Полная версия
Попытка эколого-этических размышлений
Осознание себя частью единого организма Вселенной является еще одной гранью данного мировоззрения. У каждого существа есть свое место, которое может занять только оно и никто кроме него. При этом проявляется все многообразие связей, существующих во Вселенной и ответственность не только за поступки, но и за мысли и побуждения.
Все сущее во все века без счета верст
Невидимый связует мост,
И не сорвать тебе цветка,
Не тронув звезд.
(Френсис Томпсон)
В рамках такого мировоззрения (космоцентрического) этический аспект приобретает несколько иную окраску, чем в антропоцентрическом мировоззрении. Становится важным осознание места человека в мире и согласие его жизни со своим местом и осознание значения других существ, находящихся в этой огромной Вселенной, большая часть которой находится за границей способности человека чувствовать внешними (биологическими) органами чувств. Отношения человека со всем мирозданием перемещается во внутреннюю (душевную, духовную) сферу человека и выстраивание отношений начинается изнутри – из сердца (из сердцевины существа). Чувства развиваются, растут и утончаются.
Таким образом, экологическая этика в университете призвана соединять экологические знания и чувства с точки зрения мировоззрения ориентированного на осознанное взаимодействие с миром природы.
Преломление идей русских философов-космистов об эволюции природы в учебном предмете «экологическая этика»*
Учебно-образовательный предмет «экологическая этика» является междисциплинарным и синтетическим. Основная его задача – это открытие и развитие нового типа отношений с природой, которые строятся на сочувствии, сопереживании, любви, т.е. открытии некой сокровенной связи между человеком и природой.
Естественнонаучный взгляд на мир, с позиций экологии, соединяясь с философским, с позиций этики, открывает нам новую способность восприятия. Основной целью этики является поиск оснований абсолютного добра, поиск высших идеалов, ради которых человеку стоит жить. С этической точки зрения, высшей целью является добрая воля. Понятие «доброй воли» в западной философии обосновано Кантом. Под доброй волей он понимал чистую от соображении выгоды, удовольствия, житейского благоразумия, вообще каких-либо эмпирических мотивов, волю. Отсутствие эгоистических мотивов становится в ней самостоятельным мотивом. Показателем доброй воли можно считать способности к поступкам, которые не только не сулят индивиду какой-либо выгоды, но и сопряжены для него с очевидными потерями. Добрая воля – это бескорыстная воля, способность отдавать, быть абсолютно открытым. Её нельзя обменять ни на что другое. Она не имеет цены в том смысле, что является бесценной. Поиск высшей ценности природы и взаимодействие человека с природой в высшей степени бескорыстно и нравственно и есть цель экологической этики.
Необходимость введения такого предмета на естественных факультетах не вызывает сомнения для людей не предвзятых и дальновидных. Деятельность ученого часто выражается в откровенном нанесении вреда природе. И происходит это потому, что природа воспринимается как нечто не одухотворенное, нечто не имеющее души. Ум учёного, ограниченного только феноменальным миром, не допускает и мысли, что за ним кроется ещё мир невидимый, который сложнее и многослойнее. Справедливо заметил один из создателей квантовой механики Вернер Гейзенберг: «Первый глоток из чаши естественных наук делает тебя атеистом, но на дне тебя ждёт Бог» [1].
Природа учёными поделена на «живую» и «неживую», но где та грань, которая разделяет единую ткань природы, если «неживая» природа состоит из тех же электронов, что и «живая» природа. В основании всего мироздания лежит свет. «И сказал Бог: да будет свет и стал свет» [2]. Электрон совмещает в себе характерные черты частицы и волны (материи и энергии). Волновое свойство дало электрону характеристику света. Благодаря электронному микроскопу учёным удалось приоткрыть завесу тайны, еще на один шаг приблизившись к истинам, отражённым в Святых Писаниях. «Кристаллическая структура вольфрама, посредством рентгеновских лучей отчётливо вырисовалась на святящемся экране, показывая девять атомов в их точном расположении пространственной решётки, – куб с одним атомом в центре и по атому в каждом углу. Атомы кристаллической решётки вольфрама выглядят на экране как светящиеся точки. Против этого светящегося кубического кристалла молекулы воздуха, бомбардирующие его, выглядели танцующими световыми точками, подобными бликам солнечного света, мерцающим на водной ряби…» [3].
В поиске и обосновании высшей ценности, во взаимодействии человека с природой могут помочь русские философы, в частности, В.С.Соловьев и Н.О.Лосский. Этику Николая Онуфриевича Лосского с полным правом можно назвать классической этикой Абсолюта. Абсолютная ценность – даже не сверхценность космического масштаба, а нечто более огромное, бесконечно значительное. Согласно О.Н.Лосскому, всё мироздание состоит из разнообразных «деятелей», индивидов, незаменимых и неповторимых в силу их нормативной идеи. Каждый из них наделён творческой силой и создаёт бытия, имеющие или пространственно-временнную, или сверхвременную, или сверхпространственную (субстанциальную форму). Ступени развития этих деятелей и творимых ими событий крайне различны и зависят от степени их усложнения. Есть простейшие – электроны и т.п., более сложные – животные, люди и существа ещё более высокие. Деятели, которые осознают и осуществляют абсолютные ценности в жизни, есть личности. Деятели, не обладающие этим достоинством, могут до него дорасти – поэтому их можно назвать «потенциально-личными». Таким образом, мир состоит из актуальных и потенциальных личностей, причем, можно подчеркнуть – весь мир. Это и есть тот персонализм, который кладет в основу своего мировоззрения Лосский [4].
Н.О.Лосский утверждает – всё имманентно всему. Благодаря этому все деятели через свою индивидуальную творческую мощь творят «единосущее» (в том числе имманентное неорганической природе), они создают тем самым единый космос с единым временем и пространством. Причём, их созидательная деятельность может быть гармоничной с деятельностью иных «существ», а может быть враждебно противостоящей им. Тем не менее, в конце концов складывается и существует абсолютно целостное единство всей деятельности, которое и есть «соборное творчество» (следуя за идеями В.С.Соловьёва). Оно в идеальной форме основано на совершенной любви друг к другу и созидает только абсолютные ценности. «Венец её – любовь. Любовью только приближаются к ней. Бездны положила она между созданиями, и все создания жаждут слиться в общем объятии. Она разобщила их, чтобы опять соединить. Одним прикосновением уст к чаше любви искупает она целую жизнь страданий» [5].
Эволюция природы согласно Владимиру Сергеевичу Соловьёву есть создание предварительных стадий и условий целости мира. Всего этих стадий пять: «царство минеральное (или вообще – неорганическое), царство растительное, царство животное, царство человеческое и Царство Божиё. Они представляют собою ряд наиболее твёрдо определённых и характерных повышений бытия, с точки зрения нравственного смысла, осуществляемого в богоматериальном процессе». В самом деле, характерные черты этих царств таковы: минералы суть представители категории бытия, как косного самоутверждения: растения выходят из этой косности как представители жизни, которые «безотчётно тянутся к свету, теплу и влаге. Животные при посредстве ощущений и свободных движений ищут полноты чувственного бытия: сытости, полового восполнения и радости существования (их игры и пение). Природное человечество, кроме этого, разумно стремится посредством наук, искусств и общественных учреждений к улучшению своей жизни, действительно совершенствует её в различных отношениях и, наконец, возвышается до идеи безусловного совершенства. Человечество духовное, или от Бога рождённое, не только понимает умом, но и принимает сердцем и делом это безусловное совершенство, как действительное начало того, что должно быть во всём, и стремится осуществить его до конца, или воплотить в жизни всего мира». «Каждый новый тип представляет новое условие, необходимое для осуществления высшей и окончательной цели – действительного явления в мире совершенного нравственного порядка, Царства Божия. Чтобы достигнуть своей высшей цели, или проявить своё безусловное значение, существо прежде всего должно быть, затем оно должно быть живым, потом – быть сознательным, далее – быть разумным и наконец, быть совершенным [6].
Каждое предыдущее царство служит «материею» для следующего: оно вырабатывает орудия и органы, опираясь на которые следующее высшее царство осуществляет более высокие, более ценные, более содержательные деятельности: неорганическое вещество – основа растительных функций, растительные – для животных функций, животные – для деятельности разума [6].
Поскольку низшее не утрачивается, а объединяется для более совершенной деятельности, эволюция «не есть только процесс развития и совершенствования, но и прогресс собирания вселенной»: растения физиологически вбирают в себя среду, животные психологически объемлют в сознании через ощущения ещё более широкий круг явлений; человек «разумом включает в себя и отдаленные, непосредственно неощущаемые круги бытия, он может объять всё в одном или понять смысл всего; наконец, Богочеловек, или сущий разум (Логос), не отвлеченно только понимает, а в действительности осуществляет смысл всего, или совершенный нравственный порядок, обнимая и связывая все живою личною силой любви» [5].
И как иллюстрацию интуитивного, тонкого восприятия идеи: «все связано со всем невидимыми нитями», – можно привести строчки из стихотворения И.Северянина:
Месяц гладит камыши
Сквозь сирени шалаши
Всё – душа и ни души.
Экологическое осмысление духовно-философских и духовно-нравственных категорий*
Экология в настоящее время уже вышла из биологической узко научной дисциплины и проникла не только в разнообразные сферы естественнонаучного, гуманитарного, общественного, философского знания, но и в разнообразные области практической деятельности человека. Такой процесс «глобализации» стал возможен благодаря способности экологии смотреть на мир с позиций единства.
Во времена зарождения экологии объектом внимания ученых была связь организма с окружающей средой или, если быть точнее, взаимодействие организма с окружающей средой. До сих пор основное понимание экологии как области научного знания акцентируется на этом процессе – процессе взаимодействия – хотя и появились новые объекты исследования внутри самой экологии – надорганизменные системы. Экологические черты приобретает суборганизменный, субклеточный, субмолекулярный, субатомный уровень организации живого. Два последних уровня представлены и в «неживом» мире. Встречаются исследования, где отношения между элементарными частицами и полем анализируются как экологические.
Экология свободно себя чувствует и в мире психики человека. Появились такие научные направления как «экологическая психология», «экология души», «экология духа» и т.п.
Исходя из такого беглого анализа объектов экологического внимания, можно сделать очень важное заключение – экология вышла не только за границы биологической науки, но и за границы науки вообще.
Экология оказалась способной не только вместить в себя знания о большом разнообразии материальных объектов и видов взаимодействий их с окружающей средой, но способна объединить разнообразные способы познания, чувствования, переживания человеком окружающего мира на едином идейном фундаменте. Экология объединяет человека и весь окружающий мир и феноменологически и сущностно.
Тот факт, что экология стала вмещать в себя и дотягиваться до постижения глубинных смыслов не только процессов взаимодействия, но и существования вообще, заслуживает особого внимания. Для экологического познания открылась возможность погружаться в смысл и сущность таких духовно-философских категорий как Дух, Материя, Природа…, прежде осмысливавшихся только в теологии и философии, и не имевших возможности преодолеть преграды, отделяющие разные сферы внутри интеллектуализированного, чувственноперживаемого и неосознаваемого бытия. В настоящее время, благодаря свободно мыслящим честным, непредвзятым ученым и философам, додумывающим свои мысли до логического конца, и которые в своих интеллектуальных исследованиях гениально соединяют, казалось бы несоединимое, в настоящее время появилась возможность отвечать на многие вопросы внутри предмета, который называется «экология».
Для того чтобы экология смогла разрешить большую часть, своих проблем может быть даже все (?), необходимо осмыслить фундаментальные философские понятия. Первое, самое основное – это понятие «Дух». Уровень духа для экологии интересен и важен с двух позиций. С одной стороны как «высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; играющая роль руководящего и сосредоточивающего принципа для других способностей души; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; с другой стороны как идеальная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно и пассивно причастен (здесь и ниже курсив наш – И.И.)» [1].
Индийский мудрец Шри Ауробиндо Гхош определяет дух как «самосущее Бытие, обладающее бесконечной силой Сознания и безусловным безграничным Блаженством. На уровне ментальной Природы Дух имеет форму ментального существа; на уровне жизни – витального существа; на уровне материи – физического тела; на уровне супраментального сознания – форму существа знания; на высших уровнях Духовного бытия – в виде существа блаженства», а размышляя над пониманием свойства и состоянием человека – духовностью – пишет: «Духовность – это не высокое интеллектуальное развитие, не идеализм, не нравственность, не моральная чистота, не воздержание, не религиозность, не возвышенный эмоциональный порыв, не все эти добродетели вместе взятые. … Духовность по существу есть не что иное, как пробуждение к восприятию внутренней реальности нашего существа, к духу, к душе, отличной от разума, жизни и тела, это устремленность к знанию, ощущению, контакту и соединению с великой запредельной Реальностью, пронизывающей вселенную и человека, а следующая за этим трансформация, направленная на преобразование всего нашего существа,– это рождение на новом уровне бытия и становления, обретение нового «я» и новой природы [2].
Таким образом, приобретение экологией знаний о духе помогает ей выйти в новое измерение – духовное, находясь в котором открывается больший простор для понимания и приобретается способность видеть реальность в единстве.
В каких же отношениях находятся дух и материя? Материя – это «совокупность всех физических объектов» [3]. «Любая объективная реальность как все то, что находится вне человеческого сознания; такая объективная реальность, которая принципиально может быть зафиксирована (отражена, дана) с помощью человеческих ощущений (чувственных анализаторов); объективный субстрат в виде вещества, т.е. то, что обладает свойствами иметь химическую структуру, вес, протяженность, способность к превращениям, движению и т. д.; содержание сознания, полученное в результате внешнего опыта, в ходе взаимодействия чувственной ступени познания с внешним миром, с миром «не-я»; физическая реальность, то есть аспект бытия, знание о котором может быть получено с помощью использования физических методов и средств познания» [4].
Существуют различные взгляды на отношения духа и материи. Все зависит от того на каком уровне сознания находится человек осмысливающий эти отношения. На мой взгляд, наиболее духовным является определение Шри Ауробиндо Гхоша «Материя – есть результат действия определенной силы сознания, создающего формы, воспринимаемые нашими органами чувств, и качество нашего чувственного восприятия придает этим формам видимость Материи, или своего рода субстанциональности, но на самом деле материальные объекты являются формами проявления сознания, а не самосущими субстанциональными объектами. Материя означает инволюцию сознательного Блаженства бытия в самозабвенной силе и в форме саморазделяющейся до бесконечно малых пределов субстанции» [2].
Восприятие материи как особой формы проявления духа и сознания поможет экологии расширить границы предмета и решить многие теоретические и практические задачи.
А как же связан Дух с нравственными проявлениями человека? Когда человек начинает взаимодействовать с окружающим миром – он неизбежно оказывается во внутреннем пространстве, где живут смыслы, отвечающие на вопросы: как правильно относиться к миру и как правильно взаимодействовать с ним?
На такие вопросы пытается отвечать этика, особая научно-философская сфера человеческой активности. Этику еще называют практической философией. По Канту, этика – наука о должном, а не о том, что есть и причинно обусловлено, она должна искать свои основания не в сущем, природе или общественном бытии человека, а в чистых внеэмпирических постулатах разума [5].
Основными этическими категориями являются нравственность, мораль, добро, зло, благо, идеал, добродетели. Попробуем поразмышлять над смыслом этих понятий.
Слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» и состоит в родстве с такими словами как «норов» и «нравиться». Смысл слова «нрав» связан с проявлением особых свойств человека, раскрывающих его глубинную сущность, выявляя особую сторону его личности. «Нрав» – это черты характера органически присущие конкретному человеку. Слово «норов» раскрывает степень проявления волевых качеств личности человека. Если эти два слова характеризуют человека и его проявление, то слово «нравиться» раскрывает особую сторону отношений с другими людьми и миром. Оно отражает степень положительного отношения к человеку, к его поступкам, какому-либо предмету или событию. Раскрывает степень положительного отношения и рождения положительной энергии внутри души в ответ на соприкосновение с приятным. Показывает степень максимальной открытости: мне нравится – значит я одобряю это, обволакиваю душевной созидательной (может быть) энергией души, я впускаю это внутрь своей души. Участвую в процессе создания и преображения мира: даю возможность этому существовать и еще приправляю это своей благожелательной энергией. Взаимодействие в положительном аспекте происходит во внутреннем пространстве души. Это бесконфликтное взаимодействие. Интересно, что каждое слово раскрывает свою грань человеческого существования и отношения с миром.
Следовательно, с учетом раскрытых смыслов родственных слов, «нравственность» можно наделить таким смыслом – это глубинная сущность, принимающая волевые черты (может быть требующая волевого участия), проявляющаяся в человеке, приятная для других, принимаемая другими, рождающая положительную доброжелательную энергию в людях и способствующая облагораживанию человека и человеческие отношения. (Наше размышление проходит в рамках экологии, поэтому нам необходимо в круг отношений человека включить еще и всех других существ, обитающих на Земле, даже больше – в других мирах видимых и невидимых.)
«Нравственность» это русскоязычный аналог понятия «этический», образованного Аристотелем на основе греческого слова «этос», некогда обозначавшего привычное место обитания, а потом уже просто привычки, нрав, характер, темперамент, обычай. Под «этическим» Аристотель подразумевал особый срез человеческой реальности, класс индивидуальных качеств, соотнесенных с определенными привычными формами общественного поведения. По аналогии с термином «этический» и для его точного перевода Цицероном было образовано слово «моральный» (лат. moralis от mos, мн. ч. mores – общепринятые традиции, негласные правила). В последующем от прилагательного «моральный» возникает существительное «мораль» (moralitas), которое и является латинским эквивалентом термина «этика» [6]. Но прижившись в русском языке каждое из рассмотренных слов приобрело определенный оттенок и заняло свое место.
Концептуальное различие между моралью и нравственностью проводил Гегель в «Философии права», где нравственность представлена как завершающий этап развития объективного духа, следующий за абстрактным правом и моралью. Абстрактное право – это сфера частной собственности, формальной свободы единичной для себя сущей воли и абстрактного добра; мораль – это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля полагает себя так же, как и объективная воля, свободная не только в себе, но и для себя, как рефлексия самосознания к добру, как совесть; нравственность – это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это – «в себе и для себя сущие законы и учреждения» («Философия права», § 144). Непосредственными проявлениями нравственности являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство [7].
Основные смыслополагающиие фундаментальные категории этики – благо и добро. Благо – состояние и условие совершенства, осуществленного бытия [8]. С точки зрения древнегреческих философов, благо – это мистический опыт погружения в просветленную суть вещей как в среду, наиболее родную и близкую человеческому существу. У Платона благо отводит всему своё место и всё собою ведет как свет, озаряющий истину бытия, в её источнике неуловимый и потому требующий от человека неотступного предельного усилия, чтобы «подтянуться» к «идее блага» [9]. Аристотель подчеркнул в благе телеологический аспект оптимального статуса, в котором все стремится к осуществлению. В неоплатонизме благо, сохраняя свой практически-этический смысл, становится главным именем трансцендентного источника бытия [10]. Христианское богословие ассимилирует платоническую философию блага, которое становится высшим атрибутом божества. Боэций синтезирует платоновско-аристотелевскую идею как «единства», т.е. завершенной цельности в смысле цели, к которой тянется всё. В поздней схоластике Ф. Суареса есть «соответствие сущего самому себе» [11].
Высшее благо – абсолютно бескорыстное переживание сущности вещей, свободное от соображений всякой выгоды. Платон говорит, что для всякой вещи и всякого существа высшее благо заключается в том, чтобы быть, и быть самим собой в самой высокой и совершенной степени [12]. Высшее благо выходит за пределы всех целей, за пределы всех благ. Это самая высшая цель и самая высшая ценность. Высшее благо является высшей степенью проявления блага. И поэтому оно приобретает статус безусловности, т.к. выходит за пределы всех условий, определяющих жизнь человека. По словам Генри Сиджвика, Высшее благо – это безусловная цель, к которой в конечном итоге стремятся все люди, какие бы конкретные цели они ни преследовали и к каким бы конкретным благам они ни стремились. В этом смысле высшее благо определяет направленность морального поведения, как и всех других разновидностей действий человека, а также накладывает на него ограничения [13].
Добро с точки зрения этики осознается как особого рода ценность, не касающаяся природных или стихийных событий и явлений и знаменует свободные и сознательно соотнесенные с высшими ценностями, в конечном счёте, с идеалом, поступки. С этим связано позитивное нормативно-ценностное содержание добра: оно заключается в преодолении обособленности, разобщенности и отчуждения между людьми, утверждении взаимопонимания, морального равенства и гуманности в отношениях между ними; оно характеризует действия человека с точки зрения его духовного возвышения и нравственного совершенства. Таким образом, добро связывается с духовным миром самого человека: как бы ни определялся источник добра, оно творится человеком как личностью, т.е. ответственно. Понятие добра, ассоциированное с частным благом, Кант считал «эмпирическим», а безусловное добро – «понятием разума» [14]. В новом типе энциклопедий – социальной – добро определяется как бытие без ограничений, отрицаний и разрушений [15]. Противостоит добру зло. Зло понимается как противоположная добру категория, как то, что мешает проявлению добра. Добро и зло соотносятся с идеалом: добро способствует его проявлению, зло мешает проявлению идеала (об идеале – ниже).
Понятие добра можно вывести за пределы эмпирического переживания, когда возникает вопрос: существуют ли абсолютные ценности, абсолютные смыслы, абсолютная правда, абсолютная истина и т.д. Существуют незыблемые основания и они поддерживают всех и каждого, и всех и каждого наполняют смыслом, всех и каждого притягивают, способны всех и каждого возвысить. Есть ли добро, являющееся для всех добром и никогда не принимающее, противоположного смысла, как это обычно бывает при понимании добра каждым отдельно человеком – добра относительного: что желательно для меня – может быть нежелательным для другого. В этом смысле золотое правило нравственности «поступай с другими так как хотел бы, чтобы поступали с тобой» может быть очень даже относительным и индивидуальным. Поразмышляв немного можно прийти к пониманию абсолютного добра. И что это? Абсолютное добро – существующее безотносительно человека, само по себе, самодостаточная субстанция, в которую человек может погружаться и наполняться светом и радостью, при этом абсолютное добро обладает животворящей силой и питает жизненной силой всё, существующее в этом мире. Абсолютное добро – созидательное начало, источник всех творческих сил. С одной стороны абсолютное добро существует независимо от человека, но человек в себе может открыть измерение абсолютного добра и изнутри, из глубины себя открывать этому вечному источнику жизненных творческих сил, в таком случае абсолютное добро будет проявляться в форме добродетелей – добродетелей самого высокого качества: высших чувств, высших состояний сознания, наипрекраснейших поступков.