Полная версия
Время выбирать камни драгоценные
Время выбирать камни драгоценные
Юлия Сергеевна Плевако
© Юлия Сергеевна Плевако, 2023
ISBN 978-5-0053-5683-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Плевако, Юлия.
ВРЕМЯ ВЫБИРАТЬ КАМНИ ДРАГОЦЕННЫЕ. / Автор-составитель Ю. Плевако.
Книга – помощник для: любителя ювелирных камней и минералов, покупателя, эксперта-продавца ювелирного магазина, ценителя ювелирных предметов. С ее помощью откроем неожиданную связь драгоценных камней с Рождеством. Также сможем составить интересные планы для путешествий и поездок по местам, связанным с христианством и благородными камнями, рожденными в этих местах. Это пособие по выбору редких и интересных камней также поможет лучше узнать камень в контексте культуры.
Вместе сможем найти идею для построения личной простой системы коллекционирования/собирания. Найдем основание для формирования Рождественской коллекции, в том числе с перспективой ее купли-продажи. И попробуем улучшить свое настроение для встречи праздников. (Ред.3)
Электронное издание с 2021
Оформление обложки Юлия Плевако, изображения для обложки предоставлены частным Ювелирным Салоном «Изумруд» (с 1994, Смоленск)
Подписано в печать – с апреля 2021
Печатается с 2023 в Ред.3.
Без научной редакции
Формат А5
Предисловие
Сейчас мы развернем карту замечательных мест перед собою. На той карте отмечены контуры границ разных земель, и изображения крепостей. Нас не испугают заброшенные руины и мы отправимся в воображаемое путешествие, держа в руках карту, высеченную природой на Бастионном Агате. Такую карту дано иметь не каждому. Мы побываем в Римской Империи в 1 в н.э., ведомые Путеводной Звездой, отметившей собою Звездчатый Сапфир. Посетим Афганистан с его месторождением лучшего в мире Лазурита. Полюбуемся в Москве «голубцом» – цветом «Троицы» Рублева. Прикоснемся к тайнам Рождественского Ангела через Байкальский Серафинит. Перенесемся в Ирак на роковой пир Валтасара и вернемся в Ильменские горы на месторождение Еврейского камня с начертанными кем-то загадочными письменами для нас. Пройдем путь Святого Якова и найдем в Испании чудесный камень Хиастолит с природным крестом в нем. Снова отправимся в Древний мир в Месопотамию и взглянем на «снег», которому минуло 9 тысяч лет, через Снежный Обсидиан. Обогреемся у камина из Стеатита в Финляндии. Побродим на Волынском месторождении Топаза в Украине в Житомирской области и перенесемся на остров в Красном море в века Плиния Старшего. Побываем в Греческом храме, поклонимся иконе с изображением Небесного города, украшенного Божественными драгоценными камнями иного мира. В Базеле в Швейцарии поприсутствуем на крестинах ребенка и прикоснемся к крестильному камню, вспоминая и о своем крещении. После столь увлекательного путешествия, чтобы снять дневную усталость, мы пригубим красного гранатового вина в Черногории и послушаем легенду о Гранате-камне. Фонарь, подобно уголькам камина или сиянию Антракса, мягко осветит путь. На улице взойдет Луна и ее сияние вольется в комнату, в этот миг Адуляр наполнится молочно-голубым светом, но мы предупреждены об этом его полнолунном свойстве, потому почувствуем легкое присутствие такого реального волшебства в своем домашнем мире. Мы усядемся удобнее у камина, теперь уже дома, плечи укроем мягким пледом, дочитаем до последней страницы книгу… а за окном начнется снег и зима порадует нас своим реальным присутствием. Теперь станем ждать Святки и готовиться к Рождеству…. Когда впечатления от прочитанного уложатся, то, через пару дней, отправимся на запланированную прогулку в местные городские минералогические сокровищницы и ювелирные магазины. Нужно обязательно провести личное знакомство с легендарными минералами! Так вперед – отыщем и выберем экземпляры для себя!
Часть I. Камни, которые удивляют: Рождественская Ювелирная Коллекция
Рождественская Ювелирная Коллекция
Камни по заданной Рождественской тематике предлагаются довольно редкие, но это не значит, что по аналогии невозможно расширить или видоизменить состав коллекции. Если вы захотите продолжить начатое в этой книге исследование, – пожалуйста, продолжайте традицию далее. Не забывайте ссылаться на авторов. Создавайте Рождественские коллекции и придерживайтесь Метода. О Методе далее узнаем.
История 1. Снежный Обсидиан. Гимн метелям
Рождество всегда начинается с мысли о снеге. Белое Рождество – извечная классика. Зима показывает нам красоту через ахроматический фильтр, словно черно-белый фильм. Снег в восприятии современного человека – связующий элемент между землей – небом (пресловутый круговорот в природе). Небеса ассоциируются со снегами. Снежной пустыней мы называем заоблачную высь, видимую в иллюминатор самолета. Начало новой части жизни символизирует увиденный плотный первый сплошной снежный покров. Визуализированный знак: «заметается» след прошлого («заметает зима, заметает все, что было до тебя» – как в известной русскоязычной песне) и открывается белая страница, на которой человек напишет нечто новое. Первые дни Нового Года имеют частое сравнение с белыми листами некой особой книги жизни, эта книга рассказывает про сотню лет, а новые года отделяют одну главу от другой: узнанное от неизвестного. А в Крещенский Сочельник в начале года, согласно суеверью, в полночь снег падает с небес освященный, «святой»; святая вода, но освященная душами священнослужителей, которые служат в «ином» мире, их «книги» уже написаны и отправлены во вселенскую библиотеку. Чистота и белизна первого в Новом Году снега вызывает искренний восторг, подъем настроения, ощущение вселенского единства.
В Ювелирном мире известен замечательный камень – Снежный Обсидиан. Историю Снежного Обсидиана мы начинаем именно с ассоциации с вселенским единством. Снежные крупные хлопья белого Рождественского или Крещенского снега навечно застыли в сердце этого камня, и, запечатлев самый приятный момент времени, остановили переходное мгновение на его вершине раскрытия («Остановись мгновенье, ты прекрасно!» – Помните у Гете?). В камне отразилась зимняя символика. Сочетание белого, серого, черного цветов характерны для зимней поры для обширных регионов с умеренно-континентальным климатом. Зима показывает нам природную красоту через ахроматический фильтр. Существуют в Ювелирной сфере тоже камни вовсе не цветные, но прославленные своей особой привлекательностью, среди них есть место и Снежному Обсидиану.
Снежинки, соцветия снежинок, снежные комья… но как они попали туда – внутрь камня? На этот вопрос существует научный ответ. Созерцание рисунка этого минерала, подобно созерцанию природного пейзажа, помогает сконцентрироваться, унимает тревожность, и доставляет удовольствие. Далее, учитывая роль созерцания как практики, вы поймете в «Легенде» почему именно этот камень показывали малым детям.
Наука.
Что же говорит наука о том, как внутри камня появляются снежинки? Темное вулканическое стекло, которое есть – обсидиан, обтекает и застывает, запечатывая белый кристобалит. В пустотах вулканических пород находятся белые минералы высокой твердости 7,5 (по Моосу), непрозрачные со стеклянным блеском. Это кристобалиты – модификация кварца. Белые сферические структуры их состоят из мелких кристаллов. Затем кристаллики раскрываются и упорядочиваются таким образом, что превращаются в снежинки. Тем временем обсидиан обтекает и позже застывает, запечатывая белый кристобалит внутри. Так внутри черного и серого обсидиана возникает описываемый эффект. То есть Снежный Обсидиан формировался из двух порций минералов, имеющих разную скорость окаменения: белого и черного.
Если обсидиан коричневого цвета, тогда говорят, что перед нами уже не «Снежный», а «Арахисовый Обсидиан» (по одной из версий), в народе он называется – «Леопардовый Обсидиан». Есть у Снежного Обсидиана и противоположность – это пестрая Яшма «Далматин», у такой Яшмы: на белом фоне черные пятна, словно окрас шкуры далматинца.
Ценность.
Какие народы более всего ценят этот Ювелирный камень исторически? Выделяются немцы. «Снежный Обсидиан» оценивают очень высоко в Германии, по классификации он стоит близко к драгоценным камням второго порядка.
В России популярность Снежный Обсидиан приобрел благодаря Карлу Фаберже, его очень крупная ювелирная фирма впервые обратила внимание зрителя на естественную красоту узора минерала. Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге и прожил здесь всю жизнь (исключая несколько лет старости), его отец Густав из немецкой семьи причем французских корней и жил он в Эстонии (являвшейся частью Российской Империи), а мать – датчанка по происхождению. Сам Карл обучался в Дрездене и Франкфурте ювелирному мастерству, реставрировал ценности в «Эрмитаже». В 24 года Карл взял в свои руки небольшую ювелирную компанию отца. Вскоре компания выросла до 300 сотрудников и появилось знаменитое большое здание Дома Фаберже в Санкт-Петербурге. Много скандинавских (Финляндия входила в состав Российской Империи тогда) мастеров работало в этой фирме. Знать Петербурга восхищалась творениями этой фирмы. Изделия от Фаберже ценила Императорская семья, их брали в качестве представительских подарков в международные поездки. Затем началась мировая слава. Через искусство Дома Фаберже в России влюбились и в этот недорогой, но ценный, камень.
Что касается Снежного Обсидиана, то мы можем говорить о том, что понимание ценности этого камня пришло из традиций Германии (Дрезден) к нам, а в Германию – от Рима. Далее через художественное переосмысление Снежный Обсидиан занял свое место и в Русской ювелирной традиции. Сейчас его с удовольствием демонстрируют модные ювелирные компании. Причем появились даже подделки, хотя камень недорого стоит натуральный. Есть много торговых предложений: готовую пару украшений с этим камнем можно прибрести в серебряной оправе, в оправе из мельхиора, в виде ожерелья, чокера, мужского браслета, колье, браслета в сочетании с кожей черного цвета, четок, браслета для часов; в составе изделий хэнд-мэйд, например, с декором из меха цвета черно-бурой лисы вокруг центрального камня. Как правило, оправа довольно проста и геометризирована, ведь рисунок камня – хаотичный. Подбирая пару к Снежному Обсидиану, обратите внимание на черно-розовые разновидности Родонита, где розовый цвет имеет малиновый и холодный оттенок.
Но достойный Снежный Обсидиан, такой, чтобы снежинки были как можно яснее очерчены на черном фоне, попадается крайне редко. Встретив такой четкий узор, можно быть уверенным, что вы видели камень редкой красоты.
Легенда.
Легенда этого камня неотделима от легенды Обсидиана всех его разновидностей. Важно заметить одну вещь: самые ранние изделия из Обсидиана найдены исследователями в Месопотамии (Месопотамия – это Междуречье рек Тигр и Евфрат, одна из древнейших цивилизаций в Мире). Возраст находок из Обсидиана превышает 9 тысяч лет, ранние изделия – это наконечники стрел, орудия, режущие предметы. Это подчеркивает, во-первых, интернациональную значимость минерала, во-вторых, это один из древнейших камней, признанных драгоценным (дорого ценным) за свои удобные и полезные для изготовления изделий качества. Стекло еще не было изобретено, но в стекле уже была потребность у людей, и потому Обсидиан был на основных позициях везде, где требовалось. Камень очень гладкий (если его хорошо обработать, то поверхность может быть зеркальной), и из него можно делать весьма прочные острые предметы.
По легенде Снежный Обсидиан подвешивали в колыбель, чтобы ребенок привыкал не бояться темноты вечерами без электрического освещения, пока мама занималась неподалеку домашними делами. Черное далеко не всегда имеет в себе драму.
Дополнительная литература.
Подробнее про Обсидиан и его видах следует читать в книгах и источниках: 1) Барсанов Г. П., Потапова Л.И, Яковлева М. И. О пестром обсидиане Джрабер – Фонтанского м-ния (Армянская СССР). // Барсанов Г. П. Драгоценные и цветные камни. М.: «Наука», 1980, с. 60—75. 2) Джаспер Стоун. Все о драгоценных камнях. – Вильнюс., UAB, «Bestiary», 2012. – с. 104—105.
Психология цвета.
Максимально выражены крайности: сквозь роскошь черного пробивается скромность белого, грешный черный рождает чистоту белого, покровительство черного оберегает открытость белого. Гармония абсолютных противоположностей. Надежда сквозь безнадежность. Радость, побеждающая негативную эмоцию. Сочетание черного и белого является очень контрастным и резким.
Психолого-эмоциональное восприятие черного цвета – элегантность, печаль или торжественность, грех или достоинство, нередко драматичность, защита, эксклюзив, нередко сила и часто роскошь. В православном христианстве черные одежды символизируют время покаяния и напоминают об отречении от мирской суеты, и эти одежды носятся в период ожидания Рождества, то есть в предрождественский пост. В миру, в светской жизни мы можем носить в предрождественскую пору Снежный Обсидиан. Сквозь сплошной черный фон прорывается белоснежный кристалл – это намек на веру в хорошее ближайшее будущее. Психолого-эмоциональное восприятие белого цвета: легкость, чистота, гармония, самоотдача, открытость, единство, ученость, мудрость, скромность или истинное величие. Например, в Рождество Христово православные священнослужители облачаются именно в белые облачения, и это подчеркивает особую значимость символизма белого цвета. Белый – символ нерукотворного света, белый – это единство всех цветов радуги в одном.
Литературная Аналогия.
Литературная Метафора. Это снежный камень, камень природной стихии. В этом камне будто в метель небо сливается с землей. В этот момент судьба перетасовывает заново события, которые по случайности складывались неверно. Во внешнем ощущении хаоса наступает в результате гармония. Помните, «Метель»? У Пушкина в метель героиня тайно венчается в церкви не с тем женихом. Жених, сделавший тайное предложение, попадает в ловушку метели и сбивается с пути. Между тем, суженый женится на девушке, заменив собой неподходящего реального жениха. Видимый беспорядок вещей выстраивается в порядок событий, предначертанных судьбой. Вот зачем нужны сильные метели и хаос в жизни. После того, как круговерть заканчивается, все меняется местами, и воцаряется гармония. У Пушкина в «Метели» так и происходит: незнакомец, за которого героиня вышла замуж удивительным образом вновь появляется в ее жизни.
Значение метафорическое: человек может абсолютно довериться судьбе, не бояться внешнего хаоса. В качестве напоминания об этой мысли можно носить Снежный Обсидиан. Чтобы не грустить, и напрасно не сокрушаться о судьбе, носим Снежный Обсидиан.
Все, кто любит зиму, могут вспоминать об этом времени года в любой сезон – стоит лишь заиметь собственные «снежинки» и хранить неподалеку в шкатулке.
Опорные слова.
Кристобалит, вулканическое стекло, снег, 9 тысяч лет, Месопотамия, Германия, Фаберже, единство.
Выбирайте Снежный Обсидиан, если комплексный рассказ о настроении этого камня вам откликается. Он подходит именно вам.
История 2. Звездчатый Сапфир. Под покровом Небес
История (описание).
Драгоценный камень похож на кусочек неба, словно зачерпнутый чьей-то волшебной силой с ночного иссиня – черного небосвода вместе со светло – золотистой звездой.
Путеводная звезда.
Во времена до изобретения навигационных средств, отправляясь в дальние края по морю, чтобы не заблудиться отмечали на небе конкретную звезду и следили, чтобы она всегда находилась под определенным углом к путешественнику. Говоря иначе, «держались» своей звезды, прокладывая новый для себя путь. Дорога – это нечто общее для всех, а путь – уникален у каждого. Вскоре заметили тот факт, что по одной дороге можно пройти с разным успехом, если это разные люди и разные обстоятельства, не говоря уже о том, что миг времени иногда имеет решающее значение для успеха. Так буквальное значение окрасилось философским смыслом. А вскоре и вовсе выражение «следовать за путеводной звездой» разъединилось с первоначальным буквальным смыслом. У мореплавателей до сих пор Полярная Звезда является путеводной при определенных обстоятельствах. Известные науке небесные звезды могут служить в качестве путеводителей, благодаря своему стабильному положению на небе.
Рождественская путеводная звезда волхвам показывала путь несколько иначе, точнее, совершенно по-другому, она то сама шла, то останавливалась, то озаряла мощным светом. Тем не менее, та звезда являлась путеводною для волхвов (избранных для познания тайны будущего).
Легенда.
Оказывается звезды появляются не только в небе. Удивительно явление звезды в камне. Лишь несколько камней могут похвастаться способностью являть в себе звезду. Среди них – Звездчатый Сапфир. Происхождение звезды в камне объясняется такой историей: она, действительно, упала с неба. В начале времен выражение «под защитой небес», «под покровом небес» не было метафорой, потому что существовало каменное небо. Это небо служило первичной защитой людям и охраной божественного миропорядка на земле. Затем небо было насильственно расколото злом, и зло вторглось на благословенную землю. Осколками просыпалось на землю разбитое небо – покров. Эти осколки есть самоцветы. Каждый самоцветный камень есть часть божественной силы, защищающей людей от зла. Однако всеобъемлющего покрова больше не существует. Эту легенду рассказывают не только христиане. Небо сыпалось до самой поздней ночи – и потому вместе с синевой упали и некоторые звезды.
На фоне такого разговора, пора сделать обобщение: для тех людей, кому тема «поиска своего пути», и «покровительства в пути» близка, в качестве талисмана подходит украшение со Звездчатым Сапфиром. Талисман – это посвящение Тому, Кто будет всегда заботиться о вашем благополучии в пути, напоминание о незримом присутствии добра. Талисман – не амулет, не оберег, а посвящение кому-либо и чему-либо, напоминание о чем-то священном, существенном. Например, напоминание о Небесном Городе, или Небесном покрове. Есть понятие в ювелирной сфере «Звездчатый сапфир» – кабошон (то есть гладкий без граней) с шестилучевым сиянием. На синем фоне камня четко видны три серебристые, пересекающиеся в центре линии, они символизируют три основополагающих силы жизни – веру, надежду и любовь. Метафорическое значение: Звездчатый Сапфир – вера, надежда, любовь, и Небесный покров (сам синий фон камня).
Наука.
В сказочных легендах о камнях присутствует иносказательность, то есть замаскированная от всеобщего понимания истина, известная и интересная только посвященным. Разберем рациональное объяснение происхождения звезды в камне.
Кабошон – это основной вид гладкой шлифовки камня, отсутствие граней в нем позволяет полностью рассмотреть и оценить естественную красоту и рисунок камня.
В Сапфирах часто присутствует «шёлк» – включения рутила, придающие камню мутноватый, матовый привлекательный вид. Когда «шёлковые» включения в Сапфире достигают достаточной плотности, в камне может возникнуть оптическое явление – астеризм: при попадании прямого света внутри камня видны очертания звезды. Из-за особенностей кристаллической структуры Сапфира у этой звезды почти всегда 6 лучей.
Четкость и размер звезды в Сапфире зависит от качества и количества игольчатых включений рутила. Сияющая звезда тем ярче, чем плотнее и длиннее включения рутила. При поворачивании камня звезда тоже «движется», а камень наполнен внутренним свечением. Ощущения от этого оптического явления просто волшебные, как раз подходящие под общерождественские.
Ценность.
Как правило, большинство Сапфиров имеют включения (и это не рутил), а камни высокой степени чистоты встречаются довольно редко, потому и ценятся очень высоко. За счет некоторых включений Сапфиры могут быть еще дороже, например, Кашмирские сапфиры, которые приобретают бархатистость и оттенок благодаря мельчайшим включениям, или упомянутые нами Звездчатые. Это Сапфировая элита.
Включения бывают и иные (негативные), которые влияют на прочность камня, очень сильно сказываются на цене, значительно ее уменьшая. Но при этом всегда включения доказывают природное происхождение камня, хотя в продажу такие камни поступают редко и используются для изготовления других полезных вещей из сапфира (например, инструмента, а не украшений).
Первая звезда Рождества.
«Святочный» период – это время «от Звезды до Воды» (от первой звезды в канун Рождества до Крещенского освящения вод). Пусть «Святки» начнутся со вполне осязаемой неисчезающей звезды в Звездчатом Сапфире! И пусть праздничное волшебное настроение сохранится надолго.
Образ Звезды неотделим от праздника Рождества. Во-первых, следуя за путеводной звездой, волхвы достигли Вифлеема. Во-вторых, пастухи по указанию Звезды явились поклониться Новорожденному в пещеру. В-третьих, Вифлеемская – это восьмиконечная звезда, изображаемая часто в иконописи рядом с Матерью – Марией. Какова была природа настоящей Рождественской Звезды на самом деле – это загадка. Поэтому, люди сейчас разделились на приверженцев рационального объяснения и приверженцев иррационального объяснения происхождения Звезды. В контексте нашей с вами настоящей беседы это совершенно не имеет значения, ибо нас интересует только факт наличия Звезды, как яркий символ Рождества. Именно поэтому, обсуждается возможность в качестве Рождественского подарка рассматривать редчайшую разновидность драгоценного камня, именуемого Сапфир Звездчатый, иначе Звездовик, иначе Астерикс. Звезда в этом камне тоже, как и Рождественская звезда, выглядит загадочно, будоражит внимание, может иметь от 6 до 12 лучей. Найти камень более, чем с шестью лучами – большая удача для покупателя. Встретить в продаже черный Звездчатый Сапфир с золотой звездой внутри – уникальное явление.
Обыграть такой подарок можно весьма душевно. Это, скорее всего, не будет противоречить христианским правилам и строгим канонам. Отбрасываем мысль о силе камня как оберега, суеверие относительно усиления свойств у камня подаренного. Ювелирный подарок не будет вызывать прямую ассоциацию с религией, как это бывает, когда в подарок предназначается образок, икона. Но символический смысл подарка будет вам известен и связан с праздником.
На самом деле, таких необычных явлений, как астеризм в камне, в природе весьма ограниченное количество. Почти все камни не имеют потенциальной возможности явить астеризм. В этом, соответственно, и заключается уникальность, и как результат – ценность.
Дополнительная литература.
Широко описан этот драгоценный камень в литературе с древнейших времен, воздержимся от конкретных рекомендаций. Все книги о драгоценных камнях и минералах упоминают об этом камне.
Психология цвета.
Глубокий сапфировый синий – цвет умиротворения. При хорошем освещении он кажется более ярким, в вечернее время – более спокойным, словно умиротворение. Цвет с явными чертами благородства, элегантности, королевской роскоши. К тому же, он сочетается с любым другим цветом, со всеми цветотипами внешности.
Литературная Аналогия.
(/Литературная метафора).
«Существует много видов драгоценных камней: есть звездчатые… либо с золотыми вкраплениями, которые рассматриваются как священные» – Плиний Старший «Естественная История». «Повсеместно существовало довольно развернутое представление о Млечном Пути. Во Владимирской губернии его считали дорогой в Крым, а у украинцев – путем из Москвы в Иерусалим. Согласно поверьям, тот, кто идет в Иерусалим, должен для себя избрать указателем Млечный Путь и тогда никогда не собьется с дороги. В Иерусалиме же Млечный Путь кончается. По народным представлениям, звезды неразрывно связаны с человеческими судьбами. Звезд на небе столько, сколько людей на земле. С рождением человека «зажигается» звезда; она растет вместе с ним, а затем падает на землю или гаснет, когда он умирает. Если звезда человека «сильная», то он справляется со всеми своими бедами, а если «слабая» – то ему очень трудно в жизни. С этими представлениями связано народное понятие «родиться под счастливой звездой» – цитата из книги [c.11] Мадлевская Е. Л. Русская мифология. Энциклопедия. // Online-knigi.com2018, URL https://online-knigi.com/page/121169?page=11 (Дата обращения 24.10.2021)
Много лет подряд на открыточных снимках, в женских сериалах, в любовных романах повторяется один и тот же момент: женщина счастливо улыбается, в то время как мужчина застегивает на изящной шее любимой только что подаренное колье. Не имеет значения материальная ценность подарка. Но о таком моменте мечтает каждая женщина. Именно в виде шейного украшения Звездчатый Сапфир краше всего смотрится. Звезда передвигается при каждой перемене положения относительно света, и взгляд невольно следит за этой звездой.