Полная версия
Грибные дни
Девушка задорно рассмеялась. На крыльцо выглянула мать.
– Здравствуйте.
– Здравствуйте, – обернувшись, поздоровалась девушка. – Вы Екатерина Егоровна?
– Допустим. А вы кто? – подозрительно прищурилась мать.
– Родственница ваша…
– Какая еще родственница?! Нет у нас таких родственников! – мать нахмурилась.
– У вас может и нет, а у дяди Вити племянница есть. Марина я…
– Марина! – всплеснула руками мать. – Выросла то как! Совсем взрослая стала! Каким ветром к нам занесло?
– А вам дядя Витя не сказал?
– Что не сказал?
– Что я приеду?
– Ну… – мать пожевала нижнюю губу.
– Он должен был меня сегодня встретить в Дубровке с проходящего поезда, но я его не дождалась и на рейсовом автобусе сама решила приехать. Не помешаю?
– Нет… – мать задумчиво смотрела на нежданную гостью.
Пауза затягивалась.
– Чего это мы стоим? – спохватилась мать. – Гостей в пороге не держат! Проходи в дом, Марина, проходи. Не стесняйся. Пошли, умоешься с дороги, да расскажешь, что в мире творится, что генсек нового выдумал. Говорят, с лысых налог будут брать, как раньше с бездетных брали?
Подхватив гостью под руку, она со значением сделала нам знак глазами и поволокла ее в дом.
– Кто это? – спросил Пашка.
– Наверное, тети Раи, старшей сестры отца, дочка.
– Они же на Дальнем Востоке живут, – наморщил лоб Пашка.
– Ну вроде так, – я посмотрел под ноги на таз с добычей. – И что теперь?
– Давай сварим в выварке, – воровато оглянувшись, предложил брат. – И сожрем…
– Ты дурак? Мать нас потом самих сварит.
– А что делать?
– Давай дощиплем и будем ждать, что она скажет.
Ждать пришлось недолго: мать выскочила во двор.
– Что вы тут возитесь? – зашипела она. – Что с курами?
– Почти ощипали, – ответил я.
– Почти ощипали, – передразнила она. – Гости в доме, а на стол и поставить нечего!
– Эта дылда будет наших курей есть? – обиженно спросил Пашка.
– Эти куры такие же ваши, как и ее! – отрезала мать. – Будет! Или ты хочешь, чтобы она что-то заподозрила? Учтите: кур мы забили специально для нее, Витька про нее говорил, просто мы растерялись, что она без него явилась. Ясно?
– Ясно, – кивнули мы.
– А она надолго? – спросил я.
– Недельку где-то хотела погостить.
– Неделю? – Пашка почесал затылок.
– А что?
– Мы ее неделю курами будем кормить что ли?
– Да, неприятно, – вздохнула прижимистая мать, – но, с другой стороны, она поможет нам от улик избавиться. Будем изображать хлебосольных радушных хозяев, что делать?
– А как же остальные? – напомнил я.
– Ты про что? Про кур?
– Троха, Сазан… С ними что?
– А что с ними?
– Думаешь, эта белобрысая не заметит, если мы из дома ночью уйдем?
– Да… – мать призадумалась, – есть такая вероятность. Они же, гости, все как черти, любопытные, лезут во все щели, что твои тараканы. До всего им дело есть. Суют свои длинные носы, вынюхивают, как крысы, выдры американские или врачи-вредители. Ладно, давайте кур, будем решать проблемы по мере их поступления. Поживем, увидим. Надо бы узнать, умеет эта падлица плавать или нет?
– А зачем? – удивился Пашка.
– А затем, что у нас озеро есть, а она может вечерком пойти на него прогуляться, да и того… утонуть ненароком. Такое бывает: пьянящий воздух свободы в голову тук и девочка в озеро плюх. Наша Таня громко плачет и все дела… Узнает, сколько в рубле алтын да и даст Бог, свалит отсюда, а мы можжевельником дом окурим и будем жить как раньше. То, что она приехала – это нам свыше знак. Значит, сегодня нам надо воздержаться от очистительной карательной акции, что заодно ослабит подозрения милиции. Да и нечисть эта расслабится, не будет чувствовать угрозы. А как они расслабятся, так мы следующей ночью и ударим врасплох!
– А чего вы в разных носках ходите? – удивилась Марина, глядя на нас с Пашкой.
Мы, по настоянию матери, носили связанные ею разноцветные носки: на левой ноге – белый, на правой – красный. По мнению матери, это защищало нас от сглаза.
– Это… – я растерялся.
– От сглаза это, – сказала мать, ставя на стол большую сковородку, вмещающую курицу, фаршированную грибами. – Так бабушка ходить им завещала. Перед смертью.
– Ясно… – неуверенно кивнула Марина.
– Ладно, гостей баснями не кормят. Как говорится: злому человеку соли в глаз, а добру человеку хлеба в рот. Отведай курочку, что Бог послал.
– Крупные у вас куры, – похвалила гостья.
– Стараемся, ухаживаем за ними, – слегка порозовела от похвалы мать. – Витя же куровод знатный. Перед тем, как яйца под наседку положить, всегда их в своей шляпе выдерживает.
– Зачем?
– Обычай такой, еще с проклятых царских времен, а то и раньше, до Христа был. И скорлупу от пасхальных яиц мы в муравейник закапываем, чтобы куры хорошо неслись. А на сорок мучеников42 самолично орешками из ржаного теста их досыта кормит.
– Мать говорила, что ему даже медаль за куроводство дали. Он ей в письме писал.
– Ну, да, дали… – мать закашлялась.
Эту медаль на голубой ленте отец где-то спер, а в деревне всем рассказывал, что она получена за победу на международной куроводческой выставке в Париже. Оказывается, он и сестре своей успел нахвастаться. Отец, оправдывая медаль, часто ходил по деревне и определял носких куриц: осматривал гребни, выискивая яркие красно-пунцовые; уши белого цвета; красные веки. Если куры у кого-то не неслись, то советовал кормить птицу мелко рубленными дождевыми червями или мясными отбросами. По звездам под Рождество определял яйценоскость конкретных кур на весь год. Еще советовал, чтобы куры хорошо неслись, кормить их зерном, украденным у попов – это послужило причиной кражи у отца Василия, батюшки-секретаря из Дубровки, целого воза зерна (вместе с поповскими курами и поросенком).
Он даже выпускал стенгазету «Субботний куровод», в народе прозванную «Субботний курощуп», еженедельно вывешивая ее в правлении, чем приводил деревню в восхищение. В заглавии алел лозунг – «Впервые в истории человечества куровод в нашей стране сравнялся, встал вровень, с государственным деятелем!» Статьи по куроводству отец разбавлял собственными стихами, вроде:
– Кто в полемическом задоре мог предсказать Федоре горе?
Богатыри, не мы.
А в отношенье куроводства – одно сплошное благородство.
И не доводит до тюрьмы.
Или
– А он все прыгал вкруг и им кричал, что святость с куроводством повенчал.
А еще:
– Зима – крестьянин торжествует. В село приехал куровод.
Его лошадка, снег почуяв, устроила переворот.
Я голубей кормил зерном – они платили мне говном!
И статейками вроде: «Яйцо – это камешек в желудке. Лежит в нем долго, и пока лежит – хорошо, комфортно и этично». Публиковал идее вроде создания организации «Юный советский куроводыш»: со значками, членскими билетами, взятием каждым куроводышем индивидуального шефства над разводимой птицей. «Главное, чтобы дети, куроводыши, чувствовали с подопечной птицей кровную связь, были единокрылыми подкрылышами, как когда-то товарищи Ленин и Сталин со всем народом», – с сияющими глазами говорил отец.
Еще среди смелых отцовских замыслов был план курофикации всей страны, своим размахом превосходящий ленинский план ГОЭЛРО43. Злопыхатели шепотом называли отца «Куриный Наполеон». Но теперь всем этим грандиозным планам не суждено было осуществиться.
Кроме того он умел отличать по ширине головы и твердости клюва, длине шеи и форме груди и поведению молодых гусей от гусынь. Отец уверял, что гуси отличаются осторожностью и постоянно озираются, ища подвох, в отличие от спокойно пасущихся на травке гусынь. Учитывая, что по кражам гусей отец давно перещеголял Паниковского из «Золотого теленка», мы ему в этом верили. Отец учил, что когда воруешь, гуся нельзя ни в коем случае пугать, иначе у них мигом портится весь нагулянный нежный жир, превращаясь в вонючее ноздреватое вещество. И голову гуся лучше не рубить, положив на колоду – как мы обычно делали и не сворачивать, а отсекать острыми ножницами для стрижки овец так быстро, чтобы птица ничего не успела понять.
– Святой пионер Нильс на диких гусях фашистов бомбить летал, – вставляла в эти рассуждения свои «пять копеек» мать. – А гусей лучше на Никиту-гусятника есть. Гусь птица важная, представительная, погоду на три дня вперед видит. По гусям сразу видно, кто на селе асоциальный голодранец или классовое отрепье, а кто крепкий хозяин.
Кражи гусей отец оправдывал тем, что по старинному славянскому обычаю кража способствует плодородию птицы и скота.
«Вы поймите, – поедая очередной трофей, разглагольствовал отец, – я украду одного, ну двух, от силы десяток гусей, а с той кражи у хозяев цельная стая расплодится. Но вообще, конечно с позиций диалектического материализма, надо еще и ворованным зерном кормить, тогда точно разведутся необычайно».
– Краденого петуха нужно в ночь под Духов44 день на меже оставлять, – добавляла мать, – и красть нужно непременно так, чтобы никто не увидел и связки в шее ему потом подрезать, чтобы голос потерял.
– Зачем? – спросил я.
– Затем, что нечистая сила петушиного крика боится и если петух заголосит на заре, то полевик45 подумает, что ты ему пакость сделать решил, козью морду показать. И так тебе в ответ засандалит, что не только весь скот у нас на дворе передохнет, но и тебя удар солнечный хватит. А то и сам полевик на коне догонит, да и переедет так, что не вскочишь опосля. Или просто дети его, межевечки и полевички, поймают тебя, да и придушат промеж делом, всего-то делов, – трижды поплевала через левое плечо и перекрестилась.
Надо сказать, следуя своим же заветам, отец ворованным совхозным зерном забил весь амбар. Хватало не только курам и уткам, но и свиньям с коровой. Сено для коровы отец тоже предпочитал воровать. Потом по обвинению в кражах зерна посадили Хандика, а позже – Генку Шандорика.
Мать завидовала медали, но говорила, что добродетель сама себе награда и в мирских медалях не нуждается.
– Ладно, разговоры потом, – мать взяла нож и двузубую вилку и нависла над курицей. – Съешьте чеснок и по лаврушечке, а я пока поделю птицу.
– А зачем чеснок? – удивилась Марина, глядя как мы с Пашкой сноровисто очистили по зубчику и быстро съели, закусив лавровым листом.
– Для витаминов, – ответила мать, – и от цинги.
– У вас тут цинга бывает?
– У нас все бывает. И понос и золотуха.
– А еще мы горчицей зубы чистим, – ляпнул Пашка.
– Павел шутит, – мать незаметно для девушки пнула под столом Пашку по ноге. – А чеснок вообще полезен, он семь недугов изводит.
– Хорошо, – Марина с сомнением очистила зубчик и съела его.
– Вот и умница, – похвалила гостью мать.
– А лавровый лист зачем?
– В честь святого Флора, что у язычников Велесом46 звался, и Лавра47, лошадников. Это чтобы корова-кормилица не болела, ну и в целом, полезно для здоровья – от глистов, и для хозяйства. Хотя, замечу, некоторые считают, что функции Велеса, перешли святому Николаю48, а то и святому Власию49 и святому Георгию50, но это не доказано современной марксистско-христианской наукой, поэтому, скорее всего, враги наговаривают. Сами посудите, Велес выполнял функции великого змея, скотьего бога, воплощения смерти, противоборца Перуна-громовника51, рога ему с Мокошью52 наставившего, пастуха душ мертвых, коровьего вора. И где это все у Николая или Власия?
– Понятно, – неопределенно протянула Марина.
– Как в народе шутят: ешь лаврушку, лук и хрен – будешь, как Софи Лорен.
– Скажете тоже, – засмеялась девушка.
– Скажу. И не такое еще скажу! Я просто как козел Артем и его дрессированный свитер! – раздухарилась мать. – А вообще, лаврушка универсальное лечебное средство: хошь грибок на ногтях им лечи, хошь диабет сахарный, хошь псориаз, а хошь – так даже и геморрой с гайморитом. Все лаврушка осиливает, все побеждает, как святой богатырь Илья Муромец супостатов – половцев и печенегов.
– Какая вы образованная.
– Есть такое, так что твои племенные комплименты мною вполне заслужены. Но на самом деле, на лаврушку надейся, но помни, что почти от всех болезней помогает молитва. Надо только знать, кому молиться.
– Например?
– Запоминай: при глазных болезнях – святомученику Лонгину Сотнику53, а ежели ослабнешь зрением с возрастом – святому Виду54, зубы болят – священномученику Антипе Пергамскому55, если сердце прихватило – святителю Иоасафу56, при грыже межпозвоночной или паховой – Феодориту Студиту57, при бесплодии и гинекологических болезнях – Матроне Московской58 или Ксении Петербуржской59, кого раньше вспомнишь, а при раке – только Пресвятой Богородице, остальные уже не помогут.
– Спасибо, запомню.
– Это правильно, – мать кивнула, – запоминай. И ты это, Марина, ногами не болтай, когда за столом сидишь.
– Да я и не болтаю. С чего вы взяли?
– Я просто, на всякий случай.
– А что может случиться?
– Если, когда за столом сидишь, начнешь ногами болтать, то на них сядет анчутка беспятый, а то и сам Троцкий, – перекрестилась на портреты. – Или сигизмундики заведутся. Прости, святой Ленин, защитник коммунизма и податель всех социалистических благ.
– А кто такие сигизмундики?
– Это вроде кузутиков или анчутков либо хухликов али шуликунов60, маленькие, юркие. Только пятки у них гусиные, ходят ватажками, головы у них остренькие, как луковки. Сами с кулачок, а жрать горазды, не хуже Витьки нашего: сколько не поставь на стол – все ему мало. Жрет, что твой шведский Карлсон в марте. Ну да вернемся к нашим нечистикам. Сами они родом из Польши. Они у нас в стране появились после святого Дзержинского, до революции их не было тут. Хотя некоторые и говорят, что они с Лжедмитрием61 пришли и просто прятались с тех пор, но я думаю, что это все брехня, а их паразит Пилсудский62 из своих плевков сотворил, чтобы тут мелкие гадости делали, да стонали, визжали и хохотали. Усвоила?
– Да.
– Молодец! И хлеб не кроши, а то черти проклятые им наедятся до отвала. Вот, кушайте на здоровье, – щедро сказала она и начала делить курицу. – Курица в собственном соку, даже без перца и чесноку.
Отхватив у тушки бедра, разложила себе и гостье по тарелкам. Мне досталась шея, а Пашке гузка.
– Все по-честному, – закрыв сковородку крышкой, сказала мать. – Ты, Павел, задним умом крепок – тебе гузка. Ты, Виталий, вечно лезешь поперек батьки в пекло – тебе шея. А мы с Мариной женщины в полном расцвете сил – нам по ножке, чтобы ходили подольше. Мы же должны вас постоянно пинать, чтобы вы не ленились и стали достойными людьми. Мариш, мы в их возрасте крапиве и сныти были рады, а эти разгвоздяи курятины требуют, жрут как ежебоки. Дожились! Ешьте, пейте, оглоеды, а то на том свете не дадут!
Из стенки мать принесла бутылку отцовского коньяка «Белый аист». Пару месяцев назад в соседней деревне, куда мы ходили в школу, сошла с трассы фура с молдавским коньяком. Разбившегося водителя увезли в Дубровскую больницу, а фуру мы, школьники, разграбили, оставив только битое стекло, так что запас коньяка у отца был большой. Был… у отца…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Коргору́ши или колове́рши – в восточнославянской мифологии существа мелкого размера, служащие на посылках у ведьм (ср. фамильяры), домовых либо дворовых. В качестве самостоятельных персонажей почти не встречаются, в отличие от южнославянских злыдней. Люди видят их в основном в образе кошек, преимущественно чёрной масти. Коргоруши – помощники дворового приносят своему хозяину припасы или деньги, воруя их из-под носа соседского дворового. Соседские коргоруши, в свою очередь, могут поступать схожим образом, подстраивая якобы «случайное» битьё посуды или потери, которые нельзя ни предусмотреть, ни отвратить. https://ru.wikipedia.org/wiki/Коргоруши
2
Голбе́ц (от др.-сканд. golf – «пол, отделение») – в деревянных избах – конструкция при печи для всхода на печь и полати, а также спуска в подклет. У русских также называется казёнка, каржина, голбешник, запечник, у белорусов – подпечник. Может быть оформлен в виде загородки или чуланчика с дверцами, лазом и ступеньками. Иногда чулан называется верхним, а подполье – нижним голбцом. Располагается у входа на жилой этаж (житьё) или за перегородкой в стряпной (на кухне), при этом находится напротив красного угла. В голбеце в виде отдельного помещения под тёплым полом в русской избе хранили в зимнее время запасы овощей. Вход в него делался в виде люка в полу из обогреваемой комнаты. Для глубокого голбца могла быть сделана лестница в несколько ступенек. Пол в голбце, как правило земляной, но для хранения картофеля делается деревянный настил. Ниже голбца находится погреб в виде небольшой, отдельной, закрывающейся своим люком ямы. В Зауралье он называется «яма в голбце». Считается имеющим, помимо утилитарного, сакральный смысл – связь мира живых с миром предков. В. И. Даль приводит поверье: входя в избу к невесте, берутся рукой за голбец. В народных суевериях – место обитания домового. https://ru.wikipedia.org/wiki/Голбец
3
Пионе́р (от фр. pionnier, pion – первопроходец, зачинатель).
4
Гесио́д (VIII – VII века до н. э.) – первый исторически достоверный древнегреческий поэт, рапсод, представитель направления дидактического и генеалогического эпоса. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гесиод
5
Апуле́й (лат. Apuleius, родился в 124/125 н. э. в Мадавре, римская провинция Африка) – древнеримский писатель и поэт, философ-платоник, ритор, автор знаменитого романа «Метаморфозы» («Золотой осёл»). Сохранившиеся труды Апулея написаны на латинском языке. https://ru.wikipedia.org/wiki/Апулей
6
Ла́зарь Моисе́евич Кагано́вич (10 [22] ноября 1893 года, Киевская губерния, Российская империя – 25 июля 1991 года, Москва, РСФСР, СССР) – советский государственный, хозяйственный и партийный деятель, близкий сподвижник И. В. Сталина. Кандидат в члены ЦК РКП (б) (1923 – 1924), член ЦК партии (1924 – 1957), член Оргбюро ЦК ВКП (б) (1924 – 1925, 1928 – 1946), секретарь ЦК ВКП (б) (1924 – 1925, 1928 – 1939), кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП (б) (1926 – 1930), член Политбюро (Президиума) ЦК (1930 – 1957). https://ru.wikipedia.org/wiki/Каганович,_Лазарь_Моисеевич
7
Мамон – желудок, брюхо, утроба.
8
Гауптштурмфюрер CC (нем. SS-Hauptsturmführer; сок. Hstuf) – специальное звание в СС. В структуре Общих СС из трёх-четырёх «труппе» (SS-Truppe) составлялся «штурм» (SS-Sturm), который можно по численности приравнять к армейской роте. Это подразделение территориально охватывало небольшой город, сельский район. В штурме насчитывалось от 54 до 180 человек. До 1934 года, до «Ночи длинных ножей», руководитель штурма назывался штурмгауптфюрер (SS-Sturmhauptführer, сок. Stuhaf). После 1934 года звание было изменено на гауптштурмфюрер, что означало то же самое, и знаки различия остались прежними. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гауптштурмфюрер
9
Его́рий Ве́шний (Юрьев день) – день в народном календаре славян, приходящийся на 23 апреля (6 мая). Название происходит от имени святого Георгия Победоносца, который в народной традиции обычно назывался Егорием или Юрием. В этот день у русских на большинстве территорий проводили обряд первого выгона скота, купались в «егорьевской росе», собирали лечебные травы, устраивали ритуальные трапезы, совершали аграрные обряды и жгли костры. По Далю «Юрий – праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей. На Егория пастуха окачивают, чтобы во всё лето не дремал». У южных славян Гергиев день – основной календарный рубеж первой половины года. Вместе с Дмитриевым днём Юрьев день делит год на два полугодия – «дмитровское» и «юрьевское». https://ru.wikipedia.org/wiki/Егорий_Вешний
10
Его́рий Осе́нний (Юрьев день) – день народного календаря у славян, приходящийся на 26 ноября (9 декабря). Название дня происходит от имени святого Георгия Победоносца. Считалось, что в этот день «Егорий отпускает на волю волков» и они могут нападать на всякий скот. Другие названия дня рус. Юрьев день, Егорий осенний, Юрий осенний, Егорий холодный, Юрий холодный, Георгий-Победоносец, Егорий зимний, Осенний Юрьев день, Егорьев день, Юрий Зимний, Зимний Егорий; белор. Восеньскі Юр'я, Зімовы Юр'я; https://ru.wikipedia.org/wiki/Егорий_Осенний
11
Фигаро (Figaro, фр. – Фигаро́, исп. Фи́гаро) – герой трёх пьес Бомарше и созданных на их основе опер; испанец из Севильи, ловкий пройдоха и плут, первоначально парикмахер (цирюльник), затем слуга графа Альмавивы. Имя стало нарицательным. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фигаро
12
Влади́мир Миха́йлович Ионеся́н (27 августа 1937, Тбилиси, Грузинская ССР, СССР – 31 января 1964, Москва, РСФСР, СССР) – один из первых советских серийных убийц, чьи преступления получили общественный резонанс. Его популярной в народе кличкой стала «Мосгаз», поскольку Ионесян проникал в квартиры, представляясь работником Мосгаза. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ионесян,_Владимир_Михайлович
13
Лев Дави́дович Тро́цкий (партийные псевдонимы: Перо́, Антид Ото, Л. Седо́в, имя при рождении – Лейб Дави́дович Бронште́йн, 26 октября [7 ноября] 1879, Яновка, Херсонская губерния, Российская империя – 21 августа 1940, Койоакан, Мексика) – российский революционер, советский государственный и политический деятель, идеолог троцкизма – одного из течений марксизма. Вначале конституционный монархист, затем искровец, меньшевик, создатель Августовского блока, межрайонец, а с 1917 года большевик, вступивший в РСДРП (б). Дважды ссыльный при монархическом строе, лишённый всех гражданских прав в 1905 году. В 1905 и 1917 годах – председатель Петросовета. Один из организаторов Октябрьской революции 1917 года, один из создателей Красной армии. Один из основателей и идеологов Коминтерна, член его Исполкома. В первом советском правительстве – нарком по иностранным делам, затем в 1918 – 1925 – нарком по военным и морским делам и председатель Реввоенсовета РСФСР, затем СССР. С 1923 года – лидер внутрипартийной левой оппозиции («Новый курс»). Член Политбюро ЦК ВКП (б) в 1919—1926 годах. В 1927 году был снят со всех постов и отправлен в ссылку; в 1929 году выслан за пределы СССР. В 1932 году лишён советского гражданства. После высылки из СССР – создатель и главный теоретик Четвёртого интернационала (1938). Автор работ по истории революционного движения в России («Наша революция», «Преданная революция»), создатель капитальных исторических трудов по революции 1917 года («История русской революции»), литературно-критических статей («Литература и революция») и автобиографии «Моя жизнь» (1930). Дважды женат, без расторжения первого брака. 20 августа 1940 года был смертельно ранен агентом НКВД Рамоном Меркадером в Койоакане (Мексика) и умер на следующий день. https://ru.wikipedia.org/wiki/Троцкий,_Лев_Давидович
14
Чуга́йстер (укр. чугайстер, чугайстир (ь)), лесной человек (лісовий чоловік), лесной дед (лісовий дід) – лесной мифологический персонаж Украинских Карпат, неизвестный прочим славянам. Его представляли как бродящего по лесу голого и обросшего волосами или носящего белую одежду гигантского деда, иногда одноногого, которому никто и ничто не способно навредить. Иногда чугайстра воображали в виде ветра или вихря. Считалось, что у него весёлый нрав и он любит танцевать и петь. Считалось, что чугайстер охотится на опасных для людей женских духов – мавок – и поедает их. Для человека же, по большинству представлений, чугайстер не опасен. Он любит посидеть у людского костра и пожарить на нём пойманную мавку. Иногда чугайстер увлекает людей в неистовый танец, который не выдерживает обувь. Чугайстер занял своё место и в художественных произведениях на основе украинского фольклора. https://ru.wikipedia.org/wiki/Чугайстер
15
Люби́сто́к (лат. Levisticum) – многолетнее травянистое растение; монотипный род семейства Зонтичные. Единственный вид – Любисток лека́рственный (лат. Levisticum officinále). https://ru.wikipedia.org/wiki/Любисток
16
Богинка – женский демонологический персонаж, известный в Малопольше, южной Мазовии, в районах польско-украинского и польско-словацкого пограничья (Орава, Спиш). Главные функции богинки – преследование рожениц и беременных, похищение и подмена детей. https://ru.wikipedia.org/wiki/Богинка