Полная версия
Корабельные будни
– Вот послушайте, что писал Леонид Соболев в одной из своих статей в годы Великой Отечественной войны, – Василий Георгиевич перелистывает книгу, лежащую на его рабочем столе. – «Стойкость означает способность отдельного воина сохранять волю к победе до последнего вздоха, несмотря на перевес сил врага, несмотря на кажущуюся или действительную безвыходность положения. Стойкость в морском бою, где трудно провести грань между обороной и наступлением, выражается в стремлении вести бой так, чтобы нанести кораблю противника удар, несмотря на потери в людях, несмотря на пробоины, на пожары, на выход из строя оружия. Корабль, потерявший стойкость сопротивления, превращается в беззащитную мишень…»
О том, что не на словах подводников обучают военному делу настоящим образом, я сделал вывод, побывав в учебных аудиториях, побеседовав с преподавателями. Подавляющее большинство из них не один десяток лет прослужили на подводных лодках. И теперь передают свой немалый опыт сегодняшним покорителям глубин. В Обнинске, где уже более сорока лет дислоцируется учебный центр, заметил: среди местных жителей люди во флотской форме пользуются большим почётом и уважением. Ни одно городское мероприятие не проходит без участия представителей центра. Частые гости подводники и в местных школах. Встречаются с ребятами, рассказывают о своей службе. А в одной из них уже три года существуют Морские кадетские классы. И конкурс туда поболее, чем в иные престижные московские вузы.
Или такой штрих. Самый популярный художественный коллектив в городе – оркестр учебного центра, который возглавляет майор Сергей Калентьев. А самые популярные музыкальные произведения – о флоте. Впрочем, удивительного в этом, наверное, и нет ничего. Ведь Обнинск по праву можно считать «учебной столицей» подводного флота России. С недавнего времени на Северном флоте появилась одноимённая подводная лодка. Шефствует над экипажем этой субмарины вся Калужская область.
Музыкальное «цунами»
На Курильских островах в населённых пунктах, пострадавших от разгула стихии, автору этих строк довелось видеть, как артисты Ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота поддерживали пострадавших не только своим жизнерадостным искусством. Певцы и танцоры на своих плечах переносили грузы, помогали восстанавливать разрушенные посёлки, даже завалы разбирали.
Ну, а те чувства, с которыми принимали выступления ансамбля местные жители, трудно передать словами. Впрочем, не только они. Везде, где бывали флотские артисты, их выступления проходили на ура.
С творчеством ансамбля тихоокеанцев мне впервые довелось познакомиться летом 1992 года. В зрительном зале Дома офицеров флота, где проходил концерт, буквально яблоку упасть было некуда – так много людей хотели посмотреть выступление флотских артистов. И концерт тот выдался на славу. Эффектное шоу, красивые костюмы, бесподобные танцы, просто замечательное зрелище – так можно охарактеризовать происходившее тогда на сцене. Сразу же после концерта довелось услышать добрые слова в адрес артистов ансамбля и его художественного руководителя, заслуженного артиста России капитана 2-го ранга Анатолия Калекина не только военных моряков, представителей флотского командования, администраций города и Приморского края, но и от многих простых владивостокцев.
На Тихоокеанском флоте нет сегодня такого места, где бы не давали концерты подчинённые Калекина. Хорошо известен ансамбль и за пределами нашей страны. «Русским цунами» были названы в одной из японских газет гастроли в Стране восходящего солнца. С огромным успехом проходили выступления наших артистов в СШA, КНДР и Южной Корее, Германии и Франции.
Анатолий Сергеевич показывал мне подборку публикаций из французских газет. Вот лишь несколько цитат из них: «В зале царила атмосфера искренней дружбы… Мы пережили мгновение истинного сближения с искусством…», «Зал был заполнен до отказа. Публика постоянно восклицала «Браво!»… Этот вечер навсегда останется в памяти…»
Тогда, во Франции, менее чем за месяц творческий коллектив моряков-тихоокеанцев дал 21 концерт, каждый из которых проходил при аншлагах. В городе Сен-Пьер-сюр-Див, к примеру, как писала местная газета, «публика и артисты пели и плясали одновременно». Когда по окончании выступления, на котором присутствовали 2200 зрителей, на сцену вышел мэр города Марсель Мезрэ, собиравшийся поблагодарить флотский ансамбль, непрекращавшиеся овации не дали произнести ему ни слова. Публика скандировала: «Ка-тю-ша! Ка-тю-ша!». И тогда Анатолий Сергеевич, взмахнув дирижёрской палочкой, под тут же подхваченную всем залом любимую во всем мире песню, передал свой «маршальский жезл» мэру, приглашая его на своё место. И Мезрэ не спасовал, с неожиданным экзаменом справился успешно. Чуть позже он сказал: «Я прожил большую и нелёгкую жизнь. Воевал в Сопротивлении. Но такое волнение, как и все в зрительном зале, пережил, поверьте, впервые. Спасибо вам, дорогие российские друзья!»
Не менее успешно прошло и одно из не столь давних заграничных турне флотского ансамбля. Весной прошлого года 2,5 месяца артисты гастролировали в Китае. Дали 38 концертов в 23 городах. Наш коллектив «охватил» территорию, на которой проживает не менее полумиллиарда жителей Поднебесной. После концертов зрители не спешили расходиться. Каждому хотелось оставить на память о встрече с полюбившимися артистами автограф, поблагодарить.
– С нашим творчеством познакомились не только те, кто побывал на концертах, – рассказывал мне капитан 2-го ранга Калекин. – О российском искусстве узнали, пожалуй, все жители тех провинций, где мы были. В городах, где мы выступали, на центральных улицах были размещены огромнейшие плакаты размерами 20 на 10 метров. Многие китайские средства массовой информации не обошли вниманием выступления флотского творческого коллектива.
В газете «Вечерний Наньнин» отмечалось: «Когда песни из золотого фонда Китая („Ночь в гавани“, „Я солдат“) исполняют русоволосые голубоглазые парни и девушки, чувство дружбы между Китаем и Россией проникает в сердца и мысли зрителей». Та же газета в другом материале назвала наш ансамбль «жемчужиной российского искусства». «Яркой звездой на культурном небосводе России» был назван наш коллектив в газете «Байюня». Китайские журналисты писали, что «выступления ансамбля дают возможность получить полное многогранное представление о русском духе», а каждый концерт расценивается как «высокохудожественное эстетическое зрелище». «Концертные номера захватывают зрителей, и они хлопают в такт музыке», – говорилось в одной из рецензий.
К поездке в Поднебесную готовились тщательно. Флотский коллектив ещё в России подготовил программу, в которой наряду с музыкальными произведениями известных русских композиторов были представлены и песни на китайском языке. А перед началом первого концерта целый час на улице играл оркестр, встречавший зрителей. Они проходили в зал под музыку. Некоторые не скрывали удивления: быть может, они опоздали, раз уже исполняются мелодии? Но нет. Просто музыка начала звучать на час раньше. А в назначенное время раскрылся занавес, и на сцену вышли все те же музыканты, которые в холле играли военные марши, «разогревая» публику. Зрители аплодировали, узнавая артистов, махали им руками, как старым добрым друзьям.
Анатолий Калекин обращался к китайской публике на её родном языке. Для начала: «Ванчь ни хау» (в переводе на русский – «добрый вечер»). Потом пришлось выучить хоть и сложные, но ежедневно необходимые слова.
– Мы побывали в городах, в которых никогда не услышишь русской речи, – вспоминает о гастролях Калекин. – К примеру, столица провинции Юньань – Куминь. Китай не избалован нашими артистами. Но, с другой стороны, в культурном плане китайцы не всеядны. Один из наших именитых московских коллективов после нескольких концертов в Пекине долгое время не мог оттуда выбраться – не было денег на билеты.
Творчество этих наших соотечественников не было оценено. В итоге гастроли сорвались. А вот флотские артисты из Владивостока просто «влюбили» в себя китайскую публику. Овации на всех концертах, где бы они ни проходили, – в больших спорткомплексах, театрах оперы и балета, музыкальных театрах, огромных концертных залах или, например, резиденции Сунь Ятсена. Ансамбль выступал даже в респектабельном ночном клубе, больше похожем на шикарный дворец. Были тогда, конечно, сомнения – всё-таки зрители здесь привыкли к более раскрепощённым увеселительным зрелищам. Но и богатые бизнесмены оказались столь же открыты истинному искусству, искренним чувствам, высоким душевным порывам, как и другие китайские зрители.
Флотские артисты стали участниками ряда событий в жизни наших соседей – почётными гостями двух больших международных фестивалей, на которых, к слову, больше представителей России не было. А руководителя ансамбля даже избрали почётным гражданином китайского города Чучжоу.
Публика завороженно внимала, искренне восхищалась, ликовала: во дают русские моряки! Были благодарны зрители и за внимание к их истории, культуре. И в едином порыве гости и хозяева отдавали дань памяти морякам подводной лодки «Курск», всем погибшим – русским и китайским – солдатам и морякам, когда звучала песня, написанная Анатолием Калекиным, «Служба морская».
Кажется, не существует ни одного музыкального произведения, танцевального номера, которые не смог бы исполнить возглавляемый этим офицером творческий коллектив.
Путь же Анатолия Сергеевича в искусство типичен для военных дирижёров. Родился он 1 сентября 1954 года в городке Изюм Харьковской области. По инициативе отца-фронтовика приобщился к музыке. Первым музыкальным инструментом стал баян. Первые уроки музыки получал от друга отца, а после 8-го класса поступил в музыкальное училище.
Служил срочную музыкантом в ансамбле Балтийского флота. С отличием окончил военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и в 1981-м получил первое назначение. Лейтенантом возглавил Ансамбль песни и пляски Закавказского военного округа. С новым творческим коллективом неоднократно довелось бывать в Афганистане. Через несколько лет Калекин был направлен в Западную группу войск. Стал руководителем ансамбля песни и пляски «Дружба». Проработал там три года.
В 1986-м – перевод во Владивосток. И вот уже семнадцать лет он бессменно руководит главным творческим коллективом Тихоокеанского флота.
Анатолий Сергеевич приобщил к музыкальному искусству и всю свою семью. В ансамбле вместе с ним в балетной группе работает его супруга Лариса. В музыкальной школе занимается дочь Aня. A сын Aндрей собирается направиться по отцовским стопам, стать военным музыкантом.
– За всё то время, что я связан с музыкой, ни разу не пожалел о выбранном когда-то жизненном пути. Профессию музыканта я считаю одной из нужных. Музыка – это способ существования человека, то, что заставляет переживать, радоваться или огорчаться, – сказал в завершение нашей беседы Анатолий Сергеевич. Об этом и слова песни из репертуара флотского ансамбля, написанной капитаном 2-го ранга Калекиным: «Мы недруга не рубим саблей. Огонь не открываем по врагам. Артисты флотского ансамбля находят тропки к душам и сердцам».
Память не стынет
Юрий Александрович Фомичёв родился в Москве на Семёновской заставе в переулке со сладким названием – Медовый. Семья была большая – три сестры и два брата. Рос сильным, крепким. В 15 лет ростом был 176 см. В свободное время активно занимался спортом: катался на лыжах, коньках. Во время летних каникул в деревне работал на полях и в кузнице молотобойцем. Ещё увлекался радиоделом. В школе был старостой класса, председателем учкома. Среди оценок – лишь несколько четвёрок, остальные – отличные.
Тяга к флоту появилась в 1935 году, когда мамин брат – дядя Шура – приехал с Черноморского флота. Там он служил на эскадренном миноносце «Незаможник», был старшиной котельной группы. Клёши, бескозырка, бушлат пленили мальчишку. Дядя рассказал и о том, что в семье Фомичёвых моряками были прадед, дед. Первый служил на Балтике судовым механиком, второй – на Чёрном море на миноносцах. И паренёк, как говорится, «загорелся». С увлечением стал читать литературные произведения на морскую тематику. Как раз в то время на экраны вышел кинофильм «Мы из Кронштадта». Впервые он шёл в кинотеатре «Орион» на Преображенской заставе. Юрий с друзьями со двора в тридцатиградусный мороз отправился на сеанс туда вверх по Медовому, затем вниз к реке Хапиловка – приток Яузы – по улице 9-я рота мимо собора Петра и Павла. Всё расстояние – около трёх километров. Пришлось постоять в очереди, а затем: вот они, альбатросы Балтики… сама она суровая, свинцовая… Фильм смотрелся на одном дыхании. Эту картину Юрий посмотрел ещё более десятка раз!
После семилетки хотел поступать в Херсонскую мореходку. Но папа посоветовал немного подождать – завершить обучение в средней школе, а уже после этого, если желание не изменится, – поступать в военно-морское училище. Так и запланировали. Но в эти планы вмешалась война.
Сверстники во дворе были старше года на четыре. В конце июня 1941 года всех друзей призвали в Красную Армию. Юрий пропадал в военкомате с утра до вечера, провожая партии призывников, мозоля глаза военкому. В армию из-за возраста его брать не хотели.
И вот однажды в конце июля в одной из команд не хватало человека. Военный комиссар, в очередной раз увидев Юрия, произнёс: «Вот тебе сорок минут, чтоб в этот промежуток времени был здесь с вещами».
Военкомат был рядом с домом. Фомичёв проходными дворами понёсся домой. Вещи у него уже были заранее собраны.
Папа был в армии. Юра оставил записку маме, чтобы не беспокоилась, и побежал обратно. Через полчаса он был в строю новобранцев. Вечером их погрузили в поезд. Думали: едут на фронт, ведь у всех мысли были только об этом.
Ехали сутки, другие. Ждали, вот-вот зазвучит орудийная канонада, но ночью и днём – тишина. Через десять суток дороги оказались во Владивостоке. Тогда стало понятно, какую шутку сыграл с юношей военком. Распределение Юрий получил в радиошколу на остров Русский. Но так как он был радиолюбителем-коротковолновиком, его досрочно аттестовали и распределили в так называемый дивизион плохой погоды, на сторожевой корабль «Метель». Уже там случайно узнал о том, что для отправки на фронт формируется отряд моряков. Только надо быть обязательно хорошим спортсменом. А Юрий завоевывал второе место по Москве по конькам, с собой у него были грамоты. В отряд его взяли.
В конце августа со своими товарищами уже был на Западе. Прямо с колёс бросили в бой. За три дня от трёхсот молодых тихоокеанцев остался неполный взвод, но немцев не пропустили. Потом был Кронштадт, где заканчивала формирование 4-я бригада морской пехоты особого назначения. В конце сентября направили под Шлиссельбург, в район Невской Дубровки. Был получен приказ форсировать Неву и выйти на соединение с Волховским фронтом, не дать замкнуть второе блокадное кольцо вокруг Ленинграда.
В ночь с 15 на 16 сентября, прикрываясь туманной дымкой, началось форсирование Невы. С ходу зацепились за левый берег в районе Московской Дубровки и, развивая бросок, заняли плацдарм до 3 километров по фронту и 1800 метров в глубину. На рассвете 17 сентября к немцам пришло пополнение, и плацдарм сузился до 1200 метров по фронту, глубина стала 800 метров. Так и стояли здесь моряки насмерть. Враг дальше не прошёл. Изнурительные, кровопролитные бои шли без перерыва круглые сутки: артиллерийские обстрелы, непрерывные атаки. Немцы в буквальном смысле слова перепахивали снарядами и бомбами пятачок, на котором не осталось ни деревца, ни кустика.
Раненых не успевали отправлять на правый берег, многие погибали во время переправы. Мёртвых складывали в воронки от крупнокалиберных снарядов, и следующий артналёт засыпал их землёй. На пятый день боёв Фомичёв был ранен, перебита подключичная артерия. Уже ближе к вечеру его удалось переправить на правый берег, а там самолётом в Москву, в госпиталь. Только поэтому он остался жив.
После выписки его направили в 116-ю отдельную мотострелковую бригаду Тихоокеанского флота 1-го формирования. Юрий Александрович принимал участие в контрнаступлении под Москвой. Бригада входила в состав первой и третьей ударных армий.
В марте – второе ранение. После госпиталя вновь морпехота, но уже под Сталинградом. В августе – новое ранение и после выписки снова 116-я бригада, но второго формирования. Совместно с 66-й танковой бригадой 20-го танкового корпуса в феврале 1943 года была спланирована зимняя операция под Орлом. На слиянии Оки и Зуши, на крутом правом берегу Оки находилось село Городище, которое было приказано взять. Бой за это село продолжался трое суток. 66-я бригада потеряла почти все танки, а в батальонах оставалось от 150 до 250 человек. Но Городище держали в течение недели.
«Нас сменила полнокровная стрелковая бригада и ещё один из полков подошедшей дивизии. Нас отвели на переформирование. Через десять дней мы узнали, что их вновь сбросили за Оку и Городище вновь у немцев. Это лишний раз показывало, что моряки, если что-то взяли, то не отдают. Хоть мёртвые, но воюют», – говорил в беседе со мной Юрий Александрович.
После переформирования из бригады создали морской стрелковый полк, а из артиллерийского дивизиона артиллерийский полк. Фомичёв принял участие в битве на Курской дуге.
Наши бойцы вновь форсировали Оку, взяли Городище и ещё несколько населённых пунктов. Не доходя до Орла, повернули на Мценск. Затем был Брянский фронт. Потом Западный, Смоленщина, Белоруссия. Фомичёв был среди тех, кто первым вступил в Минск. Затем освобождение Белоруссии, освобождение Польши, потом Восточная Пруссия.
Вышли к заливу Фриш-Гав, затем повернули на Кенигсберг. Бои в Земландской группе войск, ещё одно ранение в ходе тех боёв. Закончил войну под Пилау, нынешний Балтийск. Победу встречал в госпитале. После выписки был направлен опять на Тихий океан, но уже в составе частей морской пехоты. Последний бой за Сейсин и последнее тяжёлое ранение и контузия.
Войну закончил гвардии главным старшиной. Среди наград – ордена Красной Звезды и Красного Знамени, медаль «За отвагу», орден Отечественной войны I степени. Год не ходил, полгода не говорил – такими были результаты контузии. В августе 1950 года Юрий Александрович был комиссован и привезён в Москву при росте 189 см весом 45 килограмм. Живой скелет. Год был инвалидом первой группы. В 1952 году переоформил на вторую группу, чтобы устроиться на работу.
С большим трудом устроился регулировщиком специальной аппаратуры в опытное конструкторское бюро «Якорь». И с годами, приобретая опыт, повышался в должностях и вырос до ведущего инженера. Много работал на полигонах Капустин Яр, Балхаш, Байконур. На пенсию Юрий Александрович ушёл в 1986 году.
До самой смерти, несмотря на возраст, он был частым гостем во флотских подразделениях. Встречался со школьниками, принимал участие в различных памятных мероприятиях. А ещё Юрий Александрович писал стихи. Вот одно из его стихотворений из сборника «Память не стынет».
Зима 41 годаВновь вижу вас в тревожных снах…Зима… Шинели сняты.Идём и ленточки в зубах,Распахнуты бушлаты.Атаки шквал… и враг бежит,Крича schwarz Tod, schwarz Tod.Мороз… но кровь у нас кипит,Я помню сорок первый год.Бои… бои… и в день, и в ночь…Гранат, патронов мало…Но гнали, гнали немцев прочь,В нас молодость играла.Гвардейцы – детище Петра,Мы Ушаковы внуки.Наш клич ПОЛУНДРА и УРА!Ласкают сердца звуки.Бои… начало января,С Москвы осада снята…Встречай, Смоленская земля,Матроса и солдата.Идём сражаться за тебя,Мы повзрослели рано.Матросов дружная семья,Пришли мы с океана.К мысу Доброй Надежды
Несколько лет назад корабли Балтийского флота – эскадренный миноносец «Настойчивый» и танкер «Лена» – совершили поход к берегам Южной Африки. Покинув свою базу в Балтийске, российские моряки под флагом заместителя командующего Балтийским флотом вице-адмирала Василия Апановича обогнули Европу, пройдя Балтийское и Северное моря, Па-де-Кале, Ла-Манш и Бискайский залив, через Гибралтарский пролив вошли в Средиземку. Затем через Суэцкий канал – в Красное море. Оттуда в Персидский залив – для визита в столицу Объединённых Арабских Эмиратов Абу-Даби. А потом вниз (если смотреть по карте), пересекая экватор, к мысу Доброй Надежды. Приняв участие с кораблями более 20 стран мира в праздновании 75-летия ВМС ЮАР, наши «боевые единицы» взяли курс домой. Прежде чем снова пройти мимо Европы, россияне обогнули всю западную часть африканского континента. Пожалуй, за последнее десятилетие это был самый длинный поход российских кораблей – почти 20 тысяч миль. Три с лишним месяца, всё время похода в ЮАР я находился на борту «Настойчивого»…
Впервые Андреевский флаг на южной оконечности Африканского континента взвился в далеком 1826 году. Сначала капитан-лейтенант Коцебу на шлюпе «Предприятие», а затем экспедиция под командованием Литке обогнули мыс Доброй Надежды. В марте 1853 года фрегат «Паллада», на борту которого находился писатель Иван Гончаров, и винтовая шхуна «Восток» совершили переход к мысу Доброй Надежды. Спустя ещё несколько месяцев после 88-дневного плавания Капскую колонию посетил русский транспорт «Двина». В 1865 году в Южной Африке побывал фрегат «Дмитрий Донской», а в 1904-м – госпитальное судно «Орёл». Затем наступил долгий перерыв – почти целый век. И вот к мысу Доброй Надежды снова пришли корабли под Андреевским флагом.
Южная Африка встретила российских моряков приветливым тёплым солнцем. Не скрывали своей радости при встречах с нами местные жители. Были организованы различные экскурсии. В один из дней мы побывали на мысе Доброй Надежды. Впечатления незабываемые. С высоты птичьего полёта открывается неописуемой красоты картина: переливающиеся изумрудными красками морские просторы, набегающие на скалы волны.
Была у российских моряков и возможность познакомиться с жизнью и бытом моряков южноафриканских ВМС. Мы посетили главную военно-морскую базу ЮАР в небольшом городке Саймонстаун. По техническому оснащению она вряд ли уступит базам ведущих морских держав. Традиции ВМС ЮАР берут начало от британского флота. Как и на английских кораблях, там подчёркивают отличия различных категорий моряков в социальном, служебном, материальном положении. Матрос, к примеру, не имеет права без разрешения появляться в обществе старших по званию. На приём к вышестоящему начальству, как правило, приглашаются моряки только одной категории. На таких мероприятиях не увидишь одновременно старшин и офицеров. Элитарность последних проявляется даже внешне. Считается недопустимым суетливость, быстрая ходьба в присутствии подчиненных.
Морякам постоянно напоминают: служба на флоте престижна. На это «работают» выпускаемые большими тиражами книги, брошюры, аудиокассеты, плакаты и регулярные масштабные театрализованные представления. Не редкость и дни открытых дверей, когда на корабли и в учебные центры приглашают членов семей военнослужащих, местное население, показывают технику, вооружение, знакомят с условиями службы, быта и досуга моряков. Перед гостями выступают представители командования. Воспитанию патриотизма способствует приглашение ветеранов флота. Они присутствуют на церемониях ввода в боевой состав кораблей, посещают подразделения в дни годовщин исторических событий.
Немалую роль играет и постоянно насаждаемый культ подразделения, корабля, части. У каждого корабля, соединения – свои история, герои, эмблемы, знамёна, марши, девизы. В ВМС ЮАР есть даже специальная служба, разрабатывающая символику и геральдику кораблей, контролирующая их соответствие историческим канонам и использование.
Кроме посещения Южной Африки, во время похода было немало других интересных встреч, событий. К примеру, как только корабли покинули территориальные воды России, к ним стали присматриваться наблюдатели из разных стран. Над нашим отрядом летали самолёты и вертолёты Дании, Франции, Великобритании, Нидерландов, Испании, Германии. Сразу после прохода Гибралтара к эсминцу «пристроился» отряд кораблей ВМС Италии, а спустя несколько дней вышедший на связь с «Настойчивым» на международном канале экипаж самолёта «Орион» базовой патрульной авиации ВМС США передал сообщение: «Командующий 6-м флотом вице-адмирал Аббот приветствует вас в Средиземном море». В Абу-Даби «Настойчивый» принимал участие в международной выставке вооружений. Кроме России, свои самые современные корабли прислали туда ведущие морские державы. Великобританию, к примеру, представляли лёгкий вертолётоносец «Илластриес» и фрегат «Ричмонд», США – эсминец «Гамильтон», Германию – фрегат «Мекленбург-Форпомерн», искатель мин «Бад Бавенсе» и тральщик «Энсдорф», Францию – фрегат «Лафайет», Нидерланды – фрегат «Ван Галей» и универсальный транспорт снабжения «Амстердам». Наш эсминец составил им достойную конкуренцию.
У балтийцев была возможность не только побывать на иностранных кораблях, общаться с зарубежными коллегами, но и познакомиться с Абу-Даби – одним из центров мировой торговли. Это не только определение из энциклопедии. Это стиль жизни. С ввозимых в страну товаров не взимают пошлины, поэтому цены там по сравнению с московскими гораздо ниже, что и привлекает в оазис среди пустыни торговцев со всего мира, в том числе и российских.