Полная версия
Любовь вопреки судьбе. Александр Колчак и Анна Тимирева
Выйдя из Морского корпуса, Колчак в 1895–1899 гг. находился в дальних заграничных плаваниях на крейсерах «Рюрик» и «Крейсер». Во время плаваний в водах Тихого океана соприкоснулся с миром Востока. Пытался самостоятельно изучить китайский язык. Начал заниматься наукой (океанографией, гидрологией, картами течений у берегов Кореи). Готовил себя к южнополярной экспедиции, мечтал продолжить работы Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, дойти до Южного полюса. К этому времени прекрасно владел тремя европейскими языками, хорошо знал лоции всех морей Земли. Командир «Крейсера» Г.Ф. Цывинский оставил такой отзыв о молодом офицере: «Одним из вахтенных учителей был мичман А.В. Колчак. Это был необычайно способный и талантливый офицер, обладал редкой памятью… знал хорошо лоции всех морей, знал историю всех почти европейских флотов и морских сражений».
5 декабря 1898 г. «Крейсер» отправился из Порт-Артура в распоряжение Балтийского флота, 6 декабря Колчак был произведён в лейтенанты. В этом звании из-за перевода в Императорскую академию наук Колчак пробудет около 8 лет (в то время лейтенанты могли командовать крупными судами).
Во время плавания по Тихому океану Колчак узнал, что к походу на Шпицберген в составе русско-шведской экспедиции готовится судно «Бакан», а новейший, мощный ледокол «Ермак» готовится отплыть в путешествие в глубины Арктики под руководством вице-адмирала С.О. Макарова. Колчак стремился попасть в экспедицию. Но служебные обстоятельства не позволили ему этого сделать.
Колчак знал, что в Академии наук готовится Русская полярная экспедиции с задачей пройти Северным морским путём от Кронштадта до Владивостока, исследовать район Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов и попытаться отыскать легендарную Землю Санникова. Но тем временем был назначен на броненосец «Петропавловск» и отправился на нем на Дальний Восток.
Служба на новейшем броненосце увлекла молодого офицера, однако вскоре он увидел, что и здесь «есть служба, но нет практики, нет возможности плавать и жить». Он решил принять участие в начавшейся осенью 1899 г. Англо-бурской войне. К этому его толкало не только романтическое желание помочь бурам, но и стремление получить опыт современной войны, совершенствоваться в своей профессии. Но когда корабль стоял в греческом порту Пирей, он получил телеграмму из Императорской академии наук от Э.В. Толля с предложением принять участие в экспедиции на шхуне «Заря» – той самой, в которую он так стремился попасть еще в Петербурге. Толля, нуждавшегося в трех морских офицерах, заинтересовали научные работы молодого лейтенанта в журнале «Морской сборник». Колчак сообщил о своем согласии и был временно переведен с военной службы в распоряжение академии. В начале января 1900 г. он прибыл в Петербург, а 8 июня путешественники вышли в путь. Пройдя Балтийским морем, обогнув Скандинавский полуостров и загрузившись углём в Екатерининской гавани (Кольский залив), 5 августа они держали курс на Таймырский полуостров, и 22 сентября 1900 г. экспедиция остановилась на зимовку на западном побережье Таймыра. А.В. Колчак заведовал гидрологическими исследованиями, занимался гидрохимическими исследованиями и наблюдениями по земному магнетизму, топографическими работами, проводил маршрутную съёмку и барометрическое нивелирование, а во время ночей с ясным небом определял широты и долготы различных географических объектов. На протяжении всей экспедиции он составлял подробное описание берегов и островов Ледовитого океана, изучал состояние и развитие морских льдов. Он сопровождал Э.В. Толля в двух его санных поездках в малоисследованную восточную часть полуострова Таймыр, на полуостров Челюскина (15–19 октября 1900 г. и 6 апреля – 18 мая 1901 г.). Во время первой поездки, проходившей в 30-градусные морозы, ему, производившему по дороге астрономические уточнения ряда точек, удалось внести существенные уточнения и исправления в старую карту, сделанную экспедицией Ф. Нансена в 1893–1896 гг. Весной за 41 день они с Толлем преодолели 500 верст пути, занимаясь маршрутной съемкой и геологическими изысканиями. Из-за нехватки собак часто приходилось самим впрягаться в собачьи упряжки.
Навигация 1901 г. продолжалась ровно 25 суток, за которые яхта прошла 1350 миль. 19 августа «Заря» пересекла долготу мыса Челюскин, став 4-м судном после «Веги» Норденшельда с ее вспомогательным кораблем «Лена» и «Фрама» Нансена, обогнувшим северную точку Евразии.
10 сентября 1901 г. началась вторая зимовка экспедиции у западного побережья острова Котельный (Новосибирские острова). Колчак, как и во время первой зимовки на Таймыре, старался не терять времени даром и при любом удобном случае с товарищами или самостоятельно отправлялся изучать остров Котельный, а весной – еще и Бельковский.
Тем временем, отчаявшись найти Землю Санникова, Толль решил хотя бы провести изучение неисследованного острова Беннетта. 23 мая 1902 г. он с тремя спутниками отправился с места зимовки в сторону острова. После окончания работ полярников (группу Толля и группу А.А. Бялыницкого-Бирули, ушедшую 29 апреля на о. Новая Сибирь) должна была подобрать «Заря».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Колчак Александр Васильевич – последние дни. Барнаул, 1991. С. 160–161.
2
И.А. Бунин, 1921 г., Париж. Из речи на панихиде по А.В. Колчаку.
3
Памятники Отечества. 1988. № 1. С. 150.
4
Историк. 2018. С. 47. № 8.
5
Пушкин А.С. Письма. М., 2006. Т. 3. С. 482.
6
Соленая подкова. Авторский литературно-публицистический альманах Петра Ткаченко. Выпуск пятый. М., 2008. С. 251.
7
Распутин В.Г. Эти двадцать убийственных лет. М., 2016. С. 240.
8
Бушин В. За Родину! За Сталина! М., 2003. С. 7.
9
Бушин В. За Родину! За Сталина! М., 2003. С. 7. Бреэре И. В. Казаки: Исторический очерк: Пер. с фр. – М.: Воениздат, 1992. С. 211.
10
Авторы часто будут обращаться к воспоминаниям Ильи Кирилловича Сафонова – сына родной сестры Анны – Ольги и Кирилла Александровича Смородинского, оба художники, погибшие в ленинградскую блокаду в 1942 г. Другая сестра Анны – Елена Васильевна Сафонова – в 1950 г. усыновила его. Анну Васильевну он впервые увидел в 1946 г. «И с этого момента, – писал он, – она заняла в моей жизни место наравне с Еленой Васильевной, а в каком-то смысле стала для меня главной».