Полная версия
Духовная практика добрых дел. Обретение баланса душевных качеств в традиции Мусар
Более того, хотя моя книга «Духовная практика добрых дел» написана для широкой еврейской аудитории, я не хочу исключать никого, кто не является евреем. Я не использую еврейские термины, а методология и описание способа самосовершенствования опираются на универсальные принципы и широко применимы. Если вы, как и многие другие американские евреи, не посещаете синагогу, эта книга прекрасно подойдет. Если же вы придерживаетесь традиций иудаизма, эта книга будет интересна в качестве дополнения к тому, что вы уже делаете. А если вы не еврей, думаю, благодаря книге сможете познакомиться с иудаизмом вне ритуалов и доктрин, на чем здесь и ставится акцент.
Американский Мусар построен на трех принципах.
1. ЕВРЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ОСОЗНАННОЙ ЖИЗНИ
Наши ценности влияют на решения, приоритеты и действия. Еврейские ценности представляют собой испытанный временем правильный набор стандартов, регулирующий как отношение человека к себе, так и к другим. Слишком часто мы попадаем в ловушку, проживая жизнь от события к событию, позволяя ей проноситься мимо нас, как в тумане. Американский Мусар учит жить осознанно, подходить к жизни взвешенно и разумно, чтобы сделать ее насыщенной и достичь баланса.
2. АЛЬТЕРНАТИВА «РАЗГОВОРУ С БОГОМ»
Согласно опросу Pew Research, проведенному в 2013 году, 62 % американских евреев считают, что определение «еврей» больше означает связь человека с определенной культурой и происхождением, чем с религией. А больше половины тех, кто говорит, что «быть евреем» – это религия, не считают необходимым верить в Бога, чтобы быть евреем[12]. Многие из этих людей не любят разговоры о Боге, поэтому они либо перестают слушать, либо злятся, когда кто-то говорит, например, что «у Бога есть план». Возможно, на это влияет та часть американской культуры, которая ценит индивидуализм, свободу выбора и личную ответственность.
У многих людей, включая раввинов, сложные отношения с Богом. На самом деле, когда впервые начал преподавать свой курс Мусара, я не был уверен, что мне вообще нужно говорить о Боге. Тогда мой раввин попросил меня освободиться от предубеждений, и я попрошу вас о том же. Каковы бы ни были ваши воззрения на божественное, вам найдется место в американском Мусаре. Поэтому я предлагаю использовать альтернативные понятия – например, «общая нить человечества» или «нечто большее, чем мы сами».
3. БЕЗ ИВРИТА (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛОВА «МУСАР»)
Иврит – удивительный язык для духовного учения, и многие авторы используют транслитерацию, чтобы представить еврейские слова англоязычной аудитории. Своими действиями они доказывают, что необходимо сохранить этот язык, и если от него отказаться, нечто важное будет безвозвратно утеряно. Однако, учитывая цель этой книги, в этом случае я не согласен с подобным утверждением. Ведь даже если при переводе что-то теряется, самые важные идеи и понятия сохраняются.
Мусар подразумевает, что нужно начать с того места, где вы уже находитесь, и сделать следующий шаг. И слишком много людей не сможет его совершить, если использование еврейских слов станет обязательным условием. Если же вы хотите выйти за рамки учения американского Мусара и перейти к текстам, которые используют термины на иврите, я приведу таблицу в приложении II, где приводятся традиционные еврейские термины для обозначения черт души. А пока не беспокойтесь о том, что не знаете терминов на иврите. Ведь если в будущем это станет важным, вы без лишнего стресса найдете возможность узнать то, что необходимо.
Практика Мусара в сообществе
Мусар можно эффективно практиковать в одиночку, но при этом он также может стать основой для образования сообщества. Община занимает центральное место в иудаизме, и раньше она была центром и в Соединенных Штатах. Под сильным сообществом подразумевается группа людей, которые будут поддерживать вас, несмотря ни на что. Они будут присматривать за детьми, одалживать деньги, заботиться, когда вы больны, и будут рядом на всех важных этапах вашей жизни. Где в наши дни можно найти нечто подобное?
К сожалению, как отмечали Роберт Патнэм и другие социологи, на протяжении десятилетий культура сообществ в Соединенных Штатах находилась в упадке[13]. Многие из нас работают так много, что позволяют карьере и компании создать иллюзию общности[14]. В глубине души мы знаем, что в действительности это не так, но стремление принадлежать к чему-то и иметь свое место выигрывает. Человек всегда развивался в сообществе, и для большинства людей изоляция – это путь к депрессии и безумию.
Таким образом, Мусар может стать хорошим фундаментом для построения сообщества по двум причинам. Во-первых, в сообществе можно найти партнера по изучению, который находится на том же этапе тренировки конкретной душевной черты, что и вы, и с которым можно обсудить книги, практики и собственный прогресс. Во-вторых, сообщество дает вам возможность присоединиться к мусарской группе или же сформировать свою. В XIX веке рабби Исраэль Салантер был пионером по созданию мусарских групп, что расширило перспективы направления и сделало практику каждой душевной черты более глубокой. Жду вас в гости на сайте americanmussar.com, чтобы вы могли присоединиться к нашему виртуальному сообществу.
Как пользоваться этой книгой
Американский Мусар, подобно прочим, – это практика, которая тренирует наши духовные мышцы. На протяжении первых двух недель мы занимаемся только одной группой мышц, а затем переходим к следующей. Каждая группа духовных мышц называется чертой души, а практика подразумевает определенную последовательность действий, которая приводит каждую черту души к равновесию.
Во-первых, прочтите главы 1–4 и пройдите тест на самооценку, чтобы создать собственную характеристику души. Главы 5–17 посвящены тринадцати чертам души, составляющим ядро американского Мусара. Возможно, вы будете читать книгу медленно, сосредотачиваясь на каждой черте души в отдельности и занимаясь ею на протяжении двух недель. Или предпочтете сначала прочесть всю книгу за один присест, чтобы увидеть, как сочетаются все черты души, а затем вернетесь и перечитаете каждую главу заново, что также будет элементом вашей практики.
Когда вы доберетесь до пятой главы, у вас могут появиться сомнения: переходить сразу к практике или сначала прочитать всю книгу целиком? Мой совет: практикуйте.
И когда вы приступите к практике, начните в определенный день недели. Вы будете практиковать каждую черту души в течение двух недель, а затем переходить к следующей. Каждая глава будет содержать специальные рекомендации и упражнения, чтобы привести эту черту души в равновесие.
Через двадцать шесть недель вы охватите все тринадцать черт души, о которых пойдет речь в книге. А затем, в заключительной части, прочтете о шагах, которые помогут вам продолжить практику самостоятельно.
А теперь иди и живи
Мусар учит, что цель нашей жизни состоит не в достижении спокойствия, а в том, чтобы жить активно и осознанно, делая добрые дела. Однако в то же время от вас не ожидают внезапного превращения в святого. На самом деле вы никогда не станете святым. И я тоже, и никто другой. Мы люди и обладаем как положительными качествами, так и отрицательными. Они всегда у нас будут, но не должны становиться источником боли и разочарования. Главное – вносить коррективы.
Ваша жизнь – это машина, которая едет со скоростью 90 миль в час. Последнее, что вы хотите сделать, это ударить по тормозам, ведь тогда вас наверняка развернет на 180 градусов, и вы окажетесь на дороге, по которой не хотели ехать. Однако если постепенно нажимать на тормоз, можно замедлиться и шаг за шагом безопасно и уверенно вывернуть на правильный путь духовной программы по развитию души. Американский Мусар – это как надежный GPS-навигатор для души, который вы можете настроить самостоятельно.
Часть 1
Загляните в свой внутренний мир
Мусар – это практика, которая помогает усвоить еврейские ценности, чтобы жить более этичной, осмысленной и подлинной жизнью. Обучение носит экспериментальный характер, поскольку мы фокусируемся на том, чтобы вести себя в соответствии с духом учения.
Хотя бóльшая часть этой книги посвящена практике Мусара, предварительно нужно ознакомиться с теорией. В следующих четырех главах я познакомлю вас с основными понятиями и лексикой американского Мусара. Мы будем возвращаться к этим концепциям на протяжении всей книги, чтобы углубить ваше понимание по мере развития практики. Затем мы перейдем ко второй части, где вы начнете работать с каждой из тринадцати черт души.
1
Навстречу своей душе
В юности и большую часть взрослой жизни я не задумывался о своей душе. Даже впервые начав практиковать Мусар, я не понимал, что это, по сути, работа души. Меня больше привлекали другие преимущества этой практики: возможность самопомощи и самосовершенствования. Мастера традиционного Мусара подчеркивают, что это процесс становления святым и возвышение себя в глазах Бога. Хотя некоторые учителя настаивают, что Мусар – не учение о самопомощи, подобная дискуссия для нашей практики не важна. Да и сам раввин Коцкер (1787–1859), вероятно, согласился бы с нами. Он говорил, что быть образцовым человеком – a mensch – необходимое условие для того, чтобы стать святым[15].
Обучаясь игре на фортепиано, мы знаем, что со временем будет получаться лучше. Важно ли при этом представлять все изменения, которые происходят в мозге и теле, создают мышечную память и ведут к улучшению навыков? Нисколько. Все, что нам нужно знать, – это то, что «практика дает результат». И все же мы, по сути, вносим коррективы во внутренний мир своего мозга и мышц.
Начиная практиковать Мусар, я менял свою душу и не знал об этом. Поскольку это в некотором роде духовный опыт, каким не может быть игра на инструменте, на каком-то этапе нашего пути важно признать, что то, что мы меняем, и есть наша душа. Духовность – это изменение внутреннего мира.
Есть немало заблуждений о душе, которые мы впитали из американской культуры и от которых нужно избавиться. Например, до того как начал изучать Мусар, я думал, что душа – это часть того, кто я есть, та часть, которая содержит мою сущность и, возможно, сохранится после того, как я уйду. И я думал о своей душе как о лучшей части самого себя.
Я ошибался. У меня нет души, я и есть душа.
Теперь я понимаю, что душа – это не просто наше ядро, которое продолжает жить после смерти, или просто часть нас самих. На самом деле душа – это противоположность, суперсеть всего, что есть во внутреннем мире. Сюда включается сознание, подсознание, наш рационально мыслящий ум и эмоции. С помощью практики Мусар мы меняем свою душу. Ее нелегко изменить, поэтому мы работаем над одним небольшим изменением за раз. Каждое совершенное действие оставляет небольшой отпечаток на душе, и таким образом с течением времени небольшие изменения приводят к глобальной трансформации того, кто мы есть.
Взлом души
Мусар – это процесс внесения внутренних корректив, которые укрепляют наш характер, чтобы жить в соответствии с духом еврейских учений. Как я только что объяснил, мы настраиваем не что иное, как душу.
Еврейские ученые изучали душу на протяжении тысячелетий, и она не поддается простому объяснению. Традиционный Мусар опирается на литературу, где очень подробно описываются три части души. Для американской практики Мусар не нужны такие подробности. Мы плаваем на поверхности, но при этом знаем, что есть бóльшая глубина, которую можно исследовать, если появится такое желание. Все, что нужно знать, чтобы начать американскую практику Мусар, заключается в следующем: иудаизм учит, что душа имеет много частей, а душа – это совокупность всего, что мы есть: наших сознательных и подсознательных мыслей, эмоций и чувств. Все, что мы делали, чувствовали, чему учились, оставило отпечаток в нашей душе, и каждое наше действие отражает ее состояние. Практикуя Мусар, вы можете прийти к переживанию себя как души.
Изменяя свою душу, мы изменяем самих себя осознанно и навсегда.
За последние пятьдесят лет психологи раскрыли взаимосвязь между нашими убеждениями (внутренним миром) и действиями (внешним миром). Полученные результаты я проиллюстрировал на рисунке 1. Одним словом, убеждения и ценности влияют на наши приоритеты, решения и действия. А действия, в свою очередь, влияют на наши ценности и убеждения.
Рисунок 1. Черты души и поведение
Взгляните на рисунок. Он напоминает, что наши ценности тесно связаны с поступками. Мы устанавливаем свои приоритеты в соответствии с тем, к чему относятся наши ценности. Мы принимаем решения, основанные на приоритетах, и действуем согласно им. А современная психология и знания о когнитивном диссонансе говорят о том, что наши действия влияют на ценности.
Таким образом, душа находится за пределами любого простого определения, но мы знаем, что она влияет на наши мысли и чувства и в конечном счете отвечает за поведение. Работа души заключается в том, что она влияет на поведение, которое, в свою очередь, влияет на душу. Подобная точка зрения согласуется с недавними исследованиями в когнитивно-поведенческой психологии. Мусар предлагает уникальный способ не только понять душу, но и повлиять на нее, сосредоточившись на чертах, которые служат ее частями. Их мы и будем изучать, уделяя каждой пристальное внимание.
Черты души
Один из способов тренировки тела – акцентироваться на определенных группах мышц. Например, сегодня вы сосредотачиваетесь на бицепсах, а на следующий день – на квадрицепсах. Мусар похож на экстремальное упражнение по тренировке души, в течение которого вы сосредотачиваетесь на определенной ее черте в течение двух недель, а затем переходите к другой. Душевные качества – это черты характера, такие как смирение, терпение, организованность, которые определяют наши действия и реакции в различных жизненных ситуациях. Каждый из нас обладает одними и теми же душевными качествами, но в разной степени. Например, один человек может быть брезгливым, а другой неряшливым, потому что черта души, отвечающая за порядок, находится у них на разном уровне. Душевная черта истины определяет, может ли человек признавать свои ошибки или постоянно подтасовывает факты, чтобы показать себя в наилучшем свете. Если у вас переизбыток того или иного душевного качества, это так же плохо, как его отсутствие. Таким образом, цель заключается в том, чтобы сбалансировать каждую черту души, а не увеличить или уменьшить ее влияние.
Для иллюстрации этого момента на протяжении всей книги я привожу диаграммы, на которых изображен спектр каждого качества души в Мусаре. Например, на рисунке 2 показана диаграмма спектра такого душевного качества, как терпение.
Рисунок 2. Спектр терпения
Можно заметить, что и слишком много, и слишком мало терпения имеют свои негативные последствия. Избыток терпения ведет к неспособности действовать, когда это требуется. Например, чересчур терпеливый человек будет оставаться на плохих работе или в отношениях слишком долго, ожидая, что когда-нибудь станет лучше. Недостаток терпения делает человека нетерпеливым, раздражительным, что часто становится причиной стресса. Мы подробно обсудим терпение в главе 6.
Интенсивность каждой черты души находится в диапазоне от очень большой до очень маленькой. Нет правильного или неправильного ответа, и каждый из нас отличается от других, когда дело доходит до созвездия душевных черт. Это не должно нас удивлять, поскольку все души уникальны. В следующей главе у вас будет возможность заглянуть внутрь себя и визуально представить состояние своей души.
2
Самооценка души
Что заставляет ваше сердце биться чаще? Что внутри вас заставляет поступать так, как вы поступаете? На этот вопрос ответить непросто. Мы сложные существа, и в нас есть много того, что нам может не нравиться. Профиль черт души – это инструмент для самооценки, который значительно облегчит эту задачу. Прежде чем начнете, обратите внимание на несколько вещей:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
В Книге Царей пророку Илии было сказано выйти и предстать перед Господом. «И вот (поднимется) великий и сильный ветер, и (начнется) землетрясение, и огонь, но нет Господа ни в одном из этого. В голосе тихого веяния Господь». (Первая книга Царств. 19:11–13).
2
Гаон. Книга верований и мнений. 357–408.
3
Ибн Пакуда. Обязанности сердца. 1:23.
4
Там же, 1:25.
5
Morinis. With Heart in Mind. 6.
6
Morinis. Everyday Holiness. 8.
7
Morinis. With Heart in Mind. 13.
8
Morinis. Everyday Holiness. 3.
9
Вавилонский Талмуд. Шаббат, 31а.
10
Chyet. «The Political Rights of the Jews in the United States».
11
Afsai. «Benjamin Franklin, Mussar Maven».
12
Pew Research Center. «A Portrait of Jewish Americans».
13
Putnam. Bowling Alone.
14
Marcus. Busting Your Corporate Idol, 128, 135–6.
15
Morinis. Everyday Holiness, 15.