bannerbanner
12 мифов Древней Греции в стихах
12 мифов Древней Греции в стихах

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля


Ольга Щербакова

12 мифов Древней Греции в стихах

© Ольга Щербакова, текст, 2021

© Оформление. Издательство «У Никитских ворот», 2021

* * *

«Миф» – короткое, но очень ёмкое слово, знакомое с детства. Слово это имеет несколько значений, и некоторые друг другу противоречат. Первое приходящее в голову определение: миф – это выдумка, сказка, легенда. Определение это потому первым приходит в голову, что практически каждому знакома книга Николая Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Многие герои мифов, родившихся несколько тысячелетий назад в солнечной Греции, с детства знакомы нам по книжкам и мультфильмам. Могучий Геракл, смелый Персей, мудрая Афина… Именно греческие мифы ассоциируются со словом «миф», хотя свои мифы и своя мифология есть практически у всех народов, населявших и населяющих земной шар. И вот тут надо сказать ещё об одном определении мифа: Миф – это способ объяснения действительности. В этом смысле миф стал предшественником науки. Сознание древнего человека при помощи мифа объясняло явления окружающего мира, одушевляя и персонифицируя всё, что создала природа. Гроза – проносящийся по небу разгневанный Зевс, солнце – лучезарный бог Гелиос, звёзды – вознесённые на небо герои. У каждого дерева, цветка или камня была своя история происхождения, свой миф. То есть миф не воспринимался как выдумка и фантазия. Миф был правдой, имеющей материальное подтверждение. Мифологические сюжеты и образы, переплетаясь друг с другом, составляли сложную, но в то же время и понятную картину мира. Древние греки жили среди мифов, потому понятно, что на мифах выстраивалась их культура, заимствованная древними римлянами. Возникший симбиоз греческой и римской культуры принято называть античностью. Античная литература, скульптура, живопись, философия – всё это вырастало из мифов. А потом из античности перешло в последующие исторические эпохи и, не растеряв своей силы и глубины, дошло до наших дней. Античная культура стала колыбелью культуры европейской. И во многом этим объясняется такая непреходящая притягательность античной мифологии: она кажется «своей», такой близкой и понятной, потому что веками её образы воплощались в искусстве. И каждый автор (художник, писатель, поэт, композитор, режиссёр) открывал в этих образах всё новое и новое содержание, предлагал свою интерпретацию.

Скоропадская Анна Александровна, кандидат филологических наук, доцент Петрозаводского государственного университета

Пролог

Есть много сказок на планете,Их все узнать не могут дети,Но Древней Греции легендыПрочесть им нужно непременно.Всё про героев и боговИз самой глубины веков.Герои мифов знамениты:Орфей, Афина, Афродита…А чтобы их не перепутать,Усвоить нужно атрибуты[1]:У Зевса величавый трон,Трезубец держит Посейдон;В доспехах воинских Афина(С копьём и в шлеме, как мужчина),С повязкой на глазах – Фемида,Колчан и стрелы – Артемида;А у Гермеса что, ребята?Конечно, шлем его крылатый.А бог Асклепий взял рукойЗмеёй обвитый посох свой.Ты сможешь обо всех узнать –Лишь мифы нужно почитать…

Миф о Геракле, Млечном Пути и овсяной каше

Действующие лица:

Зевс – верховный бог на Олимпе[2].

Гера – жена Зевса.

Гермес – вестник Зевса, проводник воли богов.

Геракл – сын Зевса, герой греческих мифов; известен тем, что совершил 12 подвигов.

Присказка о горе Олимп

Есть в Греции гора одна:Три километра вверх она,Олимп ей имя. Раньше богиИмели там свои чертóги[3].Кто знает, может, в наши дниТам до сих пор живут они?И Зевс над всеми властелин.Их много –Он, как царь, один.И вот об этом мы сейчасИ начинаем наш рассказ.

* * *Давно, неведомой поройРождён был в Греции герой:Он бога Зевса сын роднойИ смертной женщины одной.И с незапамятных времёнОн был Гераклом наречён.Отец ребёнка, Зевс могучий,Глядел на сына из-за тучи.Заботясь о его судьбе,Гермеса он призвал к себеИ приказал.ЗЕВС (обращаясь к Гермесу):– Ребёнка взятьИ на Олимп его поднять!Богиню Геру там найдиИ приложи к её груди.Напьётся молока малец –Бессмертным станет, как отец.Всегда на подвиги готов,Неуязвимый для врагов.– Есть! –громко отвечал ГермесИ мигом сорвался с небес.Крылатый шлем, и обувь тоже:Гермес летать, как птица, может.Из колыбели взял дитяИ на Олимп поднял шутя.А там, в тени большой сосны,Богине Гере снились сны,И лёгкий ветер среди скалЕй кудри весело ласкал…И, чтоб Богиню не спугнуть,Гермес тихонько ей под грудьКладёт Геракла. И ребёнок,Подняв головку из пелёнок,Стал жадно молоко сосатьИ струйки тёплые глотать.Но стиснул он без всякой мерыГубами грудь великой Геры.От боли вскрикнула онаИ пробудилась ото сна…И изумляется спросонок.ГЕРА:– Откуда здесь чужой ребёнок?Проделки Зевса, не иначе:Меня кормилицей назначил!Ах, Зевс, обманщик, погоди!И оттолкнула от грудиГеракла…Молока фонтанВ небесный брызнул океан,
И там из капель молокаРодилась белая река,Туманом светлым разлиласьИ к ночи звёздами зажглась.Нельзя в той речке утонуть,Она зовётся Млечный Путь[4].Волшебной белой полосойПересекает свод ночной.И во Вселенной нету крашеГалактики любимой нашей.Внутри неё летают где-тоСистемы Солнечной планеты.Ведь наше Солнце, ты учти,Звезда из Млечного Пути!И все галактики на свете –От греческого «гала», дети.И вы запомните легко,Что «гала» значит «молоко».Ведь греки это слово взялиИ им галактики назвали…А что Геракл?Признаюсь вам:Рос не по дням, а по часам.Высоким стал, раздался вширь –И вырос чудо-богатырь.Всегда на подвиги готов,Неуязвимый для врагов!Двенадцать подвигов свершилИ тем бессмертье заслужил.Созвездьем смотрит он с небес,Но под названьем – Геркулес.Так люди в Древнем Риме брали –И имена Богам меняли.И там однажды просто онБыл в Геркулеса превращён.И неслучайно в жизни нашейЕсть геркулесовая каша.На завтрак съешь –И станет каждыйЗдоровый, сильный и отважный.
С Гераклом он готов спешитьДвенадцать подвигов свершить!Ты ешь овсянку по утрам –И не ходи по докторам!Поверь, что каша из овсаТворить способна чудеса.Овсянку по утрам съедайИ про Геракла вспоминай!

Миф об Орфее, Эвридике и загадочной пещере

Действующие лица:

Орфей – легендарный античный певец и музыкант.

Эвридика – его жена. Аид – бог подземного царства мёртвых.

Амур – сын богини любви Афродиты.

Давным-давно певец ОрфейЖил с Эвридикою своей.Искусству музыки служилИ трепетно жену любил.Он был известен в Древнем миреКак божество, играл на лире.Но только вовсе непростаяБыла она, а золотая.Ту лиру Аполлон дарил,И инструмент волшебным был.Когда Орфей в лесу играл,Он тварей хищных укрощал:Они сходились на опушкеИ слушали развесив ушки.А буйный ветер среди скал,Услышав песню, затихал.Его мелодиям учитьсяИз леса прилетали птицы.И даже боги, замерев,Свой иногда смягчали гнев.Одну лишь лиру взяв с собой,Он смог проникнуть в мир иной[5].Хоть бог Аид был очень строгий,Орфей вошёл в его чертоги;Что привело его туда?В его семье стряслась беда:Жена недавно умерла –Змеёй укушена была…Он дни и ночи тосковал,Жить без супруги не желал.И вот решился в ад сойти,Чтобы жену свою спасти.И вот у входа в мир тенейВ обнимку с лирою своей.

О пещере Дьявольское горло[6]

Такие есть места на свете,Где оживают мифы эти.И вот в Болгарии, к примеру,В горах таится вход в пещеру.
Вокруг камней петляет речка –Уж то-то райское местечко;Но все легенды нам твердят,Что где-то здесь ворота в ад!Огромный зал внутри пещеры,Но как понять его размеры?Так вот, многоэтажный домСпокойно встанет в зале том:И все двенадцать этажей,И даже подпол для мышей.(Да-да, семейка здесь живётМышей летучих круглый год.)Шумит река у входа в зал,И вдруг поток воды пропал…Что сталось с бурною рекой?Неужто скрылась под землёй?О да, она сорвáлась вниз,Рождая капли мелких брызг.О скалы бьётся, камни точит,Шумит, бушует и грохочет.Смотри, подземный водопад!Так здесь и есть ворота в ад?!У входа Цербер[7] грозно лает,Он царство мёртвых охраняет.Застыла мрачная прохлада,Ужасный грохот водопада,Темно и страшно,Меркнет свет;Живым сюда дороги нет.* * *И лишь Орфей в печали дикойСюда пришёл за Эвридикой.Стоит у входа в мир тенейС одной лишь лирою своей.Он тронул струны и запел…Трёхглавый Цербер присмирел.О боли, о любви и мукеЛились божественные звуки.И самый мрачный бог на свете,Аид, услышал песни эти.Он неприветлив и жесток.Другим он просто быть не мог.В его ужасном подземельеНет места песням и веселью.Здесь смерти сумрачный покой,Лишь души движутся толпой.Но музыка волшебной силыАиду сердце растопила.И он решает щедрым бытьИ Эвридику отпустить.АИД:– Но есть условие одно,И о-о-очень важное оно:Иди один в обратный путь,Нельзя назад тебе взглянуть.Молчи и двигайся вперёд,Супруга вслед тебе пойдёт.Ступай наверх, скорей иди,На Эвридику не гляди.А лишь оглянешься назад –Она вернётся снова в ад…И вот Орфей назад бежит,Из ада выбраться спешит.Меж скал, по тропке каменистой,Туда, где солнца свет искристый.А следом, как большая птица,Неслышно тень супруги мчится.В груди трепещет у Орфея:Скорее к выходу, скорее;Из царства мрачного уйтиИ вновь супругу обрести…Но холод в сердце у него:Не слышит сзади никого…ОРФЕЙ:– Ах, Эвридика! Где жена?Не потерялась ли она?А может, демоны схватили,И в Тартар[8] страшный утащили?В груди тревога, что за мука!Не в силах справиться с разлукой,Назад взглянул…ОРФЕЙ:– Любовь моя!Мне нету счастья без тебя!Не видит сзади ни души,Она растаяла в тиши.

А теперь, внимание: два варианта финала

Версия первая: всё как в мифеКругом безмолвие и мгла,Теперь навек она ушла…Но вы, ребята, не грустите,На небо ночью посмотрите.Всех ярче там, когда темноГорит созвездие одно.И среди звёзд блестит, мерцая,На небе лира золотая:Созвездье Лира,Там ОрфейИграет для жены своей.Для вас приятной будет весть:Она на небе тоже есть.Там астероид[9] ЭвридикаНесётся в космосе открытом.У них в космическом пространствеНа встречу точно будут шансы!* * *Версия вторая, оптимистичная(для впечатлительных детей)

По мотивам оперы Глюка[10]

Кругом безмолвие и мгла,Теперь навек она ушла…Орфей заплакал, зарыдал,В слезах у выхода упал.ОРФЕЙ:– Что сделал я? О Ангел мой!Как жить в разлуке мне с тобой?Навечно здесь теперь она(И в этом есть моя вина);Без Эвридики нет веселья,Уж лучше вместе в подземелье.Он в грудь кинжал вонзить хотел,Но вдруг Амур к нему слетел.АМУР:– Постой, Орфей, не нужно боле,Услышь богов великих волю:Они простить тебя решилиИ Эвридику отпустили.И вот теперь для двух сердец –Как в сказке, радостный конец!Пора прощаться, не скучайИ мифы Греции читай.

Миф о Персефоне, гранатовом зёрнышке и временах года

Действующие лица:

Зевс – верховный бог, главный на Олимпе.

Деметра – богиня плодородия и земледелия.

Персефона – дочь Зевса и Деметры.

Аид – бог подземного царства, повелитель загробного мира.

Гелиос – бог Солнца.

Присказка

Зима и осень друг за другом –Всегда идут они по кругу,Потом весна, а после – лето…Но как всё происходит это?Ты сможешь обо всём узнать –Лишь мифы нужно прочитать.* * *Итак, весна… Во время севаНа небе есть созвездье Дева,И ярче всех звезда одна –Зовётся Спи́кою[11] она.С Олимпа видно, как, сверкая,На небо Спика голубаяВосходит. И Деметра сноваВ природу жизнь вдохнуть готова.Она богиня плодородья,И вся Земля – её угодья;Она дарует зёрнам силу,Всё без неё в полях уныло.Но если Спика в небе светит,Весна придёт, поверьте, дети!Всё расцветёт, заколосится,И доброй вырастет пшеница.Узнать хотите почему?Сейчас поймёте, что к чему…Есть у Деметры дочь одна:Свежа, как юная весна,Та подрастала, веселясь,И Персефоною звалась.Подземный бог, Аид ужасный,Немолодой, угрюмый, властный,Решил жениться. Ну и ну!А где же взять ему жену?!Решил он к Зевсу обратиться,Сказал ему: «Хочу жениться!»И тот ему дарует в жёныДеметры дочку, Персефону.Ведь Зевс – отец девицы был,Её по-своему любил.
Однажды днём она гуляла,Цветы в букеты собирала.Как вдруг увидела: у ногНевиданной красы цветокБлагоухал. Она присела,Себе сорвать его хотела.Вдруг страшный грохот, вой и пламя,Земля разверзлась под ногами.Четвёрка вороных конейМелькнула тенью перед ней:На золочёной колесницеАид из тьмы подземной мчится.Он Персефону подхватилИ в царство мёртвых утащил.Лишь Гелиос её услышал:Он утром на прогулку вышел(На колеснице день за днёмОн мчится в небе голубом).И тут же крик её вдалиЗатих под толщею земли…* * *Деметра-мать повсюду ходит,Но Персефону не находит;На суше, в небе и в воде –Ну нет следов её нигде.Да где ж она? И что случилось?Под землю, что ли, провалилась?В одежды чёрные одета,В тоске бредёт по белу свету.Ни есть, ни пить она не может,Уж на богиню не похожа;Власы седые, скорбь в глазах,И пожелтело всё в полях.Пожухли всходы, нет колосьев,Среди весны приходит осень.Нет без Деметры урожая,Земля засохла неживая;Не вызрел хлеб, в жилищах холод,Грозит народу мрак и голод.Холодный ветер листья рвёт,Того гляди, что снег пойдёт…Узнать о дочке хочет мать:Куда пропала? Где искать?Но ей никто помочь не в силах,Вокруг всё пусто и уныло…Бог солнца, Гелиос, быть может,Хоть что-то слышал? Он поможет!И вот поведал тот, что в жёныАиду отдал ПерсефонуСам Зевс! И нужно будет ейЦарицей стать страны теней,Жить в подземелье круглый год…Деметра в шоке слёзы льёт.Вот на Олимп она взобрáласьИ в гневе к Зевсу обращалась:
ДЕМЕТРА (сердито):– О Зевс! О изверг! О злодей!Не жалко дочери своей!Ты у меня её отнял,Живую в землю закопал.Судьба её – без солнца житьИ старика женою быть!Ответил Зевс.
ЗЕВС (Деметре):– Домой ступай,О Персефоне не рыдай!К себе назад бери её,Пусть горе кончится твоё.Скорей весну верни в природу,Ты силу дай застывшим всходам.Пусть прорастёт пшеницы семя,Накормит всё людское племя!Для счастья дочери в мужьяХотел солидного царя,Но женщины в любви своейМешают счастию детей!Спроси у дочери ответ:«Питалась чем-то или нет?Что ела?»Ведь нельзя девицеИз рук Аида угоститься.С надеждой мать с Олимпа сходитИ дочь спасённую находит!В свои объятия заключилаИ про еду её спросила.ПЕРСЕФОНА (отвечает Деметре):– Все дни была я голодна,Всего-то съела три зерна.Три красных зёрнышка. Их сокЛишь утолить мне жажду смог.ДЕМЕТРА:– Всё кончено! (Деметра плачет.)Зерно граната это,Значит,Со мной нельзя тебе остаться,К Аиду нужно возвращаться.Супругу верность сохранятьИ лишь ему принадлежать.Тебя старик перехитрил:Гранатом спелым накормил!

Миф о гранатовом зёрнышке

Для верности в семье и дружбыНемного съесть граната нужно.И вот уж около дверейБог брака – юный Гименей[12];
На свадьбе главный он. Все знают,Что он влюблённым помогает,И крепче цепи брака нить,Её нельзя разъединить.И плод такой волшебной силыДеметры дочь уже вкусила…Но что тут делать, как же быть?Под силу Зевсу лишь решить.ЗЕВС:– Отныне будешь ты, девица,Три месяца в году царица.В подземном царстве жить должнаАиду верная жена.А в остальное время годаДарую я тебе свободу:Наверх ты будешь возвращатьсяИ с матерью своей общаться.А то вселенскою тоскойОна погубит род людской!С тех пор и ныне год за годомМеняет облики природа.Идёт к Аиду дочь Деметры:И сразу осень, дождь и ветры,Льёт слезы мать, в тоске вздыхает,И вся природа засыпает.На речках тонкой коркой лёд,А на Олимпе снег идёт.Когда же дочка к ней вернётся –Зиме конец, весна начнётся.Деметра радости полна,Проснутся пашни после сна,Богиня в небо устремится,В созвездье Девы превратится.Три колоска держа в руке,Она сияет вдалеке.Когда же Спика голубаяНад горизонтом засверкает,Пора в поля, уж время сева,Зовёт пахать созвездье Дева.Ведь по-латински, мой дружок,Зовётся Спикой колосок!

Эпилог

(Секретно, только для детей!)

Давайте мы у взрослых спросим:Как, почему приходит осень?Они расскажут всё научно,Наглядно, ко́ротко и скучно.Про эллипс[13], про земную ось,И ясно вроде, всё сошлось.Но мы-то знаем все ответы:Ах, Персефона! Где ты, где ты?..Таков наш маленький секретДля взрослых.Чао, всем привет!

Миф об Асклепии, боге врачевания

Действующие лица:

Асклепий – бог врачевания, сын Аполлона.

Зевс – верховный бог, главный на Олимпе.

Тáнатос – бог смерти.

Жил в Греции такой целитель –Асклепий. Был его учитель –Известный мудростью Хирон:Героев воспитатель он.

Слово о кентавре Хироне[14]

Кентавр – мифический герой:Конь с человечьей головой;Копыта, но мужские плечи,Есть хвост, а руки человечьи!Асклепию он дарит знанияИ учит тайнам врачевания…* * *Познав секреты древних книг,Способным вырос ученик.Он был особенным врачом –Узнаешь многое о нём…

Однажды он в лесу гулял,Коренья, травы собирал.И вдруг змея к нему метнулась,Кольцом вокруг ноги свернулась.Обви́ла посох, зашипела,В атаку броситься хотела,Дрожит раздвоенный язык…Асклепий замер. Через мигОн посох со змеёй бросаетИ в острый камень попадает.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

Атрибут – предмет, служащий отличительным признаком при изображении богов.

2

Олимп – самые высокие горы в Греции, 2900 м; в древнегреческой мифологии Священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом.

3

Чертóги – великолепный дворец, зáмок.

4

Млечный Путь – Галактика, в которой находится Земля в составе Солнечной системы.

5

Мир иной (или подземный мир) – место, где обитают души умерших; в греческих мифах это подземное царство Аида.

6

Пещера Дьявольское горло – находится в Болгарии, в Родопских горах. Согласно мифам, в этой пещере Орфей нашёл вход в подземное царство Аида.

7

Цербер – ужасный трёхголовый пёс, охраняющий вход в подземное царство мёртвых.

8

Тартар – глубочайшая бездна, расположена под царством Аида.

9

Астероид – небольшое небесное тело в Солнечной системе, движущееся по орбите вокруг Солнца.

10

Глюк – Кристоф Глюк, немецкий композитор, который сочинил оперу «Орфей и Эвридика» в XVIII веке.

11

Спика (от латинского spica – «колос») – самая яркая звезда в созвездии Девы. Древние греки видели в этом созвездии Деметру, держащую в руках колосья пшеницы. По времени появления весной созвездия Девы над горизонтом они ориентировались, когда начинать полевые работы.

12

Гименей – божество и покровитель брака, ему посвящаются песни на свадебных торжествах.

13

Эллипс – форма орбиты в виде вытянутого овала, по которой Земля движется вокруг Солнца. Именно такая форма орбиты, а также наклон оси вращения Земли – причина смены времён года.

14

Кентавр Хирон – самый известный и мудрый кентавр, воспитатель многих героев, в том числе наставник Асклепия.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу