bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 4

Виорель Ломов

Сто великих речей

Наиле Ломовой

Виктору Ерёмину

«Сто великих» является зарегистрированным товарным знаком, владельцем которого выступает ООО «Издательство «Вече».

Согласно действующему законодательству без согласования с издательством использование данного товарного знака третьими лицами категорически запрещается.


Знак информационной продукции 12+


© В.М. Ломов, 2021

© ООО «Издательство «Вече», 2021

© ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2021


ООО «Издательство «Вече»

http://www.veche.ru

Как слово наше отзовется…

Не знаю ничего прекраснее, чем умение силой слова

приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их

расположение, направлять их волю куда хочешь и

отвращать ее, откуда хочешь.

Цицерон

Слово – одно из величайших орудий человека.

Бессильное само по себе – оно становится

могучим и неотразимым, сказанное умело,

искренне и вовремя.

А.Ф. Кони

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). От Бога человек обрел дар слова, стал говорить и произносить речи. Посему первой в списке великих речей следует назвать проповедь Богочеловека Иисуса Христа – о царстве, разделившемся в самом себе. Речь эта учит людей жить по Божеским законам – по нормам человеколюбия и справедливости. Эта проповедь открывает книгу. Далее идет рассказ о речах преимущественно приземлённых, но для людей насущных и поучительных во все времена.

В справочниках перечисляют разные формы публичных выступлений (речей): доклад, лекция, беседа, призыв, диспут, развернутое интервью и т. д. Самые распространенные речи – духовные, социально-политические, социально-бытовые, академические, судебные, развлекательные.

В двух строчках русского поэта Фёдора Тютчева: «Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовется…» – заключена суть этой книги. Ни один самый искусный оратор заранее не знает, как люди воспримут его речь, как она отзовется в них. Эту речь годы спустя могут выбить в граните или издать миллионным тиражом, а могут и, не дослушав ее до конца, прервать стрелой или пулей. Нет ничего текучей публичной речи, нет ничего опасней, чем искрящий контакт оратора и аудитории. Сколько речей и ораторов погубили собственные невинные шутки или вопросы из зала? Достаточно вспомнить философа Сократа и журналиста К. Демулена. А скольких вознесли они на олимп красноречия? Пожалуйста: А.Ф. Кони, Марк Твен, Ф. Кастро…

Как применительно к нашей теме понять другую строку Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь»? «Всякая речь – ложь» или «всякий оратор – лжец»? Однозначного ответа нет. Но каждый человек хочет видеть в речи оратора истину. Историки ищут в ней описания событий, филологи и риторы – форму и стиль, основная масса людей, включая историков, риторов и филологов, – злободневность. Некоторые речи разобрали на цитаты, но многие и забыли (Лисия, Цицерона), хотя цитаты из них тоже знают…

Не правда ли, странно – оживлять давным-давно отзвучавшую речь? Время иссушило ее, покрыло песками забвения. О прошумевшей подобно бурному потоку речи ныне напоминает лишь голое русло мертвых камней-слов. С оглядкой на Тютчева как не остеречься в попытке оживить мертвую речь, сказанную бог весть когда, да еще на «мертвом языке» – древнегреческом, санскрите, латинском или древнерусском… Не изречь бы еще и ложь собственную…

Одно подвигает: всякая речь, о которой пойдет здесь речь (тавтология здесь уместна), – уже однажды сыграла свою огромную роль в жизни того или иного человека, в судьбе государства либо всего мира. Когда-то она подняла дух защитников крепости или помогла установить истину в суде. А может, кого-то из великих мужей огульно обвинила в предательстве и тем обрекла его на неотвратимое крушение. Речь взывает из прошлого вспомнить о ней, рассказать и дать ей самой хоть на пару минут слово. Вспомним, расскажем, дадим.

В книге представлены речи великих людей, оставшихся в истории человечества.

Это основатели религий и религиозные деятели – Иисус Христос, Будда Шакьямуни, пророк Мухаммед, богослов Савонарола, инициатор Реформации Мартин Лютер… В их когорту входят проповедники – Иларион Киевский, Ян Гус, праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), аятолла Хаменеи…

Это политики и государственные деятели – Перикл, братья Гракх, Цицерон, Петр I, А. Линкольн, О. фон Бисмарк, В.И. Ленин, И.В. Сталин, У. Черчилль, В.В. Путин…

Общественные деятели – М.Л. Кинг, мать Тереза…

Полководцы – Г.Ю. Цезарь, А.В. Суворов, Наполеон Бонапарт, генерал Ш. де Голль…

Революционеры – Ж. Дантон, С. Боливар, Э. Че Гевара, Ф. Кастро…

Юристы – А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, Ж. Вержес…

Ученые – И. Ньютон, М.В. Ломоносов, Н. Тесла, А. Эйнштейн, Ф. Нансен, Т.Д. Лысенко….

Философы и писатели – Сократ, Дж. Свифт, М. Твен, Ф.М. Достоевский, А. Камю, А. Швейцер, М.А. Шолохов…

История помнит не только тех людей, кто славен своими военными подвигами и благими делами, как К. Минин, М. Ганди, Ч. Чаплин и др., но и тех, кто, подобно Герострату, готов был сжечь не только храм, но и весь мир. Таковыми были в годы Второй мировой войны вожди Третьего рейха – А. Гитлер, Й. Геббельс… Их пропагандистские речи удивительным образом вдохновляли огромные толпы, возбуждая в них корысть, чванство и ненависть к другим народам.

Нельзя обойти вниманием секретный доклад на XX съезде КПСС первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва, который вбил клин в монолит Советского государства и привел в конечном счете к распаду СССР; выступление в Конгрессе США первого президента РФ Б.Н. Ельцина, в котором он всемирно проклял от имени нашего народа наше же советское прошлое, наших предков, наших дедов и бабушек, наших отцов и матерей…

Несомненный интерес представляют речи, вызвавшие резонанс в мире, иногда искусственно раздутый, произнесенные уже в этом столетии – предпринимателем С. Джобсом, физиком С. Хокингом, спикером Н. Вуйчичем, председателем Европейской комиссии У. фон дер Ляйен, школьниками Г. Тунберг и Н. Десятниченко…

Что есть великая речь? Если мерить ее математически, она может быть великой по модулю, как со знаком плюс так и со знаком минус. Но может стать великой и нулевая речь, речь-пустышка, как это и стало с выступлениями Г. Тунберг на Саммите ООН и Н. Десятниченко в бундестаге. Никто не ожидал от девушки и юноши великих речей – это несколько опрометчиво. (Хотя произнес же 23-летний Дж. Байрон великую речь в палате лордов во время обсуждения законопроекта против разрушителей станков – луддитов.) Выступления этих двух школьников сделали псевдовеликими политиканы и СМИ, раздув мыльные пузыри до вселенских масштабов.

Странно, конечно, размещать рядом столь разные речи – мизантропа Й. Геббельса, наивной девочки-подростка Г. Тунберг и человеколюбца свт. Луки, но что ж тут поделаешь? Люди падки на блестящее и громкое, на всё, что будоражит их ум и душу и не дает насладиться покоем и тихим поиском истины.

Очерки расположены в хронологическом порядке. Завершает книгу выступление (в режиме интервью) американского инвестиционного банкира К.О. Фитт о глобальной экономической войне, вызванной пандемией Ковид-19.

Умен ты или глуп, велик ты или мал,Не знаем мы, пока ты слова не сказал.Саади Ширази

Выражаю горячую признательность за огромную помощь писателю Виктору Ерёмину, моей жене Наиле, дочери Анне и редакторам издательства «Вече» Сергею Дмитриеву и Николаю Смирнову.

Проповедь Иисуса Христа о царстве, разделившемся само в себе (30-е гг.)

Все речи Иисуса Христа в Евангелии – от Нагорной проповеди с ее заповедями блаженства до обличения книжников и фарисеев с призывами горя на их головы, по сути, являются единой проповедью о Царствии Небесном и Воскресении, о воссоединении человека с Богом. Записанный четырьмя евангелистами – Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном, этот боговдохновенный текст представляет собой величайшую речь, которую довелось услышать человечеству за всю его историю. Справедливо также мнение некоторых теологов, что Евангелие – это собрание великих речей Спасителя, в число которых входит и проповедь Иисуса Христа о царстве, разделившемся само в себе.


Иисус Христос проповедовал непрерывно без малого три года, произнеся сотни речей в разных местах и перед разной публикой. Апогеем учения принято считать ответ Спасителя на вопрос: какая заповедь наиважнейшая? Иисус ответил двумя фразами из Ветхого Завета, сведя их воедино: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 37–40; Мк. 12: 30; Лк.10: 27).

Свои проповеди Иисус совмещал с излечением слепых, параличных, прокаженных, воскрешением умерших. Изгонял Он и бесов из людей – как «власть имеющий» над бесами. Книжники и фарисеи («учителя», толкователи иудейских законов Моисея), не раз бывшие свидетелями чудесных изгнаний бесов, недоумевали, завидовали Мессии, негодовали и обвиняли Его в том, что Ему помогает сам князь бесовский Вельзевул.

Вот что говорят евангелисты по этому поводу (Мф. 9: 32–34; Мф. 12: 22–32; Мк. 3: 21–30; Лк. 11: 14–26).

«Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился… А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя… И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его… Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божье… Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух».

Эта речь – кладезь толкований для богословов.

Свт. Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что Иисус, обличая фарисеев, «во-первых, доказывает Свою божественность тем, что открывает их тайные помышления; а во-вторых, тем, что легко изгоняет бесов. Всякое царство, говорит Он, раздельшееся на ся, запустеет; и всяк град или дом, если разделится, скоро разрушится. Поистине, не столько гибельны внешние войны, сколько внутренние; то же бывает в обществах, то же и во всех делах… Будет ли что мало или велико, если оно восстает само против себя, то погибает».

Свт. Хроматий Аквилейский указывает на то, что Иисус показывает иудеям, «что следует стремиться скорее к тому царству, которое не может разделиться, то есть небесному и вечному, к духовному граду Иерусалиму, который остается всегда твердым и незыблемым, и к истинному дому Бога, который никакая враждебная сила не могла и никогда не сможет одолеть, потому что этот дом достаточно безопасен, ибо защищается Сыном Божиим».

Во все времена теологи, обличавшие христианские ереси, рассуждавшие о гибельности разделения Церкви, обязательно ссылались на проповедь Христа о разделении царства.


Проповедь Иисуса Христа. Художник Р. Йелин. Около 1926 г.


Если спуститься с богословских вершин, эту речь можно мерить и земными мерками. Ведь «царством» или «домом» может быть государство, армия, культура, наука, искусство, литература, а «сатаной» – правитель, ефрейтор, священник, художник, домохозяйка и т. д.

Это подтверждается множеством примеров из мировой истории, начиная от трагической судьбы Древнего Израиля и Древнего Иерусалима. Когда в империи один народ восстает на другой, империя в конце концов погибает. О том хорошо сказал И.А. Крылов: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука».

Что же касается отдельно взятого человека – «не только бесы суть сосуды дьявола, но и люди, творящие его дела» (свт. Иоанн Златоуст). Воры и грабители, которые вносят в народ раскол и доводят его до бунта, и есть самые настоящие бесы, обуреваемые славолюбием, сребролюбием и сластолюбием. Не способные ограничить свою корысть и подлость, они вносят раздвоение страны и мира и доводят народ до того, что он вынужден защищаться и спасать свое потомство. «Восстание против злодеев и разъединителей справедливо и есть единственное средство, которое еще может спасти замученных. Что характерно, разъединяет единый народ грабитель, явившийся изнутри как свой, но более предприимчивый и успешный. Якобы сейчас он пограбит, а потом поможет всем – и все будут счастливы» (В.Н. Ерёмин).

В связи с этим речь Христа представляется не только проповедью, но и призывом к действию. «Делай как я!» – это лейтмотив Евангелия. Иисус изгнал менял (банкиров) из храма, а когда фарисеи вернули менял в храм, Он изрек: «Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24: 2). Так и случилось в 70 г., когда разъединенный иудейский народ не смог, а менялы не пожелали защищать Родину.

P.S. Самой яркой (и самой современной) трактовкой этой речи, как неотъемлемой части всего Евангелия, следует признать фильм итальянского кинорежиссера П.П. Пазолини «Евангелие от Матфея» (1964), отмеченный на Международном кинофестивале в Венеции Большим призом экуменистического жюри. Главная мысль режиссера заключалась в «необходимости очищения и обновления общества в современную ему эпоху». В этой картине Иисус Христос – истинный революционер a la Че Гевара, который пошел на смерть ради собственных убеждений. Он тщетно призывал людей отвратиться от грехов, избавиться от лихоимцев и торговцев (бесов, которых стоило изгнать из человеческого общества!), страстно ратовал за социальную справедливость. Режиссер надеялся, что его Христос поднимет народ на буржуа, но кинематографический мессия смог лишь зажечь левых радикалов в студенческой «революции» в Италии 1968 г. В 2015 г. Ватикан назвал этот фильм лучшим фильмом о Христе, который когда-либо видел свет. Очевидно, что речь Христа дошла таким образом и до народа, и до интеллектуальной элиты, и до высших церковных иерархов.

Пророчества Исаии (VIII–VII вв. до н. э.)

Пророк Исаия (ок. 765 – ок. 680 гг. до н. э.) происходил из царского рода, жил и пророчествовал в Иудее (Иерусалиме). Пророчества Исаии о Небесном Иерусалиме, об иудеях и соседних народах, о вавилонском плене, приходе Мессии и др. собраны в «Книге пророка Исаии» (Ветхий Завет). Пророка Исаию часто называют «ветхозаветным Евангелистом».


В трактовке богословов, пророки являются устами Божиими, они свидетельствуют о Боге и о том, что есть истина, а также передают волю Бога, которая заключается в том, чтобы люди жили праведно и готовились к приходу Мессии (Помазанника, Спасителя, Христа). В христианской традиции Мессия – это Иисус из Назарета, распятый на кресте и воскресший из мёртвых. Второе пришествие Христа ожидается в конце времен.

Поскольку земной мир лежит во зле и жить праведно не может никто, пророчества (т. е. речи, обращенные пророками к властителям и к народу) всегда воспринимались людьми как обличение этого мира и их личных грехов. По этой причине многие пророки претерпели страдания и были убиты толпой язычников либо по приказу их правителей.

Как и у других ветхозаветных пророков, в пророчествах Исаии «два мотива. Первый – свидетельство, что люди живут не так, как должны жить по замыслу Творца. Второй – исповедание: сейчас они и не могут иначе жить, потому что отлучены от Богообщения, а без Бога человек – всего лишь грешная земля, в которой произрастают только тернии и колючки. Только когда Бог вспомнит народ Свой, тогда сердца изменятся» (Константин Корепанов).

Книга пророка Исаии состоит из 66 глав, в которых содержатся пророчества об иудеях и израильтянах, о соседних народах, носителях языческого культа – сирийцах, ассирийцах, вавилонянах, моавитянах, египтянах, о событиях той поры и грядущем явлении Мессии, рожденного от Девы, и Его страданиях. Исайя пророчествовал 60 лет, но все его речи (обличения, утешения, предостережения) были слагаемыми одной единой речи, исходящей от Бога. В принципе, пророчества всех ветхозаветных пророков можно было бы свести в одно Пророчество о праведности и приходе Мессии. Пророчества Исаии выходят далеко за границы древнего иудейского и христианского миров. Они – для всех и на все времена. Войди они в сердца и умы всех людей, может, и мир ступил бы на праведный путь. Впрочем, это скорее из области социальной фантастики…

К пророческому служению двадцатилетний Исаия был призван Божиим откровением. Молодому человеку было видение Господа, сидевшего на высоком престоле, окруженного ангелами, взывавшими друг к другу: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его». Служение Исаии, обладавшего широким государственным кругозором и замечательным поэтическим талантом, проходило при 5 царях. При Озии и его сыне Иофаме Иудея достигла своего могущества. Оборотной стороной процветания государства стало падение нравов его жителей, ослабление веры в единого Бога и увлечение идолопоклонством. Исаия обличал народ в роскоши, в неспособности сострадать сирым и убогим, призывал к покаянию и одновременно утешал надеждой на милость Божию. При царе-идолопоклоннике Ахазе вера в людях ослабла окончательно, а с «упадком религии и нравственности пошатнулось и политическое могущество государства», вследствие чего Иудея попала в зависимость от Ассирии, переняв от нее и языческий культ. Остатки прежнего монотеистического верования сохранились в народе лишь благодаря истовому служению Исаии. Сменивший Ахаза благочестивый царь Езекия вместе с Исайей призывал народ поклоняться истинному Богу, уничтожал языческие капища, предметы идольского служения. Однако народ настолько закоренел в идолопоклонстве и лицемерии, что когда после смерти Езекии на трон взошел нечестивый царь Манассия и стал силой вводить в стране язычество, народ охотно принял это. По царскому приказу пророка, грозно обличавшего нечестие властителя, судей и всех, кто стоял возле царской кормушки, предали мучительной смерти.

Особенно возмущали пророка разврат и вероотступничество народа: «Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как содомляне, не скрывают. Горе душе их, ибо сами на себя навлекают зло!» По одной версии, от гнева Манассии пророк скрылся в полом дереве, и царь велел перепилить это дерево вместе с Исаией. По другой версии, Исаия был перепилен деревянной пилой между кедровыми досками.

Насколько актуально служение Исаии сегодня? Пророк Исаия «так ясно описывает будущее, говорит блаженный Иероним, что кажется, не столько предсказывает будущее, сколько излагает историю времен минувших» (архимандрит Никифор Бажанов).

Всё сбылось, как говорил Исайя. Скажем, о страстях Христовых. «Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом… Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его». «Предсказание о страданиях Спасителя, – замечает профессор А.П. Лопухин, – написано так ярко, как будто сам пророк присутствовал при кресте».


Пророк Исаия. Художник А. Балестра. XVIII в.


В качестве иллюстрации приведем лишь несколько цитат из пророчеств Исаии, начинающихся словами «горе тем, которые…» – сегодня они все злободневны, как никогда.

«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры[1] и до позднего вечера разгорячают себя вином.

Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!

Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!

Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?»

Горе тем, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!

Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот».

Исаия предупреждал, что избранный народ за его нечестие отвергнет Бог, спасутся немногие, а в Царстве Мессии станут пребывать уверовавшие языческие народы. Так оно и вышло.

И напоследок: разве скорбь, утешение и надежда пророка, разве молитва Исаии о древнем еврейском народе не относится и к нашему российскому народу, ко всем соседним и дальним народам?

«Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас. И нет призывающего имя Твое, который положил бы крепко держаться за Тебя, поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое и оставил нас погибать от беззаконий наших. Но ныне, Господи, Ты – Отец наш, мы – глина, а Ты – Создатель наш, и все мы – дело руки Твоей. Не гневайся, Господи, без меры, и не вечно помни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой».

Проповедь Будды в Бенаресе (527 г. до н. э.)

Духовный учитель, легендарный основатель буддизма – Будда Шакьямуни (563 до н. э. – 483 до н. э.) является ключевой фигурой в этом учении, персонажем пантеона дхармических религий (индуизма, религии бон и др.). Первую свою проповедь, заложившую основы буддизма, Будда произнес после «пробуждения» в возрасте 36 лет для пяти своих учеников-аскетов в Сарнатхе (Оленьей роще) – пригороде Бенареса (ныне Варанаси – индийский «город света», «город мертвых»). Считается, что после этой проповеди была повёрнута Дхармачакра[2], и тем самым учение Будды получило своё начало. Позднее проповедь назвали Дхармачакра-правартана-сутрой – «сутрой запуска колеса учения».


Для желающих узнать, что такое буддизм, лучше всего начать с первой проповеди Будды. В ней в сжатом виде есть главные постулаты буддизма, без множества терминов, имен и пояснений, которыми изобилуют позднейшие труды и справочники этого учения.

Сын раджи одного из маленьких индийских княжеств, Сиддхартха Гаутама Шакьямуни жил во дворце, в роскоши и великолепии, не зная трудов и житейских забот, не ведая, что в мире царят болезни, страдания и смерть. От всего этого его, потерявшего в младенчестве мать, укрывали заботы отца. Сиддхартха уже в детстве изумлял учителей своей тягой к знаниям и мудростью. В 29 лет принц впервые выбрался из своей золотой клетки и встретил нищего старика, прокаженного, погребальную процессию и отшельника-аскета. Увидев, что реальная жизнь – темница, наполненная страданиями, где все люди, от нищих до царей, узники, Гаутама пришел к выводу, что постичь причины страданий, а значит – избавиться от них, можно только путем самопознания. Гаутама покинул дворец и стал аскетом. За время 6-летнего отшельничества он познакомился с ведической философией, трактатами Упанишады, основами древнейшей религии – брахманизма, общался с мудрецами и йогинами. Через аскезу, глубокие размышления и медитации Сиддхартха пришел к собственной философии, свободной от влияния других учений, и ощутил себя свободным от оков материального мира. Прозрел – «пробудился» принц в 36 лет. Усевшись под фикусовым «деревом пробуждения» Бодхи в роще Урувелла, Гаутама решил, что не встанет, пока не постигнет истину. После 49 дней медитации ему открылись тайны и внутренние причины кругооборота жизни. Это состояние «осенения истиной» стало моментом рождения Будды. Преодолев искушения демонов злого духа Мара, мудрец пришел в Сарнатх близ Бенареса и прочел пяти аскетам свою первую проповедь, в которой изложил тезисы нового учения. По легендам, речь Будды слушали еще и две газели.

Проповедь посвящена четырем благородным истинам, включающим и благородный восьмеричный путь, ведущий любое существо в состояние пробуждения (бодхи, нирваны и т. п.).

Повторимся: сама речь понятнее множества ее интерпретаций.

«Есть, о монахи, две крайности, которым не следует подвижник.

Какие две?

Одна – это склонность ко всяким похотям, пошлая, низкая…

Другая – это склонность себя изнурять, тяжкая, бессмысленная.

Какая же дорога ведёт к знанию, к умиротворению, к постижению, к пробуждению?

Истинно! То восьмеричный Благородный путь: истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усердие, истинное размышление, истинное сосредоточение.

На страницу:
1 из 4