bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 17

Многое в жизни и деятельности Чингисхана отражало нравы Средневековья, но во многих своих начинаниях он опередил время, и в XXI веке окажется востребованным многое из его опыта: признание всех народов равными; глобализация на основе общих инфраструктур, а не на доминировании одной культуры; использование наряду с иерархическими также и плоских структур.

Несмотря на бесконечные победы, которые одержал Чингисхан, он не страдал от чувства всевластия, приговаривая: «Сумей сделать людей гордыми. И гордыня их сделает глупыми. И тогда ты возьмешь их…»

* * *

Наследие Чингисхана, повлиявшее на культуру всей Евразии, впоследствии сохранилось далеко не во всем и не везде. В 1313 году хан Узбек совершил исламскую «революцию», введя шариат в Золотой Орде. Хорезмские купцы обещали поддержку Узбеку своими голосами на выборах хана, а взамен требовали введения ислама в качестве государственной религии. Многие мурзы, отказавшиеся принять ислам, ссылаясь на Великую Ясу (Свод законов) Чингисхана, были казнены. Кое-кто убежал в Москву, которая со времен Менгу-Тимура была полутатарской. Преобразования Узбека не коснулись православия. Монастыри, как и прежде, не платили налоги. Время правления Узбек-хана – период расцвета империи и золотой век православия. В Татарстане кое-кто отмечает 1313 год как мусульманский праздник, однако это скорее повод для размышлений. Расцвет Золотой Орды был подготовлен предыдущим правлением Бату, Берке, Менгу-Тимура, Тохты и др. Узбек-хан всего лишь пожинал плоды прежней политики, следовавшей Великой Ясе.

Золотая Орда была самым передовым государством на то время. Она имела великолепную инфраструктуру в виде дорог и торговых городов, устойчивую финансовую и налоговую систему, передовое законодательство, свободные экономические зоны по всему Черноморскому побережью с самыми большими на то время портами в Каффе (Феодосии), Солдае (Судак) и др. В Каффе одновременно останавливалось до 200 судов со всего мира. Генуя и Венеция имели свои колонии для торговли. Основным товаром была пшеница, в которой нуждалась Европа. Все говорило о готовности страны к капиталистическим отношениям, но шариат помешал создать банки, хотя процент неявно уже содержался в вексельном обращении и торговых сделках. Генуя и Венеция за счет торговли с Ордой обогатились. Папа Римский под давлением купцов разрешил нехристианам учреждать банки. Так в Генуе возник капитализм, а татары остановились в своем развитии. Виной тому шариат.

Золотая Орда жила в эпоху, когда закрылись «врата иджтихада», т. е. вместо свободомыслия вступил в силу таклид (следование авторитетам). Богословы посчитали, что все, что нужно для жизни, уже описано в книгах и зафиксировано в мазхабах. Татары приняли ханафитский мазхаб, т. е. свод средневековых законов. Мысль остановилась. А ведь ислам был привнесен в этот мир для прогресса.

За последние годы появились, кроме существовавших течений в исламе, еще новые доктрины, порой весьма радикальные. Сказать, что ислам и террор несовместимы, – ничего не сказать. Факт остается фактом, мусульмане берут в руки оружие и идут убивать неверных и друг друга. При этом ссылаются на Коран, где сказано: «По окончании священных месяцев убивайте язычников, где бы их не встретили» [9:5][6]. Этот аят имел в виду вполне конкретную группу людей, нападавших на мусульманскую общину во времена Мухаммеда. Враждебный по отношению к ним аят был связан не с самой религией, а с враждебностью со стороны язычников Мекки. В то же время в Медине язычники были совсем другими, они защитили мусульман от мекканцев, дали им кров и свое покровительство. Тем не менее сегодня фанатики всех не согласных с ними объявляют отступниками хуже язычников и идут на них с оружием.

В Коране есть противоречия между аятами мекканского и мединского периодов, их невозможно примирить – одни отрицают другие[7]. Поэтому мусульманские правоведы посчитали аяты мекканского периода отмененными (насх) как более ранние. Но дата Откровения не является критерием, по которому можно одни аяты считать по силе выше других. Некоторые богословы ссылаются на хадисы для отмены стихов Корана. Однако говорить, что хадисы выше коранических Откровений, значит принижать волю Аллаха.

Господь обращался к разным аудиториям: одни аяты были ниспосланы для всех народов и на вечные времена, а другие – конкретно для арабов раннего Средневековья. Такое различение аятов исключительно важно с точки зрения современности. Например, джихад как война с неверными имела вполне объяснимый смысл в конкретной обстановке. В то же время Пророк различал малый джихад с применением силы и высший джихад, который предполагает мирное продвижение ислама. Малый джихад нужен был, когда существовала угроза мусульманам со стороны других государств. В Коране сказано: «Кто действует против вас насилием, действуйте насилием против него, как он действовал против вас» [2:194]. Из-за одного аята о войне упразднили множество других аятов о прощении, терпимости, снисходительности, забыв, что в той же суре «Корова» сказано: «Сражайтесь на Божьем пути с теми, которые воюют против вас, но не делайте несправедливостей, ибо Бог не любит несправедливых» [2:190]. Малый джихад, если он справедлив, то объявляется в целях самообороны, для борьбы с насилием и тиранией, что вполне вписывается в текст Корана и рамки международного права. Сегодня вопросы войны и мира регламентируются не так, как в прошлом. Поэтому под джихадом следует понимать то, что оно буквально и означает – «усердие», битва с «дунья» – материальным миром за духовное начало, борьба с неверием в себе. Такой смысл дан Господом на все времена.

Отношение ко многим кораническим понятиям со временем меняется, поскольку меняется сама жизнь. Кризис исламского мира, его отсталость в науках, образовании, экономике объясняются ограничением иджтихада (свободомыслия). Средневековые путы заморозили исламскую мысль. Те, кто предлагает вернуться к истокам, самому Корану, опыту первых последователей, оказываются в конечном итоге фундаменталистами, поскольку не учитывают изменение времени. Остановившаяся история – это мертвая история. Возвращение к истокам – это всегда интерпретация Корана с позиции сегодняшнего дня, а не копирование поведения сподвижников Пророка. Великий Абу Ханифа о наследии сподвижников Пророка говорил следующее: «Конечно, было бы достаточно того, чем ограничивались они, если бы я сподобился жить в их эпоху»[8]. Следует заметить, что сам Абу Ханифа жил в конце VII – начале VIII века, т. е. не в столь отдаленное время от эпохи Мухаммеда. Его слова тем более актуальны для нашего времени, о чем забывают ханафиты. Во времена Пророка не было бумажных денег, пересадок органов, клонирования и полетов в космос. Сегодня нет рабства и набегов, люди живут не племенами, а нациями. Иудеи стали другими, и христиане изменились. Жизнь арабов VII века поучительна, но она осталась в прошлом.

В 1804 году татарский богослов Курсави предложил открыть «врата иджтихада». С него началось движение джадидизма, совпавшего с подъемом капитализма. Суть реформирования ислама состояла не в создании нового течения со своими авторитетами. Смысл джадидизма состоял в признании плюрализма в исламе, открытости к новым знаниям, терпимости к другим религиям. Выдающийся татарский богослов Муса Бигиев изучал многие религии, для чего не только ездил к мусульманам различных течений, но также изучал язычников, знакомился с буддизмом, даже учил санскрит. Христианство он хорошо представлял, поскольку жил среди них. «Если мы будем рассматривать все религии как звенья эволюции одной религии, – пишет он, – тогда отпадет необходимость обвинять какой-либо народ в безбожии или враждебно относиться к нему из-за исповедуемой им религии»[9]. Он писал, что все религии истинны, просто у каждой из них свой путь к Господу. Муса Бигиев понимал сложность своей позиции. «Я знаю, – писал он, – ишаны и имамы не примут моих слов. Конечно же они, фанатично преданные не столько исламу, сколько неизвестным даже им самим до конца ашаритским и ханафитским мазхабам, и обвиняющие в безбожии всякого, кто не отвечает их невежественным притязаниям, не смогут уверовать в то, что спасено будет все человечество»[10]. Сторонников мазхабов повергло в шок его утверждение, что ад не вечен, а милосердие Аллаха абсолютно.

Истинный путь верующего – искать спасения не только для собственной души, но и всего человечества. Этого нельзя делать через исламизацию или христианизацию, а только благодаря признанию всех религий истинными. По Корану Бог един, но религии разные. Коран весьма терпим ко всем людям, творящим добро. Сказано: «Тем, которые уверовали, иудеям, христианам, сабеянам и всем, кто уверовал в Бога и в последний день и кто творил добро, будет награда от Господа, и им не будет ни страха, ни печали» [2:62]. Быть правоверным для Господа предпочтительно, но не является категоричным требованием. Творить добро для людей – безусловное предписание. Поэтому Муса Бигиев утверждал: «Чтобы ни один из несчастных людей не оказался обделенным этим бескрайним милосердием и чтобы перед людьми не закрылись широко открытые ворота бесконечной Его милости, я заявляю, что спасено будет все человечество»[11]. По его теории «абсолютной Божьей милости» благодать Господа объемлет все его творения, вне зависимости от того, какого вероисповедания они придерживались при жизни. Сказано: «Господи, говорят они, Ты все объемлешь милосердием и знанием» [40:7].

Неизменен Коран и един Аллах, а течения в исламе разные. Единство мусульман заключается в признании плюрализма в исламе. Именно это должно объединять мусульман. Сегодня популярно утверждение о единстве ислама, однако на практике это сводится к требованию признать верным чье-то конкретное толкование, остальные объявляются отступниками. Отсюда конфликты между мусульманами. Многообразие опыта не ослабляет мусульман, напротив, оно обогащает мир новым знанием.

Изначально ислам несет в себе не только легкость, но и гибкость. Он традиционен в той мере, в какой истины остаются вечными, и одновременно современен, так как новые условия жизни людей требуют толкования Корана в соответствии с обстоятельствами, временем и особенностями страны. Рамки Корана достаточно широки для различных интерпретаций.

* * *

Чингисхан был не только воплощением Средневековья, но он в своей Великой Ясе определил пути выхода из этой эпохи. К сожалению, перипетии судьбы привели к отступлению от его предписаний и завели Евразию на задворки истории. Многим кажется, что история осталась в прошлом, но она ни в прошлом, ни в настоящем, а в будущем. Достаточно оглянуться назад, чтобы увидеть будущее.

Рафаэль Хакимов,директор Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан,доктор исторических наук, вице-президент Академии наук Республики Татарстан

Предисловие Джудит ДеЛозье к русскоязычному изданию

Данный проект, по моему мнению, прекрасный пример продуктивного сотрудничества, динамической командной работы и коллективного разума. Главная его идея – создать в процессе взаимодействия нечто новое, способное привнести в мир больше духовности и помочь нам вспомнить о забытых истинах. Мы все люди, и знаем, как поддержать другого. Наша суть – это наша человечность. Когда мы говорим о Божьих законах, я думаю, мы имеем в виду нашу доброту как человечества. Какие-то законы сообщают нам, что можно согласиться с чем-то, какие-то законы поддерживают в наимудрейшем использовании энергии, что освобождается через действия. Как сказал Грегори Бейтсон: «Мудрость приходит тогда, когда два человека могут сесть за столом друг напротив друга и обсуждать свои различия без необходимости менять друг друга». Истинная красота рождается тогда, когда люди с разными взглядами, убеждениями и ценностями могут вести глубокий диалог, превращая отдельные умы в коллективный разум, который может изменить мир.

Да пребудет с вами сила, меняйте мир к лучшему!

Джудит ДеЛозье,сосоздатель нейролингвистического программирования (НЛП)

Предисловие Марка Кукушкина к русскоязычному изданию

Давно уже при знакомстве с текстами книг и проектов я не испытывал такого внутреннего волнения, как при знакомстве с проектом и книгой Karmalogic. Осознаю это волнение как знак глубины и даже дерзости проекта – попытки прикоснуться к универсальным законам человеческой судьбы, определив возможности управления судьбой со стороны самого человека.

Автор проекта и книги ставит чудовищного масштаба – по вовлекаемому в этот культурологический танец материалу, по требуемой эрудиции – задачу: приблизиться к пониманию законов кармической логики (выделено. – А. С.). И «спасают» его – от скатывания в случайные примеры, частные умозаключения или следование одной традиции (а как много книг, где с автором или его творением происходило что-то подобное) – три вещи, три обстоятельства.

Во-первых, автор интегрален по самому способу производимой им работы. Считаю, что в этом смысле Алексей Ситников действует в традиции интегрального подхода (мое предыдущее «волнение» несколько лет назад было связано со знакомством с работами и личностью Кена Уилбера, эта преемственность «волнений» мне представляется не случайной). Автор бережно собирает и интерпретирует учения и представления различных традиций и практик не через противопоставление, а через синтез, через великий союз «И».

Во-вторых, проект «Karmalogic» – проект с открытым кодом. Проект, который оформлялся и будет развиваться в широкой сети коммуникаций. Который даст старт многим уточнениям и публикациям. Проект-движение, проект-сеть.

В-третьих, данный проект призван запустить сам процесс рефлексии, встречи человека с универсальными законами, со своей судьбой, диалога с миром вне и внутри себя. Выбор «верю – не верю» будет личным выбором каждого встретившегося с этим проектом, но полученный опыт ценен. И даже бесценен.

Отмечу то, что для меня ценно в этом проекте:

• утверждение вертикального измерения в нашем горизонтальном, постмодернистском мире,

• возможность, создаваемая проектом, для диалога носителей различных картин мира (в частности, религиозной и нерелигиозной),

• наличие коммуникативного и «игрового» движка, создающего возможность для процесса познания своей судьбы, для вовлечения «иконоборцев» – тех, кто вряд ли осилит текст книги.

И последнее. За Алексеем Ситниковым я с интересом слежу уже много лет, со времен Новосибирского Академгородка и его карьеры в НЛП (а последнее время нам удается и сотрудничать). И на всех поворотах его персональной судьбы с удовольствием отмечаю совмещение высокого уровня концептуальности с практико-ориентированностью.

Именно этот акцент на практических аспектах «кармалогики», на личном вкладе человека в свою собственную судьбу и позволяет прогнозировать счастливую судьбу самого проекта. И «плюс в карму» – автору.

Марк Кукушкин,тренер-консультант, автор проектов «Открытый Тренерский Университет» (ОТУМКа) и «ПиР: Практики Развития», доцент ВШЭ

Предисловие Сергея Градировского к русскоязычному изданию

О чем задумался ситников?

О summa legibus – сумме законов. Причем не природы и не общества, а той сферы, что управляет всем. Это по-настоящему дерзко, и первые предложенные результаты указывают, что пусто не будет. Но «кто я? Что может знать маленькая рыбка, живущая в океане, о самом океане?» – вопрос одного из Писаний.

Ситников предлагает всем живым поднапрячься и это узнать. Друзья, нам поступило предложение с настоящим вызовом. Но насколько оно безнадежно, чтобы стать настоящим вызовом?

В предисловии к книге прилично обсудить метод, предложенный автором.

Мы живем в век платформенных решений. И пожалуй, Ситников угадал способ адаптации этого тренда – разворачивание его на привычном для себя поле деятельности. Перед нами платформа большой исследовательской программы.

Нам предложено идти вместе, но можно ли вместе дойти до поставленной цели? Могут ли в принципе люди совместно и наилучшим образом выделять законы жизни? Или они начинают играть на понижение, бессознательно договариваться о том, на чем им остановиться, что им понятней, приятней, удобней? Помните: «Сошлись на десяти, увы, но прелюбодеяние вошло»? Это же человек! Почему я должен ему верить?! Почему люди, в целом склонные врать себе и близким, в таком труде, как создание скрижалей (извлечение законов), выполнят эту работу хорошо? В какой мере предложенный метод гарантирует результат?

Другая трудность. Есть в Писании такое утверждение: «Те, кто следует дхарме, положат начало новому времени. И это предрешено». Тогда вопрос: законы Вселенной, законы Всевышнего – они извечны и непреложны или даже они меняются? Они меняются, ибо есть те, кто, следуя путем дхармы, кладет начало новому времени. Значит, конституция живого имеет поправки? Например, мы знаем, что для тех, кто одарен большим, с них и больший спрос.

И все это регулируется одними законами? Или нет? Но если существуют законы для разных лиг (кругов чистилища), если они, в сущности, могут быть разными, что тогда обеспечивает единство мира? И тут же слышно возражение: разве закон обеспечивает единство? Ведь есть и то, что вне закона, что от благодати, что от любви… А разве любовь нуждается в единстве? Оно таковым считается только со стороны…

Пожалуй, все это уже начинает выходить из-под контроля… Когда жизнь выходит из-под контроля, нужно просто успокоиться. Контроль – тоже понятие из словаря закона, но в словаре благодати его нет.

И тем не менее «Бог правит миром через законы», напоминает Ситников своим доверчивым читателям. Тезис старый, твердый как гранит и конечно же абсолютно не верифицируемый. И что? Разве это кого-то когда-то останавливало?

Различные традиции говорят о том, что Бог добросовестно старается сообщать законы, на основании которых Он всем правит. Он ведь не мошенник. И не нуждается в мошенничестве. Бог добросовестно сообщает законы, заведомо зная, что человек жестоковыен. Есть Тот, Кто вновь и вновь посылает знание тем, кто хочет слышать и уже преодолел собственный здравый смысл. Бог милосерден. Но не мы. Потому закон. И потому подлинный интерес представляет не открытие закона, а принятие его – всем сердцем своим, всею душою, всем разумением своим. Это начала экзистенциальной инженерии – достижение целей, с опорой на непреложность.

Что мне действительно симпатично в проекте, так это акцент на личной ответственности каждого из нас за существующий мир. Пенять – нельзя. Вот мой вклад в Karmalogic. Только тот, кто видит достоинства других, сам достоин. В пределе ведь ничего нет, что бы мы сами не сотворили вокруг себя. Это тоже закон. Но есть и те, чья воля к Новой земле и Новому небу взрывает Закон. Они носители призыва. Они осознанно меняют действительность, произнося привычное «на земле, как на Небе». Пусть здесь-и-сейчас будет таким же, как Там-Навсегда.

Я, пожалуй, зануда, ведь задумался о пользе барьера. Знаю, что Ситников его не установит. Это его проект. Но я упорно думаю о фильтре. Думаю, что данный проект особенно полезен для тех, кто уже справился с первыми пятьюдесятью годами. И отчитался. Именно справился, потому что он неплох. А это значит, он что-то понимал в этих законах и даже начал догадываться о своих правонарушениях. Но тот, кто уже справил свой первый юбилей (напомню, понятие юбилея пришло к нам от евреев, которые не разменивались, шаг юбилея в 50 лет, и только!), тот, кто готов начать новые пятьдесят славных лет, кто в действительности готов к совершенно новой жизни, – да, тот может извлечь из этого проекта больше. Много больше. Зачем мелочиться? Имеет значение только готовность к новому рождению! И вот ему-то и явлена сила слышать закон, следовать закону, войти в силу исполнения безупречности и преодолеть закон. Стать свободным.

И в этом смысл.

Сергей Градировский,руководитель проектов «Антропоток» и «120-летний человек»

Предисловие Алексея Куртова к русскоязычному изданию

Никогда не думал, что буду писать предисловие к Законам жизни. Но, как говорят мои учителя в НЛП, для того, чтобы стать богом, нужно почувствовать себя богом. И вот сейчас, с этих головокружительных высот, хочу сказать несколько слов об этом интересном проекте.

Если ты хочешь сделать что-то важное для большого количества людей, сначала обсуди это с ними. Мне очень импонирует, что для создания упорядоченного набора постулатов жизни использован краудсорсинг. Это эффективно с точки зрения накопления максимального опыта и знаний. И еще важно, что тщательная и всесторонняя обработка формулировок позволяет бесконфликтно согласовать множество совершенно разных, порой диаметрально противоположных взглядов.

Как, на почве чего можно пытаться найти общий язык и понимание друг друга в мире разных религий, разных укладов жизни, разных условий существования и даже выживания? Только на основе кроссрелигиозных и внемировоззренческих ценностей. Какие это могут быть ценности? Проект Karmalogic показывает – это ценности и понимание той части жизни человека, которая не зависит от цвета кожи, религии или континента. С небольшой долей пафоса эти законы можно назвать нравственными законами. Они не меняются с течением времени. Они стоят над убеждениями и моральными ценностями. И, при качественном формулировании, скорее всего, не зависят от времени.

Может быть, это как раз тот подход, который позволит передавать мудрость и понимание жизни от одного поколения другому? Меняются эпохи, меняются моды, меняются политики. Даже на одной территории возникают новые культуры, государства и ценности. Но сегодня, когда политика из стихийно развивающейся переходит в состояние проектируемой, должны быть основы для общемирового понимания – какую формировать политику, куда звать людей. Политика – это построение основ жизни следующих поколений. Как мы можем думать о жизни наших детей? Как наши потомки поймут нас? Только с помощью одинакового восприятия места человека в этом огромном и таком разнообразном мире.

На кольце Соломона было написано «Пройдет и это». Но кольцо – оно само было неизменной основой мудрости вечного изречения. Пусть эти законы станут кольцом, основой, на которой легко и понятно можно будет написать очередную человеческую мудрость.

Алексей Куртов,президент Российской ассоциации политических консультантов

Предисловие Джона Теуркофа к русскоязычному изданию

Как гражданин мира, я жил и работал в более чем 30 странах. Ключ к успеху – это способность как можно быстрее адаптироваться к новым условиям, стать частью нового сообщества. С Алексеем я познакомился во время совместной работы в Сбербанке России, где мы оба были советниками Президента и Председателя Правления. Мы смогли стать непосредственными свидетелями того, насколько влиятельны группы и сообщества в процессе реальных изменений в организации.

Проект Karmalogic базируется на похожей философии – использовать силу групп и сообществ людей для сбора жизненной мудрости по всему миру. Давайте поможем людям объединиться на более глубоком уровне, черпая уроки из жизни, писаний, пророчеств и размышлений. А с помощью технологий мы сможем преодолеть расстояние до общедоступных истин.

В моих жизненных принципах есть одна мудрость: «Бог дает нам 24 часа каждый день, чтобы оставить положительный след в чьей-то жизни».

Вот и все. Очень просто. Спрашивая себя каждый день «Что ты сегодня сделаешь и для кого?», можно значительно улучшить жизнь многих вокруг. Таким образом, вы начнете или продолжите цепную реакцию.

Время пошло…

Джон Теуркоф,ведущий эксперт индустрии финансовых услуг

Предисловие Григория Аветова к русскоязычному изданию

Совсем недавно про карму говорили исключительно йоги, вернувшиеся с Тибета предприниматели и посетители какого-нибудь «Джаганната». Но чем больше развивается предприниматель, чем больше он взаимодействует с другими людьми, тем чаще он наблюдает, что этот условный «закон кармы» работает. И вот сейчас вопрос «кармы» для левополушарного циничного коммерсанта – это важнейший элемент при принятии решений или совершении каких-либо действий.

Впервые на российских книжных полках появится полный свод основных кармических законов. Это очень важная работа. Ключевая ее ценность заключается в том, что сборник кармических законов включает в себя все основные направления религий и учений и в полной мере отражает принципы нарушения, которое повлечет за собой шлейф негативных последствий.

С радостью буду вместе с вами постоянно возвращаться к этому труду как к ориентиру и своеобразному маяку в непростом мире российского бизнеса.

Григорий Аветов,ректор школы бизнеса «Синергия», к.э.н.

Предисловие Игоря Писарского к русскоязычному изданию

Многими неглупыми людьми в разные периоды жизни овладевает искушение попытаться постичь Божий промысел, понять, объяснить законы, которыми управляется судьба, разложить по полочкам и алгоритмизировать то, что, казалось бы, остается целиком в ведении Провидения.

На страницу:
2 из 17