Полная версия
Детство, на границе СССР и 90-х
– Хорошо, иди, иди, позвоню!
Ба вернулась в дом, Катюша играла в комнате с новыми игрушками и не обращала внимание ни на что, очень увлеклась.
– Детка, ты как себя чувствуешь? Горлышко не болит?
Внучка помахала головой, показывая, что все в порядке.
А в это время скрипнула входная дверь и показались уже давно привычные желтые бантики, а только потом сама Зойка. Соседская девчушка, любимая подружка Кати пришла.
– Здласте, а Катюшя дома?
– Здравствуй, здравствуй Зоенька, дома она, проходи.
Соседка прошла в комнату и села на диван.
– Пливет! А что ты деляешь?
Но, та не ответила ничего, покачала головой.
В эту сцену вмешалась баба Вера:
– Зоя, Катюша сегодня не может говорить, голос пропал. Ты ей говори, а она или ручкой покажет, или головой махнет.
– А потему у нее голяса нет?
– Так бывает, когда сильно испугаешься.
– А она сильно напугалясь?
– Очень сильно, аж голос пропал.
– А можно мы пойдем на катели в пасадник поиглаем?
– Можно, идите, только во двор, где гуси не ходите. Играйте в палисаднике. Там конечно еще забор никто не починил. Опять поросята пролезут соседские через дыру. Но, вроде держится, все дойти никак до соседа не могу. Идите играйте! Катюша посадила куклу рядом с медвежонком на комод, взяла Зою за ручку и вместе вышли во двор. Погода стояла прекрасная, яркое солнышко светило, дул мягкий ветерок. Слышались вдалеке с полей, протяжные "Му!". Где-то кудахтали куры, будто на них напали, сурово в загоне издавал звуки Мартин "Га-га"! Где-то совсем недалеко работали трактора.
В воздухе пахло клевером, свежей травой, ароматными цветами и особой деревенской атмосферой. Катя чувствовала себя в безопасности в гостях у ба, только вот один злодей Мартин, подрывал это ощущение и во двор уже не хотелось выходить.
Девочки прошли по дорожке и свернули в палисадник, открыли калитку, расположились в песочнице. И стали с увлеченно лепить куличи.
И тут, неожиданно услышали рядом с собой гоготание, шипение. В открытую калитку вошли гуси. Катя закричала и от страха залезла на лестницу, которая стояла под черемухой, Зойка за следом. И уже вместе кричали, звали бабушку:
– Ааа, ааа, ба, Мартин опять на меня напал!
Пожилая женщина, как оголтенная выскочила из дома, увидев в окно, как дети сидят на черемухе, а внизу гуси кричат. Схватила прут и в палисадник.
– Ох, неймется же тебе Мартин, ох я тебе покажу. Как ты опять выбрался? Продам тебя "Колточихе" на суп, будешь знать. Пошли отсюда, кыш, давай.
Гуси покорно, но с горделивой выправкой отправились восвояси, при этом громко издавая "Га-га!"
Бабушка угнала их в загон, накрепко закрыла дверь.
А потом бегом бежала обратно в палисадник, чтобы успокоить детей. Они продолжали сидеть на лестнице, боялись спуститься.
– Катюша, яхонтовая ты моя, сладкая ягодка, иди скорее ко мне, не бойся, все закрыла я их на замок. Больше не тронут они тебя. Потапыча попрошу сегодня прийти забор поставить. Ты как? Голос появился? Зоюшка, ты сильно испугалась?
– Ба, а почему гуси такие злые?
– Баба Веля, мне тоже стлашно было. У нас дома нетю таких птишек.
– Они не злые, просто гусыня птенцов высиживает, а он охраняет и видит во всех кругом опасность. На меня порой крыльями машет, но я быстро прут беру и он успокаивается покорно. А ты маленькая вот он и гоняет. Зоенька, мама твоя не любит гусей по этому и не держит их. Все девчонки, успокоились, все хорошо. Враг отправлен за кордон.
Бабушка обняла обеих, посадила себе на колени, вытерла девчонкам слезы, успокоила и никакие опасности больше не угрожали.
– Мои хорошие, а пойдемте обедать, я такой вкусный борщ наварила. С сухариками да со сметанкой… мм… за уши не оттянешь. А на десерт пирог с яблоками.
– Баба Веля, а я люблю борч, он кусный, кусный!
Зоя прищурила свои большие, голубые глазки улыбнулась.
– Да, ты кулема! Кто ж борщ то не любит, все любят!
– И я люблю, ба у тебя самый вкусный в мире борщ, особенно с сухариками. Побежали скорее его есть!
Пожилая женщина засмеялась вместе с девочками, взяла их за ручки и повела в дом.
– Катюша покажи Зое, где у нас рукомойник, ручки помойте перед обедом, а я пока пойду на огород пару огурчиков сорву. Помоете как, бегите на кухню, садитесь за стол и ждите я быстро приду.
– Хорошо ба!
Девчушки весело брызгались водой, звонко смеялись, мыло выпрыгивало из рук, они его ловили, снова намыливали. Настроение немного от этого поднялось.
– Ну вот кулемы нахлюпали тут целое озеро. Ополаскивайтесь и в дом скорее идите. Огурцы помою и приду.
Так же весело, как и мыли руки дети, убежали в дом.
А через несколько минут баба Вера уже по тарелкам разливала вкусный, наваристый, ароматный борщ. Обязательно с ложечкой сметаны и укропом. Еще порезала сочный огурчик, присыпала солью слегка.
– Вот вам угощенье, первые наросли. В этом году что-то запаздывают. Ну хоть начали рост, а то уже думала солить нечего будет на зиму.
– Очень вкусный огурчик! Ба помидорчики когда будут?
– Помидоры еще рано, они только зеленые выросли, в июле, августе наедимся. Ладно кулемы обедайте, не балуйте тут. С едой не играют, поняли. А я позвоню Потапычу, пойду. И не проказничайте, а то пирог Бульке отдам, он тоже сладкое любит.
– Хорошо ба, а Бульке мы вкусный пирог не отдадим!
– Ну вот и славно!
Бабушка вышла в гостиную, а Катя и Зоя остались одни.
– Катюся, а баба Веля плавда Буйке пилог одаст?
– Нет не отдаст, это она так нам говорит, чтобы слушались. Бульке сладкое нельзя у него уши заболят.
На кухню вернулась ба, прервав разговор подружек.
– Ну что мои хорошие, весь суп съели, пирог то будете? Или Бульке нести?
– Будем, будем!
Зоя улыбалась, а Катюша хлопала в ладоши. Обед прошел в теплой, доброй обстановке, а после подружки после играть в комнату, а ба, убирала со стола.
Во входную дверь кто-то постучал:
– Тетя Вера, вы дома? Зоя не у вас?
– Наташ, дома я дома, проходи на кухню, Зоенька с Катей в комнате играют.
– Ох, хорошо, что у вас, а то уже искать собралась идти. Должна быть в палисаднике у вас, глянула, играют в песочнице, ну пошла викторию собирать. Потом смотрю нет никого, думаю, пойду посмотрю где есть да на обед позову.
– Да тут, тут. Не переживай, сама знаешь, если у нас во дворе, то куда она денется. Дети есть дети, глаз да глаз за ними, но все равно этот глаз к ним не приставишь на все двадцать четыре часа в сутки. Дела то кто делать будет, нянек у нас нет.
– Да знаю тетя Вера, вы у нас ветеран труда, после войны по распределению в наш детский садик попали работать воспитателем, цены вам нет. Я и спокойна когда Зоя у вас.
– Да было время, я тогда молоденькая совсем была, когда война началась, восемнадцать лет всего, пошла курсанткой в училище, всю войну прошла зенитчицей, ранений сколько было, как жива осталась не знаю. Но, вернулась, отправили меня сюда по распределению. Родных никого не осталось тогда, погибли. Только сестра старшая, я ее тоже сюда перевезла. Полина до сих пор с фронтовыми ранениями мается. Ни семьи, ни детей. У меня хоть сын да внучка есть. А сейчас уже столько времени прошло на дворе 1987 год.
Глава 4
– Да, тетя Вера, время вы тяжелое пережили. Полжизни деткам отдали, вы самая лучшая воспитательница во всем районе. Мы вас очень ценим и уважаем.
– Спасибо Наташ, за добрые слова. Многое пережили, но веру в доброе и хорошее сохранили. А детки это самое ценное, что есть у нас. Вон Катюша какая у меня растет, дожить бы до ее деток, правнуков понянчить.
– Ой, теть Вер, доживете, вы у нас вон какая боевая! Слушайте, сегодня у нас "День поселка", праздник. Хор будет петь да танцы разные плясать. С райцентра говорят каких-то хороших артистов позвали. Вчера ходила в сельпо, видела, что наши "лодочки" включали, видать механизм починили наконец-то. Мороженое привезли, сладкая вата будет, вчера "Колточиха" говорила об этом, в буфете с ней встретились. Хочу Зоеньку сводить на это мероприятие. Отпустите Катюшу с нами, пусть девчонки повеселятся. В городе то конечно праздники получше проводят, а у нас на селе все поскромнее, но все же тоже неплохо.
– Ох не знаю, глаз да глаз за ней нужен. Я бы тоже сходила, но через час Потапыч придет, забор будет мне ставить. Я уже и пол литра ему приготовила. Гуси одолели уже, выходят из загона и гуляют где, хотят детей, пугают. Надо ограждение от них. Хорошо, Катеньку отпущу, но ты Наталья смотри за ней в четыре глаза, она у меня вечно куда-то в приключения попадает.
– Хорошо в четыре так в четыре!
Баба Вера засмеялась, Наталья подхватила, смех услышали девочки, прибежали на кухню.
– Ба, а почему вы с тетей Наташей так смеетесь?
– Да смешную историю вспомнили, вот и посмеялись от души. Детка, ты пойдешь на праздник? Сегодня "День поселка", концерт ставят в клубе, потом гулянья на нашей маленькой площади, мороженое да вата сладкая будут.
– Ура! Ура, ба, конечно пойду! Как я люблю мороженое!
– Мама, а мы польдем на моежено?
– Да, Зоенька, пойдем. Я пришла позвать тебя, да Катюшу отпросить с нами.
– Ура! Я тоже подю на моежено!
– Ну вот Наталья все согласны. Ягодка моя пойдем я тебя переодену понаряднее, бантики завяжем, красивая пойдешь. А я как закончу с Потапычем забор ставить, к вам приду, думаю, успею.
– Ладно, тетя Вера, мы тоже переодеваться пошли, Катюша, как соберется, выходите, мы ждать будем на лавочке у ворот.
– Хорошо, хорошо, она мигом соберется!
Зоя с мамой ушли, а ба быстро собрала внучку, надела красивое платье ей, завязала бантики в косички. И через двадцать минут она уже была готова.
– Ну что ягодка моя, пойдем, заждалась наверно уже твоя подружка.
– Ура! Ура! Ба, пошли скорее! А на "лодочках" я буду кататься? А мороженое, а сладкая вата?
– Все будет детка! Ты только там веди себя хорошо, слушайся тетю Наташу. Никуда не уходи без разрешения и смотри не потеряйся, а то опять будем тебя с собаками искать!
– Хорошо ба!
Катя выбежала из дома радостная, бабушка шла следом. Выйдя за ворота увидели, что Зойка сидит на лавочке и уже ждет их вместе с мамой.
– Ну вот Наташ, возьми денежку, купишь мороженое внучке да на карусели пусть прокатится. А то я вдруг не успею прийти. Не знаю, как долго будем с забором этим возиться.
– Хорошо тёть Вер, повеселятся девчонки вдоволь. Я присмотрю, как следует. Ладно, пошли мы уже, а то концерт скоро начнется, не успеем, места все займут.
– Бегите, бегите!
Внучка помахала ба ручкой, широко улыбалась и радовалась прогулке. А бабушка, стояла у ворот и провожала взглядом, пока они не скрылись за поворотом.
Погода была отличная, теплая, летняя, настроение прекрасное, девчушки всю дорогу до клуба разговаривали на свои девчачьи темы. Тетя Наташа, улыбалась слушая о чем они говорят.
– Катюся, а ты какое моожено любишь?
– Вкусное в бумажном стаканчике которое, маленькой палочкой его надо кушать, оно бывает белое и шоколадное, вкусно. Еще с вафлями тоже люблю, оно в бумагу обернуто, мама с папой мне его покупают, когда я дома живу.
– А я лублю в стаканщике, но его кущать моно вмете со стакащиком. Да мама?
– Да, Зоенька, такое мороженое можно кушать вместе со стаканчиком, он же вафельный, съедобный значит. Катюша в городе живет и там больше выбора и названия другие есть у мороженого. А у нас в поселке только такое. Но, оно тоже очень вкусное.
– Тетя Наташа мы в городе с мамой и папой тоже ходили на праздник. Гуляли на площади и там дяденька в микрофон что-то говорил. Цветы все дарили памятнику и многие плакали почему-то. Я спросила, почему они плачут. А мама мне сказала, что это важный день для всей страны.
– Да Катюша, праздник этот очень важен. Он немного грустный для всех, дань памяти.
– И мама также сказала.
– Она правильно говорит. Ну вот девчонки, мы и пришли. Смотрите, поселок уже собрался, нарядные какие все. Пойдемте в зал, места занимать, пока еще есть.
В местном клубе было не протолкнуться, но места в первом ряду нашлись, девочки с удовольствием устроились на креслах. Через десять минут начался концерт.
На сцене пел хор, русские народные песни, артисты нарядно одетые в фольклорном стиле, привлекали внимание детей. Катюша пристально разглядывала каждого участника ансамбля. Потом ведущая праздника объявила конкурс частушек. Любой житель поселка мог выйти на сцену и под звуки баяна исполнить любимую присказку или песенку.
Желающих было много и все наперебой звонко, шуточно и весело пели. В зале царила уютная, теплая атмосфера, настроение стало отличное, концерт понравился всем.
После частушек, вышел ансамбль молодых дарований, девушки и юноши плясали русские народные танцы.
Завершилось мероприятие сольным исполнением военных песен под гитару. Зал аплодировал стоя. Когда все закончилось Наташа вывела девочек на площадь, гуляния продолжались. На скамейках сельчане собирались в небольшие группы и в честь праздника продолжали петь. Около сельпо раздавали шарики детям. Толпились люди у бочки с квасом, где добродушная девушка в белом чепчике разливала напиток по кружкам. Тут же рядом стояла лавка с мороженым.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.