Полная версия
Долгая дорога в страну возрастных изменений
В тот теплый августовский вечер мы долго пили чай под раскидистым деревом, приютившим всех приехавших поздравить бабушку. Лето прощалось с дачным сезоном, а мы, сами того не ведая, – с любимым человеком. Через месяц бабушки не стало. Ей не удалось осуществить мечту необременительного для окружающих и самой себя ухода из жизни. Она хотела умереть, догоняя отходящий от остановки троллейбус. Последние три года ее жизни были очень не просты, однако ангел-хранитель послал ей помощь, которая пришла со стороны бывшей невестки и ее сестры, то есть моих матери и тетушки. Если бы не они, то и представить не могу, как бы она одна справилась. Институт нянек, сиделок и компаньонок только начинал возрождаться в начале девяностых прошлого века, и найти правильного человека было архисложно. Тем не менее, как тогда, так и сегодня, у всех у нас имеется выбор: либо ты полностью посвящаешь себя уходу за близким родственником, либо за немаленькие деньги покупаешь свободное время и индульгенцию, морально освобождающую от непрерывной каждодневной бытовой ответственности.
Помните эпизод из симпатичной комедии сорокалетней давности «По семейным обстоятельствам», в которой Анатолий Папанов блистательно сыграл эпизодическую роль няни? С одной стороны, он хотел помочь дочери, а с другой – боялся брать ответственность за собственную внучку. Он нашел компромисс и устроился в чужую семью ухаживать за ребенком, чтобы на заработанные им деньги дочь могла нанять няню.
В реальной жизни подобная ситуация подкарауливает нас постоянно, неминуемо ставя перед непростым выбором. Эта ситуация представляется мне в виде некой формулы Заботы. Ее составляющими элементами могли бы быть:
а – материальные затраты на оказываемые услуги по заботе;
b – личное участие в процессе организации заботы;
c – оценка уровня заботы со стороны объекта;
d – оценка уровня заботы со стороны общества
и наконец
e – самооценка роли организатора заботы.
Многолетние наблюдения и личный опыт позволяют мне вывести следующее уравнение, описывающее формулу Заботы, которую можно было бы исчислять в кэрах (от английского слова care – забота):
X = кэре.
Хочу обратить внимание на то, что величины a, b, c, d, e устанавливаются индивидуально, в пределах от единицы до десяти, в зависимости от приоритетов данных параметров у организатора Заботы. Расчеты по этой формуле более чем в 200 случаях наблюдений показали, что средняя величина уровня Заботы составляет ~ 2,5 кэре.
Надеюсь, вы понимаете, что результаты расчетов носят исключительно субъективный характер, а сама формула может быть дополнена целым рядом детализирующих параметров, таких как качество услуг, частота их оказания и т. д. Тем не менее, на мой взгляд, данная формула может в общем и целом дать примерную оценку уровня Заботы.
Пока что я выступаю как организатор процесса ухода за близкими, но ведь однажды мне придется перейти в другую категорию. И мне хочется отдалить сей момент на неопределенно длительный период. Это желание вынуждает меня регулярно делать всяческие обследования, а для профилактики две-три недели в году проводить в санатории. Кстати, о неполадках собственного организма я узнаю из эпикриза, выдаваемого лечащим врачом после отбытия срока в лечебно-оздоровительном учреждении. В былые советские времена пациенту на руки сей документ не выдавался, он пересылался в поликлинику, где вы обслуживались. Сегодня все изменилось, и прежде всего отношение к врачебной тайне: ее вроде бы как больше не существует. Теперь пациент просто обязан знать, что с ним не так, и эпикриз этому помогает как нельзя лучше. Сдержанно, в кратких и четких выражениях он информирует, что у вас успешно прогрессирует атеросклероз, в сосудах продолжают расти холестериновые бляшки, имеются серьезные нарушения метаболизма, в нижней части тела растет миома, а в правом глазу зреет катаракта. Тем не менее вы практически здоровы в рамках ваших возрастных изменений. В то же время эпикриз ясно дает понять, что вы находитесь в зоне постоянного риска и вам пора свыкнуться с мыслью, что из охотника вы превращаетесь в объект охоты. Болезни и недуги точат ножи, чистят ружья, копают ямы, ставят капканы, и весь этот убийственный арсенал предназначается вам.
Каждый день вы ходите по минному полю. От случайного падения и перелома чего-нибудь никто вас не защитит. Ваш собственный дом перестает быть крепостью, он бесстыдно объявляет вам войну, доводя до изнеможения. Для начала дом вероломно прячет необходимые вещи и заставляет их бесконечно искать. Его любимая забава – продуть вас сквозняком, зацепить ногу за ковер, задеть углом стола, поставив синяк. А как ему нравится превращать пол ванной комнаты в каток, чтобы вы неминуемо поскользнулись! По ночам он ведет себя еще активней: насылает бессонницу и до утра пытает неприятными мыслями. Однако главная его задача – вогнать владельца в депрессию. Для достижения намеченной цели дом по вечерам включает телевизор и пичкает вашу голову информационными ужасами текущего дня. Вам хочется отвлечься, и вы неминуемо попадаете в очередную ловушку, ибо по рекомендации дома вы обзаводитесь кабельным телевидением с невиданным пакетом разнообразнейших программ. Вы подсаживаетесь на отвлекающе-развлекающее и из любопытства начинаете смотреть телеканалы, призывающие к здоровому образу жизни. Через некоторое время общения с экранными квалифицированными врачами, народными целителями, экстрасенсами вы, с одной стороны, решаете, что можете разобраться самостоятельно с медицинскими проблемами, а с другой – вам начинает казаться, что вы обладатель одного из top ten (десятка ведущих) заболеваний.
В список десяти самых распространенных в мире недугов входят хорошо известные инсульт, инфаркт, рак. Немногим удается избежать деменции, успешно скрывавшейся до недавнего времени под именем «маразм». В большую моду вошел Альцгеймер, и невероятной популярностью пользуется Паркинсон. В этой связи появился даже анекдот:
– Знаешь, Петя, выбирая между Альцгеймером и Паркинсоном, я останавливаюсь на последнем.
– И почему это, Вася?
– Потому что лучше расплескать полрюмки водки, чем забыть, где стоит бутылка.
А знаете, кто рвется в лидеры? Я была удивлена, узнав, что это диабет. Прошли те времена, когда считали, что он передается исключительно по наследству. Сегодня враг человечества пренебрегает родственными связями. Он коварно берет в плен всех подряд, не щадит младенцев, проявляется в качестве осложнений и долго таится в скрытой форме, ожидая удобного случая нанести удар из-за угла. В аутсайдерах десятки ходят шерочка с машерочкой – аллергия и депрессия.
В общем, как говорят люди с черным чувством юмора, если после сорока вы проснулись и вас ничего не беспокоит, значит, вы умерли. Однако если вы пока еще живы, то давайте зададимся двумя важнейшими вопросами российского бытия: «что делать?» и «кто виноват?». Искать виновного всегда легче, с этого и начнем. Где-то в шестнадцатом веке во французском суде впервые прозвучала знаменитая фраза: «Dans chaque affaire, cherchez la femme», что означает: «В каждом деле ищите женщину». Ну что ж, давайте приступим, друзья.
Глава II
Ищите женщину
Меня всегда озадачивала непоследовательность христианского восприятия женщины. С одной стороны, она мать сына Божьего, а с другой – сосуд греха, соблазна, искушения… Трудно примириться с подобной двойственностью, и в толк не возьмешь, как же себя позиционировать. С греческими и римскими богами все было значительно проще. При всем их могуществе и бессмертии ничто человеческое им не было чуждо. Они постоянно боролись за власть, интриговали, ревновали, соперничали друг с другом. Они были мстительны, жестоки, падки на лесть, но и милосердие иногда стучалось в их высокомерные сердца, и тогда они делали людям подарки. Несмотря на единоличное господство громовержца Зевса-Юпитера, женщины на Олимпе имели огромное влияние как на коллег по божественному цеху, так и на людей. Более того, они постоянно вмешивались в жизнь землян, жаждали поклонения, уважения, восхищения и даже вполне плотской любви. Наравне с богами мужского пола не слишком ладившие между собой богини занимали ответственные посты. Они курировали сельское хозяйство и оборонное ведомство, отвечали за правосудие, деторождение, межличностные отношения и многое другое.
Небожительницы и небожители не отказывали себе в плотских утехах с простыми смертными. Способствуя рождению героев, они тем самым улучшали человеческий генофонд. И те и другие работали изо всех сил, демонстрируя относительное гендерное равенство в греческо-римской мифологии, которому христианство положило конец. Женщину причислили к слабому полу и строго указали на место в тени мужчины. Отныне ее уделом стали производство детей и хлопоты по хозяйству. Если замуж выйти не получилось, можно было отправиться в монастырь. Прямо скажем, выбор невелик. Конечно, на протяжении многовековой истории после Рождества Христова бывали исключения: немногочисленные правящие королевы, императрицы, одна Жанна д’Арк, энное количество писательниц, художниц, ученых, знаменитых фавориток. Однако в повседневной жизни властвовал Домострой и шла оголтелая охота на ведьм разного рода. Слабый пол был ограничен в любых правах, особенно в сословно-имущественных.
Мне кажется интересной интерпретация гендерных взаимоотношений в мире русского народного сказочного творчества. В немалой степени миф всегда отражает расстановку сил в мире реальном. Недавно я купила внучке сборник сказок под редакцией нашего местного кузена немецких братьев Гримм. И маленькой девочке, и мне очень понравилась история про молодильные яблоки и живую воду. Я даже решила ее использовать в качестве иллюстративного материала для данной главы.
Итак, правитель некого царства-государства занемог, да и глазами ослаб. К врачам обращаться не стал, а вместо этого накрыл столы, собрал народ и объявил следующее. Мол, прослышал он, что где-то есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Тот, кто раздобудет волшебный фрукт и магическую влагу, незамедлительно получит в награду полцарства, а со временем и все остальное. Трое государевых отпрысков решили, что не стоит разбазаривать папашино наследство. Они, пожалуй, сами справятся с поставленной задачей, а потому тотчас оседлали коней и пустились в путь-дорогу. Начало сказки акцентирует внимание читателей на обычных мужских проблемах: возраст, здоровье, деньги.
По моим расчетам, овдовевший царь был не так уж и стар. Думаю, примерно того же возраста, что Иван IV Грозный. На своем прижизненном изображении русский венценосный деспот выглядит старцем, хотя умер в пятьдесят с небольшим. По нынешним временам это сущий пустяк. У меня получилось, что болезному сказочному царю еще и шестидесяти не стукнуло, то есть он еще и пенсию себе не заработал, а ужо на составные части развалился. Зато государь предусмотрительно обзавелся потомством, которое оказалось не слишком удачным. Повезло лишь с младшеньким Иваном – такая уж у нас в сказках традиция. Благодаря сему царевичу мы встречаемся наконец с представительницами женского сказочного мира – Бабой-ягой и девицей богатырской по имени Синеглазка. Обе являются фигурами знаковыми: первая олицетворяет вечную старость, вторая – вечную молодость.
Баба-яга симпатией особо не пользуется, а вот Синеглазка – девушка хоть куда. Она и собой хороша, и за себя постоять может, и не бедная вовсе. Если б захотела, возглавила бы женский список Форбса, поставив на поток продажу молодильных яблок и живой воды со своего земельного участка. Ко всему прочему богатырка силой обладает недюжинной, о чем свидетельствует ее имя. Она отважна и смела и умом не обижена. Да с такими данными Синеглазка легко бы создала и возглавила мифическую партию феминисток. Вместо этого она влюбилась в Ивана и со своей дальней родственницей Бабой-ягой во всем ему стала помогать. Сумел царевич их к себе расположить, хоть и был наивен да простодушен, но одновременно добр и жалостлив. Возможно, именно эти качества пришлись по душе двум таким разным дамам. Честно говоря, Баба-яга только номинально женского рода, на самом деле женщиной она не была. Обладательница избушки на курьих ножках, ступки и пестика относится к разряду бесполой сказочной «не́жити» и состоит на мифической службе. Она охраняет лес мертвых от неразумных существ с «русским духом». Ведь попади те в мрачный сыр-бор, они бы памяти лишились и дорогу домой никогда бы не нашли.
Лично я к Бабе-яге испытываю теплые чувства. Зря на сторожа потустороннего мира наговаривают: никаких детишек она не ела, ибо в материальной пище не нуждалась. Из дому выходила крайне редко по причине инвалидности, лежала на лавке по большей части. Со зрением у старушки тоже имелись проблемы: ничегошеньки она не видела. Зато с обонянием дела обстояли прекрасно: лучше любой собаки чуяла запах живого человека, особенно Ивана-царевича. Нравился он ей. С ним она чувствовала себя востребованной и безропотно исполняла все желания молодого человека. Баньку истопить? – Пожалуйста. Напоить, накормить? – Извольте. Спать уложить? – Да без проблем! Помочь в решении «impossible mission» (невыполнимая задача) – никто лучше нее не даст совет, как добиться успеха. Что касается деток, то им надобно родителей слушаться да правила вежливости соблюдать, а не лезть без спросу в чужую избушку к слепенькой бабушке-калеке. Другое дело – наш добрый молодец Иван. Он не только к Бабе-яге нашел подход, но и к ее избушке: «Стань к лесу задом, ко мне передом!» Ну какой, даже псевдоженский, род устоит перед подобным обращением! Вежливому слову все возрасты и предметы покорны. Однако с Синеглазкой ему сразу сладить не удалось. Кроме политеса, пришлось и физическую доблесть демонстрировать, которой у царевича маловато оказалось, ибо уступил он девице в единоборстве. И тогда пришлось Ивану пустить в ход все свои феромоны – соблазнил он ее, в результате чего сначала появились детишки, а потом уж пирком да за свадебку.
Не кажется ли вам, что очень современный подход продемонстрировали сказочные персонажи? С моей точки зрения, девица Синеглазка оказалась на недосягаемой для многих современных женщин высоте. Она, безусловно, превосходила Ивана по всем параметрам, но не дала ему этого понять. Когда он не явился на встречу в назначенный срок, она не выступила с обвинением его в sexual harassment и требованием осудить мерзавца всем мифологическим сообществом. Она провела собственное расследование, узнала, что любимый в беде, и спасла его.
В сказочном мире женщины не претендовали на ведущие роли ни во власти, ни в семье, за редким исключением. Однако мы знаем, чем кончились претензии старухи из сказки Пушкина о золотой рыбке. Синеглазки, Василисы Премудрые и Прекрасные вместе с Марьями Моревнами часто были прозорливей, ответственней, умней, способней и могущественней окружавших их мужчин. Их мудрость не позволяла им чувствовать себя обиженными и оскорбленными или ущемленными в правах, ибо они владели секретом счастья. Меньше всего они думали о равноправии полов, да и о законе физики «сила действия равна силе противодействия» они ничего не знали. Мне кажется, что именно этот закон подтолкнул реальных женщин к восстановлению справедливого равновесия. Они заявили: «Не позволим нас больше и дольше давить. Ответим вам адекватным противодействием, господа мужчины».
И знаете, кто подал сигнал к началу феминистического восстания? Один из homo sapiens мужского достоинства. Речь идет о выдающемся французском революционере Робеспьере. Незадолго до своей трагической кончины в 1794 году он впервые громогласно озвучил лозунг, подхваченный восставшими массами и взятый на вооружение всеми поклонниками демократии: «Свобода, равенство, братство!» За эти слова Максимилиан поплатился головой, а многие сторонники Великого буржуазного переворота, особенно женщины, восприняли предложение буквально. Сторонницы революции поверили в демократию и даже успели составить и подать в Национальное собрание документ, частично уравнивающий их в правах с сильной половиной. Мужчины испугались и бумаге ходу не дали, а тут и Наполеон со своим переворотом в месяце брюмере подоспел. Пришлось свободе, равенству и братству вместе с правительством Директории отправиться в отставку.
Женщины не сдались, они затаились и ушли в подполье, откуда и посылали миру литературные весточки. Поднакопив силы, во второй половине девятнадцатого века они создали гендерное движение. Его члены стали называться суфражистками (от англ. suffragist – право голоса). Именно его они и требовали в первую очередь. В конце концов после многолетней борьбы женщины требуемое получили.
Благодаря профессору Сироткину, читавшему в Инязе курс французской истории, я до сих пор поражаю соотечественников Макрона знанием некоторых фактов их прошлой жизни. Профессор не отказывал себе в удовольствии на экзамене задавать дополнительные вопросы. Мне, например, досталось целых два. Сначала меня спросили, сколько сортов сыра производится в стране трех мушкетеров. Проживая за мощным железным занавесом, я не смогла тогда правильно оценить разнообразие молочной продукции капиталистической сырной державы. Зато на второй вопрос: «В каком году женщины во Франции получили право голоса?» – я ответила без запинки. Бросить бюллетень в урну наравне с мужчинами и тем самым реализовать главное конституционное право соотечественницы Жанны д’Арк смогли только после Второй мировой войны, в 1945 году.
Идеологически выдержанный товарищ Сироткин неоднократно подчеркивал, что нам, советским студенткам, невероятно повезло, так как главный государственный документ СССР гарантировал нам возможность исполнения гражданского долга с восемнадцатилетнего возраста. К этому своему долгу я относилась спокойно, но ответственно, голосуя в назначенный день до полудня. Однако, расставаясь с выданным мне районной избирательной комиссией листочком, я никакого волнения в груди не испытывала. Я воспринимала происходящее как должное и неизбежное. Меньше всего я думала в тот момент о равноправии женщин и мужчин.
Взглянуть иначе на выбор как таковой, будь то избрание члена местного совета депутатов или поиски ответа на вопрос, как жить дальше, меня заставила институтская встреча с экзистенциализмом. Я прониклась рассматриваемой им проблемой социальной ангажированности и ответственности человека за свои поступки. Я зачитывалась Камю, Сартром, Мориаком и их американскими последователями – Стейнбеком, Апдайком, Теннесси Уильямсом, Куртом Воннегутом. Вовремя попавшаяся умная книга про экзистанс помогла мне переварить обильное чтение и адаптировать чужие гениальные мысли. В результате к девятнадцати годам у меня сформировалось упрощенно-утилитарное понимание величайшего философско-литературного направления двадцатого века. И сводилось оно к следующему: принятие любого решения ведет к потере liberte, ибо ты свободен только в процессе выбора. Таким образом, пока ты колеблешься, стать тебе врачом или актрисой, надеть брюки или мини-юбку, купить 300 граммов колбасы или 500, а также кому из поклонников отдать предпочтение, у тебя нет ни перед кем никаких обязательств. Они появляются только после принятия решения. Итак, коли ты определилась с призванием, оделась, отоварилась мясным изделием, встретилась с Петей, а не Васей, то ты отказалась от свободы, социально ангажировалась и начала по полной нести ответственность за свои действия.
Очень соблазнительным тогда выглядело альтернативное решение всех проблем – переселение на небольшой уютный необитаемый остров с приятным климатом и со всеми коммунальными удобствами. Найти бы свой Чунга-Чанга и жить как хочется, ни с кем не считаясь. Все равно никого, кроме тебя, там нет. Однако вскоре труды главной феминистки второго пришествия нарушили плавное течение моего экзистанса. Соратница, последовательница и гражданская жена Жан-Поля Сартра попыталась взять меня в интеллектуальный плен и обратить в свою феминистическую веру. На какое-то время Симона де Бовуар стала чуть ли не властительницей моих скромных девичьих дум. Прочитав 800 страниц книги «Второй пол», я почти согласилась с автором, что «женщиной не рождаются, женщиной становятся». Однако подобной точки зрения я придерживалась недолго. Во-первых, я прекрасно себя чувствовала в женском обличии, а во-вторых, моя семья являла чудесный пример гармоничного полного межполового равенства.
Наша ячейка советского общества походила на мини-державу с конституционной монархией, а по сути это была истинная демократия. Вся законодательная и частично исполнительная власть сосредоточивалась в руках королевы Бабушки, однако без поддержки двух палат парламента – дедушки и папы – система не функционировала. Интересы мужской половины строго соблюдались, и ей позволялось безмерно любить, восхищаться и повиноваться верховной правительнице. Нашим мужчинам также разрешалось иметь собственное мнение, пристрастия, вкусы и даже увлечения. В нашем королевстве работа не делилась на «М» и «Ж». Моим воспитанием занимались и дедушка, и бабушка, равно как и приготовлением пищи. Еженедельная уборка и генеральная накануне праздников производились совместными усилиями. Закупки делались всеми по очереди. Наша внутрисемейная хартия вольности гласила: люби, уважай, помогай ближнему и не воспринимай себя слишком серьезно. Подсмеиваться друг над другом было в порядке вещей, и очень поощрялась самоирония. Позднее я поняла, что, увы, далеко не все понимают и тем более ценят шутки, особенно мужчины. Они инстинктивно, на уровне подсознания, боятся быть смешными, считая, что витающая в воздухе насмешка – это посягательство на их достоинство и чувство собственной значимости.
Юмор более или менее свойственен человеческой природе, но часто входит в противоречие с властью и религией. Он сеет сомнения в непогрешимости и тем самым подрывает устои всего на свете. Мировая культура дает тому немало примеров. У Булгакова в «Мастере и Маргарите» фиолетовый рыцарь из свиты Воланда однажды неудачно пошутил, за что столетиями отбывал наказание в обличии шута Коровьева. В увлекательнейшем псевдоисторическом романе Умберто Эко «Имя розы» страницы опасной книги о смешном пропитаны смертельным ядом. Осмелившиеся прочесть сатирическую ересь должны были немедленно заплатить за дерзость жизнью. Мне очень нравится анекдот конца прекрасной советской эпохи. В коридоре КГБ стоят два офицера и громко смеются. Проходящий мимо генерал недоуменно спрашивает: «В чем дело, товарищи?» Давясь от смеха, молодой капитан отвечает: «Мы только что придумали анекдот, за который будем давать десятилетний срок».
Да, наш народ любит и умеет шутить. Чем-чем, а юмористами всех сортов не оскудела земля русская. Зеркало нашего бытия – телевидение показывает разные юмористические программы. Иногда они весьма сомнительного качества, но крылатое изречение «Так пипл же хавает!» оправдывает любую безвкусицу. Раз в месяц нас кормят юмором для избранных с этикеткой «Дежурный по стране». По-прежнему работает кузница самодеятельного юмора КВН, и из-под ее молота выходят новые таланты. Когда-то Клуб веселых и находчивых дал путевку в жизнь «Новым армянам», а они его и нас отблагодарили суперпопулярным Cоmedy club.
Хотелось бы обратить ваше внимание на тот факт, что юмор до сих пор не признает равенства по половому признаку, хотя и старается быть лояльным к ж/м. Лучшие юмористы – по-прежнему мужчины. Конечно, женщины в последнее время наращивают количество комедийных актрис, сценаристок, режиссеров, журналисток, писательниц и т. д., но пока что в процентном соотношении их еще кот наплакал. На бытовом уровне дело, безусловно, обстоит иначе. Однако приходится констатировать тот факт, что насмешницы в повседневной жизни не популярны, их остерегаются как на работе, так и дома. Получается, что женский юмор годен только для сугубо внутреннего личного пользования. Другое дело – чувство смешного. Мужчины ценят сей дар в спутницах, ведь им приятно, когда их остроты вызывают одобрительный смех.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.