bannerbanner
В дань старине, преданий полной…
В дань старине, преданий полной…

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Виолетта Ларикова-Захарова

В дань старине, преданий полной…


От автора:


Россия – страна с великим историческим прошлым. Но и по сей день, всё же, несёт она в себе отголоски времён «двоеверия», бережно храня и веру православную, и древние корни язычества.

В мой сборник стихотворений под названием «В дань старине, преданий полной…» – вошли произведения, раскрывающие богатый языческий эпос Руси, и, в то же время, произведения, говорящие о Руси христианской.

Зная, что верования эти издревле спорны и различны, что во многом схожи и противоположны во многом единовременно – всё же, не могу кардинально позиционировать бытие одного и отрицать бытие второго,( как, зачастую, это принято в мире религиозном) ибо всё это – и старые языческие капища с древними славянскими божествами, и светлые христианские празднования с многочисленными святыми великомучениками земли Русской – всё это – великое, богатое религиозно – историческое наследие одной огромной и прекрасной могучей державы – нашей России.

Долг наш – всегда помнить о нём; и детям своим подарить, и оставить внукам.


(Ларикова-Захарова В.В.)


Средь чащи дремучей под сизым туманом…


Средь чащи дремучей


Под сизым туманом,


Сковавшим холодным объятием лес,



Где морок болотный


В пучине обманов


Ждёт ночи и времени страшных чудес,



Где пляшут огни


Над трясиной глубокой,


И ягода волчья алеет во тьме -



Обитель кикиморы*


Тёмной болотной -


Кипит испарений котлом в тишине…



Здесь пухнут коряги,


Злым мхом застарелым


Осока и пень костяной порастёт;



А ночью беззвёздной -


В лягушачьих лапах -


Полено кикимора в дом понесёт;



В домишко за лесом,


Где женщина дремлет,


Небрежно в кроватку спустив малыша…



Поленом болотным


Дитятю подменит,


И пятками быстро мелькнёт в камышах.



Смотри, не зевай же;


И окна, и двери


Запри поплотнее. Ребёнка качай.



Свечу у иконы


Затепли светлее.


…Чтоб темень с болот не вползла невзначай…


Кикимора* – злой болотный дух девы. Любит поиздеваться над людьми, затягивая их на дно трясины. Кроме этого, любит ночью заходить в людские дома и воровать оттуда маленьких детей. Присутствие Болотной Кикиморы в доме можно распознать по мокрым следам на полу. (Информация взята из Языческой Википедии, раздел "Мировая мифология")


_______________________________


Иван Купала


Морок да туманы


Оплетут поляны;


Свет холодный кинет


Поздняя звезда…



Не ходи здесь, путник,


Не ищи ты рьяно


Клад, раз в год цветущий -


Сгинешь без следа.



Полночь съела месяц;


И в ожившем лесе


Искрой яркой вспыхнул


Папоротник-цвет*…



В чаще – хохот весел;


Хвост русалка свесит…


…Для тебя, мой путник,


Здесь дороги – нет.


*Цветок папоротника – мифический цветок, открывающий его владельцу клады и тайны мира, дарующий ясновидение и власть над нечистым духом. Согласно славянским поверьям, папоротник цветёт лишь один миг, в ночь накануне Ивана Купалы (на июля) сорвать цветок очень трудно нечистая сила этому всячески препятствует, запугивает человека. Сорвавший цвет папоротника и сохраняющий его при себе – приобретает необычные возможности. Он становится прозорливым, может понимать язык животных, видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились, входить беспрепятственно в сокровищницы, приложив цветок к запорам и замкам – они рассыпаются перед ним, владеть нечистыми духами, повелевать землею и водою, становиться невидимым и принимать любое обличье. (Информация взята из Википедии)


_____________________________


Хозяин леса


В трущобах еловых среди буераков,


Где мох  застарелый в прохладе лесов;



Где сосны -в корявых раскидистых лапах-


Сжимают нависнувший тлен лишаёв;



Во тьме леденящей соснового бора,


Где замерло время и спрятался мрак;



Под стоны деревьев ветрам подвывает


Дремучего леса хозяин – "лешак"*.



Аукает-бродит средь дня и средь ночи;


Глаза -будто фосфор– зелёным горят.



С лукошком пришедшего вмиг оморочит -


Заставит плутать средь загнивших опят…



Хохочет, свистит, да туман напускает,


А лесом когда он могучим идёт,



То вровень высоким стволам вырастает,


А в травах – былинкою малой бредёт.



Ему повинуются звери и птицы;


Есть трепет живой в буреломе густом;



Идти сюда с умыслом злым не годится-


Здесь леший вас видит за каждым кустом.



И в каждом лесу – свой хозяин суровый.


Он зорко следить за чащобой привык.



Коль хлопанье (в дебрях) услышишь в ладоши,


То знай – это рядом кружит "лесовик"*.



В рубахе, лаптях, сам – в цвет сизой водице,


С густыми бровями, суров, пучеглаз;



В зеленую бороду вплёл шелковицу;


Сидит – в предвкушении страшных проказ…



В дремучей прохладе легко затеряться,


Темнеет быстрее, а леший и рад…



Молитву читай, окрестись пошустрее-


Быть может отыщешь дорогу назад…





Поверий немало далёкого века:


"Дух чащи", "заступник", "хозяин лесам";



Он – кара, урок за грехи человеку.


А в чём виноват – каждый ведает сам.



Будь чистым душой – и плутать не придётся.


Вернёшься домой, день потратив не зря, -



Грибами лукошко сполна наберётся,


И ягод найдёт лесовик для тебя;



Приветливы сосны, чащобы, опушки,


И птицы в макушках щебечут, парят;



Лес – любит тебя. Но есть день, как гнилушка*:


Четвёртого – дома побудь – октября*…




* – "лешак", "лесовик", "леший" – славянское наименование духа-хозяина леса.


Леший описывался то как гигант, то как карлик, есть поверья, что он мог изменять свой рост. Если леший одет, то в целом так же, как обычный человек. Часто его сопровождает сильный ветер, или сам он может представать им.


Блуждания человека в лесу связывали с воздействием лешего. Отношение к нему в народе было двойственным. С одной стороны, его причисляли к враждебной человеку нечистой силе, впрочем, чаще не целенаправленно вредящей людям, а проказничающей, но делающей это грубо и зло;с другой стороны, лешего считали справедливым хозяином леса, который не станет вредить просто так, но может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях, а может и помочь человеку.




* – гнилушка – светящийся в темноте, полый и гнилой внутри – обломок дерева. 




* – 4ое октября(по старому стилю, по новому – 17 октября) – "Ерофеев день", "проводы лешего". В народе верили, что на Ерофея по лесам бродят лешие, при этом громко кричат, хлопают в ладоши и хохочут. Такое «веселье» продолжается до следующего утра: с первыми петухами лесной дух проваливается сквозь землю, чтобы вновь выскочить наружу уже весной. В этот день в лес старались не ходить, даже в случае крайней нужды. В лес не ходят – леший бесится. Все известные средства борьбы против лешего в этот день – бессильны. (Используемая литература: Максимов С.В. – Крестная сила: нечистая сила.М.:АСТ,1999)


_________________________________


Сказ о Духе хлебного поля


В полдень кудрявый


В размашистой ржи -


В поле на тёплых колосьях лежи.



Слушай, как спелым


Лучистым зерном -


Ветер шуршит и поёт об одном.



В шорохе слышится


Тихий рассказ.


Вспомнишь о нём в чистом поле не раз -



Ночью глубокой


При полной Луне,


Или в приветливом солнечном дне…



…Вслушайся: ветер


Подул и завис.


В воздухе замер насмешливый свист.



Кто-то стоит


В шевелящейся ржи.


Телом он чёрный, как земли межи;



Глаз разноцветных


Смеющийся взгляд;


В белой рубахе – простейший наряд;



Зелёной своей


Чуть кивнул головой,


Что вместо волос поросла вся травой;



Сжимает в руках


Тихих маленьких птиц,


Селянами даренных пару яиц.



Он хлебные здесь


Охраняет поля;


В колосьях шагал и – приметил тебя.



Проказливый дух,


Своим нравом не злой,


Знакомый всем пахарям – лар* "Полевой".*



Следит за порядком


В пшенице и ржи;


Проверит тихонько: что в травах лежит;



И если невежду


Хмельного найдёт -


Затащит к болотам, с дороги собьёт.



Он ревностно бережен


К юным хлебам,


К зерну и побегам – землицы дарам.



Любой сельский пахарь


Седых деревень


Несёт ему тару даров в Духов день.*



Подарки с охотой


Возьмёт "Полевик",*


Но тайно – увиденным быть не привык.



Мелькнёт да присвистнет,


В колосьях скользя;


А ты не гляди – его видеть нельзя.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу