bannerbanner
Суть учения Христа
Суть учения Христа

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Анна. Я как-то смотрела на ее сердце и чувствовала жажду Истины и служения. И эта жажда – огненная.

Христианин. Но такая жажда может быть следствием воспитания и среды, в которой она живет, и не обязательно потому, что ее природа такова. Вовсе не обязательно, что если у человека есть жажда, то он может ее утолить, что он способен на это. Я встречал людей, которые испытывают сильную жажду, но утолить не могут. Они еще не доросли до этого. Нет в них того зерна, которое могло бы это сделать.

Анна. В сердце есть огромный потенциал и желание его задействовать, использовать. Но нет пока понимания того зерна, понимания, как это сделать. И этот этап – преграда, с которой сердце сталкивается.

Христианин. Я говорил про Исаака Сирина. Это был настоящий святой (он жил в первом веке нашей эры), действительно познавал Бога, знал людей, которые знали Христа. И он написал две книги о том, как он сам познал Христа. Он определил, кто такой праведник: это такой человек, который способен видеть там, где не видит другой. Он писал: «Путеводимые благодатью всегда ощущают, что как бы мысленный какой-то луч проходит по стихам написанного и отличает в уме внешние слова от того, что ведению души говорится с великою мыслью. Если человек многозначащие стихи читает, не углубляясь в них, то и сердце его остается бедным, и угасает в нем святая сила, которая при настоящем разумении души доставляет сердцу сладостнейшее вкушение. Душа, имеющая в себе дух, когда услышит мысль, заключающую в себе скрытую духовную силу, пламенно принимает содержание этой мысли. Не всякого человека побуждает к удивлению то, что сказано духовно и что имеет в себе сокровенную великую силу. Слово о Небе требует сердца, не занимающегося землею».

Я бы советовал эти слова выучить наизусть, потому что в них, собственно, заключается сущность перехода от обычного человека к праведнику.

Чем праведник отличается от обычного человека? Праведник – это тот, кто может вспыхнуть, соприкасаясь с Гнозисом. А неправедник – это тот, кто, соприкасаясь с Гнозисом, не вспыхивает. Это самое главное отличие, потому что именно Гнозис, или сокровенные знания, позволяют человеку всегда видеть, как Бог хочет, чтобы он поступал. Потому что Гнозис и есть Бог. Истина, Гнозис, заключенный в священных писаниях, воспламеняют душу и меняют ее под себя: делают ее способной к Истине, к Гнозису, к Богу. Человек может видеть Истину, Гнозис, Бога там, где они есть, там, где никто другой не видит. Человек, видящий Бога всюду, и есть праведник.

Ничего из ничего не возникает, из ничего что-то не появляется. Всегда должна быть преемственность.

Были великие святые, перенявшие от апостолов методы, которые Христос им сообщал. Мы должны их изучать. Просто читая Библию, ты не поймешь, как правильно ее читать, какой результат должен быть достигнут. Теперь мы понимаем: чтобы Астрид проявила в себе способность к праведности, необходимо дать ей какой-то стих из Библии, содержащий в себе Истину, и эту Истину ей объяснить. Если в момент объяснения в ней вдруг вспыхнет понимание, «сладостнейшее вкушение», как написано у И. Сирина, и она вдруг будет потрясена и скажет: «Как же я раньше этого не понимала, почему это я раньше читала и не видела, а здесь вдруг увидела?» – значит, у нее способность к праведности есть.

А если она прочитает и скажет: «Ну и что?» – значит, способности нет.

А теперь обратимся к доктрине Христа. Спросим Астрид, что она думает, и потом расскажем ей, как на самом деле. И если ее это действительно удивит, действительно перед ней что-то распахнется, раскроется, значит, она способна.

Астрид, какую бы доктрину ты хотела обсудить сама?

Астрид. Про смоковницу, которая не приносила плоды и которую проклял и велел срубить Христос.

Христианин. Она имеет глубочайший сокровенный смысл, охватывающий целый пласт бытия. Ты что-нибудь знаешь об этой доктрине?

Астрид. Человек, который не выполняет Божью волю, уничтожается: он не приносит плоды, пользу, он как бы не нужен.

Христианин. Многих ли ты знаешь людей, которые выполняют Божью волю?

Астрид. Вряд ли…

Христианин. Значит, все подлежат уничтожению? Выполнять Божью волю может тот человек, который знает Бога, Его волю, а не свои представления о Нем. Свои представления в любом случае искажают эту волю, а значит, это уже не Его воля. Значит, все подлежат уничтожению? Получается, что ты не знаешь, как правильно.

Хорошо, давай еще раз попробуем. Мне хочется, чтобы ты сама попыталась понять, потому что мироздание мудро и разумно, и можно попытаться почувствовать, как же оно устроено. И если ты не видишь этой мудрости и разумности, значит, ты их не видишь, но они все равно есть. И нужно научиться чувствовать эту мудрость и разумность, потому что это и есть воля Бога. Все, что мудро и разумно, есть воля Бога, потому что Он есть мудрость и разум.

Итак, доктрина о смоковнице. Она говорит о том, что некто будет уничтожен, если к сроку что-то не сделает, то есть не даст плодов.

Но, во-первых, каковы эти сроки?

Во-вторых, каковы эти плоды?

Если мы поймем, в какие сроки Бог сам укладывается и дает уложиться человеку, какие плоды Он от человека требует, то тогда мы точно поймем, кто подлежит уничтожению, а кто нет и в чем мудрость Бога.

Давай предположим, что воля Бога – видеть всех людей такими, какими Он хочет их видеть. И не обязательно при этом все будут святые – пусть это будут просто хорошие люди, которые не порождают какого-то серьезного зла. Наверное, это также те люди, которые чувствуют Бога, потому что человек, не чувствующий Бога, от Него оторван. А человек, чувствующий Бога, с Богом уже связан. Поэтому Бог, наверное, желает, чтобы в людях была развита способность богочувствования. Потому что человек, от Бога оторванный, – это уже не дитя Бога, а некто сам по себе.

У животного или у дерева нет возможности Богу доверять или не доверять – они Его часть. А человек может ему не доверять. Поэтому самое главное свойство человека, которое может быть развиваемо, развито, – это ощущение Бога. Если человек живет с Богом, значит, он уже не пропащий: такому Бог уже может что-то сказать, может как-то его направить, исправить. Такой человек рано или поздно Бога узрит. Он очистит свое сердце, потому что Бог будет его направлять. Он очистит свою душу, он сделает ее сияющей, потому что он будет чувствовать веления Бога. А тот, кто Бога не чувствует, никогда таким не станет.

Способность чувствовать Бога – это то главное, что Бог хочет в нас развить.

Второй момент – сроки. Бог каждому дает срок. Он определяет вехи жизни человека, дает ему возможность сделать что-то бескорыстное или посылает злодея, которому надо подставить свою щеку. И человек каждый раз выбирает. Бог ему дает возможность, а тот делает что-то в ответ. Если человек делает так, как Бог хотел, чтобы человек сделал, то в нем расцветают благость, понимание, что это хорошо. Помнишь, Бог построил мир и сказал: «Это хорошо». Так и человек: есть свойства человеческой души. Если он делает так, как Бог хочет, то есть рождает гармонию, то он вдруг понимает: «А ведь это гармония, это хорошо, Бог мною доволен». Причем не потому, что он так думает, а потому что он вдруг чувствует: да, это хорошо. А если человек не поступает так, как Бог хочет, то у него и не рождается этой благодати внутри. Таким образом, те, кто выполняют волю Бога, путеводимы благодатью. Они чувствуют иногда благодать, исходящую из сердца, когда Бог доволен их деяниями. Вот и получается, что вехи Бога разбросаны по всей нашей жизни, и мы, чувствуя, понимая и осознавая их, тем самым выполняем Его волю. А не чувствуя, не понимая и не осознавая, мы проходим мимо них. Однако Бог, конечно, щедр, но не дает бесконечное количество вех. Их всегда ограниченное количество. И если после десятой, двадцатой вехи – никто не знает когда – человек так и не захочет узнать Бога, то он отдаляется от него настолько, что может уже потерять способность когда-нибудь Его познать. И самое страшное проклятие – это когда человек лишен богопознания. Он как та смоковница, которую уничтожили. Его душа больше уже не узнает Бога, потому что каждый раз, отрицая вехи Бога, он отдалялся от него, и однажды удалится настолько, что прийти обратно уже не сможет. Поэтому есть такое понятие, как страх Божий: страх потерять Бога и желание искать Бога. Поиски Бога на всех путях.

А теперь скажи мне, пожалуйста, что ты чувствовала, когда я рассказывал это?

Астрид. Я не так понимала раньше…

Христианин. Ты увидела какое-то более правильное понимание? Ты почувствовала в моих словах какую-то правду?

Астрид. Да.

Христианин. Она не пропащая!

Из высокого собеседования

Собеседующие:

Христос

Христианин

Христианин. Удивительно, как учение Христа не понято людьми.

Христос. После скажешь очищения, но души, не тела только.

Христианин. Чистые души Бога узрят, но нужно рассказать, как стать чистой душой?

Христос. Да.

Духовный опыт. Вера. Облик истинного священника

Как вспыхивает Гнозис?

Что такое вера?

Истинная христианская религия – не только путь, но и нахождение Бога


Христианин. Очень важно, чтобы у тебя был свой собственный духовный опыт. Вот ты увидела узость своих знаний и поняла, что есть какие-то более широкие знания. И тебя это поразило, это твой первый духовный опыт – настоящий, он твой. Праведность, настоящая праведность – это сверхразвитая интуиция. Она начинается вот с таких внутренних ощущений: что правда, а что неправда. Ощущения те не твои, и ты вдруг начинаешь понимать, что некое совершенное знание в тебе начинает жить. Ты вдруг понимаешь: «Мое знание несовершенно, потому что есть более совершенное». Так вот, дальнейшее богопознание уходит в область познавания более совершенных знаний, которые опять-таки внутри тебя. И моя задача, как и задача любого духовного наставника во все времена, у всех народов, во всех религиях, – показать эту мудрость, чтобы ты начала понимать ее внутри себя, чтобы ты открыла в себе источник истинной мудрости, истинной красоты, истинной простоты; чтобы ты сама познавала от Истины к Истине внутри себя. И когда ты дойдешь до какого-то более глубокого понимания, то, изучая Слова Христа, ты будешь видеть там то, чего никто не видит.

И тебя спросят: в чем же твоя мудрость? Ты попробуешь объяснить, но вдруг поймешь, что не сможешь объяснить этого, потому что ты живешь такими категориями, такими Истинами, которые на человеческом языке даже аналогов не имеют. Ты поймешь, что живешь Тайнами – теми Тайнами, которые Христос сообщал своим ученикам. Так рождается гнозис. Истинные знания – это Знания Бога. Мы можем лишь помогать Богу проявиться, и Бог Сам вкладывает мудрость в сердце, оттуда ты ее и достаешь.

Мы говорим Истины, которые просты, созвучны этому Гнозису. И Гнозис вспыхивает. И мы понимаем мудрость слов не потому, что слова мудры, а потому, что они дают нам более глубокое понятие Гнозиса, который внутри. Поэтому Храм Бога – в сердце человека. Бог поселяется и живет в сердце человека, и там мы Его находим. А слова и знания лишь помогают Его там найти. Дельфийский оракул говорил: «Человек, познай самого себя», – потому что Бог в тебе. Бог не где-то на Небе – Он в тебе. И если ты найдешь Его в себе, ты начнешь видеть Его во всех явлениях вокруг. Ты будешь видеть, где Он есть, а где Его нет. Но если ты не найдешь в себе, то ты нигде Его не увидишь. Поэтому истинная религия, учение Христа, предполагает самопознание, нахождение Бога внутри. Это были те Тайны, какие Он сообщил своим ученикам. Поэтому Он говорил: люди, если вы уже готовы постигать Тайны, постигайте их. Если вы не готовы, давайте начнем с более простых вещей. Хотя бы не убивайте друг друга, не грабьте. Если вас кто-то обидит, не надо обижаться. Так постепенно вы дойдете до того, что чистота поселится в вас, и вы станете способны обратиться к Богу и понять Его. А когда Он займет Престол Свой в сердце вашем, тогда будете постигать Гнозис.

Христос говорил: «Веруйте, – и спасены будете». Так вот, если посмотреть начальный греческий вариант Библии, то слово «веруйте» записано как «Пистис». И «Пистис» обозначает не слепую веру, а интуитивное проникновение в сущность каждой вещи с целью найти там Бога или не найти Его. Спасение зависит от того, насколько ты способен интуитивно проникать, то есть сделать то, что сделала сейчас ты, Астрид. Ты увидела, что мое знание истинное. Оно воспламеняет знание Бога в тебе. В то время как твое знание было не истинное, оно не воспламеняло. Вот эта способность различать, где Бог есть, а где Его нет, – это и есть Пистис. И это не слепая вера, а способность к интуитивному проникновению. Это и есть залог спасения. Если у человека развивается такая способность к пониманию Мира Бога, то она приводит к спасению души. С таких позиций и начинаешь понимать, о чем вообще говорил Христос, к чему Он вел людей. Он вел их к тому, чтобы они нашли Храм в себе, смотрели в этот Храм, постигали Бога в этом Храме сами, без помощи каких-то посредников. А апостолы или учителя нужны только для того, чтоб научить человека, как познавать самого себя. Именно поэтому священник должен делать то, что делаю я сейчас: учу тебя самопознанию, развиваю в тебе Пистис и Гнозис, а познаешь ты сама, не я за тебя. Я не говорю: «Я помолюсь за тебя». Я говорю: «Ты сама пойдешь, сама Бога найдешь». Вот это настоящая религия Христа.

Поэтому я утверждаю: я знаю Христа, потому что нашел Его Настоящего. И я Анне смог помочь найти – она сама Его нашла. Не с моих слов узрела она, я просто сказал: надо делать так-то и так-то, и тогда ты станешь достойной, чтобы Он к тебе пришел. Она сделала, стала достойной, Он пришел, и она рыдала, потрясенная Его кристальной Чистотой. Она по-настоящему Его нашла, по-настоящему стала с Ним общаться. Она вдруг почувствовала, что Он стал проявляться в ней, то есть она поняла сначала Его качества как кого-то вне себя, кого-то совершенно божественного, чистого, кристального, сияющего. Она описывала многими словами, и она описывала Его к ней отношение. А потом она стала понимать, что Его чистота, Его кристальность, Его свет проявились в ней. И она смотрит в свою душу, и она тоже кристальна, старается быть такой же, подражать Ему в этом. И она изменилась, ты видишь. Почему? Потому что она сама познавала. Так вот, я считаю, что каждый человек на земле достоин того, чтобы так же познавать, – просто не все это умеют. Надо учиться. Учиться, как самому найти Бога. Можно людям помочь, подсказать, как это сделать, но за них никто никогда этого не сделает.

Говоришь, что все просто? Вот я и говорю, что мудрость – в простоте. Если кто-то говорит сложные слова, сложные формулы, не верь ему. Там, где есть сложность, Бога нет. Бог всегда в простоте, мудрость всегда проста. Но кто ж ее знает, эту простоту? Только тот, кто сам мудр.

Из высокого собеседования

Собеседующие:

Мариам

Архангел Гавриил

Христианин


Мариам. Твои объяснения учения Христа нам нужны.

Христианин. Скажи, Мариам, они хороши?

Мариам. Да.

Христианин. Скажи Свое мнение о том, что я делаю.

Мариам. Чуткость твоя ценна.

Христианин. Значит, я не искажаю?

Мариам. Мудро идешь.

Христианин. Мариам, я очень сожалею о том, что в мире уничтожены Большие и Малые Вопросники Твои. Хорошо было бы их возобновить…

Мариам. Да. Мудро ты очищаешь.

Христианин. То есть я уже это делаю?

Мариам. Да. После составишь книгу.

Христианин. В книге будут и беседы, и мои собственные объяснения?

Мариам. Да. Нужны они все.

Христианин. Значит, я могу спрашивать Христа и записывать в книгу?

Мариам. Он уже тебе дает.

Архангел Гавриил. Оявленное [тобою] учение Его чисто, Христианин. Ручательство Наше на тебе, потому делай, что в силах твоих.

Что такое познание душой и умом

Три правила для роста души: духовный наставник, Гнозис и Братство

Доктрина о новом вине и новых мехах

Что такое Царствие Божие и Братство Почему люди не свиньи


Христианин. Итак, мы начали с тобой говорить, Астрид, о нахождении в себе способности к самопознанию. То есть о понимании того, что ты будешь оценивать свои знания: они чего-то стоят или они ничего не стоят – пустые скорлупки. Это значит, что, глядя на свою душу, на свой ум, ты вдруг получила возможность видеть их как бы целиком и оценивать по достоинству. Получается, что ты смогла заглянуть в свою душу и понять, что важно и ценно, а что не важно и не ценно.

Таким образом, есть человеческая душа, и в нее можно смотреть. И в этой человеческой душе важно видеть то, что более ценно и что менее ценно. Потому мы говорим, что существует человеческая душа и можно и даже нужно не отделять свое мнение от своей души. Астрид, получается: все, что мы познаем, мы познаем своей душой.

Есть человеческая душа, и когда мы что-то постигаем по-настоящему, то мы постигаем не головой, умом, а душой. Значит, только одно познание существует – это познание души, которая постигает все по естеству, соприкасаясь с предметом познания. В то время как познание умом не принесет нам истинного знания по естеству. Ум лишь строит какие-то предположения, варианты, версии, которые в любом случае ошибочны. Потому это не соприкосновение души с предметом познания, а всего лишь версия того, как это может быть, то есть представления ума об этом. И, как любая версия, она всегда имеет изъян, ущерб. То, что человек понял умом (как человек), всегда несовершенно. А потому надо стремиться познавать душой. Вот этому мы здесь и учимся.

Мы учимся отделять головное познание ума от душевной мудрости; учимся познавать душой, ценить только то, к чему душа прикоснулась: только то познание истинно, которое было достигнуто душой, но не умом. Это очень важно помнить: только душа имеет право на познание, однако сам человек фактически отбирает у нее это право. Поэтому не будем отнимать у души ее священное право познания и предоставим ей возможность познавать.

Анна, как выглядит познание душой? Как ты душой познаешь? Расскажи, пожалуйста: чем оно отличается от познания умом?

Анна. Познание душой – через озарение, очень ясное. Оно удивляет и потрясает…

Христианин. Оно несет в себе убежденность, которая приходит изнутри. Когда ты восклицаешь: «Ах вот оно как!», потому что поняла это мгновенно. Как сегодня Астрид вдруг поняла, что ее прежние знания подобны пустым скорлупкам от орехов. Это знание пришло мгновенно, потому что это было знание души. Душа, глядя на твои умствования, долго-долго страдала от них. И вот сейчас, в нашем присутствии, она смогла донести до твоей головы, Астрид: «Голова, ты глупая». И ты поняла это не как чье-то мнение со стороны, а сама убедилась в этом.

Итак, знание души приходит как убежденность. Это может быть большое озарение; это может быть малое озарение; это может быть убежденность, поднявшаяся изнутри. Это приходит сразу, дает понимание всего целиком. В то время как ум оперирует какими-то отдельными понятиями, и это всегда плоско. Ум думает: ну если так, значит, так. Сделанные им выводы – надуманные.

Не так у души. Душа знает Истину, она говорит: «Это так. Я не знаю почему, но это так». Так вот, настоящее познание Закона Божьего достигнуто душой и сердцем. То же, которое добыли головой и умом, не имеет значения вообще. И об этом есть хорошая притча.

Один учитель спросил ученика: «Скажи, а где живет глупость?» Ученик ответил: «Учитель, когда я говорю глупые вещи, вы бьете меня по лбу. Значит, глупость живет в голове».

Когда же человек говорит о мудрости, то он кладет руку на сердце, потому что мудрость живет там. Давайте учиться мудрости!

Вот мы и выяснили с вами, что существуют познание душой и иллюзия познания (когда мы пытаемся что-то понять головой). Давайте теперь будем учиться познавать душой.

Какие есть правила познания душой? Как им следовать? Как увидеть это в себе? Что с этим делать? Причем мы сейчас говорим не только о Богопознании – мы говорим о том, что любые жизненные ситуации тоже можно познавать душой. Все можно ощупывать душой: это более совершенный способ познания, и он глубоко практичен.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3