Полная версия
КОРНИ РУССКОГО НАРОДА
В Сказе говорится также: «А после Каныша был Могучар царь, при котором осели Русы на семи реках, где они жили богато и счастливо». Важное указание на семь рек, но опять-таки прямо не раскрывающее, где именно располагался этот водный бассейн. Но нам известно, что понятие Семиречье было важным для Русов. Так в «Велесовой книге» есть сведения о двух регионах расположения неких Семиречий (конечно же, в качестве предположений): одно в предгорьях Тянь-Шаня в районе озера Балхаш, а второе в Крае Зеленом за Каспийским морем, в Туранской долине (см. работу «История Русичей по Велесовой книге»). Среди географических известных нам и существующих аналогичных названий имеется только одно – Семиреченская область в нынешнем Казахстане в районе озера Балхаш. Но что интересно, это то, что жили Русы в Семиречье по Сказу до тех пор, пока земля не начала трястись. Зная по предыдущему опыту, к каким последствиям это может привести, Русы ушли из того края точно так же, как они покинули некогда свою Северную землю. В Сказе указано, что Русы прежде жили на горах высоких, и оттуда скоро ушли, так как затряслась земля, а они знали, если земля трясется, то может произойти такое же великое зло, как было в 3емле Ойразской. По «Велесовой книге» известно, что Русы жили в Семиречье у Балхаша, и именно из предгорий Тянь-Шаня ушли Русы далее на запад.
Сказ про стародавни часы Русов
Стародавнее було и у нашихъ Прапращуровъ. За нимъ було еще самое стародавнее, а за темъ стародавнимъ було самое старое, такое старое, какъ Земля-Мать наша. И коли рукой доторкнешься, въ прахъ сыплется. А за той седой стариной еще старовина была. А одъ той старовины еле заметный следъ остался. За часы той старовины самой старой былъ у нашихъ Прапращуровъ Царь Сварогъ, и подъ нимъ еще тридцать Царей было, и кажный былъ именемъ Боговъ названный, и Цари те были Раями, а старшій изъ нихъ былъ Рай Раевъ, а тотъ Царь Царей великихъ. И селъ Царь Сварогъ на лодь, и поплылъ на югъ, Царства Египетскаго искать, и не нашелъ его. Не было еще Царства того, и вернулся Сварогъ. И поплылъ онъ въ други страны Земли, другихъ Царствъ искать Восточныхъ, и другихъ Царствъ Западныхъ выглядати. Мало нашелъ чего Царь Сварогъ на Земле, и мало людей встрелъ, а какіе были, то въ лесахъ хоронилися, отъ него убегали, и коли говорили, что – понять нельзя было. Собралъ тогда Царь Сварогъ Райцевъ своихъ и сказалъ имъ тако: «Семьдесятъ тысячъ летъ мы Оразами-Русами зовемся на земле нашей, и никто еще не могъ побити силу Руську. Такъ, Богъ дастъ, и дале будемо, и никто не побьетъ нашу силу Руську.» И закричали Русы, поднявъ шабли, что никто не побьетъ едину силу Руську. И сказалъ еще Сварогъ-Царь Русамъ: «Вы, Русы и Ставрусы, Русявы и Берусы, вы, Ресы и Гетарусы, Могучари и Хоропы, знайте, что все вы едины Орази, и не будетъ Царя, обирайте его изъ васъ, самаго мудраго, и не забудьте, что изъ Земли Оразовой мы, а тамъ, на Семи Рекахъ, у Горы Меры, у Горы Золотой вы все были какъ Цари. А скажу вамъ, если Царя оберете, покоряйтесь ему, якъ Манушъ, Первый Человекъ, покорялся Деду Сварогу нашему, имя которого мне отъ отца дано. И будете вы Раями все до единаго прото еще, что нетъ межъ вами низкаго, нетъ межъ вами последняго, злобнаго, и не будеть такой человекъ средь васъ, ото жъ и предавать васъ не будеть.» Вскричали тутъ Русы все голосно, что клянуться ему верными быти. Тогда Царь-Сварогъ сказалъ тако: «Поплыву еще съ Царями моими до полудне, поищу еще Египету – Земли дальней.» И такъ отплылъ Царь Сварогъ, и тридцать летъ не было его въ Земле Могучарской, въ Земле Семьской, Хороповой Синской. И после тридцати и трехъ летъ вернулся Царь, и сказалъ, что нашелъ онъ Египету-Земли, и что тамъ было непорядно все. И что былъ онъ Царемъ въ Земле той, чтобъ людей научить жить семейно, и чтобъ научить ихъ оружіе делать, землю раять, землю мерять, скотъ разводить, потому что не знали они ничего того, что Русы знали. И по техъ часахъ преставился Царь Сварогъ, а на место его сталъ другой Сварогъ, и такъ жили Русы въ Самаре той, на Земле своей Могучарской, Хоропской, и на семи Рекахъ могучихъ Руськихъ. Собирались часто Роды вместе судити, собирались Племена вместе рядиться, и старший въ Роде былъ Раемъ, Царемъ, и каждый Русъ былъ съ его именемъ. Коли жъ тронулъ кто одного Руса, целый Родъ шелъ мстить за одного брата, потому что все Родичи были съ однимъ именемъ, и все они другъ за друга стали, и другъ друга вызволяли изъ беды.
Комментарий
Представленный Сказ является как бы продолжением одного из предыдущих Сказов, где говорится о том, что Сварог отправился искать землю Египетскую. Хочется отметить несколько интересных моментов, связанных в Сказе с жизнью Русов. Первое, Русы жили на своей земле 70 (семьдесят) тысяч лет, и звались они Оразами-Русами. И это говорится в контексте того, что Русы есть «изъ Земли Оразовой». Это значит, что Русы пришли из земли Оразовой, где жили они 70 тысяч лет. Для науки такие цифры покажутся фантастичными. В исследовании «Откуда ты, белый человек?» мы предположили, что Северная земля затонула во время третьей катастрофы с Атлантидой около 80 тысяч лет назад, когда согласно Эзотерическому учению Лемурийская звезда на Полюсе полностью распалась на мелкие острова и таким образом материк, ранее там существовавший, полностью исчез, о чём, собственно, и повествуют Сказы.
Далее по Сказу, среди Русов были и Ставрусы, Русавы и Борусы, Ресы и Гетарусы, Могучары и Хоропы. И все они – Оразы. Можно предположить, что по созвучию эти народы были арийцами! В Сказе указано, что все эти народы были с земли Оразской, которая размещается у горы Меру, так называемой Золотой горы, что соответствует и индоиранским преданиям.
Второе, по указаниям в Сказах можно проследить маршрут перемещения Русов при расселении. После Каныша царя был Могучар царь, при котором осели Русы на семи реках, где они жили богато и счастливо: «И жили Русы в Самаре той, на земле своей Могучарской, Хоропской, на семи реках могучих русских». Здесь видим несколько более четкое указание на расположение края Семиречья, а именно, это место названо Самарой, которое было в районе семи могучих русских рек. На территории России есть одно географическое место с аналогичным названием – это город Самара на Волге и приток Волги река Самара. Если отталкиваться от этой точки, то в ближайшей зоне можно обнаружить семь достаточно крупных рек. Это – сама Волга, Урал, Кама, Вятка, Белая, Ока, Сура. При этом необходимо отметить, что на сегодня большинство учёных пришло к выводу, что слагалась индоиранская (арийская) общность где-то в русских степях в третьем – начале второго тысячелетия до нашей эры. Советский исследователь Б. В. Горнунг предполагал, что «колыбель индоиранского языкового и культурно-исторического единства» находилась в Среднем Поволжье, что соответствует сведениям Сказов. По-видимому, район средней Волги (Самара) играл важную роль в жизни древних Русов, что также соответствует нашему предположению, высказанному в исследовании «Об истории Русичей по Велесовой книге», о том, что именно в районе Волги издавна проживали Русы, так как некоторые события, описываемые в источнике, связаны в древности с Волгой. Да и обнаруженная Самарская археологическая культура играла, как будет показано в дальнейшем, базовую роль при расселении Русов с севера на юг (см. главу 2).
Из изложенного имеем следующий приблизительный маршрут переселения Русов с Северной земли: Великая протока, Великая река, Самара (Семиречье), Синдская земля. Можно предположить из отмеченных выше сведений, что путь расселения Русов с Северной земли шёл по большой реке. Так же считал и Ж. С. Байи, что лучшим способом передвижения переселенцев с севера на юг был водный путь вдоль русел рек. Затем часть людей, по-видимому, поселилась в Самаре. Возможно также, что Русы с затонувшей Северной земли выселились не только в районе Великой протоки, как указано в Сказах, но и в других местах по южному побережью Северного океана, в частности, в районе Русской равнины. И дальнейшее расселение людей в сторону тёплого юга шло, возможно, двумя потоками: по Оби и далее по Иртышу, а также и по Русской равнине, возможно, по Каме и далее по Волге (Кама в древности считалась началом Волги). Доктор исторических наук Н. Р. Гусева (санскритолог) предположила также, что переселение ариев с северных территорий шло по двум склонам Уральских гор – индоарии шли по западной стороне, а ираноарии – по восточной стороне.
Анализ изложенных в Сказах сведений показал несколько важнейших моментов из древнейшей жизни северного народа – Русов. Выскажем предположение о том, что речь в Сказах идет о древнейшем материке Арктиде6, который располагался в Ледовитом океане и затонул в результате планетарной катастрофы на Земле около 80 тысяч лет до н. э. Основные сведения о Северной земле взяты из Эзотерического учения, где говорится о ранее существовавшем материке, названным Гиперборейским (на нём появилась и развивалась Вторая Коренная Раса человечества Земли). Это материк в том или ином виде входил в состав Лемурии и Атлантиды и на определённом этапе имел название Лемурийская звезда, который окончательно ушёл под воду во время третьей глобальной катастрофы с Атлантидой 80 тыс. лет назад. Более подробно смотри исследования «Откуда ты, белый человек?», «Как было на самом деле».
Происхождение ариев индийских вед из северной страны также показано в указанном исследовании (аргументы Ж. С. Байи, Б. Тилака, С. В. Жарниковой, В. Н. Дёмина и др.), где сделан вывод о том, что Север Евразии является прародиной нынешнего человечества, о чём также говорит и Эзотерическое учение. Тем самым мы видим связь между Русами, проживавшими ранее на полуночной земле по Сказам, и известными ариями, оставившими нам ведийскую литературу и покорившими в своё время древнеиндийскую цивилизацию. Согласно исследованиям ДНК-генеалогии такая связь фиксируется и на генетическом уровне – гаплотип ныне живущих русских и представителей высшей касты Индии один и тот же. Эти данные позволяют нам правильно оценить сами Сказы, и в первую очередь, содержащиеся в них исторические сведения.
Сказание про Сораву и Русаву
За те старые часы, когда Прадеды Прадедовъ были, а время не считали, бо не умели, а кто умелъ, такъ за давиной забылъ; за те часы, колы стара баба не скажетъ, колы то было; за те часы, когда полудень не тамъ былъ, а когда въ небе два месяца было, а теде одинъ только ходитъ; за часы часовъ старовины были Прадеды наши въ степу, а на возахъ жили, якъ мы въ дому. Былъ тогда Царь надъ Русема, а Царь тотъ сына не имелъ, а две дочери, а одна была Сорава, а друга Русава. И то печаловался Царь Криврогъ, якъ не имелъ сына, чтобъ помочь была, а только дочки две, а съ нихъ что, вырастутъ, замужъ отдастъ, а замужъ отдастъ, изъ дому уйдутъ, а съ одного воза на другой, а що на чужомъ возу, то уже не твое, а що не твое, то на чужомъ возу. А молилъ Бога Царь, чтобъ хоть зятей добрыхъ да сильныхъ Богъ далъ ему. А пришла утромъ рано дочка Сорава а сказала отцу: «Не знаю, батя, какъ и сказать тебе, а видела я, какъ сестра младшая, Русава, съ хлопцемъ говорила, а тотъ хлопецъ высокъ собой, ясенъ а красивъ, силенъ а ловокъ, а коли виделъ меня, исчезъ сразу!» Позвалъ Царь Криврогъ Русаву, а такъ ей сказалъ: «Що же ты, дочка моя, отъ меня хоронишься, хлопца не покажешь? Разве не отецъ я тебе? Врагъ, что ли, тебе?» Заплакала Русава а такъ отвечала: «Не нарекай на меня, батя мой! Видела я того хлопца сама впервые, а не знаю, откуды шелъ онъ». А на другій день Русава пришла, а такъ отцу сказала: «Батя мой, вчера ты мне вырекалъ за хлопца моего, а сегодня, какъ развиднелось, Сорава сама тако жъ съ хлопцемъ была, а съ нимъ долго говорила». Позвалъ Царь Криврогъ Сораву, а такъ ее спыталъ: «Что же, дочко, вчера сама сказала на Русаву, а днысе сама съ хлопцемъ была?» Заплакала Сорава, а такъ одповедала: «Отче мой, не нарекай мне! Видела я мужа краснаго а добраго, а сказалъ онъ, что вдвоемъ съ братомъ завтра утромъ, какъ розвиднится, придетъ насъ обеихъ къ тебе сватать». А на другій день такъ и было: npіехали два молодця, якъ писаные, таки добри, статны а одегнуты, Царю Криврогу кланялись, дочерей его за себя просили. И сказалъ имъ Царь Криврогъ такъ: «А кто же вы такіе, чтобъ царскихъ дочекъ сватать?» «А мы – сыны Царя въ Неби, а все, що прошло, у насъ живетъ, а что будетъ, тако жъ у насъ живетъ!» «А где же съ дочками будете?» – спросилъ ихъ Царь, задумавшійся. «Не бойся, Царь Криврогъ, съ тобой будемъ! Тебе помогать будемъ! Такъ Отецъ нашъ велелъ.» И такъ остались они на возахъ царскихъ, а Дъдовъ нашихъ и Прадедовъ берегли, а всякаго врага били, а оттого и люди наши уцелели, а то бы пропали отъ враговъ, какъ други, како много было, а мало зосталося!
Комментарий
Отмечаем несколько важных моментов, связанных с жизнью древних Русов. Первое, прадеды не умели времена считать, а кто умел, тот за давностью позабыл. Было это «в те времена, когда полудень не там был, и когда в небе два Месяца было, а теперь один только ходит». Важное указание об изменении ориентации земли по сторонам света и об исчезновении одного Месяца с небосвода. Наверное, это связано с какой-либо планетарной катастрофой. Здесь явно имеется в виду смещение земной поверхности относительно небосвода, что и привело к тому, что солнце для тех, кто находился на Земле, стало всходить в другом месте по сравнению с прошлым периодом. А это возможно из-за изменения наклона земной оси. Эзотерическое учение даёт ответ на это. Там сообщается, что смена цивилизаций на планете Земля (по цепочке от Лемурии, Атлантиды и до Арийской нынешней цивилизации) сопровождается планетарными катастрофами, в основе чего лежат геологические преобразования планеты, и изменением наклона оси вращения Земли, что и выражается в перемещении точки восхода-захода Солнца.
Итак, по результатам представленных Сказов можно отметить. В Сказах имеется чрезвычайно важная для нас информация о Северной земле (см. карту Меркатора), на которой в далёкие времена жили Русы – белые люди. В результате планетарной катастрофы 80 тысяч лет назад Северная земля затонула, и люди были вынуждены покинуть ту землю и переселиться на юг, осваивая новые земли для новой жизни. В Сказах не говорится о причинах самой планетарной катастрофы в то время, но указывается тот факт, что гора Меру, расположенная на полярном материке, начала извергаться, что, по-видимому, было вызвано подвижкой тектонических плит на земле и привело к разломам земной коры и, как следствие, потоплению огромных территорий.
Полагаем, что можем локализовать ту Северную землю, о которой говорили многие древние авторы. Этот материк, согласно Эзотерическому учению, образовался и существовал в полном соответствии с законами эволюции на планете Земля. Именно на этом материке, ранее располагавшемся в Северном океане в районе нынешнего Северного Полюса (в те времена Полюс располагался в другом месте), формировалась Арийская Раса, на что указывают все мифы и легенды древних народов, а также свидетельства древних авторов. Эту землю современные учёные назвали Арктидой. В результате катастрофы 80 тысяч лет назад Арктида затонула, и люди, проживавшие там, были вынуждены переселиться на материк Евразия, северное побережье которого греки назвали Гипербореей. Но в то время кромка побережья Евразии лежала гораздо севернее нынешнего положения, и арии (т. е. Русы, согласно Сказам) начали осваивать новые земли. Но и на этом их беды не окончились. Согласно Эзотерическому учению, во время очередной планетарной катастрофы в X тыс. до н.э. (гибель последнего острова Атлантиды – Посейдониса) произошло смещение Северного Полюса в нынешнюю его точку, что значительно повлияло на климат в Евразии, в том числе в Гиперборее. Спасаясь от наступившего холода, представители Арийской расы двинулись далее на юг в поисках лучшей доли.
Вот таковы начальные сведения о древних Русах, далёких предках Русского народа, о чём сохранили более чем красноречивые свидетельства – народные предания, дошедшие до нас в виде Сказов от бабки Захарихи. И что удивительно, эти Сказы подтверждаются сведениями Эзотерического учения, которые донесла до нас наша соотечественница Е. П. Блаватская в своём труде «Тайная Доктрина» (см. главу 5).
2. «Велесова книга» о Русах
В предыдущем разделе показано, что древние Русы являются арийским народом, формирование которого происходило на севере Евразии. Согласно Эзотерическому учению, на этапе формирования новой цивилизации на планете (при смене Атлантской цивилизации на Арийскую) Боги непосредственным образом участвуют в этом процессе, передавая новой расе некие знания, чтобы она начала свой исторический путь не с нуля, а на базе уже достигнутых прошлой цивилизацией достижений, в том числе и в формировании соответствующего мировоззрения. Попытаемся проследить эти процессы по сведениям ценнейшего исторического источника о жизни древних Русов, так называемой «Велесовой книге».
В данном разделе исследования представим результаты анализа базовых исторических сведений о древних Русах, имеющихся во «Влескниге» (далее ВК), обоснованных нами в работе «История Русичей по Велесовой книге». Это позволит нам расширить наше понимание о древней истории Русов. При этом, представляя дощечки ВК, будем делать выжимки и излагать отрывки, представляющие для нас интерес. Сразу после изложения каждой дощечки будем давать комментарий по тексту ВК, решая тем самым главную задачу – понять смысл изложенной информации.
Полагаем правильным предварительно остановиться на основных краеугольных моментах, изложенных в ВК, освещающих жизнь древних Русов. В комментариях будем использовать понятие «Русичи», о котором в дощ. 33 говорится следующим образом. «И вот Русичи пошли от Белой Вежи и от Роси на Непрскую землю, и там Кий создал град Киев. И собрались вместе Поляне, Древляне, Кривичи и Ляхи в кучу Русскую и стали все Русичи». Согласно дощ. 5б (1): «В древности были на Руси Хазары, нынче же всё – варяги… Мы же Русичи, никак не варяги…». Термин «Русичи», обозначающий большое племя, подчёркивает преемственность племён, описанных в ВК, с нами, русскими, живущими ныне. В дощ. 8 отмечается: «Есьмы мы Русичи. Гордиться нам происхождением нашим надобно, и держась один другого, бороться до смерти правой». Патриотический призыв, который актуален и по сей день. «Русичи» в ВК ещё не есть Русские в прямом смысле, это наши пращуры, на базе которых и шло формирование Русского народа. Итак.
16 (и далее принятый номер дощечки ВК)
Влескнигу сию посвятим Богу нашему. Ведь Он – прибежище и сила.
Во времена оны был муж, и был он благ и праведен, и звался Отцом Тиверским, и жену и двух дочерей имел. Был у них скот – коровы и много овец. С ними он был в степях, и однажды, не имея мужей для дочерей своих, о том просил Богов, чтобы род его не пресёкся. И Дажьбог услышал мольбу ту и по мольбе даёт ему просимое, потому как тому уж был срок.
Комментарий
Книга посвящена Богу Велесу. Это очень важный момент для понимания содержания ВК. Обойти это никак нельзя, так как это напрямую отражается на самом содержании книги. Суть ВК – это сборник нравственных поучений, наставлений, в основе которых лежит почитание Богов, что было частью религиозного культа, поэтому деяния предков, их история и передавались из поколения в поколение, и на примере предков воспитывалось подрастающее поколение. Такова была жизнь наших Предков, и религия не просто играла в ней весьма важную роль – она была сутью этой жизни, корнем, из которого жизнь и росла, осью, вокруг которой она и вращалась, оплотом, на котором она и держалась, она была самой этой жизнью.
Скажем несколько слов о Боге Велесе. Это один из самых мистических и древнейших богов славянского пантеона. Имя его производят то от индоарийского «велу», что значит «луг», «пастбище», то от санскритского «вала» («бала») – волос, шерсть скота, а также глагола «бал» («вал») – сохранять богатство, питать, одаривать. И, видимо, все эти варианты имеют смысл, поскольку образ Велеса является наиболее объёмным и многомерным среди прочих богов славянского пантеона. Он – известный покровитель пастухов, «скотий» бог, правитель земных и небесных стад. А тот, кто владеет большими стадами, владеет и богатством, поскольку во времена скотоводства (преимущественно бронзовый век), именно животные кормили, одевали и обували людей, а также служили средством обмена и продажи. Имя Велеса стало обозначать признаки богатства и могущества: «велий» («великий»), «велеть», «величать». Таким образом видим, что прослеживается связь древних Русов с арийскими корнями.
Во времена, когда охота сменилась на скотоводство и началась разведение крупного рогатого скота (ок. III тыс. до н.э.), с именем Велеса вначале связывали образ Коровы (в дощ. 7э упоминается небесная Корова Земун как прародительница Русов), а затем Быка. Скот, как показано в ВК, играл огромную роль в жизни Русичей, был главным содержанием их жизни в древности, так как сохранение стада являлось основным фактором выживания. Как следствие, ради этого осуществлялись перемещения в пространстве в надежде найти более травные пастбища.
ВК делает несколько экскурсов во времена отдалённые и вообще незапамятные, вспоминая, откуда пошёл род Русичей вообще, утверждая их божественное происхождение. В данной дощечке Даждьбог (одно из воплощений главного Бога пантеона, см. ниже) чудесным образом вмешивается в судьбу Отца Тиверского, дочери которого не имели мужей, и даёт Отцу просимое.
На легендарном происхождении Русичей автор останавливается далее ещё несколько раз. В частности, согласно дощ. 25 Сварог (см. далее) сотворяет Русичей «от перстов своих». Затем сообщается, что три дочери Богумира также выходят замуж за трёх небесных посланцев-вестников: Утренника, Полуденника и Вечерника (дощ. 9а). Таким образом, легендарной стороне вопроса о происхождении Русов в ВК уделяется значительное внимание. Судя по всему, автор (ы) хотел (и) подчеркнуть о большом значении Богов в жизни Русов. И это вполне закономерно, так как сама книга ВК является в первую очередь сборником нравственных поучений. Т.е. видим непосредственное участие Богов в жизни Русов, что соответствует Эзотерическому учению.
Благой и праведный муж был «во времена оны» или, как говорили позже, «во время оно», то есть, «в то время» – во времена эпические, где нет не только дат, но и каких-либо других временных привязок или знакомых по другим источникам персонажей, или других ориентиров. И имя здесь его не называется. Главный же смысл текста дощечки – что просимое даётся Богами тогда, когда тому выходит срок. Сроки же точно только Богам известны. Нам же надлежит чтить Богов, возглашать Им Хвалу и Славу.
Дощечка описывает племя Русичей в лице мужа – Отца Тиверского – как скотоводов, у которых было много скота, коров и овец, и жили они в степях. Это ещё время до зарождения земледелия. Сведения о самом Отце Тиверском в ВК отсутствуют. По-видимому, это легендарная фигура. Тиверцы, как говорит официальная история – объединение восточнославянских племён, обитавшее в первых веках н.э. по р. Днестру до Чёрного моря. В 8 веке Тиверцы владели Приднестровьем и отчасти Прибужьем. Где они были в более ранние времена – науке неизвестно.
25
Вот речет Орею Сварог наш, как того сотворил: «Сотворю вас из перстов моих. И будут говорить, что вы есте сыны Истварега. И станете сынами Иствареговыми, и будете как дети мои, и Дажьбог будет Отец ваш. И Ему явите послушание, и Он вам скажет, что вам надобно для того делать, и как говорить, и как поступать. И, народ великий, победы одержите по всему свету и разобьете роды иные, – вы, те, которые вызовут силы из камней, чудеса сотворяя – без коней повозки, и всякие содеете чудеса помимо кудесников, потому что всякий будет грясти как кудесник, и, обряд сотворяя, заклинания сделают на войско, и войско покорится. И так, слова многие и многие, и теми словами одурманите воинов и поработите, и в обмен за золото, в обмен на то продадите воинов врагам, хотящим того».
И то Боги вам рекут: «Ореевы заветы любите, мир зеленый и жизненный! И любите друзей своих, и будьте мирными между родами!»
И после того в свое время было семьдесят князей наших, такие как Мезислав, Боруслав, Комонебранец и Горислав. И так избираемы были и иные вечем, и отставляемы вечем, если люди не хотели их. Эти князья весьма труждались. И Кышек был велик и мудр. И он умер, а после него были иные, и каждый делал что-то доброе для Русов. Память наша это удерживает, … и никто не смеет этого забывать – се, проклят такой будет Богами и человеками, и люди выбросят имя его из памяти навеки.