bannerbanner
Счастье без усилий. Все о глубинной медитативной практике. Часть I
Счастье без усилий. Все о глубинной медитативной практике. Часть I

Полная версия

Счастье без усилий. Все о глубинной медитативной практике. Часть I

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Да, конечно, даже тогда все еще возможны импульсы гнева, радости, страсти, желания, гордости и др., но у пробужденного сознания они растворяются в состоянии изначальной природы и мудрости. Непробужденный же человек цепляется за них, следует за ними, накручивает себя и усложняет жизнь себе и окружающим. Ему они приносят проблемы и зацикленность на этом. В то же время тому, кто идет по пути пробуждения, те же самые импульсы гнева, радости, страсти, желания и гордости несут опыт, освобождение от зависимостей и мудрость видения того, что происходит в сознании, а не слепое следование за своими инстинктами. И пробужденное сознание, как итог, обретает радость и свободу.

Более подробно мы поговорим об этом в следующих главах, а пока просто примите это утверждение.

Практика – самый простой и доступный способ привести сознание в естественное состояние

У Бога, Вселенной, судьбы – называйте как хотите – для каждого из нас заранее предусмотрены «заготовки», по которым и выстраивается наша жизнь. Но это не означает отсутствие выбора. Отнюдь – только мы решаем, как именно провести отпущенное время: «цепляясь» ли за свои переживания, повинуясь ли отравленным ядами импульсам, блуждая ли в неведении, или же извлекая из всего мудрость, расценивая любые испытания как опыт, осознавая, что боль – это возможность освободиться от зависимостей, а поступающие извне просьбы – шанс развить дар даяния.

Хотя и эти варианты не единственные. Каждому из нас также дана возможность достичь счастья кратчайшим путем – через практику. Ту, которая ведет нас к пробуждению, к естественному состоянию сознания.

Вы наверняка ждете от меня инструкции, как этого достичь. Возможно, уже приготовились записывать список дел, переделав которые достигнете состояния будды. У меня для вас две новости:

1. Такого списка нет.

2. Путь к счастью намного короче, чем вы думаете, и не укладывается в прокрустово ложе четкого алгоритма.

Великие мастера Тибета достигали и по сей день достигают пробуждения и освобождения своего сознания за одну жизнь. Это самый верный путь к достижению счастья. Но книга, которую вы держите в руках, не про то, как за одну жизнь достичь полной духовной реализации, а про то, как обрести направление, которым идти для освобождения сознания. Она также учит вас тому, как в быту – здесь и сейчас – использовать секреты великих мастеров для постижения великих духовных истин. Неслучайно мой псевдоним – Джалю[4]. Это моя дань и вера в мастеров, которые существуют и достигают радужного тела и сегодня.

Не нужно пытаться наработать в себе какие-то качества преднамеренно, нужно освобождать сознание от переживаний путем исследования и узнавания их сути. Только так происходит знакомство с естественным состоянием, только так сознание очищается от переживания. А это, в свою очередь, и есть высшая добродетель.

Конечно, тут знакомые с буддизмом люди могут напомнить мне про сутры[5], которые учат, что для достижения духовной реализации и жизни в благости необходимо совершать определенные благовидные деяния. Но это никак не противоречит моим словам, ведь цель практики – достижение естественного состояния сознания. А в нем благие дела совершаются сами собой, просто и без усилий. Они становятся необходимы человеку как воздух, вода или пища.

Понимаете? Не сначала благие поступки, а потом естественное состояние сознания, а наоборот. Конечно, если вы уже сейчас чувствуете в себе потребности творить добро – творите. Но от чистого сердца, а не ради выгоды. Если же вы будете совершать хорошее в надежде на вознаграждение, вас, скорее всего, постигнет разочарование.

Естественное состояние сознания – это жизнь без намерений. Хотя тут и есть определенный парадокс – чтобы его достичь, требуется намерение, намерение практиковать. Но на всем нашем пути оно будет единственным – в дальнейшем же все происходит естественно, без концепций ума и порождаемых им заблуждений.

Практика – это самый короткий путь освобождения от любых намерений и концепций. Она позволяет добиться счастья в один миг.

Как это происходит?

1. Сначала достигается естественное состояние сознания.

2. Затем появляется ясность взгляда, позволяющая мгновенно распознавать переживания, порождаемые ядами сознания.

3. И наконец яды растворяются естественным образом и без усилий, а их место занимает сияющая мудрость.

У каждого из нас есть истории, причиняющие дискомфорт, ведь жизнь – она про то, чтобы преодолевать и освобождать сознание от того, что причиняет боль и трудности, постигая суть этих страданий в самом себе и становясь счастливым. В этом и есть ее цель и суть. Сделав выбор в пользу практики, вы ослабляете влияние боли на жизнь. Это возможно благодаря пониманию того, что мысль, породившая переживания, по своей природе пустотна и необнаружима. Это также позволяет обрести ясность взгляда и отчетливо увидеть причину своих эмоций.

Нам часто свойственно сначала очаровываться людьми или событиями, а потом в них же разочаровываться. Но и то и другое – есть заблуждение ума, придуманные им концепции относительно происходящего. Часто на «прозрение» уходят годы (если не вся жизнь). Благодаря практике это время сокращается буквально до одного мига. Практикующий человек видит суть – он понимает, какие именно ЕГО заблуждения стоят за тем или иным мнением о человеке, событии или явлении. Распознав заблуждения, можно отчетливо увидеть и заблуждения окружающих. Так появляется дар предвидения – практикующий человек видит момент, когда он собирается вступить в диалог или совершить поступок, которые порождаются ядами сознания. И осознает он это не после, а до того, как скажет или сделает что-то, что причинит боль ему или окружающим. Подобная «прозорливость» позволяет с большей готовностью встречаться с разочарованиями и даже обретать в них силу. Она помогает постичь собственные концепции и шаблоны, «разбивать» их и таким образом становиться более свободным. По мере освобождения сознания пугающие вещи просто «растворяются». При этом то, что мы делаем сегодня из освобождающегося (или освобожденного) состояния сознания, в корне меняет события в будущем. Таким образом, с каждым днем практики трудности ослабевают, мир становится более дружелюбным и открытым.


Практика помогает обрести баланс между духовной чувственностью и здоровой логикой без цепляния за жесткий материализм.

Медитация, анализ, исследование позволяют увидеть суть происходящего через наблюдение за собой и своим сознанием.

Высшая реализация для сутр – это достижение пустотности и отсутствие самости.

Тантры[6] учат, что все вокруг – есть проявление божественности. В тибетской философии даже существует понятие Всеблагого. Под ним понимается естественное состояние ума, обладающее природой самоосознавания. Однако разделение событий на божественное и небожественное – тоже всего лишь одна из концепций ума и, следовательно, является заблуждением и ограничением на пути полной духовной реализации.

Поэтому мы идем в постижениях выше – мы постигаем, что сознание находится в естественном состоянии, которое и является как раз тем самым Всеблагим. Знакомство с естественным состоянием дарует сознанию освобождение от переживаний. Без каких-либо концепций.

Ваша задача – научиться жить в естественном состоянии не мыслеформами, идеями и намерениями, а чувствами и переживаниями сознания. Ведь именно оно толкает нас на те или иные поступки. Его возврат в естественное состояние дарит жизнь, полную глубокого познания всего происходящего вокруг без цепляния и концепций, но с пониманием того, что именно произойдет в следующую минуту. При этом глубокий анализ и обдумывание не требуются. Точно так же, как в повседневной жизни нам не нужно представлять себе во всех красках, что произойдет, если мы наступим в лужу, мы просто это знаем… Так и в естественном состоянии сознания – мы живем, глубоко познавая все происходящее вокруг без разматывания цепочки мыслей.

Как когда-то мы учились ходить, теперь нам нужно научиться жить в естественном состоянии сознания, чтобы оно давалось так же легко, как дыхание. Возврат в естественное состояние – и есть абсолютное счастье, наполненность и удовлетворенность. И только наше вмешательство в работу сознания является единственным для этого препятствием.

Это не сразу понятно, но в процессе практики вы это непременно постигнете. Я это точно знаю, так как когда-то и мне не была ясна суть этих слов, но через познание, чтение и перечитывание я в итоге пришла к пониманию. Оно стало одним из самых сильных моих переживаний! Верьте, с вами это тоже непременно случится, если вы присоединитесь ко мне в практике.

Раздел 2

Помехи на пути к пробуждению сознания

Двойственность и цепляние за «Я» как препятствия на пути к пробуждению

Казалось бы, если счастье – это естественное состояние нашего сознания, почему тогда, если оно уже в нем пребывает, мы несчастны? Да потому, что сознание наше, в силу разных причин, затемнено.

Затемнение (заблуждение, цепляние за заблуждение) – это такое состояние, в котором одна мысль цепляется за другую и улетает далеко-далеко. Цель практики – растворить его и пробудиться.

Человек все внешнее переживает как что-то отдельное от него – он навешивает шаблоны и ярлыки, с которыми потом существует и согласно которым действует. Это и есть двойственность и отделение от внешнего. Практикующий человек тоже видит отдельность события или явления, но ему доступно понимание того, что его переживание является продолжением увиденного, что именно он влияет на все внешнее этим своим переживанием, что в одном поле все имеет общее переживание.

В практике мы идем к тому, чтобы высвобождать возникающие импульсы, расслабляться и наблюдать, как пространство вовне меняется.

Сознание непрактикующего человека цепляется за импульс, видит его как нечто отдельно существующее и начинает крутить в голове. Оно формирует какое-то внутреннее состояние, общий фон, поле. Возникает иллюзия верности переживания, отпадают сомнения в его правильности. И таким образом рождаются заблуждения и формируются намерения быть с этим или не быть, сделать своим или отторгнуть. Хотя это всего лишь шаблон, искаженное восприятие. Так возникает привычка жить без доверия внутренним импульсам, исходя исключительно из шаблонов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Бодхисаттва в буддизме – это человек, принявший решение стать буддой для блага всех существ. До появления монастырей люди на Тибете практиковали в одиночку, парно и целыми семьями с целью обретения сознания будды. Со временем (в основном на Западе) появилось и устойчиво закрепилось заблуждение, будто просветление – удел избранных монахов, обретающих сознание будды под руководством опытного Учителя. На самом деле стать буддой может любой практикующий мирянин на Тибете, а главным учителем в практике является само Учение, которое передают друг другу мастера, реализовавшие свою естественную природу.

2

https://www.the-village.ru/people/good-habbit/367295-gadzhety-s-utra

3

О ядах вы узнаете в главе 2 раздела 2.

4

ja’ lus (тиб.) – радужное тело. Это способность человека по своей воле мгновенно превращаться из объекта материального мира в «столп света».

5

Сутра в буддизме является одним из двенадцати классов священных текстов.

6

Тантры – раздел философии, изучающий освобождение сознания посредством расширения, увеличения энергии.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2