Полная версия
Как заработать – свадебная фотография. Записки свадебного фотографа
В качестве дополнения неплохо приобрести сверхширокоугольный объектив. Для камер с кроп-фактором фокусные расстояния – 11-16, 10-20, 10-22 мм, для полноразмерных матриц – 16-35, 12-24 мм. Разумеется, широкоугольный объектив это совсем не обязательно, но весьма неплохо. Некоторое разнообразие в съемку внесет фишай (ф.р. 15 мм, для кропа – 10 мм).
В качестве телеобъектива стоит рассматривать объективы с ф.р. 70-200 мм, зумы с большей кратностью – 70-300 мм (55-200 или 55-250) принимать во внимание не стоит.
В крайнем случае, вы можете ими воспользоваться на прогулке, снимая в дневное время, для помещений это сомнительный выбор.
Для камер с кроп-фактором есть достойный выбор Sigma AF 50-150 f/2.8 APO EX DC OS HSM и Tokina 50-135 f/2.8 AT-X 535 PRO. Удобство не только в том, что это светосильные объективы, но и фокусные расстояния – от 50 мм для камер с кроп-фактором. Новый объектив от Sigma с оптической стабилизацией великолепен, это добротная техника, которая обеспечит вам бескомпромиссный результат. Единственный минус – когда перейдете на полный кадр, с объективом придется расстаться.
Самое подходящее решение в качестве телеобъектива с переменными фокусными расстояниями – 70 -200 f/2.8. Весьма желательно приобрести от производителя камеры. Хотя аналоги от Tamron и Sigma представляют определенный интерес, минусов здесь больше.
Таскать на свадьбу такой репортерский телевик как 70-200 не всем удобно – большой, заметный, а также есть риск ударить его, в момент, когда вторая камера с большим объективом висит на плече, а вы присели и забыли о нем в момент съемки и т.д.
Теперь про объективы с фиксированным ф.р – так называемые фиксы. Не секрет, что многие мастера снимают исключительно на них, предпочитая бескомпромиссное качество. Наиболее подходяще ф.р. для штатного объектива – 35 мм (в 35 мм экв.). Но не стоит начинать исключительно с фиксов, в самом начале вам будет очень трудно и скорее всего, вы просто не справитесь с задачей, однозначно не стоит рисковать. Во всяком случае, первые три-пять свадеб поснимайте на зум и определитесь, дальше, если решитесь, сделайте пробную съемку какого-либо бесплатного мероприятия – торжество, корпоратив и т.д. В качестве рабочего универсального объектива пусть у вас будет объектив с ф.р. 17-55 или 24-70 мм.
Прекрасным дополнением будет портретник с ф.р. 85 мм. Остановимся на нем подробнее. Фокусное расстояние 85 мм на свадьбе очень востребовано – вы сможете снять красивые погрудные портреты или портреты на улице по пояс и даже во весь рост. По сравнению с зумами объектив с ф.р. 85 мм – это портретник, который обеспечит более красивые кадры – мягкость, объем, воздушность, цвета, размытый фон. Если зум обеспечит вам неплохой кадр, то портретный фикс сделает кадр очень привлекательным.
При выборе портретника с ф.р. 85 мм есть несколько вариантов.
Мануальный объектив – например, Carl Zeiss, есть еще и Samyang и другие. Все хорошо, но нет автофокусировки. Когда вы снимаете много и быстро – это начинает сильно раздражать. Далеко не всегда есть время для наводки вручную. К тому же, если зрение не очень, ошибок фокусировки может оказаться много. Для неторопливой постановочной съемки подходит, но как показывает опыт – очень редко молодожены в этот день спокойны и расположены к неспешной фотосъемке. Обычно все торопятся, спешат, эмоции зашкаливают.
Автофокусный вариант более практичен, все-таки вы работаете не в студийных условиях.
85 1,8 – самый доступный вариант по цене, легок и невелик по габаритам. Для начала стоит к нему присмотреться – сомневаетесь, возьмите б/у. Продать его вы всегда сможете по той же цене – востребован на вторичном рынке. Картинку он обеспечит достойную. Из минусов – вес, слишком легкий, поэтому брака может быть много из-за «шевеленки». На открытой «дырке» – когда диафрагма раскрыта полностью «мыльноват», придется «зажать» диафрагму до f/2.2, чтобы добиться хорошей резкости в зоне ГРИП.
Более интересный вариант это портретный объектив от Sigma, хороший и удачный получился объектив. Стоит он как минимум вдвое дороже, чем 85 1,8, но и результат обеспечит более достойный. К тому же по качеству изготовления он лучше, да и комплектация приятнее. У многих систем появились портретники 85 1,4, к которым вполне можно приглядеться.
Из недостатков – цветопередача Sigma уступает родной оптике, боке не такое роскошное, как у 85 1,2.
Наконец самый идеальный вариант – высококачественный объектив со светосилой 1,2. Разница в картинке заметна сразу, но и в самом объективе отличия большие, вы это почувствуете, когда возьмете его в руки. Результат он обеспечит выдающийся, портреты вы сделаете красивые, снимки вам практически не придется «подкрашивать». Единственный минус это стоимость, качество, которое он обеспечивает, себя оправдывает. К тому же светосила 1,2 позволит снимать там, где остальная оптика бессильна. Но и здесь, при всех преимуществах есть нюансы. Стоимость он оправдывает результатом. Другой вопрос – нужно еще научиться снимать.
Перед тем, как вкладываться в такую дорогую покупку, определите – подойдет ли именно вам это фокусное расстояние. Возможно, по душе придется 50 или 100 либо 135 мм, а 85 мм не «ваш размер».
В качестве портретника можно рассмотреть объективы с фокусными 100 и 135 мм.
Здесь тоже выбор богат – есть недорогие и вполне достойные, соответственно можно приобрести более высококачественные.
Так, например, один из лучших в мире объективов это Canon EF 135 f/2.0. Великолепный объектив, отличный вариант для художественной фотографии.
Для помещений на камеру с кроп-фактором более 85 мм рассматривать вряд ли стоит.
Для прогулок в самый раз 135 либо более универсальное решение зум с ф.р. 70-200 мм.
Еще желательно обзавестись светосильным полтинником – объектив с ф.р. 50 мм, который выручит вас в полутемных помещениях, позволив передать естественное освещение, размыть фон, снимать без вспышки. Существует три варианта.
Самый доступный по цене «полтинник» – 50 1,8, здесь преимущество в том, что это хороший светосильный объектив, обеспечивающий весьма приличное качество, и вдобавок стоит «копейки». Если у вас всего один объектив, то в качестве запасного на всякий случай и как светосильный для съемки в полутьме к нему стоит присмотреться. В этом случае он настоящая «палочка-выручалочка».
Недостатки – хлипкая конструкция, недолговечность, много жалоб на ошибки фокусировки, хотя из тех трех объективов, которыми приходилось снимать – все три работали замечательно.
Универсальный вариант это объектив 50 f/1,4. Оптимальное соотношение цена/качество, выручит вас в самых разных ситуациях.
Еще один вариант – Sigma 50 5/1.4 EX DG HSM. Великолепный профессиональный объектив, хорошая комплектация, к тому же недорого. Недостатки – цвета отдают в желтизну, слишком много проблем с бэк/фронт фокусом, не всегда в сервисе удается отъюстировать.
Наконец, объектив со светосилой 1,2. Прекрасное решение, великолепные оптические характеристики и как результат – на выходе качественный результат.
Если есть возможность разнообразить парк оптики сверхширокоугольным объективом с ф.р. 14 мм и фишаем – 15 мм, будет неплохо. Но это совсем не обязательно. Процент кадров, снятых такой оптикой будет небольшим, зато они приятно разнообразят съемку и внесут эмоциональный подъем, когда заказчики посмотрят фотографии.
Что еще может пригодиться? Это макрообъектив, с ф.р. 100 мм. На него хорошо снимать кольца, мелкие предметы, украшения, элементы и фрагменты и даже иногда портреты, желательно мужские. К макрообъективу требований к оптике меньше – купите то, на что хватит денег. Для камер с матрицей APC-S есть недорогая оптика с ф.р. 60 мм, в том числе от Tamron.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что в качестве основного – наиболее подходящий объектив с ф.р. 17-55, не будет ошибкой, если сразу взять 24-70. Пусть даже на кроп, это прекрасное решение. В дополнение стоит присмотреться к 85, далее уже по вкусу и стилю съемки – 14, 15, 35, 50, 85, 100 и 135 мм. Для камер с кроп-фактором очень неплох Sigma 30 f/1.4 EX DC HSM.
Телеобъектив 70-200 не заменит фиксы, но прекрасно дополнит.
Теперь еще один не менее важный вопрос – производитель оптики.
Обычно в целях экономии начинающие приобретают оптику от стороннего производителя. Иногда в этом нет ничего плохого и покупка вполне оправданна.
В отношении покупки «неродной» оптики совет следующий – все зависит от конкретной модели объектива, нельзя однозначно утверждать, что неродная оптика не хуже и зачем платить больше и наоборот, все, что не от производителя камеры не стоит внимания.
Рассмотрим наиболее популярные варианты.
Tamron 28-75 f/2.8 XR Di LD Aspherical (IF) Macro AF. Для начала это неплохой вариант, в прошлом довольно популярный. Из плюсов – светосила (f/2,8), удобные ф.р., доступная цена, приемлемая резкость и в целом терпимая цветопередача. Казалось бы – что еще нужно для полного счастья? Теперь о недостатках. К сожалению, их достаточно много. Первое – это надежность. При даже средней нагрузке примерно через год-полтора, а может и раньше – при более частом использовании вас ждет неприятный сюрприз – объектив начнет «ошибаться». Оптические качества ухудшатся, появится брак в работе, объектив может сломаться, в лучшем случае вы его продадите. Поэтому стоит его продать раньше, пока еще работает, не дожидаясь, пока он начнет «сыпаться», проще его продать в пока еще приличном виде.
Покупать Tamron 28-75 на барахолке точно не стоит – либо новый (возможно слегка б/у), либо отказаться.
Для матрицы APS-C есть весьма популярный Tamron SP 17-50 f/2.8XR Di II LD Aspherical и его вторая модификация со стабилизатором. Очень популярный объектив: удобные фокусные, светосила, неплохая резкость, приемлемая картинка. Недостатков и здесь наберется немало, в том числе невысокая надежность.
Более интересный вариант это Сигма 17-50 f/2,8 EX DC OS HSM, по картинке намного приятнее, конструктивно прочнее и надежнее. В целом весьма достойная замена родному 17-55.
Для камер с полноразмерной матрицей есть более интересный вариант –
Tamron 24-70 f/2.8 Di VC USD. Прекрасный объектив, дает четкую и качественную картинку, цветопередача правдивая, не теплит. К сожалению, стоимость его пока достаточно высока, да и нередки жалобы на поломки. Но здесь как повезет. К плюсам можно отнести еще и пятилетнюю гарантию.
Sigma 24-70 f/2.8 IF EX DG Aspherical HSM – «средненький» вариант, по качеству изображения существенно уступает конкуренту от Tamron. Цветопередача заметно проигрывает, зато по стоимости он выглядит более привлекательно.
Вообще, если есть возможность – в первую очередь выбирайте объективы от производителя. В результате у вас будет меньше «головной боли» во всех отношениях.
В первую очередь вам не придется долго править картинки в редакторе – следовательно вы меньше потеряете времени. Цветопередача у «родной» оптики, как правило, более правдивая и приятная, лучше передача полутонов.
Кроме того, родная оптика более согласованно работает с камерой, меньше ошибок, нестыковок. В целом надежность родной оптики выше. Все-таки, как показывает опыт, неродная оптика чаще ломается и доставляет владельцу больше проблем. Как правило, родная оптика более стабильная, здесь все предсказуемо. Кроме того, камера, «понимая» объектив, вносит коррекцию дисторсии.
Самый лучший с точки зрения качества снимков комплект оптики это топовые объективы с фокусными расстояниями 35 и 85 мм. Для начинающих трудно рекомендовать такой комплект. Если объектив с ф.р. 85 мм самое то, то с одним 35 справиться будет не так просто. Для начала нужен универсальный зум и к нему в комплект портретник с ф.р. 85 мм. Объектив с ф.р. стоит попробовать и даже купить его в дополнение к основному зуму.
Перед покупкой советую попробовать оптику – 24 и 35, не исключено, что вам подойдет именно объектив с ф.р. 24 мм, кому-то 28 или 30 мм. У каждого фотографа свое видение кадра, манера съемки. Универсальное решение это хорошо, но в творчестве у каждого свои пути.
Внешняя вспышка
Внешняя вспышка вам понадобится точно, даже, несмотря на наличие светосильных фиксов, во всяком случае, на первое время приобрести ее нужно обязательно. Чаще всего света не хватает: в квартирах, ЗАГСе, в банкетных залах, ресторанах, клубах и т.д.
Ею не пользуются два типа фотографов. Первый тип – те, кто работает зеркалкой начального уровня и все снимает на встроенную вспышку, оставим такой вариант на их совести. Здесь и комментировать нечего.
Второй тип – используют светосильную оптику, импульсные студийные осветители, видеосвет. Все это вам пока рано, возможно, со временем вы определите для себя, какие будете использовать источники света.
Покупать вспышку крайне желательно родную – исключительно от производителя фотокамеры. Старайтесь не рассматривать вспышки от сторонних производителей, даже если кто-то вам нахваливает и говорит, что она даже лучше, чем родная. Сейчас многие компании их выпускают, но оставим этот вариант любителям для творческих экспериментов.
Вам подойдет вспышка верхнего уровня или на ступень ниже, вспышки начального уровня рассматривать не стоит однозначно. Если позволяют финансы, берите самую лучшую, т.е. верхнего уровня. Здесь не только максимальная мощность, но и функциональность, плюс совсем не лишняя пылевлагозащита, что немаловажно – ресурс.
Б/у вариант имеет право на жизнь, вспышка, которой пользовались немного (любители, как правило, ее используют крайне мало) прослужит вам долго. Ни в коем случае не берите вспышку после профи или увлеченного любителя.
К вспышке соответственно понадобятся аккумуляторы. Как минимум желательно два комплекта. Старайтесь выбрать качественные изделия, с соответствующей мощностью. Кроме того, существуют и внешние источники питания для вспышек, очень удобная вещь.
Зарядное устройство для аккумуляторов тоже не должно быть дешевым и некачественным. Были случаи, когда некачественные зарядники начинали плавиться в процессе работы – вам такие «сюрпризы» ни к чему.
К вспышке вы можете приобрести насадки для рассеивания света, но пользуйтесь ими умело и осторожно. Лучше сначала потренируйтесь перед тем, как идти «в бой». Определите для себя – какая именно подходит в каждом конкретном случае. Их много – всевозможных насадок, стоит поинтересоваться, попробовать в магазине.
Дополнительные принадлежности
Крайне желательно прикупить дополнительный аккумулятор для камеры. Лишним он никогда не будет. Аккумуляторы не вечные и со временем заряд держат все меньше и меньше. Здесь есть одно но! Вначале определите, сколько «кушает» ваша камера, т.е. на какое число снимков хватит заряда аккумулятора. Некоторые камеры слишком «прожорливы», в качестве запасных сожжет понадобиться несколько аккумуляторов, чтобы продержаться весь съемочный день. Чем холоднее, тем быстрее садится аккумулятор. Не храните аккумуляторы в сумке на холоде, лучше положите во внутренний карман.
Карты памяти не менее важная позиция. Рассчитывать на единственную карточку точно не стоит. Постарайтесь взять с запасом, сколько и какого объема решать вам – но, как говорится, запас карман не тянет. Рассчитайте примерно исходя из объема файла в формате RAW, умножьте на 2000. Всякое может быть – съемка может затянуться до полуночи, а у вас не осталось места на карте памяти. Через пару лет интенсивной съемки стоит продать карточку и купить новую.
Отражатель. Полезная штука для съемки портретов на улице, он позволит смягчить глубокие тени.
Светофильтр. Поцарапать и заляпать переднюю линзу объектива на свадьбе дело нехитрое. Светофильтр избавит вас от многих неприятностей и защитит объектив. Не экономьте на нем.
Бленда. Обязательный элемент, она защитит оптику от паразитных засветок, капель дождя, снега, веток, царапин и жирных пальцев, да и с блендой комплект выглядит более солидно, клиентам это нравится.
Средства для ухода за оптикой также необходимы, поэтому не забудьте прикупить карандаш LensPen, салфетки.
Зарядные устройства – для камеры и для пальчиковых аккумуляторов. Особенно зимой, когда аккумуляторы садятся очень быстро, вы сможете поставить на зарядку во время банкета.
Считыватель карты памяти – один путь у вас будет дома, второй с собой в сумке. Может пригодиться, чтобы просмотреть кадры на компьютере у заказчика, что-то оперативно обработать и т.д.
Общие рекомендации по выбору фототехники
Не покупайте сразу слишком дорогую технику. Здесь может быть два варианта:
вы убедитесь, что свадебная съемка это не ваше и техника или не нужна либо потребуется другая аппаратура. Продать придется с ощутимыми потерями.
Второй вариант – вам она не подойдет, понадобится другая камера, оптика и т.д. Перед покупкой желательно немного попользоваться той моделью, которую вы выбрали.
Соответственно фототехнику можно взять в прокате, либо у знакомых, протестировать в магазине – многие продавцы позволяют сравнить камеры, объективы, не забудьте взять флешку или купите ее на месте.
Почитайте отзывы владельцев, узнайте сильные и слабые стороны, определите, что для вас существенно. Если сомневаетесь, задайте вопросы на профильных форумах.
Кроме того, старайтесь не приобретать слишком много фототехники – это не нужно. Совершенно ни к чему таскать с собой на свадьбу «мешок с объективами». Обычно в работе максимум два-три объектива. Также брать три фотокамеры не имеет никакого смысла – достаточно двух.
У каждой модели свои характерные «болячки» – у одного объектива ломается шлейф, у другого выпадает передняя линза и т.д. после не самого сильного износа, желательно все выяснить о них, перед тем, как купить. Постарайтесь узнать о слабых и сильных сторонах той техники, которую собираетесь приобрести.
Не стоит покупать очень старую фототехнику, с ней проблем может возникнуть много – неточность в работе, невысокая надежность, проблемы с ремонтом, несовместимость оборудования.
Все остальное приобретайте по мере необходимости и четкого понимания для чего вам необходимо то или иное оборудование. Покупать просто так, чтобы было, не стоит.
Подберите наиболее сбалансированный комплект именно для вас. Одному фотографу подойдет один комплект, другому другой. Поэтом, исходя из ваших предпочтений, особенностей съемки, видения кадра, возьмите то, что подходит именно вам. Старайтесь не покупать лишнее, то, чем вы пользоваться не будете. На свадьбе не стоит носить дополнительное оборудование – авось пригодится. Вы должны хорошо представлять себе, что и для чего вам нужно. Лишний вес, большой объем ноши – это дополнительные неудобства, риск потерять или поломать технику.
Так, например, не стоит носить с собой штатив, монопод, если вы не уверены, что это вам точно они необходимы, где и как вы планируете их использовать.
Оптимальный комплект для начала – две камеры, основной и запасной объектив, лучше основной плюс дополнительный и запасной. Например, основной у вас 17-55, дополнительный 85 1,8, запасной 17-70. Вспышка, дополнительные аккумуляторы и карты памяти – все это всегда с собой. Надеяться на единственный аккумулятор не стоит, особенно в холодное время года, а если еще и старый – разряжается быстро. Также не стоит рисковать с единственной картой памяти, всякое случается, поэтому как минимум нужна еще одна, лучше две.
Перед тем, как покупать технику необходимо выбрать производителя. Это серьезный вопрос, здесь также стоит продумать все как следует. Покупая камеру одного производителя, вы выбираете систему – чем больше у вас оборудования (оптика, вспышка, дополнительные принадлежности и т.д.), тем сложнее уйти на другую систему.
Иметь две системы нерационально – расходов значительно больше и это крайне не практично.
На сегодняшний день практически все производители предлагают неплохие решения, купив зеркалки от Canon, Nikon, или БЗК Sony вы справитесь с задачей. Некоторые фотографы переходят на технику Olympus. Мое мнение – выбирать целесообразнее между Canon и Nikon. На это есть ряд причин – большой выбор оптики и аксессуаров, распространенность систем. Проще купить или продать. Что тоже немаловажно – наличие сервис-центров, ремонтопригодность. Покупать SONY – дороговато, но если вы увлекаетесь еще и съемкой видео, то почему бы нет.
Вопрос в другом – устроит ли система в целом?
Рассмотрим ключевые вопросы.
Сервис – это далеко не последний вопрос. Быть уверенным в том, что в случае проблем с техникой вы сможете ее быстро отремонтировать, и у вас не будет сложностей с тем, где и как отремонтировать. Следующий вопрос – выбор оптики, как она подходит для съемки портретов, наличие в магазинах фотоаппаратов, объективов, дополнительных принадлежностей той марки, которую вы выбрали.
Кроме того, в случае поломок, вы сможете ли всегда забежать в местный магазин, где с большей вероятностью вы сможете купить объектив, вспышку или какой-либо нужный аксессуар.
Разумеется, в первую очередь вам должна понравиться сама техника – качество изображения, удобство в работе, как сидит в руке и т.д. Также продумайте вопрос продажи – рано или поздно вам захочется что-то продать, обновить фотоаппаратуру.
Если затрудняетесь выбрать конкретного производителя, посмотрите, чем снимают другие свадебные фотографы. Перед тем, как решиться на приобретение фототехники желательно самому поснимать разными камерами – от разных производителей (можно взять в прокате, попросить в магазине или у знакомых, на выставках) посмотреть результаты и сравнить. По большому счету вся современная фототехника позволяет добиться прекрасных результатов, отличия в деталях.
Еще приобретите себе смартфон с очень хорошей камерой, чтобы он хорошо фотографировал при недостатке освещения. На всякий случай. Всякое может случиться – по разным причинам вдруг на свадьбе остались без техники. Зато вы сможете хоть как-то продолжить съемку, пусть даже на телефон. Это лучше, чем вообще остаться без снимков. В любом случае вы снимите лучше, чем сами гости с множеством ошибок, промахов, обрезанными конечностями и т.д.
Глава 4
Организационные вопросы
Определяемся сразу – любитель с дополнительным заработком или профи
На самом деле это далеко не простой вопрос. Вам стоит вначале точно определиться, как вы будете работать. Полностью переключитесь на работу фотографа или же будете подрабатывать в свободное от основной работы время. Имеет смысл выяснить, так как определяется дальнейший план ваших действий.
Второй путь более безопасен в плане того, что даже если вы и перейдете в будущем на работу в качестве профессионального фотографа – оформите ИП, то этот переход произойдет мягко и плавно, менее болезненно, в том числе и в финансовом отношении.
Оба варианта имеют свои как плюсы, так и минусы.
Если еще нет уверенности в себе, нет четкого понимания, каким именно образом вы будете зарабатывать фотографией, по разным причинам не готовы полностью переключиться на работу в фотобизнесе, возможно, вам не понравится снимать свадьбы или трудно сразу снимать много, то не стоит спешить и уходить с основного места работы, тем более, если она стабильная и приносит хороший доход.
Период перехода может затянуться надолго, а без средств к существованию в нашем обществе никак нельзя оставаться.
Вы можете попробовать фотопрактику в качестве дополнительного заработка – во внерабочее время, например, снимать свадьбы по субботам, подрабатывать ассистентом фотографа, сотрудничать с заказчиками на договорной основе, начать работать с фотобанками и т.д. Тем самым вы нащупаете именно то направление, которое вам более интересно. Вы остановитесь на том, что у вас лучше и легче получается, от чего вы получаете удовольствие при съемке, что, в конце концов, вам выгоднее. Это будет плавный переход в профессию, вы постепенно приобретете нужную вам аппаратуру, опыт, заказчиков.
Однако есть здесь и другая сторона. При таком подходе у вас будет все же «любительское» отношение к делу. Вы будете заняты основной работой, у вас не всегда остается времени и сил, чтобы полностью заняться фотографией – заказами. Темпы роста будут отличаться от того режима, в котором действует профи.
Представьте, вам позвонили, и выяснилось, что свадьба назначена на пятницу, а вы на работе. Хорошо, если есть возможность отпроситься или взять отгул. Но вы же не можете все время отпрашиваться, и вам придется терять клиентов.
Здесь уже нужно только самому решить, что больше нравится и что стабильнее – иногда подрабатывать съемкой или полностью переключиться на фотографию. Еще, если вы живете в маленьком городе, то объем заказов может быть небольшим. Чтобы держаться, вам придется ездить по другим городам.