Полная версия
Примерная программа подготовки юных арт-фехтовальщиков. Третий год обучения. Методические рекомендации
Примерная программа подготовки юных арт-фехтовальщиков. Третий год обучения
Методические рекомендации
А. Д. Мовшович
В. М. Лихтаренко
© А. Д. Мовшович, 2021
© В. М. Лихтаренко, 2021
ISBN 978-5-0053-5258-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Данное издание является завершающим в цикле методических пособий, посвященных этапу начальной подготовки юных арт-фехтовальщиков. В пособии представлены примерные занятия годичного цикла и тренировочные задачи освоения и совершенствования основных технических приемов и боевых действий фехтования на рапирах и рубяще-колющих шпагах, а также специализации проявления двигательных и психических качеств, соревновательной подготовки и освоения различных сторон артистичности исполнения.
Цель: совершенствование тренировочного процесса начинающих спортсменов в системе многолетней подготовки юных арт-фехтовальщиков.
В данной программе в формате распределения занятий в годичном цикле приведено содержание подготовки юных арт-фехтовальщиков в течение третьего года обучения, завершающего этап начальной подготовки.
Исходя из общих направлений воспитания и подготовки спортсменов, сформулированы следующие задачи для тренировочного процесса начинающих арт-фехтовальщиков:
– формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
– овладение техникой и тактикой фехтования на рапирах и рубяще-колющих шпагах, освоение тактических знаний и умений, способствующих грамотному исполнению действий в соревновательных программах;
– приобретение опыта выступления на спортивных соревнованиях по арт-фехтованию;
– ознакомление с основами инструкторской и судейской практики;
– всестороннее гармоничное развитие физических и творческих качеств;
– укрепление здоровья спортсменов;
– воспитание морально-волевых и нравственных качеств, патриотизма, а также устойчивого интереса к спортивному совершенствованию.
Совокупность перечисленных основных задач конкретизируется на отдельных этапах тренировочного процесса системой частных задач, находящихся в определенной взаимосвязи и соподчинении.
Программа предполагает распределение учебного материала, расположенного в определенной последовательности с постановкой ведущих тренировочных задач по овладению техническими приемами и боевыми действиями, развитию выразительности и пластичности. Данный процесс подготовки начинающих юных арт-фехтовальщиков сопровождается также развитием специальных двигательных и психических качеств, необходимых для достижения успеха на соревнованиях.
Учитывая конкретные условия проведения занятий и уровень освоения текущего материала, тренер вправе самостоятельно регулировать объемы средств двигательной подготовки, продолжительность освоения отдельных приемов, действий, специализированных умений, а также использование средств восстановления и мероприятий воспитательного характера.
Структура тренировочного процесса
Тренировочный процесс на протяжении всего этапа начальной подготовки строится под руководством тренера. Комплектование групп проводится в начале тренировочного сезона (сентябрь – октябрь) при условии медицинского допуска занимающихся.
Занятия в группах начинающих арт-фехтовальщиков проводятся с использованием укороченного и облегченного оружия. Однако, исходя из индивидуальных особенностей роста спортсменов, на третьем году подготовки вполне возможно использование клинков стандартной длины. Тренировочная нагрузка должна увеличиваться постепенно и сочетаться с осваиваемым материалом.
При планировании работы в группах начальной подготовки нецелесообразно разделение годичного цикла на периоды. Однако, учитывая различия задач и возможностей построения процесса подготовки во время учебы в школе и в дни каникул, можно предусматривать изменения в недельных циклах тренировки. Тренировочная нагрузка и количество занятий в годичном цикле рассчитаны на 48 недель.
В период летних каникул, если у ребенка есть возможность отправиться в спортивный лагерь, его тренировочный процесс продолжится в формате совершенствования двигательной подготовки и в меньших объемах- техники освоенных приемов владения оружием.
Оставшееся до начала нового спортивного сезона время следует посвятить активному отдыху и, по возможности, выполнению приемов нападения и маневрирования, упражнениям со скакалкой, пробежкам, плаванию и т. п.
Основными формами осуществления спортивной подготовки на данном возрастном этапе являются:
– групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
– участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
– инструкторская и судейская практика;
– медико-восстановительные мероприятия;
– тестирование и контроль.
Специфика форм и методов тренировки арт-фехтовальщиков.
Формы организации занятий.
В практике подготовки арт-фехтовальщиков на завершающей стадии этапа начальной подготовки можно выделить следующие формы организации занятий:
– групповое занятие;
– индивидуальная работа с тренером;
– занятия по физической подготовке;
– занятия по теоретической подготовке;
– занятия по артистической подготовке;
– спортивные соревнования.
Все перечисленные формы организации занятий могут являться составной частью содержания группового занятия в различных сочетаниях, а также использоваться в тренировочном процессе самостоятельно, вне связи друг с другом.
Групповое занятие занимает основное место при построении процесса подготовки арт-фехтовальщиков. На этапе начальной подготовки групповое занятие имеет многокомпонентное содержание и включает разнообразные формы проведения упражнений и, прежде всего, упражнения с партнером из-за их наибольшей эффективности.
Индивидуальная работа с тренером может иметь различные формы и направлена на повышение технического уровня, раскрытие индивидуальности арт-фехтовальщика, коррекцию ошибок, постановку программ.
Занятия по физической подготовке – широко распространены в учебном процессе арт-фехтовальщиков на всех этапах годичного цикла подготовки. У арт-фехтовальщиков на этапе начальной подготовки объемы занятий по физической подготовке планируются достаточно продолжительными, так как именно физическая подготовленность юных спортсменов обеспечивает успешное технико-тактическое оснащение занимающихся.
Занятия по артистической подготовке – занимают большое место в учебном процессе арт-фехтовальщиков на всех этапах годичного цикла. На этапе начальной подготовки эти занятия направлены в основном, на воспитание музыкальности, чувства ритма и пластичности у юных спортсменов, а также на расширение их кругозора.
Спортивные соревнования различного статуса являются составной частью тренировочного процесса и показателем его эффективности. А также используются как основной способ диагностики подготовленности, объективизации процесса отбора и комплектования команд.
Типовая направленность занятия по арт-фехтованию.
Цель и содержание занятия должны, прежде всего, обеспечить комплексность воздействия на подготовленность арт-фехтовальщика практически в каждом занятии. Однако очевидна необходимость выделения конкретной направленности занятий, взаимосвязанной с периодом годичного цикла (в том числе, учитывая близость очередных соревнований и их значимость), планами технической и психологической подготовки и др.
В практике тренировочной работы с арт-фехтовальщиками имеет место следующая направленность уроков:
– освоение новых приемов и действий, разновидностей выполнения, комбинаций;
– совершенствование базовых действий, тактических умений в типовых ситуациях;
– повышение технического уровня, специальной тренированности;
– повышение надежности применения действий в неожиданных ситуациях;
– разучивание двигательных комплексов и многоактных схваток;
– подготовка к выступлениям и соревнованиям;
– повышение уровня готовности к соревнованию;
– регулирование психического состояния;
– диагностика состояния специальной тренированности, уровня овладения отдельными разделами подготовленности;
– повышение пластичности, музыкальности, выразительности;
– теоретическая подготовка.
Подобная типовая направленность занятий позволяет фокусировать внимание тренеров и спортсменов на совершенствовании конкретных составляющих технической, артистической и интеллектуальной подготовленности.
Формы проведения упражнений
В тренировочном процессе арт-фехтовальщиков выделены следующие формы проведения упражнений:
– общефизическая разминка;
– специальная разминка;
– самостоятельное совершенствование приемов передвижений;
– имитационное совершенствование движений оружием в боевой стойке и в передвижении;
– упражнения с мишенью и тренажером;
– упражнения с партнером;
– выступления и контрольные занятия, контрольные и официальные соревнования;
– одиночные и групповые упражнения в совершенствовании двигательных качеств в игровых и других видах спорта;
– обсуждение тактических, морально-психологических и методических сторон подготовки;
– обсуждение сюжетов, персонажей, музыкального сопровождения и т.д.;
– двигательные комплексы и многоактные схватки- разучивание по заданию и самостоятельное моделирование и конспектирование;
– упражнения по развитию музыкальности, чувства ритма, пластичности, танцевальные упражнения и т. д.
Разнообразие форм проведения упражнений в занятиях по арт-фехтованию позволяет решать как задачи повышения (сохранения) уровня всех сторон подготовленности спортсменов (технической, тактической, физической, психологической, интеллектуальной, артистической), так и частные задачи тренировочного занятия. Каждая из форм проведения упражнений предназначена для реализации конкретных тренировочных задач повышения отдельных сторон подготовленности арт-фехтовальщиков и требует избирательного использования средств и методических приемов выполнения упражнений.
Специфические методы тренировки
Для достижения высокого технического уровня необходимо применять средства и методы, которые в полной мере содействуют совершенствованию присущих арт-фехтованию качеств и навыков.
Тренировка без партнера применяется для овладения базовой техникой – основными положениями, приемами передвижений и движений оружием. На всех этапах обучения арт-фехтовальщиков данному методу тренировки уделяется большое внимание, т.к. правильная базовая техника является необходимой составляющей соревновательных программ в арт-фехтовании. Очень полезны упражнения перед зеркалом, позволяющие занимающимся видеть себя со стороны.
Тренировка с условным противником. Условным противником являются вспомогательные приспособления и тренажеры, мишени и др. В используемых упражнениях специализируются проявления зрительного анализатора (прежде всего в оценке дистанции) и кинестетические ощущения. При взаимодействии с условным противником возрастают требования к точности выполнения приемов, создаются условия для превращения приемов в преднамеренные действия.
Тренировка с партнером используется для овладения техникой движений оружием и тактическими компонентами действий, совершенствования специализированных умений при активной помощи партнера. При совершенствовании приемов и действий фехтования партнер создает предпосылки для правильного их выполнения.
Тренировка с партнером развивает способность к осмысленным действиям, помогает понять взаимозависимость между средствами ведения поединков. Выполнение приемов и действий в упражнениях с партнером является основной формой работы в арт-фехтовании, способствуя выработке устойчивого навыка внимательного взаимодействия с другими участниками постановочных боев. На начальном этапе обучения рекомендуется проводить упражнения с одним партнером, но иногда, для повышения интереса занимающихся, можно увеличивать количество партнеров в одном упражнении, моделируя несложное групповое взаимодействие.
К основным видам упражнений с партнером относятся:
– упражнения в передвижениях, переменах позиций и соединений, когда арт-фехтовальщики продолжают совершенствование приемов передвижений и управления клинком во взаимодействии с партнером;
– упражнения с взаимопомощью при выполнении атак, защит с ответом, когда один партнер получает задание на отработку определенного приема (действия), а другой – обслуживает его, то есть создает ситуацию для успешного выполнения заданного действия;
– упражнения с взаимопомощью по разучиванию двигательных комплексов, когда партнеры получают задание по разучиванию определенной последовательности действий оружием с последующим показом тренеру либо всей группе занимающихся.
Индивидуальная работа с тренером – это такая форма взаимодействия, в которой тренер лично занимается со спортсменом. Это может быть небольшой индивидуальный урок, как в спортивном фехтовании, работа по подготовке соревновательной программы, беседа и т. д.
Тренировочные выступления – выступления перед группой с разученной последовательностью действий, направленные на выработку навыка публичных выступлений.
Для достижения высокого уровня выразительности, музыкальности и пластичности спортсменов можно применять самые разнообразные средства и методы, которые в полной мере содействуют совершенствованию развития этих качеств. Это и коллективное прослушивание музыкальных произведений и их последующий анализ, просмотр фрагментов кинофильмов и спектаклей, различные творческие занятия по исполнению литературных произведений, разыгрыванию этюдов и т.п., ритмическая гимнастика, занятия танцевальным спортом… В конечном счете, набор средств определяется конкретными возможностями спортивного клуба.
При составлении программы обучения на начальном этапе подготовки за основу принят недельный цикл, в котором два (на третьем году подготовки – три) занятия отводятся преимущественно для упражнений с оружием, а одна тренировка (желательно в середине недели) имеет ведущую задачу совершенствования двигательных качеств (таблица 1). Однако в подготовительной и заключительной частях занятий большинства тренировок необходимо предусматривать использование общеразвивающих упражнений, подвижных и спортивных игр, совершенствование двигательных качеств при выполнении комплексов передвижений.
Обзорные и контрольные занятия по технической подготовке планируются каждый месяц.
Таблица 1
Примерный недельный цикл тренировочной работы для групп начальной подготовки (третий год)
Таблица 2
Виды подготовки и соотношение их объемов в структуре тренировочного процесса на этапе начальной подготовки (из расчета 48 недель)
Таблица 3
Примерные объемы применения основных форм организации тренировочного процесса и проведения упражнений у юных арт-фехтовальщиков на этапе начальной подготовки
Требования к объему соревновательной деятельности на этапе начальной подготовки
По плану подготовки на третьем году тренировки начинающие спортсмены участвуют в четырех соревнованиях. Вместе с тем, регламентация количества соревнований может быть изменена в зависимости от региона. Если массовость позволяет, начинающие арт-фехтовальщики могут участвовать в турнирах регионального масштаба, однако не везде можно найти такое количество начинающих спортсменов, которое позволяет провести, например, первенство края или области. В этом случае ограничиваются соревнованиями с участием начинающих арт-фехтовальщиков из нескольких секций или клубов. На сегодняшний день примерами наиболее крупных соревнований для детей и юношества, собирающих участников из самых разных регионов страны, могут служить турнир «Капитан Джек Воробей», который ежегодно проводится весной в г. Москве и турнир «Эпоха героев», который проходит в г. Кондопога (Республика Карелия) каждую осень.
Годовой план спортивной подготовки
Годовой план подготовки рассчитан примерно на 48 недель, 8 тренировочных часов в неделю. Предполагается при этом, что дети, не включенные во время летнего отдыха в формат подготовки в спортивно-оздоровительных лагерях, должны заниматься самостоятельно по заданию тренера на данный период времени.
Содержание тренировочной работы в годичном цикле предполагает:
– тренировочные занятия (групповые, индивидуальные и смешанные), в том числе индивидуальная спортивная подготовка;
– тренировочные мероприятия (тренировочные сборы);
– самостоятельная подготовка;
– спортивные соревнования;
– инструкторская и судейская практики;
– контрольные мероприятия;
– медицинские, медико-биологические и восстановитель-ные мероприятия.
Объемы часов по видам подготовки в годичном цикле, виды подготовки и соотношение их объемов в структуре тренировочного процесса представлены в таблице 2. Примерные объемы применения основных форм организации тренировочного процесса и проведения упражнений представлены в таблице 3. Изменения объемов применения основных форм организации тренировочного процесса и проведения упражнений связаны со снижением доли упражнений без партнера и увеличением объема работы по подготовке соревновательных программ.
Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации программ спортивной подготовки рассчитывается в астрономических часах с учетом возрастных особенностей и не может превышать на этапе начальной подготовки двух часов.
Расписание занятий разрабатывается с учетом чередований тренировочной работы с творческими заданиями, отдыхом и восстановительными мероприятиями.
Рекомендации по проведению тренировочных занятий, требования к безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований
В целях сохранения жизни и здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку, меры безопасности при проведении тренировочных занятий и спортивных соревнований должны обеспечиваться с учетом особенностей вида спорта «фехтование».
Учет ознакомления спортсменов с соблюдением условий безопасности на тренировочных занятиях по арт-фехтованию ведется в журнале учета работы учебной группы. Травмы в арт-фехтовании могут возникать при различном сочетании внешних и внутренних факторов. Несомненно, возможны и несчастные случаи, когда травма возникает вследствие трагического стечения обстоятельств и причин, которые трудно предвидеть. Тем не менее, основные факторы, влияющие на возникновение и характер травм, необходимо систематизировать для выработки принципиальных мер безопасности, направленных на их устранение.
Внешние факторы спортивного травматизма:
– неправильная общая организация тренировочного процесса;
– методические ошибки тренера при проведении тренировочного занятия;
– нарушение спортсменами дисциплины и установленных правил во время проведения тренировочного процесса;
– неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования и экипировки спортсменов;
– неблагоприятные санитарно-гигиенические условия, неподготовленность мест для проведения тренировочных занятий.
К неправильной организации тренировочных занятий относится:
– проведение тренировочных занятий с числом спортсменов, превышающим установленные нормы;
– проведение занятий без тренера;
– неправильная организация в перемещениях спортсменов в процессе выполнения заданий.
При планировании и проведении тренировочных занятий тренер обязан учитывать организационные условия проведения занятий и в случае необходимости незамедлительно вносить в них коррекцию.
Внутренние факторы спортивного травматизма:
– наличие врожденных и хронических заболеваний;
– состояние утомления и переутомления, изменение функционального состояния организма спортсмена.
Правила безопасности для занимающихся арт-фехтованием
1. Перед началом работы с оружием:
– проверить наличие наконечника на клинке оружия.
– убедиться в том, что детали эфеса и клинок надежно закреплены.
– убедиться в том, что клинок не имеет острых краев.
В зависимости от возраста занимающихся, тренер либо сам проверяет оружие, либо это делают ученики, и при обнаружении «неполадок» ставят его в известность.
2. При перемещении по залу необходимо держать оружие под гардой острием вниз.
3. Не направлять клинок на человека, внимание которого отвлечено. Никогда не направлять острие оружия в лицо партнера.
4. Не размахивать оружием вне упражнений.
5. Не мешать работающим с оружием спортсменам, не отвлекать их внимание, не подходить ближе, чем на 2 метра.
6. При работе с партнером:
– начинать выполнять упражнения по команде тренера;
– при имитации атак, контратак и ответов направлять оружие по касательной к корпусу партнера;
– при выполнении уколов и ударов останавливать оружие в 15—20 сантиметрах от корпуса партнера;
– не наносить ударов/уколов в корпус партнера;
– четко следовать указаниям тренера, внимательно слушать и выполнять данное задание;
– любая импровизация с оружием допустима только с разрешения и в присутствии тренера;
– работать в перчатке (вооруженная рука);
– расстояние между занимающимися должно обеспечивать безопасность при работе.
7. При проведении тренировочных боев и контактных парных упражнений обязательно наличие на спортсмене защитной маски, перчатки, защитного костюма, «жесткости» для женщин и «раковины» для мужчин.
8. Работа с оружием возможна только в присутствии тренера.
9. По окончании тренировки спортсмены обязаны сдать тренеру либо самостоятельно убрать оружие и реквизит, с которым работали, в специально отведенное для этого место.
10. Для тренировки обязательно наличие спортивной формы и спортивной обуви с нескользящей подошвой.
11. Выходить из спортивного зала можно только с разрешения тренера. Запрещается выходить из спортивного зала с незачехленным оружием.
12. В случае нарушения зрения спортсмен обязан находиться на занятии в очках или контактных линзах.
Рекомендации по организации психологического сопровождения и спортивному воспитанию с учетом сенситивных периодов развития двигательных и психофизиологических качеств на третьем году тренировки
Основная педагогическая направленность тренировки юных арт-фехтовальщиков на возрастном этапе начальной подготовки заключается во всестороннем совершенствовании двигательных качеств и развитии творческих способностей. Примерные сенситивные периоды развития физических качеств спортсменов представлены в таблице 4.
Таблица 4
Сенситивные периоды развития физических качеств
(по Филину В. П., Гужаловскому А. А., Волкову В. И., Ляху В. И.)
* Гликолитический механизм энергообеспечения
Таблица 5
Примерные сенситивные периоды развития физических качеств в соответствии с видом спорта
На занятиях с 10-11-летними арт-фехтовальщиками сохраняется необходимость частого применения игровой направленности построения упражнений из-за их сильного эмоционального воздействия. В этом возрасте дети уже способны проявлять волевые усилия в соответствии с собственными мотивами. Поощряемые тренером волевые проявления юных спортсменов ускоряют освоение приемов и улучшают тренировочные эффекты. На фоне увлеченности и устойчивого интереса, дети в данном возрасте уже способны проявлять настойчивость в освоении выбранного вида спорта. Вместе с тем, изменяющаяся в результате полового созревания динамика нервных процессов выражается в излишних проявлениях решительности и смелости, но при этом в снижении выдержки и самообладания.