Полная версия
Полилог в детско-юношеской поэзии
Полилог в детско-юношеской поэзии
Надежда Александровна Эверт
Редактор Нелли Алексеевна Агафонова
© Надежда Александровна Эверт, 2021
ISBN 978-5-0053-5372-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Рекомендация
Президиум Международной академии русской словесности им. А. С. Пушкина рекомендует к публикации книгу Надежды Эверт «Полилог в детско-юношеской поэзии».
Разработанный Н. А. Эверт литературный жанр «Полилог в детско-юношеской поэзии» отличается новизной и, на наш взгляд, весьма актуален и своевременен. Следует согласиться с автором, что ценность его очевидна, так как в условиях всё возрастающего темпа развития общества и расширения возможностей средств массовой информации появляется настоятельная потребность человека в осмыслении жизненных реалий и себя как субъекта деятельности. Полагаем, что именно полилог будет содействовать этому в полной мере.
Содержание поэтических сборников, написанных в рамках названного жанра и с присущей автору силой поэтики повествования, отражает образ времени, его насущные проблемы. Автор убедительно говорит о необходимости сегодня, с позиций 21-го века использования инновационных диалогических способов общения в контексте выстраивания отношений с взрослеющим человеком. Обсуждение многими одной проблемы, по справедливому утверждению Н. Эверт, априори ведёт к размышлению и заставляет каждого задуматься о Главном.
Предложенный ею стиль поэтического повествования, представляет собой «неформат». Его отличает оригинальность и новизна, что вызывает неподдельный интересу читателей.
Книга, несомненно, полезна, а стихи, пронизанные лиризмом, нравственным и философским содержанием, несут высокий поэтический и воспитательный заряд.
Григорий Осипов – президент Международной академии русской словесности, член Союза писателей и Союза журналистов России, профессор филологии
Отзыв
Надежда Александровна!
С большим удовольствием прочла все Ваши книги. Очень глубокие мысли, потрясающие выводы. «Уроки этики в стране Поэтики» погружают в этическую мудрость, а в сборниках «Юность… она в поиске?» и «К себе я, светлому, спешу» раскрываются вечные проблемы. Вот уж поистине они адресованы и детям, и взрослым – актуальны для всех возрастов.
Текст «Юности» несёт очень мощную энергетику, побуждает заглянуть вглубь самого себя. Нельзя не восхититься поэтичностью повествования. Описания настолько образные, что перед глазами встают картины природы, села, образы сына и отца. На мой взгляд, произведение надо подавать на конкурсы/премии по литературе. Вообще-то было бы замечательно включить его в список литературы для прочтения в старшей школе, в раздел «Современная поэзия».
Книга «К себе я, светлому, спешу» приводит к осмыслению того, что есть добро, зло, любовь, вера, совесть, свобода, надежда, гражданственность и другие глубинные проблемы психологического и философского содержания. Удачно найденная автором форма изложения текста (многоголосие и разночтение мнений), придаёт особую привлекательность повествованию, вызывает интерес и желание вдумчивого его прочтения.
Необыкновенно замечательное и очаровательное произведение «Уроки этики в стране Поэтики»! Очень лёгкий и доступный слог – что-то мне напомнило стихи из детства С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова. Весь раздел по социально-нравственному воспитанию, и не только – охвачен. Я думаю, что «Уроки этики в стране Поэтики» очень хорошо бы пошла под аудиокнигу.
Каждое Ваше стихотворение даёт возможность для постижения жизненных смыслов и таинства отношений.
Поражает своей логикой и новизной содержание литературоведческой работы «Полилог в детско-юношеской поэзии». На мой взгляд, обоснование названного авторского жанра, в стиле которого написаны все книги, востребовано временем, а в целом, я бы добавила, – Вы в литературе открыли новую значимую страницу.
Спасибо Вам за то, что обратились к сущностной проблеме духовно-нравственного воспитания, которая сегодня недооценивается. К сожалению, забывают, что духовность и нравственность человека – это наши истоки. Они востребованы и необходимы как глоток свежего воздуха.
С удовольствием прочла книги и знаю точно, что буду к ним обращаться ещё не раз. Эти произведения из разряда «любимая настольная книга», это «уроки» на каждый день.
С пожеланиями вдохновения и новых творческих достижений!
С уважением,
Инна Александровна Яценко, зав. каф. дошкольной педагогики факультета
«Психологии и педагогики детства» КГПУ им. В. П. Астафьева.
I. «Полилог в детско-юношеской поэзии»
как авторский литературный жанр
21-й век должен стать веком поиска жизненных смыслов, размышлений о том, «Кто мы? Куда идём? Зачем?», культурного, духовно-нравственного самоосуществления – и выбора нет…
1. Обоснование проблемы
Детство и юность – это сенситивные периоды для становления самовоспитательной потребности человека и накопления живительных сил для его позитивного, созидательного самоосуществления во взрослой жизни. Особенно это актуально сегодня, в условиях расширения возможностей средств массовой информации, ускорения процесса познания, акселерации и интеллектуального взрыва в развитии детей. В этой связи максимально востребованы со стороны взрослых (родителей, воспитателей, педагогов, представителей общественных организаций и др.) высокая ответственность за жизнь и взросление детей, а также готовность их понимать и поддерживать.
В складывающейся социокультурной ситуации немаловажным фактором является выраженность степени профессионализма работников школьно- дошкольных образовательных учреждений в создании пространства нравственно-культурного взаимодействия субъектов общения с учётом возраста и дифференциации способов выстраивания отношений. Определяющим в данном контексте является выбор эффективных, целесообразно обусловленных адресных способов, методов, приёмов и организационных форм совместности проживания, соответствующих возрасту детей. Так, если в детстве чаще всего превалирует беседа, то для юношества характерны диалог, диспут, «круглые столы» и другие способы полилогического общения.
Несомненно, при написании книг «Уроки этики в стране Поэтики» и «Юность… она в поиске?» нами учитывались психологические особенности возрастных групп, а также социокультурный контекст современности. Всё это поставило нас перед необходимостью поиска в поэзии обновлённых способов выражения авторских мыслей и чувств. С учётом временного фактора (расширение возможностей средств массовой информации, хроническая нехватка времени, обеднение речевого общения и др.) жанр «Полилог» мы определяем в качестве превалирующего в детско-юношеской поэзии. Краткость, лаконичность, поэтичность слога, простота и доступность для понимания изложенных в тексте сложных жизненных проблем – все это в полной мере, на наш взгляд, отвечает требованиям времени.
Методологическим основанием жанра «Полилог в детско-юношеской поэзии» выступает целостный подход в социокультурном и духовно- нравственном становлении детей и юношества. Контекст целостности предполагает обеспечение взаимосвязи, взаимообусловленности шагов социализации в их творческом, духовном само изложении и самоосуществлении в контексте субъект- субъектного взаимодействия. Так, в книге «Юность…», после трагической ситуации – «Событие на рыбалке», главные персонажи приходят к выводу: «Нас спас Любви святой заряд»
2. Понятие «Полилог»
Резюмируем основные требования, предъяв-ляемые к избранному нами жанру, и поясняем его особенности:
Понятие «Полилог» в наше время используется довольно часто – в музыкально-литературных композициях, в шоу, в рамках прессконференций, в проектно-творческих семинарах, интервьюировании и др. Но, к сожалению, чаще всего оно носит линейный характер, т. е. ограничивается либо субъект-субъектным чередованием мысли (диалог в контексте формулы «Я» —«Ты»), либо монологическими, разнотемными суждениями субъектов общения, в результате чего его участники не успевают войти в дискуссию, а иногда, к сожалению, это и не предполагается регламентом. Полилог в таком случае используется как технологически обусловленный способ взаимодействия, т.е. как простой инструмент для обсуждения каких-нибудь проблемных вопросов, дел (например, общение в соцсети).
3. «Полилог» в узком и широком смысле слова
«Полилог» в представленном выше определении выступает в качестве основополагающего метода актуализации культуры взаимодействия, что является характеристикой данного понятия в узком смысле этого слова.
Поэтический интерес для нас представляет «Полилог» в широком смысле его понимания. Оперируя суждениями отдельных авторов, не выделяющих данное понятие как самостоятельную дефиницию, мы определяем «Полилог» в качестве необходимого условия в духовно-нравственном взрослении человека и как системное, постоянное социокультурное взаимодействие, помогающее людям услышать, понять и принять друг друга. Полагаем, что как самостоятельный способ общения, он вбирает в себя синергетический и резонирующий эффект монолога, диалога или беседы (в вопросно-ответной и вопросно-вопросной формах двух или более лиц).
Посредством суждения, анализа, осмысления и др. способов мыслительной деятельности полилог как всеобъемлющее понятие является значимым в жизни человека и приводит всех участников к разрешению определённой проблемы или к общему её пониманию. Видение проблемы в данном ракурсе необходимо, на наш взгляд, в любом виде деятельности и совместности в жизни каждого человека.
«Полилог» в широком смысле – это не просто метод культуры взаимодействия. Это – константа жизни. Полилог – это норма человеческого общения. Он представляет собой многоаспектный диалог с самим собой, с природой, с прошлым, настоящим, будущим, со всем живым, с искусством, с персонажами произведения и т. д. В перманентный диалог (полилог) мы вступаем и с нашей памятью, и с подсознанием, и с сознанием, и с плотью, и с душой. Доказательством тому служит то, что мы прислушиваемся к требованию своего организма, общаемся с ним, а здоровье души отражается в наших хороших мыслях, поступках, в добрых отношениях.
Следует отметить, что «Полилог» в таком понимании – это, прежде всего, жизненное многомерное пространство человека. Оно необходимо как для отражения себя в другом: собственных мыслей, чувств, настроений, – так и отражение в себе другого: умение сочувствовать, соучаствовать, сопереживать, ощущать его боль и радоваться успехам; относиться к нему с пониманием и т. д. Показательным является и умение принимать человека таким, каков он есть, относиться к нему с любовью, но при этом не любить его пороки: хамство, грубость, ложь и другие негативные проявления.
Совместность в выработке единого понимания в коллективном осмыслении духовно-нравственных этических норм; сопричастность к размышлению о смыслах и ценностях Бытия; к генерированию знаковых подходов и идей в творческой созидательной деятельности и др. – вот неполный перечень основных характеристик полилога в широком смысле этого слова.
4. Возрождение в литературе «Полилога» как самостоятельного жанра
Само понятие «полилог» как многоаспектный диалог в литературе не новое. Оно достаточно широко использовалось в жанре символизма1, раскрывающего глубину подтекстных смыслов. Полилог пронизывает произведения Э. Хемингуэя; присутствует в качестве диалогов-размышлений в произведениях И. С. Тургенева, в частности, «Отцы и дети»; афористичность диалогов остросоциального и нравственного значения мы находим у А. Грибоедова в «Горе от ума»; в толковании нравственных понятий – у С. Я. Маршака; в поэтической символике – у А. Блока, Е. Евтушенко и др.
С учётом временно́го фактора – вызовов и особенностей 21 века – в литературе возрастает необходимость выделения «Полилога» в качестве самостоятельного жанра.
5. Краткое описание литературного жанра «Повествование-полилог в детско-юношеской поэзии» и интерпретация его идей в авторских стихах
В связи с расширением возможностей средств массовой информации, с одной стороны, и нехваткой времени для её осмысления – с другой, возникает настоятельная потребность помочь растущему человеку переработать многообразие впечатлений от событий в соответствии с нравственно-этическими ценностями и нормами.
Школьно-дошкольные образовательные и социокультурные учреждения, выполняя особую миссию, несут высокую ответственность за усвоение детьми основных норм нравственности системы отношений; постижение ими ценностей, смыслов жизни, правил человеческого общежития.
Закрепление этого опыта требует толкования понятий, анализа жизненных ситуаций и проблем, суждений в контексте многосферного полилога (диалога с самим собой, с другими, с природой, со всем живым, с социумом и т. д.).
Полагаем, что разработанный нами авторский литературный жанр, укоренённый в поэтике слова и в «Повествованиях», предложенных взрослеющему человеку, позволит за короткий период донести до его осознания значимую информацию, необходимую для культурно-творческого, духовно-нравственного и созидательного самоосуществления.
Сборники стихов, опубликованные в рамках этого жанра, также представлены в формате диалога в вопросной форме:
– для младшего школьника и подростка в книге «Уроки этики в стране Поэтики» – в вопросно- ответной форме;
– для юношества в книге «Юность… она в поиске?» – в вопросно-вопросной форме.
Считаем, что они окажут практическую помощь родителям, работникам образования и культурных учреждений в социокультурном и духовно-нравственном воспитании детей и юношества.
Содержание стихов, учитывая психофизические особенности растущего человека, предложено в доступной для их понимания форме изложения. А диалогичность повествования обеспечивает мягкое морализирование, что позволяет исключить в отношениях со стороны взрослых повелительное требование и в этой связи эффективно усваивать растущим человеком нравственные нормы, учиться задавать вопросы, анализировать ситуации, решать отношенческие проблемы, делать выводы, реализовывать свои потенциальные возможности.
Стихи вводят читателей в мир сложных отношений отцов и детей, помогают им понять друг друга и сблизиться. Поэтичность строк, наполненных афористичностью, авторским размышлением; остросюжетная событийность, музыкальность рифм, смысловая содержательность символов, краски природы, многоуровневые диалоги, «Уроки родительства» – всё это составляющие «Полилога». Именно они, на наш взгляд, придают тексту логичность и лёгкость в прочтении, что неизменно оставляет послесловие – желание задуматься над предложенным текстом.
6. Назначение жанра
«Полилог в детско-юношеской поэзии»
Известно, что ускоренное интеллектуальное развитие детей, непропорциональное нравственному воспитанию, с одной стороны, и трудности в области воспитания – с другой стороны, особенности нового жизненного пространства требуют пристального внимания к проблемам становления детей и юношества в социокультурных условиях 21-го века. В этой связи становится особо актуальным «Полилог» как жанр детско-юношеской поэзии.
Учитывая, что в вопросной форме, востребованной растущим человеком, лучше усваиваются духовно-нравственные и социальные нормы человеческого общежития, в результате чего возникают предпосылки для становления перманентного процесса самовоспитания, предлагаем посредством авторских стихов активно вводить детей и юношество в полилогический стиль взаимодействия через многосферный диалог. Наиболее сенситивными, обусловленными природой, позитивными и эффективными в этом процессе являются два периода:
– взросление ребёнка до 12-и лет (известно, что максимально эффективно формирование ребёнка, его позитивной «самости» и установление социокультурного и духовно-нравственного стержня происходит именно в этом возрасте – до 70%);
– юношеский возраст от 16-и до 20-и лет – период романтического устремления ко всему возвышенному, идеальному. Это период проявления энергетических порывов к поиску и созидательному самоосуществлению. В данной возрастной категории укрепляется установленный ещё в раннем периоде (до 12-и лет) социокультурный и духовно- нравственный стержень.
Таким образом, выделяем три фактора успешной самовоспитательной потребности:
– во-первых, усвоение духовно-нравственных и социальных норм (толкование и безусловное принятие их в виде формулы «долженствования, обязательности и самоограничения»);
– во-вторых, воспитание у субъекта жизнедеятельности стремления к самосовершенствованию (само восхождению к Человеку);
– в-третьих, усвоение социокультурного кода и укрепление духовно-нравственного стержня в сознании и опыте поведения, что является во взрослой жизни скрепляющим основанием для самостоятельного дальнейшего накопления, обогащения названных выше потенциалов и помогает человеку с высокой степенью вероятности подниматься по лестнице самовозвышения, «дотягиваться до планки Человека».
Считаем, что именно полилогический стиль в поэзии оптимизирует взаимодействие и обеспечивает ускоренное попадание нравственных зарядов в сознание и подсознание растущего и взрослеющего человека.
Всё вышеизложенное позволило нам конкретизировать назначение авторского жанра: оказывать помощь детям, родителям, работникам образования и культурных учреждений в деле духовно- нравственного и культурно-творческого субъект- субъектного взаимодействия в контексте полилогического условия, то есть специально созданного диалогического пространства в общении.
7. Методологическое основание авторского жанра «Полилог в детско-юношеской поэзии»
Методологическим основанием авторского жанра «Полилог в детско-юношеской поэзии» является целостный подход в социокультурном и духовно-нравственном воспитании детей и юношества. Он выражается в единстве, взаимосвязи, взаимообусловленности сущностных шагов их социализации и субъект-субъектного взаимодействия.
8. Социальная значимость полилогического общения
В связи с предложенным обоснованием проблемы, определением целей и задач мы раскрываем её социальную значимость для культурнотворческого, духовно-нравственного и созидательного самоизложения и самоосуществления детей в постоянно изменяющихся новых жизненных условиях.
II. «Повествование-полилог»
в детско-юношеской поэзии
1. Воспитание как ценность
Как отмечалось выше, интеллектуальное развитие всегда было непропорционально нравственно-духовному2 воспитанию. Оно на порядок опережает его по объективно существующим причинам, и прежде всего:
а) интеллект – природой данная субстанция – он изначально присущ человеку, тогда как
б) духовно-нравственная составляющая только воспитывается (чувства, потребность к самосовершенствованию, самовоспитательная и этическая потребность и т. д.).
Так как интеллектуальное развитие априори всегда опережало духовно-нравственное, то сегодня, наблюдая «интеллектуальный взрыв», т.е. ускоренное интеллектуальное развитие детей, приходим к выводу, что это обстоятельство делает этот разрыв наиболее существенным и увеличивает между ними индекс непропорциональности.
Достаточно отметить, что интеллектуальные процессы современного ребёнка (3—12 лет) протекают в несколько раз быстрее, чем интеллектуальный процесс талантливого взрослого человека. Естественно, духовно-нравственное воспитание ещё более отстаёт от интеллектуального развития, и потому воспитательный аспект требует особого внимания и поддержки со стороны взрослых.
Однако нехватка времени для процесса воспитания и неумение родителей оказывать помощь детям в становлении самовоспитательной потребности, а также отсутствие у них профессионального опыта в формировании этических установок
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Символизм в широком смысле слова, в качестве целостной идеоло- гии, не является областью нашей компетентности. Мы рассматриваем данное понятие в узком смысле – как литературный жанр, а слово – символ как поэтический образ, который олицетворяет что-либо – на- пример: понятие «трамплин» означает поддержку, опору, или ассо- циируется с чем-то – например: выражение «тепло радужных дож- дей» характеризует тёплые отношения. В нашем случае – это добрые воспоминания о детстве (см. в тексте сборников).
2
Духовность понимаем как союз чести, ответственности, добра, любви, совести и других добродетелей Духовность – это союз добрых мыслей и светлых порывов души. Духовность – это особое состояние души.