bannerbanner
Бред шведской кобылы
Бред шведской кобылы

Полная версия

Бред шведской кобылы

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Нелепый вымысел Петрея (немецкий учёный Г.Эверс назвал его «пустомеля Петрей») был подхвачен и растиражирован в России известной «дойче-троицей»: Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером и А.Л.Шлёцером, – приглашёнными во 2-ой пол. XVIII в. в нашу страну для написания российской истории. Эстафету лжи подхватили в XIX в. историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьёв, В.О.Ключевский. Некритично подойдя к трудам вышеупомянутых немецких учёных, приняв их на веру, без устали повторяли они шлёцеровскую интерпретацию петреевского вымысла, не утруждая себя поиском доказательств. В XX веке число историков, наследующих ложь Петрея и Шлёцера, к сожалению, только увеличилось. Для краткости назовём сторонников вымышленной истории Швеции шведофилами. Не имея возможности подробно рассматривать взгляды всех шведофилов (они всесторонне проанализированы в работах выдающегося историка В.В.Фомина), мы вкратце ознакомимся с творчеством двух самых известных представителей этого направления в исторической науке, а именно: академиков А.А.Шахматова и Д.С.Лихачёва.

Наш выдающийся мыслитель И.Л.Солоневич дал такую характеристику профессорам русской истории: «Фактическую сторону русской истории мы знаем очень плохо – в особенности плохо знают её профессора русской истории. Это происходит по той довольно ясной причине, что именно профессора русской истории рассматривали эту историю с точки зрения западноевропейских шаблонов. Оценка же русской истории с точки зрения этих шаблонов правильна в такой же степени, как если бы мы стали оценивать деятельность Менделеева с точки зрения его голосовых связок». (9). Он же: «Ключевский – историк России. То есть специалист по искажению русской истории» (10). Эти, на первый взгляд, слишком суровые и парадоксальные оценки, данные Солоневичем русским историкам, полностью подтверждаются трудами этих историков, которых в настоящее время, к сожалению, в нашей исторической науке большинство.

В 1919 г. академик А.А.Шахматов в монографии «Древнейшие судьбы русского племени» поведал о том, что уже в 830-е годы шведы образуют в Старой Руссе «организованную по военному, занимающуюся грабежом и торговлею, разбойничью колонию в числе 100000 в северно-славянской земле». Знаменитый учёный-летописевед, он знал, что утверждение о «несметных полчищах скандинавов (=шведов – Н.Ч.)» (выражение Шахматова), необходимо подкрепить ссылками на соответствующее место российских летописей или других источников, упомянутых выше. Но в них таких сведений нет. Из каких же источников почерпнул Шахматов эти поистине фантастические сведения? (Фантастические потому, что, имея в ту пору население около 30 тыс. человек, не имея ни государства, ни армии, Швеция никак не могла направить на Русь 100000 армию). Таких источников в природе (в науке тоже) не существует. Зато такие вымыслы присутствуют в книге шведского археолога Т.Ю.Арне «La Suede et l’Orient” («Швеция и Восток»), вышедшей в свет в 1914 г. Книга Арне стала для Шахматова вторым Священным писанием: он принял на веру все вымыслы её автора. Такой ненаучный подход к «мнениям чужим» (ни анализа, ни критики) не делает чести научному и моральному облику нашего академика. Почему он так поступил? На этот вопрос давно ответил наш классик: «… если Бог хочет наказать, то отнимет прежде разум» (Н.В.Гоголь. «Ревизор»).

Второй академик – Д.С.Лихачёв… Но прежде несколько слов о научном и моральном облике академика. В своей шведофильской оголтелости он даже летописца Нестора записал в шведофилы. «В послевоенные годы в литературе тему о «норманизме» Нестора подхватил и довёл до абсолюта (до абсурда? – Н.Ч.) Д.С.Лихачёв, окончательно придав ей значимость непререкаемой научной истины» (11). Необходимое уточнение: непререкаемой она стала лишь для его единомышленников, настоящие учёные её не приняли.

Эту же линию он продолжил и в 90-е годы минувшего столетия. Пользуясь свободой слова, предоставленной всем шведофилам, он дофантазировался до того, что предложил Киевскую Русь называть «Скандославией», ибо, по его словам, «…для Русской земли (особенно в первые века её исторического бытия) гораздо больше подходит определение Скандославия, чем Евразия…» (12). Первые века её (Руси) исторического бытия – это IX-X вв. (Что из себя представляла Швеция в эти века, см. выше). Скандинавами, чтобы запутать читателя, Лихачёв называет шведов. Идея академика не нова и не оригинальна: ещё в 1834 году О.И.Сенковский утверждал, что «эпоха варягов есть настоящий период Славянской Скандинавии». Повторяя Сенковского, Лихачёв показал себя: во-первых, чужеумом, во-вторых, опустившимся на уровень первой трети XIX века, т. е. во вчерашний день исторической науки; в-третьих, единомышленником Сенковского, тем самым поставив себя рядом с Сенковским. Незавидное соседство!

Если заявить, что для академика гораздо больше подходит фамилия Скандинавский, чем Лихачёв, очень многие возмутятся: это нелепо, это оскорбительно, это недопустимо. Правильно возмутятся – так поступать нельзя. Называя Киевскую Русь Скандославией, Лихачёв поступает нелепо, оскорбительно, недопустимо. Почему он считает, что ему это можно? Ответ чрезвычайно прост: потому что он шведофил. На этом примере мы видим, что такие понятия, как научный подход и научная этика, для шведофилов вообще не существуют.

«Призванные из Швеции, – пишет академик, – конунги Рюрик, Синеус и Трувор (если таковые действительно существовали) могли научить русских…» (13). Этот отрывок настолько диковин, что требует обязательных комментариев. В летописном сообщении о призвании братьев они не называются конунгами – это вымысел Лихачёва. (Ну, почему шведофилы без конца что-либо выдумывают, приписывают, попросту говоря, лгут? Ответ чрезвычайно прост: именно на лжи и построена вся мифическая история Швеции). Лихачёв пишет, что братья приехали из Швеции (опять вымысел: в летописи такого указания нет). Что послужило основой для такого утверждения академика? Государства Швеция в ту пору на политической карте Европы не было: оно сложится четыре века спустя. Нет ни одного факта, документа ни в русских, ни в зарубежных источниках, подтверждающих шведское происхождение братьев. То, что их родиной была Варяжская Русь (расположена на южном побережье Балтийского моря), отмечают не только русские летописи. Упоминания о ней мы встречаем в многочисленных западноевропейских средневековых источниках. Средневековые арабские авторы также называют варягов славянами. «Они суть славяне славян…» (14), – пишет Ад-Димашки (1256-1327).

И ещё один «шедевр» Лихачёва: «…(если таковые действительно существовали)…». То есть, академик допускает два варианта: а) Рюрик и его братья – реальные исторические личности; б) этих братьев в действительности не было. Получается (по Лихачёву), что даже если этих братьев не было, всё равно они приехали из Швеции (!?). Да, это по-академически! Сведения о якобы шведском происхождении братьев, как и положено чужеуму, Лихачёв взял у Шлёцера, науке такой факт неизвестен.       Поразительна и необъяснима с точки зрения элементарного здравого смысла тяга упомянутых академиков мыслить чужой головой. Повторять чужие нелепости – это такое интеллектуальное и нравственное падение, какого в учёных и объяснить невозможно. Впрочем, А.П.Чехов поставил им точный диагноз: «Университет развивает все способности, в том числе и глупость».

Мы специально подробно осветили позицию только двух известных академиков, остальные их единомышленники точно так же повторяют нелепую выдумку Петрея, облачив её в наукообразную форму. Если отбросить все их фантазии и словесную эквилибристику, то суть всех работ шведофилов укладывается всего в одну фразу: В 862 году сюрреальное (несуществующее) государство Швеция посадило сюрреальное (несуществующее) войско на сюрреальный (несуществующий) флот и… завоевало реально существующее государство Северная Русь (Княжение словен). (Согласитесь, такое может быть только в Зазеркалье!). Эту мысль проводят в своих «научных» трудах сюрреалисты в исторической науке: Е.А.Мельникова, В.Я.Петрухин, Д.А.Мочинский, Г.С.Лебедев, А.Н.Кирпичников, Е.В.Пчёлов, и др. (имя им – легион!). Их труды могли бы лечь в основу сценария голливудского фильма, но к науке История они не имеют никакого отношения.


Примечания.

1. Грот Л.П. Путь норманизма: от фантазии к утопии // ВАРЯГО-РУССКИЙ ВОПРОС В ИСТОИОГРАФИИ. Сб. статей и монографий / Составл. и ред. В.В.Фомина. – М.: НП ИД «Русская панорама», 2010, С.124-126 .

2. Грот Л.П. Рослаген на дне морском и о варягах не из Скандинавии // СЛОВО О ЛОМОНОСОВЕ. Сб. статей и монографий / Составитель и ред. В.В.Фомин. – М.: НП ИД «Русская панорама», 2010, С.378-379.

3. Фомин В.В. Ломонософобия российских норманистов // ВАРЯГО-РУССКИЙ ВОПРОС В ИСТОИОГРАФИИ. Сб. статей и монографий / Составл. и ред. В.В.Фомина. – М.: НП ИД «Русская панорама», 2010, С.483.

4. Грот Л.П. Рослаген на дне морском и о варягах не из Скандинавии // СЛОВО О ЛОМОНОСОВЕ. Сб. статей и монографий / Составитель и ред. В.В.Фомин. – М.: НП ИД «Русская панорама», 2012, С.370.

5. Там же, С.367.

6. Там же, С.367-368.

7. Фомин В.В. ВАРЯГИ И ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ: К итогам дискуссии по варяжском вопросу. – М.: «Русская панорама2, 2005, С.19.

8. Там же, с.24.

9. Солоневич И.Л. Народная монархия. – Мн.: Лучи Софии, 1998, с.21-22.

10. Там же, с.355.

11. Фомин В.В. ВАРЯГИ И ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ: К итогам дискуссии по варяжскому вопросу. – М.: «Русская панорама», 2005, стр. 205.

12. Лихачёв Д.С. Нельзя уйти от самих себя… История самосознания и культура России // «Новый мир», 1994, №6, стр. 113.

13. Там же, стр. 114.

14.Венелин Ю.И. Известия о варягах арабских писателей и злоупотребление в истолковании оных // ЧОИДР. Кн.4. М., 1871, стр.10.


Справочник для «учёных неучей», то есть норманистов


Викинги, норманны, скандинавы…

Чтобы побольше узнать об этих народах, откроем энциклопедию «Народы мира». И тут нас ждёт поразительное открытие. Какие только народы ни упоминаются в ней: от великих, насчитывающих сотни миллионов жителей, до очень небольших, насчитывающих несколько сотен, а то и десятков их представителей. И только три народа не упоминаются на её страницах: скандинавы, норманны и викинги. Как же так? Не могли же составители энциклопедии забыть о них… Нет, они поработали добросовестно и ничего и никого не забыли.

Справка-1. В Скандинавии проживали и проживают три народа: датчане, норвежцы и шведы – но народа по имени «скандинавы» в природе не существует.

Справка-2.       «Норманны» – в буквальном переводе – «люди севера», т. е. народы, живущие в высоких широтах: шведы, финны, ненцы, эвенки, якуты, чукчи и т. д. К слову, разные авторы называли норманнами разные народы, живущие на север от них. Например, епископ Лиутпранд Кремонский в своём труде «Антаподосис» (949 г.) так упоминает норманнов: «Город Константинополь … расположен посреди свирепейших народов. Ведь с севера его ближайшими соседями являются венгры, печенеги, хазары, русь, которую иначе мы называем норманнами…».

Справка-3. Викинги – в переводе значит «пираты». Такого народа, естественно, в природе не существует. В шведском языке такого слова также не было: вплоть до XVI в. использовалось латинское «пират», естественно, с



негативным оттенком. Но в XIX веке поэты Эрик Гейер и Эсайя Тегнер создают романтический образ «общескандинавских» викингов. И

«нехорошие» пираты превращаются в идеализированных героических викингов в рогатых шлемах, плывущих на кораблях с полосатыми парусами. Рогатый шлем был заимствован у галлов, а полосатые паруса – выдумка поэтов-романтиков. На сегодняшний день единственным «доказательством» того, что в IX в. несуществующий шведский флот плавал под полосатыми парусами, является этикетка с бутылки шведской explorer vodka.

Далее начинаются чудеса: вымышленные викинги-норманны-скандинавы из поэзии перекочёвывают в шведские и российские «исторические» труды, а уже в наши дни в российские учебники истории. Сомневающимся предлагаем ознакомиться с параграфом «Образование Древнерусского государства» в учебнике Е.В.Пчёлова «История России». Автор без обиняков заявляет: государство нам создали несуществующие, как мы убедились, норманны и викинги. А слово «Русь» нам принесли несуществующие скандинавы. Просто не учебник, а какой-то роман в стиле фэнтези.

Теперь, когда мы убедились, что народа викинг-норманн-скандинав не существует, ответим на вопрос: кто пишет книги о том, как несуществующие народы завоёвывают Русь («бред шведской кобылы»).

Эти книги пишут норманисты, сторонники «норманнской теории», согласно которой шведы (высшая раса) создают русским (низшая раса) государство. Своё государство у шведов появится лишь спустя 450 лет (!!!) после упоминаемых событий. Норманисты – специалисты по искажению русской истории. Искажение русской истории – это одно из направлений информационной войны против России.


Дрессировщики «учёных попугаев»,

то есть норманистов

Так как Господь не дал попугаям разума, то они воспроизводят звуки, не будучи способными понимать их смысл. В природе они копируют самые разнообразные естественные шумы. В людской среде есть специальная профессия дрессировщиков, которые учат попугаев повторять фразы человеческой речи, смысл которых им, разумеется, недоступен. Да он им и не нужен. Их назначение иное: повторять фразы, которым их научил дрессировщик. Ниже мы приводим фамилии дрессировщиков и фразы, которым они научили «учёных попугаев», то есть норманистов.

«Пустомеля» Петрей

(именно так назвал его немецкий историк Г.Эверс):

Новгородской «областью» до покорения её московским государем, правил великий князь шведского происхождения по имени Рюрик.

Все имена первых русских князей имеют скандинавское происхождение.

Варяги вышли из Швеции.

Тунманн

Этноним «русь» происходит из финского ruotsi.

Шведы основали русскую державу.


Улоф Рудбек

(Довел шовинистические причуды фантазии шведов до пика абсурда-

Ю.Свеннунг)

Русская Ладога – это Альдейбьюборг из исландских саг.

Выражение «за море» переводится «в Швецию».


Байер

«Народ Rhos – от поколения шведы были».


«Скотина» Шлёцер

(М.В.Ломоносов так отозвался о нём: «какие гнусные пакости может наколобродить в российских древностях такая, припущенная к ним скотина». Норманист Мошин назвал Шлёцера «ультранорманистом»).

2.Летописное «наряд» переводится как «порядок».

3. «Русская правда» – это скандинавские законы.

4. Этноним «русь» происходит от шведского Упландского берега под названием Рослаген.

5.До призвания трех братьев-шведов русские не знали цивилизации и ею обязаны германскому элементу.

Куник

Слово варяг происходит от скандинавского вэринг, что значит – обет, присяга.


Тиандер

Мурмане – это норвежцы.


Лихачёв-Скандославский

Русь должна называться Скандославией.

Нестор – первый норманист на Руси.


Один из норманистов как-то в разговоре попенял мне: вы, антинорманисты, выступаете с критикой только их предшественников, творивших в XVII-XVIII вв., мол, историческая наука с тех пор шагнула далеко вперёд, а вы, антинорманисты, остались на уровне XVII-XVIII вв. Действительно, историческая наука не стоит на месте, она давно доказала антинаучность «норманнской теории». Об этом объективно свидетельствуют даже результаты исследований современных шведских историков и археологов (подчеркиваю – объективно, поскольку открыто от норманистских постулатов никто в западноевропейской исторической мысли не отказывается).

Да, историческая наука с тех пор шагнула далеко вперёд, и только «учёные попугаи» – российские норманисты – по-прежнему без конца повторяют приведённые выше фразы своих дрессировщиков.


«Смрадный дух норманизма»


Открытое письмо Ю.Вяземскому,

профессору МГИМО, ведущему

телепередачи «Умники и умницы»


                                    Послушай, ври, да знай же меру

                                          А.Грибоедов. Горе от ума


Уважаемый Юрий Павлович!

В одной из телевизионных передач «Умники и умницы» (4, 11 и 18 мая 2013г.), посвящённой средневековой Скандинавии, Вы мимоходом бросили фразу: «В Новгороде, населённом викингами…». Здесь под Новгородом подразумевается Новгород Великий, а под викингами – шведы (см. «Справочник для…»). А всё это заявление является выражением пресловутой «норманнской теории». Вкратце напомню о времени её появления и её сущности.

В начале XVII века Россия, ослабленная интервентов Смутой, подверглась агрессии со стороны Польши и Швеции. О зверствах польских интервентов у нас написано достаточно, а вот деяния Швеции того времени находятся где-то на периферии нашего сознания и исторической памяти. Между тем военные планы Швеции были грандиозны: она не только хотела захватить побережье Балтийского моря, но и завоевать всю Россию, а своего короля провозгласить и русским царём. Под эти захватнические планы требовалось подвести идеологическую подоплёку. И вот Швеция начинает, говоря современным языком, информационную войну.

В 1613 году Пётр Петрей, дипломат и историограф короля Швеции Карла IX, заявил о том, что будто бы новгородцы на переговорах со шведами сказали: «…Новгородская область, до покорения её московским государством, имела своих собственных великих князей, которые и правили ею; между ними был один тоже шведского происхождения, по имени Рюрик, и новгородцы благоденствовали под его правлением» (1). Это был типично геббельсовский приём: чем чудовищнее ложь, тем больше шансов, что в неё поверят.

К счастью, в недрах Государственного архива Швеции сохранилась неофициальная запись переговоров, в которой приводятся подлинные слова руководителя новгородского посольства архимандрита Киприана: «На что архимандрит отвечал: что они прежде уже отвечали и желали бы снова повторить и при этом заверить, что, как то явствует из старинных летописей, имели новгородские господа испокон у себя своего великого князя. И что с самого начала никаких дел с московскими господами не имели. И ещё оповестил том, что последний (так в тексте – В.Ф.) из их великих князей был из Римской империи по имени Родорикус» (2). Указание на римское происхождение Рюрика не должно нас смущать: это был обычный для того времени приём доказательства знатности правящей династии.

Показателен в нашем случае тот факт, что до 1613 года ни один из шведских письменных источников, ни шведский фольклор, ни шведский народ, ни шведский король не знали, что Рюрик – швед. В трёх воззваниях ко всем чинам Московского государства (15 июня и 24 сентября 1608 г., 4 января 1609 г.) шведский король Карл IX ни разу не упоминает о «шведском» правителе Руси Рюрике. Не упоминает по вполне понятной причине: он ничего и никогда не слышал о «шведе» Рюрике. Шведы хорошо знали историю Новгорода, и то, что в посланиях короля ни разу не упоминается Рюрик, говорит лишь о том, что до 1613 года королю, как и всем шведам, в голову не приходило объявлять Рюрика «шведским конунгом».

Отметим ещё один факт. Архимандрит Киприан, ведя переговоры в Швеции, руководствовался «приговором» (инструкцией – Н.Ч.), данным ему новгородским митрополитом Исидором и новгородским воеводой И.Н.Одоевским. Этот документ тоже сохранился: в нём нет ни слова о «шведском» Рюрике. «Приговоры» того времени исполнялись неукоснительно. Киприан пишет митрополиту и воеводе из Выборга, возвращаясь с переговоров: «У нас, что было в наказе писано, и мы то исполнили, государю и полномочным великим послам много раз били челом» (3). Иначе и быть не могло: за неисполнение «наказа» можно было поплатиться и головой.

Геббельсовскую ложь П.Петрея дополнили О.Рудбек, Г.Байер и А.Шлёцер, в результате их усилий, особенно Шлёцера, и появилась так называемая «норманская теория». Вкратце суть её такова: шведы (высшая раса) создали русским (низшая раса) государство. Другой «норманист» суть этой «теории» изложил так: «Организация русского государственного образования не была результатом государственно-политических способностей славянства в России; напротив, это дивный пример того, как германский элемент проявляет в низшей расе своё умение создавать государство» (4). Этого норманиста звали Гитлер. Так что каждый норманист должен заявлять: «Мы с Гитлером убеждены…».

А теперь несколько слов о самом названии этой «теории». Даже в названии этой «теории» что ни слово, то ложь. Теория – это прежде всего сфера науки. «Наука – это железное сцепление фактов, положений и доказательств» (С.Лесной). Ничего из перечисленного в «норманской теории» нет. Не имея научного обоснования, она не имеет права называться даже научной гипотезой, но так как всё же надобно её как-то назвать, назовём условно «гипотезой». «Норманны» – в буквальном переводе – «люди севера», то есть народы, живущие в высоких широтах: шведы, финны, ненцы, эвенки, якуты, чукчи и т.д. Однако сторонники пресловутой «норманской теории» под норманнами разумеют только один народ – шведов. Следовательно, и пресловутая «теория» должна называться «шведская гипотеза». А её сторонники, соответственно, – «шведофилами».

Ознакомившись со взглядами сторонников «шведской гипотезы» (в их числе Гитлер и Вяземский), необходимо представить освещение данного вопроса в современной науке.

1.Изучая историю Руси IX-X вв., учёные в основном пользуются следующими источниками: 1) русские летописи, 2) западноевропейские хроники, 3) свидетельства арабских путешественников, 4) труды византийских историков. Ни в одном из них нет упоминания о завоевании шведами в середине IX в. Северной (Новгородской) Руси, а позднее и Южной (Киевской) Руси.

2.В результате многолетних археологических работ в Новгороде «…коллекция предметов, собранных на раскопках за 1932-2002гг., насчитывает в общей сложности более 150 тыс. изделий…» (5). Многочисленная славянская керамика не включена в это число. Число скандинавских предметов, найденных в слоях IX-X вв., настолько ничтожно мало, что даже шведофилы относят их к числу «случайных». А теперь, господин профессор, ответьте на вопрос: как так получилось, что в Новгороде, «населённом шведами», не сохранилось никаких материальных следов их присутствия?

3.На территориях, когда-то захваченных норманнами (датчанами и норвежцами), следы их пребывания отразились в многочисленных названиях населённых пунктов. Это ярко проявляется в современной Нормандии (север Франции). Восточная Англия была захвачена датчанами: «…из 126 деревень на о. Льюис – одном из внешних Гебридских островов (Великобритания) – 110 имеют либо чисто скандинавское название, либо какое-то его подобие». «А в восточном графстве Ланкашир более половины современных названий деревень имеют скандинавское происхождение» (6). Прошу, господин профессор, ответить на вопрос: если шведы, завоевав Северную Русь, настроили множество крепостей и городов (так пишут шведофилы), то почему ни один из них не имеет шведского названия?

4.Язык завоевателей всегда оставляет след в языке побеждённого народа. Даже сегодня, констатируют зарубежные исследователи, отзвуки скандинавского языка слышны в нормандском диалекте французского языка. Длительное завоевание датчанами восточных областей Англии отразилось в следующем: 10% современного английского языка – это заимствования из датского. В русском языке нет ни одного шведского слова. Объясните, господин профессор, почему «многовековое владычество шведов» над Русью не оставило никаких следов в русском языке (татаро-монгольское завоевание, как Вы знаете, оставило, потому что было реальным)? К слову, в шведском языке есть заимствования из славянских языков: «lodhia» – лодья (грузовое судно), «torg» – торг, рынок, торговая площадь, «besman» – безмен, «tolk» – переводчик, толмач, «pitshaft- печать, serkr (сорочка), pfluok (плуг), tramba (труба) и др. Большинство из них пришло из торговой (транспортной) сферы культуры. Объясняется это тем, что именно славяне втянули отсталую и нищую Швецию в торговлю. И эта-то малонаселённая, нищая, стоявшая на более низком, чем славяне, уровне развития страна смогла завоевать Русь? Вы сами-то верите в этот миф?

5.Рюрик был представителем славянского народа варягов-руси, проживающего на землях юго-западного побережья Балтийского моря. Об их этнической принадлежности к славянам имеется много свидетельств, мы приведём лишь два. С.Герберштейн, посол Священной Римской империи германской нации, посещавший Россию в 1517 и 1526 годах, писал о варягах, что они «были могущественны, употребляли, наконец, русский язык и имели русские обычаи и религию. На основании всего этого мне представляется, что русские вызвали своих князей скорее из вагрийцев, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком»(7). Арабский путешественник Ад-Димашки оставил такое свидетельство о варягах: «Они суть славяне славян» (8), то есть знатнейшие из славян.

На страницу:
2 из 3