Полная версия
Предпринимательство как просветление
«Экономический кризис легко можно понять через буддийскую парадигму. Бизнес-учреждения воспринимали мир как „Я“ и другие „Я“. Они видели, и видят его как нечто, что нужно „победить“. Они сосредоточились на прибыли и теории экономики по выкачиванию прибыли. Буддизм учит не про „Я“ и других „Я“. Он учит, что „Я“, которое мы воспринимаем, не реально. Это открывает нам мир связей и взаимозависимости. Мы находимся в этом экономическом хаосе из-за нехватки внимательности на эти более глубокие взаимосвязи. Мы ни на микро-уровне, ни на макро-уровне не обращали никакого внимания на экономические решения», – так писал о буддийской экономике известный ученый Стив Кенд.
Существует значительный интерес экономистов и мыслителей к буддийской экономике, разработанной кандидатом 1998 года на получение «Нобелевской Премии Мира» от Таиланда, Достопочтенным Праюдхом Паютто (Prayudh Payutto). Паютто принимает учение Будды как основу истины, относительной истины или абсолютной, которые связаны с добром и злом. В этом смысле Дхарма используется для описания закона причины и следствия, в соответствии с которым существуют и функционируют все явления. «В обычной экономике, стоимость товаров и услуг определяется потребителем на основе того удовлетворяет товар или услуга его желание. В буддийской экономике определены два вида желаний или два вида стоимости: истинная стоимость и искусственная стоимость. Истинная стоимость выражается термином „chanda“ (хорошее желание). Другими словами, истинная стоимость товара определятся способностью удовлетворить потребность в благосостоянии. Наоборот, искусственная стоимость „tanha“ (плохо желание) – это – когда товар удовлетворяет потребность в удовольствиях», – говорит Паютто.
«Из этого следует, что товары и услуги в буддийском обществе потребляются только, чтобы поддержать благосостояние, а не служить бесцельным плотским удовольствиям. Духовное просветление – конечная цель буддийского общества, тогда как в капиталистическом обществе – более высокий уровень жизни, материальное имущество или большее богатство». Паютто так же утверждает, что производство, фактически, просто преобразование одного вещества в другое. «Эти преобразования влекут за собой создание нового состояния при разрушении старого. Таким образом, производство всегда сопровождается разрушением. В некоторых случаях разрушение приемлемо, в других, нет».
И еще масса различных представлений. Все не перечислишь. Какие из трактовок верные, а какие ложные? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Так как истина всегда конкретна, то здесь и сейчас, вполне возможно, какая-то трактовка окажется соответствующей ситуации и будет полезной конкретно для вас.
Глава 3. Дух предпринимательства
Раз мы говорим о предпринимательстве, то должны первым делом обратить свое внимание на главную отличительную характеристику, отличающую предпринимателя от остальных людей. Тем более что характеристика эта широко известна. Как утверждают множество источников самое важное качество, которое должно быть у предпринимателя – это наличие у него, так называемого «духа предпринимательства». Без этого человек относить себя к предпринимателям не может. Это общеизвестно. Мало того. «Дух предпринимательства», как написано в сотнях книг, это такая характеристика, такое важное качество, которое имеет огромное значение не только для отдельного человека, но в целом для экономического и социального развития общества. И всё, потому что «дух предпринимательства» бывает, присущ не только отдельным людям. Ему в определенные исторические эпохи своего существования бывают, привержены огромные компании и фирмы, и даже целые страны и народы. «Дух предпринимательства», как часто пишут в статьях иностранные журналисты и политические деятели, движет прогресс. Он создает богатство и благополучие стран и народов. «Дух предпринимательства» преобразует экономику, и жизнь общества. «Дух предпринимательства» исключительно важен и ценен – так нас учат общественные деятели и бизнес гуру. Все признают особую ценность «духа предпринимательства», с этим никто не спорит, это практически аксиома, с которой все согласны.
Одна тут только беда существует. Понять, что такое – «дух предпринимательства» из нашей бизнес литературы не так просто, как может показаться. Действительно. Что это такое – «дух предпринимательства»? Что это за явление? С чем его едят? Где о нем почитать, чтобы понять, что это такое? Каково классическое определение этого общеизвестного понятия?
Я специально посмотрел в интернете и узнал о том, что разные умные люди пишут о том, что такое дух предпринимательства. Есть предположение, что «дух предпринимательства» – это дух инновации и конкуренции. Ведь предприниматель не может быть успешным, если он не найдет для себя рынок, незанятый другими предпринимателями, или способ получить преимущество перед другими предпринимателями. И поэтому предпринимательская деятельность практически неизбежно связана с конкурентной борьбой и с инновациями. Есть еще мнение, что «дух предпринимательства» – это способность человека извлечь выгоду из какого-либо бизнеса. Бизнесмены, обладающие «духом предпринимательства», обречены на успех. Они умеют развивать свое дело, постепенно приумножают капитал, расширяют свой бизнес. Есть мнение, что «дух предпринимательства» это комплексное понятие, в состав которого входят уникальность и способность генерировать оригинальные, порой гениальные идеи. По мнению многих экономистов, частная собственность представляет собой не что иное, как «дух предпринимательства».
Короче. Мнений много. Но опять же, перед нами возникает та же самая ситуация, о которой я писал выше. Казалось бы, краеугольный камень, самое, что ни на есть базовое понятие, основной двигатель развития экономики, о котором написано масса книг и статей, а однозначного определение его нет в нашем отечестве в специальной литературе, посвященной вопросам развития предпринимательства. И куда крестьянину деваться в такой ситуации? Как так получается? Самое главное качество предпринимателя, очень важное качество в целом для развития страны и оно не пойми, что из себя представляет. Кошмар! Это нельзя дальше терпеть!
Вспомним, что великий китайский философ и государственный деятель Конфуций учил, что начинать правление нужно с исправления имен. С того чтобы всем явлениям были даны верные определения. Потому что если имена явлений определены неправильно, то слова не будут иметь под собой оснований. Если слова не будут иметь под собой оснований, то дела не смогут осуществляться. А если дела перестанут осуществляться, то рухнет основополагающий порядок вещей в обществе. Действительно, если мы не знаем, что такое «дух предпринимательства», если у этого понятия нет правильного имени то, как мы сможем с ним работать? Да никак! Так что нужно срочно поставить вопрос ребром и разобраться, в конце концов. Что такое – «дух предпринимательства» и почему он так ценен для экономики? Что конкретно культивировать и поддерживать то, когда речь идет о духе предпринимательства для того чтобы обеспечить успешное социально-экономическое развитие страны?
Вопрос действительно непростой. Так просто этому явлению, «дух предпринимательства» правильное имя не дашь. Для того чтобы попытаться раскрыть понятие «дух предпринимательства» я считаю нам необходимо в первую очередь понять, как на самом деле работает механизм рыночной экономики.
В капиталистическом производстве, в котором Д – Т – Д+, происходит следующее. На то чтобы произвести товар капиталисты берут в банках кредиты, это первое Д, на это Д они производят Т, в ходе данного процесса производится стоимость большая Д на сумму прибавочной стоимости. Наступает время второй части схемы, Т – Д+, но дело в том, что в схеме описан не совокупный капиталист, а усреднённый, что может и вызывает проблемы в понимании схемы. Усредненный капиталист, реализуя свой товар получает прекрасно свою прибыль или Д+, а вот для совокупного капиталиста схема Д-Т-Д+ не возможна в принципе, только Д-Т-Д если не появляется откуда-то дополнительных денег, то только так. Но в результате этого оборота общий объём денежной массы и соответственно платёжный спрос возрос, поскольку издержки за товары были капиталистами понесены в не зависимости от того продал он их или нет, а доходы получили только те капиталисты кто сумел свои товары реализовать.
В результате те капиталисты и банкиры, что не смогли получить прибыль, вылетают из этого казино, оставив свои деньги в игре. Вот эти деньги и есть та сумма постоянного прироста при капитализме покупательной способности и производственных сил. Из вот этой разницы и формируется прибыль у капиталистов. Ибо следующий оборот капиталист встречает в следующей диспозиции + Д – Т – + Д + но это снова усредненный капиталист, в случае если он не сгорит в этом казино, а совокупный капиталист должен встретить начало нового витка схемы + Д – Т – +Д причем место выбывших игроков занимают новые кандидаты в капиталисты, а они тоже берут кредиты, тоже вкачивают дополнительный потребительский спрос, неся производственные издержки, и в конце концов, чаще всего покидают, разорившись, капиталистическое казино, оставив место тем, кто придёт за ними, а деньги свои в игре. И так до бесконечности. Шоу это обязательно должно продолжаться. Таков закон рыночной экономики.
Австрийский ученый экономист Шумпетер высказал мнение о том, что капитализм это, по сути, система созидательного разрушения, базирующаяся на творческом начале. То есть эта система базируется на постоянном саморазрушении. Капитализм это всегда игра с конечной суммой, в которой обязательно должны быть проигравшие. В рыночной экономике изначально заложен парадокс. Капитал формируют в ней не успешные предприниматели, а проигравшие. И поэтому это казино постоянно должно рекламировать предпринимательство и привлекать новых игроков. Вся система рыночного хозяйствования должна постоянно стимулировать «дух предпринимательства», ибо он основа её существования. Без постоянного притока новых игроков это казино быстро станет загнивать. Нет новых игроков, и наступает кризис неэффективности капитала. То есть в современной рыночной экономике предприниматель это основа, на нем держится благополучие общества. И это вполне логично. Ведь капиталист, то есть предприниматель является естественной основой капитализма, он его основное действующее лицо. Это известно давно.
И еще. В отсутствии предпринимателей вообще не может существовать прибыль в капиталистическом обществе. Весь капитал и всю прибыль в глобальном масштабе при капитализме формируют только лишь предприниматели. Есть такое классическое определение – спрос рождает предложение. Но в капиталистической системе значение имеет только платежеспособный спрос. А это нечто совсем другое, чем просто спрос людей на еду, жильё, автомобили и пр. вещи. Просто спрос у людей есть всегда. Но он не интересует производителей в капиталистической системе, если у потребителей нет денег. Капиталистических производителей интересует наличие у потребителей платежеспособного спроса, причём такого, который может обеспечить капиталистам (предпринимателям, бизнесменам) получение прибыли. Понятное дело, что платежеспособный спрос есть у обеспеченных людей. Торгуя дешевым товаром для бедноты, много прибыли не получишь, точнее вообще не получишь, если смотреть глобально. Это очевидно. Норма прибыли низкая. Не зря фармацевтические компании постоянно грозятся прекратить выпуск дешевые лекарств. Пусть они даже жизненно необходимы людям. Высокая норма прибыли у товаров для богатых и для среднего класса. Только торгуя такими товарами можно получить прибыль. Так что именно потребление капиталистов и среднего класса создает всю глобальную прибыль в стране при капитализме. Поэтому те страны, где есть много богатых людей и существует многочисленный средний класс, богаты, а где нет среднего класса, бедны. Поэтому все в системе заинтересованы в том, чтобы «дух предпринимательства» был силен, а средний класс многочислен. Ибо без его действия капитализму и всей рыночной экономике смерть.
Это на самом деле аксиома рыночной экономики, но похоже она так и остается неизвестной в нашей стране. К примеру, 28 апреля 2020 года в интервью РБК ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов предположил, что за кризис в экономике заплатит средний класс:
– «Скорее всего, доходы будут падать у всех слоев общества, но, если обедневшие богатые все равно останутся богатыми людьми, а бедные так и будут бедными, то для среднего класса, принимающего сейчас основной удар на себя, есть серьезные риски скатывания в бедность».
Российскому «среднему классу», который стремительно сокращается с 2014 года, предстоит снова лечь на «жертвенный алтарь» экономического кризиса и упасть в бедность по уровню доходов и потребления. Бремя кризиса снова ложится на плечи «среднего класса», которому уже пришлось расплатиться за резкое ухудшение отношений с Западом, санкции и обвал цен на нефть 6 лет назад. По данным Альфа-банка, с 2014 по 2017 год порядка 7% граждан РФ выпали из категории условного «среднего класса», а его общая численность снизилась с 37% до 30% населения. Люди, чьи доходы находятся в диапазоне от 39 до 99 тысяч рублей в месяц (в ценах 2018 года), оказались главной жертвой кризиса и были отброшены в своих потребительских и экономических возможностях назад на 12 лет.
Я уверен в том, что Кузьминов знает, что говорит. То, что он предполагает, действительно с очень большой вероятностью станет очень скоро печальной реальностью в РФ. Средний класс пострадает во время кризиса и быстро станет сокращаться. А значит, в системе хозяйствования РФ исчезнет прибыль. Вот тут следует задать вопрос. Где же прибыль будут брать российские олигархи? Ответ ясен – только там они смогут получить прибыль, где есть средний класс и капиталисты, то есть в экономически развитых странах. Заработать им прибыль удастся, лишь продавая свой товар там. Вопрос только в том, а получится ли это у них сейчас это сделать? В этом есть большие сомнения. Западный же мир в условиях кризиса, безусловно, станет взывать к «духу предпринимательства» всячески стимулируя экономическую активность населения. Их казино по-иному не работает. Российская же система будет, похоже, стараться всё контролировать и всё держать в своих руках, что в условиях кризиса очень опасно. А спасением предпринимателей и среднего класса и поддержкой «духа предпринимательства» никто сильно не озаботится. А зря.
Не так давно РФ отменила все так называемые анти-санкции, то есть запрет на поставку дорогостоящей западной пищевой продукции в страну. И что? Никто этого не заметил. А почему? А потому, что западные бизнесмены прекрасно знают положение дел в РФ. Исчезает в РФ средний класс? Значит, нет там больше массового покупателя на их продукцию. Как мы помним, в капиталистической системе, а на западе она именно такая, значение имеет только платежеспособный спрос. Туда, где нет платежеспособного спроса, капиталиста калачом не заманишь. Предложенный РФ обмен в глазах западных партнеров абсолютно несоразмерен. Дать продавать российским олигархам товар своему среднему классу и получать прибыль, в обмен на то, чтобы получать убыток на российском обедневшем рынке, вряд ли выгодно западу. Наоборот, скорее сегодня будет закрытие многих ориентированных на средний класс отделений западных фирм в РФ. То есть умаление «духа предпринимательства», сокращение числа представителей среднего класса, предпринимателей приводит к потере международного влияния государства.
Некоторые люди сейчас высказывают мнение, что в результате падения цен на нефть и соответственно ослабления рубля конкурентоспособность российской экономики возрастет. К сожалению, я считаю, что такое представление не совсем верное в наших условиях. Реально наша продукция станет сейчас еще более неконкурентоспособной, чем прежде. Именно в этом, в окончательной утрате конкурентоспособности российской экономики и есть основная проблема сегодняшнего дня, а не в падении курса рубля или снижении цен на энергоносители в мире. Вероятно, как и предсказывают эксперты, нас впереди ждет тотальная безработица и падение деловой активности. И иначе и быть не может. У нас внутренне цена нефти продолжает расти с 2008 года. Она не падала в рублевом отношении с того периода, когда нефть стоила 145 долларов. То есть если мы построим график корреляции внутренней цены на бензин с ценой на нефть на мировых рынках, то получим картину, которая ясно покажет, что при любом поведении цены на нефть на международном рынке внутренняя цена только росла, что ложится непомерным бременем на экономику и социальное развитие страны.
Возьмем цену на бензин 2008 года – при цене нефти в 145 долларов США бензин стоил – 17,41. Сейчас при 30 стоит 43 рубля. Делим цену бензина в 2020году, на цену бензина в 2008 году и умножаем на цену нефти в 145 долларов. Получаем цену нефти по паритету 2008 года в 358 долларов. Понятное дело, что этот пример, не совсем точен, но в целом он указывает на реально существующую проблему. По мнению ряда экономистов, внутренняя цена нефти в РФ сегодня выше ста долларов США. О какой конкурентоспособности нашей экономики и привлекательности её для иностранных инвестиций можно вообще говорить в такой ситуации? И понизить стоимость бензина на внутреннем рынке нельзя. Потому что больше половины цены на бензин составляют налоги. А в этих налогах зарплаты бюджетников, пенсии и т. д. Снизить цены на бензин – оставить вообще без денег миллионы россиян.
Безвыходная ситуация? Нет. Страна и экономика пусть медленно, но продолжают развиваться. И даже несмотря на пандемию люди фактически без всякой помощи и поддержки государства двигают экономику вперед. «Дух предпринимательства» еще жив в нашей стране, вопреки всему.
Глава 4. «12 стульев» и «Золотой теленок»
Разобравшись со значением предпринимателя для рыночной экономики можно теперь приступить к тому, чтобы попытаться более наглядно на примерах раскрыть понятие «дух предпринимательства». А для этого я считаю нам необходимо проанализировать, на мой взгляд, самую главную книгу, посвященную описанию «духа предпринимательства», в нашей отечественной литературе. Точнее речь идет о двух произведениях. Это классические советские романы «12 стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова.
Но прежде, чем приступить к разбору данных произведений мне хотелось бы сказать о том, что мой отец был человеком, в ком «дух предпринимательства» был очень силен. Он много лет работал руководителем ряда предприятий в городе Элисте. У него был, по признанию многих авторитетных людей, большой организаторский талант. И к тому же постоянно в голову к нему приходили разные идеи. То подсобное хозяйство организует и займется разведением домашних животных, то выбьет новую технику для предприятия в Москве. То обменяет свою служебную машину на мусороуборочный автомобиль. Это то, что касалось работы. Дома тоже постоянно моего отца осеняли разные идеи. То одно сделать, то другое ему приходило в голову, и он реализовывал свои планы, прикладывая к этому все свои силы. Чтобы он просто отдавался лени и безделью я такого не вспомню. Пришла идея, и он тут же начинал её претворять в жизнь. Долгие философские рассуждения ему были не присущи. Постоянно он был чем-то занят. Всё пытался что-то сделать в доме лучше. И сам работал и нам всем, членам семьи бездельничать не позволял по мере возможности.
Раньше, к примеру, было сложно с обеспечением картофелем в зимнее время. В государственной торговле картофель был всегда некачественный. Приходилось людям самим отправляться на поиски возможности приобрести картофель в других регионах страны. В Калмыкии картофель тогда не сажали. Да и сейчас особо не сажают, климат неподходящий. Так вот отец грузил в автомобиль арбузы и дыни, которых было много и стоили они копейки, и вез их на север и там обменивал их на картофель. Всю зиму мы ели её. Мужчина был мой отец очень хозяйственный и практичный. Он, хоть, возможно, и не был мастером золотые руки, но постоянно что-то мастерил. Да и у него было много друзей, которые всегда были готовы ему помочь. Причем друзей у него было много не только в Калмыкии, а по всей стране. А где не было у него друзей, он их быстро заводил. Был это общительный, обаятельный человек, умевший быстро найти общий язык с людьми. Таких людей было раньше при социалистической системе явно больше, чем сейчас, при «рыночной экономике», так мне видится. О таких людях, как мой отец, и рассказывали в своей дилогии «12 стульев» и «Золотой теленок» Ильф и Петров.
Действительно, если мы присмотримся внимательно к персонажам этих двух книг, то увидим, что практически все они либо предприниматели, или же в них явственно живет «дух предпринимательства». Возьмем главного героя – Остап Бендер, «великий комбинатор» «идейный борец за денежные знаки», знавший «четыреста сравнительно честных способа отъёма денег» – это фактически символ предпринимательства, он является живым воплощением «духа предпринимательства». «Энергия и веселость его были неисчерпаемы. Надежда ни на минуту не покидала его». В ранней молодости Бендер «кормился тем, что показывал на херсонской ярмарке толстого, грудастого монаха, выдавая его за женщину с бородой – необъяснимый феномен природы». Упоминается в романах, что Бендер не раз выступал перед публикой в качестве индийского брамина и йога, любимца Рабиндраната Тагора, заслуженного артиста союзных республик Иоканаана Марусидзе: «Индийский факир. Курочка-невидимка. Номера по опыту Шерлока Холмса. Материализация духов и раздача слонов».
Об этом персонаже хорошо написал в статье «Был ли Остап Бендер эффективным лидером?» Станислав Шекшня. «Бендер обладает важнейшей лидерской компетенцией – эмпатией, то есть способностью понимать внутреннее состояние своих контрагентов и искусством устанавливать и поддерживать отношения с ними. Неотразимость мужских достоинств великого комбинатора с атлетическим телосложением и «медальным профилем» для представительниц прекрасного пола – от вдовы Грицацуевой до Зоcи Синицкой – не нуждается в комментариях. Но он без труда добивался доверия и завоевывал симпатии в самых разных с точки зрения пола, возраста, интеллектуального и культурного уровня, социального положения или профессии кругах. Ключом, открывающим перед ним двери и сердца людей, было умение безошибочно оценивать их кредо и быстро находить с собеседниками общий язык, говоря им именно то, что они хотели бы услышать.
Остап всегда учитывает склонности и эмоциональное состояние своих контрагентов, виртуозно используя их для достижения своих целей. Вспомним учредительное собрание «Союза меча и орала» или визит к васюкинским шахматистам. Престарелому монархисту на пенсии Хворобьеву Остап рассказывает тут же сочиненный сон о визите в город Кострому государя-императора, рядом с которым стояли министр двора граф Фредерикс и полицмейстер. В результате сарай для перекраски «Антилопы» был охотно предоставлен благодарным владельцем симпатичному молодому человеку, полностью разделяющему его взгляды, а писатель Ухудшанский охотно приобретает у него Торжественный комплект – незаменимое пособие для сочинения юбилейных статей, табельных фельетонов, а также парадных стихотворений, од и тропарей».
Киса Воробьянинов. Бывший уездный предводитель дворянства Ипполит Матвеевич Воробьянинов хоть и был в романе «12 стульев» лишь бледной тенью Остапа Бендера, но и он так же является человеком, в котором живет дух предпринимательства. Иначе бы он не решился бы отправиться в погоню за наследством своей тещи. Отец Фёдор. О нём авторы прямо написали – «всегда, во всех этапах духовной и гражданской карьеры, отец Федор оставался стяжателем». Мадам Грицацуева. Прототипом мадам Грицацуевой была тучная женщина, на которой женился прототип Остапа Бендера – Осип Беньяминович Шор. Эта женщина держала лавку, и женитьба на ней была выгодна Осипу Шору в голодные времена. Члены «Союза меча и орала». Практически все являются предпринимателями. Владелец бубличной артели «Московские баранки» Кислярский. Хозяин «Быстроупака» Дядьев. Инженер Полесов, владелец собственной мастерской. Архивариус Коробейников. Тоже создал свой собственный небольшой бизнес. И сумел неплохо нажиться на отце Федоре. Ну и естественно нельзя не вспомнить Александра Ивановича Корейко. Корейко сколотил немалое по тем временам состояние – 10 миллионов рублей. Можно еще много перечислять персонажей и практически все они действительно будут либо предпринимателями, либо людьми в ком жив предпринимательский дух. И это не удивительно. Романы были написаны во времена НЭПа.
Новая экономическая политика была принята 14 марта 1921 года X съездом РКП (б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью введение частного предпринимательства и возрождение рыночных отношений. НЭП позволила быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами. Насколько я понимаю, это было удивительное время для предпринимательской деятельности. В подтверждение этого предположения вспомним слова одного из персонажей «Золотого теленка»: