Полная версия
Преподобный Севастиан Карагандинский
Ольга Рожнева
Преподобный Севастиан Карагандинский
© Сретенский монастырь, 2015
• Отец Севастиан наставлял: «Надо держаться царского пути, то есть во всем придерживаться золотой середины, а, главное – всегда полагаться на волю Божию и Его Божественный Промысл».
• Говорил: «Только вера, добрые дела, милостыня идут с нами в будущую жизнь, и никто не поможет: ни друзья, ни родные».
• Старец учил смирению, любви, учил хранить мир в душе: «Ничем не спасешься, что снаружи тебя, а только тем, чего достигнешь внутри души своей и в сердце, – мирную тишину и любовь. Чтобы взгляд ваш никогда ни на кого не был косым. Прямо смотрите, с готовностью на всякий добрый ответ, на добрый поступок».
• Учил также правильно распределять свое время, ценить его: «Время дано Господом для правильного употребления его во спасение души и приобретения будущей жизни. Время должно распределять так, как хороший хозяин распределяет каждую монету – какая для чего. Каждая имеет у него свое назначение. Так и время будем распределять полезно, а не для пустых забав и увеселений, разговоров, пиров, гулянок».
Отец Севастиан (Фомин)
• Предупреждал: «Взыщет Господь, что мы украли время для своих прихотей, а не для Бога и не для души употребили».
• Схиархимандрит Севастиан Карагандинский (в миру Стефан Васильевич Фомин) – замечательный подвижник, духовный воспитанник и продолжатель традиций оптинских старцев, преподобных Иосифа и Нектария, бесстрашный исповедник веры Христовой, неутомимый пастырь, стяжавший многочисленные дары Божии.
• Жизнь этого старца неразрывно связана с Оптиной пустынью. Впервые он побывал там в 1888 году четырехлетним мальчиком, когда его родители, крестьяне Орловской губернии Василий и Матрона возили троих сыновей в монастырь – благословиться у великого оптинского старца Амвросия.
• В этом же году отец умер, а через год и мать. Любимый средний брат Роман ушел в Оптину и стал послушником, а Стефану пришлось помогать старшему брату и лишь изредка утешаться поездками в Оптину пустынь. Уже в детстве озорные сверстники дразнили смиренного и кроткого сироту «монахом».
• Монахом он и стал. Пришел в Оптину в двадцать пять лет – и нашел там себе настоящего отца – старца Иосифа. Господь даровал юноше великую милость – он стал келейником преподобного Иосифа. Позднее Стефан вспоминал: «Жили мы со старцем, как с родным отцом. Вместе с ним молились, вместе кушали, вместе читали или слушали его наставления». Старец Иосиф очень любил своего келейника и говорил о Стефане: «Он нежной души».
• После смерти духоносного наставника Стефан стал келейником преподобного Нектария. Рядом с этими великими старцами молодой послушник быстро рос духовно и был счастлив.
• В грозном 1917 году его постригли в монахи в честь мученика Севастиана. В 1923-м, когда власти потребовали выселения всех монашествующих из Оптиной, отца Севастиана рукоположили в иеродиакона. В 1927-м епископом города Калуги он был рукоположен в иеромонаха.
Преподобный Нектарий Оптинский
• Отец Севастиан жил в Козельске вместе с оптинской братией и часто навещал старца Нектария, находящегося в ссылке.
• Когда 29 апреля 1928 года последовала блаженная кончина преподобного Нектария, отец Севастиан оплакал старца на похоронах и ходил к нему на могилку. Отец Нектарий благословил своего келейника после своей смерти ехать служить на приход, и отец Севастиан выполнил благословение старца. Он уехал в Калугу, а затем, по приглашению настоятеля Ильинской церкви города Козлова, протоиерея Владимира (Нечаева), приехал в Козлов. Служил в Ильинской церкви с 1928 по 1933 год, вплоть до своего ареста. В эти годы отец Севастиан вел неутомимую борьбу с обновленцами.
• Поддерживал он также связь с братией Оптиной пустыни. Так, в 1929 году он напутствовал Святыми Тайнами вернувшегося из ссылки, умирающего иеродиакона Кирилла (Зленко), бывшего письмоводителя старца Варсонофия.
• Когда арестовали протоиерея Владимира (Нечаева), отец Севастиан стал заботиться о его матушке Ольге и их детях.
• В это время в Козлове проживали многие монашествующие из закрытых властями монастырей, а также миряне, посещавшие прежде Оптину пустынь. Они стали собираться вокруг пастыря – отца Севастиана.
• В 1933 году безбожные власти обвинили в создании контрреволюционной церковно-монархической организации множество монашествующих и мирян. Арестованного отца Севастиана выставили в одной рясе на мороз и требовали отречения от Христа. Стража, чтобы не замерзнуть, сменялась каждые два часа, а он стоял и молился. Господь сохранил верного своего служителя. Старец вспоминал об этом: «Матерь Божия опустила надо мной такой “шалашик”, что мне было в нем тепло».
• На допросе исповедник отвечал бесстрашно: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему». При этом говорил, что нужно «молиться, молиться Богу, а также жить в любви, тогда только мы от этого избавимся. Я мало был доволен соввластью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается православная вера».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.