bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

Рынок копродукций на «Берлинале», Германия (Berlinale Co-Production Market)

Отличие этой питчинговой площадки от других заключается в том, что здесь могут участвовать проекты с бюджетом не менее одного миллиона долларов, проекты, которые могут быть интересны для общеевропейского проката. Берлинский кинофестиваль не оплачивает ни проезд, ни проживание его участникам. Он проходит в течение пяти дней, и в нем участвуют порядка 600 продюсеров, дистрибьюторов, сейлс-агентов, представителей различных кинофондов, которые так или иначе приезжают на «Берлинале». В питчинге участвуют 35 проектов, которые, как правило, уже имеют финансирование и потенциально интересны для кинопроката. Здесь речь идет не столько о поиске средств на создание фильма, сколько о продвижении фильмов на более обширные рынки, обсуждаются новые стратегические и бизнес-модели. На рынке копродукций на «Берлинале» очень высокая конкурентность при отборе – 35–36 проектов из 500 заявок. Кроме этого, тут проводятся конференции, на которых обсуждаются разные вопросы международной копродукции. Заявки на этот рынок проектов принимаются с августа до 10 октября текущего года – www.efm-berlinale.de/en/copro-market/participation

Участвовать в рынке копродукций на «Берлинале» могут:

• игровые полнометражные картины с потенциалом для международного рынка;

• проекты для международной копродукции и открытые к сотрудничеству;

• с полностью завершенным сценарием;

• с минимум 30 %-ным гарантированным финансированием или, по крайней мере, с местным финансированием кинопроекта;

• бюджет фильма должен быть в районе € 1–2 млн;

• компания, подающая заявку, должна иметь минимум один завершенный проект в копродукции.

Подавать для рассмотрения нужно:

• заполненную форму заявки – www.efm-berlinale.de/en/copro-market/profile;

• тритмент (5–8 стр.);

• детальный синопсис;

• отрывок сценария (5 стр.);

• финансовый план (€);

• предыдущие работы режиссера – ссылки.

На «Берлинале» есть также питчинговая площадка для молодых – Talent Project Market, где в 2018 году участвовал казахстанский проект «Рысь» Шарипы Уразбаевой. Ее проект вошел в число 10 финалистов из 3100 заявок из 133 стран мира. Это уже победа сама по себе! Когда картина будет закончена, только строчка о том, что ее проект участвовал в Рынке проектов «Берлинале» для молодых, откроет двери на многие кинофестивали мира. В Казахстане ее короткометражный фильм «Едоки картофеля» получил Гран-при на республиканском фестивале «Байконур» в 2016 году.

Eurasia Spotlight кинофестиваля «Евразия», Казахстан

Говоря о питчингах, нельзя не упомянуть бизнес-платформу Eurasia Spotlight, которая наиболее известна молодым кинематографистам Казахстана. Проводится она с 2011 году, и именно на ней многие наши режиссеры и продюсеры прошли школу питчинга.

Главная задача Eurasia Spotlight – интеграция Казахстана в международную киноиндустрию. Платформа тесно сотрудничает с Международным кинофестивалем «Евразия», крупнейшим киномероприятием в Казахстане и Центральной Азии, объединяющим профессионалов кино со всего мира для общения и обмена опытом.

Eurasia Spotlight ежегодно представляет:

• питчинг полнометражных проектов на стадии разработки сценария перед международным жюри;

• презентации недавно завершенных казахстанских фильмов, готовых к выпуску;

• круглые столы и панельные дискуссии;

• серии мастер-классов и мастерских для молодых кинематографистов.

Цели Eurasia Spotlight:

• создать уникальную площадку для встреч кинематографистов в Казахстане;

• поддерживать молодые таланты Казахстана;

• представлять кинокартины, снятые в Казахстане за прошедший год;

• делиться международным опытом и обсуждать последние тенденции мирового кинематографа;

• знакомить международных экспертов с кинопроизводством и культурой Казахстана;

• продвигать Казахстан как уникальное место съемки кинофильмов.

Международная копродукция и сотрудничество очень важны для Eurasia Spotlight: это новые культурные и дружеские связи, новый опыт, новые технические возможности и, конечно, новые зрители для казахстанских фильмов.

Победители этой питчинговой площадки стали призерами многих кинофестивалей, правда, в нашем случае победа в питчинге означала финансирование фильма киностудией «Казахфильм»:

• «Уроки гармонии» Эмира Байгазина – «Серебряный медведь» «Берлинале-2013» и еще 30 призов;

• «Хозяева» Адильхана Ержанова – участие в официальной программе Канн-2014 и еще 10 призов;

• «Приключение» Наримана Туребаева – участие в конкурсе МКФ Карловы Вары – 2014;

• «Ореховое дерево» Ерлана Нурмухамбетова, приз МКФ Бусан-2016 и другие международные призы.

В завершение главы надо сказать, что стадия девелопмента кинопроекта, безусловно, включает в себя такую важную часть, как написание сценария, но об этом мы поговорим в другом разделе, который касается телесериалов.

Профайл продюсера Ораза Рымжанова

Родился в 1946 году.

Окончил операторский факультет ВГИКа в 1976 году. Возглавлял Союз кинематографистов Казахстана (1989–1999), был председателем Госконцерна «Казахкино» (1992–1996), председателем Национального продюсерского центра (1996–1998).

В 1996–1999 годах Ораз Рымжанов внедрил систему продюсерского кино, дав возможность отдельным продюсерам вести проекты своих картин. Киностудия «Казахфильм» выступала в основном в роли кинофабрики, предоставляющей оборудование и услуги. Как видно из интервью, механизм продюсирования отрабатывался на картине «Тот, кто нежнее» Абая Карпыкова, и этот опыт был чрезвычайно удачным – фильм вошел в пятерку самых кассовых фильмов России 1996 года. Фильм «Последние каникулы» Амира Каракулова студии «Д» стал примером успешной копродукции с Японией, где продюсером с японской стороны выступил Сано Синдзю. Калдыбай Абенов завершил на своей студии «Барс» двухсерийную картину «Аллажар» о декабрьских событиях 1986 года. Болат Шарип на студии «Бейне» завершил исторический фильм «Заманай» о казахских оралманах. Сатыбалды Нарымбетов на студии «Гала» снял фильм «Омпа». Дарежан Омирбаев на студии «Кадам» – картину «Киллер», которая была удостоена главного приза в программе «Особый взгляд» в Каннах в 1998 году. Серик Апрымов на студии «Ист-синема» снял картину «Три брата», которая также была удостоена множества призов на кинофестивалях. Ардак Амиркулов на студии «Ард-фильм» снял фильм «1997. Записки Рустема», а Лейла Аранышева на студии «Кино» – картину «Десант».

Мы так подробно перечисляем картины тех лет, чтобы убедительно показать, что система продюсерского кино развивалась в те годы успешно. Суть ее заключалась в создании НПЦ – национального продюсерского центра, который выделял продюсерам часть средств на создание фильма, а часть они должны были привлечь самостоятельно. По этой же схеме работало российское кино.

В 1999 году в Академии искусств им. Жургенова Ораз Рымжанов открыл первые продюсерские курсы на базе высшего образования.

«Продюсер – это тот, кто готов всю ответственность взять на себя»

Какова ситуация с продюсерством в Казахстане? Этот вопрос и был главным в нашей беседе с Оразом Рымжановым, интервью с которым в апреле 1995 года было напечатано в московском журнале «Искусство кино».

Гульнара Абикеева: Когда анализируешь ситуацию в казахском кино в исторической ретроспективе, становится очевидным, что каждый руководитель киноотрасли, в зависимости от должности, берет на себя решение определенного круга проблем.

Так, Шакен Айманов, чьим именем названа киностудия «Казахфильм», кроме большого творческого вклада в национальное кино, способствовал созданию мощнейшей базы – одной из лучших киностудий в экс-СССР. Олжас Сулейменов, будучи председателем Госкино, привлек в кино значительную часть казахстанской интеллигенции. Мурат Ауэзов в те годы, когда он был главным редактором киностудии «Казахфильм», стал крестным отцом «казахской новой волны».

Сегодня, когда казахское кино заявило о своем достаточно мощном творческом потенциале, когда здесь, в Казахстане, работают более сорока интересных режиссеров, самой важной проблемой является вопрос финансирования.

Ораз Макатович, вопрос к Вам, как председателю Госкинокомпании: как сегодня строятся взаимоотношения между государством и кинематографом в Казахстане?

Ораз Рымжанов: Во-первых, сам факт того, что правительство молодого независимого государства, у которого огромное количество экономических проблем, находит возможности поддерживать национальное кино, – отраден. Так, например, Госкино финансирует дорогостоящую ленту «Юные годы Абая», которую снимает режиссер Ардак Амиркулов. И мы вполне осознаем важность этого проекта.

Но сегодня в стране такая ситуация, что невозможно и недопустимо рассчитывать только на госбюджет. Поэтому мы ищем самые различные формы совмещения денег государственных с частными – спонсорскими, кредитными и т. д. Кроме того, мы ищем самые различные варианты копродукции. Это происходит еще и потому, что Казахстан не имеет, скажем, такого мощного кинорынка, как Россия, где потенциальных зрителей – 170 миллионов. Значит, и кино должно быть немножко другим, рассчитанным не только на казахстанский, но и на российский и вообще международный рынок. В прошлом году мы запустили в работу совместную российско-казахстанскую приключенческую ленту «Гороскоп для скорпиона» режиссера Абая Карпыкова (фильм вышел в прокат под названием «Тот, кто нежнее» – авт.). Это первая совместная постановка в новых экономических условиях, где происходит отладка взаимоотношений уже в новой системе координат: прохождение денег, участие сторон в производстве и т. д. К примеру, в картине снимаются звезды российского кино, и я надеюсь, что фильм будет интересен самой широкой зрительской аудитории.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6