bannerbanner
Русь, Христианство и Социализм в Новой хронологии
Русь, Христианство и Социализм в Новой хронологии

Полная версия

Русь, Христианство и Социализм в Новой хронологии

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

О грамотности сельского населения, равенстве сословий и справедливости народного самоуправления в России до Романовых вполне определенно говорится все у того же А. Хомякова: Что же нам делать с сельскими протоколами, отысканными Языковым, с документами, открытыми Строевым? Это не подделка, не выдумка; это факты неоспоримые. Была же ГРАМОТНОСТЬ и организация в селах. Что делать нам с явными свидетельствами о городском порядке, с РАВЕНСТВОМ, почти совершенным, всех сословий, в которых люди могли переходить все степени службы государственной и достигать высших званий и почестей? Мы этому имеем множество доказательств, и даже самые злые враги древности русской должны ей отдать в сем отношении преимущество перед народами западными [16], с. 457, 458.

3.3.2. Княжеская власть

Считается, что первым правителем на Руси был князь Рюрик. Его потомки наследовали княжеский титул, и за ними закреплялись уделы, дающие средства для жизни. Уделы – это волости деревни и села. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщает, что порядка в распределении уделов не существовало, поэтому между князьями происходили постоянные междоусобия. Но вместе с тем известно о более чем 20и княжеских съездах в 12–14 веках, на которых вполне мирно рассматривалось установление порядка наследования владений и др. вопросы[3]. Князья нанимали себе на службу ратников, которые составляли княжеские дружины. Это позволяло уже самим князьям наниматься на службу/княжение в города. Так В. О. Ключевский в своих лекциях сообщает, что «рядами», т. е. договорами, определялось значение князя в местном управлении, и приводит тому два примера. В первом – суздальский князь Всеволод дал новгородцам «всю волю и уставы старых князей, как они того хотели». В ответ они своим ополчением, помогли ему в 1209 г. в походе на Рязанскую землю и заслужили княжеское одобрение: «Любите, кто вам добр, и казните злых». Во втором примере те же новгородцы в 1218 г. отказали смоленскому князю Святославу Мстиславичу, когда тот потребовал смены выборного новгородского посадника (тысяцкого) Твердислава. «А за что, – спросили новгородцы, – какая его вина?» «Так, без вины», – отвечал князь. Тогда Твердислав сказал, обращаясь к вечу: «Рад я, что нет на мне вины, а вы, братья, и в посадниках, и в князьях вольны». Тогда вече сказало князю: «Вот ты лишаешь мужа должности, а ведь ты нам крест целовал без вины мужа должности не лишать»[4]. И Твердислав вынужден был удалиться. Здесь видно, что князь был не выше мирских сходов, а долен была с ними договариваться. Так, в 1470 году митрополит Филипп в письме призывал новгородцев быть верными Москве[5], т. е. упрашивал их признать своим князем Ивана III.

Судебник Ивана III (1497) впервые предусматривал «частную собственность»[6]. Но она не соответствовала духу мирских приговоров, выносимых вотчинными сходами. Поэтому Земский собор 1549 г. его отменил, и предписал всем волостям составить по старине уставные грамоты, чтобы управляться по ним без наместников Великого князя. Отметим, что «уставные грамоты» предписывалось составить по старине, значит, общины их составляли исстари. Кроме того, уставные грамоты должны были предусматривать возможность управляться без вмешательства князя. Следовательно, города и волости уже имели такой опыт – обходиться без княжеской власти. И действительно, Новгород не раз прогонял своих князей, в том числе Александра Невского и его отца Ярослава. После получения уставных грамот от всех волостей по ним был составлен Судебник 1550 года, затем одобренный на Церковном соборе 1551 года. Частной собственности в нем уже не предусматривалось; наместникам же Великого князя запрещалось до суда или по суду брать под стражу крестьянина без согласия общинных выборных начальников: старост и целовальников[7]. Снова видно – князь должен был с миром договариваться.

3.3.3. Боярская власть

Еще в 17ом веке бояре назывались «бол-ярами». Вполне вероятно, что это были наиболее отважные воины княжеской дружины, про которых говорили – «больно ярые». Бояре, несомненно, помогали князю во внутреннем управлении и внешних переговорах. Сообразно своему влиянию они подобно князьям получали земельные наделы. Но в отличие от князей, бояре, получив наделы земли, превращались в членов общин. Это делало вотчинных бояр «слугами 2х господ» – они служили и князю, и своим общинам.

Сегодня отношения князя и бояр принято характеризовать выражением: «Государь указал, и бояре приговорили». Но такое маловероятно. Если государь знал, что «указать», то зачем ему боярский приговор? Более того, известно обратное отношение князей к боярам. Так Димитрий Донской, согласно Лекции XXVIII из Курса русской истории В. Ключевского, завещал детям: Бояре своя любите, честь им достойную воздавайте противу служений их, без воли их ничтоже не творите.

Значит, князья, не только не указывали боярам, а, напротив, без их воли не действовали, что было оправдано, ибо бояре выражали интересы всего мира, нанимавшего князя себе на службу.

После выкупа прав на княжение в Ярославле (1463), Иван III стал пытаться насаждать «частную собственность», но получил сопротивление со стороны вотчинных бояр, которые, сообразно мнению «всего мира», ее не принимали. В ответ князь высылал и казнил вотчинных бояр. Вместо них он ставил верных себе людей из незнатных родов, получивших название поместных бояр, которые должны были сделаться послушным орудием в исполнении его княжеской воли. Но такого не случилось. Спустя полвека на Земском соборе (1549) новые бояре отменили его Судебник 1497 г. (см. 6.6), а через 100 лет, Борис Годунов при воцарении обещал править в полном согласии с боярской волей: «С боляры радети и промышляти рад не токмо по-прежнему, но и свыше первого» [3], с. 327. Объяснением тому, что поместные бояре, будучи ставленниками князей, не сделались их слепым орудием, может быть только одно – они, как члены общин, должны были исполнять общинные/мирские приговоры, то есть, следовать воле народа.

О боярах, как народной власти, независимой от царя, говорит также следующее. Боярская Дума, сегодня характеризуемая как малозначимым, совещательным органом при царе, оказывается, имела в своем распоряжении территориальные приказы и свои обособленные полки[8]. Значит, это был не малозначимый, а вполне самостоятельный орган, контролирующий своими приказами и полками всю внутреннюю жизнь государства. В приведенном источнике такая характеристика дана Земской думе в период Опричнины, но в нем же Земщина представлена как основная часть территории Русского государства с центром в Москве. Значит, Земщина – это и есть Русское государство с приказами (чиновниками) и полками (вооруженными силами). Опричнина же, наоборот, представляла собой небольшое временное (1564–1571) образование вблизи Москвы, созданное в интересах узкой группы лиц. По сути – это попытка управления частью государства по принципу «частной собственности». Но она была довольно скоро ликвидирована, а само слово Опричнина, означающее «частную собственность», запрещено к употреблению (см. 7.3.4).

3.3.4. Нравы Мировой Империи

Выше показано, что Мировая Русско-Ордынская империя создавалась русскими князьями Рюриковичами, чей род происходил из скифов, ранее мигрировавших из Азии на берега Оки и Волги, см. 2.1. У Андрея Лызлова говорится, что они не знали злостей

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Община. https://bigenc.ru/domestic_history/text/2675971 (Обращение 18.04.2021).

2

Соллогуб В.А. Повести. Воспоминания. / Сост., подгот. текста И. Чистовой. – Л.: Художественная литература, 1988. – 720 с.

3

Княжеские съезды. https://bigenc.ru/domestic_history/text/2075491 (Обращение 04.07.2019).

4

Ключевский В.О. Курс русской истории. Договоры с князьями. https://history.wikireading.ru/36414 (Обращение 22.04.22).

5

https://ru.wikipedia.org/wiki/Филипп_I_(митрополит_Московский). (Обращение 06.08.2020).

6

Суде́бник 1497 года https://ru.wikipedia.org/wiki/Судебник_1497_года (Обращение 02.05.2019).

7

Земский собор. https://ru.wikipedia.org/wiki/Земский_собор. (Обращение 03.05.2019)

8

Земщина. – https://gufo.me/dict/bse/Земщина#:~:text=земщина%20-%20земщина%20I%20ж. и%20имевшая%20своё%20особое%20управление. (Обращения 22.04.2021)

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5