bannerbanner
Неоднозначность обстоятельств
Неоднозначность обстоятельств

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

– Знаешь, если творить – это то, чем ты живешь и дышишь, ты не должна сдаваться только потому, что кому-то не нравится. Мне кажется, тебе надо выстроить здоровые границы с твоей бабушкой. Высказать ей всё. Обозначить темы, которые не стоит затрагивать. Поговорить по душам.

– Это невозможно.

– Да брось, не может она быть настолько твердолобой. Надо попробовать.

– Ты не поняла. Это невозможно. Сегодня утром она умерла.

Глава 2. Утро Риты.

Утро выдалось пасмурное, хмурое, холодное, совсем осеннее. Рита открыла глаза и поняла, что чувствует себя нормально. И это не в порядке вещей. Депрессивный эпизод слишком короткий. Не вставая с кровати, она позвонила своему доктору и договорилась о встрече, чтобы обсудить случившееся и пересмотреть лечение.

Девушка сладко потянулась, чувствуя, как кровь разгоняется по ее телу. Улыбнулась, надела любимую домашнюю футболку и направилась на кухню. Там у плиты крутился Марк, готовя оладьи. Рита шумно потянула носом и проворковала:

– Как пахнет классно! Я умираю с голода.

Марк обернулся на нее и нахмурился.

– Нет, муж, скажи, что сейчас не будет лекций, такой хороший день!

– Лекций? Серьезно? Рит, вчера дочь весь день провела с посторонней женщиной, пока ты валялась в кровати и жалела себя.

– Марк, мы это обсуждали миллион раз. Я не владею собой во время эпизодов. Это физиологически сильнее меня.

– Это твои тупые отмазки.

– МАРК! Если ты настолько ограничен, что не в силах понять природу моего заболевания после всей той тонны информации, что я тебе предоставила, то что ты вообще до сих пор тут делаешь???

– Почему ты перестала принимать лекарства?

– Я не перестала. Но, кажется, мне они не подходят. Я уже договорилась с доктором о встрече.

– Знаешь, это всё уже несколько чересчур. И начинает порядком надоедать.

– И что мне делать? Думаешь, я могу щелкнуть пальцами и всё пройдёт? Ты знал, какой я человек, когда мы женились. Ты знал, когда мы решились на ребенка. Откуда сейчас взялись эти претензии?

– Слушай, я думал ты перебесишься, перерастешь.

– Эээээ. Типа как? Это заболевание. Ты ведь не надеешься, что люди с диабетом перестанут болеть, потому что переросли и перебесились?

– Ну, это другое.

– Это такая же физиологическая болезнь!

– Нет, психические заболевание не то же самое.

– Марк, ты вообще читал хоть одну статью из тех, что я тебе скидывала?

– Зачем? Я итак понимаю, что к чему.

– Каким, простите, блин образом? У тебя медицинское образование?

– Мне это ни к чему. У меня богатый жизненный опыт, итак понятно, что и как.

– Это бред.

– Раньше люди нормально жили, не забивали себе голову этой херней. Работали, домой приходили уставшие, ели да спать ложились. Или кто в поле пахал. И не было времени забивать себе голову всей этой ерундой. А сейчас все такие нежные стали. У всех депрессии, тревожные расстройства и всякое прочее. Напридумывали себе. Это всё от безделья. Вон у тебя стиралка, микроволновка, баночки детского питания, моющий пылесос, утюг с отпаривателем и прочие удобства. Вот ты себе голову и засираешь.

      Рита в шоке смотрела на своего мужа, даже не находя слов.

– Может, тебе, Рита, стоит просто взять себя в руки и побыть нормальной матерью и женой? Глядишь, и вся твоя дурь улетучится.

– Марк, ты идиот? Мы столько лет вместе, но я от тебя такую чушь первый раз слышу. Ты ведь это не всерьёз говоришь?

– Почему это?

– Откуда все эти архаичные токсичные убеждения в твоей голове?

– Ой, понабралась умных слов у своей врачихи. Матери твоей тоже всё это осточертело.

– Аааааа. Ясно, откуда ноги растут. Твоя маман тоже такого мнения?

– Да, Рита. Мы все так считаем, тебе пора взять себя в руки и повзрослеть.

Девушке было что возразить. И про развитие науки, и про статистику самоубийств, послеродовых депрессий и психических заболеваний. Про безосновательность и преступную бесчеловечность его высказывания и много про что еще. Рита посмотрела на Марка и вдруг осознала, что это не он изменился, а она открыла глаза. От осознания того, что все близкие люди в ее жизни не просто не понимают, но и осуждают ее, вылилось на нее ведром ледяной воды.

– Короче, я Арину возьму и на пару дней поеду к маме. А ты посиди, подумай о своём поведении, о нашей семье и твоём отношении. Надеюсь, когда мы вернёмся, ты всю это ерунду из своей головы выкинешь, и заживем нормально, – Марк демонстративно отвернулся и продолжил готовить.

Рита поцеловала дочь и отправилась на улицу проветрить голову.

Укутавшись в уютный серый вязаный кардиган, она снова и снова по кругу обходила свой дом, пытаясь собраться с мыслями. Как так вышло, что вся ее жизнь в один момент превратилась в этот фарс? Как так вышло, что окружающие ее люди настолько узколобы, настолько безразличны к ее страданиям, настолько ограничены в своём мышлении и восприятии? И почему она раньше не обращала на это внимание?

Задумавшись, она влетела в идущего впереди мужчину.

– Ой, простите. Я заду…

Молодой человек обернулся, и Рита его мгновенно узнала:

– Ян?

– Рита?

Они оба замерли ошеломлённые встречей.

– Как ты тут оказался?

– Квартиру снимаю в этом доме. Вернулся на днях, решил сделать перерыв.

– Ты так и служишь по контракту?

– Ага, гоняю. Но решил сделать небольшой перерыв, заняться здоровьем.

– Ты не выглядишь, как человек с проблемами со здоровьем.

Рита горько усмехнулась. Ян выглядел отлично, как и много лет назад. Разве что мужественнее, крепче. И горячее. Однозначно горячее. Высокий, выше Риты, серые холодные глаза, красивый прямой нос, высокий лоб, низкие брови, из-за которых кажется, что он хмурится, даже если улыбается. Светло-русые волосы в аккуратной стрижке, короткие усы, борода и бакенбарды. И неизменные кеды.

– Ну-ну, спасибо за комплимент, – он как всегда очаровательно улыбнулся ей одними губами, подмигнул и пошёл дальше.

Риту буквально трясло от этой встречи, чтобы успокоиться, она обошла дом еще 4 раза, после чего решила вернуться домой. У самой двери она почувствовала приступ панической атаки. Прислонилась к стене и начала медленно глубоко дышать и вспоминать все оттенки фиолетового. Обычно, это помогало. Соседняя дверь отворилась и знакомый мужской голос поинтересовался:

– Ты в порядке?

Рита, осознав, что Ян не просто живет в ее доме, а буквально является ее соседом, просто потеряла дар речи и молча зашла в свою квартиру.

Ее переполнили чувства, с которыми не получалось справиться.

– Я непременно должна прояснить ситуацию. Если мы сейчас же не разберёмся, это закончится, как в прошлый раз.

Рита решительно направилась к квартире Яна. Он открыл сразу и жестом пригласил зайти. Как и всегда там, где он жил, пространство характеризовалось минимализмом и лаконичностью. Ничего лишнего: простые цвета и линии, минимум мебели и вещей, никаких украшений. Рита глубоко вздохнула. Он молча смотрел на нее, слегка склонив голову на бок.

Почему нас привлекают те или иные люди? Как зарождается эта химия? Почему одни люди нам просто приятны, а от других буквально срывает крышу? Где эта грань между нормальностью и сумасшествием, как ее распознать?

Рита еще раз вдохнула и выдохнула. Ян улыбнулся одними только уголками губ. Что между ними общего? Практически ничего. Он опасный, красивый, как бог или как дьявол. Для нее он, безусловно, настоящий дьявол. Зачем он вообще появился в ее жизни? Нет никаких ответов.

Между ними никакой любви, чистая химия. Такой водоворот ощущений: настоящий кайф, чистый и всепоглощающий, не оставляющий ей ни одного шанса одуматься.

Время остановилось. Вот они стоят вдвоём в этой пустой комнате. Комнате, где кроме окна, кресла и кровати нет абсолютно ничего. Он и она. Одни в целой вселенной. Он смотрит на нее с желанием, презрением и любопытством. Она – с ужасом, охваченная бесконтрольной страстью. В эту минуту не существует никаких запретов, ничего постыдного, ничего предосудительного. Можно абсолютно всё. Она могла бы провести в этой комнате всю оставшуюся жизнь. Дотронуться, схватить, присвоить, не отпускать.

– Я не буду спать с тобой, – Рита смотрит ему прямо в глаза.

В чем интересно дело? В том, что химия между ними по-прежнему срывает крышу? В том, как он выглядит? Как пахнет морем и табаком с нотками мяты?

А точно ли дело в нем? Может, важно то, какой была она много лет назад рядом с ним? Ведь их прошлые отношения сложно назвать здоровыми, но вот она… она была потрясающей. Свободной, живой, честной, настоящей, бесстрашной и чертовски привлекательной.

Это опасный путь. Сейчас она начнёт жалеть себя, скучать по себе той, прежней, какой она не сможет быть, потому что прошлого не вернуть.

С тех пор произошло много всего. И ей никогда больше не почувствовать себя как тогда. Никогда. А что у неё есть взамен? Стабильность? Семья, которая ее не понимает и не принимает? Средненькая работа и квартира? Разве об этом она мечтала? Нет.

Но разве не она рыдала, задыхалась от мучительной боли и молила о такой жизни: простой, спокойной, бесхитростной? Она. И рыдала, и задыхалась, и молила. Что же теперь? Неужели она готова обменять спокойную жизнь на мимолетную страсть? Что на самом деле происходит?

       Ян стоит перед ней в этой комнате. Он всё такой же, как и 10 лет назад. Даже лучше. Мужественный, спортивный, взрослый, с диким огнём в глазах. И она с морщинками от бессонных ночей, с растяжками по всему телу после беременности, с несошедшим до конца животиком и боками. Со своей биполяркой, групповой терапией и кризисом двух лет у дочки. Совсем не сексуально, не волнительно и не впечатляюще.

Но он всё равно смотрит на неё с желанием. Как и 10 лет назад. Вот в чем всё дело.

Ян подходит к ней вплотную и легко касается своей ладонью ее щеки. В абсолютной тишине слышно, как колотится её сердце.

–Ян, я не буду с тобой спать.

Он коротко кивает и улыбается. Вот так просто. Момент растягивается в бесконечность, оставаясь безостановочным настоящим. Ни прошлого, ни будущего.

На негнущихся ногах Рита ушла из его квартиры и заперлась в своей. За окном, начав с робких капель, разогнался до настоящего ливня августовский дождь. Рита подумала о смерти. Вот так запросто. Дождь всегда напоминал ей о конечности жизни. Сама по себе смерть не пугала её. Девушка не верила в загробную жизнь, поэтому считала, что после не будет ничего. Будет неважно всё, за что она так отчаянно цепляется. Не будут иметь значения все ее переживания и дилеммы, сложный моральный выбор и трудные решения. Так может быть, стоит сбросить с себя эти надуманные оковы прямо сейчас? Оковы моральности.

Ей отчаянно хотелось жить.

Бесконечно сильно захотелось послушать «Livin in the shadows» Matthew Perryman Jones. Рита включила звук на полную мощность и прикрыла глаза. Сейчас в этой комнате только она и прекрасная мелодичная песня. Она слегка покачивалась в такт музыки, уводящей ее в плавный грациозный танец. Не для кого-то или чего-то, а потому что прямо сейчас не получается не танцевать. Потому что сейчас всё, что происходит в ее душе так гармонично звучит отголосками в этой притягательной мелодии, что есть всего один выход всем этим эмоциям, чувствам и переживаниям – ее безмолвный слепой душевный танец. Она танцевала под эту песню снова и снова. Все увереннее и резче, выплескивая в танце всё накопившееся бессилие. Она растворилась в танце: бёдра, ноги, руки, торс, голова, шея. Всё одно сплошное сосредоточение звука и движения. Дошла до полного исступления, двигая бёдрами в ритм, хватая голову руками, качаясь в ритм, кружа по комнате, пританцовывая свой танец сумасшедшей. С последней нотой она упала на пол и разрядилась рыданиями, достигая катарсиса.

Рита плакала, как могут только дети: искренне, всепоглощающе, взахлеб, не думая ни о чем другом, полностью погружаясь в своё сиюминутное горе. Рыдание, рыдание, рыдание и, наконец, глубокий вдох.

Она снова может дышать.

Глава 3. Жизнь и чаепития

Мия открыла глаза, лениво потянулась и прислушалась к своим ощущениям. Вчера они похоронили Полину Васильевну, проводили ее бабушку в последний путь. Но вопреки ожиданиям, девушка не чувствовала горя, грусти или хотя бы тоски. Только облегчение, освобождение, как будто впервые в жизни она может просто быть собой. Раньше она непременно ощутила бы привкус вины, ведь бабушка ее не бросила, воспитала, помогла обрести небольшой стартовый капитал. Но психотерапия уже начала своё дело: помогла Мие начать выстраивать границы, частично разобраться с прошлым и научиться воспринимать все свои порывы относительно бабушки без перманентного чувства вины, которое та в свою очередь так усердно вбивала в голову внучки с самого детства.

После умывания первым делом девушка подошла к маминому сундуку, который уже давно стоял в дальнем углу ее гардеробной. С самого детства она бережно хранила в нем мамины вещи, которые смогла оставить, когда бабушка безжалостно всё выкидывала. Хранила, но никогда не надевала. Полина Васильевна всегда небрежно высказывалась по поводу маминого стиля. Самое приличное: цыганщина и безвкусица.

Бережно откинув крышку, Мия достала пестрое платье с крупными розами, с любовью пригладила складки, надела на себя, собрала волосы в небрежный пучок, открыла шкатулочку с украшениями, достала оттуда серьги-кольца и браслеты, и при полном параде босая отправилась на веранду пить кофе.

Подтянув под себя ноги, девушка с любовью осмотрела свой уютный дворик, поплотнее укуталась в плед и вдохнула полной грудью запах рассветного утра.

Мия довольно часто думала, как сложилась бы ее жизнь, останься родители живы. В тот злополучный день, 20 лет назад, бабушка забрала ее с подготовки к школе, а родители праздновали годовщину в ресторане и планировали забрать Мию только вечером, но так и не приехали. На похороны Полина Васильевна ее не взяла, оставила следить за людьми, которые накрывали стол для поминок. Позже она много раз говорила, что так было лучше. Но Мия так никогда не считала. Она так и не попрощалась с мамой и папой, и это угнетает ее до сих пор. 6 лет возраст достаточный, чтобы хорошо помнить родителей, чтобы помнить правила, установленные дома. Мама ее очень любила, Мия помнила это очень хорошо: атмосферу любви и счастья; как они с мамой танцевали вечерами под фолк. Музыку, которая ушла из жизни девушки вместе с матерью. Как по выходным лепили все вместе пирожки или выезжали с палатками на природу, как папа подбрасывал ее в небо, как она чувствовала себя в безопасности.

Психологи часто говорят, что характер и самооценка формируются у детей до 5 лет. Но редко кто упоминает, что, приложив достаточное количество усилий, ее все же можно разрушить. Если каждый день напоминать девочке, что она «такая же страшила, как ее мамаша», «неряха», «лентяйка», «бездарность» и с мученическим видом добавлять «зачем я вообще в это ввязалась» и заканчивать свои тирады неизменным «неблагодарная свинья», то вполне можно вырастить нервную и неуверенную в себе девушку.

Конечно, назвать Мию красавицей нельзя, но в ней есть что-то чарующее, неуловимое. Её внешность заставляет задержать взгляд. Драматичный профиль, большие грустные глаза, чуть выпирающая челюсть, растрепанные каштановые волосы. А прямо сейчас в своём одеянии она вполне могла бы сойти за Эсмеральду2.

Полина Васильевна всегда одевала внучку на свой вкус. Как старомодную куклу: все эти рюшечки, цветочки, бабочки. Девочка отлично вписывалась в интерьер дома, дополняя своим видом занавески в цветочек и мебель в стиле шебби-шик. Самое главное правило в доме бабушки гласило: Полина Васильевна самая красивая и талантливая, все остальные должны ей поклоняться. И когда выяснилось, что у Мии есть способности к художественному искусству, пропасть между бабушкой и внучкой стала непреодолимой. При любом удобном случае Полина Васильевна критиковала и высмеивала творчество Мии, но та продолжала упорно рисовать снова и снова. В начальных классах девочка запиралась в мастерской и часами изучала как ложатся на холст краски. В подростковом возрасте она убегала в леса и могла целый день рисовать пейзажи, любоваться природой, изучать на практике игры света. Мия никогда не видела себя ни в чем другом, но обучаться приходилось самостоятельно. На робкую просьбу пойти в художественную школу Мия получила такую колоссальную порцию издёвок, что больше не поднимала этот вопрос, только стала заниматься еще усерднее.

Погрузившись в тоскливые воспоминания, девушка незаметно для себя самой начала рисовать мужской портрет. Причём не на планшете, как обычно в последнее время, а на холсте на мольберте. За работой она совсем не заметила наступление вечера. На сегодня у нее назначена встреча с Лерой.

Лера пришла без опозданий и сразу обратила внимание на портрет:

– Твой знакомый?

– Нет. Просто портрет красивого мужчины, – отшутилась Мия.

– Знаешь, мне он кого-то напоминает.

– Кого? – Мия в момент стала серьезной.

– Так прям сразу не скажу, – Лера нахмурилась.

– Ну, постарайся, пожалуйста!

– Я недавно общалась с организаторами конкурса по озеленению коттеджного посёлка. Там был парень, отвечающий за освещение в прессе и рекламу. Вот его, кажется. Есть общие черты.

– Познакомь нас!

– Да я даже имени его не знаю, ты чего!

– Познакомь, ну! Мне прям очень-очень надо!

Лера пожала плечами и согласилась помочь подруге. Тем более буквально на следующий день она запланировала встречу с заказчиком для обсуждения деталей. Победу она еще не одержала, но вышла в финальный тур, что уже стало большим достижением. Как минимум, она останется в команде озеленителей, если захочет, даже если победит другой проект.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Telegram (телега) – мессенджер, популярный в РФ

2

Эсмеральда – красивая цыганка, героиня романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2