Полная версия
Школьный литературный театр
Татьяна поняла, что Онегин равнодушен, она испугана, взволнована, смущена. Татьяна не говорит ни слова. Онегин берёт её под руку и ведёт к скамье, предлагает ей сесть. Татьяна садится. Поведение Онегина неестественно, наигранно. Он то садится, то встаёт перед Татьяной, то ходит перед ней, ходит за скамьёй, играет с тростью и т. д.
О н е г и н
(весело, но с иронией, беспечно)
Мне ваша искренность мила,
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства.
Но вас хвалить я не хочу.
Я за неё вам отплачу
Признаньем также без искусства.
Примите исповедь мою.
Себя на суд вам отдаю.
(Долгая пауза. Собирается с мыслями, встаёт, прохаживается, философствует).
Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел,
Когда б мне быть отцом, супругом
Приятный жребий повелел,
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, —
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.
Но я не создан для блаженства.
Ему чужда душа моя.
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе не достоин я.
Поверьте, совесть в том порукой,
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас.
Начнёте плакать. Ваши слёзы
Не тронут сердца моего,
А будут лишь бесить его.
Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже,
И днём и вечером одна,
Где скучный муж, ей цену зная,
Судьбу, однако ж, проклиная,
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно ревнив!
(Пауза, вздыхает)
Таков я. И того ль искали
Вы чистой, пламенной душой,
Когда с такою простотой,
С таким умом ко мне писали?
(садится рядом с Татьяной, участливо)
Ужели жребий вам такой
Назначен строгою судьбой?
(Пауза, говорит мечтательно, искренне)
Мечтам и годам нет возврата
(смотрит куда-то вдаль)
Не обновлю души моей.
(очень участливо)
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, ещё нежней.
Послушайте ж меня без гнева:
Сменит не раз младая дева
Мечтами лёгкие мечты.
(смотрит в сторону, мечтательно)
Так деревце свои листы
Меняет с каждою весною.
Так, видно, небом суждено
Полюбите вы снова, но.
Учитесь властвовать собою.
Не всякий вас, как я, поймёт.
К беде неопытность ведёт.
Рассказчик
(появляется)
Так проповедовал Евгений.
Сквозь слёз не видя ничего,
Едва дыша, без возражений,
Татьяна слушала его.
Он подал руку ей. Печально,
Татьяна молча оперлась,
Головкой томною склонясь,
Пошли домой.
Татьяна и Онегин идут к выходу через зрительный зал, уходят. Занавес закрывается, и на сцене готовится обстановка третьей картины.
Рассказчик
(перед занавесом, на авансцене)
Что было следствием свиданья?
Увы, нетрудно угадать!
Любви безумные страданья
Не перестали волновать
Младой души, печали жадной.
Увы, Татьяна увядает,
Бледнеет, гаснет и молчит!
Ничто её не занимает,
Её души не шевелит.
А что ж Онегин?
Прогулки, чтенье, сон глубокий,
Лесная тень, журчанье струй,
Порой белянки черноокой
Младой и свежий поцелуй,
Узде послушный конь ретивый,
Обед довольно прихотливый,
Бутылка светлого вина,
Уединенье, тишина.
Вот жизнь Онегина святая.
П р о ш а
(выбегает на авансцену, играет перед занавесом, говорит)
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
Синея, блещут небеса.
Ещё прозрачные леса,
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют,
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Слышится голос Филипьевны: Проша! Проша! Домой! Слышно пение соловья, под его трели мальчик убегает.
Рассказчик
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы.
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
(пауза)
Онегин, убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Дни мчались.
Грязно тает на улицах разрытый снег.
Куда по нём свой быстрый бег
Стремит Онегин?
Вы заране уж угадали, точно так:
Примчался к ней, своей Татьяне.
(Уходит, небольшая пауза).
В е д у щ и й (Выходит и говорит)
Прошло восемь лет после встречи Татьяны с Онегиным. Татьяна в Москве. Она замужем за генералом Грёминым. Евгению 26 лет. На одном из балов он встречает Татьяну, и теперь в нём вспыхивает чувство искренней любви к ней. Он стремится во что бы то ни стало увидеть её и поговорить (Уходит).
Занавес раскрывается.
Картина третьяНа сцене обстановка богатой московской квартиры. Татьяна сидит у стола, в руках листы – это письма Онегина. Она читает. Войдя, увидев Татьяну, Онегин останавливается. В руках у него розы. Татьяна не сразу замечает Онегина. Вдруг она встаёт, делает шаг навстречу, снова садится и смотрит на Онегина. Он устремляется к ней, Татьяна принимает букет роз, кладёт его на столике. Онегин опускается на колено у ног Татьяны. Во время монолога он берёт руку Татьяны, прижимает к груди.
Рассказчик
Идёт… Дверь отворил он.
Что ж его с такою силой поражает?
Княгиня перед ним одна.
Сидит, не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает
И тихо слёзы льёт рекой,
Опершись на руку щекой.
О, кто б немых её страданий
В сей быстрый миг не прочитал!
Кто прежней Тани, Бедной Тани
Теперь в княгине б не узнал?!
(Онегин у ног Татьяны)
В тоске безумных сожалений
К её ногам упал Евгений.
(Небольшая пауза)
Она вздрогнула и молчит.
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева.
Его больной, угасший взор,
Молящий вид, немой укор, —
Ей внятно всё. Простая дева,
С мечтами, сердцем прежних дней
Теперь опять воскресла в ней.
О н е г и н
(признаётся в любви, продолжая стоять на коленях) Предвижу всё: вас оскорбит Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Случайно вас когда-то встретив,
В вас искру нежности заметив,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу.
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюблёнными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой всё ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть.
Вот блаженство!
Боюсь: в мольбе моей смиренной
Увидит ваш суровый взор
Затеи хитрости презренной.
И слышу гневный ваш укор.
Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать – и разумом всечасно
Смирять волнение в крови.
Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле,
Всё решено: я в вашей воле.
Т а т ь я н а
(останавливает Онегина, высвобождает свою руку)
Довольно. Встаньте. Я должна
Вам объясниться откровенно.
Онегин встаёт, стоит молча. Татьяна проходит вперёд, по направлению к зрителю, останавливается на авансцене. Она задумчива, спокойна, говорит, вспоминая картины встречи в саду восемь лет назад. Весь монолог произносит неторопливо, с паузами.
Т а т ь я н а (говорит задумчиво)
Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
(пауза, смотрит на Онегина)
Сегодня очередь моя.
(ходит, как бы раздумывая, подыскивая слова)
Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас.
И что же? Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? Одну суровость.
Не правда ль, вам была не новость
Смиренной девочки любовь?
И нынче – боже! – стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь…
(пауза)
Но вас я не виню. В тот страшный час
Вы поступили благородно.
Вы были правы предо мной.
Я благодарна всей душой…
Тогда – не правда ли – в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась…
(пауза, смотрит на Онегина, подойдя к нему)
Что ж ныне меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна?
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?
(отходит снова, плачет, смотрит вперёд)
(пауза) Я плачу… (Пауза)
Если вашей Тани
Вы не забыли до сих пор,
То знайте: колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,
Когда б в моей лишь было власти,
Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам и слезам.
К моим младенческим мечтам
Тогда имели вы хоть жалость,
Хоть уважение к летам.
А нынче! Что к моим ногам вас привело?
Какая малость! Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?
(пауза)
А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать. Для бедной Тани
Все были жребии равны.
Я вышла замуж.
(долгая пауза, Татьяна подходит близко к Онегину)
Вы должны,
Я вас прошу меня оставить.
Я знаю: в вашем сердце есть И гордость, и прямая честь.
(пауза долгая, говорит со светлой грустью)
Я вас люблю. К чему лукавить?
Но я другому отдана:
Я буду век ему верна.
Татьяна, взглянув на Онегина, уходит. Онегин во всё время монолога Татьяны следит за каждым её жестом, движением, волнение отражается на его лице. Вступает мелодия. Онегин стоит в задумчивости.
В стороне, на авансцене, появляется рассказчик, Онегин находится на сцене всё время, пока говорит рассказчик.
Рассказчик
Стоит Евгений, как будто громом поражён.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружён!
(Выходит на авансцену)
И здесь героя моего
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго. навсегда. За ним
Довольно мы путём одним
Бродили по свету.
(раскрывает книгу, обращается в зрительный зал)
Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости. Чего бы ты за мной
Здесь не искал в строфах небрежных,
Воспоминаний ли мятежных,
Отдохновенья ль от трудов,
Живых картин, иль острых слов,
Иль грамматических ошибок,
Дай бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, хоть крупицу мог найти.
Засим расстанемся. Прости.
Рассказчик кланяется зрителям.
На сцену выходят ведущий и все исполнители спектакля. Выстраиваются в ряд, Татьяна и Онегин в центре.
В е д у щ и й
Вы смотрели спектакль «Евгений Онегин» в исполнении артистов нашего школьного театра, любителей русского языка и литературы. Спектакль подготовлен по 3-й, 4-й, 7-й и 8-й главам романа Александра Сергеевича Пушкина. Благодарим за внимание!
Все артисты кланяются
Занавес закрывается
Памятка для руководителяРассказчиком в спектакле (как и в романе) выступает сам автор. Он постоянно беседует со зрителем, ведёт живой диалог в тёплой компании со всеми зрителями. Поэтому особенно хорошо нужно показать эту близость рассказчика к зрителю. Здесь нужна хорошая импровизация, хорошая игра исполнителя роли Рассказчика, чтобы не получилось обычное, простое чтение текста. Исполнителю роли Рассказчика нужно найти живые интонации, выразительные жесты и чувства. Он поясняет всё, что происходит, обращает внимание зрителей на время, на события, на чувства героев и даёт им оценку.
Первая картинаБольшая комната в доме Лариных. Исполнители должны помнить, что правые кулисы (от зрителей) – это половина Татьяны, а левые кулисы – это половина няни и её внука Проши. Зритель видит только эту большую комнату, где и будет происходить действие.
В глубине длинная деревянная скамья. Няня, её внук – мальчик Проша, пяти лет, – и дворовые девушки заняты вечерней работой. Небольшой круглый стол, у стола диванчик. Край дивана выдвинут из-за стола к середине сцены так, чтобы няня и Татьяна во время разговора были хорошо видны зрителю. На заднем плане окно с занавесью. Артистам и постановщикам спектакля следует пофантазировать над оформлением и костюмами, полезно просмотреть разные издания романа «Евгений Онегин» и иллюстрации к нему.
Спектакль начинается народной песней «Ах ты, ноченька» (два варианта песни прилагаются). Поют няня и все девушки. Для выразительности этой сцены хорошо выделить голоса няни и одной-двух девушек. Если исполнители окажутся не поющими, следует подготовить запись профессионального пения и подпевать на сцене.
Филипьевна и мальчик Проша перематывают клубки ниток. Иногда клубок падает с колен Филипьевны, мальчик бежит за покатившимся клубком, возвращается, играя с ним.
Пока звучит песня, дворовые девушки заняты каждая своей работой: вышивают, убирают комнату, выходят и входят с разными вещами в руках. Выразительность сцене придадут искусное исполнение песни, действия и мимика, жесты девушек, игровые моменты, игривость мальчика.
Рассказчик может выходить из-за кулис или подниматься на сцену из зала, может постоянно сидеть за маленьким столиком в углу на авансцене, наблюдая за происходящим.
Сцена написания письма должна быть сыграна так, чтобы зритель понял душевное состояние Татьяны, как рождается письмо к Онегину. Она ходит, временами садится, чтобы записать мысли. Нужно искусно обыграть текст письма, не читать его наизусть, а сочинять, как будто он рождается сейчас, в эти минуты откровения. Это центральная и важная сцена первой части спектакля. Душевные переживания и чувства, которые охватывают Татьяну, потребуют то убыстрения ритма этой сцены, то замедления, даже пауз.
Вторая картинаВстреча Татьяны и Онегина в саду. В это время занавес раскрыт, и зрителю видна прежняя обстановка первой картины.
В зрительном зале, перед сценой, ещё до начала спектакля устанавливается декорация: садовая скамья, кусты, деревья. Кусты и деревья могут быть выполнены художником на картоне или фанере. Таким образом, действие происходит непосредственно в зрительном зале, перед сценой.
Скамью необходимо расположить у авансцены, по центру зала, среди кустов, но так, чтобы позади скамьи и перед нею оставалось свободное место для танца девушек. Для танца лучше использовать музыку Чайковского и слова «Девицы- красавицы…» из оперы «Евгений Онегин». В танце девушки условно изображают сбор ягод в саду, для этого в руках каждой девушки лукошко.
Чтобы показать взволнованное ожидание Татьяной Онегина, исполнительнице следует бежать через зрительный зал в сад. Это создаст нужный эффект.
В волнении, запыхавшись, Татьяна опускается на скамью. Онегин медленно проходит через зрительный зал, подходит к Татьяне в тот момент, когда дворовые девушки покинут сад: они в танце убегают одна за другой. Вся музыка Чайковского должна прозвучать полностью, без сокращений, и столько же времени должен длиться танец. Это хорошо украсит спектакль.
Девушки, убежав, собирают ягоды в другом месте, далеко в саду, оставив Татьяну и Онегина, поэтому некоторое время музыка звучит в отдалении, затем постепенно стихает. Начинается монолог Онегина, во время которого Онегин несколько раз ходит вокруг скамьи, между кустами, то садится рядом с Татьяной, то снова встаёт. После ухода Татьяны и Онегина, занавес закрывается, и на сцене готовится обстановка для третьей картины.
Картина третьяКомната в богатом доме генерала Грёмина, мужа Татьяны, в Москве. Отдельными элементами следует показать, что это богатый дом. Для этого можно переставить мебель, добавить какие-либо украшения, красивую портьеру, обозначив входную дверь, поставить круглый стол, покрытый ажурной скатертью, на столе туалетные принадлежности, букет цветов, а рядом красивой формы стул.
Татьяна сидит у стола. Онегин, войдя, останавливается, стоит молча. Монологи Татьяны и Онегина необходимо разбить на психологические паузы, уделить внимание интонациям, выразительным взглядами и жестам.
Эпизод игры подростка Проши (ему 13 лет) украсит спектакль. Хорошо использовать весёлую народную мелодию, как будто кто-то далеко играет на свирели. На фоне этой музыки на авансцену выбегает Проша со змеем. Он собирается запустить змея, бегает по всей авансцене слева направо, при этом радостно читает стихи, приветствуя весну. Нужно показать беззаботность крестьянского мальчика, радующегося наступающей весне. Его игра со змеем – это своеобразный танец. Всё это усилит художественный образ спектакля.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И. С. ТургеневРоссия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё обойтись не может. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без неё обходится.
И. С. Тургенев, роман «Рудин»В моих глазах враг этот… был крепостное право.
Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться…
Это была моя Аннибалова клятва.
И. С. ТургеневИ. С. Тургенев
(1818–1883)
Бежин луг. Первая любовь. Рудин. Отцы и дети. Ася.
Инсценировки по произведениям И. С. Тургенева для школьного театра
Бежин луг
Действующие лица:Ведущий спектакля.
Охотник-рассказчик от лица автора.
Крестьянские мальчики:
Федя, 14 лет.
Павел, 13 лет.
Илюша, 12 лет.
Костя,10 лет.
Ваня, 7 лет.
В е д у щ и й (перед занавесом)
Добрый вечер! Выступает наш школьный театр! Иван Сергеевич Тургенев, «Бежин луг»! Инсценировка по рассказу. Действующие лица и исполнители (называет всех действующих лиц, фамилии и имена исполнителей). Действие происходит в середине XIX в.
(занавес раскрывается)
На лугу, возле леса, в ночном, у костра, расположились крестьянские мальчики: Павел, Федя, Илюша, Костя и Ваня. Самому старшему из них, Феде, 14 лет, а самому младшему, Ване, 7 лет. Мальчики стерегут лошадей, у костра рассказывают страшные истории. На поляну приходит заблудившийся охотник и располагается неподалёку от мальчиков. Душный июльский день сменился ночной прохладой. Действие происходит в центральной России, в родных местах Ивана Сергеевича Тургенева.
О х о т н и к
(идёт через зрительный зал, останавливается)
Был прекрасный июльский день. С самого раннего утра небо ясно. Утренняя заря не пылает пожаром, а разливается кротким румянцем. Солнце не огнистое, не раскалённое, не багровое, но светлое и приветливо лучезарное. Я охотился за тетеревами, нашёл и настрелял много дичи. Вечерняя заря погасла. В воздухе начали густеть и разливаться холодные тени. Я решился вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я длинную площадь кустов, взобрался на холм и увидал совершенно другие, мне неизвестные места.
Эге! Да это я совсем не туда попал! Я слишком забрал вправо! Да где же это я? Э-э! Да это Синдеевская роща… как это я сюда зашёл? Странно! Я всё шёл и уже собирался прилечь где-нибудь до утра, как вдруг увидал огромную равнину. В углу, возле реки, под самой кручею холма, красным пламенем горели и дымились два огонька. Вокруг них копошились люди. Я узнал, наконец, куда зашёл. Этот луг славился в наших околотках под названием Бежина луга.
(поднимается на сцену, останавливается, рассказывает)
Я решился подойти к огонькам и дождаться зари. Две большие собаки со злобным лаем бросились на меня. Здесь были крестьянские ребятишки из соседних деревень, они стерегли табун. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков.
Я видел, как, сидя без шапок, в старых полушубках, мчатся они с весёлым гиканьем и криком, болтая ногами и руками, высоко подпрыгивают, звонко хохочут, и далеко разносится дружный топот… Лошади бегут, навострив уши.
(на сцене картина летней июльской ночи у реки на поляне, возле леса. Охотник идёт к мальчикам. Слышится лай собак. Над костром небольшой котёльчик)
О х о т н и к
(детям)
Заблудился я! Добрый вечер!
Голоса мальчиков
Добрый вечер! Откуда вы будете?
О х о т н и к
И з Лутовинова…
(располагается под кустом недалеко от мальчиков, говорит, обращаясь к зрителям)
Я прилёг и стал глядеть кругом. Картина была чудесная! А всего мальчиков было пять: Федя, Павел, Илюша, Костя и Ваня Небольшой котёльчик висел над одним из огней. В нём варились картошки.
П а в е л
(рассказывает)
за тёплыми морями.
Ф е д я
(Илюше)
Ну, и что ж ты, так и видел домового?
И л ю ш а
Нет, я его не видел, да его и видеть нельзя. А слушал… Да и не я один.
П а в е л
А он у вас, где водится?
И л ю ш а
В старой рольне.
П а в е л
А разве вы на фабрику ходите?
И л ю ш а
Как же, ходим. Мы с братом, с Авдюшкой, там работаем.
П а в е л
Вишь ты… фабричные!
Ф е д я
Ну, так как же ты его слышал?
И л ю ш а
(рассказывает с мимикой и жестами)
А вот как. Пришлось нам с Авдюшкой, да с Фёдором Михеевским, да с Ивашкой Косым, да с другим Ивашкой, что с Красных Холмов, да ещё с Ивашкой Сухоруковым, всех нас было ребяток пять, пришлось нам в рольне заночевать. Назаров, надсмотрщик, запретил домой идти. Вот мы и остались. Лежим все вместе. И зачал Авдюшка говорить: «Что, ребята, ну как домовой придёт?» И не успел он, Авдей-то, проговорить, как вдруг кто-то над головами у нас и заходил. Слышим мы: ходит, доски под ним так и гнутся, так и трещат. Вот прошёл он через наши головы. Вода вдруг по колесу как зашумит, зашумит. Застучит, застучит колесо, завертится. Дивимся мы: кто же поднял заставки-то, что вода пошла…
Однако колесо повертелось, повертелось да и стало. Пошёл тот опять к двери, да и по лестнице спускаться стал.
Этак спущается и не торопится… Ступеньки под ним так и стонут. Ну, подошёл к нашей двери, подождал, подождал – дверь вдруг так вся и распахнулась. (возгласами и мимикой показывают, что им страшно).
Всполохнулись мы, смотрим – ничего. Вдруг – глядь, у одного чана форма зашевелилась, поднялась, окунулась, походила, походила этак по воздуху, словно её кто-то полоскал, да и опять на место. А потом у другого чана крюк снялся с гвоздя, да и опять на гвоздь. Потом будто кто-то к двери пошёл да вдруг как закашляет, заперхает, словно овца какая, да зычно так… Мы все ворохом и свалились, друг на дружку полезли (сдержанно смеются). Уж как мы напужались о ту пору…(смеются)
П а в е л
Вишь как! Чего он раскашлялся?
И л ю ш а
Не знаю, может, от сырости.
Ф е д я
(неожиданно)
А что – картошки сварились?
(смотрит в котелок)
П а в е л
(пробует в котелке)
Нет, ещё сыры (пауза, молчание. Раздаётся всплеск в реке, все оглядываются в сторону леса и реки) Вишь, плеснула… Должно быть, щука (молчание)