Полная версия
Осознанные сновидения и внетелесные путешествия. Стабильная практика
Послепроизвольное внимание
Это понятие в психологии было введено советским психологом Н. Ф. Добрыниным вслед за Э. Титченером. Данный вид внимания Н. Ф. Добрынин называл особой, «высшей» формой личностной активности.
Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным на основе особого личного интереса. Это не заинтересованность, а проявление направленности личности. Совмещает в себе особенности произвольного внимания и непроизвольного, так как также носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий.
Согласно концепции волевого внимания Н. Н. Ланге (один из создателей экспериментальной психологии в России), акт внимания имеет три фазы: первичное внимание, реакция, улучшающая восприятие, и собственное улучшенное восприятие (ясное).
В описании волевого внимания Ланге впервые вводит признак ─ наличие цели. Волевое внимание, пишет Н. Н. Ланге, – это процесс, цель которого заранее известна субъекту. Оно основано на предварительном знании об объекте внимания – знании неполном, неотчётливом, бледном. К этому образу памяти ищется реальное соответствующее ощущение. Волевым путём придаётся воспоминанию исключительно яркий и интенсивный характер. Как это происходит – главный предмет исследования Н. Н. Ланге. С его точки зрения, это двигательный процесс, как и всякий волевой процесс. В каждом воспоминании есть элемент, воспринимаемый через движение. Усиление двигательной части комплекса воспоминания приводит к усилению всего комплекса, т.е. усилению представлений. Это первичный эффект волевого внимания, а вторичный эффект – аналитический – отделение, различение представления, что делает его более отчётливым и ясным. Таким образом, как и Т. Рибо, Н. Н. Ланге отводит решающую роль движениям в процессе внимания; его теория волевого внимания поэтому и называется моторной теорией волевого внимания.2
Если рассмотреть идеи, приводимые в концепции волевого внимания, с точки зрения их отражения на практике осознанных снов, то становится достаточно очевидна одна из основных проблем сновидцев ─ пробуждение, либо обрыв текущего сюжета сновидения в момент потери интереса к происходящему или невозможности быстро задаться новой целью. Осознанность в ОС зиждиться на волевом внимании (как и произвольном, послепроизвольном). Поэтому, как только пропадает целеполагательный интерес, перестаёт поддерживаться и образ (в данном случае ─ обстановка внутри сна).
Во всяком случае для меня всё это является достаточно логичным доводом при ответе на вопрос, который звучит так ─ Почему даже продолжая идти и как-то двигаться в обстановке сна, не имея при этом какой-то интересной для выполнения цели, он зачастую длиться в пределах минуты? Ныне я конечно понимаю, что даже и эта важнейшая пара составляющих (интерес к цели и грамотное перемещение в обстановке сна) тоже ещё не является окончательно достаточным условием, чтобы при его соблюдении всё и всегда удавалось. Однако, как видно, просто отмахнуться от этого не получится.
А вот понимание устройства человеческого внимания в шаманизме мексиканских индейцев, из книги «Дар Орла» знаменитого писателя, философа и антрополога Карлоса Кастанеды:
«Поясняя эту идею, дон Хуан изобразил наше сознание (consciousness) разделенным на три неравных части. Самую маленькую часть он назвал первым вниманием и сказал, что это именно (is the consciousness – то сознание), которое развито каждым человеком для того, чтобы иметь дело с повседневным миром; (it encompasses the awareness of the physical body – оно включает в себя осознание физического тела). Другую, более крупную часть, он назвал вторым вниманием и описал его как-то (the awareness – осознание), которое нам нужно, чтобы воспринимать наш светящийся кокон и действовать как светящееся существо. Он сказал, что второе внимание в течение всей нашей жизни (remains – остается) на заднем плане, если только оно не выводится вперед благодаря (deliberate – преднамеренной) практике или случайной травме, и что оно охватывает осознание светящегося тела. Последнюю, самую большую часть он назвал третьим вниманием. Это то неизмеримое осознание (immeasurable consciousness), которое включает (engages – вовлекает, сцепляет, приводит в действие) в себя неопределимые (undefinable – неописуемые) аспекты физического и светящегося тел.
Я спросил его, испытал ли он сам третье внимание. Он ответил, что был на его периферии и что, если он когда-нибудь войдет в него полностью, я тотчас узнаю об этом, потому что все в нем мгновенно станет тем, чем оно и является в действительности – взрывом энергии. Он добавил, что полем битвы для воинов является второе внимание, которое было чем-то вроде тренировочного полигона для достижения третьего внимания. Это состояние достаточно трудно достижимо, но по достижении очень плодотворно.» (Карлос Кастанеда, кн.6 (1981) «ДАР ОРЛА»)
Практика «неделание» по Карлосу Кастанеде
Любая привычка является «деланием», и функционированию делания необходимы все его составные части.
Если некоторые части отсутствуют, делание расстраивается.
Диссонирующий элемент назывался «неделанием», или противоположностью «деланию». «Делание» – это все, что является частью целого, в котором мы отдаем себе отчет. «Неделание», в свою очередь, есть элемент, не принадлежащий к этому строго очерченному целому.
Упражнения:
1. Замена ведущей конечности. Сюда входит принятие пищи левой рукой (если вы правша), завязывание ботинок с непривычной стороны, пользование «мышкой» левой рукой, выполнение различных упражнений начинать с необычной стороны.
2. Созерцание (предметов, горизонта, облаков, дождя, людей, дыма). При регулярном использовании так же помогает остановить внутренний диалог. Данное неделание входило в обязательную практику подготовки воинов-магов к встрече с непознаваемым.
3. Ходьба задом наперед. Идем спиной вперед, постоянно оглядываясь, чтоб не упасть.
4. Смена привычек. В течение нескольких дней постоянно меняем свои привычки: любимые блюда, телерадиопередачи, дороги, которыми мы ходим на работу, места, где привыкли сидеть (перестановка мебели) и т. д. Также, это упражнение сильно повышает уровень осознанности. («Второе кольцо силы» (1977), Карлос Кастанеда)
Осознанность по Гурджиеву
В завершении темы осознанности, приведу тезисно для примера три практики российского (советского) философа и мистика Георгия Ивановича Гурджиева.
Практика включает в себя следующие составляющие:
1. Самонаблюдение (интровертное осознание себя):
• Эмоций;
• Ума;
• Интуиции.
2. Нахождении в моменте сейчас (экстравертное):
а) Что я вижу в данный момент, слышу, ощущаю? (заземление себя);
б) Ощущение пространства (окружение) – расширение внимание;
в) Ощущение времени. Планирование возможностей во временном отрезке для реализации себя.
3. Самовоспоминание
При самовоспоминании, мы не вспоминаем субличности, то есть себя, как объекта личной истории. Это момент воспоминания себя за пределами любой активности. Это момент узнавания того, кто стоит за всей игрой, всеми внутренними проявлениями.
Три понравившиеся мне цитаты Гурджиева:
«Стараясь наблюдать за собой, мы учимся концентрировать в себе то, что может быть даже очень полезным в обычной жизни.»
«…Когда я нахожусь в связи с внешним миром, я живу. Когда я живу только внутри себя, это не жизнь; но каждый живет именно таким образом. Наблюдая за собой, я связываю себя с внешним миром…»
«Пока человек не пришел от себя в ужас, он ничего о себе не знает.»
Слово о чакрах
Затрагивая данную тематику, у меня нет цели пытаться привести здесь обстоятельные схемы или как-то изобразить то, что из себя представляет (или может представлять) гипотетически существующая система энергетических центров человека. Таковых в интернете найдётся море, а ещё разные школы зачастую по-разному всё это трактуют. Конечно, я более чем допускаю возможность того, что уже с очень древних времён те же индусы могли замечательно знать анатомические особенности человека по части различных нервных узлов, сплетений и желёз, идущих вдоль оси позвоночника, а также их взаимосвязи с теми или иными органами. Также, наверняка были известны и точки на поверхности тела (проекции) всех этих систем. Но мне бы не хотелось сейчас строить вычурные гипотезы божественного происхождения на этот счёт. Тем более, что внушительный личный опыт по данной части ещё пока не накоплен.
Хочется рассказать пару небольших историй о том, как я сталкивался именно в контексте своей практики внетелесных состояний с тем, что в древних индийских учениях и традициях, а также некоторых эзотерических философиях именуется «чакры» («чакра» с санскрита означает «круг, колесо, диск»).
Первый случай подобного столкновения с непонятно откуда вдруг взявшимися сильными ощущениями, относится к области, которая находится где-то ближе к основанию горла.
Началось всё с того, что однажды в сюжете сновидения, я вдруг ощутил, что внутри горла начало что-то циркулировать, словно зарождался некий поток. Ощущение быстро стало набирать силу. В обстановке сновидения это привело к спонтанному и неуправляемому мной полёту сквозь сцену и всё что в ней было: стены, дома и другие объекты. Через непродолжительное время, я всё же обуздал этот полёт, хотя сильные ощущения в горле всё ещё сохранялись. На пике развития этого чувства, было полное впечатление, что оттуда бьёт некий фонтан. На этом я тогда и проснулся. Небольшие остаточные ощущения (довольно приятные) сохранялись ещё несколько минут.
Второй случай относится к центру, находящемуся в груди. Подобный опыт был уже инициирован, по всей видимости, благодаря моим сознательно направленным действиям, которые были связаны с попыткой наведения транса для входа в осознанное сновидение впрямую.
Всё это происходило в середине вечера в августе минувшего года, когда я решил немного помедитировать в позе по-турецки (или похожей на неё), а затем лёг на диван и ещё несколько минут уделил релаксации.
Тогда эти действия закончились сравнительно быстрым засыпанием, но ближе к окончательному пробуждению, примерно за полторы минуты до неё, возникла яркая осознанность, которая напоминала собой ложное пробуждение. А вскоре после этого последовали странности с контролем за действиями своего тела, и просто невероятной силы ощущение в груди. Вероятно, своими действиями, я спонтанно активизировал сердечный центр, где расположен тимус (вилочковая железа, или зобная железа), которая также известна у практикующих йогу сна. Этот мой опыт подробно приводится в главе посвящённой входу в ОС из бодрствования.
Приведу ещё один пример, когда возникали сильные ощущения и эффекты. Речь идёт о сексуальных переживаниях, а точнее, об оргазме во внетелесном состоянии.
Суть состоит в том, что таковые переживания часто бывают многократно сильнее и продолжительнее, чем наяву. Гипотетически это может также говорить о повышенной активизации первой или второй чакры в такие моменты. Однако, в отличие от двух предыдущих случаев, сами собой внутри ОС или ВТП, столь выраженные ощущения не возникают, или, во всяком случае, на своей памяти я с подобным ещё не сталкивался. Возникающее чуть более сильное, чем в бодрстовании, половое влечение, я в счёт не беру.
На данный момент в моём понимании такой процесс, как активизация чакры должен сопровождаться весьма значительными ощущениями.
Можно ли считать сильные ощущения в какой-либо из чакр (условно называемых) следствием тех или других энергетических причин активизации её работы, или же подобное лишь следствие спорадических сенсаций восприятия, которые проявляются по причине того, что мозг недостаточно успокоил активность функционирования тактильного (или, допустим, висцерального) сенсора, либо эта активность наоборот стала просыпаться раньше остальных органов восприятия, а в состоянии сна или полусна всякая подобная активность способна быть воспринята, как что-то значительное и необычное ─ я, признаться, не готов ответить со всей определённостью на этот вопрос в настоящий момент. В моей практике подобных опытов едва ли наберётся больше пальцев одной руки. Но если говорить о своих впечатлениях, то я более склонен полагать, что мы имеем дело с некоей разновидностью гипнопомпических проявлений. Потому что, эти ощущения были характерны в лучшем случае для середины, а то и заключительной части опыта.
В завершении темы, хочу привести два упражнения, подходящих для абсолютного большинства сновидцев, данный одним из очень опытных онейронавтов ─ преданным почитателем практики дзогчен Игорем Лосевым.
Однажды, на своём вебинаре, он, как раз-таки, немного прояснил насчёт моей ситуации с горловым центром, сказав среди прочего, что активность этого центра в целом вполне естественное явление и признак того, что мы находимся в сновидении. Кстати, в тибетской йоге сна и сновидений, горловому центру также отводится весьма важная роль, пожалуй, одна из ключевых.
Два упражнения, помогающие улучшить качество сновидений:
1. Основание горла
Незадолго перед отправкой ко сну, нужно делать плавные и ритмичные вдохи и выдохи ощущая этот центр, а при потере ощущений ─ помочь подушками пальцев, делая лёгкий массаж впадины между горлом и грудиной (10 минут перед сном). Так следует практиковать неделю.
2. Центр лба
В данном случае массаж осуществляется костяшкой на указательном пальце. Также, как и в первом варианте, делается по 10 минут перед сном.
Практику по развитию этих центров, рекомендуется чередовать: неделю один, неделю другой. Предполагается, что сны от подобных действий должны стать ярче, памятнее и осознаннее.
Взаимосвязь органов восприятия
Именно благодаря сновидениям, мы на личном опыте способны осознать тот факт, что наше целостное восприятие окружающего мира, складывается из многих разнообразных составляющих, которых мозгу к тому же необходимо успевать синхронизировать. В бодрствовании подобное наблюдение практически неуловимо, кроме отдельных редких ситуаций (постфактум), а также в случае отклонений от нормы в работе отдельных систем мозга или болезней.
Мозг пытается понять цвета предметов, вне зависимости от освещения или теней. Дело не в том, что видят глаза, а в интерпретации этого мозгом. Фотоны света или компрессионные волны воздуха преобразуются в электрохимические сигналы, которые перемещаются через клетки мозга – нейроны (~100 млрд.). Многие области мозга задействованы в видении. Они специализируются на различных аспектах, таких как: движение, края, цвета, распознавание лиц, текста. Мозговые волны объединяют всё это в формы, которые мы воспринимаем, как изображение. То к чему мы прикасаемся влияет на то, как мы видим. Вкус зависит от нашего обоняния. Наше зрение информирует о том, как мы слышим. Происходит сравнение разных потоков данных. Когда они соединяются воедино, мы получаем восприятие «этого момента». Для каждого типа сенсорной информации требуется разное количество времени на обработку. На обработку звука, к примеру, требуется меньше времени, чем на свет.
Чтобы создать реальность из сенсорной информации, мозгу нужно примерно полсекунды. Это непреодолимая пропасть между самим событием и нашем восприятием этого события. Фактически это означает то, что мы живём в прошлом, хотя и совсем недавнем.
Зрительная система
Таламус одно из главных образований мозга. Большая часть сенсорной информации соединяется здесь на пути к внешней поверхности мозга – коре. Данные собранные здесь останавливаются перед тем, как идти к зрительной коре. То, что мы воспринимаем, как видение, меньше полагается на потоки света в глаза и больше на то, что уже есть в голове (трафик примерно в 6 раз выше). Эта способность называется «внутренняя модель». Всё воспринимаемое из вне сравнивается, обновляется и корректируется в соответствии с этой моделью. Зрительная кора посылает свои ожидания таламусу, а тот сравнивает её с тем, что поступает через глаза. Разница между ними в том, что таламус посылает обратно, поэтому кора головного мозга получает возможность обновить внутреннюю модель. Таким образом, глаза не записывают видео, они, можно сказать, собирают биты данных и обновляется уже имеющиеся информация в мозге. Основная функция внутренней модели – ориентация в окружающем мире.
Цвет
Когда электромагнитное излучение попадает на объект, оно, отскакивая, поглощается нашими глазами. Мы можем выделить миллионы комбинаций длин волн. Но лишь в наших головах любая их комбинация становится цветом. Из всех имеющихся частот мы можем распознать лишь малую часть – видимый спектр света (от красного к фиолетовому). Это крошечная доля электромагнитного спектра ─ менее, чем 1/10 трилл.
Необычные формы восприятия и их проявление (нейрологические феномены)
Синестезия – нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе.
Эмоциональное состояние
Миндалевидное тело, или миндалина (лат. Corpus amygdaloideum) – характерная участок мозга, одна из базальных ганглий, округлые скопления серого вещества миндалевидной формы, размещенной внутри каждого полушария височной доли (Lobus temporalis) головного мозга. Миндалина связывается с формированием эмоций, и является частью лимбической системы. Считается что у людей, а также у животных эта подкорковых структур мозга участвует в формировании как отрицательных, так и положительных эмоций. Ее размер положительно коррелирует с агрессивным поведением. Предполагают, что такие состояния как тревога, аутизм, депрессия и фобии связаны с ненормальным функционированием миндалины.
Миндалина позволяет запоминать больше деталей при стрессе, чем в обычных условиях, как бы включаться в ситуацию, при этом забирая на себя значительный ресурс имеющийся у мозга. Ощущение замедления времени в чрезвычайных ситуациях – тому пример.3
Время в ОС
Рассмотрим вопрос времени в аспекте его восприятия практиком в осознанном сновидении и обычном сновидении.
Для начала, уместно будет напомнить известное Эйнштейновское изречение: «Время – это то, что показывают часы». Итак, время – это счётчик. Задача счётчика в целом весьма проста: считать, отсчитывать, засекать. Во время сновидения единственное, что есть у сновидца это память о том, как данный счётчик работает (если он засекает время сам), а ещё есть аспект работы восприятия, которое, надо сказать, может вести себя весьма изменчиво в выше обозначенных состояниях сознания. Если сновидение осознанное, то у сновидца в общем-то есть два пути: пытаться считать секунды, либо считать количество вдохов/выдохов. В принципе, и тот и другой способ даёт возможность лишь с приблизительной точностью соотнести время, проведённое во сне с физическим временем. И то это возможно, если провести опыт ОС по принципу инкубации, т.е. оказавшись в нём сделать запланированные действия (в данном случае – вести подсчёт секунд) и проснуться. В иных случаях, если сознание плавает, либо сновидец впадает в забвение обычным сном, такая манипуляция окажется непродуктивной. Да и сам процесс счёта, способен сократить продолжительность опыта, из-за активизации мыслительного процесса.
Чуть более конкретные данные предоставляет наука.
В исследованиях, проведённых С. Лабержем, испытуемые оказавшиеся в ОС, подавали сигналы движением глаз, через заранее оговоренные промежутки времени – тогда, когда, по их мнению, прошёл нужный временной отрезок. Было подсчитано, что секунда, проведённая в ОС, равняется, в среднем по испытуемым, 1,3 секунды физического времени. В целом можно заключить, что при качественной работе мышления и восприятия во время ОС, ход времени воспринимается равнозначно бодрствованию.
Совсем иная картина может ожидать нас в обычном сновидении. Здесь метаморфоз куда больше. Спящего обычным сном могут, эпизодически, поджидать такие феномены, как закольцованное время (к/ф «День сурка»), движение времени вспять («Загадочная история Бенджамина Баттона»), путешествия во времени («Машина времени», «Портал Юрского периода»), растяжение, сжатие, фрагментарность и тому подобные феномены и парадоксы. Иногда в сновидении можно по впечатлению прожить всю или почти всю жизнь, особенно, если сценарий сна подбрасывает спящему новые сведения о его статусе (эффект монтажа). Однако, зачастую даже для простого сна характерно более-менее сопоставимое с реальностью восприятие хода времени. Дело здесь опять-таки в том, что яркие сны сняться преимущественно в фазе быстрого сна, а работа мышления и восприятия приближается к бодрствующему состоянию функционирования.
Таким образом, понятие «время» выступает в контексте сновиденного опыта весьма условной категорией, а иногда и вовсе плохо коррелирует с ним. Куда теснее оно связано с такими аспектами, как работа памяти, мышления, восприятия, и даже с характером и возрастом человека.
Дуальное (двойственное) восприятие в ОС и ВТП
Иногда в сновидении спонтанно возникают ощущения поступающие от физического тела. Такое бывает в силу недостаточной углубленности, либо вследствие воздействия внешних раздражителей на сенсоры. Это может являться и предвестником скорого пробуждения. Нередко это ощущается так, словно вы вода, которая постепенно перетекает из тела сновидения в физическое тело.
Однако, не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что эти ощущения вполне могут оказаться фантомными, в то время, как физическое тело может лежать на постели в положении отличном от того, которое, как вам кажется, вы чувствуете. Убедиться в правдивости данного факта очень легко, когда вы инициируете осознанное сновидение из состояния бодрствования (либо спонтанно попадаете в это состояние). Вы можете заметить, как на фоне тела, обездвиженного сонным параличом, генерируется подвижное фантомное тело сновидения, к примеру, от техники «фантомное раскачивание» (идеомоторная визуализация). Вам будет казаться, что этот фантомный двойник как-бы выходит прямо из физического тела. Но по окончанию опыта, вы, сопоставив все детали, вдруг осознаете, что зрительная перспектива была другой, или что ту часть физического тела, которую, как вам казалось, вы видели своими глазами, была укрыта одеялом и прочие разные мелкие, но тем не менее важные несоответствия.
Вывод будет следующий. Относитесь к подобным опытам со здравой долей скепсиса и не спешите делать выводы в пользу метафизических, эзотерических догм и парадигм. Старайтесь, сперва, всё тщательно проверить.
Если появились ощущения тела, лежащего в постели, и возникло подозрение, либо признаки того, что вот-вот вернёт в бодрствование, то постарайтесь усилить концентрацию внимания на теле сна, либо объектах и предметах сновидения, выполните техники углубления. Если ощущаете, что «возвращает», тогда схватите какой-то предмет во сне или, к примеру, сложите пальцы в замок, чтобы остались хоть какие-то ощущения от тела сна и окружавшей обстановки. Это оставит шанс на быстрый возврат обратно в сновидение.
Отсутствие зрения в ВТО или «Поднимите мне веки»
Время от времени практикующие сталкиваются с такой проблемой в своих опытах, как слепота. Чаще всего это актуально в течение первой минуты после начала сна. Все остальные сенсоры (или основные) уже вовлечены в работу, а вот картинка никак не идёт. Здесь следует помнить о том, что зрительное восприятие состоит из большого числа этапов, и конечный продукт этого процесса ─ образ, формирующийся в зрительной коре мозга. В бодрствовании мозг успевает скорректировать различные искажения и ошибки в этом процессе. В состояниях изменённого сознания, к коим и относится сон, эта отладка работает не столь идеально. Что ещё более важно, особенно в плане практического применения внутри сновидения, – работа наших органов чувств (сенсоров) тесно завязана друг на друга. К примеру, тактильные ощущения связаны со зрительной информацией, а зрение влияет на слух. Поэтому, главная рекомендация здесь такова: оказавшись в обстановке сновидения без зрения, нужно активно задействовать тактильные ощущения. Ходите, трогайте предметы, берите их в руки. Если это не будет помогать, то есть ещё способ (возможно лучший): поднесите ладони к лицу и выполните потирающие движения, как при умывании, или словно желаете избавится от заспанности. Ощутив лицо и глаза фантомного тела, мозг убыстрит процесс формирования образа обстановки. А вот веки, как раз, лучше не торопиться поднимать и разлеплять. Подобное действие, особенно выполняемое резко, способно привести к открыванию физических глаз. Как вариант, можно попытаться полететь или закрутиться юлой. Таким образом возможно ещё и переместится в нужную для сновидца обстановку.