bannerbanner
Символ веры. История догматов Христианской церкви
Символ веры. История догматов Христианской церкви

Полная версия

Символ веры. История догматов Христианской церкви

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
16 из 16

24

«Вселенские соборы». С. 22.

25

Цитата из книги Епифания «Панарион», 69: 7—8. «Против ариоманитов, сорок девятая, а по общему порядку шестьдесят девятая ересь». Т. 4. С. 114—117. Творения святого Епифания Кипрского. Московская Духовная Академия. Типография В. Готье. Москва,1872.

26

«Панарион», 69: 3. Т. 4. С. 109.

27

«Сокращение „Церковной истории“ Филосторгия». Addenda, 3. «О тех, кто выступал со стороны Ария на Никейском соборе». С. 254.

28

«Панарион», 68: 6. «Раскол Мелетия Египетского, сорок восьмая, а по общему порядку шестьдесят восьмая есресь». Т. 4. С. 98.

29

«Панарион», 68: 1. Т. 4. С. 91.

30

«Панарион», 68: 3. Т. 4. С. 95.

31

«Защитительное слово против ариан», 11, 59. Т. 1. С. 302, 360.

32

«Лекции по истории древней Церкви». Т. 2. С. 533. Издательство «Белорусский Дом печати», Минск, 2007. Болотов Василий Васильевич (1854—1900) – богослов, историк Церкви, востоковед, член-корреспондент Императорской Академии наук.

33

«Из истории Вселенских Соборов» (материалы к учебному курсу «История Церкви»). Дворкин Александр Леонидович (р. 1955) – православный историк.

34

«Лекции по истории древней Церкви». Глава «Арианский спор». Примечание 1. Т. 4. С. 303.

35

«Афанасий I Великий». Православная энциклопедия.

36

«Введение в святоотеческое богословие». Иоанн Мейендорф (1926—1992) – протопресвитер, возглавлял Отдел внешних сношений Православной Церкви в Америке.

37

«Золотой век святоотеческой письменности». Киприан (Константин Эдуардович Керн) (1899 -1960) – церковный историк, враг большевиков: воевал в рядах Добровольческой армии.

38

«Афанасий I Великий». Православная энциклопедия.

39

Н. И. Сагарда, А. И. Сагарда. «Патрология». СПб, «Воскресение», 2004. С. 707.

40

«Похвальное слово, произнесённое аввой Александром, архиепископом Александрийским, о святом Петре, девственнике и архиепископе того же города, который был замучен за имя Господа нашего Иисуса Христа». Журнал Московской Патриархии. 1979. №10.

41

«Учение Оригена о Св. Троице».

42

«Послание о том, что собор Никейский, усмотрев коварство евсеевых приверженцев, определение своё против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно», 27. Т.1. С.436.

43

115. «К Елевсию» (145). Т. 2. С. 493. Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский». Творения в двух томах. М.: Сибирская Благозвонница, 2007. В электронном издании сочинений Григория это письмо адресовано епискому Фёдору Тианскому – 145 (87).

44

«О Святом Духе», глава 29 (абзац 73). Т. 1. С. 161. «Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской». Творения в двух томах. М.: Сибирская Благозвонница, 2008.

45

«Апология против книг Руфина». Книга третья, 39. Т. 5. С. 136. Творения блаженный Иеронима Стридонского. Типография И. И. Чоколова. Киев. 1894.

46

«Житие и страдание святого священномученика Петра, архиепископа Александрийского», день памяти 25 ноября. Димитрий Ростовский (Туптало Данила Саввич) (1651—1709) – епископ Ростова, автор «Жития святых». Он пересказал «Жития святых», написанные до него, – митрополита Московского Макария (1482—1563), византийского писателя Симеона Метафраста (ум. 940/976), латинских авторов.

47

«История догматов». Адольф Гарнак (A. Harnack) (1851—1930) – германский теолог и историк.

48

Мартиролог Петра, Х век. Журнал Московской Патриархии. 1979. №10.

49

«Священномученик Пётр, архиепископ Александрийский». Журнал Московской Патриархии. 1979. №10.

50

«Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии». Казань. 1908. Т. 3. С. 178.

51

«Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии». Казань. 1913. Т. 5. С. 271.

52

«Вопрос о подлинности правил Сардикийского собора (343 г.) в современной западной литературе». С. 59—60. «Начальная стадия арианского движения и Первый Вселенский собор в Никее». «Издательство Олега Абышко», Санкт-Петербург, 2007.

53

«Когда же приидёт Утешитель, которого я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, он будет свидетельствовать о мне» (Иоан. 15: 26).

54

«Символ, известный под названием Quicumque, приписывавшийся (неверно) Отцу нашему Афанасию, Патриарху Александрийскому». Т. 4. С. 478.

55

«Символические тексты в Православной церкви». Епископ Василий (Всеволод Александрович Кривошеин) (1900—1985) – учёный патролог; солдат армии генерала Деникина (1919), афонский инок (1926), архиепископ Брюссельский и Бельгийский (1960).

56

«Текстология Нового Завета». Брюс Меннинг Мецгер (Bruce Manning Metzger) (1914—2007) – филолог, экзегет, профессор Принстонской богословской семинарии.

57

«В коптских, эфиопских, арабских и славянских переводах до XVI в. эта вставка (1 Ин. 5: 7—8. – С. Ш.) отсутствовала. Её нет в Апостоле Ивана Фёдорова (1564), в Острожской Библии (1580/1), в московской Библии 1663 г.» («Иоанн Богослов». Православная энциклопедия).

58

66. Письмо к Люцинию. Т. 2. С. 258.

59

«История древней Церкви» («Histoire ancienne de L’Eglise»). Дюшен Луи (Louis Duchesne) (1843—1922) – аббат, историк.

60

«Панарион», 69: 5. Т. 4. С. 112.

61

«Панарион», 43: 1. «О лукианистах». Т. 2. С. 261.

62

Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.

63

«Житие и страдание преподобномученика Лукиана, пресвитера антиохийского», день памяти 15 октября.

64

Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.

65

«О знаменитых мужах», 77.

66

«Лукиан Антиохийский». Библиологический словарь.

67

«Толкование на пророка Исаию», 9: 7. Т. 6.

68

«Похвальная беседа о святом мученике Лукиане». Т. 2.

69

«Церковная история».

70

«История догматических движений».

71

Иероним о Памфиле и Евсевие – «О знаменитых мужах», 75, 81.

72

«Панарион», 65: 1. «О Павле Самосатском (Антиохийском. – С. Ш.), сорок пятой, а по общему порядку шестьдесят пятой ереси». Т. 3. С. 225.

73

«Против Праксея или о Святой Троице», 1. Т. 4. С. 127. Творения Тертуллиана. Перевод Е. Карнеева. Типография Морского кадетского корпуса. СПб, 1850.

74

«Панарион», 62: 1. «О савеллианах, сорок второй, а по общему порядку шестьдесят второй ереси». Т. 3. С. 60—61.

75

«Термины „единосущие“ и „единосущный“ отсутствуют в Библии и были восприняты христианским богословием из античной философии… Единосущный – субъект, обладающий с кем-либо одинаковой сущностью» (Православная энциклопедия).

76

Дуценарий – это начальник канцелярии некоторых магистратов, сборщик податей, судья («Реальный словарь классических древностей»). Я буду придерживаться мнения автора примечаний к книге В. В. Болотова, назвавшего Павла Антиохийского управляющим финансами: «Будучи епископом, он занимал одновременно весьма доходную мирскую должность „дуценария“ (procurator ducenarius – управляющий финансами)».

77

«Зеновия». Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.

78

«Панарион», 65: 8. Т. 3. С. 237.

79

Подробно о партийной принадлежности Евсвевия и его книгах – глава «Свидетели Апокалипсиса».

80

«Братья Господни». – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2004. Лекции по истории трёх первых веков христианства. С. 323. Лебедев Алексей Петрович (1845—1908) – профессор Московской Духовной Академии.

81

77. Письмо к Паммахию и Океану. Т. 2. С. 365.

82

52. «К монахиням», 1—2. Т. 2. С. 538.

83

«Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкие исаврийской», 45. Т. 3. С. 151—152.

84

«Лекции по истории древней Церкви». Т. 2. С. 464.

85

«Изложение веры», 2. Т. 1. С. 265.

86

«Свиток Афанасия, Александрийского архиепископа, к антиохийцам», 3. Т. 3. С. 168.

87

«Послание Александра, епископа Александрийского, к Александру, епископу Константинопольскому» (Феодорит, 1: 4).

88

Подробно о сочинениях Афанасия и Василия, в которых они рассказали о Дионисии, – глава «Знаменитые учителя».

89

«Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского» «Издательство Олега Абышко», СПб., 2007. Сочинение Феодорита «О баснях еретиков», на которую сослался А. Дружинин, не переведена на русский язык. А. Дружинин – священник, автор перевода творений Дионисия Александрийского, изданного в 1900 году Казанской Духовной Академией.

90

«Изложение веры», 2. Т. 1. С. 265.

91

«Послание Афанасия к монахам повсюду пребывающим о том, что сделано арианами при Констанции (история ариан)», 42. Т.2. С. 138.

92

«Тринитарные споры в IV веке». Пётр Монов, перевод с английского. Дэвид К. Бернард – рукоположенный служитель Объединенной Пятидесятнической церкви.

93

«Восточные отцы IV века». Флоровский Георгий Васильевич (1893—1979) – протоиерей, богослов, философ, историк, эмигрировал в Болгарию (1920).

94

«Слово 31, о богословии пятое, о Святом Духе», 26. Т. 1. С. 387.

95

Птолемаида – один из пяти городов Киренаики, исторической области на севере Африки, получившие название Пентаполис.

96

«История Христианской Церкви». С. 150. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев, 2007. Книга Ипполита «Философумена», на которую сослался М. Э. Поснов, не переведена на русский язык. Поснов Михаил Эммануилович (1874—1931) – профессор Киевской Духовной Академии. Эмигрировал в Болгарию, умер в Софии.

97

Цитата из книги Л. Дюшена «История древней Церкви». Глава 16.

98

«Библиотека Фотия», кодекс 121. Перевод с английского «Яндекса».

99

Подробно о жизни Ипполита и его книгах – глава «Свидетели Апокалипсиса».

100

«Лекции по истории древней Церкви». Т. 2. С. 448.

101

«Монтанизм». Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.

102

«Единство и триединство. Учение о Боге в древних христианских писаниях 100—300 гг. от Р. Х.»

103

«Лекции по истории древней Церкви». Т. 2. С. 444.

104

«Против Праксея или о Святой Троице», 1. Т. 4. С. 128.

105

«Против Праксея или о Святой Троице», 1. Т. 4. С. 129.

106

«И я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» (Иоан. 14: 16—26).

107

Подробно об учении Монтана – глава «Знаменитые учителя».

108

«О знаменитых мужах», 40.

109

«О знаменитых мужах», 53.

110

«Панарион», 48: 2. Глава «О еретиках фригийских, называемых или монтанистами, или ещё таскодругитами; двадцать восьмой, а по общему порядку сорок восьмой ереси». Т. 2. С. 305.

111

«История народа Хунну». Гумилёв Лев Николаевич (1912—1992) – историк-этнолог, востоковед, доктор исторических наук, переводчик с персидского языка.

112

339 и 341 гг. – эти даты условные. Я исхожу из версии Карташёва, что соборы в Антиохии собирались несколько лет подряд и превратились «как бы в один собор с продолжающимися сессиями».

113

«Евсевий Никомидийский и Лукиан». (К вопросу о происхождении арианства). Богословский вестник, 1912. Т. 2. №4. С. 737.

114

«Святой Лукиан Антиохийский и его ученики». Альманах «Альфа и Омега», №48, 49; 2007. Сидоров Алексей Иванович (р. 1944) – кандидат исторических наук, кандидат богословия, доктор церковной истории, профессор.

115

«Вселенские соборы». С. 14, 42, 43.

116

«Лукиан Антиохийский». Библиологический словарь.

117

Н. И. Сагарда, А. И. Сагарда. «Патрология». С. 918.

118

«Лекции по патрологии I—IV века». Глава «Учение 12-ти апостолов».

119

«Вселенские соборы». С. 43.

120

Аналогичный пророческий сон увидел русский учёный М. В. Ломоносов (1711—1765). Его отец, холмогорский рыбак, пропавший без вести, явился ему во сне и сообщил, на каком острове «Ледяного моря» он находится. Тот известил своих земляков, и они нашли его погибшего отца именно на том острове. «М. В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников». – М.-Л.: Издат. Акад. наук СССР, 1962. – С. 42—51.

121

«Вселенские соборы». С. 43.

122

«За свою благочестивую жизнь Лукиан, как повествует его житие, был удостоен особенного дара Божественной благодати, так что когда ходил по городу, то некоторые видели его, а другим он был невидим» (Димитрий).

123

«Авторы жизнеописаний августов». «Кар, Карин и Нумериан», 14, 15. «Властелины Рима», М., Наука, 1992. Перевод С. П. Кондратьева. Флавий Вописк (Flavius Vopiscus) – Флавий Вописк (Flavius Vopiscus) – один из шести авторов книги «Авторы жизнеописаний Августов» (Scriptores Historiae Augustae) – сборника биографий римских императоров от Адриана до Карина и Нумериана, правивших с 117 по 284 год.

124

«Очерк истории от основания города». Евтропий (Eutropius) (IV в.) – римский историк, участник похода императора Юлиана против персов (363).

125

«Извлечения», 39. «Извлечения о жизни и нравах римских императоров». Римские историки IV века. – М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. Аврелий Виктор Секст (Sextus Aurelius Victor) – римский историк, управляющий провинцией Нижняя Паннония (361), префект Рима (389).

126

«Книга к исповеднику Донату о смертях гонителей», 7. «О смертях преследователей». Перевод В. М. Тюленева. – СПб.: Алетейя, 1998. Лактанций Луций Целий Фирмиан (Lactantius Lucius Caecilius Firmianus) (250—330) – глава кафедры риторики главной школы в Никомидии.

127

«О цезарях», 39. «О цезарях или часть вторая сокращенной истории от августа Октавиана, т.е. от конца истории Тита Ливия до десятого консульства августа Констанция и третьего консульства цезаря Юлиана». Римские историки IV века. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 1997.

128

«Новая история». Зосим (Zosimus) – позднеримский историк, (2-я пол. V в.).

129

«Вселенские соборы». С. 143. «Кодекс Феодосия» не переведён на русский язык.

130

«Жизнь блаженного василевса Константина».

131

«Послание к Константию, благочестивейшему царю, о явившемся на небе светозарном знамении Креста, которое видимо было во Иерусалиме». Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. – М.: Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. Репринтное воспроизведение издания 1822 г.

132

«Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта»: л. м. 5847, р. х. 347.

133

Комментарий издателя книги, выпущенной в 1822 году.

134

л. м. 5802, р. х. 302; л. м. 5803, р. х. 303.

135

«Воспоминание явившегося на небе знамения Честного и Животворящего Креста Господня», день памяти 7 мая.

136

«Обращение императора Константина Великого в христианство». Исследование по истории древней Церкви. А. А. Спасский. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2007. С. 53.

137

Спасский сослался на «Кодекс Феодосия» – I, 8, 2.

138

«Панегирик августу Константину» (Pan. Lat. IX). Общее число панегириков – двенадцать. «Латинские панегирики». Перевод И. Ю. Шабаги. «Вестник древней истории». 1997 г. №2.

139

«Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника». «Издательство Олега Абышко», СПб, 2006. С. 123. Рукописи BDΣΛ – Paris.1431, Paris.1433, латинский перевод Руфина, сирийский перевод. Рукописи ATERM – Paris.1430, Laurent. 70,7, Laurent. 70, 20, Mosqu. 50, Marsian. 338. С. 82, примечание 1. Бриллиантов Александр Иванович (1867—1934) – церковный историк, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии. Арестован, как участник контрреволюционной организации, ставившей целью свержение советской власти и восстановление монархического строя; приговор к расстрелу заменили пятью годами лагерей; досрочное освобождение с поражением в гражданских правах (нельзя жить в 12 крупных городах).

140

«О знаменитых мужах», 93.

141

«Извлечения Анонима Валезия». Перевод выполнен В. М. Тюленевым по изданию: Excerpta Valesiana / Rec. J. Moreau. Leipzig, 1968. Сборник научных трудов памяти Клавдии Дмитриевны Авдеевой: «Формы исторического сознания от поздней античности до эпохи Возрождения». Ивановский государственный университет, 2000 год. С. 176—193.

142

«Аноним Валезия (Anonymus Valesianus)». Википедия.

143

«Римская история». Перевод с латинского Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни, Издательство «Алетейя», Санкт-Петербург, 2000. Аммиан Марцеллин (Ammianus Marcellinus) (330—395) – римский историк, родился в Антиохии.

144

«Анастасия, сестра Константина Великого, в контексте его династической политики». Научный журнал «Проблемы истории, филологии, культуры», №3, С. 90—98, 2017 год. «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова». Миролюбов Иван Андреевич – аспирант кафедры истории древнего мира Исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

145

Аврелий Виктор – «О цезарях», 40: 22. Евтропий – «Краткая история от основания Города», 10: 3. Лактанций – «О смертях гонителей», 30. Зосим – «Новая история», 2: 11. Феофан – «Летопись», л. м. 5796, р. х. 296.

146

«Церковная история», 10: 8, 10. «Жизнь Константина», 1: 51—53.

147

«Лекции по истории древней Церкви». Т. 4. С. 304.

148

Творения Иеронима. Предисловие к «Хронике» Евсевия. Т. 5. С. 349.

149

«Сокращение „Церковной истории“ Филосторгия». Addenda, 3. «О тех, кто выступал со стороны Ария на Никейском соборе». С. 254.

150

«Священная хроника», 2: 36, 2.

151

Фотий. «Сокращение „Церковной истории“ Филосторгия». Фрагменты. Из Свиды, под именем Авксентий. С. 258.

152

«Извлечения», 41.

153

«Лекции по истории древней Церкви». Т. 1. С. 31—33.

154

«Хроника Иеронима». Т. 5. С. 397.

155

«Рассуждение о подложности, так называемой, дарственной грамоты Константина». Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. Перевод с латинского М. А. Гуковского. Лоренцо Валла (Lorenzo Valla) (1407—1457) – итальянский гуманист, родоначальник историко-филологической критики.

156

32. Письмо к Павле – отрывок из письма об Оригене. Т. 1. С. 174.

157

«Апология против книг Руфина». Книга вторая, 13—14. Т. 5. С. 58—59.

158

«Учение Оригена о Св. Троице».

159

«О знаменитых мужах», 38.

160

«О знаменитых мужах», 69.

161

«Апология против книг Руфина». Книга вторая, 18. Т. 5. С. 64.

162

«О знаменитых мужах», 15.

163

Цитата из книги Иеронима «Апология против книг Руфина». Книга вторая, 18. Т. 5. С. 63—64.

164

«Апология против книг Руфина». Книга вторая, 18. Т. 5. С. 65.

165

Творения святого отца нашего Афанасия Великого архиепископа Александрийского. Т. 1. С. 444.

166

«Послание о том, что собор Никейский, усмотрев коварство евсеевых приверженцев, определение своё против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно», 25. Т. 1. С. 433.

167

«О Святом Духе», 29. Т. 1, С. 160.

168

«Слово 31, о богословии пятое, о Святом Духе», 1. Т. 1. С. 376.

169

9. «К Максиму, философу». Т. 2. С. 469.

170

«Благодарственная речь Оригену», 127—129.

171

«Житие святого отца нашего Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского», день памяти 17 ноября. Примечание 9.

172

Второе правило Трулльского собора.

173

«Григорий Чудотворец». Православная энциклопедия.

174

«Слово о жизни святого Григория Чудотворца». Творения святого Григория Нисского. Москва, 1871. Т. 8. С. 145—148.

175

«История запрещённых книг на Западе. Итальянское духовенство в одну из средневековых эпох». С. 8.

176

65. Письмо к великому оратору города Рима. Т. 2. С. 252.

177

«Лекции по истории древней Церкви». Т. 2. С. 482.

178

«История Христианской Церкви». С. 148.

179

«Панарион», 48: 1. «О еретиках фригийских, называемых или монтанистами, или ещё таскодругитами; двадцать восьмой, а по общему порядку сорок восьмой ереси». Т. 2. С. 303.

180

«Против Праксея или о Святой Троице», 2.

181

Вероопределение Халкидонского собора.

182

«Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение». Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, Москва, 2008. Мецгер сослался на Cod. Theod. XVI. 5, 34.

183

39. Письмо к Марцелле. Т. 1. С. 213.

184

«Против Праксея или о Святой Троице», 1.

185

«О знаменитых мужах», 53.

186

«Книга о церковных писателях», 15. Геннадий – пресвитер города Массилия (Марсель), современник Римского папы Геласия (492—496). Продолжил труд Иеронима, написав книгу о церковных писателях.

187

Фотий. Addenda, 3. «О тех, кто выступал со стороны Ария на Никейском соборе». «Сокращение „Церковной истории“ Филосторгия». С. 254.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
16 из 16