bannerbannerbanner
Начало. От первых опытов духовной жизни до осознания Себя
Начало. От первых опытов духовной жизни до осознания Себя

Полная версия

Начало. От первых опытов духовной жизни до осознания Себя

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Начало

От первых опытов духовной жизни до осознания Себя


Мельник

© Мельник, 2021


ISBN 978-5-0053-7936-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ВВЕДЕНИЕ

Разгадка мироздания так проста,

что ее можно записать на травинке

земляничным соком.

Уильям Йейтс

Дорога Домой открыта каждому, но совсем не просто достичь понимания того, что такое иллюзия, не просто найти себя среди бесчисленных ложных отражений.

Эта книга поможет вам найти духовные сокровища в повседневной жизни, прямо сейчас сделать простые и понятные шаги, чтобы встать на Путь. Путь, о котором я пишу, ведет не вверх, к вершинам духовности, а в центр бытия, в центр вашего внутреннего мира. Впрочем, все эти пространственные координаты и эмоциональные оценки относительны.

Я снова и снова буду повторять слово «путь», но на самом деле то, о чем я буду рассказывать, больше похоже на отказ от пути, на остановку беличьего колеса, в котором мы вынуждены бежать всю жизнь. Это больше похоже на падение, чем на взлет, потому что в этом нет никаких усилий, но есть тотальная сдача, бесконечное отчаянье и трепет перед всемогуществом Бога.

И вместе с тем это не равнодушие и не пассивность. В этом есть максимально доступное на данный момент внимание и осознанность, такая интенсивность жизни, такая жажда истины и Бога, которые превышают человеческие возможности. Это состояние сознания не может быть выражено какими-либо действиями. Оно приводит в ступор, нужно замереть перед тайной бытия ради того, чтобы внутренняя жизнь стала максимально активной, чтобы почувствовать, осознать, принять тот колоссальный, всепоглощающий поток божественной энергии, который течет через центр нашего существа…

Я сейчас нахожусь по другую сторону печатного листа или дисплея электронного устройства. Это необыкновенное, волнующее чувство – ощущать себя говорящим при помощи книги со многими людьми одновременно. Одновременно не во времени, а в вечности. И вот это чувство ответственности и важности момента заставляет меня быть предельно искренним в этом разговоре.

Ну что же. Давайте начнем искренний разговор о самом главном?

Этот важный разговор не может состояться в форме диалога. Я предлагаю вам пригласить на беседу свое истинное Я, свою бессмертную душу. Пока мы не познакомимся со своей душой поближе, для нас она предстает в образе Смерти.

Постоянная память о смерти выводит общение на принципиально другой уровень. Эта книга написана именно для того, чтобы найти желающих поговорить по-настоящему. Вы готовы?

Но я жду вас не на своей территории, не предлагаю поверить в мои идеи безапелляционно. Я предлагаю вам встретиться на нейтральной территории. Там, где обитают Истина и Бог. И вы сами должны всё узнать и ощутить. Вполне возможно, вы сможете рассказать об Истине более полно, чем это смог сделать я.

Признаюсь, что во время написания книги меня поначалу интересовала не высокая Истина, а моя личная жизнь, мои личные проблемы на работе, в семье, в моей голове. Но когда я нашел путь, ведущий к решению этих проблем, оказалось, что он ведет меня далеко за рамки этого мира, Сейчас я стою на пороге между реальностью и иллюзией, созданной моим умом. И вся прожитая жизнь кажется мне страшным и душным сном, каким-то странным наваждением.

Ключ к решению всех проблем один: это осознание Себя как части потока божественной энергии и выход из иллюзии отдельного существования личности. Я очень надеюсь, что эта книга поможет вам начать счастливую жизнь, полную высшего смысла. Этот смысл в осознанном сотворчестве Богу, который прямо сейчас творит удивительное новое создание: Человека.

ГЛАВА 0. ПУТЕШЕСТВИЕ

Я все еще верю в рай, но теперь я знаю, что его не нужно искать – это не место на карте. Это когда ты ощущаешь себя частицей чего-то большего. Поймай этот момент, и он будет вечным.

Алекс Гарленд

Я мечтал о путешествиях так же, как и вы. Особенно в юности. Больших денег заработать не умел и пробовал путешествовать автостопом. Потом я полюбил удивительную девушку и не успел оглянуться, а у меня уже есть семья и ребенок. Поначалу я был счастлив, но со временем мне все чаще хотелось бросить всё и уехать куда-нибудь. Всё равно куда, лишь бы подальше от серых будней, от монотонности городской жизни.

Если вы тоже пробовали сбежать, то однажды обнаружили, что вдали от дома вы по-прежнему несвободны. Рано или поздно проблемы возвращались, и вы снова чувствовали себя в ловушке, как будто стены своего дома вы несете с собой, как улитка. Некоторое время я метался внутри этих стен, как безумный, пока один добрый человек по имени Артур не показал мне выход.

Впервые в жизни я увидел реальный мир, он начинался за Дверью в стене (так же, как в рассказе Герберта Уэллса) и простирался до границ Вселенной. Я ломился в открытую дверь, которая ОТКРЫВАЕТСЯ ВОВНУТРЬ, и поэтому Бог не мог открыть ее, хотя давно уже Он пытался мне помочь. Я мешал Ему. И вот Артур сказал мне примерно следующее: «Остановись. Прекрати борьбу. Это бесполезно, да и нет здесь никаких врагов. Ты борешься сам с собой, сам мешаешь себе, посмотри внимательно!»

Я попробовал посмотреть и действительно увидел себя в одиночестве, в темном тупике перед закрытой дверью. И да, это было глупо, но я сам причинял себе боль. И тогда я сделал единственный нужный и самый верный в своей жизни шаг. Это был шаг НАЗАД И ВОВНУТРЬ, ОТ ВНЕШНЕГО К ЦЕНТРУ. И тогда я оказался за пределами своей личности, вне своей маленькой жизни, в Центре бытия, который каким-то чудом оказался моим настоящим Я.

В то же мгновение открылась Дверь, как оказалось, выход всегда был открыт. Я был свободен и бессмертен. Я почувствовал, что люблю себя, людей и Бога. Все это еще секунду назад я ненавидел. Я думал, что я уродлив, что люди законченные свиньи и эгоисты, а Бог отвратительный садист. Теперь я увидел, как я божественно прекрасен, я действительно Венец Творения, и вокруг множество прекрасных людей, которые тоже рано или поздно осознают свою красоту и станут счастливыми. И трудно даже представить себе, как прекрасен Тот, Кто всё это придумал.

Трудно объяснить, где находится Выход, но мне хочется показать его всем, так что я попробую. Пусть все будут свободны и счастливы! Найти Выход просто, он в одном шаге от того места, где вы находитесь, «но этот шаг длиннее жизни», как поется в замечательной песне, и нужно честно пройти путь своей жизни до конца, чтобы суметь сделать этот единственно верный шаг.

Но речь не идет об этой физической жизни, которую вы сейчас живете. Окончание этой жизни ничего не изменит и мало чему научит, если вы не найдете Источник жизни, если не поймете, откуда рождаются ваши желания, чего вы хотите на самом деле. Смерть может быть Великой Трансформацией, если вы стремитесь осознать Ее, или тупым и грязным уничтожением того, что мешает течению жизни, если вы боитесь Смерти.

Как устоять перед лицом Смерти и найти Выход? Что даст вам достаточно сил, смелости и мудрости? Только соединение с вашей истинной божественной природой, и ничто иное. Никакие другие уловки, практики и ритуалы не помогут. Чтобы освободиться, нужно найти природу Будды. Чтобы спастись, нужно обрести Благодать и мир в сердце.

И так в каждой религии, в каждой практике нужно найти Центр, смысл, осознать Себя, свое высшее Я. Везде одно и то же, разными словами вас ведут по дорогой великого Путешествия, которое должно закончиться там, где оно начиналось: в Начале начал, в Источнике бытия, в сокровенном Сердце. Там мы встретимся все. И каждый получит то, о чем мечтал.

«СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ. Даром. И пусть никто не уйдет обиженный!», как и хотел Сталкер.

ГЛАВА I. СМЫСЛ ЖИЗНИ

Какая-то связь, невидимая, но значительная и необходимая, существует… между всеми, всеми; в этой жизни, даже в самой пустынной глуши, ничто не случайно, всё полно одной общей мысли, всё имеет одну душу, одну цель, и, чтобы понимать это, мало думать, мало рассуждать, надо еще, вероятно, иметь дар проникновения в жизнь, дар, который дается, очевидно, не всем.

Антон Павлович Чехов

Однажды я открыл старый альбом с фотографиями. В глаза бросилось фото, где мне четырнадцать лет и я в форме воспитанника Нахимовского училища. Неловко нахлобученная бескозырка, честные и чистые голубые глаза. И в этих глазах видно так много! Я вспомнил, каким был 30 лет назад. Вернее, не вспомнил, а попытался вернуться туда, где был молод и счастлив, и у меня почти получилось, я почти почувствовал, что опять могу радоваться жизни и мечтать…

Но потом я заметил, что это всего лишь иллюзия, и я просто пытаюсь натянуть образ себя четырнадцатилетнего на свою взрослую личность.

Взрослый – это памятник на могиле ребенка. Можно подкрасить то, что поблекло со временем. Можно всё сделать красиво и пристойно. Можно сделать вид, что жизнь продолжается. Нельзя оживить то, что умерло.

Я подошел к зеркалу и с кривой усмешкой стал всматриваться в свои глаза. Даже если вдруг случится чудо и мне в поликлинике старое тело поменяют на молодое, то вот эти потухшие, пыльные глаза выдадут во мне немолодого человека. Человека, который живет по инерции и не покончил с собой только из брезгливости.

И тогда я подумал: «Видно, настало в моей жизни время поговорить о самом главном, если уж я решился посмотреть в глаза правде!» Незнакомец в зеркале словно спрашивает меня: «Где то, что я искал всю жизнь, где ощущение смысла жизни и полноты бытия?» Он не имеет в виду какие-то отвлеченные философские понятия. Он вопрошает о том, что я чувствую прямо сейчас: «Ты ощущаешь, что твоя жизнь осмысленна? Ты понимаешь, кто ты такой и зачем живешь на Земле? Твоя душа спокойна и наполнена радостью жизни? Нет? Как же так вышло, что ты не имеешь самого главного и даже не знаешь, где и как можно это найти?»

Самое главное в жизни – это чувствовать себя счастливым. Молодость, здоровье, деньги, дружба и даже любовь – всё это только условия или способы достижения счастья! Вполне возможно, даже имея всё из этого списка, всё равно чувствовать себя несчастным. Возможно, мне нужно что-то другое?

Можно потратить всю жизнь на поиски неизвестного ингредиента эликсира счастья и остаться ни с чем. А тут уже подкрадываются старость и смерть. Позади напрасно прожитая жизнь, а в сердце – пустота, от которой больше некуда бежать.

Путь в этот личный ад начался с одного предательства, которое я совершил в юности. Я отказался от возможности стать Человеком. Я не помню точно, когда и как я сделал это…

По-моему, всё началось с первой серьезной мысли о смерти. В каком возрасте до меня, наконец, полностью дошло, как страшна смерть и что я однажды умру?

Теперь я знаю, что в этот момент передо мной открылась дорога самопознания, у меня была возможность разобраться, кто я такой и зачем я родился на Земле. Но я не пошел по этой дороге. Возможно, родители посоветовали «выкинуть глупости из головы»? Или рассказали сказку о том, что смерти нет, о Боге и Царствии Небесном? Или я сам «справился» с проблемой: решил просто больше никогда об этом не думать?

Нет моей вины в том, что со мной произошло. Некому было мне помочь, а сам я не мог справиться. Когда-то давно были такие помощники, их называли крестными родителями, и они помогали детям родиться во второй раз – в духовном смысле. А у биологических родителей совсем другие задачи: здоровье, развитие, обучение, социальная адаптация.

Даже если родители решат заняться духовным воспитанием своего чада, у них нет никаких шансов преуспеть в этом. Они сами в свое время отказались от настоящего духовного развития, а по книжкам духовность невозможно изучить. Родители сами не разобрались со своим страхом смерти и со следующим из него логически вопросом: зачем жить, если мы всё равно умрем? Когда подросток сталкивается с этим важным вопросом, родители бывают озабочены только тем, что подобные размышления могут привести к самоубийству.

Я слушался родителей и учителей. Я читал умные и добрые книжки. Я старался всё делать правильно, так, как нужно. Почему же моя взрослая жизнь стала источником непрерывных терзаний, страхов и сомнений? Эти негативные эмоции шли постоянным фоном, иногда усиливаясь до стресса, иногда затихали под действием временной радости или непродолжительной иллюзии счастья. И в личной жизни, и на работе, и наедине с собой я постоянно чувствовал неудовлетворение.

Вроде бы я люблю свою жену, но почему тогда мы ссоримся каждый день? И детей я, конечно, очень люблю, почему тогда они меня начинают раздражать через полчаса общения? Работа вроде неплохая, не хуже, чем у других. Если не думать о том, что я и свои мечты не реализовал, и обществу не приношу никакой пользы. И так далее.

Всё это вылилось в полноценный комплекс неполноценности (простите за каламбур), который к сорока годам превратил мою жизнь в настоящий ад. Я понял, что не живу настоящей жизнью, а постоянно играю роли. На работе, в семье и даже самому себе я непрерывно вру. Бесконечные компромиссы и самообман наслаивались годами и совершенно погребли под собой всё то светлое и чистое, что было в душе в юности. К совершенно четкому ощущению, что я живу неправильно, с годами добавился страх смерти и вечного наказания за бездарно прожитую жизнь.

Я отчаянно искал выход из этого тупика. С головой окунулся в психологию и эзотерику. Потом был воцерковленным верующим, искал в своей душе Веру, как некий залог спасения. Но, по сути, я искал некий философский камень или другой чудесный способ изменить реальность. Вернуть молодость и начать всё с чистого листа или получить власть над этим миром, чтобы всё изменить. Какой же это всё бред!

Около тридцати лет занял путь к себе. Осознание себя произошло только тогда, когда я решился идти до конца, пока не увижу себя настоящего. Для меня уже было неважно, кем я окажусь. Я хотел знать правду, потому что больше не мог выносить бессмысленность своего существования. Это было хуже смерти, и я пошел сквозь боль навстречу смерти, но не умер, а прошел ее насквозь. Смерть оказалась фантомом, иллюзией…

К счастью, мне все-таки удалось докопаться до истинной причины моих несчастий, я понял, как трансформировать свою жизнь. Я продолжил прерванный в юности опыт самопознания, продолжил прерванное из-за страха духовное развитие с того шага, где я застрял: с осознания своей смертности и с понимания иллюзорности своей личности.

ГЛАВА II. ГЕРОЙ МУЛЬТФИЛЬМА

Есть один примечательный эпизод в детском мультсериале «Смешарики», в серии «Край Земли». Ёжик говорит Крошу о том, что иногда ему кажется, что весь их мир кем-то нарисован и кто-то постоянно смотрит на них вон оттуда. Ёжик показывает в сторону камеры, и некоторое время Ёжик и Крош внимательно смотрят с экрана на телезрителей. Потом Крош говорит, что всё это ерунда, и они продолжают заниматься своими делами.

Если вы не знаете, что такое пробуждение, то вот вам наглядный пример того, как это происходит и с нами, людьми. Наверно, многие хотя бы раз в жизни испытывали нечто подобное, за исключением тех, кто живет так же легко и беззаботно, как Крош, и не пропускает в свою голову сложные мысли.

Насколько правомерно сравнение нашего мира с мультфильмом? Я уверен, что это приемлемая аналогия. Насколько реален мир Ёжика и Кроша? На первый взгляд, совершенно нереален. Это с самого начала и до конца вымышленный, иллюзорный мир. Но это для нас, телезрителей, так. А с точки зрения Ёжика? Попробуйте поставить себя на его место. Жуткое чувство, не правда ли? Вы находитесь внутри мультика, и нет никакой возможности выйти из этой реальности.

Страшно быть героем мультфильма, осознавать, что вся жизнь полностью запрограммирована кем-то могущественным, чье бытие даже невозможно себе представить!

Наш мир неизмеримо более сложен, чем любой мультфильм. Но точно так же мир, в котором живет Бог, должен быть неизмеримо более сложным по отношению к нашему миру. Для Бога мы все персонажи мультфильма, который Он нарисовал. В этом сравнении есть правда жизни, которую могут почувствовать те, кто идет по пути самопознания. Но полностью осознать, что такое мировая иллюзия, очень сложно. Учителя прошлого писали, что это доступно очень немногим, может быть, одному из миллиона или даже реже.

Попробую объяснить, в чем трудность осознания иллюзорности нашего бытия.

Во-первых. Мы буквально носим воду в решете, когда пытаемся понять этот мир при помощи рационального ума.

Рациональный ум делает из нашего восприятия один большой фильтр, который не предназначен для восприятия реальности. Он сам формирует «реальность». Это не мои домыслы, а последние данные науки. Предоставлю слово доктору математики из Городского университета Нью-Йорка Нозону С. Яновскому:

«Вместо того чтобы изучать законы природы, формулируемые учеными, нам нужно изучить ученых и то, как они выбирают законы природы, подмножества явлений и всё, что с ними связано. Какое свойство человека делает его таким хорошим ситом? Вместо того чтобы изучать Вселенную, нам нужно изучить тот способ, каким мы ее изучаем».

Как работает фильтр восприятия? Например, если вы автомобилист, то в потоке машин вы в первую очередь видите дорогие и красивые иномарки. Попробуйте замечать только старые «Жигули»! Не выходит? Странно, правда? Или если вы мужчина традиционной сексуальной ориентации, то вы в толпе автоматически замечаете в первую очередь красивых женщин. Попробуйте обращать внимание только на самых несимпатичных старух. Заметили, как это трудно?

Скорее всего, вы не сможете изменить свое восприятие и не получите ничего, кроме головной боли. А ведь бывают и гораздо более совершенные фильтры, которые сложнее увидеть. Например, практически невозможно увидеть тонкие фильтры людей, которые долго занимаются духовным самосовершенствованием!

Во-вторых. Мы не способны объективно оценить реальность, пока находимся внутри нее, пока смотрим на мир глазами своего Эго.

Личная, эгоистическая заинтересованность делает нас непосредственными участниками эксперимента под названием «Жизнь». Как вы думаете, способен ли подопытный кролик правильно оценить истинное положение вещей? У него есть такой шанс, только если он займет позицию наблюдателя и откажется участвовать в эксперименте, перестанет трястись за свою жизнь и вечно думать о морковке. Тогда у него есть шанс понять, за что его кормят морковкой, что его ожидает в будущем, и найти способ покинуть клетку.

Это всё только идеи. А где в реальной жизни можно увидеть людей, которые вышли из своего Эго и смотрят на жизнь глазами божественного наблюдателя? Такие люди есть в различных религиозных течениях, но больше всего их в христианстве, потому что именно таким человеком был Иисус Христос. Научившись христианскому смирению, отказавшись от желания властвовать над кем-либо, можно выйти за пределы своего Эго и получить власть над ним. Вот такой парадокс!

В-третьих. Мы не можем долго воспринимать реальность, даже если нам повезет ее увидеть. Нам просто нечем это делать, наш рациональный ум не приспособлен к этому, Нам предстоит найти новый способ восприятия мира.

Представьте, что наш домашний кролик сбежал из клетки. Сможет ли он выжить в незнакомом мире? Скорее всего, нет. Бедный кролик! Когда он сидел в клетке, ему казалось, что стоит только найти выход – и всё, конец мучениям! Оказалось, что этот выход – только начало настоящей борьбы за жизнь и свободу.

Я нашел выход из клетки и пытаюсь помочь бежать из тюрьмы ума другим заключенным. Но вы должны знать, что мы все обязаны научиться жить как свободные существа, без этого наш побег не имеет смысла.

Может ли помочь книга в таком сложном деле? Много вы вообще видели людей, которые изменились в лучшую сторону после прочтения книги? Скорее всего, ни одного. Я сам прочел сотни книг по саморазвитию и самопознанию и наполнился скепсисом и цинизмом до краев. Но среди множества подделок, которые не улучшили в этой жизни ничего, кроме финансового положения автора, попадаются и очень хорошие книги, наполненные умными советами по саморазвитию и самосовершенствованию. Почему эти книги тоже никому не помогли?

Потому что нельзя развить и усовершенствовать то, чего нет. Эгоцентричная личность – это иллюзия. Более того, мы не являемся людьми, если отождествляем себя с Эго. Не являемся людьми именно в том значении, которое сами же вкладываем в это понятие. Я знаю, что не являюсь человеком в полном смысле этого понятия. И окружающие меня существа, за очень редким исключением, тоже не заслуживают того, чтобы их называли людьми. И самое печальное, что они не сомневаются в своем человеческом достоинстве и не задают себе вопросов.

Один из самых важных вопросов, который нужно задать себе, звучит примерно так: я человек? Вы уверены, что являетесь человеком, и не собираетесь задавать себе подобные глупые вопросы? Хорошо.

А вы знаете, что такое человек?

Скорее всего, нет. Потому что со времен гениального Платона, который считал, что человек – это «двуногое существо без перьев и с широкими ногтями», ни ученые, ни эзотерики не смогли однозначно ответить на этот вопрос. Если вы думаете, что знаете точный ответ на этот вопрос, то вы просто привыкли мыслить поверхностно.

Человек в представлении большинства людей – это разумное и нравственное существо, обладающее свободой воли и самосознанием. Это в идеале, а на практике человек зачастую ведет себя хуже животного. Это происходит потому, что между этими идеалами и реальностью лежит огромная пропасть.

Мораль, нравственность и духовность могут быть определены только после того, как мы определимся с тем, что такое человек. И, наконец, нельзя поступать разумно, не зная, в чем состоит Истина и высшее благо. Совершенно недостаточно знать, «что такое хорошо и что такое плохо» в узком социальном смысле.

Если вы поймете, что не обладаете свободой воли, нравственностью, разумностью, духовностью и всеми остальными качествами, которые приписывают человеку, что тогда останется? Только строго научное, антропологическое определение. Человек – это животное вида Homo sapiens. Но никто не согласится с тем, что это определение исчерпывающее. Совершенно точно, что мы нечто большее, чем животное.

Хорошо бы еще понять, что именно?

Итак. Получается, что вы уверены, что вы человек, хотя точно не знаете, что это такое. Занятно… Думаю, у вас есть четкое ощущение, что вы человек, но объяснить вы этого не можете.

Я полагаю, что тот, кто не знает себя, не является человеком. Человек – это тот, кто знает, кто он такой или что он такое. Другими словами, человек – это самосознающее существо. И в этом основное отличие человека от животного.

Мы не знаем себя, и в этом корень большинства проблем. Самосознание, которое может возникнуть, если вы зададите себе вопрос «кто я?», имеет огромное значение и для каждого человека в отдельности, и для всего человечества. Многие проблемы личного и глобального характера возникают оттого, что мы пытаемся жить как люди, ставим перед собой соответствующие цели, но не являемся людьми в полном смысле этого понятия. Это глобальное противоречие между нашими ожиданиями и тем, чем мы являемся на самом деле, можно назвать мировой Иллюзией.

Человек – это промежуточная стадия развития сознания, что-то вроде духовного головастика, в котором постепенно атрофируются признаки животного и проявляются качества Бога.

Человек может появиться только в результате самопознания и самореализации. Человек – пока только возможность, только потенциал на данном этапе эволюции. Нам с вами предстоит исследовать, что это такое. И решить, нужно нам это или, может быть, стоит вернуться в животный мир? Оставаться в промежуточном состоянии опасно! Не осознающие себя и обладающие высоким интеллектом человекоподобные существа уничтожат себя и всё живое на Земле. Именно это сейчас происходит.

Вы можете мне возразить, что и без всякого самоосознания вокруг много хороших людей. Это не так.

Только тот, кто знает Себя, чувствует и осознает присутствие Бога в своей душе, становится чутким и сострадательным по отношению к другим людям. Это единственный путь к настоящим духовным качествам человека. Но обычно люди бывают добрыми неосознанно, просто следуя своему добродушному темпераменту. Такая доброта, к сожалению, всего лишь одна из масок Эго.

В сущности, это не духовное качество человека, которое приобщает его к Богу, к вечности, расширяет горизонты сознания. Такая доброта всегда связана с ограниченностью восприятия человека. Он не видит вокруг плохого. То, что называется «носит розовые очки». Применение умом такого мощного информационного фильтра сказывается на качестве самого интеллектуального процесса. Вот почему добрые люди кажутся глупыми.

На страницу:
1 из 3