Полная версия
Отцы и дети
Владa Андреева
Отцы и дети
Лидия уже много лет была соцработником по уходу за пожилыми людьми. В девяностые годы она закончила библиотечный факультет института культуры. Но, как оказалось, библиотекарь – самая ненужная профессия в современном мире. Кто в век цифровых технологий пойдет в читальный зал или архив, чтобы полистать книгу? Зашел в интернет – и получил все, что тебе необходимо. В школу Лидию не взяли – нет педагогического образования, а в соцзащиту – с превеликим удовольствием. Интеллигентная женщина с высшим образованием – просто находка для такой работы.
Подопечными Лидии, в основном, были одинокие пожилые люди после 70 лет, которым нужна была помощь постороннего человека. Она два-три раза в неделю навещала их, помогала по дому, ходила в магазин за продуктами. Некоторым из них Лидия готовила еду, выгуливала домашних питомцев, а при необходимости, и самих хозяев. Обычно у нее было по 2-3 человека параллельно.
Лидия не то чтобы очень любила возиться со стариками. Выслушивать их постоянные придирки и ворчание мало кому бы понравилось. Но работа есть работа. Это в самом начале своей деятельности она раздражалась, спорила со стариками, пыталась изменить их взгляды на окружающий мир. Особенно ее бесили разговоры о том, что раньше все было не так как сейчас: люди чище и добрее, трава зеленее, а небо выше. Со временем она поняла: нельзя переделать человека на восьмом десятке и, вообще, самое неблагодарное занятие – кого-то переделывать, тем более людей, которые жизнь прожили.
Лидия жалела своих подопечных. В основном, это были глубоко одинокие и несчастные люди. Причем, почти за 25 лет работы Лидии попалось только три человека без детей и родственников. Как правило, у всех ее стариков были дети, внуки и даже правнуки. Но этот факт ничего не менял в их жизни: старики жили одни без их помощи и вынуждены были обращаться в соцзащиту.
У Лидии не было ни семьи, ни детей. Честно сказать, на библиотечном факультете трудно было составить себе партию. В студенческие годы на дискотеки она не ходила, все свободные вечера проводила за книгой. Литературные герои вытеснили обычных парней с улицы. Разве Петька из соседнего подъезда мог сравниться с Андреем Болконским из «Войны и мира» или Рэттом Батлером из «Унесенных ветром»? Конечно, потом, когда дух романтики и максимализма уступил место реальности, у Лидии были мужчины, но она так и не встретила того, от которого хотела бы родить ребенка. А выходить замуж просто так и рожать не пойми от кого, Лидия считала ниже своего достоинства.
В последнее время предметом основной заботы Лидии были два подопечных: чопорная старушка Вероника Романовна – бывший преподаватель кафедры истории в политехническом институте и вредный старичок Семен Тимофеевич – в прошлом таксист.
Веронике Романовне было 80 лет. Сухая юркая бабулька с громким голосом. Лидия никогда не видела Веронику Романовну в домашней одежде, она в любое время встречала ее «при параде»: в костюме или платье, с уложенными волосами и нарисованными бровями.
«Запомните, деточка, никогда не ходите дома, в чем попало. Это удел плебеев. Интеллигентный человек не может расхаживать по квартире в пижаме. Одеться и привести себя в порядок – все равно, что умыться и почистить зубы», – учила Лидию Вероника Романовна.
У старушки было трое детей. Дочь жила в Москве, старший сын – в Лондоне, а младший – в Ярославле. Дочь постоянно уговаривала Веронику перебраться к ней в Москву, но упрямая бабулька не желала даже слышать о переезде.
«Зачем?», – удивлялась она, – «Чтобы твой муж постоянно раздражал меня? А ты уговаривала быть к нему поснисходительней? Чтобы я переживала за то, что внуки растут неучами и обормотами? Нет, уж! Дай мне хоть на старости лет пожить спокойно! Сама разбирайся со своим содомом!»
Предметом безграничной любви и заботы Вероники Романовны был шикарный кот британской породы – здоровый и холеный. Он ходил по дому с чувством собственного достоинства и выражением вечного неудовольствия на широкой морде. Кота звали Пантелеймон, в обиходе попросту Потя. Питался Потя только специальным дорогущим элитным кормом. Лидия раз в неделю приносила ему эту вкуснятину из особого магазина, там же она брала и наполнитель для кошачьего туалета. Для Вероники Романовны Лидия покупала тяжелые овощи и фрукты (за мелочами бабулька предпочитала ходить сама). Помимо покупок в Лидины обязанности входила помощь по дому: уборка и стирка белья.
Вероника Романовна была очень разговорчивой. После всех домашних дел она обязательно усаживала Лидию пить чай на кухне и с огромным удовольствием, найдя свободные уши, приступала к нравоучениям. Почти пятидесятилетний педагогический опыт просто так из жизни не выкинешь! Лидия к этим сеансам относилась философски. Не спорила (зачем обижать пожилого человека?), слушала, иногда вставляла небольшие реплики, так, для поддержания разговора.
«Женщине в интересном возрасте нужно жить одной», – безапелляционно заявляла Вероника Романовна, – «Ну, максимум с котом или собакой. Все, что она должна была отдать в этой жизни, она уже отдала. Мужу, детям, профессии, в конце концов. Когда еще пожить для себя как не на пенсии? Разве можно жить спокойно с детьми? Тут же навешают на тебя кучу всяких обязанностей: поесть приготовь, из школы внуков забери, уроки с ними сделай, за порядком в доме последи. А жить-то когда? И, вообще, Лидочка, я считаю так: если муж сам вас не бросил, то после 55 вы просто обязаны от него уйти и начать, наконец-то, жить для себя. Мужчина после 60 – это маленький ребенок на вашей шее. Толку никакого – одни капризы!»
Муж Вероники Романовны ушел от нее в пятьдесят к молоденькой студентке. В то время он работал деканом в одном из технических ВУЗов. Сначала Вероника переживала, много плакала, а потом поняла, что это Господь просто сжалился над ней, переложив все заботы о стареющем больном человеке на другие плечи.
«Я вот чего не понимаю, Вероника Романовна», – спрашивала Лидия, уплетая печеньки с чаем, – «Если одной лучше, зачем тогда детей рожать? Вот у Вас – трое. Если бы все вернуть, не рожали бы?»
«Я тебе так скажу. Мы живем в этом мире. С того света еще никто не возвращался, и что там будет – одному Богу известно. Наши пустые разговоры и размышления об этом так же далеки от реальности как мечты от яви. Сказано в Библии: «плодитесь и размножайтесь», значит надо детей рожать. Ночи с ними не спать, в секции, кружки таскать, образование дать, кучу слез выплакать. Потому что только через заботу и страдания можно познать истинную любовь. Больше скажу: отвечать на том свете каждый из нас своими поступками будет, а не той убогой философией, которую он для себя придумал. Вообще, любовь к детям – единственная настоящая любовь в этом мире. Она слепа и бескорыстна. Любовь к мужчине мелочна и эгоистична. Это уж точно. Мы всегда ждем чего-то взамен. А от детей ничего не ждем. Мы любим их, потому что они есть и искренне хотим, чтобы у них все хорошо было».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.