bannerbanner
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля


Ольга Рожнева

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

© Сретенский монастырь, 2015


• Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Молитва – дыхание духовное; молясь, мы дышим Духом Святым… Молитва есть дыхание души, как воздух – дыхание естественное тела».

• Говорил также: «Величайшее дарование Божие, в коем мы больше всего нуждаемся и которое получаем весьма часто от Бога вследствие нашей молитвы, есть сердечный мир».

• Еще говорил: «Жизнь настоящая есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом».

• Отец Иоанн ревностно боролся со своими страстями, заботясь о чистоте сердца, и свидетельствовал: «Жизнь моя – это долгая, упорная и непрестанная борьба с самим собою, борьба, которую я веду в настоящее время при постоянном подкреплении благодати Божией».

• Отец Иоанн наставлял: «Ничем не пренебрегай в духовной жизни, ничего не считай малым, не стоящим большого внимания: чрез малые грехи диавол ведет к великим».

• Он же говорил: «Как мать учит ходить младенца, так Господь учит нас живой вере в Него».



• Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев) Родился 19 октября 1829 года и наречен Иоанном в честь святого Иоанна Рыльского. Он провел детство в крайней бедности и лишениях. Рос тихим, сосредоточенным ребенком, любил природу и богослужения.

• В своей единственной автобиографии отец Иоанн писал: «Я сын причетника села Сурского Пинежского уезда Архангельской губернии.




Домовый храм в память праведного Иоанна Кронштадтского на родине святого


• С самого раннего детства, как только я помню себя, лет четырех или пяти, а может быть и менее, родители приучили меня к молитве и своим религиозным настроением сделали из меня религиозно-настроенного мальчика».

• Отец святого праведного Иоанна был дьяконом, дедушка – священником. Другие предки в роду отца были священниками на протяжении по меньшей мере трехсот пятидесяти лет.

• Когда мальчику исполнилось девять лет, отец, собрав последние крохи, отвез его в Архангельское приходское училище. Трудно давалась ему грамота, из-за чего он сильно скорбел. В один из таких тяжелых моментов, в глубокую полночь, когда все спали, он встал и начал молиться особенно горячо. Господь услышал молитву: Божественная благодать осенила мальчика, и, по его собственному выражению, «мгновенно как бы завеса спала с его глаз». В 1851 году Иоанн Сергиев окончил семинарию с отличием и поступил в Петербургскую духовную академию.


Петербургская духовная академия


Андреевский собор в Кронштадте (взорван в 1931 г.)


• Во время учебы в духовной академии Иоанн увидел себя во сне в священнических одеждах, служащим в Андреевском соборе города Кронштадта. Через несколько дней он получил предложение взять в жены дочь настоятеля того самого собора и согласился.

• Пятьдесят три года отец Иоанн служил в Андреевском соборе. Кронштадт в те времена был местом административной высылки многочисленных нищих и чернорабочих. Молодой священник стал посещать лачуги, землянки и бедные квартиры. Он утешал брошенных матерей, нянчил их детей, пока мать стирала; помогал деньгами; вразумлял и увещевал пьяниц; раздавал все свое жалованье бедным, а когда не оставалось денег, отдавал свою рясу, сапоги и сам босой возвращался домой в церковный дом. Это привело даже к тому, что одно время его жалование выдавалось не ему, а его жене.



• Отец Иоанн много учил о важности молитвы: «Молитва дает крепость душе и телу, просвещает лицо. Молитва – золотая нить, соединяющая тварь с Творцом. Она дает бодрость и мужество при различных искушениях, содействует успеху в делах, укрепляет веру и другие добродетели, содействует исправлению жизни, порождает слезы покаяния, склоняет к делам милосердия».

• Он говорил: «Без молитвы христианин, как рыба без воды, жить не может».

• «Если ты хорошо помолишься, – советовал отец Иоанн в своем дневнике, – то выгадаешь два-три часа хорошего сна».

• Он еще говорил: «Ничто так скоро не погашает в нас духа, как невоздержание, пресыщение и рассеянный образ жизни».

• Говорил также: «Для того чтобы провести весь день совершенно свято, мирно и безгрешно, единственное средство – это самая искренняя и горячая молитва утром сразу после сна. Она введет в сердце Христа со Отцом и Духом Святым и таким образом даст душе силу противостоять злу».



• Отец Иоанн наставлял: «Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдешь от Нее, не получивши милости».

• Говорил еще: «Святые Божии близки к верующим сердцам и как самые искренние и добрые друзья в минуту готовы на помощь верным и благочестивым, призывающим их верою и любовью… За этими духовными помощниками не нужно посылать и долго выжидать: вера молящегося в мгновение может поставить их у самого сердца твоего, равно как и принять по вере полную помощь, разумею, духовную. То, что говорю, говорю с опыта».

• Отец Иоанн наставлял: «Если кто вас спросит, зачем вы молитесь иконам бездушным, какая вам от них польза? – скажите, что от икон наших мы несравненно больше получаем пользы, чем от самого доброго и благотворительного человека; скажите, что от икон приходит всегда благодатная сила и помощь душам вашим, избавляющая вас от грехов, скорбей и болезней, особенно же от икон Спаса и Богоматери; что одно сердечное с верою воззрение на них, как на живых и близ нас находящихся, спасает от лютых скорбей, страстей и мраков душевных, что если прикосновение к ризам Спасителя и платкам апостолов делало больных здоровыми, то тем более лики Спасителя и Богоматери сильны исцелить верующих от всякой скорби, по вере в Господа и Богоматерь».

• Еще говорил: «Иногда в продолжительной молитве только несколько минут бывают угодными Богу и составляют истинное служение Богу».

• Он же говорил: «Иногда человек молится, по-видимому, усердно, но молитва его не приносит ему плодов покоя и радости сердца о Дусе Святе. Отчего? Оттого, что, молясь по готовым молитвам, он не каялся искренно в тех грехах, которые он учинил в тот день, которыми осквернил свое сердце, этот храм Христов, коими прогневал Господа».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу