bannerbanner
Привычка быть счастливым. 12 интервью о счастье
Привычка быть счастливым. 12 интервью о счастье

Полная версия

Привычка быть счастливым. 12 интервью о счастье

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

– В буддизме это называется «практика любящей доброты»?

Да, практика любящей доброты прекрасна! Любите, и в то же время будьте добры к своему гневу и ненависти тоже. Иногда люди отталкивают гнев и ненависть, пытаясь жить в соответствии с идеалом сострадания и любящей доброты. Конечно, гнев на самом деле никуда не уходит. Ты просто заталкиваешь его в бессознательное состояние, откуда он выходит самым странным и удивительным образом. Так мы получаем пассивно-агрессивных духовных людей, которые знают, как прикрыть свои поступки хорошими словами, чтобы их нельзя было упрекнуть в агрессии. Это все та же логика хватания и отталкивания.

Если ты что-то хватаешь, поэкспериментируй со словами: «Итак, у тебя был замечательный опыт медитации. Что, если у тебя никогда больше не будет такого в твоей жизни? Просто откажись от этого. Ты никогда не получишь его снова». Возможно, ты на это ответишь: «Тогда я буду чувствовать себя опустошенным. Мне будет грустно и пусто».

Грустно и пусто. Только не рассматривай это как проблему! Не отталкивай эти чувства. Именно оценка вещей как хороших или плохих заставляет хватать их и отталкивать. Когда ты откажешься от идеи, что чувства бывают хорошими и плохими, ты скажешь: «Ах, такое облегчение! Такой чудесный мир, в котором мы живем! Он волшебный!»

– Ты не думаешь, что в таком случае люди захотят получить эту самую пустоту, чтобы чувствовать себя счастливыми?

О да, именно так! Тогда они начинают хвататься за пустоту, как если бы пустота была вещью. Вот в чем дело: мы всегда превращаем наш опыт в предмет. В тот момент, когда мы превращаем его в предмет, мы решаем, хороший это или плохой предмет, и должны ли мы схватиться за него или оттолкнуть.

Пустота так интересна, потому что она выглядит очень по-разному в зависимости от того, с чем мы ее сравниваем. Так что иногда я делаю это, когда преподаю медитацию. Я веду людей к чувству легкости, к чувству любви. Люди сидят и широко улыбаются. И тогда я говорю: «А теперь позвольте этому состоянию медленно раствориться, остыть и вернитесь к чему-то нейтральному». Я не всегда становлюсь популярным, делая это (Клаус смеется. – Прим. авт.). Иногда люди говорят: «Зачем? Мы наконец-то попали в это чудесное состояние! Почему мы должны снова из него выходить?»

Снова тенденция к хватанию!

Когда ты чувствуешь любовь – это замечательно. Но когда потом ты чувствуешь пустоту, ты не говоришь: «Я почувствовал любовь, и затем я почувствовал себя свободным и открытым». Ты скажешь: «Я почувствовал любовь, а потом потерял ее». Люди называют пустоту «потерей любви». Но если они не чувствовали себя любимыми до того, как почувствовали пустоту, то, возможно, они чувствовали напряжение, неуверенность, страх. И затем уже пустоту.

Потом они хвалят пустоту и говорят: «Ах, это такое облегчение! Это избавление от моей неуверенности и страха». Но это все та же пустота! Только в одном случае ей предшествовала любовь, в другом случае страх. В первом случае им это не понравилось, потому что они посчитали это потерей любви. Во втором случае понравилось, потому что почувствовали освобождение от страха. Но это одно и то же! Это та же самая пустота.

Мы всегда интерпретируем материал и превращаем его во что-то. Мы не понимаем, что делаем, и в этом вся проблема.

Представь, если бы мы могли испытывать эту пустоту в любое время, то есть, у нас появилась бы такая способность. Это могло бы быть способом чувствовать себя счастливым каждый день? Пустота – это ключ, это инструмент?

В буддизме не говорят, что чувствовать пустоту – это ключ к решению. Пустота – это не то, что имеют или не имеют. Если бы мы превратили ее в вещь, то, конечно, ухватились бы за нее! Ключ к пониманию заключается в том, что истинная природа всего сущего – это пустота. В буддизме есть несколько доктрин, связанных с этим. У них есть доктрина пустоты. У них есть доктрина зависимого происхождения и доктрина непостоянства. Это одно и то же, но это как три разных способа говорить об одном и том же.

Так, например, как я сказал раньше: ты чувствуешь любовь, а затем ты чувствуешь, что она уходит. И там образуется как бы пустое место, ты называешь это потерей любви. Потеря любви – это то чувство, которое связано с любовью, а не что-то само по себе. Получается, все, что ты испытываешь – само по себе ничто. Это является чем-то только по отношению к другим вещам. Таким образом, у этого нет собственной субстанции.

Именно это буддисты имеют в виду, когда говорят, что феномен лишен присущего ему существования. Он не существует сам по себе – независимо от других явлений. Когда ты начинаешь осознавать это, тогда для тебя уже не имеет смысла хвататься за вещи или наоборот отталкивать их.

Понимание этого рассеивает невежество, и когда невежество исчезает, тенденция хватать и отталкивать также исчезает. Эти действия больше не имеют смысла. Ты видишь, что не за что ухватиться, не от чего оттолкнуться. Очень полезно определять вещи по отношению друг к другу.

Но ты не должен смущаться и думать, что те вещи, которые ты создаешь таким образом, существуют независимо от тебя. Потому что тогда ты начинаешь думать, что они могут быть источником счастья, и что их приобретение является необходимым условием твоего счастья. Это похоже на то, как ты пытаешься завладеть призраком, радугой или тенью, и это приводит тебя к саморазрушающим действиям.

Она ведет тебя к попыткам достичь счастья способами, которые отвлекают твое сознание от осознания того, что счастье всегда уже здесь.

– Хорошо, давай вернемся к нашим вопросам. Что делает тебя счастливым каждый день?

Я счастлив, несмотря ни на что.

– Каждый день, каждое утро? Ты чувствуешь счастье каждый раз, каждый момент своей жизни?

Хорошо, позволь мне объяснить это по-другому. Иногда я сажусь за пианино. Мне нравится играть на пианино. Когда я сажусь и играю на пианино, то чувствую себя счастливым. Да. На следующий день я встаю и сажусь за пианино. Я делаю то же самое. Я играю то же произведение, но не чувствую себя счастливым. Это не делает меня счастливым. Как будто вчера это работало, а сегодня не работает. Все знают про подобный феномен.

Вы идете тусоваться с друзьями и есть торт. И это замечательно! Ты чувствуешь, что есть торт с друзьями – это прекрасное занятие, которое делает тебя счастливым. И, конечно же, ты хочешь повторить это на следующий день. Но на следующий день это может не сработать.

Это сбивает с толку, верно? Почему иногда это срабатывает, а иногда нет? Мы объясняем это тем, что во второй день чего-то не хватало: «Может быть, в первый день пирожные были лучше? Может быть, в первый день друзья были в лучшем настроении?»

Однако истинная причина заключается в том, что твоя теория счастья в корне ошибочна. Ты думаешь, что то, что ты делаешь, делает тебя счастливым. Нет.

Изначально ты счастлив, а затем все отражает это счастье обратно к тебе. Когда ты счастлив, счастливым тебя делает все. Даже мытье посуды. Даже простые вещи. Ты идешь покупать продукты, светит солнце… И солнце делает тебя счастливым. На следующий день ты идешь покупать продукты, идет дождь. И дождь делает тебя счастливым! И наоборот. Когда ты несчастлив, счастливым тебя ничто не может сделать.

Счастье – это не результат того, что ты делаешь. Счастье приходит раньше, чем то, что ты делаешь. А мысль о том, что счастье приходит от чего-то конкретного, мешает тебе заметить, что оно уже здесь

– А что ты думаешь о смерти? Как ты к этому относишься?

Разные учения говорят о перерождении, но это не является частью моего личного опыта. Не знаю. Иногда смерть беспокоит меня, иногда нет. В те дни, когда я делаю то, что мне нравится, я меньше волнуюсь. Если же я беспокоюсь о том, что я делаю в жизни, то кажется, я также беспокоюсь и о смерти.

Кто знает? Иногда я люблю жизнь. И когда я думаю о смерти, как о потере жизни, это беспокоит меня.

– Ты смотришь телевизор или читаешь новости в Интернете или в газетах, журналах?

Нет-нет. Почти никогда. Иногда я смотрю новости от комиков. Например, Джон Оливер. Он хороший человек. Сейчас есть много комиков, которые сообщают о новостях. Кто-то сказал, что у них есть преимущество перед журналистами – им не нужно притворяться, что они принимают вещи всерьез.

Например, журналисты приглашают кого-то, кто за, и кого-то – кто против. Они немного спорят, и очень серьезно. А у комиков есть возможность сказать: «Это просто шутка – то, что происходит». Так что, они могут сообщать новости одновременно интересно и точно.

– У тебя есть главное желание? Мечта всей жизни?

Главное желание? Я не знаю, не знаю… Это зависит от момента.

– Хорошо, тогда чего бы ты хотел от будущего?

Моего будущего или будущего всего мира?

– Может быть, будущего мира?

Конечно, я надеюсь, что те знания, о которых мы здесь говорим, дойдут до большого числа людей. И людям это на пользу, и общество будет другим, если это произойдет. Именно поэтому я преподаю в бизнес-школе.

– У тебя есть какие-то личные желания?

Да, продолжать делать то, что я делаю.

– И последний вопрос. Каков твой личный рецепт счастья?

Перестань верить своему разуму! (Клаус смеется. – Прим. авт.).

– Что нам нужно помнить каждый день, чтобы быть счастливыми, чувствовать себя счастливыми?

Мне нравится здоровый скептицизм по отношению к нашим мыслям, к собственному уму, к сознательным поискам счастья.

Фрагмент аудио-интервью с Клаусом вы можете послушать здесь

Кнут Лессинг, Германия

Бизнесмен, муж, отец двоих детей, путешественник


Я из Германии. В прошлом я бизнесмен, у меня более тридцати лет опыта работы в сфере недвижимости. Около пяти лет назад я продал большую часть своих объектов другу из Сингапура. Теперь я посвящаю себя здоровью и семье. Самое лучшее для счастья – это поддерживать себя в отличной физической форме.

– Как ты проводишь свое свободное время?

Сейчас большая часть времени моей жизни – это свободное время. Как я его провожу? Плаваю в бассейне, делаю упражнения у себя во дворе, читаю в кресле, любуюсь красивым пейзажем в своем саду. Главное – это я и моя семья, мое близкое окружение.

Бегаю с собакой, занимаюсь спортом и практиками, расширяющими сознание – дыхательными упражнениями из йоги и пранаямы. Пытаюсь выйти из тела, практикую осознанные сновидения. Это когда вы осознаете во сне, что вы спите. Это не вредит телу, а качество сна меняется мгновенно! Я не бегаю за материальными вещами. Мне повезло! Я убежден, что материальные блага придут сами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Алмазный подход – современное учение, разработанное в контексте знаний как древних духовных традиций, так и современных психологических теорий.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4