bannerbanner
ЕГЭ-книга. ЕГЭ по русскому языку. Подготовка. Стратегия и тактика
ЕГЭ-книга. ЕГЭ по русскому языку. Подготовка. Стратегия и тактика

Полная версия

ЕГЭ-книга. ЕГЭ по русскому языку. Подготовка. Стратегия и тактика

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

(13) Всё это так. (14) Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам.

Обратите внимание: связано «с предыдущим». Указывать из двух предложений, связанных друг с другом указанным в задании способом, нужно второе, а не первое.

Это 12-е предложение. Союз – НО: это очевидно. Недостаточно, чтобы в предложении просто был союз. Нужно он использовался именно для связи с предыдущим предложений, а в данном случае так и есть.

А что за «формы слов»? Это значит, что и в том, и в другом предложениях есть те же слова, но в разных формах, и они связывают эти предложения по смыслу. В нашем случае это, например, слово «приметы». В 11-м предложении говорится о «приметах» русской природы. А в 12-м – что из этих «примет» складывается тот образ родной природы, который есть у каждого из нас. «Природы» (11-е) – «природой» (12-е) – также можно отнести к таким словам, которые служат для смысловой связи между предложениями.

Наконец, синонимы. В 11-м сказано «приметы русской природы», а в 12-м – ещё и «признаки». «Признаки» – синоним к слову «приметы». В 11-м – «русская природа», а в 12-м – «родная природа»: здесь это тоже синонимы, хотя и контекстные (это синонимы только для нас, жителей России, а для жителя, скажем, Ирландии «родная природы» вовсе не русская).

Задание требует внимательности, даже скрупулёзности, но само по себе несложное.


Тест-26

Задание на выразительные средства языка.

Требует серьёзной подготовки. Сначала нужно повторить все термины (материал в этой книге называется «Тропы»). Затем потренироваться в их поиске в предложениях (упражнения тут есть).

Нередко это занимает достаточно много времени. Нужно добиться, чтобы любые тропы вы находили уверенно.

У нас:

«В. А. Солоухин – мастер художественного пейзажа. Тропы: (А) _________ („белоснежных вершин“ в предложении 6, „доброе, тихое солнышко“ в предложении 9) и (Б) _________ („стёклышками озёр“ в предложении 8) – помогают писателю передать красоту природы. Сложность чувства любви к Родине подчёркивают приём – (В) _________ („чувство“ в предложении 27) и синтаксическое средство – (Г) _________ (предложения 17, 18)». Список терминов:  1) фразеологизм2) вопросительные предложения3) восклицательные предложения4) гипербола5) анафора6) метафора7) эпитет8) диалектизм9) лексический повтор

Сначала прочитайте список терминов: все ли понятны. Если да, то читайте задание. «Белоснежные вершины» и «доброе, тихое солнышко» – эпитеты (эпитет – художественное определение: слово должно отвечать на вопрос «какой?», но нужно оно именно для создания образа, часто употребляется в переносном значении (солнышко «доброе» не в прямом смысле).

«Стёклышки озёр» – метафора. «Метафора» – скрытое сравнение (по сути сравнение, но оно не выделяется запятыми, по форме не является сравнительным оборотом): вода в озере тут сравнивается со стеклом.

«Чувство» в предложении 27 – слово, которое повторяется три раза: и такое чувство, и такое и ещё такое. Это лексический повтор.

Предложения 17, 18 – вопросительные.

Тут задание простое, возможны более сложные задания. Но при хорошей подготовке это тест несложный. Результат этого теста в очень большой степени зависит как раз от подготовки.

Тест-27

Сочинение

Готовиться к сочинению, конечно, можно и нужно. Но научиться писать именно такое сочинение, какое требуется на этом экзамене, не главное. Главное – уметь писать: мыслить и формулировать свои мысли, грамотно и читабельно, в письменной форме.

То есть важно владеть письменной речью. Решающее значение имеет именно уровень развития речи.

Это не значит, что ничего нельзя сделать, если раньше сочинения вам не слишком удавались. Можно.

Но важно понимать, что вы не просто технически осваиваете какой-то определённый тип сочинения: учитесь придерживаться заданного шаблона – а именно развиваете свою речь.

Сочинение – разумеется, самое сложное задание ЕГЭ.

Как и при подготовке к ЕГЭ в целом, тут сначала стоит подумать о своих сильных и слабых сторонах. И затем начинать с того, что вы считаете своими главными проблемами.

Оптимальная стратегия подготовки к сочинению такая:

– Работа над пониманием исходного текста,

– Работа над содержанием,

– Работа над оформлением содержания.

Делать всё это сразу не стоит.

– Сначала вы работаете над пониманием исходного текста (над понимаем проблем, которые волнуют авторов). Какого-то хитрого рецепта, метода, как научиться всегда понимать тексты, нет. Любой текст – посредник между его автором и читателем, то есть – вами. Ваша задача – понять человека, который написал этот текст (что его интересует? что он хотел вам сказать?). Иногда это просто, иногда достаточно сложно. Пока вы не научились понимать исходный текст, писать сочинения вообще не нужно. Вы читаете тексты для сочинений ЕГЭ, желательно – разного типа (публицистические, художественные, научно-популярные), определяете темы, проблемы, проверяете себя по «ключам». Когда вы убедитесь, что с пониманием текстов всё хорошо, переходите собственно к работе над сочинением.

– Сочинение оценивается по его содержанию. Пока вы работаете над содержанием, остальное для вас не так важно. Вы записываете проблему, затем так называемые «примеры-иллюстрации» (коротко, в виде плана), устанавливаете смысловую связь между ними. Большинству выпускников, готовящихся к ЕГЭ, не стоит сразу писать сочинение с начала до конца. Лучше начать с предварительных записей (проблема – примеры – как связаны – позиция автора – своё мнение – аргументация – вывод).

– Следующая задача – оформление сочинения, а также его редактирование. После того, как текст написан, нужно уметь самостоятельно его оценить (что получилось, что нет), а также устранить все возможные недочёты, в том числе, речевые, пунктуационные и орфографические.

Как всё это делать?

27—1

Понимание исходного текста

Публицистический текст

Предположим, вам попадётся текст такого типа:

1 Публицистический текст

(1) Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.

(2) – Пожалуйста, – вполне серьёзно говорит он крохе, – можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.

(3Сие – не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.

(4) Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5) Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. (6) Но нет, несолидно!

(7) Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!

(8) Это – самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9) Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10) Статья его так и называлась – «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (11) Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12) Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13) Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14) Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки – постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.

(15) Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. (16) И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».

(17) Помните, у Виктора Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт?

(18) Хорошо поёт, собака, убедительно поёт…

(19) Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.

(20) А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского…

(21) В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? (22) А заодно – и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?

(23) Кто, если не мы сами?!

(По Норе Галь)

Этот текст, часто используемый при подготовке к ЕГЭ, – типичный пример публицистического текста. Это самые простые исходные тексты.

Здесь всё прямо сказано автором. В текст настойчиво повторяется словечко «канцелярит» (придуманное К. Чуковским), и сразу понятно, что как раз этот самый «канцелярит» и беспокоит автора текста. Это какое-то патологическое явление в нашей речи. «Канцелярит» засоряет нашу речь, как сорняки засоряют поля.

А что это такое? Автор приводит примеры «канцелярита»: «поставь в известность», «выражаю вам благодарность», «забор проб воздуха». Это какие-то словесные штампы, заимствованные из официально-делового стиля, который употребляется в официальных документах (отсюда название – «канцелярит»: от слова «канцелярия», «канцелярский»).

Проблема, которая волнует автора, – засорённость нашей речи «канцеляритом». Примеры мы уже назвали (они друг друга дополняют). Позиция автора: канцелярит вреден, мешает нам понимать друг друга, уродует речь – надо его избегать.

Такой текст нужно просто внимательно прочесть, отметить ключевые слова (как в данном случае слово «канцелярит»), понять их значение. Автор прямо называет проблему, высказывает своё мнение по этой проблеме. Всё это уже есть в тексте.

2 Художественный, с элементами публицистики

Это может быть вот такой текст:

(1) В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.

(2) Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.

(3) Инвалид принялся заправлять постели.

(4) Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, – привык, видать, заниматься домашними делами.

(5) Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.

(6) – Мурочка! (7) Всё в порядке, – известил он даму и присел к столику.

(8) Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»

(9) Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.

(10) Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:

(11) – Ну, хорошо, хорошо! – (12) Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.

(13) Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку – не получилось. (14) Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.

(15) – Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16) Что ты возишься? – строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.

(17) Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18) Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19) Познакомились. (20) Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.

(21) Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22) И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23) Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно.

(По Виктору Астафьеву)

Типичный художественный текст, но только до последнего абзаца. Последний абзац (начиная с предложения 22) – публицистика. Тут уже автор прямо говорит о том, что его в данном случае интересует, волнует. До этого он просто рассказывал об архитекторе-инвалиде и его жене, Мурочке.

В публицистической части текста, состоящей из 2-х предложений, повторяется слово «любовь». Явно именно это слово тут ключевое. Это – про любовь, про отношения мужа и жены, мужчины и женщины.

«Такую вот любовь» (автор имеет в виду отношения архитектора и Мурочки) В. Астафьеву, как он выразился, «постичь было непосильно». Он что, в своей глупости признался? Вот не понимаю – и всё? Нет. В данном случае «постичь непосильно» – значит «я не этого не понимаю». Не понимаю, как так можно.

Так люди говорят не тогда, когда не понимают, а когда им что-то не нравится. В. Астафьеву отношения Мурочки и её мужа чем-то не нравятся.

А чем? А вот об этом прямо он не говорит.

Если внимательно прочесть текст, становится очевидно, что с самого начала автор иронизирует и над мужем Мурочки («по-собачьи преданно» к ней относящимся), и над ней самой. «Обутая и ободрённая», «победительно взглянула на меня» и пр. Автор подчёркивает в поведении Мурочки её сходство с капризным избалованным ребёнком – очевидно, это ему и не нравится в ней. А в поведении её мужа не нравится, видимо, то, что явно к Мурочке подлизывается. Ведёт себя не как муж, а как слуга, даже как её раб. Не случайно сравнение с «собачкой» («по-собачьи преданный взгляд»).

Может, в каком-то смысле он и любит жену. Но сам себя не уважает. Нет в его поведении достоинства, уважения к себе.

Обратите внимание: самих этих слов (достоинство, чувство собственного достоинства, уважение к себе) в тексте нет. Совсем. Ни разу нигде не встречаются.

Однако суть тут именно в этом. Именно отсутствие уважения к себе не нравится автору в поведении героя текста. Он ветеран, бывший фронтовик, известный архитектор. И так себя ведёт.

Почему? Он инвалид. А Мурочка здоровая, моложе него, симпатичная. Он, видимо, одинок, у него нет никого, кроме неё. Наверное, поэтому.

Как видите, понять художественный текст без анализа: понимания героев, их мотивов, отношения к ним автора (мы поняли, что именно автору не нравится в поведении героев, предположили, почему они так себя ведут) – невозможно.

Такого типа текст намного сложнее чисто публицистического, но всё-таки тут есть хоть что-то, прямо автором высказанное.

Проблема тут: возможна ли любовь без уважения к себе? Примеры: поведение героев, их отношения. Позиция автора: настоящей любви без уважения к себе и друг другу не бывает. Нет уважения – нет и любви.

3 Чисто художественный

Допустим, такой:

(1) Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. (2) 3апястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3) Так я, житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4) Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5) Кого тут только не было! (6) Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7) Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4