bannerbanner
«Путешествие на Запад» китайской женщины, или Феминизм в Китае
«Путешествие на Запад» китайской женщины, или Феминизм в Китае

Полная версия

«Путешествие на Запад» китайской женщины, или Феминизм в Китае

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 6

18

Относительно крупно форматные листовки или лозунги, вывешиваемые в специально отведённых для этого местах и предназначенные для прочтения большими группами людей.

19

Шицзиншань ганте дацзыбао хуйцзи (石景山钢铁大字报汇 集.Собрание дацзыбао Шицзиншаньского металлургического комбината). Т. 1, 2. Пекин, 1957. 1469 с.

20

Синецкая Э. Автопортрет китайского горожанина. М., 1997. 165 с.

21

Там же. С. 143–149.

22

А сейчас и в научном сборнике можно увидеть в скобках после имени автора указание на её (естественно, это присутствует только в этом случае) пол, и в списках некоего общественного или политического органа 一 та же картина.

23

Шицзиншань ганте… С. 1071–1072.

24

Мне представилось, что такое положение явно не соответствовало тому вниманию, которое, знаю по российским источникам, уделялось «женскому вопросу» в первые (после 1917) годы в молодом социалистическом государстве.

25

Чжан Синьсинь, Сан Е. Бэйцзин жэнь: Ибай гэ путун жэнь дэ цзышу (张辛欣,桑晔.北京人:一百个普通人的自述). Шанхай, 1985.

На русском языке книга вышла под названием «Дракон меняет облик. Китайцы сегодня» (М., 1992).

26

Коллонтай А.М. Избранные статьи и речи. М., 1972. C. 80.

27

См., к примеру: Емельянова Т.М. Проблемы женского движения в КНР (90-е годы) // Китай. Китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы. Сб. докладов. ИДВ РАН. М., 1995, ч. II. C. 35.

28

Чжан Синьсинь, Сан Е. Цит. соч. C. 247.

29

Конечно, это – отнюдь не китайский эксклюзив: на основании литературы по среднеазиатским республикам в 1970-е годы и личных бесед с чеченскими и ингушскими женщинами в 1990-х годах, с узбекскими – в 2000-х, могу утверждать, что и в нашей, и в других странах и местах, где сильны традиционалистские брачно-семейные обычаи, они меняются (если меняются) слабо и очень медленно.

30

Успенская В.И. По дороге к гендерному равенству: краткая хронология женского движения. Пособие к курсу по истории феминизма // URL: tvergenderstudies.ru/data/downloads/pb000007.rtf

Автор – сотрудник Тверского государственного университета.

Не исключено, что, как и цитируемые далее работы вузовских исследовательниц, данная методическая разработка проводилась в рамках программы Фонда Сороса в России.

31

Feminism: The Essential Historical Writings / Ed. Miriam Schneir. N.Y., 1972. P. 5.

Небезынтересно отметить, что издание этой книги на русском языке появилось в России только через 20 лет после её опубликования, дополненное статьями российских специалистов (см. подробнее: ФЕМИНИЗМ: проза, мемуары, письма. М., 1992).

32

Вопрос снижения себестоимости чего бы то ни было – жизненно важный вопрос в экономике, но в социальной жизни разве это не имеет значения?

33

Сайт «Open Women Line» («Открытая женская линия» http://www. owl.ru) рассматривается в качестве нового средства массовой информации, дающего возможность самым разнообразным женским организациям в полный голос заявить о себе (Козеева О. Сайт «Открытая женская линия» – как новое средство массовой информации // Женщина в жизни общества. Материалы Международной конференции. СПб., 2001. C. 111–118). (Кстати, на этом сайте последние новости – от 2007 г.)

34

Гришина Г., Денисова А. Скоро выйдет в свет русскоязычный словарь гендерных терминов // Журнал “Женщина Плюс…”. № 1, 2001 // URL: http:// www.owl.ru/win/womplus/2001/gender.htm. (О реализации задуманного см. ниже пункты 43–45 Библиографии.)

35

Быкова А.Г. Феминизм и общество в России и на Западе во второй половине XIX–XX вв. (курслекций) // URL: http://www.ic.omskreg.ru/~cognitiv/ history/. Автор 一 сотрудник Омского государственного университета.

36

Люди пытались утвердить новые взаимоотношения в обществе, изменив искривлённые, с их точки зрения, гендерные отношения. И как не вспомнить восточную мудрость, говорящую о необходимости перегибания палки в противоположную сторону, если вы желаете её выпрямить (см., к примеру: URL: http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?).

37

Приводит чьи-то (верно, революционером известным сказанные) слова героиня романа Т. Щербины «Запас прочности. О прожитом и пережитом» (М., 2006. C. 37), вступившая 15-летне.ru.назисткой на революционный путь. Кстати, этот роман, описывающий три поколения живших в России женщин, в чём-то перекликается с известным китайским романом Чжан Жун «Дикие лебеди, или Три дочери Китая».

38

Сусов И.П. История языкознания: Учебное пособие для студентов старших курсов и аспирантов. Тверь, 1999 // URL: http://homepages.tversu.ru/~susov/

39

Бэкон Ф. Вторая часть сочинения, называемая «Новый Органон», или истинные указания для толкования природы // Он же. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1978. С. 25.

40

Волкан В., Оболонский А. Потребность иметь врагов и друзей. Диалоги о психологии национальных конфликтов // Дружба народов. 1992, № 7. C. 172.

Вамик Волкан 一 известный американский психиатр и психоаналитик, профессор, специалист по межэтническим, межкультурным конфликтам.

41

Так и называется статья в тайваньском журнале: Чжу Янь. Нюйсин цзуньянь ши жэньсин цзуньянь дэ цзиши (朱炎.女性尊严是人性尊严的基 石. Достоинство женщины – краеугольный камень человеческого достоинства) // Юши вэньи 幼狮文艺 / 1977, 45:2. C. 191–197.

Есть прекрасный, на мой взгляд, анекдот. Что такое истинный джентльмен 一 задаётся вопрос. Ответ звучит так: это человек (мужчина), в присутствии которого самая последняя портовая шлюха чувствует себя леди. «Реальный же феминизм кратко формулировался устами одной западной деятельницы: “Всякий раз, когда я не даю вытирать о себя ноги, меня называют феминисткой”»(Арбатова М. Какой феминизм грозит России // Время МН. 29/05/1998 // URL: http://www.arbatova.ru).

42

Почему в России непопулярен феминизм // Газета.ru. 13.10.2005 // URL: http://www.gazeta.ru/style/2005/10/13_e_454805.shtml

Просматривается явная параллельность процессов в России и в КНР.

43

URL: http://www.modno.org/topic/vopros_k_lektre/17

44

Эймс Р.Т., Холл Д.Л. Китайский сексизм: пропедевтика // Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993. С. 3.

Социологические исследования показывают интересную картину: большинство людей во время опросов чаще всего определяют свою семью как семью без главы. Это дало повод демографам ввести новое понятие 一 «биархат». В отличие от матриархата, когда главенствовала женщина, и патриархата с его абсолютной властью мужчины наступил период эгалитарной (от французского egalite 一 равенство) семьи, в которой партнёры 一 муж и жена 一 равноправны (Тюрина И.О. Гендерные аспекты занятости и управления // Демоскоп Weekly. № 221–222, 7-20.11.2005 // URL: http://demoscope.ru/weekly/2005/0221/analit02.php). Данное определение распространяется ныне и на характеристику того или иного общества.

45

Чэн Линфан. Нюйсинчжуи юй фунюй юньдун (成令方.女性主义与妇 女运动.Феминизм и женское движение) // Фунюй синьчжи 妇女新知/ 1990, № 101. C. 10.

46

Чеснокова О.И. Феминология: программа курса // URL: http://giacgender. narod.ru/n5p1.htm

Автор 一 доцент Витебского госуниверситета, сотрудник Кафедры всеобщей истории и культурологии.

47

Быкова А.Г. Цит. соч.

Существуют и другие периодизации или, скажем, некоторые данные, которые не входят в так называемые конвенциональные схемы, общепринятые научные конструкции.

48

Успенская В.И. Цит. соч.

49

Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. М., 2001. C. 51.

50

Эта Декларация вызвала в обществе бурю негодования. Особенно не понравилась фраза, которая впоследствии станет крылатой: «Если женщина имеет право взойти на эшафот, то она должна иметь право взойти на трибуну». Фраза стала и пророческой, так как в 1793 году её автор по ложному доносу была отправлена н.ru.ьотину (Быкова А.Г. Цит. соч.).

51

«Как все военные, Наполеон хотел видеть в женщине только мать». Незамужняя женщина пользовалась всей полнотой гражданских прав, в то время как в браке сохраняется её подчинение – 321 статья Кодекса объявляла, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой своего мужа (История государства и права зарубежных стран. М., 1998 // URL: http://bestboy.narod.ru/421.html).

Хотелось бы здесь добавить ещё вот что: вся эта бурная и богатая перипетиями история женщин в период революции осталась за рамками официальной истории Французской революции. Например, на сайте http://larevolution.ru подробно расписана по дням хронология революции. Слово «женщина» упоминается лишь дважды: 5 октября 1789 года – поход женщин на Версаль и Декрет о всеобщей мобилизации мужчин и женщин на защиту Отечества, изданный 23 августа 1793 года; а на сайте http://liberte.newmail.ru/politician.html в перечислении политических деятелей революции нет ни одного женского имени. Это была чисто мужская история. Век Просвещения, как часто называют XVIII век, был временем наивысшего развития гуманистических и рационалистических начал, существовавших в буржуазной политикоправовой идеологии. Острый кризис феодализма, неизбежность и близость революционных преобразований в наиболее развитых странах, союз буржуазии с народом в общей борьбе против феодализма обусловили широкое распространение идеалистического убеждения в том, что после уничтожения феодального неравенства и деспотизма грядёт эпоха всеобщего счастья, мира и благоденствия. Особенность Просвещения состоит в том, что эту проблему предполагалось решить политическими же способами: через всевластие народа, всесилие закона, всемогущество разумного государства, политические преобразования (История политических и правовых учений: учебник / Ред. О.Э. Лейст. М.: Юридическая литература, 1997 // URL: http://feelosophy.narod.ru/leist/L0.html). Но места для женщины на этом пиршестве равенства и закона не было. Как и не осталось в исторической памяти их вклада в это прекрасное дело. Есть эмоциональная картина Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» (Марианна с обнажённой грудью на баррикаде), спрашивается, что же навеяло автору этот сюжет, сделав эту даму практически символом Великой французской революции?

52

Кодекс предусмотрел возможность и, в частности, режим раздельного владения, но даже в этом случае жена, пользуясь своим имуществом и доходами от него, не могла отчуждать без согласия мужа свою недвижимость.

53

Правда, в 1816 году, после реставрации Бурбонов, в условиях усиления влияния католической церкви гражданский развод был отменён и восстановлен лишь в 1884 году (История государства и права зарубежных стран…).

54

Успенская В.И. Цит. соч.

55

URL: http://www.cultinfb.rU/fulltext/1/001/007/118/118838.htm

56

ФЕМИНИЗМ: проза. C. 21.

57

Успенская В.И. Цит. соч.

58

Быкова А.Г. Цит. соч.

59

Успенская В.И. Цит. соч.

60

Мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10-часового рабочего дня, а женщины продолжали работать до 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши.

61

Датой Международного женского дня в 1910 году в Копенгагене на 2-й Международной конференции женщин-социалисток по предложению Клары Цеткин учредили «день борьбы за права женщин» и приняли резолюцию о том, чтобы ежегодно проводить женский день, «который в первую очередь служит агитации за предоставление женщинам избирательного права». И первый Международный женский день отмечался в 1911 году в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта. В 1912-м он проходил в тех же странах, но 12 мая. В 1913 году из-за организационных трудностей получился полный разнобой: в Германии отмечали 12 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии – 9 марта, во Франции и России 一 2 марта. И только в 1914 году впервые повсеместно Международный женский день провели 8 марта, так как он совпал с воскресеньем, то есть с нерабочим днём, да так и закрепился на этой дате (Костромин Д. Международный день 8 марта 一 история и современность // URL: http://bio.fizteh.ru/ student/diff_articles/8marta_history.html).

62

Если в Европе и Северной Америке сами женщины боролись за доступ к высшему образованию, то в Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, где было очень мало грамотных женщин, вопрос об образовании женщин поднимался мужчинами (см., к примеру: Быкова А.Г. Цит. соч.). При этом мужчинам, выступавшим в защиту тех или иных женских прав, приписывается некая «собственная корысть». Скажем, о праве женщин на образование: в Египте первыми заговорили мужчины-реформаторы, но разговор вёлся преимущественно об образовании в области домохозяйства (думаю, однако, что среди причин их стремления к образованию женщин также была и необходимость осуществления женщинами представительских функций – необходимость выводить своих жён в свет, как это принято у европейцев), за конец полигамии и увеличение возраста вступления в брак. Что касается Китая, то мужчины, борющиеся за эмансипацию нации, стремясь привлечь женщин к активному участию в своём движении, считали необходимым настаивать на образовании женщин 一 для участия их в производительном труде, для рождения и воспитания здорового нового поколения. Необходимость общения с иностранными капиталистами и дипломатами также делала актуальной проблему образования женщин, жён политических и коммерческих лидеров страны, которые по правилам Запада должны были принимать участие во всяческих светских мероприятиях.

63

Быкова А.Г. Цит. соч.

64

ФЕМИНИЗМ: проза… C. 12.

65

Быкова А.Г. Цит. соч.

66

Там же.

67

В 1869 году в Великобритании выходит в свет его книга «Подчинённость женщины».

68

При этом Дж. С. Милль за аргументацию своих идей подвергался критике с совершенно, казалось бы, разных сторон. Так, З. Фрейд осуждал Милля за неучитывание генетических различий между мужчиной и женщиной, а некоторые феминистыприписывали ему (как и Ф. Энгельсу) «почти непроизвольное продолжение идей, почерпнутых из реальной жизни сильного пола» (ФЕМИНИЗМ: проза… C. 17).

69

Джон Стюарт Милль был первым президентом основанного в Англии в 1867 году Лондонского общества за избирательные права для женщин (London National society for women's suffrage).

70

Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2001. C. 17–90.

71

Так, например, в России (в Москве) в 1894 году создаётся «Общество улучшения участи женщин» (с 1895 года его председательницей станет Инесса Арманд), в 1897 году в Италии, в Риме создаётся Национальная ассоциация женщин с целью защиты прав женщин. Не исключено, что это были организации социалистической направленности, так как есть сведения, что в 1903 году в Риме же создана ещё одна организация 一 Национальный совет женщин Италии, который признается ведущей феминистской организацией (Успенская В.И. Цит. соч.; БыковаА.Г. Цит. соч.).

72

Создание подобных общественных организаций довольно активно происходит в первом десятилетии прошлого века: в 1904 году в Великобритании по инициативе Эммелин Пэнкхерст создаётся Женский социально-политический союз, объединивший сторонников предоставления женщинам избирательных прав, в 1905 году в России организован Союз равноправия женщин – феминистская организация, основной целью которой было добиться обретения права голоса для женщин (Успенская В.И. Цит. соч.).

73

Быкова А.Г. Цит. соч.

74

Гендерный глоссарий // Сайт Московского центра гендерных исследований. URL: http://www.gender.ru/russian/glossary/index.shtml

75

Не исключено, что в Новой Зеландии ситуация с положением женщин была в чём-то близка американской, а ограниченность территории и населения позволила раньше решить в государственном масштабе проблему.

76

Русская революция 1905 года совпала с подъёмом национально-освободительного движения финнов, и вся Финляндия присоединилась ко Всероссийской забастовке. Политические партии, особенно социал-демократы, приняли участие в этом движении и выдвинули свою программу реформ. Николай II был вынужден отменить указы, ограничивающие финляндскую автономию. В 1906 году был принят новый демократичный выборный закон, который давал право голоса женщинам. Таким образом, Финляндия стала первой страной в Европе, где женщины получили право голоса (URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Международный_женский_день).

77

Это право женщинам предоставило Временное правительство (URL: http://www.allpravo.ru/library/doc2264p0/instrum6066/item6068.html).

78

Это произошло после принятия 19-ой поправки к Конституции. Однако в отдельных штатах победы в этом вопросе феминистки добились значительно раньше (благодаря поддержке Эмерсона и благосклонному отношению в этом вопросе Линкольна). В результате активных действий, пользуясь тем, что одна из статей поправки к Конституции допускает разночтения, одна из главных лидеров феминизма вместе с четырнадцатью соратницами явочным путем приняли участие в одном из политических голосований в одном из штатов; на нарушительниц наложили порядочный штраф – в размере ста долларов. Однако в 1869 году основывается Национальная ассамблея в защиту женского избирательного права, и в том же году женщинам штата Вайоминг предоставляется право голоса. Но только в 1893 году Колорадо, а затем в 1896-м – Айдахо и Юта последовали этому примеру. Далее процесс идёт очень медленно. Правда, в экономическом плане женщины добиваются гораздо большего, чем в Европе. В 1839 году Миссисипи стал первым штатом, где был принят закон о собственности замужней женщины (Успенская В.И. Цит. соч.).

Впервые в истории США женщина получает право на владение собственностью, включая свой заработок. Женщины работают во многих областях, занимая порой ведущие посты (Быкова А.Г. Цит. соч.).

79

Так, избирательное право в Испании и Португалии женщины получили только в 1931, во Франции, Венгрии, Италии, Югославии, Японии – в 1945, в Греции – в 1952, а в Перу – и вовсе в 1979 (URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Международный_женский_день).

80

Быкова А.Г. Цит. соч.

81

ФЕМИНИЗМ: проза… C. 15.

82

Быкова А.Г. Цит. соч.

83

Почему в России непопулярен феминизм // Газета.ru. 13/10/2005 // URL: http://www.gazeta.ru/style/2005/10/13_e_454805.shtml

84

Siu B. Op. cit. P. xiii.

85

Альтюссер Л. Ответ Джону Льюису (Самокритика) // URL: http://www. contr.info/content/view/1537/43/

А некоторые отнесли причины к космическому фактору, ибо 1968 год являлся «годом неспокойного Солнца» (Тарасов А. In memoriam anno 1968 // URL: http://leftdv.narod.ru/basik/1968.html).

86

Siu B. Op. cit. P. ix.

Не в первый раз, в 60-х годах XX века, как когда-то и в Китае, в том числе в начале века, вновь повторялась эта идеологическая конструкция, но уже представителями так называемой западной цивилизации, правда, молодежью преимущественно 一 что, возможно, не зафиксированное в письменных источниках не вошло в историческую память.

87

Пишут Джошуа А. Фогель и Сьюзен Манн в предисловии к английскому изданию (Ono Kazuko. Op. cit. P. xiх).

88

URL: http://fixed.ru/prikling/conf7gender/tezis1/prnt_opytibpovkew.html

89

Siu B. Op. cit. P. ix; Ono Kazuko. Op. cit. P. xi.

90

Можно вспомнить, насколько маоистская символика вкупе с цитатником Мао Цзэдуна были популярны среди молодёжи Запада и Америки в 1960-х годах, и не только молодёжи, «если даже Жан-Поль Сартр себя маоистом объявил»! (Новодворская В.И. В какие игры играют тигры // Комок, Красноярск, 1997 // URL: http://www.ds.ru/komok/komok14.htm; Островский В.П. Господин левый ген // Дело. СПб., 2002, № 6 / URL: http://www.idelo.ru/232/18.html).

91

Ono Kazuko. Op. cit. P. xi.

92

Siu B. Op. cit. P. x.

93

Ono Kazuko. Op. cit. P. xi.

94

Кстати, заявить о своём вкладе в мировое изучение «женского вопроса» советским исследователям (например, Ю.Л. Бессмертный) приходилось на материале средневековых Англии, Франции, ну паче чаяния 一 Литвы. К концу 1980-х годов новые подходы к изучению «женского вопроса» в России стали апробироваться молодым поколением российских историков, а также теми представителями историографии, которые оказались способными порвать с прежними идеологическими схемами, см.: Пушкарёва Н.Л. Женская история в России: приоритеты, направления, методы// Женщина в российском обществе. Иваново, 1996, № 4. С. 15.

95

Кэрролл С.Дж., Зерилли Л.М. Феминистские вызовы политической науке // ОНС (Общественные науки и современность), 2001, № 6. C. 75.

Сьюзен Дж. Кэрролл 一 профессор в Иглтонском институте политики Рутгерского университета, преподаватель Центра «Американские женщины и политика»; Линда М. Зерилли 一 профессор Нордвестернского университета, США. В оригинале статья была напечатана в «Political Science» за 1993 год.

96

Гуревич А.Я. История психологии // Психологический журнал. 1991, т. 12, № 4. C. 17.

97

Однако некоторые феминистки объединяли тем не менее условия одной группы женщин с условиями всех женщин и относились к различиям среди женщин, особенно среднего класса, как к несуществующим (Кэрролл С.Дж., Зерилли Л.М. Цит. соч. C. 76).

98

Быкова А.Г. Цит. соч.

99

Это – «уникальный вклад цветных женщин, которые на собственном опыте пережили по крайней мере две формы дискриминации, что помогло им удерживать равновесие и чувство реальности по сравнению с теоретическими формами академического феминизма, возглавляемого образованными белыми женщинами» (URL: http://www.owl.ru/win/books/feminizm/feminizm.htm).

100

Быкова А.Г. Цит. соч.

Впрочем, в феминизме существуют самые различные «линии напряжения», в том числе нередко выступающие под видом определённых религиозных концепций. Скажем, в Турции наличествует противостояние «кемалистских» и «исламистских» феминисток (см.: Шлыков П.В. Гражданское общество в Турции: иллюзии и реальность // Восток/Oriens, 2009, № 1. С. 109–121), однако оно может быть рассмотрено и как противостояние женщин, адекватно понимающих понятие «феминизм», и женщин, озабоченных своими проблемами, в некотором смысле «соблазнённых» возможностью определённых изменений своего положения, но по тем или иным причинам не могущих ещё расстаться с традиционалистскими стереотипами поведения и, главное, – мышления.

101

ПушкарёваН.Л. Цит. соч. C. 15.

102

Быкова А.Г. Цит. соч.

103

Кэрролл С.Дж., Зерилли Л.М. Цит. соч. C. 69.

104

Быкова А.Г. Цит. соч.

105

Наводит на глубокие размышления перечисление одной из участниц – называется через запятую: «теория марксизма по женскому вопросу, гендерная теория и другие феминистские идеи» (Min Dongchao. Awakening Again: Travelling Feminism in China in the 1980s // Women’s Studies International Forum, 2005 (28). P. 274–28)

На страницу:
5 из 6