bannerbanner
Массовая культура. Учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата гуманитарных специальностей
Массовая культура. Учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата гуманитарных специальностей

Полная версия

Массовая культура. Учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата гуманитарных специальностей

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Массовая культура

Учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата гуманитарных специальностей


Татьяна Пушкарева

© Татьяна Пушкарева, 2021


ISBN 978-5-0053-7734-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Методические рекомендации созданы на основе авторской рабочей программы дисциплины и призваны организовать оптимальным образом аудиторную и самостоятельную работу студентов направления подготовки «Культурология» в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Цель освоения дисциплины – формирование комплексного понимания массовой культуры как формы организации и трансляции культурных значений и образцов. Именно такое понимание позволяет связать изучение массовой культуры с проблематикой культурной политики и социокультурного проектирования.

Задачи дисциплины состоят в том, чтобы дать представление о типологических особенностях массовой культуры; дать общий очерк эволюции форм массовой культуры в XIX—XX вв.; представить основные подходы к изучению массовой культуры; представить направления проектной работы в области массовой культуры.

Предмет изучения определяется сочетанием исторического и типологического подхода. С одной стороны, необходимо рассмотреть историю моды, дизайна, массового кинематографа, популярной музыки и танцев, средств массовой коммуникации (медиа) во второй половине XIX – ХХ вв. С другой – раскрыть возможности анализа феноменов массовой культуры, которые рассматриваются в широком культурном контексте. Специальное внимание уделяется ценностям и языку массовой культуры.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы; владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации; готовность к проектной работе в разных сферах социокультурной деятельности, участию в разработке инновационными проектами.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Теории массовой культуры.


Тема 1. Массовая культура как глобальная проблема и предмет изучения.

Проблематизация понятия и социального явления. Социально-экономические, политические, культурные, научно-технические предпосылки массовизации современной культуры. Массовизация и демократизация культуры – основные тенденции развития современного общества. Эстетика классицизма и массовая культура. Массовая культура как эстетическая и социологическая категория. Соотношение понятий элитарной, высокой, народной, популярной, массовой культуры. Субкультура и массовая культура. Массовое общество. Массовая культура и научно-технический прогресс. Массовая культура и глобализация. Массовая культура и массовые коммуникации. Массовая культура и медиакультура. Массовая культура и повседневность. Массовая культура и коммерция. Массовая культура и миф. Массовая культура и архетип. Массовая культура и постмодернизм. Массовая культура и Zeitgeist. Массовая культура и стиль жизни. Визуальная и дискурсивная культура. Периодизация развития массовой культуры. Направления массовой культуры. Виды текстов массовой культуры.


Тема 2. Ранние теории массовой культуры (до первой половины XX века).

Алексис Токвиль и идея культуры демократического большинства. И. Гете, Ф. Ницше о массовом искусстве. О. Шпенглер о развитии цивилизации и превращении народа в массу как показателях деградации культуры. Густав Лебон и теория «толпы». Хосе Ортега-и-Гассет и его критика «масс». К. Ясперс о «массовом существовании».


Тема 3. Проблематика массовой культуры в концепциях 50-60-ых годов XX века. Коммерциализация как основное свойство массовой культуры в трудах К. Ливис, Ф. Ливиса, Д. Томпсона. Развитие идей в работах Р. Вильямса.

В. Беньямин и искусство в эпоху «технической воспроизводимости». З. Кракауэр и «орнамент массы». Концепция общества спектакля Ги Дебора. «Сultural studies» и Р. Хогарт. Франкфуртская школа социальных исследований и Институт социальных Исследований (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе): культурное производство как один из видов материального производства. «Одномерный человек». Р. Барт и «Мифологии». Д. Белл и «общество потребления». Массовая культура как способ «символического уничтожения женщины» в теориях феминизма.


Тема 4

Современные теории массовой культуры.

Категория вкуса в концепции П. Бурдье. Гиперреальность и симулякры в концепции Ж. Бодрияра. Семиотика масскульта в работах У. Эко. Идея о «вселенской реабилитации посредственности» (Ж. Ф. Лиотар). Теория развития массовой культуры К. Разлогова: просветительские корни и диверсификация современной массовой культуры.


РАЗДЕЛ II. История массовой культуры

Тема 5. Массовое общество и культура в Америке и Европе во второй половине XIX – начале XX века

Синдром «конца века» и качественные преобразования материальной культуры и повседневности. Радио, граммофон, телефон, пишущие машинки, метро, автомобиль. Кино и начало истории Голливуда. Начало введения обязательного среднего образования.

Париж как западный стилевой центр. Зарождение дизайна: основание Баухауса (1919). Военный масскульт. Время модернизма и массовая культура.


Тема 6. Массовое общество и культура в Америке и Европе между двумя мировыми войнами

Экономический кризис 1929 года и политизация массовой культуры. Интернационализация футбола. Массовое строительство небоскребов в Америке. Первые опросы общественного мнения.

Экзальтация масскульта фашизма. Военный масскульт. «Лили Марлен».


Тема 7. Расцвет массовой культуры в 50-ых годах XX века

Экономический и культурный взлет США после Второй мировой войны. Аскетизм послевоенной Европы. «Народный капитализм» и масскульт. Бэби-бум в Америке. Нью-Йорк как западный стилевой центр. Процесс «фриволизации» в США. Развитие киноиндустрии. Телевизионная революция. Поп-арт и Энди Уорхол. Рок-н-ролл и Элвис Пресли. Рокеры и битники.

Осмысление феномена масскульта в философии, социологии, художественной литературе.

Начало доминирования итальянского дизайна. Век повседневной элегантности. Теория и практики формирования искусственного спроса.


Тема 8. Массовое общество и культура в Америке и Европе в 60-90-ых гг. XX века.

Альтернативный социальный проект в движении «новых левых» 60-ых и массовая культура. Мэйнстрим и андеграунд. «1968» как новая система ценностей. Вудсток и движение хиппи. Контркультура. Массовизация наркотиков. Сексуальная революция. Отрицание сексуальных ролей и одежда унисекс. Психоделизм в Европе и Америке. Рок-музыка и рок-звезды. Феномен «Битлз».

Одноразовая посуда, одежда, мебель и новая экологическая проблема мусора. Новый простой дизайн: германское влияние.

Распространение электронных калькуляторов и домашних компьютеров как знаковое событие 70-ых годов. Диско. Китч. Панк. Трэш. Аэрография. Дома моды и дизайнерские марки. Символическая потребность и символическая собственность. Концепция стиля жизни как элемент маркетинга. Культура яппи, стиль преппи в 80-ых годах. Компьютер Макинтош. Киберпространство и виртуальная реальность. Парк Диснея. Рэйв-культура. Снижение потребления и стратегия выживания в 90-ых годах. Кризис дизайна. Демассификация. Повышение интереса к здоровью и экологии. Спортивные субкультуры. Возвышение интересов меньшинств. Стиль «гранж».

Тенденции развития массовой культуры в Европе и Америке в начале XXI века.


Тема 9

Массовое общество и массовая культура в России

От традиционного к индустриальному массовому обществу: XIX век. Рефлексия процессов «омассовления» в русской интеллектуальной мысли. Особенности социально-экономического строя Советской России и специфика массовой культуры. Пролеткульт. Мир советского человека. От мобилизационного массового общества к потребительскому и постиндустриальному. Амбивалентность процесса вестернизации. Эклектизм и брутальность современной массовой культуры.


Раздел II. Морфология массовой культуры.

Тема 10. Структура, функции, ценности и язык массовой культуры

Китч-, мид-, арткультура. Кризис культурных иерархий. Двойное кодирование. Акторы и реципиенты масскульта. Роль «звезд» в массовой культуре. Понятие «шоу» в контексте массовой культуры. Социально-терапевтическая, компенсаторная, развлекательная, идеологическая, социализирующая, коммуникативная, идентификационная функции и «побочные эффекты» (деперсонализация, стандартизация и «оболванивание»). Масскульт и социальный идеал. Образ прошлого в массовой культуре. Индивидуальное творчество и «поток» (случай Дюма).

Развитие культа агрессии в

процессе модернизации общества. Агрессия как проявление нищеты духа. Теоретики психоанализа об агрессии. Формы манипулирования сознанием. Суггестия и «межчувственное» восприятие. Механизмы воздействия на инстинкт агрессии различными средствами массового искусства. Массовая культура и порнография.

Разум и чувства, добро и зло в масскульте.

Эксплуатация символа как универсального языка. Стандартизация жизненных ситуаций и чувств.


Тема 11. Массовый человек

Бессвязность как новый тип массового мышления (Г. Маркузе). Эрзац-чувства. Редукция формы. Эскапизм. Концепция четырех непродуктивных для общества характеров: пассивный, эксплуататорский, накопительский и рыночный (Э. Фромм). Картина мира массового человека. Ложная идентификация. Девальвация ценностей и смыслов. Искажение картины мира, изменение психологии человека визуального типа культуры. Идеи М. Маклюэна. Теория современных мифологий Р. Барта. Мифологическое сознание с точки зрения теории психоанализа и современной практики.


РАЗДЕЛ IV. Феноменология массовой культуры и методы исследования текстов масскульта.

Тема 12. Литература как предмет массового потребления

Специфика литературы как вида искусства (возникновение на стадии цивилизации, тесная связь с образованием, основа дискурсивной культуры). Многозначность термина «массовая литература». Классика, высокая мода, массовая беллетристика. Bestseller (англ.). Специфика социологического взгляда на массовую литературу: массовая литература как позитивная программа дальнейшего развития словесной культуры. «Формульные жанры» в массовой культуре: концепция Дж. Кавелти. Феномен комикса.


Тема 13. Музыка как предмет массового потребления

Специфика рецепции музыки. Соотношение понятий «легкая», «эстрадная», «развлекательная», «популярная», «потребительская» музыка. Теория Т. Адорно о восьми типах слушания музыки. Музыка в истории культуры и эволюция «потребительской» музыки. Schlager (нем.) Культурный генезис шлягера. Джаз. Мюзикл. Поп-музыка. Рок. Рок-н-ролл. Рок-опера. Психоделия. Панк. Феномен «Битлз». Развитие средств тиражирования и телевидения. Имидж «звезды».


Тема 14. Медиакультура в современном мире

Понятие «медиа» и медиакультуры. Типология СМИ. СМИ и Интернет в современной культуре и обществе. Бурное развитие СМИ в эпоху технической революции. Газета как первое периодическое печатное издание. Феномен «глянцевого журнала». Эволюция и специфика массовой рецепции радио. Электрокоммуникации. Телевидение в современной культуре и обществе. История появления и развития телевидения. Теория телевидения Р. Вильямса и теория медиа М. Маклюэна. Телевидение в контексте семиотики и структурализма. Телевидение как «фабрика мифов». Пять признаков события, значимого для СМИ (Джемисон и Кэмпбелл). СМИ как «четвертая власть».

Новости, ток-шоу, сериал, телеигра, реалити-шоу, видеоклип как специфические тележанры в массовой культуре. Видеокультура и постмодернизм. Зарождение и развитие кинематографа. Кинематографические жанры и массовая культура. З. Кракауэр и Э. Морен о магии кино. Чаплиниана. Кинокультура и политика. Кинофестивали и кинопремии. Голливуд в массовой культуре ХХ века.

Анимация как жанр массовой культуры.


Тема 15. Реклама и мода как феномены массовой культуры

Реклама как явление массовой культуры. Виды и функции рекламы. Специфика изобразительного языка рекламы. Образ «потребителя рекламы».

Мода как рычаг масскульта. Взаимообусловленность развития моды и товарного производства. Реклама и торговые каталоги. Мода на унифицированный образ жизни. Основные этапы развития модных тенденций в культуре ХХ в. Западное влияние на развитие русской моды.

Мода как ценностная система. Мода в различных сферах жизни: политике, искусстве, литературе, транспорте, косметологии и т. д. Высокая мода и мода «на каждый день». Влияние субкультур на моду. Имидж фирмы. Модный бренд. Мода и постмодерн.


Тема 16. Социально-правовое регулирование массовой культуры и проблема культурной селекции

Возможности правового регулирования распространения и развития массовой культуры. Законодательство РФ, США и стран Европы о средствах массовой информации, о книгоиздании, о рекламе и др. Роль морали в регулировании массовой культуры. Образование как регулятор массовой культуры. Роль медиаобразования.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Раздел I. Теории массовой культуры.


Семинар 1—8. Тема 2. Ранние теории массовой культуры (до первой половины XX века). Тема 3. Проблематика массовой культуры в концепциях 50-60-ых годов XX века. Тема 4. Современные теории массовой культуры. (Основные подходы к изучению массовой культуры: Густав Лебон, Хосе Ортега-и-Гассет, Вальтер Беньямин, Зигфрид Кракауэр, Ги Дебор, Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Ролан Барт, Даниел Белл, Маршалл Маклюэн, Ричард Хогарт, Пьер Бурдье, Жан Бодрийяр, Умберто Эко, Кирилл Разлогов).


Цель: Представить панораму научных подходов в зарубежной и отечественной гуманитаристике к изучению массовой культуры, выявить их познавательные возможности. В процессе семинара развивается способность к использованию основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы.

Вопросы для обсуждения (на основе чтения источников):

1. Исторический контекст возникновения теории.

2. Эмпирические исследования, на которых построена теория.

3. Язык теории: содержание основных понятий.


Образовательные технологии

Информационно-коммуникативная

Поисково-исследовательская

Дискуссия

«Сократическая беседа»

Терминологический диктант

«Мозговой штурм»


Задания для самостоятельной работы студентов

Творческое задание «Анализ текста масскульта»


Формы контроля самостоятельной работы студентов

Собеседование


Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций

Устный опрос, собеседование


КТ-1

Массовое общество, массовая культура, массовое искусство как глобальная проблема XXI века

Ранние теории массовой культуры (до первой половины XX века).

Проблематика массовой культуры в концепциях 50-60-ых годов XX века.

Современные теории массовой культуры


Раздел II. История массовой культуры.


Семинар 9—10. Тема 5. Массовое общество и культура в Америке и Европе во второй половине XIX – начале XX века. Тема 6. Массовое общество и культура в Америке и Европе между двумя мировыми войнами. (Практикум. Тексты массовой культуры: историческое измерение.)


Цель: Проанализировать разнообразные тексты массовой культуры (изобразительного искусства, фотографии, театра и кино, СМИ, городского фольклора, рекламы, дизайна, архитектуры, индустрии моды, крупнотиражных книжных изданий, спортивных шоу и др.) Европы, США, России от конца XIX века до наших дней с историко-культурной точки зрения, показать динамику развития массовых образов, ценностей, идеалов, предложить основания для культурно-исторической типологизации текстов массовой культуры, тем самым способствовать овладению культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способствовать овладению теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; развивать способность к использованию современных методик и форм учебной работы в учреждениях общего образования.


Вопросы для обсуждения (на основе анализа текстов):

1. Датировка текста масскульта.

2. Жанровая принадлежность текста масскульта.

3. Каталогизация текстов масскульта.

4. Специфика текста массовой культуры.


Образовательные технологии

Информационно-коммуникативная

Поисково-исследовательская

Дискуссия

Работа в группах

Взаимная проверка результатов работы


Задания для самостоятельной работы студентов

Творческое задание «Анализ текста масскульта»


Формы контроля самостоятельной работы студентов

Устный опрос


Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций

Устный опрос, собеседование


Семинар 11. Тема 7. Расцвет массовой культуры в 50-ых годах XX века. Тема 8. Массовое общество и культура в Америке и Европе в 60-90-ых гг. XX века. Тема 9. Массовое общество и массовая культура в России. (Учебно-теоретическая конференция. Тема: Молодежные субкультуры как феномен массовой культуры: история и современность.)

Цель: На основе обсуждения генезиса и основных этапов развития западной молодежной субкультуры сформировать понятийный аппарат и научные подходы к исследованию современной молодежной субкультуры России, тем самым способствовать овладению культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике.

Вопросы для обсуждения:

Социокультурные предпосылки зарождения молодежной субкультуры.

Молодежная субкультура и контркультура.

Основные этапы развития молодежной субкультуры на Западе.

Символика и мифология молодежной субкультуры.

Анализ и типологизация современных российских молодежных субкультур (скинхеды, рэперы, байкеры, диггеры, толкинисты, хип-хоп, рейверы, экологисты, футбольные фанаты, эмо, готы и др.).

Образовательные технологииИнформационно-коммуникативнаяПоисково-исследовательскаяДеловая играРабота в группеЗадания для самостоятельной работы студентовСоставление развернутого глоссария по теме «История массовой культуры»Формы контроля самостоятельной работы студентовУстный опросФормы текущего контроля знаний и освоенных компетенцийУстный опрос, собеседованиеКонтрольные вопросы

Массовое общество и культура в Америке и Европе во второй половине XIX – начале XX века

Массовое общество и культура в Америке и Европе между двумя мировыми войнами

Расцвет массовой культуры в 50-ых годах XX века

Массовое общество и культура в Америке и Европе в 60-90-ых гг. XX века

Массовое общество и культура в России: история и современность.


Раздел III. Морфология массовой культуры

Семинар 12. Тема 11. Массовый человек. (Диспут. Тема: «Одномерный человек»: американская история или российская реальность?)

Цель: Проблематизировать понятия «массовое общество» и «массовый человек» на основе неомарксистской критики массовой культуры (Адорно, Маркузе, Фромм), оценить степень актуальности построений франкфуртских марксистов при анализе современной отечественной культуры. В процессе проведения семинара происходит овладение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; развивается способность представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готовность к участию в экспертно-консультационной работе.

Вопросы для обсуждения:

1. Историко-культурные условия написания «Одномерного человека» и реалии современного мира: константы и трансформации.

2. «Одномерный человек» и «авторитарная личность»: общее и различие.

3.«Третий путь»: тупик или свет в конце тоннеля?

4. «Бегство от свободы»: современные формы.

5. Массовое общество и массовый человек: видовые свойства.


Образовательные технологии

Информационно-коммуникативная

Поисково-исследовательская

Дискуссия

«Мозговой штурм»


Задания для самостоятельной работы студентов

Творческое задание «Анализ текста масскульта»


Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций

Устный опрос, собеседование


Раздел IV. Феноменология массовой культуры и методы исследования текстов масскульта.


Семинар 13—16. Тема 12. Литература как предмет массового потребления. Тема 13. Музыка как предмет массового потребления. Тема 14. Медиакультура в современном мире. Тема 15. Реклама и мода как феномены массовой культуры. (Практикум. Анализ текстов современной массовой культуры (изобразительного искусства, фотографии, театра и кино, СМИ, городского фольклора, рекламы, дизайна, архитектуры, индустрии моды, крупнотиражных книжных изданий, спортивных шоу и др.)).

Цель: Применять теоретическое знание теорий массовой культуры при анализе отечественных и зарубежных текстов современного массовой культуры, тем самым способствовать овладению культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике.

Вопросы для обсуждения:

Идеологический анализ текста масскульта.

Семиотический анализ текста масскульта.

Специфика текста массовой культуры.

Презентация и обсуждение результатов анализа.


Образовательные технологии

Поисково-исследовательская

Дискуссия

Деловая игра


Задания для самостоятельной работы студентов

Творческое задание «Анализ текста масскульта»


Формы контроля самостоятельной работы студентов

Устный опрос


Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций

Устный опрос, собеседование

Формы контроля

Контрольная работа

Темы (примерные) контрольной работы (вопросы для проведения контрольной точки)


Массовое общество, массовая культура, массовое искусство как глобальная проблема XXI века

Ранние теории массовой культуры (до первой половины XX века).

Проблематика массовой культуры в концепциях 50-60-ых годов XX века.

Современные теории массовой культуры

Массовое общество и культура в Америке и Европе во второй половине XIX – начале XX века

Массовое общество и культура в Америке и Европе между двумя мировыми войнами

Расцвет массовой культуры в 50-ых годах XX века

Массовое общество и культура в Америке и Европе в 60-90-ых гг. XX века

Массовое общество и культура в России


Требования к выполнению контрольной работы

Уметь выделять актуальные проблемы, связанные с феноменом массовой культуры, знать основные подходы к изучению массовой культур, выделять специфику феноменов масскульта.


Критерии оценки контрольной работы

Лаконизм, полнота, грамотность, полемичность изложения.

На страницу:
1 из 2