Полная версия
Символ веры. История догматов Христианской церкви
Предположим, ариане оклеветали Афанасия. Нет дыма без огня: хороший человек не будет личным врагом для четырёх разных императоров.
Афанаситы, крича о терроре и клевете ариан, победили ариан якобы «мечом веры и духовным оружием слова». Гибель партии ариан – следствие кровавого террора афанаситов. Они зарезали Ария и сказали, что это сделал Бог. Партия ариан погибла по той же самой причине, по которой погибли политические партии России после 1917 года: большевики уничтожили всех.
4
Власть Константина наследовали его сыновья – Константин II, Констант и Констанций. Их мирное соправление было недолгим.
Константин II, посчитав, что отец несправедливо разделил империю, предложил Константу отдать ему провинцию Африка. Тот отказался. Константин II вторгся в его провинцию, попал в засаду и погиб.
Констант, вдохновлённый лёгкой победой над Константином II, примерил корону единоличного правителя Римской империи. Он ультимативно предложил Констанцию, хозяину Азии и Египта, вернуть Афанасию, которого Констанций считал преступником, престол Александрийской кафедры, пригрозив войной, если тот откажется. Констанций подчинился. Его армия была ослаблена войной с персами.
«Констанций созвал епископов, дабы обсудить с ними сложившиеся обстоятельства, и они дали ему такой совет: уж лучше Александрии вновь быть под ярмом у Афанасия, чем императору вести войну с собственным братом» (Фотий, 3: 12).
Афанасий в это время жил на Западе в итальянском городе Аквилея, обласканный Римским папой Юлием (337—352) и местной светской властью. Он сбежал из Александрии, опасаясь ареста. Ариане обвинили его в продаже хлеба, предназначенного для бедных, телесных наказаниях и убийствах оппонентов, когда он по амнистии вернулся в Александрию из ссылки на Запад. Константин Великий отправил Афанасия в ссылку, раздражённый его отказом общаться с Арием. А сыновья, наследовав власть, позволили вернуться.
Констанций написал Афанасию письмо: пригласил занять престол Александрийской кафедры. Афанасий не ответил. Констанций написал ещё одно письмо. Афанасий опять не ответил. Встревоженный молчанием Афанасия, предполагая худшее, – твёрдое решение Константа начать с ним войну, – Констанций написал третье письмо. Он написал ему три письма, приглашая на престол Александрийской епархии! Афанасий и Констант читали эти письма вместе. Константу было не безразлично решение Констанция.
Констант не осуществил свой план стать хозяином всего Римского мира. Он погиб в дворцовом перевороте: власть захватил полководец Магненций. Констанций отомстил за брата. Отклонив предложение о мирном соправлении, он разбил армию узурпатора Магненция.
Едва новость о разгроме Магненция дошла до Александрии, Афанасий спрятался в пустыне у монахов. Став инструментом шантажа императора Константа, дав втянуть себя в политику, он нажил себе самого высокопоставленного врага, – императора Констанция. Он публично унизил его своим непрошеным возращением в Александрию. Участь Афанасия была предрешена: арест и суд с обвинительным приговором.
Констанций, став единоличным владыкой Римского мира, объявил арианство государственной религией на Западе и Востоке. И обвинил Афанасия в государственном преступлении: он настраивал против него брата Константа, помогал деньгами узурпатору Магненцию. Люди императора искали Афанасия, но не могли найти. Найти его в пустыне было также тяжело, как найти иголку в стоге сена. Раздражённый Констанций предложил афанаситам Запада отлучить Афанасия от Церкви на соборе в Милане. Те возразили: сначала надо проверить обоснованность обвинений, заочное осуждение – против канона. Констанций ответил: «Моя воля – вот канон для вас». Епископы единогласно признали Афанасия государственным преступником14.
Западная армия, которой руководил Юлиан, двоюродный брат Констанция, объявила его императором Запада (361). Констанций решил уничтожить Юлиана, но вдруг заболел и умер. Юлиан, наследовав власть Констанция, амнистировал Афанасия.
Афанасий занял престол Александрийской кафедры, оказавшийся вакантным якобы по случайному совпадению: накануне «язычники» убили арианина Георгия.
«Говорит Филосторгий, что в то самое время, когда Георгий… председательствовал в соборе… внезапно ворвались язычники и, схватив Георгия, долго ругались над его телом, а под конец предали огню. Нечестивый же сей писатель утверждает, будто бы руководителем сего злодеяния был Афанасий» (Фотий, 7: 2).
Христианин Юлиан вернулся к религии предков: язычество опять получило государственную поддержку. Он объявил себя первосвященником, издал указы, разрешавшие приносить жертвы и восстанавливать культы прежним богам. Юлиан решил арестовать Афанасия якобы за то, что тот обращал язычников в христианство. Как я думаю, Юлиану стало известно, по чьему приказу убили епископа Георгия. Афанасий опять пустился в бега.
Юлиан погиб в сражении с персами (363).
Армия провозгласила императором полководца Иовиана (363—364). Он разрешил Афанасию вернуться в Александрию, занять кафедру.
Никто не знает причину смерти Иовиана. Утром его нашли мёртвым в своей постели. Предполагают, что он отравился угарным газом или умер от ядовитых испарений белил, которыми накануне были покрашены стены спальни.
Армия провозгласила императором полководца Валентиниана (364—375). Он назначил соправителем родного брата Валента (364—378). Сторонник афанаситов Валентиниан правил на Западе. Сторонник ариан Валент – на Востоке.
Валент решил арестовать Афанасия. Как я предполагаю, по просьбе ариан: «язычники», убившие патриарха Георгия, сообщили дознавателям имя заказчика. Но вдруг некоторые граждане Александрии (со слов афанаситов, все граждане без исключения) заступились за Афанасия: подняли восстание. Валент отменил своё решение: он собирался воевать с персами, и смута в Александрии ему была не нужна.
Валентиниан умер от инсульта.
Валент погиб в сражении с готами.
Сторонник афанаситов император Запада и Востока Феодосий (379—395) поставил точку на конкуренции двух враждующих группировок. Он запретил сборища еретические, публичные прения о вере; объявил ариан государственными преступниками: отобрал церкви, отправил в ссылку, лишил права завещаний и получений наследств, конфисковал частные дома, в которых ариане устраивали свои богослужения.
Краткие характеристики Ария и Николая Мирликийского, которые дали им афанаситы, не соответствуют действительности. Эти характеристики нужно поменять местами. Они назвали Николая пламенным защитником веры, светильником вселенной, великим столпом благочестия, огнедуховными устами, твердыней, благозвучной трубой Церкви. Ария назвали злочестивым, богохульником, ересиархом, заблуждением гордого разума, хищным волком, коварным врагом Церкви, предтечей антихриста, умело скрывшим за показной строгой жизнью и серьезной наружностью гордыню, тщеславие и честолюбие.
Почему афанаситы не объявили обоих Евсевиев, – епископов, сторонников пресвитера Ария, – ересиархами? Потому что один крестил Константина Великого, другой – написал историю Церкви, которую афанаситы полностью сфальсифицировали. Евсевий Кесарийский – ересиарх, а его книга – православная. Нелогично! Чем меньше у Ария будет акцентированных сторонников, тем лучше, – это вторая причина, почему афанаситы не объявили обоих Евсевиев ересиархами.
Царство зверя
В V веке Римская империя прекратила своё существование: распалась на десять государств. По мнению некоторых современников этого события, например, историка партии ариан Филосторгия и испанского епископа Идация Лимикского (ум. 469/474), пророчество автора «Апокалипсиса» о гибели Римской империи сбылось.
Если признать учение афанаситов апостольским, тогда поступок Бога – нелогичен: Он уничтожил государство победившего христианства, которое должен был усилить. На мой взгляд, Бог обязательно усилил бы государство, духовные лидеры которого были бы Его Сынами. Статусу Бога соответствует не только нравственная, но и технологически продвинутая цивилизация. Римская империя должна была стать жемчужиной дел Бога – неким земным филиалом Царства Небесного.
Ангел Бога рассказал Иоанну Богослову о наказании Бога. Погибнут два крупных известных города: «город великий» будет разрушен невиданным землетрясением; а «Вавилон великий» выпьет чашу вина ярости гнева Бога (Апок. 16: 18—19). Десять царей растерзают плоть Римской империи – «зверя багряного» (Апок. 17: 1—18).
Нынешние афанаситы считают зверя багряного государством, которое появится в будущем, и относят пророчество о гибели этого государства к общему концу мира. Столицей этого извращённого государства будет некий аналог древнего Вавилона.
«Некоторые современные толкователи полагают, что этот Вавилон действительно будет каким-то громадным городом, мировым центром, столицею царства антихриста, который будет отличаться богатством и вместе с тем крайней развращенностью нравов» (Епископ Аверкий15).
Я сторонник датировки «Апокалипсиса» IV веком. Причина гнева Бога – дела афанаситов: репрессии оппонентов, навязывание своего догматического учения, лжечудотворство. Автор книги «Апокалипсис» – оригенист (арианин) и пророк Иоанн Златоуст (354—407). Его пророчество о гибели Римской империи исполнилось.
Некий римский император наказал Иоанна Богослова, сослав его на остров Патмос, – «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Апок. 1: 9). Иоанн назвал себя «соучастником в скорби». То есть другие христиане тоже были наказаны. Следовательно, причина написания «Апокалипсиса» – массовые репрессии христиан.
Краеугольный вопрос: кто наказал Иоанна Богослова?
По мнению нынешних афанаситов, автор «Апокалипсиса» апостол Иоанн или другой прямой ученик Иисуса. Его репрессировал римский император, живший в I веке. Возможно, это был Клавдий (41—54), Нерон (54—68) или Домициан (81—96). Их доказательство этого – противоречивые свидетельства «древних отцов Церкви».
Книги, на которые ссылаются нынешние афанаситы, объективно нельзя считать надёжными источниками. Их переписали учителя афанаситов, неоднократно уличённые в фальсификации текстов. Есть значительная вероятность того, что свидетельства «древних отцов Церкви» об «Апокалипсисе» – это вставки древних афанаситов.
Афанаситы, состарив книгу «Апокалипсис» на триста лет и приписав её апостолу Иоанну, невольно сделали его лжепророком.
Апостол Иоанн, похоронив своих казнённых товарищей, пригрозил язычникам концом мира. Но в I веке империя не погибла. Наоборот: империя даже усилилась. Наконец она стала христианской, и наказывать её стало не за что. То есть пророчество апостола Иоанна не сбылось. Не выдерживает критики и версия гибели государства в далёком будущем, когда его возглавит диктатор антихрист, исповедующий ложное христианство, организующий массовые репрессии афанаситов. Не мог апостол Иоанн, похоронив своих казнённых товарищей, пригрозить концом мира будущему диктатору антихристу.
Решив сохранить репутацию апостола Иоанна, как пророка, некоторые историки афанаситы предположили, что нынешний «Апокалипсис» – фальсификация. Дескать, некий христианин глубоко переделал сочинение иудея, которое тот написал по следам драматических событий 70 года, когда римляне уничтожили еврейское государство. Версия о фальсификации объясняет противоречивую информацию древних христиан об авторе «Апокалипсиса» и времени его написания: они гадали, потому что сами не знали.
Версия о подложном сочинении не безобидная, как может показаться на первый взгляд. Оправдав апостола Иоанна, историки сделали лжесвидетелями отцов Церкви – например, Иустина Философа и Иринея Лионского, живших во II веке. Они первыми объявили апостола Иоанна автором «Апокалипсиса», зная или догадываясь, что эта книга ему не принадлежит, – при условии подлинности их книг.
Если причиной написание книги стали массовые казни христиан в I веке, значит, и наказание должно исполниться в I веке, а не в далёком будущем. Нелогично наказывать потомков за преступление императора, жившего на заре христианской веры, об имени которого сохранились противоречивые сообщения. Чем больше пройдёт столетий со дня его смерти, тем нелепей становится предстоящее наказание. Его поступок давно осуждён. Язычники канули в Лету. Никому, кроме историков, нет дела до того, что этот император когда-то был.
Иоанн Златоуст, предполагаемый автор «Апокалипсиса», говорил о близком наказании. Иисус Христос сообщил ему, что случится вскоре: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нём; ибо время близко» (Апок. 1: 1—3). Не грешите, просите прощение: конец мира близок. Ангел, показавший Иоанну Златоусту святой Иерусалим, сказал ему: «Не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко» (Апок. 22: 10). Пророчество должно стать известно всем.
Как я думаю, Бог уравнял дела афанаситов (николаитов) – с делами руководителей Израиля, стерев с лица земли их государства. Иудеи убили Иисуса из Назарета – своего духовного Царя, долгожданного Христа. Афанаситы превратили Римскую империю в рассадник ложного учения. Пророчество Златоуста о гибели империи исполнилось при жизни людей, знавших его. Аналогичным образом исполнилось пророчество о гибели еврейского государства, которое было уничтожено через сорок лет после казни Иисуса Христа.
Император, разозливший Бога, должен знать об «Апокалипсисе» и быть христианином. В противном случае, он сможет оправдаться: не знал об угрозе, не знал, что христианский Бог создал Вселенную. Император должен ощутить личную угрозу своей жизни. Бог разозлился на него, пообещал уничтожить империю, а тот понятия не имеет. Десять царей должны объявить ему войну. Столица должна выпить чашу вина ярости гнева Бога. Если император не ощутит угрозу своей жизни, значит, для него гнев Бога будет пустым сотрясением воздуха – бредом, оскорблением, клеветой.
В I веке христианских императоров не было. Они не только не знали об «Апокалипсисе» и «Евангелиях», но даже и не подозревали, что такие книги были. Даже сами христиане не обладали всей информацией: четвёртое «Евангелие» было опубликовано в конце I века. Одни христиане («православные») считали, что эту книгу написал апостол Иоанн. Другие христиане («еретики») называли автором некоего Керинфа. Не было и десяти царей, которые могли бы напугать императора. Римская империя находилась в зените своего могущества.
Христианские императоры появились в IV веке. Они поставили себя на первое место в церковной иерархии, назначая и смещая епископов главных кафедр. Император Феодосий Великий (379—395) задал ложное направление развития христианства. Сразу появились десять царей, руками которых Бог снёс Римскую империю.
«Вавилон великий» выпил чашу вина ярости гнева Бога: король готов Аларих и король вандалов Гейзерих разорили Рим соответственно в 410 и 455 годах. «Великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле» (Апок. 16: 18), случившееся в 447 году, разрушило «город великий» – Константинополь: рухнули крепостные стены вместе с 57 башнями. Римская империя распалась на десять государств.
Император Феодосий, которого афанаситы объявили святым и Великим, репрессировал ариан: запретил прения о вере, конфисковал церкви, личные дома, лишил права завещаний и получения наследств, объявил государственными преступниками. Прежде чем принять решение, он советовался с фиваидским пророком монахом Иоанном, – лжепророком, как считали ариане.
Феодосий вдруг умер. А потом «десять царей» (германские цари арианского вероисповедания, аланы и гунны), получив власть на час (Апок. 17: 12), уничтожили Западную Римскую империю: растерзали и сожгли плоть «великой блудницы» (Апок. 17: 16). В 410 году король германцев Аларих захватил Рим. Афанаситы, «не записанные в книгу жизни» (Апок. 17: 8), были потрясены гибелью вечного города. Идеолог Римской церкви Иероним даже забыл своё имя от горя. Германские цари арианского вероисповедания сменили свою веру: стали афанаситами – отдали «силу и власть свою зверю» (Апок. 17: 13). Афанаситы возродились только потому, что Бог позволил царям отдать свои царства «зверю, доколе не исполнятся слова Бога» (Апок. 17: 17).
По моему мнению, историк Филосторгий, свидетель распада Римской империи, считал, что пророчество автора «Апокалипсиса» о гибели государства исполнилось с точностью до запятой.
Всадник на бледном коне, имя которому «смерть», убивал людей «мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Апок. 6: 8). «Множество людей погибло от меча варваров, голода и нашествия сонмищ диких зверей» (Филосторгий16).
Испанский епископ Идаций (лат. Hydatius), уроженец города Лимика, другой свидетель гибели Римской империи, тоже считал, что пророчество автора «Апокалипсиса» исполнилось.
«Звери стали сильнее людей, убиваемых мечом, голодом, болезнью… род человеческий повсюду погибал. И так осуществлялась предсказанная Господом через Его пророков гибель во всем мире от четырёх бед: железа, голода, болезни, зверей» (Идаций17).
Филосторгий и Идаций нелогично не назвали имя автора «Апокалипсиса» – при условии, что их информация не искажена редакторами. Кто написал «Апокалипсис» – этот вопрос фундаментальный, однозначно указывающий на виновника гнева Бога. С научной точки зрения этот вопрос не разрешён до сих пор. Уже древние христиане, жившие в V веке, горячо спорили об авторе этой книги. Одни говорили, что эту книгу написал апостол Иоанн, другие – пресвитер Иоанн, третьи отрицали авторство апостола и пресвитера.
Если бы Филосторгий считал автором «Апокалипсиса» апостола Иоанна, Фотий обязательно сообщил бы об этом. Он, как историк, знал о спорах в V веке об авторе этой книги. Свидетельство Филосторгия было бы прекрасным доказательством апостольского предания. Фотий по двум причинам не сохранил свидетельство Филосторгия об авторе «Апокалипсиса»: или тот не назвал автора книги, или считал автором Иоанна Златоуста. Но сохранил рассказ о гибели империи со ссылками на «Апокалипсис»: ему захотелось увековечить версию Филосторгия исполнившегося пророчества.
Астроном, физик и математик Н. А. Морозов (1854—1946) – первый учёный, который объявил Златоуста автором «Апокалипсиса». Он увидел в этой книге зашифрованную астрономию. Отождествив апокалипсических зверей и всадников с созвездиями неба и планетами в этих созвездиях, Морозов вычислил, что Иисус общался со Златоустом на острове Патмос в воскресенье 30 сентября 395 юлианского года.
«Исторические концепции Морозова никем из историков поддержаны не были» (А. В. Мень18).
Историков можно понять: датировка «Апокалипсиса» I веком и принадлежность Златоуста к партии афанаситов зафиксированы в многочисленных древних источниках. Историки отвергают версию Морозова, потому что знают не все подробности.
Датировка «Апокалипсиса» – имеет значение. Если эта книга написана в I веке, значит, Иисус Христос обличил прелюбодеев-николаитов и римского императора, который убивал своих подданных без разбора – язычников и христиан. А если написана в IV веке, значит, Иисус Христос обличил николаитов (афанаситов), дела которых привели к инквизиции и мракобесию.
Переписанная в канцелярии папы Римского книга Евсевия Кесарийского «Церковная история» – продуманное доказательство афанаситов датировки «Апокалипсиса» I веком: Иисус Христос любит афанаситов и ненавидит предателя Николая, назначенного апостолами диаконом. Но белые нитки остались.
Руководитель ариан Евсевий доказал в своей книге «Церковная история», что учение афанаситов апостольское. Что это означает? Афанаситы написали у себя на лбу крупными буквами, что они сфальсифицировали книгу Евсевия!
Информация о том, что Дионисий Александрийский, Аполлоний, Феофил Антиохийский (II—III вв.) знали об «Апокалипсисе», сохранилась только в книге Евсевия «Церковная история». Письмо христиан из городов Лион и Виенна к малоазийским церквам в Асии и Фригии со ссылкой на «Апокалипсис» (II в.) тоже сохранилось только в книге Евсевия. Афанаситы сами сочинили цитаты из этих книг, письмо целиком и включили их в книгу Евсевия.
Козырными картами афанаситов, датирующих «Апокалипсис» I веком, являются книги Иустина Философа «Диалог с иудеем Трифоном» и Климента Александрийского «Строматы» (II в.). По мнению афанаситов, свидетельства этих авторов об «Апокалипсисе» не могут быть поздней вставкой: их книги сохранились до наших дней, и Евсевий засвидетельствовал достоверность информации Иустина и Климента.
А кто был вторым богословом, который сообщил, что Иустин и Климент знали об «Апокалипсисе»? Первый – Евсевий. А второй – кто? Их свидетельства – вставки редакторов, живших в X—XVI веках: Евсевий – единственный древний богослов, которому пришло в голову процитировать Иустина и Климента. Никто, кроме Евсевия, не цитировал этих авторов, рассказывая об «Апокалипсисе», больше тысячи лет.
Если бы Климент Александрийский и Иустин Философ, жившие во II веке, на самом деле знали об «Апокалипсисе», идеологи Римской церкви, например, Епифаний Кипрский (ум. 403) и учёный Иероним (ум. 420) сослались бы на мнение Климента и Иустина об «Апокалипсисе», и эти сочинения сохранились бы до наших дней.
У известных даровитых писателей Епифания Кипрского и Иеронима был убедительный повод сослаться на мнение Иустина и Климента, считавших, как они, что апостол Иоанн написал «Апокалипсис».
Большинство греков, живших в IV—V веках, оппонентов Епифания и Иеронима, объявили «Апокалипсис» подложной книгой. Почему они пришли к такому выводу – неизвестно: афанаситы, единственные хранители архивов, уничтожили их объяснения. Как я предполагаю, греки объявили эту книгу подложной (не принадлежащей апостолу Иоанну), потому что её написал их современник – Иоанн Златоуст.
Среди богословов II—III веков не было равных великому Оригену. Талант других христианских писателей терялся в лучах славы Оригена, как блеск звёзд при появлении Солнца. Переводчик «Библии» знаменитый Иероним, потрясённый эрудицией Оригена, назвал его вторым церковным писателем после апостолов.
Ссылки Оригена на «Апокалипсис» – это вставки редакторов.
Если бы Ориген знал об «Апокалипсисе», Евсевий, почитатель таланта Оригена, включил бы эту книгу в «Библию», пятьдесят экземпляров которой он издал по распоряжению императора Константина. Книги, включённые Евсевием в «Библию», способствовали закреплению канонических книг на Востоке. Григорий Богослов (ум. 390) и Кирилл Иерусалимский (ум. 386) имели эти дорогие, роскошные «Библии», но не включили «Апокалипсис» в канон книг «Нового Завета». Почему они не включили? Потому что этой книги не было в «Библии», изданной Евсевием. А если её там не было, значит, о ней не знал и Ориген: Евсевий включал книги в «Библию», ориентируясь на мнения своих учителей. Авторитет Оригена был для него определяющим, самым главным.
Ориген написал толкования на все книги «Библии» за исключением «Апокалипсиса». Если бы он знал об этой книге, первый полный комментарий появился бы в III веке, а не в VII. И он назвал бы автора книги и репрессировавшего его императора.
Златоуст написал «Апокалипсис» в 395 году – после смерти Григория Богослова и Кирилла Иерусалимского. Цитаты из «Апокалипсиса» в их книгах – это вставки редакторов. Если бы Григорий и Кирилл на самом деле цитировали «Апокалипсис», они включили бы эту книгу в канон книг «Нового Завета». А они не включили.
У афанаситов была причина скрыть, с кем и когда Иисус Христос общался на острове Патмос.
Иисус сообщил Иоанну Златоусту, что ненавидит дела Николая Мирликийского (николаитов), ставших предтечей инквизиции и мракобесия, – лжечудотворство, нетерпимость к чужому мнению, навязывание своего догматического учения, репрессии оппонентов.
Афанаситы объявили врагом Иисуса Христа – Николая, которого апостолы назначили диаконом (он якобы ел идоложертвенное и прелюбодействовал). И вычеркнули имя Николая Мирликийского из всех исторических документов: якобы такого человека у них не было. А если его не было, значит, Иисус не мог разозлиться на него.
Идеологи Римской церкви не признавали своим преданием конфликт Николая Мирликийского с Арием до IX века (сорокапятилетний Николай ударил семидесятилетнего старика Ария на глазах всех участников Никейского собора); его имени нет в древних списках участников Никейского собора; о нём молчат не только древние историки, но и участники этого собора, – например, известные писатели – Евсевий Кесарийский, Афанасий Великий, Александр Александрийский, Маркелл Анкирский; идеологи Римской церкви попытались выдать Николая Мирликийского за жителя VI века Николая Пинарского. Со слов нынешних афанаситов, биографии двух Николаев спутал переписчик. На мой взгляд, объяснение неправдоподобное: переписчику спутать их биографии, – равносильно большевикам спутать биографии И. В. Сталина и В. И. Ленина.
Если николаиты – ученики Николая Мирликийского, тогда его имя должно быть увековечено. Как не старались древние афанаситы изгладить его имя из истории, у них ничего не получилось. Их преемники, не знавшие историю книги «Апокалипсис», перестали скрывать, что Николай был участником Никейского собора. Иерархи Русской Православной церкви объявили Николая старшим среди святых, его день рождения считается таким же большим праздником, как день рождения Иоанна Крестителя, девы Марии и Иисуса Христа.