Полная версия
Современная архитектура в пространстве диалога и визуальной коммуникации городской культуры
Современная архитектура в пространстве диалога и визуальной коммуникации городской культуры
Автор-составитель Алиса Дмитриевна Чечелева
ISBN 978-5-0053-9229-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Архитектура, сопровождая человека с древних времен, выполняла различные функции. Она и утилитарный объект, используемый для жизни и различных видов деятельности, и носитель памяти, и произведение искусства. С течением времени ее роли менялись, менялось отношение к ней, стандарты строительства и взгляды людей на то, какой она должна быть. Архитектура неразрывно связана с пространством. Человек испокон веков стремился завладеть пространством, окружающим его, преобразовать его, подстроить под себя, под свои реалии жизни, сделать его комфортным, безопасным, удобным, интересным, использовать его для самых разнообразных нужд. И основным инструментом для преобразования пространства стала архитектура. Там, где была просто пустота над участком земли, человек возведет конструкцию и вот это уже не просто пустота, это полезное используемое пространство в рамках здания. Оно имеет хозяина, выполняет определенные функции, оно меняет облик и окружающего пространства, задействует и его тоже. Оно формирует определенное осознанное или неосознанное восприятие у горожан, в основе которого много факторов: визуально-эстетический, например возле серой многоэтажки человек поневоле чувствует себя маленьким и подавленным, исторический – когда здание связанно с историей и особенно если на этот факт обращается внимание посредством культурных практик (табличек например,). Действует также и фактор личного восприятия – для каждого отдельно взятого человека отдельно взятое место, здание, пространство наполнено своим особенным смыслом, связанным с его личным переживанием и жизненным опытом. Таким образом архитектура – это прежде всего инструмент захвата и преобразования пространства, который в зависимости от места, времени и ситуации всегда играет определенную роль. И сегодня она становится полноценным участником жизни города, формируя коммуникативное пространство и воздействуя через него на сознание и жизнь людей. Сегодня архитектура играет в жизни людей гораздо большую роль, чем раньше. И гораздо большую, чем это кажется на первый взгляд. Облик города стремительно меняется и исследование роли современной архитектуры в нем становится необходимостью.
В современном обществе все изменения, в том числе в застройке городского пространства, происходят быстро, а архитектура как важный компонент нашей жизни требует к себе особого внимания и понимания, и в ускоряющемся темпе городской жизни, когда дома вырастают как грибы после дождя, там, где это уместно и неуместно, необходим особый подход и всесторонняя оценка архитектурных решений. Каждый объект архитектуры появляется на свет по определенной причине. И чаще всего эти причины утилитарны – большой торговый центр в спальном районе, где других магазинов нет (весомая причина). Или там, где их достаточно (причина в данном случае – жадность застройщиков) и т. д. Но архитектура – не только утилитарный предмет. Если, относя ее только к утилитарным предметам, застраивать «по желанию», можно в итоге получить не город, в котором хочется быть и жить, а большую помойку, склад домов, наставленных друг на друга, без учета пространства, вида, порядка, сохранения культурного и природного наследия, гармоничного распределения полезного пространства улиц и дворов. Так получается, когда старенькие закоулки застраиваются новыми высотками, а вокруг них – грязь и разруха, застройщики вкладывают деньги в новостройки, но никто не вкладывает деньги в благоустройство города. А ведь город – это жизненное пространство, прежде всего визуальное. Вся жизнь среднестатистического горожанина от рождения до смерти проходит в городе, городах, каждый день он становится участником визуального восприятия своего города. И проявление равнодушия и незнания о визуальной составляющей городского пространства равноценно согласию на проживание в пространстве, лишенном гармонии и смыслов. Данное знание – это не какая-то отдельная часть жизни и культуры общества, которая может изучаться в соответствии с интересом человека, а может не изучаться. Это тот аспект нашей жизни с которым мы сталкиваемся каждый день, который в утилитарном смысле так же неотъемлем, как одежда и еда, а в культурном – как традиции и национальный менталитет. Поэтому данная тема важна для современного человека и знание о конкретных ролях архитектуры, тенденциях в застройке, как общественных мест, так и частных объектов, а также гармоничном использовании городского пространства, должно быть актуализировано и популяризировано.
Основной акцент в исследовании современной архитектуры должен быть направлен на ее визуальное восприятие. Визуальные эффекты играют доминирующую роль в организации городского пространства. Изображение как результат двустороннего процесса между архитектором и окружающей средой является особенно чувствительной проблемой в процессе архитектурного проектирования. Визуальная среда выражается через сложность непрерывности целых элементов, которые поглощает глаз, достигая воспринимаемого изображения пространственных представлений, выполненного с богатством значений и ассоциаций, которые, формируют пространство. Взаимодействие человека и города в основном достигается визуальным восприятием.
Теоретической значимостью исследования является актуализация информации об архитектуре в визуальном пространстве города на сегодняшний день, информации, которая объясняет культурные основы архитектурных решений современности. Практической значимостью является возможность применения результатов исследования в самих архитектурных решениях.
Данное учебное пособие предназначено для широкой аудитории неравнодушных к процессам, происходящим в городской среде и в жизни современного человека, для любителей архитектуры и всех заинтересованных.
В первой главе дается теоретический материал, описывающий городскую среду, происходящие в ней процессы с культурологической и социальной точек зрения. Во второй главе приводится историографический анализ, дающий представление о том, что значила архитектура и городское пространство в целом для людей в прошлом. В третьей главе эта же тема трактуется в пространстве современности, дается детальный анализ тенденций в современных архитектурных решениях, делаются обобщающие выводы и выводы относительно различий по данному вопросу на Востоке и на Западе. Также приводятся примеры конкретных зданий, иллюстрирующие исследование. В четвертой главе разбирается ситуация в конкретном городе – Самаре, анализируется архитектурная застройка данного города и даются практические рекомендации, применимые в данном городе.
Глава 1. Городская архитектура в коммуникативном пространстве культуры
Архитектура сегодня – это живой персонаж, который вступает в диалог с человеком в пространстве городского ландшафта. Как и любой объект для изучения она многогранна. Она имеет историю, философские основы, а также религиозные и культурные. Имеют ту форму и конструкцию, которые соответствую текущим политическим, социальным и экономическим аспектам. Она имеет свои коды, свои стили. Пожалуй, самые главные аспекты в ее изучении – это физический (конструктивный) и культурный.
Первый дает возможность узнать, какие материалы, приемы, тенденции использовались в постройке архитектуры того или иного времени и места, какие причины лежали в основе тех или иных архитектурных решений, причины строительного характера. Например каннелюры – вертикальные желобки на греческой колонне изначально не были декоративным украшением, изначально, когда колонны делали из дерева, это просто были желобки оставшиеся от обработки дерева. И так многие декоративные приемы пришли в архитектуру из функциональных приемов. Изучение архитектуры с культурной точки зрения еще интереснее, потому что здесь причинами изменений и нововведений в архитектуре становятся культурные аспекты – философские, этнические, религиозные, причины, связанные с менталитетом, традициями, верованиями и т. д. Изучением первого аспекта вплотную занимался французский инженер, историк архитектуры и строительной техники Огюст Шуази. В своей книге «Всеобщая история архитектуры» он детально описал этапы развития архитектуры доисторической эпохи, государств Древнего Востока, античности, Европейского Средневековья, нового и новейшего времени. Скрупулёзно описал все, что касалось физического развития архитектуры и градостроительства: материалы, приемы, строительную технику, процессы и формы застройки в разное время в разных местах. Выдвинул логичные предположения относительно становления и развития человеческого общества через призму взаимопроникновения различных архитектурных приемов и форм. Собственно, в те давние времена диалог культур происходил как раз за счет такого взаимопроникновения. Исследованием второго аспекта занимался другой, не менее талантливый ученый и исследователь, Банистер Флетчер, английский архитектор и историк архитектуры. Он написал учебник «История архитектуры», где также детально описал развитие архитектуры, причины, влияющие на это развитие, но уделил больше внимание культурным аспектам, нежели функциональным.
Архитектуру, как визуальный компонент коммуникативного городского ландшафта, необходимо изучать также с разных сторон. Современные исследователи Дж. Айелло и С. Тосони представляют три пути исследований городского коммуникативного пространства: это город как медиа, как сообщение и как контекст коммуникации. Другой исследователь Л. Валле выделяет три типа социальных коммуникаций в урбанизированной среде: коммуникация посредством городов, коммуникации о городе, коммуникации в городе1 [1, с. 1252]. Первый тип определяет то, как горожанин воспринимает и идентифицирует город, а также себя и других через него – это интерперсональная коммуникация в городе. Второй тип предполагает формирование образа города в медиа – городские медиакоммуникации. В третьем акцентируется внимание на том, как люди взаимодействуют друг с другом внутри города – интерперсональная и групповая городские коммуникации. В исследованиях продвижения и ревитализации урбанизированных пространств Т. Гибсон и М. Лоус концентрируются на следующих аспектах: производстве городских коммуникаций, то есть конкретных практиках формирования городских образов и смыслов; в широком смысле медийном тексте города; контексте – городском нарративе в обыденных практиках городских коммуникаций2 [2, с. 145]. Исследования ученых из Urban Communication Foundation посвящены разработке и развитию научно-прикладной концепции «коммуникативных городов». Внимание Фонда обращено на коммуникативную среду города, которая включает в себя три группы элементов: места для интеракций, инфраструктуру взаимодействия, законодательное и политическое регулирование коммуникации. В более узком, конкретном, плане актуальные исследования городских коммуникаций посвящены внедрению медийных технологий в городское пространство с целью повысить «читаемость» города для тех, кто его населяет; эмигрантским сообществам в городском пространстве как ключевым в больших городах, их взаимодействию между собой и с коренными жителями; восприятию города, который формируются у различных сообществ; идентификации горожанина; полицентричности городов; новой урбанистической мифологии; влиянию выстроенного пространства на городские социальные коммуникации; языковым городским практикам. Город сегодня рассматривается как сложное социально-информационное взаимодействие. Современное городское пространство может представляться как пространство отношений – процесс постоянных смысловых коммуникаций, которые вносят свой вклад в развитие города. C. Маккуайр отмечает, что пространство отношений в городе сегодня – «есть амбивалентная пространственная конфигурация, когда аксиоматический характер социального пространства устраняется в пользу активного формирование гетерогенных связей, соединяющих личное с глобальным»3 [1, с. 16]. Он рассматривает город с позиции non-media centric communication, что в русском переводе может пониматься как «многоканальная социально-ориентированная коммуникация». Рассматривая исследования М. Андерсон, стоит отметь, что с этой же позиции он подчеркивает, значение медиа, которое шире, чем этап конструирования сообщения и его трансляция по одному приоритетному каналу, например, через СМИ4 [8]. Д. Морли указывает на необходимость комплексного пространственного осмысления коммуникации: установленную коммуникацию, то есть подвижность смыслов и символов, нужно рассматривать относительно подвижности социума. Морли предлагает подход к пониманию коммуникации, в котором глобальная инфраструктура коммуникации включает как сети медиа, так и дорог, маршрутов, а также логистику товаров и другие элементы. Сегодня повсеместно уже сформированы новые коммуникативные среды вокруг различных медиатехнологий: они не просто передатчики информации, они организаторы и преобразователи.
Сегодня городское пространство выступает местом коммуникаций как отдельных групп людей и отдельных личностей, и зачастую с применением высоких технологий, что накладывает свой неизгладимый отпечаток на все пространство городской среды. Форма и развитие городского пространства влияет на поведение людей, оказывает воздействие на формирование социального движения5 [3, с. 430].
Вывод по первой главе: Урбанизированное коммуникативное пространство отличается рядом свойств, которые в совокупности формируют представление о городе как о сложной многоуровневой нелинейной и запутанной коммуникативной системе, которая сама себя воспроизводит и трансформирует. Одним из главных факторов коммуникации в городе является визуальное восприятие, коммуникация посредством «разглядывания». Архитектура имеет ключевое значение в организации коммуникативного пространства города, так как она напрямую воздействует на восприятие человека через аспект визуальности.
Глава 2. Архитектура в исторических и современных проекциях городской культуры: коммуникативные ландшафты и визуальные трансформации
В данной главе мы рассмотрим, как отдельные архитектурные и организационные элементы города влияли на коммуникативное пространство города, как менялась роль архитектуры, трансформировалось значение памятников архитектуры и их принадлежность.
Архитектура сопровождала человека на протяжении всего периода его существования. Особенности архитектуры Двуречья (IV – II тысячелетия до н. э.) в значительной мере объясняются природными условиями. На безлесной равнине, где почти не было камня (и лес и камень имеются только на севере и востоке, в горах), где разливы рек нередко вели к катастрофам, для поселений старались выбирать относительно возвышенные места, и часто для новых сооружений использовались развалины старых зданий. Обычай строить одно здание на месте другого стал одной из причин сложности археологических работ в Двуречье, поскольку в одном и том же месте в разных слоях находят остатки нескольких посвященных одному божеству храмов (например, храм бога Сина в Тутубе, современной Хафадже, во II, V и VIII слоях). Наиболее ранний южношумерский храм – храм в Эриду (современный Абу-Шахрайн) – относится к позднему неолиту. Храмы и культовые сооружения являются самыми древними на земле типами построек. Бедность природными ресурсами обусловило и тип, и материал построек данного периода. Религиозные центры являлись наиболее крупными и яркими архитектурными постройками, что говорит о значительном влиянии религиозной жизни на сознание людей того времени, кроме того, именно религиозная власть жрецов является утвержденной и незыблемой6 [5, с. 94—110].
С точки зрения передачи идеологии и культуры в архитектурных строениях наиболее ярким кажется архитектура Древнего Египта. Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения – гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Наивысшего подъёма Египет достигает при правителях III и IV династий именно в этот период находят самые крупные гробницы и захоронения. Совершенное выражение идея гробницы-пирамиды нашла в усыпальницах, выстроенных в Гизе для фараонов IV династии – Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), которые ещё в древности считались одним из чудес света7 [5, с. 94—110].
Далее, как совершенно отдельное, уникальное явление проявила себя архитектура Античности. Появление так называемой «олимпийской религии», которая утверждала божественный принцип классового разделения господина и раба, родовитого землевладельца и простого сельского труженика, богатого собственника и рядового горожанина, занятого физическим трудом. Особый период культурного подъема, стремление к изучению и открытиям, философии и культуре послужило причиной открытия многочисленных храмов, посвященных античным богам. Важную роль как в религиозной, так и культурной жизни всей Греции в VIII—VI вв. играли храм Аполлона в Дельфах, храм Аполлона на Делосе – религиозный центр всех ионийских греков, храм Зевса в Олимпии и др. На организуемые этими храмами празднества, всегда сопровождавшиеся спортивными, музыкальными и – поэтическими состязаниями. Здесь встречались представители греческих государств для ведения переговоров. Вокруг популярных храмов создавались особые объединения, так называемые амфиктионии, – союзы соседних племён, превратившиеся в своеобразные объединения полисов. Архитектурные постройки в виде храмов и культовых сооружений служили основанием для образовательного прогресса политического объединения страны.
Антиподом свободомыслия античной культуры и архитектуры стоит назвать идеологию Средневековья в строительстве новых сооружений и их предназначения. В данный период доминирует церковно-политическая идеология. Мироздание рассматривалось в свете положений священного писания. Вселенная, как и человек, считалась творением бога;
отрицалась вечность существования мира, о чем говорилось в античной философии. Господствовала геоцентрическая теория строения вселенной, но и она была приведена в соответствие с учением церкви. В связи с этим, высокие возводимые соборы (готика), устремленные ввысь своими острыми шпилями, должны были представить направление и устремление человека к жизни небесной, и жизнь его на земле – всего лишь подготовка к этому переходу. Уникальная по своей красоте постройки в готическом стиле – Реймский Собор и Собор Парижской Богоматери. Эти культовые сооружения являлись символом незыблемой церковной власти на земле и монархии как единственной формы правления, дарованной богом человеку. Величие возводимых соборов должны были представить человека как незначительного существа перед божественными силами и подчиненного диктату церкви8 [6, с. 12—25].
До готики, в период романики, храм был не только религиозным зданием. Изначально храм был местом сбора горожан по совершенно разным вопросам – здесь продавали вещи, обсуждали важные городские дела и судили людей. И то кресло в алтарной части, которое сегодня предназначено для Бога, изначально мог занимать земной судья, судивший преступников.
С XV и до начала XVII века состоялись серьезные культурные и политические изменения. Эта эпоха является переломным моментом в истории архитектуры, в особенности по отношению к предшествующим периодам и стилям – романскому и готическому. Готика, в отличие от архитектуры романики и Возрождения, основана, главным образом на иных, неантичных источниках. Особую роль в архитектуре эпохи Возрождения играют композиционные основы античной архитектуры: симметрия, рациональные пропорции, тектоника. На первый план вновь выходит роль человека как полноценной личности, творца своей судьбы, независимого, стремящегося к самосовершенствованию. В основу организации пространства ранней ренессансной архитектуры положена идея тектоники, логика пропорций, ясности формы, а не интуитивные критерии, как в работе средневековых строительных артелей, что говорит о доминировании науки над религиозным метафизическим сознанием. Все чаще возводятся светские здания, так как архитектура перестала служить только церкви и правящему монархическому клану.
Рост городов в эпоху возрождения породил необходимость появление площадей и широких улиц, предназначавшихся для удобства горожан. Площадь была первым открытием человека в использовании городского пространства. Она состоит из группы домов вокруг открытого пространства. Эта конфигурация позволила усилить контроль за внутренними пространствами, а также обеспечить возможность сопротивления внешней агрессии за счет минимизации поверхностей, соединяющих данное место с внешним пространством и таящих угрозу атаки. Такой своеобразный внутренний дворик быстро получил символическую ценность и был выбран в качестве модели для бесчисленного количества святых мест (Агора, Форум, монастырь, внутренний двор мечети). С изобретением домов, выстроенных вокруг центрального внутреннего дворика или атриума, этот пространственный паттерн стал моделью будущего и подчеркивал необходимость удобства проживания человека в большом городе, так именно он становится объектом размышления о его судьбе и совершенствовании, многое предназначено для его удобства в отличии от средневековой архитектуры, где в центре каждого города находится храм. Комнаты располагались вокруг дворика в центре как отдельные дома вокруг площади. Яркий пример – площадь Согласия в Париже, которая играла роль как культурного, так и социального и политического центра города9 [29]. В данном случае городская архитектура стремилась к тому, чтобы представить удобство жителям города.
Прослеживая эволюцию и значение архитектурного стиля Европы, приемы, которые использовали планировщики римских и греческих городов для пространственных отношений, важно отметить преемственность. Отдельные типы зданий (форум или базилика) сохранились в неизменном виде в Средние века, в монастырях, к примеру. Форум перестал использоваться в качестве публичного пространства. Совсем иначе дело обстоит в Северной Африке или на Ближнем Востоке, а также на территории Испании, где эти древние типы городского пространства сохранились почти без изменений вплоть до рубежа веков и возводились они традиционными методами.
Далее подробно остановимся на развитии русской архитектуры: она берет свое начало ещё в Византии и далее в Древнерусском государстве. В связи с тем, что именно Византийское искусство положило начало развитию русской архитектуры, первыми монументальными постройками стали большие церкви Киевской Руси как символы принятия христианства, подчеркивающие религиозное и идеологическое единство с самым сильным государством того времени – Византией. Первой каменной церковью Древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году при Владимире Святославиче. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема – данный факт характеризует неизменное единство церковной и княжеской власти, которая в свою очередь имеет божественное начало. Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи – ещё более широкой одноярусной. Религиозные сооружение отражают дух того времени и являются центрами объединения людей общей религией. Кроме того, это центры просвещения и управления.
Далее Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества. К данному периоду относится не только строительство религиозных сооружений, которые были символом власти и величия данной территории, неким центром идеологического объединения, а также княжеских построек, но и строительство Кремлей во многих городах, что говорит о необходимости функциональных построек и защите города.
В дальнейшем принятие Иваном Грозным титула «царя» и превращение России в царство было очередным этапом развития русского государства и русской архитектуры в том числе. Известный памятник того времени – Храм Василия Блаженного, который был построен после взятия Казани в период 1554—1560 гг. Также известная Церковь Вознесения в Коломенском, являющаяся первым каменным шатровым храмом в России. Монументальные здания, возведенные могущественным царем единой большой страны должны были показать величие новой средневековой империи и её связь с сильнейшими государствами Европы, в том числе религиозной (развитие нового тезиса – «Москва-третий Рим» – религиозный и политический центр мира, принятый в наследие от Русской Империи).
Существенным переломным этапом в развитии русской архитектуры стало активное взаимодействие с Европой уже в более поздний период – при Петре I, когда тот основал Санкт-Петербург, изменивший архитектурный облик и восприятия страны в целом. Доминирующим стилем стало «русское барокко». Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры (прослеживается связь с Европой, тяготение Петра I к ней). Тем не менее лишь первые памятники архитектуры данного периода, такие как Петропавловский собор в Петербурге, практически избежали русского влияния. Несмотря на то, что в стране появилось много иностранных архитекторов, стал зарождаться новый своеобразный русский стиль. Петропавловский собор и подобные постройки в европейском стиле того времени должны был утвердить в глазах общественности, в том числе зарубежной, что Россия является полноценным прогрессивным европейским государством, изжившем прошлое, главным образом, ориентированное на западные достижения в науке и искусстве. Это был яркий протест нового императора против устаревших концепций мышления и управления10 [7, с. 37].