bannerbanner
Библейское учение о дарах Духа Святого
Библейское учение о дарах Духа Святого

Полная версия

Библейское учение о дарах Духа Святого

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Другой случай действия слова мудрости также из жизни Иисуса Христа, и повествует нам о нём апостол Иоанн в восьмой главе своего Евангелия. Там речь идёт о том, что книжники и фарисеи привели к Христу женщину, взятую в прелюбодеянии, и сказали Ему: «Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?

Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания» (Ин. 8:3—6).

Здесь искушение также заключалось в противостоянии двух законов: закона, данного Богом Моисею, который ясно повелевал уничтожать грех в народе Божьем именно таким способом (Лев. 20:10; Втор. 22:22.), и закона римского правосудия, не позволяющего иудеям никого предавать смерти без разрешения римских властей (Ин. 18:29—31).

Ситуация была сходной со случаем вопроса о податях, и здесь также нужно было или подтвердить право иудеев на соблюдение в точности закона Моисеева, нарушив тем самым закон Рима, или соблюсти законы Рима и таким образом сделаться врагом евреев. И здесь ответ глубочайшей премудрости Божьей совершенно разрушает козни отступивших от Бога людей: «Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень.

И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних…» (Ин. 8:7—9).

Обращаясь к книгам Ветхого Завета, мы также можем ясно увидеть действие дара слова мудрости.

Во Второй книге Царств мы читаем повествование о том, как сын царя Давида, Авессалом, совершил государственный переворот с целью захвата власти и пошёл войной против своего отца, так что Давиду пришлось уйти с верными ему людьми из Иерусалима и скрываться от него. В этот тяжёлый момент Давид посылает своего друга Хусия к Авессалому якобы для служения ему, а в действительности для того, чтобы Бог через Хусия разрушил совет мудрейшего из бывших советников Давида Ахитофела, перешедшего на сторону восставшего сына Давидова и представляющего реальную угрозу своими мудрыми советами. Это и произошло, когда Бог дал Хусию слово мудрости, чтобы спасти Давида и разрушить лучший совет Ахитофела (2 Цар. 15:31—31; 17:1—14).

Следующий, весьма яркий случай действия дара «слово мудрости» мы можем видеть в жизни царя Соломона, другого сына Давидова, который наследовал царский престол после него.

О Соломоне сказано, что однажды, в начале царствования, явился ему во сне ночью Господь и сказал: «проси, что дать тебе». Соломон в этот момент попросил у Бога «сердце разумное, чтобы судить народ Божий и различать, что добро и что зло. И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого» (3 Цар. 3:5—10). И Бог дал ему «мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря» (3 Цар. 4:29).

Конечно же, здесь речь идёт о мудрости, разуме и уме в общем смысле этих понятий, однако сразу же после этого события описывается случай, где через Соломона действует именно дар слова мудрости. Это был суд, которым царь рассудил между двумя женщинами-блудницами, у которых были сыновья младенческого возраста и один из них умер ночью, а его мать подложила его своей подруге, забрав себе её живого ребёнка. Та, проснувшись утром, обнаружила подмену, и они обе пришли судиться к царю, утверждая каждая своё. Суд, которым царь Соломон рассудил двух женщин, был настолько сверхъестественен, что об этом в конце главы написано так: «И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нём, чтобы производить суд» (3 Цар. 3:28).

Сопоставляя эти события, можно с уверенностью утверждать, что речь здесь идёт не о природных способностях Соломона, а о действии Божьего дара, который уже в Новом Завете, по вдохновению от Духа Святого, назван апостолом Павлом «словом мудрости».

Подводя некоторый итог на этом этапе рассуждений, можно сказать, что дар «слово мудрости» действует как конкретное и безошибочное откровение Божье, которое рождается в духе человека, минуя его собственные умозаключения, и даёт великое дерзновение и уверенность провозглашать его, нимало не сомневаясь, как совершенный Божий ответ (или решение) в конкретных ситуациях. Но, помимо этого, дар «слово мудрости» действует ещё и в понимании откровений Божьих, бывших другим людям, в определении их значений и практического применения в жизни.

Такие дары Духа Святого как, например, «пророчество» или «слово знания», открывают действительные факты настоящего или будущего, но, чтобы уразуметь их значение и применение в определённых случаях, необходимо слово мудрости от Бога.

Ярким примером этого, также из ветхозаветного повествования, является Иосиф, который не только объяснил фараону Египта значение его сна, но и указал, что именно нужно делать в этой ситуации конкретно (Быт. 11 гл.).

Итак, дар Духа Святого под названием «слово мудрости», является всецело чудесным и сверхъестественным даром Божьим для Церкви Христовой. И ему невозможно научить человека, а даётся он непосредственно через откровение Духа Божьего.

2. Слово знания

Начиная рассуждения над этим дивным даром Духа Святого, необходимо прежде всего вникнуть в само его название, потому что некоторые христиане, изменяя его, соответственно, неверно истолковывают и само действие дарования.

Проблема начинается тогда, когда вместо «слово знания» («логос гносеос» – греч.) произносят «знание Слова» и начинают говорить об этом в том смысле, что это просто знание Священных Писаний, дарованное Богом верующему человеку, которое действует через его разум, просвещённый Словом Божьим. В этом случае происходит подмена понятий и стирается чёткая грань между водительством Духом Святым (о чём мы будем рассуждать далее) и дарами Духа Святого. Такая подмена вносит хаос в мышление верующего человека и в определённом смысле способствует заблуждению.

Итак, вникая глубже в текст, можно отчётливо видеть, что, перечисляя девять даров Духа Святого, апостол Павел в контексте своего послания абсолютно не подразумевает под «словом знания» просто служение Слова в виде проповеди Евангелия или пасторского попечения. О таком «знании Слова» в общем смысле сказано в других местах Писания, таких как, например, наставление того же Павла своему преемнику Тимофею: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16). И ещё: «Притом ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…» (2 Тим. 3:15—16). Здесь действительно речь идёт о постоянном процессе познания слова Божьего, в котором обязательно участвует разум человека, так как вера наша происходит именно от глубокого осмысления Слова Всемогущего Бога, которое просвещает и преобразовывает всё наше естество.

Но когда мы читаем о даре Духа Святого под названием «слово знания», то очевидно, что речь здесь идёт именно о таком действии благодати Божьей, которое не затрагивает интеллект и природные способности человека: дару «слово знания» невозможно научиться. Подобно дару «слово мудрости», рассмотренному нами выше, дар «слово знания» также проявляется в человеке как сверхъестественное откровение, приходящее непосредственно от Духа Святого. Через этот дар Бог даёт в конкретных ситуациях определённое знание: информацию о людях, вещах, делах и обстоятельствах. Эта информация, так же как и слово мудрости, появляется в духе верующего человека, минуя его собственные размышления, и действует безошибочно, точно и вовремя, подобно внезапной вспышке света во тьме.

Чтобы лучше уразуметь действие дара «слово знания», рассмотрим примеры, оставленные для нас на страницах Библии.

Действие слова знания в Ветхом Завете

Один из ярких примеров действия этого дарования, мы можем увидеть в служении пророка и последнего судьи Израиля Самуила.

В Первой книге Царств мы читаем, что после того, как Самуил помазал Саула на царство в Израиле, он рассказал ему абсолютно всё, что произойдёт с ним в течение дня, после того как Саул уйдёт от Самуила, представляя эти события как знамения Божьего избрания. И сказано: «Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день». (1 Цар. 10:1—9). Это была сверхъестественная информация от Бога – знание всего, что произойдёт, для утверждения веры Саула в то, что он действительно избран Богом быть первым царём Израиля.

Следующие примеры действия дара «слово знания» мы видим в жизни и служении пророка Елисея, преемника пророка Илии.

В Четвёртой книге Царств описано действие этого дара в разоблачении обмана Гиезия, слуги Елисея, когда тот соблазнился подарками Неемана Сириянина, исцелённого от проказы по слову пророка. Это было сверхъестественное знание всего, что тайно делал Гиезий, о котором сам Елисей сказал так: «разве сердце моё не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей?..» (4 Цар. 5 гл.).

В следующей главе той же книги Царств мы читаем о сверхъестественном знании Елисея всех мест, где сирияне, воюющие против Израиля, устраивали свои засады (4 Цар. 6:8—12).

Далее, в этой же главе повествуется о том, как царь израильский послал человека, чтобы убить Елисея и пророку было дано от Бога знать об этом наперёд, о чём он и сказал старцам, находящимся в его доме в это время (4 Цар. 6:32). Это также действия дара «слово знания».

Следующий пример можно увидеть в жизни пророка Ахии, когда царь Иеровоам тайно послал к нему свою переодетую жену с подарками, дабы узнать, что будет с его заболевшим сыном. И мы читаем: «И сказал Господь Ахии: вот идёт жена Иеровоамова спросить тебя о сыне своём, ибо он болен; так и так говори ей; она придёт переодетая» (3 Цар. 14:5). Здесь ясно указывается, что это конкретное знание было дано пророку абсолютно сверхъестественным образом, Самим Богом, для конкретного действия обличения отступившего от Бога царя.

Следующий яркий пример действия дара «слово знания» мы можем видеть в жизни пророка Даниила, когда Бог открыл ему в ночном видении сон вавилонского царя Навуходоносора, который тот не мог вспомнить и потому грозил убить всех мудрецов вавилонских, среди которых были и Даниил с друзьями (Дан. 2:18—19).

Действия слова знания в Новом Завете

Обращаясь к евангельским повествованиям, мы в первую очередь видим действие дара «слово знания» в жизни и служении Самого Сына Божьего Иисуса Христа.

Это слово знания в разговоре с Нафанаилом, когда Иисус сказал ему: «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя», – после чего Нафанаил сразу же исповедал Иисуса Господом: «Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев.

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницею»; увидишь больше сего» (Ин. 1:45—50).

Следующий случай действия дара «слово знания» мы можем видеть в беседе Спасителя с женщиной-самарянкой возле колодца Иакова, когда Иисус сказал ей о проблемах её личной жизни, то есть о том, что у неё было пять мужей и что тот человек, который жил с ней теперь, также не является её мужем. Для самарянки в этот момент было абсолютно ясно, что Иисус никак не мог бы этого знать, если бы Бог не открыл Ему (Ин. 4:16—19).

В Евангелии от Марка мы читаем о сердечных помышлениях некоторых книжников во время исцеления Христом парализованного человека, спущенного на носилках друзьями через крышу из-за многолюдства, когда Иисус сказал ему: «чадо! прощаются тебе грехи твои». И написано: «Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?» – и, обличив их, исцелил парализованного (Мк. 2:1—12).

В этом случае слова «тотчас узнав духом Своим» говорят о совершенно сверхъестественном для людей действии, которое, впрочем, естественно для Бога, а именно: действии, впоследствии охарактеризованном для верующих Нового Завета как дар «слово знания».

В Евангелии от Матфея мы читаем про слово знания Христа о рыбе, которую поймает Пётр и о статире во рту её (Мф. 17:27).

В Евангелии от Иоанна – слово знания Христа о причинах болезни Лазаря и о том, что он умер (Ин. 11:4, 14—15).

В Евангелии от Матфея – слово знания Христа об отречении Петра (Мф. 26:34).

В книге «Деяния апостолов» мы видим действие дара «слово знания» уже в служении учеников Христа, крещённых Духом Святым, а точнее – в служении апостола Петра. Это слово знания о тайном замысле супругов Анании и Сапфиры (Деян. 5:3—4), а также слово знания Петру о трёх человеках, посланных от римского сотника Корнилия, чтобы пригласить его на проповедь Евангелия, дабы Пётр шёл с ними, нимало не сомневаясь: «ибо Я послал их» (Деян. 10:19—20).

Итак, рассмотрев все эти дивные примеры действия Божьей благодати, мы можем видеть, как посредством дара «слово знания» Бог назидает, укрепляет в вере, предохраняет и обличает Своих детей и как имя Господне прославляется и возвеличивается среди людей, не знающих Бога. Размышляя об этом, всякий любящий Бога христианин будет ясно осознавать необходимость и силу как этого конкретного дара Духа Святого, так и других даров в целом и ревновать о том, чтобы они действовали в Церкви Христовой во славу Божию.

3. Различение (распознание) духов

Третьим даром откровения в нашей условной классификации даров Духа Святого идёт дар различения духов. Начиная рассуждения над этим важнейшим для Церкви Христовой дарованием, необходимо сразу вывести определение о нём: чем он является и для чего он дан.

Итак, дар различения духов является сверхъестественным откровением от Духа Святого, дающим точную и своевременную информацию об источниках определённых духовных действий и о духах, производящих или же участвующих в этих действиях. Другими словами, речь идёт о том, что Бог даёт в определённое время определённым верующим абсолютно ясное понимание происходящих в этот момент духовных действий: производит ли их Дух Божий, дух диавольский или дух человеческий. Таково в общем смысле определение дара различения духов. Далее необходимо рассмотреть три основных пункта, указывающих, на что конкретно направлено действие этого дарования.

I. Для распознания действий духов бесовских в лжеучениях и лжепророчествах

Для всякого искреннего христианина, прилежно изучающего Священное Писание и сопоставляющего Божью истину с окружающим миром, является определённым фактом наличие в мире бесовских сил и различных их проявлений. Более того, по свидетельству апостолов, эти демонические проявления с течением времени будут становиться всё более и более активными, оказывая своё разрушительное воздействие на весь мир и пытаясь проникнуть также и в Церковь Христову. Апостол Павел пишет об этом так: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей…» (1 Тим. 4:1—3). И ещё: «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор. 11:13—15). Апостол Пётр также уделяет особое внимание этой теме, когда пишет: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2 Пет. 2:1—3).

Итак, во все времена, и тем более во «времена последние», сатанинский дух постоянно действует в мире, пытаясь разрушить дело Божие, и, естественно, делает это не только открыто противостоя Богу, но и скрытно, «принимая вид ангела света» – подделывая действия Божьего Духа и тонкой ложью извращая истину Божьего Слова.

Также совершенно ясно для всякого христианина должно быть и то обстоятельство, что ни один человек на земле, как бы он ни был мудр и разумен и какой бы ни обладал силой, в сущности своей абсолютно бессилен и беспомощен перед демоническим миром, так как бесы, будучи падшими ангелами, намного хитрее и сильнее любого человека. Таким образом, человек не только не может воевать против диавольских сил сам по себе, но зачастую не может даже распознать их действие в принципе. В связи с этим библейская истина нам возвещает, что только Сам Бог, в Иисусе Христе Сыне Своём, победил диавола, и только Дух Божий может распознать сатанинскую ложь и бесовские проявления (1 Ин. 2:18—27; 3:8; Кол. 2:13—15). Исходя из всего вышесказанного, можно понять, насколько важен и необходим для Церкви Христовой дар Духа Святого под названием «различение духов».

Итак, дар различения духов действует в определении духовных источников различных учений, возникающих в церкви, а также в разоблачении различных псевдодуховных действий, имеющих место среди христиан.

Для более ясного понимания этого направления дара различения духов нужно уточнить, что конкретно имеется в виду под словами «определение духовных источников различных учений», во избежание неверного толкования этой фразы. Необходимо разграничить, что для определения ложности или истинности какого-либо учения в библейском христианстве Богом определён для церкви не сверхъестественный дар Духа Святого, а естественное служение Слова, такое как служение апостола, пророка, евангелиста, пастыря и учителя, о чём сказано в послании апостола Павла ефесянам так: «И Он (то есть Христос) поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова…» (Еф. 4:11—12). Более того, окончательный вывод по конкретному учению делается не одним человеком, а собранием вышеупомянутых служителей Слова, где на основании Священного Писания и с молитвой к Богу всесторонне изучается тот или иной вопрос, связанный с учением, после чего и определяется истинность или ложность доктрины.

Первым примером такого действия в Церкви Христовой является собрание апостолов и пресвитеров в Иерусалиме для рассмотрения вошедшего через некоторых иудеев в церковь учения о том, что всякий верующий во Христа, будь то иудей или язычник, должен обрезываться по обряду Моисееву, иначе он не спасётся. И в книге «Деяния апостолов», где повествуется об этом событии, написано, что собравшиеся служители Слова долго рассуждали об этом, высказывались, после чего приняли здравое и разумное постановление для всех церквей, что обрезание по обряду Моисея абсолютно не нужно для всякого спасающегося только верой во Христа Иисуса (Деян. 15 гл.). Позднее об этом более обстоятельно писал апостол Павел в послании галатам.

Таким образом, мы видим, что для определения истинности или ложности библейской доктрины нужен не дар различения духов, а действие просвещённого истиной человеческого разума, возросшего в познании Бога и пребывающего в Его Слове. Что же тогда мы имеем в виду, говоря, что дар различения духов определяет источники различных учений?

Понимая из предыдущих рассуждений природу всех даров Духа Святого как сверхъестественную в своём действии и не затрагивающую в принципе мыслительную деятельность человека, мы можем установить, что через дар различения духов Бог даёт только ту информацию, которую не может выявить разум человека. Другими словами, человек, через которого действует дар различения духов, слыша определённое учение, проповедуемое в церкви, или же звучащее конкретное пророчество, может по благодати Божьей безошибочно определять, какой дух действует в данный момент через человека проповедующего или пророчествующего: Дух Божий, дух бесовский или же дух человеческий, – то есть духовный источник конкретного действия в церкви.

Итак, дар различения духов не определяет доктринальной истинности учения, но выявляет истинные мотивы или источники того, кто и для каких целей в данный момент пытается воздействовать на умы и сердца детей Божьих.

В евангельском повествовании описаны два ярких случая, где можно ясно увидеть действие дара распознания духов на практике, в контексте рассматриваемого нами направления. Один случай – из земного служения Иисуса Христа, а другой – из служения апостола Павла.

В Евангелии от Марка мы читаем, что после исцеления тёщи Петра «при наступлении вечера… приносили к Христу всех больных и бесноватых… И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос» (Мк. 1:32—34). А в «Деяниях апостолов» мы читаем о том, как апостол Павел изгнал духа прорицательного из некоей служанки, которая много дней ходила за Павлом и его спутниками, крича: «сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16:16—18). В обоих этих повествованиях мы видим явное действие Божественного дара распознания бесовских духов, действующих через людей, хотя они и говорили правильные слова о Христе и о Его служителях. Уразуметь сатанинское действие в таких случаях без откровения Духа Святого абсолютно невозможно.

Заканчивая рассуждения по первому пункту направления действия дара распознания духов, есть смысл указать на универсальный принцип определения духов, «от Бога ли они», который изложил в своём первом послании апостол Иоанн: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.

Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4:1—3).

Конечно, здесь речь не идёт о действии дара распознания духов, но по вдохновению Господнему апостол даёт конкретный совет относительно определения того, от чьего духа исходит то, что говорится или пророчествуется. И здесь указывается на, так сказать, духовный индикатор, то есть конкретное исповедание или признание той фундаментальной для всякого возрождённого от Слова Божьего и Духа Святого человека истины, что Бог явился во плоти для спасения людей. Приведённый текст Нового Завета ясно указывает на то, что духи зла никогда не признают и не произнесут этой истины в том виде, как её передаёт апостол Иоанн. Таким образом, здесь изложен действенный рецепт реального испытания духов всяким христианином, и тем более необходимый для взятия на вооружение теми, кто используем Богом в служении Слова и даров Духа Святого.

Продолжая наше рассуждение на тему конкретного направления дара различения духов, мы подошли ко второму пункту.

II. Для распознания причин различных недугов и болезней

Слово Божье провозглашает истину о том, что Сын Божий Иисус Христос силен освободить человека, поверившего в Него не только от греха и вечной погибели, но и от такого последствия нашей греховности, как различные недуги и болезни (Ис. 53:4—6; Мф. 8:16—17; 1 Пет. 2:24).

В жизни человека это настолько важно, что Господь предусмотрел в этом плане для церкви отдельное дарование Духа Святого под названием «дары исцелений», о чём мы будем рассуждать далее. Здесь же, в рамках рассматриваемого нами направления действия дара различения духов, нужно отметить, что причины болезней бывают как физического, так и духовного характера. Понимание причины болезни чрезвычайно важно, потому что если причина физическая, то можно просто молиться с верой за исцеление больного; однако если причина болезни духовного характера, то есть если болезнь является следствием определённого греха человека или действием бесовского духа, то исцеления не произойдёт до тех пор, пока не будет исповедан грех или же не будет изгнан демон, причинявший болезнь. Уразуметь причину болезни без откровения свыше абсолютно невозможно, поэтому Богом определён для этого дар «различение духов», и тому человеку, через которого действует этот дар, Бог открывает причину конкретной болезни в каждом конкретном случае.

На страницу:
2 из 3