Полная версия
Осознанность простыми словами
Существует ряд распространенных заблуждений о медитации. Мы снова и снова сталкиваемся с одними и теми же вопросами от новых учеников. Лучше всего сразу же с этим разобраться, поскольку это своего рода предубеждения, которые могут воспрепятствовать вашему продвижению уже в самом начале. Мы рассмотрим и опровергнем каждое из этих заблуждений по отдельности.
Заблуждение 1: Медитация – это всего лишь техника релаксации
Проблема здесь в словах всего лишь. Релаксация – это ключевой компонент медитации, однако медитация випассаны стремится к гораздо более возвышенной цели. Данное утверждение в своей сути справедливо для многих других систем медитации. Все техники медитации делают ударение на концентрации ума, остановке ума на одном предмете или одной области мышления. Если выполнять это достаточно тщательно и настойчиво, то вы достигнете глубокого и приятного расслабления, называемого джханой. Это состояние такого возвышенного спокойствия, которое равносильно экстазу, форме наслаждения, превосходящей все, что можно пережить в обычном состоянии сознания. Большинство систем на этом останавливаются. Джхана – это цель, и после ее достижения вы просто повторяете этот опыт всю оставшуюся жизнь. Но в медитации випассаны дело обстоит иначе. Випассана преследует иную цель: осознанность. Концентрация и релаксация считаются необходимыми спутниками осознанности. Это обязательные предварительные условия, удобные инструменты и благоприятные побочные эффекты. Но они не являются целью. Цель – озарение. Медитация випассаны – это глубокая религиозная практика, нацеленная на очищение и трансформацию вашей повседневной жизни. Мы более подробно рассмотрим различия между концентрацией и озарением в главе 14.
Заблуждение 2: Медитация – это погружение в транс
Данное утверждение, опять же, применимо к некоторым системам медитации, но не к випассане. Медитация озарения не является формой гипноза. Вы не пытаетесь отключить свой ум и достичь бессознательного состояния или превратить себя в бесчувственный овощ. Пожалуй, справедливо обратное: вы будете становиться все более чувствительными к собственным эмоциональным изменениям. Вы научитесь познавать себя со все большей ясностью и точностью. При обучении данной технике возникают определенные состояния, которые наблюдателю могут напоминать транс. Но в действительности они являются его противоположностью. В гипнотическом трансе субъект поддается контролю со стороны другого человека, тогда как в глубокой концентрации медитирующий вполне сохраняет контроль над собой. Сходство поверхностно, и в любом случае подобные феномены не являются целью випассаны. Как мы уже говорили, глубокая концентрация джханы – это лишь инструмент или средство на пути к повышенной осознанности. Випассана – это, по определению, развитие памятования, или осознанности. Если во время медитации вы впадаете в бессознательное состояние, значит, вы не медитируете в том смысле, в каком это понимается в системе випассаны.
Заблуждение 3: Медитация – это таинственная практика, которую невозможно понять
Опять же, это почти верно, но не совсем. Медитация имеет дело с уровнями сознания, которые расположены глубже, чем концептуальное мышление. Поэтому некоторые переживания медитации просто невозможно описать словами. Однако это не значит, что медитацию невозможно понять. Существуют более глубокие способы понимания вещей, нежели с использованием слов. Вы понимаете, как нужно ходить. Вероятно, вы не можете описать точный порядок сокращения нервных волокон и мышц в этом процессе. Но вы знаете, как это делается. Медитацию необходимо понять аналогичным образом – посредством практики. Она не является чем-то, чему можно обучиться в абстрактных понятиях или о чем нужно говорить. Ее нужно испытать на себе. Медитация не является бессмысленной формулой, дающей автоматические и предсказуемые результаты; на самом деле невозможно точно предвидеть результаты каждого конкретного сеанса. Это исследование и эксперимент, каждый раз это приключение. По сути, это настолько верно, что если в своей практике вы достигнете чувства предсказуемости и единообразия, то это можно считать показателем того, что вы сбились с пути и впали в застой. В медитации випассаны очень важно научиться видеть в каждой секунде первую и единственную секунду вселенной.
Заблуждение 4: Цель медитации – стать экстрасенсом
Нет. Цель медитации – развить осознанность. Вы не будете учиться читать мысли. Левитация тоже не является целью. Цель – освобождение. Между экстрасенсорными феноменами и медитацией существует связь, но она очень сложная. На ранних этапах работы медитирующего подобные феномены могут возникать, а могут и не возникать. У некоторых людей может появляться какое-либо интуитивное понимание или воспоминания о прошлых жизнях; у других – нет. В любом случае эти феномены не считаются хорошо развитыми и достоверными экстрасенсорными способностями и не следует наделять их чрезмерной важностью. По сути, подобные феномены в известной степени опасны для новичков в медитации, поскольку они весьма соблазнительны. Они могут быть ловушкой для эго, завлекающей вас в сторону от пути. Лучше всего не придавать этим феноменам никакого значения. Если они появляются – хорошо. Не появляются – тоже хорошо.
В работе медитирующего есть этап, когда он может практиковать специальные упражнения для развития экстрасенсорных способностей. Но это имеет место в далеком будущем. Только после достижения очень глубокой стадии джханы медитирующий сможет работать с подобными силами, не подвергаясь опасности потерять над ними контроль или отдать в их руки свою жизнь. Медитирующий будет развивать их исключительно для служения другим. В большинстве случаев это происходит лишь после десятилетий практики. Не беспокойтесь об этом. Просто сосредоточьтесь на постепенном развитии осознанности. Если появятся голоса и видения, просто примите их во внимание и отпустите. Не цепляйтесь за них.
Заблуждение 5: Медитация опасна, и благоразумному человеку следует держаться от нее подальше
Что угодно может быть опасным. Когда вы переходите улицу, вас может сбить автобус. Когда вы идете в душ, вы рискуете сломать шею. Когда вы будете медитировать, вы, вероятно, разворошите различные неприятные вещи из прошлого. Подавленный материал, который долго оставался погребенным, может быть пугающим. Однако его исследование приносит большую пользу. Ни одно действие не лишено риска, но это не значит, что мы должны завернуться в защитный кокон. Это не жизнь, а преждевременная смерть. Чтобы разобраться с опасностью, необходимо знать, насколько она большая, где с ней можно встретиться и что делать, когда она возникает. Это и есть цель данного руководства. Випассана – это развитие осознанности. Это само по себе не опасно; напротив, повышенная осознанность предохраняет от опасности. При правильном выполнении медитация представляет собой очень тонкий и постепенный процесс. Не спешите и не перенапрягайтесь – и развитие вашей практики будет вполне естественным. Не нужно ничего форсировать. Позже, когда вы будете под наблюдением и покровительственной мудростью опытного учителя, вы сможете ускорить темп своего роста посредством периода интенсивной медитации. Однако в начале спешить не нужно. Работайте осторожно – и все будет хорошо.
Заблуждение 6: Медитация – для святых и аскетов, но не для простых людей
Такое мнение очень распространено в Азии, где к монахам и святым испытывают огромное ритуальное почтение сродни американскому благоговению перед кинозвездами и бейсбольными героями. Таких людей воспринимают стереотипно, гиперболизируют и наделяют всевозможными характеристиками, которые мало кто вообще мог бы оправдать. Даже на Западе иногда можно встретить подобное отношение к медитации. Мы думаем, что медитирующий должен быть необычайно благочестивым человеком, который воды не замутит. Но даже короткий личный контакт с такими людьми быстро развеет иллюзию. Они обычно оказываются очень энергичными и яркими людьми, живущими с удивительным энтузиазмом. Конечно, большинство святых действительно медитируют, но медитируют они не потому, что они святые. Как раз наоборот. Они святые, потому что они медитируют; медитация – это то, благодаря чему они стали такими. Они начали медитировать до того, как стали святыми, иначе они святыми не были бы. Это очень важно.
Многие ученики считают, что для того, чтобы начать медитировать, человек должен отличаться совершенной нравственностью. Но это несостоятельная стратегия. Предпосылкой нравственности является известная степень ментального контроля. Невозможно придерживаться какого-либо набора нравственных принципов, не обладая хотя бы небольшим самоконтролем, и если ваш ум непрестанно вращается, словно барабан игрального автомата, вы вряд ли достигнете самоконтроля. Таким образом, для начала нужна ментальная культура.
В буддийской медитации есть три важнейших фактора: нравственность, концентрация и мудрость. Эти три фактора сливаются воедино при углублении вашей практики. Каждый влияет на другие, поэтому вы развиваете все три вместе, а не по отдельности. Если вы обладаете мудростью, позволяющей по-настоящему понять ситуацию, то у вас автоматически возникает сострадание ко всем вовлеченным сторонам, а сострадание означает, что вы автоматически воздерживаетесь от любых мыслей, слов или поступков, которые могут навредить вам или другим; таким образом, ваше поведение автоматически является нравственным. Вы создаете проблемы лишь тогда, когда у вас нет глубокого понимания вещей. Когда вы не видите последствий своих действий, вы совершаете ошибки. Тот, кто ждет, когда он станет идеально нравственным, чтобы начать медитировать, ждет ситуации, которая никогда не наступит. Древние мудрецы сказали бы, что он подобен человеку, ждущему, когда океан успокоится, чтобы можно было искупаться.
Чтобы более полно понять эту связь, предположим, что существуют уровни нравственности. Низший уровень – это следование набору правил и указаний, установленному кем-то другим. Это может быть ваш любимый пророк. Это может быть государство, вождь вашего племени или родитель. Кто бы ни устанавливал правила, на этом уровне вам нужно лишь их знать и придерживаться. Это может делать робот. Это может делать даже дрессированный шимпанзе, если правила будут достаточно простыми и его будут наказывать палкой при каждом нарушении. Для этого уровня не нужна медитация. Все, что вам нужно, – это правила и кто-нибудь с палкой.
Следующий уровень нравственности заключается в следовании правилам даже в отсутствие того, кто бы вас наказывал. Вы подчиняетесь, потому что усвоили правила. Вы сами наказываете себя при каждом нарушении. Для этого уровня нужен уже некоторый ментальный контроль. Но если ваши мысли хаотичны, ваше поведение тоже будет хаотичным. Ментальное развитие снижает ментальный хаос.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
В английском оригинале употребляется слово mindfulness. В русской буддологической традиции исходный палийский термин сати традиционно переводится как памятование, хотя довольно часто встречается и вариант внимательность. Современный буддолог и буддийский учитель Алан Уоллес в одном из своих интервью замечает: «Хотя памятование (сати) часто приравнивают к внимательности, мои беседы с учеными монахами… и изучение их работ привели меня к выводу, что внимательность больше соответствует палийскому термину манасикара, который обычно переводят как «внимание» или «ментальная вовлеченность». Этим словом обозначаются первые доли секунды чистого познания объекта, до того как человек начинает узнавать, идентифицировать и создавать концепции. В буддийском понимании такое «внимание» не является положительным ментальным фактором… Основное же значение сати – удержание в памяти, отсутствие забывчивости. Это понятие включает ретроспективное воспоминание о вещах из прошлого, проспективное памятование о необходимости сделать что-то в будущем и память, центрированную на настоящем моменте, когда поддерживается безотрывное внимание к текущей реальности. Противоположностью памятования будет забывчивость. То есть памятование применительно, например, к дыханию подразумевает постоянное неколебимое внимание к процессу вдохов и выдохов. Памятование может использоваться для поддержания внимания (манасикары), но нигде в традиционных буддийских источниках памятование не приравнивается к такому вниманию» (перевод Анны Лисковец, источник: www.alanwallace.org/spr08wallace_comp.pdf). – Прим. ред.