bannerbanner
Путешествие по античным городам. Турция
Путешествие по античным городам. Турция

Полная версия

Путешествие по античным городам. Турция

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Первоначально проскений представлял собой деревянный помост. Но к 1 в. до н. э. он стал каменным, приобрел форму колоннады с тремя дверьми. Простенки между этими дверями стали украшаться орнаментами, барельефами.

Перед орхестрой в центре зрительного зала находились почетные места в виде широкой ложи – проэдрия. Они были предназначены для благодетелей государства, чиновников, официальных гостей, знаменитых полководцев или спортсменов. Право занимать места в проэдрии могло быть даровано всеобщим собранием горожан или городским советом как специальная почесть. В первом зрительском ряду на сидении в виде небольшого мраморного трона сидел жрец бога Диониса.

В 1 в. н. э., по мере распространения практики организации гладиаторских боев на римские провинции, орхестра часто была углублена в землю, до 2–2,5 м, и отгораживалась от первого зрительского ряда каменной стеной. Тем самым зрители защищались от гладиаторов, сражавшихся на площадке орхестры, и диких зверей, публичная травля которых в римские времена была очень популярным зрелищем. Знакомство с грекоримскими театрами Малой Азии показывает, что только часть из них была приспособлена для гладиаторских боев и прочих опасных мероприятий.

Число актеров, находившихся на сцене, обычно не превышало трех, все роли, в том числе и женские, играли мужчины. Обычно театральные представления проходили несколько дней – каждый день по несколько часов – и являлись состязанием нескольких пьес (трагедии и комедии) разных авторов и игравших в них актерских составов. Распределение актёров между авторами пьес производилось представителем городских властей с помощью жребия. Авторы пьес, актеры, члены хора оплачивались из городского бюджета. Записи о результатах театральных состязаний и победителях хранились в городском архиве; за счет городской казны награждались победители. Таким образом, вторая часть знаменитой римской формулы управления народом – «Хлеба и зрелищ» – имеет свои корни в Древней Греции.

Обычно власти древнегреческих полисов выплачивали зрителям (не актерам, а зрителям!) их дневной заработок, чтобы они могли все дни, в течении которых проходили представления, спокойно сидеть в театре. Потому что театральные представления считались не развлечением, а священным делом: это был способ чтить бога Диониса.

В 2017 г. исследователи из Нидерландов изучили акустические характеристики трёх наиболее хорошо сохранившихся театров (Одеон Герода Аттика в Афинах, театры в Аргосе и Эпидавре), находящихся на материковой части Греции, и пришли к выводу, что громкий голос актёра был слышен даже в задних рядах, а шёпот – только в передних. Я провел похожий эксперимент во время посещения театра в Эпидавре, считающегося имеющим совершенно уникальную акустику. На последнем ряду из тех, что сохранились в театроне, шепот был почти неразличим. Но обычная речь была там слышна хорошо. Правда, наша группа была маленькой, поэтому посторонние звуки практически не мешали. Я повторил этот эксперимент в ряде античных театров Малой Азии. В целом результаты были близки, хотя в Эпидавре качество звука было заметно выше. При заполненном зрительном зале и шумном поведении зрителей, думаю, сидевшим на задних рядах в любом греко-римском театре приходилось следить за ходом пьесы лишь на основе ее общего смысла. Скорее всего, актеры учитывали эту проблему и озвучивали свои роли на максимальной громкости или близкой к ней. Для того, чтобы зрители с дальних рядов лучше различали действующих лиц, на каждом актере была очень большая цветная маска. Ни в римском Колизее, ни в амфитеатрах в Ниме и Оранже (Франция), Таррагоне (Испания), Пуле (Хорватия), ни в других театрах античных городов Малой Азии никакой выдающейся акустики я не ощутил.

Возвращусь, однако, к театру в Милете. Первоначально греческий театр был построен на этом месте в 4 в. до н. э. Но здание, которое туристы могут видеть сегодня, является результатом большой перестройки театра, произведенной римлянами, предположительно, в середине 1 в. н. э. Сооружение находится в очень хорошей сохранности.

Максимальная его вместимость составляла 15 000 зрителей. Зрительный зал (театрон) состоял из трех горизонтальных секций по 20 рядов в каждой. Первый уровень был разделен тремя горизонтальными лестницами, второй – десятью, а третий – двадцатью, что ускоряло вход и выход зрителей. Третья горизонтальная секция не сохранилась: на ее месте стоит византийская крепость 7 в. н. э. В эту эпоху население города уже сильно уменьшилось, большую опасность составляли набеги арабов, и театр был встроен в созданную византийцами систему обороны города. Но остальные секции зрительного зала сохранились в очень хорошем состоянии. На многих сидениях сохранились надписи, либо сделанные зрителями, либо информировавшие о предназначении сидений для определенной категории зрителей. Например, на сидении пятого ряда второй секции сохранилась надпись – «место для евреев, которые тоже поклоняются богу». Смысл ее не очень понятен. Может, это место для евреев, которые отказались от иудаизма и приняли веру в греко-римских богов. Или, для евреев, которые приняли христианство. Есть и надписи, выцарапанные христианами.

На свои места в этом театре зрители могли попасть не только через пароды (боковые проходы), расположенные на уровне орхестры, но и через два высоких арочных входа и арочному туннелю, расположенным на уровне верхнего ряда второй горизонтальной секции зрительного зала. Оба входа выглядят как триумфальные арки (высотой 6-7м), а арочный туннель над всем верхним рядом сидений второго яруса сохранился полностью! Вход через одну из этих арок и прогулка по каменному туннелю оставляют очень сильное впечатление и дают возможность сделать прекрасные фотографии. В центре зрительного зала находится большая ложа (проэдрия) – место для почетных гостей. Вокруг нее и сейчас видны остатки 4 колонн. Вероятно, они поддерживали балдахин, защищавший высокопоставленных гостей от солнца.

Исследуя щедро усеявшие территорию вокруг театра каменные фрагменты, археологи обнаружили красивые, очень искусно сделанные барельефы, которые, по всей видимости, украшали колонны и простенки скены. Рекомендую посвятить их изучению хотя бы минут 15, можно сделать очень интересные фотографии. Часть из них, как считают, была сделана скульпторами, представлявшими известную школу каменной резьбы города Афродисиаса, расположенного примерно в 200 км от Милета. Об этом городе я подробно расскажу в данной книге.

В античные времена со зрительских рядов верней части театра открывался потрясающий вид на примыкавший справа к театру морской залив, находившиеся на другом его берегу храм Афины, гимнасий Эвмена II и большой стадион. Увы, за прошедшие полтора тысячелетия вид из театра кардинально поменялся. Море отступило от города на 10 км, исчезли эти и все другие здания. Так что сегодня, с сидений театра открывается лишь вид на парковку и кафе.

В непосредственной близости от театра, на восточном склоне холма, на котором он расположен, находится очень интересная и отлично сохранившаяся достопримечательность – героон. Этим словом греки, а позже и римляне называли место, на котором находилось захоронение кого-то, признанного героем. Обычно это было строение, напоминавшее по форме небольшой храм или большой погребальный склеп, построенный на месте реальной или символической могилы героя или месте его гибели. Героями могли быть как реально жившие люди, так и мифологические персонажи, потомки божества и смертного человека. Культ героев был очень распространен в Древней Греции и Риме. Считалось, что они передают местам, где они похоронены, имевшийся у них особый дух, становятся покровителями полиса и его жителей. Их образы также играли исключительно важную роль в формировании культурной идентичности жителей античного полиса. Чем больше было героев и их героонов у античного города, тем более сильным, влиятельным он считался. Не считалось зазорным даже украсть останки героя у другого полиса и перенести их в свой. Греки, а за ними и римляне, верили, что вместе с переносом останков происходит перенос и связанной с ними особой силы.

Герооны были местами осуществления ритуалов в память о героях, как будто они оставались живыми. В определенные дни им приносили еду, напитки, организовывали в их честь праздники, читали молитвы.

В Милете найдены 3 героона. Героон, расположенный поблизости от театра, именуется героон-1. Он лучше всего сохранился и считается наиболее древним. Считается, что это героон эллинистического периода, построенный во 2 в. или 1 в. до н. э.

Он представляет собой комплекс размером 43х34 м. В его центре находится сложенная из каменных блоков купольная гробница, напоминающая по форме курган, в которую ведет высокий узкий коридор (дромос), похожий на тот, которые я видел в гробницах середины-конца 2 тысячелетия до н. э. в Микенах (материковая Греция). Размеры этой купольной гробницы 3,6х4,2 м. Внутри гробницы, прямо напротив входа находятся 5 погребальных ниш, ныне пустых. В центре гробницы находится колодец, обложенный мраморными блоками (примерно 2х2 м), закрытый сверху каменной крышкой. Ученые не пришли к согласию, что представляет собой это сооружение («колодец») внутри гробницы – главное захоронение или место, куда ссыпали кремированные останки людей, которых первоначально хоронили в 5 нишах в стене, а потом заменяли их на новые останки. Сохранность погребальной камеры исключительна. Но неясно, является ли ее нынешний вид первоначальным. Археологи считают, что она подвергалась некоторым перестройкам в римский и византийский период. Вдоль восточной и западной стены комплекса находится по 6 комнат, к которым были подведены керамические водопроводные трубы. Перед комнатами на западной стороне некогда стоял ряд колонн (стоя). Специалисты считают, что в этих комнатах проводились поминальные тризны в память о герое (героях?), погребенном здесь.

Кто был похоронен здесь – доподлинно неизвестно. На основе изучения различных источников историки считают, что это было место упокоения останков некоего Докима, военачальника царя Антигона I Одноглазого, который на некоторое время распространил свое влияние на этот регион. Антигон был полководцем Александра Македонского. В хаосе, наступившем после смерти Александра, один из персидских сатрапов установил свой контроль над Милетом. Но в 312. г. до н. э. Антигон послал сюда своего военачальника Докима, который изгнал персов и восстановил самоуправление Милета. За это Доким был признан человеком, внесшим особый вклад в историю полиса. Был ли он действительно похоронен здесь, или это была лишь его символическая могила (кенотаф), неизвестно.

К северу от героона-1 находился храм бога Диониса, построенный в 3 в. до н. э. В 7 в. н. э. на его месте были построены христианский храм св. Михаила и дворец епископа. Сегодня от этих сооружений остались лишь фундаменты и фрагменты стен. На мой взгляд, особого интереса они не представляют. То, ради чего стоит подойти к этому месту, это большой фрагмент прекрасно сохранившейся античной мозаики. Возможно, она была частью пола храма Диониса.

Повернув от остатков храма Диониса в обратном направлении, на северо-восток, справа от холма, на котором находится театр, вы можете подойти к месту, где в античные времена находилась Львиная гавань – главный порт Милета. Здесь базировался большой военный флот, который являлся одной из основ столь большого влияния этого полиса. Выход из гавани проходил через узкий проход, находившийся между двумя выступами – Театрального холма и соседнего холма, ныне носящего турецкое название, Хумей-тепе (Тифозный холм). На обеих сторонах этого узкого прохода находились большие каменные статуи львов, установленные здесь еще в 3 в. до н. э. Отсюда – название гавани. Прочная железная цепь, протянутая между ними, надежно преграждала вход в гавань недружественным кораблям.

Сегодня гавань представляет собой низину, которая в сезон дождей превращается в болото. Но в июле-августе вся территория бывшей гавани, как и остальные окрестности, превращается в совершенно сухое пространство, выжженное солнцем, и по нему можно спокойно прогуляться.

Стоявшие у входа в гавань каменные львы достигали 4 метров в длину, весили по 23 тонны и были если не самыми, то одними из самых больших каменных скульптур львов в истории античной Греции.

Археологи провели раскопки и обнаружили этих львов. Скульптура льва, стоявшая на восточной стороне, сохранилась полностью. Ученые смогли прочитать надпись на его левом плече – «Я отказался от мяса и лежу здесь, охраняя общественный порт». Но найдена эта скульптура была не у входа в гавань, а у места, где некогда стояли Львиные ворота города, и после изучения была там же полностью закопана в землю для сохранности. Я видел несколько фотографий этого льва. Но, к большому моему огорчению, на карте Милета, которую я получил в музее, не указанно место, где находились Львиные ворота. Ни местный гид, ни сотрудники музея не смогли помочь в их поиске. Статуя льва, стоявшая с западной стороны входа в гавань, была найдена разбитой на несколько больших кусков, обследована и снова закопана на своем оригинальном месте. Я побродил на месте ее предполагаемого сокрытия в земле, но никаких признаков его не обнаружил.

Лев считался одним из животных бога Аполлона и был избран в качестве символа Милета. Его изображения очень часто встречаются на монетах города. Несколько интересных скульптур львов архаического периода (7–6 вв. до н. э.) можно видеть в парке вокруг историко-археологического музея Милета, примерно в 500–600 м от руин театра.

Львиная бухта была «воротами», через которые прибывали в Милет все иностранные делегации, высокопоставленные визитеры и прочие очень важные персоны. Поэтому городские власти уделили особое внимание выстраиванию архитектурного ансамбля района, окружавшего Львиную бухту.

Два сооружения этого ансамбля сразу привлекали внимание прибывших – Большой и Малый портовые монументы. Их руины можно видеть и сегодня, покрытыми кустарником и травой. Большое число фрагментов этих памятников, найденных вокруг, позволили археологам восстановить первоначальный вид этих двух значимых архитектурных украшений Милета.

Общая высота Большого монумента была не менее 18 м. Он представлял собой каменную платформу, к верхней поверхности которой вели ступени. На круглой платформе, радиусом примерно в 10 м, стоял сам памятник, состоявший из 4 частей, поставленных друг на друга.

Самая нижняя его часть представляла собой массивную мраморную экседру – полукруглую каменную скамью с высокой спинкой, занимавшую всю поверхность платформы. Такие экседры были широко распространенными дарами, которые приносились богатыми и знатными жителями античных полисов в дар своим городам или святилищам богов по обету, ради исполнения какого-то желания (вотивные дары).

Поверх изогнутой спинки экседры была уложена толстая мраморная плита. Ее боковая часть была украшена богатыми барельефами на мифологические сюжеты, а концы были украшены в виде ростр (носов-таранов античных боевых кораблей).

Далее вверх шла поставленная на ребро широкая вогнутая мраморная стена, высотой 7–8 м. На ней было высечено посвящение тому, кому (чему?) был посвящен монумент.

Последняя секция памятника, стоявшая наверху этой выпуклой мраморной стены, представляла собой треножник с большой чашей, высеченные из цельного куска мрамора. Общая высота этой четвертой секции монумента составляла 7–8 м.

На исторической реконструкции (ее можно увидеть на небольшом стенде у руин) памятник выглядит очень величественно.

Историки сходятся в том, что Большой монумент был создан в 1 в. до н. э. Но в какие именно годы и какому событию он был посвящен? В этом отношении у них есть несколько версий.

Согласно одной, этот монумент был воздвигнут около 100 г. до н. э. в честь победы милетского флота под командованием милетского флотоводца Гегемона над пиратами. Фрагменты статуи Гегемона были найдены в Дельфинии, главном святилище Милета.

К концу 2 в. до н. э. и в последующие столетия пираты стали очень серьезной проблемой для мореплавания по всему Средиземноморью. Один показательный пример: в 74. г. до н. э. у острова Фармакусса, в 3–4 км прямо напротив Милета (сегодня этот остров – возвышенность неподалеку от руин Милета в 5–6 км от моря), пираты захватили корабль, на котором плыл Юлий Цезарь. Он пробыл у них в плену 38 дней, пока его друзья собрали большой выкуп за его освобождение. Сразу после получения свободы Цезарь организовал карательную экспедицию, захватил пиратов и всех распял у Пергама. Эта история стала широко известной и способствовала быстрому росту известности и популярности Цезаря (в том числе благодаря оставленному им самим и его спутниками описанию его храброго, даже вызывающего поведения в плену). Но казнь небольшой группы пиратов нисколько не повлияла на их активность в Средиземноморье в целом.

Согласно второй версии, этот памятник был сооружен в честь победы известного римского полководца Луция Лициния Лукулла над флотом понтийского царя Митридата, одержанной недалеко от побережья Милета в 73 г. до н. э. Флот Милета принимал участие в этом сражении на стороне римлян.

Согласно третьей версии, монумент был воздвигнут в честь победы, одержанной над пиратами в 63 г. до н. э. знаменитейшим римским полководцем и политиком Гнеем Помпеем Великим (106-48 гг. до н. э.), позже ставшим главным соперником Юлия Цезаря в борьбе за власть в Риме.

Но найденная на фрагментах надпись гласит, что монумент посвящен победе, одержанной в 31 г. до н. э. у мыса Акций (Греция) флотом императора Октавиана Августа (в составе которого были милетские корабли), над флотом его главного соперника Марка Антония.

Большое число историков склоняется к тому, что памятник был поставлен в начале или первой половине 1 в. до н. э, в честь одного из вышеупомянутых событий. А надпись, посвященная Августу и победе при Акции, просто заменила более ранние посвятительные надписи.

Большой монумент простоял невредимым до 6 в. н. э., и позже рухнул после одного из мощных землетрясений.

Сегодня от этого монумента сохранились лишь отдельные ступени, которые вели к платформе с экседрой. Советую присмотреться к ним, и даже посидеть на них (здесь нет никаких ограждений и запрещающих указателей). Согласно Новому Завету, во время своего третьего путешествия, апостол Павел посетил Милет, примерно в 57 г. н. э., и встретился здесь со старейшинами христианской общины из Эфеса. Встреча эта произошла в городской гавани, где он долго ожидал их прибытия. Немало современников апостола и историков считают, что, ожидая эфесских старейшин, Павел сидел на ступенях Большого монумента. Возможно на одной из тех, которые можно увидеть и сегодня. Почувствуйте себя на его месте…

Неподалеку от Большого монумента находятся руины Малого монумента. Вид этого памятника, воссозданный на основе найденных его фрагментов, представляется похожим на Большой монумент, но значительно меньшего размера – около 5, 5 м. На одноступенчатой мраморной платформе находилась мраморная экседра, на верхней кромке которой стояла вогнутая мраморная стена с посвятительной надписью. Стену увенчивала капитель с шаром. Согласно надписи на памятнике, он был сооружен в честь некоего Граттия Галерия. Помимо того, что он жил в период правления римской династии Флавиев (69–96 гг. н. э.), других сведений о нем до нас не дошло.

До наших дней от Малого монумента до нас дошли лишь отдельные фрагменты основания.

Высадившись в Львиной гавани, важные гости, делегации направлялись к самому важному святилищу города – Дельфинию. Их путь проходил вдоль 35-метровой L-образной стои (крытой колоннады с помещениями позади нее) дорического ордера, протянувшейся вдоль пристани. По описанию современников, она производила сильное впечатление и гармонировала со стоявшими в гавани Большим и Малым монументами. К сожалению, до наших дней от нее сохранились лишь небольшие основания десятка колонн.

Аполлон – наиболее популярный и почитаемый в Ионии бог, считавшийся главным покровителем Милета. Он имел немало ипостасей и ассоциировался с разнообразными животными. В Ионии в целом и в Милете в особенности был популярен культ Аполлона Дельфиния. Ассоциация Аполлона с дельфином связана с одной из главных легенд об этом боге. Согласно ей, после победы над чудовищем по имени Пифон, жившем в окрестностях горы Парнас (на территории материковой Греции), Аполлон в образе дельфина догнал корабль критских мореходов и направил его к пристани города Крисы. Оттуда он привел моряков к подножию горы Парнас, где они основали храм Аполлона в Дельфах, ставший местом пребывания самого знаменитого оракула античного мира, и стали первыми дельфийскими жрецами. Интересно, что в христианской символике дельфин отождествляется с Иисусом Христом как творцом и спасителем, с воскресением и спасением. Дельфин с якорем или кораблем олицетворяет церковь, ведомую Христом.

Главное святилище Милета было посвящено Аполлону Дельфинию, и поэтому получило название Дельфиний. Оно было основано в 6 в. до н. э., и первоначально представляло собой священную территорию, обнесенную колоннадой. Размеры и внешний вид святилища неоднократно изменялись на протяжении последующих веков. Сегодня туристы могут видеть руины святилища, которое сформировалось после перестроек, осуществленных в 1 и 2 вв. н. э. Оно представляло собой участок «священной территории» (теменос) размером 61х51 м с трех сторон окруженной однорядной колоннадой коринфского ордера (стиля) и сплошной стеной с четвертой. В центре стены, закрывавшей святилище с запада, был построен пропилон (пропилеи) – парадный проход, образованный симметричными портиками и колоннадами, расположенными по оси движения. Строительство пропилонов возродилось в разных странах с середины 19 в. и продолжилось в 20 в.

В центре святилища находился круглый алтарь. С конца первого века здесь отправлялись религиозные церемонии не только в честь Аполлона, но и римских императоров, обожествление которых началось в 1 в. н. э. Для греков, с их крайне многочисленным пантеоном, насчитывавшим десятки основных и сотни вспомогательных богов (плюс еще более многочисленных полубогов), добавление римских императоров к объектам культа, похоже, не представляло никакой проблемы. В римские времена в центре святилища был построен небольшой храм, представлявший собой стоявшую по кругу колоннаду с крышей. Если судить по реконструкции, нарисованной на стоящем информационном щите, то он напоминал известный круглый храм Геркулеса в Риме, но значительно меньшего размера. Найденные на фрагментах построек святилища надписи говорят о том, что здесь на протяжении веков хранился архив города. В настоящее время от святилища остались лишь основания колонн по периметру теменоса и фундамент алтаря. Но место заслуживает обязательного посещения. Здесь находилось помещение, в котором постоянно поддерживался огонь, который, согласно легенде, был привезен сюда при основании города. Этот очаг считался особо священным; милетские моряки, отправлявшиеся в плавание для основания милетских колоний по всему Средиземноморью, на берегах Черного моря, обязательно брали с собой угли с пламенем из этого очага. При основании колонии в ней обязательно создавалось святилище, в котором постоянно поддерживался огонь, привезенный из отцовского города – Милета, и символизировавший непрерывность связи с ним. Здесь же, по мнению многих историков, находился пританей – постоянно действующий орган городского совета (буле), который отвечал за повседневную деятельность по управлению городом. Члены этого органа, пританы, избирались по жребию из числа членов буле на месяц и по истечении этого срока в обязательном порядке заменялись новыми. Это было одной из важных составляющих практики демократического самоуправления в городе. В Афинах часть пританов была обязана находиться днем и ночью в пританее в полном вооружении на случай непредвиденных событий. Возможно, такая практика существовала и в Милете.

Дельфиний и пританей были первым местом, которое посещали иностранные делегации и важные гости города. В Дельфинии базировалась чрезвычайно влиятельная ассоциация жрецов Аполлона Дельфиния, под названием Молпои. От Дельфиния начиналась Священная дорога, по которой каждый год многочисленная процессия, возглавляемая жрецами Аполлона, пританами, членами городского собрания, отправлялась для проведения торжественных религиозных церемоний в святилище Аполлона в Дидиме (святилище в 16 км от Милета, которому посвящена отдельная глава этой книги).

Рядом с Дельфинием находится комплекс общественных бань, именуемых термы Капито. Считается, что они названы так в честь Гнея Вергилия Капито, занимавшего должность проконсула Египта в период правления римского императора Клавдия (41–54 гг. н. э.). Слава Милета была тогда столь велика, что он счел важным выделить средства на строительство здесь общественных бань, которые были названы в его честь.

Общественные бани встречаются во всех античных городах Малой Азии и являются одной из их важных исторических достопримечательностей. Поэтому я сделаю краткий экскурс в историю греко-римских бань и их устройства, чтобы при описании других городов и их бань опираться на разъяснения в отношении основных «банных» терминов, данных здесь.

На страницу:
2 из 4