды друга не узнаешь», то доверяться полностью такому человеку нельзя.
В грузинской пословице говорится: «Вражда и дружба, братья». Друзья и враги, – это самые близкие нам люди. Именно им мы не безразличны. Особенно врагам всегда есть до нас дело. И это очень важно, не с точки зрения наличия опасности, а с той позиции, что правильное отношение к возможным действиям неприятеля, позволяет нам наращивать свою силу. Сказано: «Не бойся врага умного, бойся друга глупого». Ничто так не способствует росту возможностей, как их постоянно использование. Отношения с друзьями, приятелями этого делать не позволяют. В их кругу мы можем отдохнуть; можем у них попросить, при необходимости, помощи. Находясь же в поле зрения неприятеля, мы вынуждены проявлять не проявленное, то есть раскрывать свои истинные возможности. Но всё это касается тех из нас, кто бдителен и рассудителен при движении к поставленной цели. Если же настоящей цели в жизни нет, то не будет рядом с нами ни настоящих друзей, ни настоящих врагов.
«Рукописи не горят». (Булгаков). Всё сущее имеет двойную природу: земную и небесную. И тот, кто в результате творческих усилий, создает то или иное произведение, творит в обеих сферах, создаёт не только видимое, материальное основание, но его небесный облик. Любое творческое усилие, каждая мысль, всякое сказанное слово отпечатываются на том или ином уровне мира невидимого. Характер нашей активности определяет и то, с какими каким уровнем духовной иерархии мы взаимодействуем, определяет то, где сохраняются впечатления от нас, которые получает мир. Энергии, от нас исходящие, не исчезают, а вливаются в сферы, им соответствующие. Поэтому, всё созданное человеком, даже если оно утрачено на земном плане, продолжает пребывать в вечности. Любое произведение, созданное в результате творческих усилий, пронизано вполне определённым духом, который может быть и тёмным, и оно устанавливает и поддерживает непрерывную связь с автором. Поэтому, вступая на путь творчества, необходимо следить за тем, чтобы степень духовности рождаемых произведений была как можно светлее, жизнерадостнее, не пробуждала у тех, кто с ними сталкивается тёмных желаний, угнетения жизненных сил. Мы в ответе за свои рукописи, даже если их никто не видит, ибо они живут своей жизнью, оказывая соответствующее их духу воздействие на людей.
«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». «За всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда, ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». (Мф. 12:36,37).
Во всех плодах наших рук, во всех делах, словах, намерениях присутствует тот дух, который господствует в нашей душе. Но этот дух никуда не исчезает, определяя характер плодов нашей земной активности, он отпечатывается и на различных планах духовной иерархии. Добрые энергии, порождаемые нами, идут в добрые сферы, соответственно зло, исходящее от нас накапливается в области зла. Но не только силы, от нас исходящие, прикрепляются к себе подобным, но и впечатления, чувства, возникающие у других людей, и, вообще, живых существ, при соприкосновении лично с нами и с результатами нашей деятельности. В мире невидимом на всех его уровнях существуют некие копилки, в которых сохраняется всё нами порождаемое делами, словами, помышлениями. Всё исходящее от нас учитывается, но не специальным образом, а по принципу «подобное притягивает подобное». Ещё сказано: «В доме Отца Моего обителей много». (Ин. 14: 2). Каждый из нас, незримым образом, непрерывно определяет своё место в этом доме. Именно соотношение совершённого нами добра и зла, после окончания земного пути, определит то, где будем находиться «в жизни будущего века». «Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». (Мф. 18:18).
Исходя из вышеприведённых слов, становится понятно, что призыв: «спешите делать добро» не абстрактен, исполнение его жизненно необходимо, так как, определяет нашу судьбу. Для его исполнения вовсе нет необходимости устремляться куда-то вовне, ибо возможностей для этого величайшее множество в зоне личной ответственности. Главное, проявляя необходимую бдительность, следить за происходящим в душе, не допускать возникновения в ней очагов зла. Пётр Мамонов говорил: «Спаси себя и хватит с тебя», ибо, как сказал Серафим Саровский: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».
«Ссылаться на дурные поступки других – это умываться грязью». (Жан Пети – Сан). Даже если мы трижды правы, обвиняя другого человека в совершённых им ошибках, но если будем искать в них оправдание своей немощи, то сами неправы всемеро. Когда усматриваем в действиях близких то, что приводит нас к падению, то поступаем подло не только по отношению к себе, но и того, кого обвиняем в проявленной нами слабости, ибо сами становимся причиной уже совместного падения. Л. Н. Толстой говорил: «Грешить дело человеческое, оправдывать свой грех – дело дьявольское». Больного следует лечить, а не заражаться его болезнью и лежать рядом с ним. Верно поступает только тот из нас, кто, видя признаки заболевания, проявляет необходимые усилия, для того чтобы придать силы и другому. Иначе можно заподозрить нас в том, что мы ищем повод для самооправдания. А это уже трижды умноженная слабость.
«Внешность – одна из матрёшек». (Г.Малашин). «По внешнему виду судят только непроницательные люди». (Оскар Уайльд). Внешняя красота часто обманчива, и когда мы поддаёмся её очарованию, уподобляемся мотыльку, летящему на огонь. Поэтому, следует с крайней осторожностью относиться к первому впечатлению не только от людей, но и от слов, которые они произносят. Нередко за умением много и убедительно говорить скрываются обычные корыстные интересы. Поэтому, прежде чем принимать решения на основании того, что мы слышим, необходимо проверить подлинность доносимой до нас информации. Даже если она достоверна, это не значит, что она должна приниматься близко к сердцу. Мы не должны позволять себе уходить из поля своих интересов, уклонятся от своих целей. Ибо, когда пытаемся, например, рассуждать о том, что не нашей власти, тем более действовать там, где от нас ничего не зависит, кроме утраты сил, потери времени, и разочарования мы ничего не получим. Вследствие этого перестанем с должным усердием исполнять свои обязанности, неся и материальные и моральные потери. Бдительность, рассудительность, умеренность, наличие собственных жизненных планов – вот что служит защитой наших интересов. Не говоря уже о том, что тот, кто обращается к мудрости совести, редко терпит неудачу.
«Нет покровителей надёжнее, чем наши собственные способности». (Люк Вовенанг). На основательность человека не указывает то, какое положение он занимает в обществе. Ибо, насколько бы прочным оно не казалось, по ряду причин может всё быстро перемениться. Многие просто не могут перенести утрат и потерь и впадают в жалкое состояние. Если человек прямо соотносит себя с тем, что имеет, и не готов к тому, что всё может потерять, тогда он не имеет и твёрдой почвы под ногами. К основательным, надёжным людям можно отнести только тех из нас, кто понимает, что внешние ценности – ничтожны, а потому, прилагает усилия, которые создают тот фундамент личной жизни, который никто разрушить не сможет. Это можно сделать, непрерывно развивая свои естественные способности, умеряя свои аппетиты, готовя себя к тому делу, которое не сделать и до конца своей жизни. Эта сфера связана с творчеством и молитвенным трудом.
«Человек предполагает, а Бог располагает». «Хотя и почтены мы свободою произволения, однако же без содействия свыше не можем на пути настоящей жизни совершить ни одного доблестного дела». (прп. Нил Синайский). «Бог постоянно ожидает, не позовёт ли Его кто-нибудь … и никогда не оставит без ответа, если позовут, как должно». (свт. Иоанн Златоуст). На путях наших сохраняет нас Сам Господь. Но жизнь наша не складывается только потому, что наше поведений отвергает Божие попечение о нас. Право выбора всегда остаётся за нами. И если наш выбор таков, что мы действуем против себя, тогда и последствия наступают соответствующие. Тяжесть их умножается, когда начинаем в ропоте, в унынии и печали жаловаться на судьбу. Но самую тяжёлую ношу несёт тот, кто в озлоблении пытается переложить вину за свои проблемы, несчастья, неудачи на плечи других. Какой бы глубины падения мы не достигли, у нас всегда остаётся открытой возможность остановки и начала движения вверх. Проблема в том, что её мы отвергаем Божью помощь по причине, либо сугубой любви к себе; либо по причине утраты веры в себя. Поэтому внешнее благополучие и неблагополучие уравниваются, с точки зрения обретения возможности преображения души. И начинается она с проявления любви к ближнему, с проявления ответственности. Конечно же, прямое обращение к Богу, подскажет, как это сделать. Даже тому, кто кажется ничтожным, есть, что отдать другим. Если в душе человека возникнет и станет укрепляться сила преображения, энергия подъёма, тогда она скажется, в первую очередь, и на всём его роде. Вот почему нет среди живущих людей никчёмных, даже среди отъявленных преступников и людей опустившихся. «Ценность человека должна определяться тем, что он даёт, а не тем, чего он способен достичь». (Альберт Эйнштейн).
«Есть цветы – радуйся цветам; нет цветов – радуйся бутонам». (Вьетнамская пословица). Жизнь такова, что повод для радости в ней всегда найдётся, но для этого необходимо всё время очищать свою душу от того, что портит настроение. Индийская мудрость гласит: «Радости полон мир для того, кто смотрит на всех без вражды и предубеждения». А даргинская добавляет: «Кто не рад малому, тот не будет рад и большому». Радость – это естественное состояние души человека, который не противопоставляет себя окружающим, умерен в своих желаниях; который способен даровать радость другим, и сам радоваться чужой радости. Как известно, душа наша может получить то, что соответствует её настроению. На какую волну настроены, та и входит в нашу жизнь. Недовольство своим положением, окружающими людьми, является причиной впадения в состояние уныния и печали. Именно наше личное отношение к происходящему делает нас способными или неспособными получать благотворные энергии. «Кто чужой радости не рад, тот сам себе враг», поэтому способность испытывать удовлетворение от того доброго, что происходит в жизни других людей, придаёт обоснованность ожиданиям, что в нашей жизни будут происходить события, несущие радость. А «ожидание радости, тоже есть радость». (Лессинг). Также будем помнить слова В. Гюго о том, что «радость, доставляемая другому, пленяет тем, что она не только не бледнеет, как всякий отблеск, но возвращается к нам ещё более яркой».
«Сострадание есть высочайшая функция человеческого существования». (Ф.М. Достоевский). Все мы в своей жизни проявляем слабости, оступаемся, падаем, сталкиваемся порою с, невероятно трудными обстоятельствами, но рядом с нами всегда находятся те, положение которых в значительной мере тяжелее нашего. И если в нашей душе не рождается сочувствие к ним, то это говорит о нашем непонимании того, что и с нами могут произойти события, которые способны разрушить состояние благополучия, если мы его имеем. Сострадание – это то, что позволяет нам быть готовыми к любому повороту судьбы. Готовность же к наступлению неблагоприятных событий позволяет переживать их, не падая духом. Именно поэтому Артур Шопенгауэр говорил: «Наше спасение – в умении сострадать». Проявляемое нами сострадание, укрепляет в душе самые её высокие качества: способность любить и прощать; милосердие, добропорядочность, совестливость, и другие добродетельные чувства. Сострадание, проявляемое нами к другим, придаёт им сил, для прохождения испытаний, повышает уровень и нашей нравственности. В связи с этим Шопенгауэр утверждает: «Сострадание – основа всей морали». Благотворно влияние сострадания и в том, что оно «исцеляет больше грехов, чем осуждение». (Генри Уорд Бичер).
«Человек предполагает, а Господь располагает». В жизни, чаще всего, происходит не то, что ожидали. И это вовсе не в результате чьего-то злого умысла, хотя, иной раз, может показаться, что это так. Просто, бывает и посредством дел рук других людей, осуществляется воля Божия по отношению к нам. Она такова, что мы получаем не желаемое, но полезное. Если бы осуществлялось всё нами задуманное, то мы бы давно сломали свою жизнь. По причине того, что редко следуем требованиям совести, редко проявляем чувство ответственности, бдительность и рассудительность, мы не способны точно определить последствия осуществления своих замыслов. Даже если нам они и кажутся благими, то искажаясь сквозь призму самолюбия, гордыни, похоти, они могут нанести и наносят, прежде всего, ущерб нам, лично. Ибо, если наши цели преимущественно связаны с получением материальных благ, то они, непременно, будут связаны с нарушением границ меры, мы редко останавливаемся при получении вполне достаточного, а неумеренность, прежде всего, утяжеляет нашу жизнь. Во-вторых, действия, когда они не освящены совестью, благородным желанием учитывать интересы окружающих, непременно приводят к ухудшению качества общения с теми, с кем имеем дело, а потому к росту душевного напряжения, требующего разрядки. И раздражение, возникающее в результате, мы переносим в свой ближний круг, туда, где можно «сорвать своё зло», но это ещё более усиливает состояние неудовлетворённости. Отсюда непростительные ошибки в способах расслабления. С нами происходит не то, что мы заслужили, на самом деле, а лучшее из возможного. Когда не осуществляются наши планы, необходимо задуматься об их целесообразности.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.