bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Потёмкин (Потёмкин-Таврический) Григорий Александрович (1739–1791). Из семьи офицера, видный политический и военный деятель екатерининской России, дипломат, один из основателей Севастополя и Черноморского флота. Начальное образование получил домашнее. Постигал науки вместе с сыном президента Камер-коллегии Г.М. Кисловского – Сергеем. Окончил пансион Литке, учился в Московском университете, где весьма преуспел, был удостоен Золотой медали (1756), избран в число первых 12 отличников учебного заведения (1757). На молодого человека обратила внимание императрица, а И.И. Шувалов, потрясённый знаниями Григория Александровича, пошёл на необычное решение, произвёл его из рейтеров лейб-гвардии Конного полка в капралы. Будучи студентом, много читал «случалось, засыпал с книгой в руках, на стоящем там (в библиотеке) бильярдном столе», – писал один из исследователей биографии Григория Александровича. Однако после тёплых слов государыни в его адрес, охладел к наукам и был отчислен из университета за не посещаемость и «ленность» (1760). Некоторые исследователи связывают данный казус с тем, что в самообразовании Григорий Александрович превзошёл некоторых преподавателей учебного заведения и оттого потерял к нему интерес. После ухода из университета исправно служил в лейб-гвардии Конном (позже Кавалергардском) полку. Принял участие в дворцовом перевороте (1762). Его следствием стало восхождение на престол императрицы Екатерины Великой. Участвовал в работе Уложенной комиссии (1676), воевал в русско-турецкой войне (17681774), удостоен чина генерал. После установления «особых» отношений с императрицей, занял пост вице-президента Военной коллегии (1770), получил титул графа, стал генерал-адъютантом (1774), и шефом иррегулярных войск. В 1774 году один из организаторов карательных операций против Е.И. Пугачёва (руководитель бунта, 1773–1775 гг.), инициировал ликвидацию Запорожской Сечи (1775). Ибо надежды на запорожцев, в силу их непостоянной военно-политической ориентации, более не оставалось, что угрожало интересам империи.

В 1776 году – генерал-губернатор Новороссии, Азовской и Астраханской губерний, князь «Священной Римской Империи». Один из авторов проекта присоединения Крыма к России (1783). За это высочайше удостоен титула «Светлейший Князь Таврический». Принял активное участие в освоении Северного Причерноморья, следил за строительством Херсона, Николаева, Севастополя, Екатеринослава и других городов юга империи. В 1784 году – президент Военной коллегии. Во время русско-турецкой войны (1784–1791) командовал армией, но успеха не достиг. По дороге из Ясс в Николаев скончался.


12.04.2014 года на въезде в город-герой (Триумфальная арка посвященная 200-летию Севастополя) установлены бюсты основателей города-крепости Светлейшего Князя Г.А. Потёмкина-Таврического и Екатерины Великой.

03.06.2015 года на Приморском бульваре между Институтом Южных морей и Дворцом детского и юношеского творчества установлен закладной камень на месте будущего памятника Г.А. Потёмкину-Тавическому.

Рядом с Дворцом детского и юношеского творчества можно пройти по спуску к началу Корниловской набережной, севастопольскому дельфинарию или продолжить путь до конца Приморского бульвара.

Сделаем последнее. Тем более уже хорошо видна аллея севастопольских художников с выставочными работами. Здесь всегда находятся люди. Просто любопытствующие, потенциальные покупатели, а также знатоки.

Общественная организация «Приморский вернисаж» Севастопольской гильдии художников была создана в июле 2003 года. Её задачей является объединение талантливых художников с целью реализации их профессиональных интересов и социальной защиты. Большое внимание уделяется содействию обмену опытом и информацией между деятелями изобразительного искусства, культуры представительствами национальных обществ. Цели организации реализуются через проведение творческих выставок и популяризацию произведений мастеров входящих в Гильдию. Традиционным выставочным местом для художников является Приморский бульвар.

«… у нас есть своя территория, где будет царить особый дух творчества и куда может прийти любой человек: будь то гость или житель города. И даже если он не приобретёт картину, то всё равно получит максимум положительных эмоций. Наш вернисаж имеет все основания, чтобы прослыть одним из самых сильных в стране. У наших художников высокий профессиональный уровень.», – говорил председатель общественной организации Севастопольской гильдии художников «Приморский вернисаж» Алексей Пейдус.

Бульвар заканчивается монументальным зданием Севастопольского русского академического драматического театра им. А.В. Луначарского, построенного после окончания Великой Отечественной войны (1941–1945). Это главный театр города, поэтому расскажем о нём подробнее.

Здание его предшественника было построено в начале XX века и находилось на месте современных. туалетов Приморского бульвара. Это было округлое сооружение, первоначально предназначенное для катания на роликовых коньках. В его помещениях проходили представления, демонстрировались кинофильмы. За зданием утвердилось название – театр «Ренессанс» (открыт 15.09.1911 года (ст. стиль), директор – О.С. Никуличева). Учреждение имело собственный марш, но музыка и слова не сохранились.

14.12.1920 года вышел приказ Ревкома № 132 за подписью Леонида Собинова, начальника подотдела искусств отдела наробраза Севревкома, в котором говорилось: «Впредь именовать 1-й Советский театр (бывший „Ренессанс“) театром имени Луначарского.».

Однако театральное дело в Севастополе получило первое развитие с появлением в морской крепости бердянского антрепренёра, купца 3 гильдии Д. Жураховского. Он открыл в городе (1840) «предприятие для приятного времяпрепровождения». Уже в 1842 году создал театр, который размещался на площади Фонтанной, впоследствии переименованной в Театральную пл. (современная площадь Ф.Ф. Ушакова).


Севастопольского русского академического драматического театра им. А.В. Луначарского


Это было красивое двухэтажное здание, выгодно выделявшееся среди построек, окружавших его. Восемь лет Д. Жураховский был антрепренёром театра. В 1846 году своим вниманием его удостоил М.С. Щепкин. Во время обороны Севастополя в Крымской кампании учреждение Жураховского было уничтожено.

В ходе первой обороны Севастополя в Камышовой бухте (Камьеш) французы построили театр, в котором шли представления.

В мае 1884 года в деревянном здании на Николаевском мысу открыт городской летний театр (Приморский бульвар). По мнению специалистов, инициатором его сооружения был антрепренёр С. Томский. В его помещении играли многие известные актёры того времени, пел Ф.И. Шаляпин. А.П. Чехов приезжал из Ялты посмотреть постановки собственных произведений «Дядя Ваня» и «Чайка». Здание разрушено в 1935 году XX века (по другим источникам в конце 20-х годов), а на его месте построена водная станция Черноморского флота. Кроме этого, в Севастополе действовала театральная труппа при Морском собрании (находилось на совр. пл. Нахимова) и в Народном доме (Базарная площадь в Артиллерийской бухте).

После основания театра им. А.В. Луначарского основу творческой труппы составил ряд театральных коллективов Севастополя, оборудование получено при национализации инвентаря и декораций. В театре действовали драматическая (руководитель В.М. Петип) и оперная труппы (руководитель Л.В. Собинов). В творческих постановках принимали участие актёры: Н. Рыбников, М. Санина, П. Полевой, М. Царёв и другие. В начальный период существования театра труппа давала в среднем по четыре премьеры в месяц. Особенно больших успехов коллектив достиг, когда Крымдрамтеатр им. А.В. Луначарского возглавлял Б.А. Бертельс, получивший хорошее образование при театре Литературно-художественного общества (А. Суворин).

На 1923 год в городе проживало 106 артистов и художников.

Зимой 1926 года был организован первый зимний сезон театра. В составе труппы находились ленинградские актёры. В летнем сезоне 1926 года (1 июня – 5 сентября) дано 87 спектаклей. При наличии в театре 688 мест посещаемость составила 65 %. В 1937 году зрители получили возможность увидеть 281 спектакль, общая посещаемость при этом оказалась около 163 000 человек.

27.01.1945 года труппа театра на сцене Дома офицеров ЧФ показала первый послевоенный спектакль. Он назывался «Так будет!» (по пьесе Константина Симонова). В 1956 году закончено строительство нового здания театра (архитектор В.В. Пелевин). Его зал вмещал около 800 зрителей.

27.07.2002 года театр получил статус «Академического». Его актёрская труппа в разное время гастролировала по городам: Днепродзержинск, Харьков, Симферополь, Тернополь, Ивано-Франковск, Киев, Черновцы и так далее. При театре действует музей. Его фонды хранят реликвии связанные с деятельностью режиссёров Г. Товстоногова, А. Смелякова, С. Лосева, М. Кондратенко, В. Петрова и других.

Справа от входа в театр на набережной Корнилова, 2 (нужно спуститься по короткой лестнице) находится севастопольский дельфинарий, продолжающий в сезон удерживать высокие рейтинги в посещении гостями города.

Биологическая станция в Артиллерийской бухте была основана в 1997 году. С 2000 года – ЧП «Биологическая станция». Условия содержания морских животных полностью соответствуют мировым стандартам. Этому способствовали и высококвалифицированные кадры, пришедшие на «Биологическую станцию» из военного севастопольского дельфинария (первого в СССР). Благодаря общественности города им удалось защитить станцию от попытки рейдерского захвата на Украине.

Выступления прелестных интеллектуалов моря никого не оставляют спокойными: ни взрослых, ни детей. Это не только праздник. Дельфины-афалины, морские котики оказывают сильный терапевтический эффект на зрителей. Они выполняют лихие трюки, рисуют (картины продаются), играют с людьми. При желании гостя можно сфотографироваться с дельфинами и даже искупаться с ними в отдельном бассейне под присмотром опытного тренера.

Общение с дельфинами активирует положительные эмоции, стимулирует хорошее состояние вегетативной нервной системы, улучшает жизненный тонус, акустические сигналы дельфинов производят эффект биологического резонанса. И всё это продолжается около часа.

Работа дельфинария начинается в мае и продолжается весь летний период. Вернувшись к театру, перейдём на другую сторону Нахимовского проспекта. Здесь мы видим два примечательных здания. Одно занимает известная во всём мире Морская библиотека им. М.П. Лазарева, другое (рядом стоящее) – Художественный музей им. М.П. Крошицкого. Примечательное по архитектуре здание (быв. доходный дом купца С.Х. Гавалова), вряд ли способно оставить равнодушным стороннего наблюдателя. Оно является третьим из сохранившихся на Нахимовском проспекте строений дореволюционной постройки.


Морская библиотека им. М.П. Лазарева


Предшественница современной Морской библиотеки им. М.П. Лазарева приступила к работе в 1822 году в специально выделенном помещении. В 1937–1844 гг. проходило строительство собственного здания библиотеки, что осуществлялось на средства офицеров Черноморского флота. Инициаторами проекта и организаторами его реализации выступили адмиралы М.П. Лазарев, В.А. Корнилов и П.С. Нахимов.

Вскоре после открытия библиотеки пожар погубил её. В 1846–1849 гг. (архитектор – А.П. Брюллов) для неё было возведено новое здание. Справа от него соорудили вентиляционную башню («Башня ветров»), которая сохранилась до настоящего времени и находится рядом с собором Св. Владимира на Городском холме (охраняется государством).

Во время первой обороны Севастополя (1854–1855) здание Морской библиотеки погибло от пожара и более не восстанавливалось. Фонды удалось эвакуировать в г. Николаев. Там они находились до 1890 года.

В 1856–1867 гг. отделение библиотеки работало в здании Девичьего училища (современное Следственное управление, ул. Суворова). В конце XIX века (1888–1890) недалеко от Графской пристани (ул. Екатерининская, 2, современная ул. Ленина) было построено новое здание Морской офицерской библиотеки (строитель – инженер-полковник Н.А. Еремеев, подрядчик – севастопольский купец 1 гильдии А.А. Максимов). Для граждан города не имеющих отношения к флоту, чтобы воспользоваться её возможностями, требовались рекомендации двух обязательных членов учреждения.

В период Первой мировой (Великой, второй Отечественной) войны (19141918) библиотека снизила активность работы. Во время Гражданской войны (1917–1920) из её фондов пропало много ценных книг, картин и документов. Библиотека открылась в 1922 году, но скоро утратила самостоятельность (1925) и вошла в состав Дома Красной Армии и Флота.

В предвоенное время из фондов Севастопольской Морской библиотеки за рубеж были проданы уникальные издания. Занималось этим структурное подразделение «Международная книга». Во время Великой Отечественной войны (1941–1945) здание библиотеки погибло.

В период восстановления города здание для библиотеки было построено на Нахимовском проспекте. 12.09.1995 года вышел приказ МО РФ № 300, в соответствии с которым командующим ЧФ утверждён «Устав Севастопольской Морской библиотеки», а сам он вновь, как было в прошлом, стал попечителем учреждения. 02.04.1997 года приказом ГК ВМФ РФ № 117 Севастопольской морской библиотеке присвоено имя адмирала М.П. Лазарева. Севастопольская Морская библиотека им. М.П. Лазарева включена в энциклопедию «Мир европейской книги».

12.06.2010 года в библиотеке создан Кабинет международного фонда «Русский мир», а 16.08.2012 года приступил к работе его Центр. Он стал 86-м в мире.

Художественный музей им. М.П. Крошицкого, находится на Нахимовском проспекте, 9.

Картинная галерея в Севастополе открыта 06.11.1927 года в соответствии с резолюцией III Крымской конференции музейных работников и совместным постановлением совещания президиума Севастопольского райкома РКП (б). Фонды укомплектовывались национализированными художественными полотнами и вещами из частных коллекций Южнобережных дворцов, усадеб и некоторых музеев. Среди них были произведения русской художественной изобразительной школы 1860–1910 гг. И. Шишкина, В. Верещагина, А. Касаткина, И. Левитана, К. Коровина, и других.

Во время Великой Отечественной войны (1941–1945) экспонаты галереи с большим трудом были вывезены на Кавказ, и только в ноябре 1956 года вернулась в Севастополь. С 1958 года коллекция картин расположилась в бывшем доходном доме Севастопольского купца 1 гильдии С.Х. Гавалова. В 1965 году галерея преобразована в Севастопольский художественный музей, которому 27.11.1991 года присвоено имя его бывшего директора Михаила Павловича Крошицкого.

В залах музея регулярно проводятся выставки и различные культурные мероприятия, в том числе международного уровня.

Пройдя мимо Строительного управления Черноморского флота и гостиницы «СЕВАСТОПОЛЬ» мы выходим к площади М.П. Лазарева, которая в прошлом не раз переименовывалась. Повернув направо, по ул. Маяковского (или чуть выше – Айвазовского) можно спуститься к причалам севастопольского парома и катеров в бухту Голландия и к музейному комплексу «Михайловская батарея»[3]. Ведёт выбранный нами путь и к площади 300-летия Российского флота. Паром курсирует между Артиллерийской бухтой и Северной стороной (Северная бухта, пл. Захарова). Кроме людей он перевозит автомобили.


В начале XX века верховье бухты, где находятся сегодня причалы парома и катеров, занимал Севастопольский базар. Его украшением являлся дом Анненкова/Чумакова, который частично сохранился ныне (совр. ГУМ) и в российской империи считался одним из первых небоскрёбов, а также Народный Дом (не сохранился).

Чуть дальше от причалов находится мыс Хрустальный с городским пляжем и обелиском «Штык и Парус» (1977 г., скульпторы И.В. Макогин, С.А. Чиж.). Памятник посвящён городу-герою Севастополю.


Мыс Хрустальный с городским пляжем и обелиском «Штык и Парус»


Сразу за мысом высится грандиозный монумент «Солдату и Матросу» и недостроенное здание Музея обороны Севастополя в Великой Отечественной войне. Строительство мемориала затянулось на несколько десятилетий и пока не завершено.

Монумент «Солдату и Матросу» пользуется неизменным интересом гостей города-героя. Закрывая его спинами, защитники крепости в неудержимом рывке устремлены на Запад, откуда пришёл враг. У ног матроса и солдата сегодня ухоженные дорожки и газоны, высажены деревья, а с устланной плиткой площади открывается великолепный вид на вход в Севастопольскую бухту.


Монумент «Солдату и Матросу»


Здесь временно был зажжён Вечный огонь, проводились выступления военных оркестров различных стран. Планируется разбить на этом месте парк, посвящённый великому исходу в Гражданской войне (1920).

Вход в бухту с севера флангирует Константиновская казематированная батарея, построенная во второй четверти XIX века. Рядом с южной её частью расположен Севастопольский яхт-клуб.

Пока не будем покидать исторический центр старого Севастополя и вернёмся на площадь адмирала М.П. Лазарева. Несколько слов об адмирале М.П.

Лазареве, много сделавшего для Севастополя и Черноморского флота. Он подготовил их к первой беспримерной обороне крепости в Крымской войне.


Лазарев Михаил Петрович (1788–1851). Из дворян. Командир первого в российском флоте линейного корабля («Азов»), удостоенного Георгиевского флага (Наваринское сражение). Контр-адмирал (1827), вице-адмирал, генерал-адъютант (1833), адмирал (1843), Главный командир Черноморского флота (1834–1851).

В 1800 году решением императора зачислен в Морской кадетский корпус и как один из лучших выпускников направлен в Англию для прохождения практики. Был в морских сражениях. После возвращения в Россию (1808) ходил на нескольких кораблях, лейтенант (1811), принимал участие в кругосветном плавании (1813–1816). В 1891–1821 гг. командуя шлюпом «Мирный», в составе экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена, участвовал ещё в одном кругосветном плавании, тогда открыта Антарктида и около 30 островов. В третьем кругосветном плавании Михаил Петрович находился в 1822–1826 гг. В 1827 году, командуя линейным 74-х пушечным кораблём «Азов» в составе эскадры адмирала Д.Н. Сенявина, воевал на Средиземное море, участвовал в Наваринском сражении (1827). Начальник штаба Архипелагской эскадры (1828–1829), участник блокады Дарданелл. С 1832 года исполнял обязанности начальника штаба Черноморского флота, а потом возглавил его. Данный период в истории флота ознаменовался многими событиями, повлёкшими за собой укрепление его боеготовности, повышения качества выучки личного состава. Были построены мощные береговые укрепления, сооружено 16 линейных кораблей, на вооружение поступили первые пароходофрегаты, учреждено Адмиралтейство, воздвигнуты большие казармы (совр. Черноморский филиал МГУ им. М. Ломоносова и в прошлом Учебный отряд адмирала Октябрьского) сохранившиеся до нашего времени, открылась Морская библиотека, ликвидирован пресловутый «Хребет беззакония», Графская пристань приобрела в значительной степени современный вид, составлен первый план застройки Севастополя… Тяжёлая болезнь прервала новаторские планы адмирала. Выехав на лечение, скончался в Австрии. В мае 1851 года его тело привезено в Севастополь и с почестями захоронено в основании строящегося Владимирского собора на Городском холме. Это была первая могила русского адмирала на территории храма.


В сентябре 1867 года рядом с Лазаревскими казармами (Корабельная сторона) открыт памятник М.П. Лазареву (скульптор Н.С. Пименов). Средства на его сооружение были собраны среди личного состава флота. В конце 20-х годов XX века памятник снесён. В настоящее время на его месте установлен камень с мемориальной табличкой. Готовится восстановление памятника.

В начале XX века одна из улиц на Корабельной стороне (Нахимовский район) названа Лазаревской. В июне 1993 года площадь Революции, согласно решению исполкома Севастопольского городского Совета народных депутатов, переименована в площадь им. М.П. Лазарева. В специальной нише дома, который занимает ГК ЦКБ «Черноморец» и Торговое представительство республики Татарстан в Севастополе, установлен бюст прославленного адмирала.

Его имя получила старейшая в ВМФ России Морская библиотека Черноморского флота РФ, располагающаяся в городе-герое (проспект Нахимова).

На карте мира существует шестнадцать наименований, связанных с именем Лазарева. Ежегодно в стенах Черноморского филиала МГУ им. М. Ломоносова (быв. Лазаревские казармы) проводятся международные «Лазаревские чтения».

На Корабельной стороне Севастополя есть сквер, которому присвоено имя адмирала.

К площади примыкают известный уже нам Нахимовский проспект, улицы В.В. Маяковского, Генерала И.Ф. Петрова, Большая Морская, капитана полярника В.И. Воронина и спуск подпольщика Шестакова (подпольная кличка большевика В.А. Козлова). До 1921 года это был спуск генерал-лейтенанта С.А. Хрулёва, героя первой обороны крепости Севастополь. Он идёт к площади от здания бывшей женской казённой гимназии на Городском холме.

Улица Большая морская

Не будем пока подниматься на холм и отправимся дальше по одной из старейших улиц города (появилась в конце XVIII века, как Морская) – Большой Морской в наше дальнейшее путешествие по городскому кольцу. В ходе Великой Отечественной войны она была уничтожена практически полностью. Поэтому придётся идти снова по сталинскому ампиру, талантливо вплетённому в исторический центр города и являющегося памятником архитектуры местного значения.

После окончания Великой Отечественной войны (1941–1945) почти вся европейская часть страны лежала в развалинах, но Севастополь строился быстро, добротно, основательно. Он был включён решением И.В. Сталина в число первых десяти городов, подлежащих скорейшему восстановлению. Советские люди были уверены, что возрождают не просто город. Севастополь стал символом великой истории русского оружия, его славы, жертвенности, беззаветного служения воинскому долгу и Отечеству. Наконец, необходимо было в кратчайшие сроки создать условия для возвращения Черноморского флота в бухты и к причалам Севастополя. Война продолжалась, и никто не знал, когда она окончится.

Так описал отношение людей к возрождаемому Севастополю поэт Семён Кирсанов.

… Мы пришли не с пустыми рукамиНа вершины заветных высот,Белый мрамор и розовый каменьВся Россия сюда принесёт.

С разрушенным городом ушёл в небытие старый Севастополь, безвозвратно потеряны многие десятки тысяч бесценных семейных архивов.

Большую Морскую улицу нужно было строить заново. На стройках города развернулось черкасовское движение. Пришло в Севастополь оно из Сталинграда, а инициатором его стала Александра Черкасова. Бюро горкома ВКП (б) оказало всемерное содействие почину, а для руководства работой движения были созданы городской и районные штабы, учреждена Доска почёта при городской газете «Слава Севастополя» и книга Почёта. «… как вся Советская страна помогала оборонять Севастополь, так и сейчас вся страна помогала ему подняться из руин», – писал в книге «Подвиг Севастополя» первый секретарь горкома партии Б.А. Борисов. В 1952 году проект застройки улицы Большая Морская в Севастополе получил первую премию на республиканском конкурсе за реализованный архитектурный ансамбль.

Гуляя по современной Большой Морской улице, мы окажемся в торговоадминистративном мире Севастополя. Здесь много магазинов, банковских учреждений, структур питания, офисов… Это прогулка – развлечение более, чем узнавание исторического Севастополя. От него на Большой Морской осталась только Караимская кенаса (СК «Спартак»), Почтамт, Покровский собор, дом городского головы Еранцева и недалеко от него стоящее двухэтажное здание, а также несколько построек внутри дворов. На улице действует кинотеатр «Победа» 3D, а в центре её стоит бюст наркому ВМФ Н.Г. Кузнецову (скульптор В.С. Гордеев, архитектор В.И. Ленчик) у подножья которого всегда лежат цветы. Установлен он по инициативе Союза советских офицеров, носящего имя адмирала.


Покровский собор


На нескольких домах улицы Большая Морская установлены мемориальные доски, посвящённые известным людям и только две в память события (место расстрела демонстрации французских моряков в 1919 году и первой аптеки Севастополя).

Заканчивается улица Большая Морская, и мы выходим на небольшую площадь центрального кольца, носящую имя прославленного русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова.

На страницу:
2 из 3