Полная версия
Древние Славяне. Соль. Книга вторая. Масленица
– Мамочки родные, – заголосила тётка Ладимира. – Да как же это такое? Как же из дома выгнали?
– Крестили, – Ведунья осуждающе покачала головой. – Идёт напасть на нашу землю.
– Что ты такое несёшь, тётка!.. не знаю, как тебя зовут! – Возмутилась в лицо Малине Тихомира. – Не может быть такого! Что же, дружинники нам враги? Они же пятого лета всех соседних диких избили, чтобы те нас не обижали.
– Я не вру, – спокойно ответила Малина. – Я теперь вдова, дома нет, и мне придётся идти в чужой дом в привесок к дочери. Зачем мне врать?
– Вот и хорошо… тфу-тьфу, не то сказала, – неожиданно заявила тётка Пчела. – Плохо, что супруга забили. Но мне как раз нужны работницы. – Ведунья, где мой Ходогон?
– Сейчас прискачет, князь утром отправил его в Непорово, договариваться о походе за солью, – Ведунья внимательно оглядывала мать с дочерью, неспешно поправляя амулеты на своей душегрейке. – Я помню тебя, Малина. Пойдёшь жить к Бортникам?
– А куда деваться? – вздохнула тётка. – Не с сестрой же мне, Щукой, с неряхой, оставаться? У неё там холодно. Мыши бегают и хорьки, которые мышей ловят. Непонятно, кто кого первый укусит. А Бортники семья крепкая, работящая…
– Да, давно ты не была в родной деревне. – Покачала головой Ведунья. – Как зовут дочку?
– Зовут её Чара. – Малина понизила голос. – Она может разговаривать с деревьями и с лесными животными.
Покрасневшая Чара стеснительно прикрывала лицо краем платка, а тётка Пчела придирчиво щупала натканные простыни.
– Так можно её брать в дом, Ведунья?.. Не родня она нам, не будет кровосмешения? Хорошо ткут, плотно.
«Заездят у Бортников эту Малину с дочкой… Хотя баба ещё «та», не даст себя и дочку в обиду», – думала Годислава, разложив перед собой на прилавке длинные половики, простыни из крапивы от надоедливых насекомых и расшитые рубахи. Она нарочно держала место в середине торжка, ближе к общему костру. – «Когда же мои-то придут? Упарилась уже в чернобурой шубе».
– Брать Чару с матерью тебе можно, – разрешила Ведунья Пчеле. – Нету среди вас близких родственников.
– Перегружайте приданое обратно на свои сани, поехали к нам домой, – обрадовалась Пчела. – Нечего другим уши греть. И я вчера видела в санях птицу и баранов… будет приданым.
– Куда же им ехать? – Опешила Щука. – У тебя же там, все знают, даже пёрнуть нельзя, задохнешься. Пусть у меня пока живут. Шубу вот сестринскую на блины и мясо обменяем, – тараторила она. – И дома у меня Малина полы помыла, стол отскоблила, чистота теперь. А мы курочку ощиплем и барашка прирежем. До жаркого лета дотянем, а там… там как получится.
С неприязнью глядя на сестру, затем с интересом на тётку Пчелу, Малина решила:
– Съездим мы к тебе, Пчела. В мыльне будем жить с дочерью до свадьбы. – Обернулась к Щуке. – Знаешь, сколько я всего в Сукромле натерпелась? Синяки от ревнивого супруга и старших жен не сходили. А вы меня туда с мамкой, не к ночи будь помянута, за две овцы продали, сговорились без приданого. Грузись, Чара в сани, перекладывай добро со стола.
– Шубу отдай! – заверещала Щука, и девочка-племянница прижалась к матери Малине, собираясь плакать.
А бабы и молодки у меняльных столов весело наблюдали за перебранкой.
– Обойдёшься, – решительно подошла к прилавку Пчела и дала неприятной соседке по рукам. – Отойди. – Притянув Щуку за воротник грязного тулупа к себе, Пчела закричала ей в лицо. – И только попробуй тронь её скотину! Я на тебя сыновей натравлю.
Деревня Явидово. Масленица. Вторник-Заигрыш. Смотрины
Вбежав в комнату, Василиса сняла с пояса и грохнула на стол четырёх тяжелых птиц. Перья их отливали от чёрного в синий и зелёный в хвосте и на шее цвета. Крылья были коричневыми с белыми пятнами. Встряхнув руки, снимая напряжение, Василиса стала быстро переодеваться в праздничную одежду.
– Богатство какое! – восхитилась бабуля Снежана, смахивая ладонью хлебные крошки со стола и кидая их себе в рот. – Охотница ты наша. А зачем так много птицы, тяжело ведь? Как ты их дотащила?
– Своя ноша рук не тянет, – еле ответила Василиса и упала на лавку, устав от ноши.
Вошедшие с улицы с вёдрами воды Дива, Мила и Сотя, разглядывали добычу сестры.
– Двух петухов понесу на смотрины. – Еле отдышавшись, сказала Василиса. – От матери будут половики и простыни, сёстры рубахами и понёвами завалят столы… а я глухарей.
– Я понесу вот этого. – Поставив маленькое ведро к печке, Сотя подбежал к столу и гладил перья разноцветного петуха.
– Нельзя, – строго крикнула Снежана. – Приданое несут или невесты, или бабы из её семьи. Мужики несут медовуху и свои поделки.
– Чего стоим? – Вслед за дочерями в комнату вошла Домослава, ещё в домашней рубахе и в лаптях. – Чего стоим, лентяйки? Годя с утра заняла место на прилавке. Переодевайтесь!
– Колодки! Сама повяжу! – напомнила о своих обязанностях Снежана. – Давайте правые ноги и хромайте через всю улицу, а я у печи посуечусь, за всю жизнь насмотрелась на Заигрыши Масленицы. Буду щипать птицу и варить обед. И Оню, девочки, взять не забудьте, она же без вас побоится идти.
– Сапоги! Красные! Что княжич Гранислав подарил Василисе, а она вам! – неожиданно вскрикнула Домослава. – Таких ни у кого на все деревни нет. Мама, достань их из сундука, что в сенях.
* * *На деревенской площади шел вялый обмен женских юбок на ножи, топоров на горшки и всякой всячины, на хлеб и мясо. Единственная, кого не интересовали ни обмены, ни свадебные заигрывания, Ведунья, стояла у общего костра и мрачно смотрела в огонь. В жарком пламени ей виделись города в огне, люди, бредущие по дорогам и сокрушение Великих Чуров под топоры, сгорающие на кострах или тонущие в реках и болотах.
– Очнись, Ведунья! – крикнула Веда, баба, примечающая жениха для дочери, хотя она пока не стала взрослой. – Волховица, чего в огонь уставилась? Опять увидела что?
«Да, – решила для себя Ведунья. – Всё произойдёт после, а сегодня смотрины Масленицы».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Неделя (нельзя делать) – старославянское название воскресения, когда запрещалось работать.
2
Пустые дни – дни поста у древних славян. Без мяса, яиц и молока.
3
Залавок – стол-тумбочка справа от печи с посудой наверху и мешочками крупы внутри.
4
Сени – коридор в избах, идущий от южного крыльца к заднему, тёмному или к пристроенному «заднику», скотному двору.
5
Житница – зернохранилище.
6
Светоч – факел.
7
Сусек – место в сарае или амбаре для хранения зерна, семян или овощей.
8
Латка – глиняный противень.
9
Лето – год. До 18 века слово «год» не употреблялось и было введено только Петром Первым с 1 января 1700 года, это был самый короткий год, продлившийся с сентября по январь. Разница в древнеславянском летоисчислении и современном в 5508 лет.
10
На сносях – последние недели беременности.
11
Мокошь – главная женская богиня у Древних Славян.
12
Светец – деревянное или железное приспособления высотой до одного метра, куда вставлялись лучины для освещения дома. От одной до семи. Под светцом стояло либо ведро с водой, либо таз с мокрым мхом, чтобы не возникал пожар.
13
Лучина – сосновая щепа длинною до 30 сантиметров, которая сгорала и освещала помещение.
14
Бычий пузырь, то есть мочевой пузырь, после обработки использовался в окнах вместо стёкол, которых тогда на Руси практически не было.
15
Полати – место над печью, второй этаж, где обычно было настелено для ночёвки детей.
16
Хвылина – минута.
17
Нужник – туалет на дворе (летний), или в сенях (зимний).
18
Снежная Баба или Снеговик. – Своеобразные термометры у древних славян. В домах, где больше было женщин лепили Снежных Баб, где больше мужчин – Снеговиков.
19
Колодезный «журавль» – особая разновидность подъёмного механизма. Представляет собой толстую жердь (журавль) на рассохе (бáбе) у колодца, с общественным ведром на одном конце и грузом на другом.
20
Уд – фаллос, хуй, мужской член.
21
Мыльня – старославянская баня. Топилась по-чёрному, без трубы.
22
Мыльницы – 2–3 молодки в каждом княжьем хозяйстве для мытья гостей и оказания сексуальных услуг. Считалась почётной должностью.
23
Частокол – стволы деревьев, заострённые сверху, вкопанные рядом друг с другом.
24
Чуры – деревянные изображения древних богов, вырезанные из цельного ствола.
25
Черевики – женская кожаная обувь, невысокие простые сапожки до щиколотки, типа поршни, но со шнуровкой спереди.
26
Кика – головной убор из плотной ткани, по-разному украшенный. Рога отгоняли нечистую силу от будущего ребёнка.
27
Личина – маска.
28
Скамьи отличались от лавок тем, что их могли переносить с места на место. Спальные лавки в домах были встроены в стены.
29
Воротник – учётчик, завхоз, живущий в отдельном доме при воротах.
30
Сварог – бог-кузнец
31
Перун – бог-громовержец, отвечает за войны и силу мужчин.
32
Дули – мелкие, тогда ещё дикие груши.
33
Велес – «скотий бог», охранитель домашнего крупного скота.
34
Корзно – княжеский плащ из серебряной парчи, или плотно расшитый шелком.
35
Понёва – особый вид юбки из трёх прямых полотнищ, не сшитых у подола для удобства при ходьбе. Их носили замужние женщины и ткались они в каждой деревне на особый манер и с особым узором.
36
Корчага – глиняный огромный горшок объёмом на два ведра с широким горлом, с двумя продольными ручками.
37
Кутья – особая каша. Варится при поминках, в тёмные праздники на Масленицу, как поминальную для Зимы-Масленицы.
38
Подойник – высокое, но неширокое ведро с носик для слива снизу молока, чтобы сверху оставались сливки.
39
Род – главный бог славянского пантеона.
40
Киянка – большой деревянный молоток из плотных пород дерева.
41
Цера – дощечка, залитая воском, на которой делали пометки. Затем заметки переносились на бересту, а церу заново заливали воском.
42
Венец дома – ряд брёвен по периметру.
43
Жаройня – небольшой открытый очаг в комнате.
44
Губастые – грибы, в отличие от пластинчатых – трубчатые: боровики, подберёзовики, маслята, подосиновики и т. д.
45
Неясыть – птица семейства совиных.
46
Платовья – узорные полотенца, рушники, платки и просто ткань
47
Очёсные – подушки и одеяла, набитые шерстяным или льняным очёсом.
48
Братина – огромный ковш на полведра, иногда больше, в виде мифической птицы с бокалами-ковшиками, висящими по бокам братины. Маленьких ковшиков обычно было не меньше полудюжины, для торжественных случаев – дюжина.
49
Горбуши – коса и серп одновременно, для покоса травы между кустов и деревьев.
50
Морда – длинная закрытая плетёная корзина для ловли рыбы и раков.
51
Дровяница – особая крепкая корзина для переноски дров со двора в дом.
52
Перга – пыльца растений, приставшая к пушистым ножкам пчёл, которую они, заливая мёдом, оставляли в особых сотах.