bannerbanner
Парадоксы интеллектуального чтива. Книга четвёртая «Сказ про то, что есть Прописная Истина»
Парадоксы интеллектуального чтива. Книга четвёртая «Сказ про то, что есть Прописная Истина»

Полная версия

Парадоксы интеллектуального чтива. Книга четвёртая «Сказ про то, что есть Прописная Истина»

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 7

В некоторых случаях это сделать удаётся. А в других, по большей части, не очень.

Но такова мировая «се ля ви» ….


Март 2018.

P.S. Это эссе я пишу вместо Предисловия. В нём изложены основные аспекты моих мыслей в структуре Мироздания, которые детализируются в последующих эссе……Так что их уже можно и не читать.

Космогония

Человечество всегда, испокон веков, правда только в те моменты, когда оно не занималось добыванием хлеба насущного, интересовалось, кто или что сотворило столь чудесный мир, в котором оно живёт.


Плоская Земля в Космосе


Оно даже придумало специальную науку, называемую Космогонией, разрабатывающую более или менее правдоподобные теории, которые на конкретном этапе человеческой цивилизации доступно, и в меру достоверно, описывали бы процесс Сотворения Вселенной.

Я попытаюсь добавить ко множеству таковых и свою версию…….Космогония (греч. kósmos – мир, вселенная и gone, goneia – рождение) – чуть ли не древнейшая из всех наук. Она насчитывает столько же лет, сколько лет существует человеческая цивилизация.

На рисунке 7 представлена карта мира у древних шумер. В их космологии существовало три мира – мир божественный (мир неба), мир человеческий и мир подземный. Мировое дерево проходило сквозь каждый, объединяя их воедино.


Карта Мира древних шумеров


До сих пор не найдено шумерских мифов о сотворении мира, зато такой миф известен у аккадцев и ассирийцев – «Энума элиш». Это миф о подвиге бога Мардука, где он, в ходе сотворения мира, после победы над Тиамат – олицетворением хаоса, создаёт небо и землю. И это первое достоверное упоминание об одной принципиальной концепции, к которой мы будем постоянно возвращаться: сотворение нашей Вселенной из хаоса.

Аккадцам были известны 12 созвездий Зодиака. Всё небо у них делилось на части: «верхнее небо (Ану)», «среднее небо» и «нижнее небо». «Нижнее небо» – это видимое людям, «среднее» в центре которого находилась цела Мардука, а на «верхнем» жили боги. Эти грани как бы разделяли очевидное, возможное и непостижимое.

Мир на земле, согласно шумеро-аккадским представлениям, был лишь отражением мира на небе. Прообразы всего сущего – стран, рек, городов, храмов – существуют на небе в виде звёзд. Древние верили, что земные предметы являют собой лишь отражения небесных….И хотя практическим следствием такого причудливого мировоззрения стало рождение лишь астрологии, древнюю космологическую позицию о том, что всё существующее на Земле есть прообраз отражения небесной памяти, нам следует помнить в процессе последующих рассуждений.

Древние египтяне практически ничего не добавили к шумерской теории мироздания. Зато древние греки, как мне кажется, кроме как космологией, ничем другим и не занимались. Древняя Греция создала своё представление о Вселенной. И уникальность древнегреческих мыслителей состояла в том, что они имели не одну модель, а несколько, и каждая была тем или иным образом аргументирована.

Так, у Фалеса из Милета земной диск плавает в воде, у Анаксимандра просто цилиндр плавает в бесконечном пространстве.

Пифагорейцы предложили пироцентрическую модель Вселенной, в которой звёзды, Солнце, Луна и шесть планет обращаются вокруг Центрального Огня (Гестии). Чтобы в сумме получилось священное число – десять – сфер, шестой планетой объявили Противоземлю (Антихтон). Как Солнце, так и Луна, по этой теории, светили отражённым светом Гестии. Эта система мира была описана Филолаем Кротонским.

Поразительно для тех времён!

Ведь Гестия – у греков – центр Мироздания. Что никак не хуже современной космогонической идеи «Большого взрыва».

Большинство древнегреческих учёных, однако, были сторонниками геоцентрической системы мира, также основанной пифагорейцами.

Расстояния между светилами у пифагорейцев соответствовали музыкальным интервалам в гамме. Они утверждали, что при вращении их звучит «музыка сфер», не слышимая нами.

Про музыку сфер я для себя также возьму заметку……

Пифагорейцы, ещё в V в веке до нашей эры считали Землю шарообразной!.. А некоторые из них (Экфант и Гикет из Сиракуз) – даже вращающейся вокруг оси, отчего и происходит смена дня и ночи. Удивительно забывчива человеческая память……. Она на 2000 лет начисто забыла эту истину. И только кругосветная экспедиция Магеллана, вернувшаяся в Португалию «не с того конца света» с разницей на один календарный день, связанной с пересечением воображаемой линии смены дат, подтвердила удивительную мудрость мудрецов из Сиракуз.

Нас в этом будет интересовать не столько вдохновенность гениальной мысли человечества, сколько такая же выдающаяся способность памяти забывать всё нетривиальное. И это качество её не может не быть органической составляющей памяти Вселенной. Далее мы увидим, что духи вселенной тоже не всё помнят…….

Платон (428 – 347 до новой эры) анализировал весь мир через призму своих представлений о духовной сущности.


Схема мироздания по Платону


Космос в представлении Платона не вечен, так как всё, что ощущается, есть вещь, а вещи старятся и умирают. Более того, само Время родилось вместе с Космосом. Эту мудрость тоже стоит особо запомнить…..Платон же первым предложил разложить неравномерные движения светил на «совершенные» движения по окружностям..

Особое место в этом блестящем ряду мыслителей занимает Клавдий Птолемей – одна из крупнейших фигур в науке позднего эллинизма. В астрономии Птолемею не было равных на протяжении целого тысячелетия – от Гиппарха (II в. до н. э.) до Бируни (X – XI вв. н. э. В своём основном труде «Великое построение», Птолемей изложил собрание астрономических знаний древней Греции и Вавилона. Он сформулировал, вслед за Гиппархом, сложную геоцентрическую модель мира с эпициклами, которая просуществовала в западном и арабском мире до создания гелиоцентрической системы Николая Коперника.


Перводвигатель Аристотеля (Рис.9)


Но уже Аристотель представлял себе всю космологическую схему Вселенной. На рисунке 9 цифрами обозначены сферы: земли (1), воды (2), воздуха (3), огня (4), эфира (5), Перводвигатель (6). Он полагал, что небесные тела переносятся в своём движении твёрдыми небесными сферами, к которым они прикреплены. По его мнению, всё, что движется, приводится в движение чем-нибудь внешним, которое, в свою очередь, также чем-то движется, и так далее, пока мы не дойдём до двигателя, который сам по себе неподвижен – до Перводвижителя. Как мы увидим далее, в этом неподвижном «Перводвижителе» и заложена вся загадка сотворения Вселенных!


Индийская модель Вселенной (Рис.10)


В древней Индии существовала модель (Рис.10) Солнечной системы – геоцентрическая модель, близкая к модели Тихо Браге: все 5 планет – Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, видимые невооружённым взглядом, кроме Земли, вращаются вокруг Солнца, а само Солнце вокруг Земли. Самая дальняя орбита Сатурна объявляется той границей, до которой распространяется свет. Они считали невозможным бесконечное распространение света!

Индуисты думали, что наш мир не один, таких бесконечное множество, но связь их нематериальная, а духовная. Можно считать, что наш мир – это точка в духовном континууме!

У индейцев северной Америки космология существенно отличалась от таковой в Старом Свете. Для инков время совмещалось с пространством. В слове на языке кечуа «pacha» – время, длина, ширина и глубина, одновременно, обозначают сразу четыре измерения в статике и динамике.

У них время проецировалось на географическое пространство. «Время Пача» делилось на: настоящее – пача, и прошлое-будущее – «ньявпа-пача. И оно показывается идущим по кругу: как назад, это «ñawpa pacha» – прошлое время, так и вперёд, поскольку это же слово значит будущее время и пространство впереди.

В представлении инков существовало три мира: Ханан Пача, Кай Пача, Уку Пача. Не видимая за горизонтом земля имела специфический термин и называлась – «кинрайнин».

Пространственно север у инков находился внизу, а юг – вверху. Кроме того, индейцы представляют время наоборот: в воображаемой пространственно-временной шкале будущее для них остаётся позади, а прошлое ещё только предстоит увидеть.

Но более удивительно, что понятие «нуля» не соотносится с понятием «ничто», как наш «нуль», а соотносится с чем-то конкретным и предметным. Уже сам по себе символ «нуль» у инков и майя является чем-то осязаемым: это шнур без узла для инков, раковина для майя и кукурузный початок для ацтеков.

Иными словами – НУЛЬ – это начало чего-либо.

Спасибо индейцам, мы тоже это запомним……

Но давайте ближе к нашим временам…

Первая половина XVI века отмечена появлением новой – старой, гелиоцентрической системы мира Николая Коперника. В центр мира Коперник поместил Солнце, вокруг которого вращались планеты (в числе которых и Земля, совершавшая к тому же ещё и вращение вокруг оси).

В общем, ничего нового он не добавил к давно известным космогониям пифагорейцев. Он просто закрыл эпоху упадка науки во времена христианского мракобесного средневековья. Вселенную Коперник по-прежнему считал ограниченной сферой неподвижных звёзд; по-видимому, сохранялась у него и вера в существование небесных сфер.

Тем не менее, вновь открытые Коперником идеи породили волну новых идей об устройстве Вселенной. Джордано Бруно и Томас Диггес высказывали предположения, что пространство бесконечно и заполнено звёздами и что звезды подобны Солнцу.

Эти идеи поддержали Рене Декарт, Отто фон Герике и Христиан Гюйгенс. Гюйгенсу принадлежит первая попытка определения расстояния до звезды (Сириуса) в предположении о равенстве её светимости солнечной.

Кеплер считал, что у мира нет абсолютного центра и чёткой границы. С именем Кеплера связана ещё одна революция. Он заменяет круговые движения планет на движение по эллипсу и выводит новые законы движения.

В XVIII веке Ньютон строит свою модель Вселенной. Он осознаёт, что в конечном мире, наполненном гравирующими телами, неизбежно наступит момент, когда все они сольются друг с другом. Таким образом, в альтернативе, он полагает, что пространство Вселенной бесконечно.

В трактате 1755 года, Эммануил Кант предполагает, что Галактика может быть вращающимся телом, которое состоит из огромного количества звёзд, удерживаемых гравитационными силами, сходными с теми, что действуют в Солнечной системе. Он высказал и предположение, что некоторые из туманностей, видимых на ночном небе, могут быть отдельными галактиками.

Уильям Гершель попытался определить форму и размеры Млечного Пути и положения в нём Солнца, используя метод «черпаков» – подсчёта звёзд по разным направлениям. В 1795 году, наблюдая планетарную туманность NGC 1514, он отчётливо увидел в её центре одиночную звезду, окружённую туманным веществом.

В 1837 году В. Я. Струве обнаружил и измерил параллакс альфы Лиры. Полученное им значение (0,125» ± 0,055») было первым успешным определением параллакса звезды вообще. Это был первый шаг в осознании истинных пространственных масштабов Вселенной.

XX век – век рождения современной космологии.

Она рождается почти вровень с веком и по мере развития вбирает в себя все новейшие достижения, такие как технологии постройки больших телескопов, космические полёты и компьютеры.

В 1916 А. Эйнштейн пишет уравнения общей теории относительности – теории гравитации, ставшей основой для доминирующих космологических теорий. В 1917 году, пытаясь получить решение, описывающее «стационарную» Вселенную, Эйнштейн вводит в уравнения ОТО дополнительный параметр – космологическую постоянную. Но в последующем отказывается от идеи постоянства Вселенной.

В 1929 Эдвин Хаббл открывает закон пропорциональности между скоростью удаления галактик и расстоянием до них, позже названный его именем.

В 1932 году Ф. Цвикки выдвигает идею о существовании тёмной материи – вещества, не проявляющего себя электромагнитным излучением, но участвующего в гравитационном взаимодействии.

В 1946—1949 годах Г. Гамов, пытаясь объяснить происхождение химических элементов, применяет законы ядерной физики к началу расширения Вселенной. Так возникает теория «горячей Вселенной» – теория Большого Взрыва, а вместе с ней и гипотеза об изотропном реликтовом излучении с температурой в несколько градусов Кельвина.

В 1991—1993 годах в космических экспериментах «Реликт-1» и COBE открыты флуктуации реликтового излучения.

В 1998 году по далёким сверхновым звёздам типа Ia строится диаграмма Хаббла. Выясняется, что Вселенная расширяется с ускорением.

Итак, мы прошли, вернее, проскакали, весь путь Космологии от древности до современной теории происхождения нашей Вселенной в результате «Большого взрыва».

Сразу скажу, что ни в физическом, ни в философском смысле, эта теория меня не устраивает, поскольку в ней имеется масса абсурдного.

Но про критику как-нибудь потом, а сейчас давайте разберёмся, если уж ни что, ……то хоть как «бабахнуло» (Рис.11) ……


Современная «карта мира»


Современная релятивистская физика в целом оптимистично смотрит на катастрофу «большого взрыва», считая, что последние научные данные позволяют сделать вывод, что наша Вселенная действительно родилась 15 миллиардов лет назад в результате этого Большого взрыва. Что именно взорвалось в тот момент и что, собственно, существовало до Большого взрыва, этой наукой благоразумно откладывается на потом. Главное, слава богу таки взорвалось, а со взрывами физика оперирует с лёгкостью.

В общем, всё происходило, как на этой картинке. Что-то бабахнуло и творчески разлетелось, формируя Вселенную и, как положено взрывной волне постепенно охлаждаясь…….

Но такое статус-кво очевидно только в случае, если Большая Вселенная или Континуум представляет собой одновременно Всё и Ничто, или, в смысле математики, Бесконечность и Ноль. И хотя для абстрактной науки математики здесь никаких проблем не существует: она с лёгкостью оперирует этими понятиями, для современной физики здесь полный…..тупик.

Представить нечто бесконечное, переходящее в безразмерную точку, она не в силах. Она пытается, подражая математике, сотворить нечто физическое из математических догм через понятие «актуального нуля и актуальной бесконечности», но без философской логики тут не обходится.

Смотрим на одно из множества подобных начинаний:

«Подтвердить правильность этого предположения на сегодня можно, по-видимому, лишь на уровне общих законов диалектики. Например, закон перехода количественных изменений в качественные не выполнялся бы в полной мере, если бы не существовало качественно выделенных конечных величин, ограничивающих снизу и сверху множество значений той или иной физической величины.

На наш взгляд, идея о существовании актуальной бесконечности в актуальном нуле (и актуального нуля в актуальной бесконечности) заслуживает внимания, поскольку может явиться одним из фундаментальных методологических ориентиров (принципов) при разработке основ постклассической физики».

Мы тоже не лыком шиты и попытаемся внести свой вклад в разработку основ новой «постнеклассической физики». Но поскольку мы не гении от математики, то воспользуемся уже известными постулатами этой мудрой науки, придав математической абстракции некий физический, по возможности, смысл… Я имею в виду посылы, вытекающие из теории множества Кантора.

Посмотрим, что у нас получится.

Сразу оговоримся, что математика в этой гипотезе нас мало волнует. Нам нужна физика деления бесконечности на ноль.

Границу здесь провести почти невозможно, но великие математики её как-то интуитивно обнаруживали.

Так российский академик Леонард Эйлер ещё три века тому назад не уставал повторять, что при делении на ноль мы получаем бесконечное число, а не предел функции…….Он чётко разделил «нуль-число» и «нуль-предел», как совершенно различные, самостоятельные понятия.

Тем более что в математике считается, что поле действительных чисел является аддитивной группой (от лат. additio – прибавляю) – относящийся к сложению, а ноль – специфически нейтральный элемент этой группы. Поэтому помещая нейтральный ноль (пустое место) в эту группу, мы превращаем её во что-то группой не являющееся. Произвольно обращаться с нолем может только математика, считая его обычной цифрой.

Вот несколько абсурдов, взятых наугад….

Из правил умножения и деления известно, что при умножении число на ноль получается ноль, а при делении – бесконечность. Но такая формализация до добра не доводит……Действительно, пусть у нас есть два произвольных разных числа, a и b, и мы умеем делить на ноль. Далее – всё по элементарной алгебре:

0 * a = 0

0 * b = 0

0 * a = 0 * b

делим на 0, и формально, получается, по правилам алгебры

a = b

Таким же точно образом «доказывается», что 2+2=n. (где n=любое число) 0 = 0.

Всё также и в том же духе…….

(2+2) *0 = n*0

делим на 0, и получается

2+2 = n

Таков математический абсурд умножения на ноль.

Но при делении на ноль дело обстоит и того хуже. Все реальные попытки такового приводили к фантастическим парадоксам.

Для тех, кому на ноль делить все-таки очень уж хочется, в нестандартном анализе математики придумали гипердействительные числа так, например, существует число не равное нулю, но меньшее всех остальных по модулю.

Школьные знания здесь явно не помогают……..

В ход идут мощные компьютеры. Процессор x86 при попытке выполнить операцию целочисленного деления на ноль формирует особый случай, вектор которого также находится по адресу 0.

В результате процессор славное действие деления на ноль до конца не доводит, а перескакивает в другое место, обычно сообщая о внезапном отказе.

Ведь процесс деления целых чисел осуществляется компьютером, как вычитание со сдвигом и обнулением остатка от делимого. При этом нулевой делитель означает бесконечное число циклов с одинаковым ненулевым результатом. В результате делимое списывается в остаток и возвращается нуль.

Бесконечности не получается……..

Здесь компьютер возвращает нас к древним основам арифметики. Вспомним, что человечество придумало арифметические действия умножения и деления, специально изобретя таблицу умножения, и только для того, чтобы быстрее прибавить или отнять части физического сомножества объектов, без занудного перекладывания пар их из кучи в кучу. То есть в основе этих действий лежат сложение и вычитание, что, кстати, нам подтверждает компьютер, не имеющий понятия об ухищрениях произведения и частного. Он все себе быстренько складывает или вычитает, по принципу есть объект, нет объекта.

Поэтому примитивные арифметические действия с физическими объектами в сфере ноля – Ничто и – Континуум – физически абсурдны. Что очевидно на примере деления на ноль в образной житейской (физической) логике…10 яблок делим на 2.

Скажем, мать раздаёт 10 яблок двум своим детям поровну, и у каждого в руках оказывается по 5 штук.

При делении на 1 = все яблоки достаются одному.

А при «делении на ноль», при физическом отсутствии деления, когда никто никому яблок не раздаёт? Яблоки должны остаться на месте, нетронутыми, тем более не превращаться в бесконечное множество плодов.

Ноль и бесконечность суть атрибуты Космоса и, покуда мы не познаем его физическую сущность, никакая цифирь нам тут не поможет. А особо изощренная, только навредит, произвольно создавая абстрактных монстров мироздания. Вся теория относительности – типичный результат такого произвола.

Космогония этой теории в своей абсурдности могла прийти только в больную голову физика или в абстрактную – математика: «Вселенная создается скоростью фотонов света, в до того, абсолютной Пустоте Космоса».

Куда долетели они, там есть пространство Вселенной, которая «конечна, но безгранична»!? Ну, а куда не долетели – там всё та же Пустота. И если Вселенная после взрыва «схлопнется» в цифру ноль, Вселенная исчезнет и возвратиться опять Пустота, в которой, глядишь, опять что-то взорвется…….А как не взорвётся!?

Ничего неделанье, также, как и ничего не понимание, в физическом мире ничего не изменяет. И бомбардировка первозданной материи Космоса формулами высшей математики напоминает мне действо циркового клоуна.

Очевидно, что в физике мироздания нет ничего более сложного, чем алгоритм есть – нет, с постепенным увеличением или уменьшения количества, при диалектическом переходе количества в качество и наоборот…….

Ну, вот, после такого многоречивого вступления мы переходим к неформальному рассмотрению математического множества Кантора. Кантор имел в виду просто нескончаемую прямую линию, которую можно без конца делить на всё более и более мелкие отрезки. Мы же её мыслим, как физическую величину: пространства или энергии.

И то что пространство возможно представить в виде неограниченной по протяжённости прямой, следует из простой логики: окружность, имеющая радиус длиной в бесконечность, должна трансформироваться в бесконечную прямую. В этом случае сфера может быть изображена в виде куба беспредельного объёма.

Я это всё к тому, чтобы как-то представить себе на месте математической прямой некий физический объект, изменяющийся по определённым правилам.

Итак, перед нами схема получения Канторового множества.

Первая линия – это теоретический размер Континуума.

Поделим его на три равные части. Средний отрезок выкинем. Останется два отрезка суммарной длины 2/3. С каждым из них проделаем точно такую же операцию. Останется четыре отрезка суммарной длины 4/9.

Продолжая так далее, до бесконечности, получаем множество, которое имеет меру меньше любой наперёд заданной положительной величины, то есть меру ноль. Но это ноль с точки зрения математики, которая может измываться над этими отрезками бесконечно, доказывая мощность множества, счетность, плотность и так далее….

В точности уподобляясь спору схоластов на тему: – Сколько чертей уместится на кончике иглы?

Логика процесса, очевидно, говорит нам, что вести его в сторону уменьшения можно бесконечно долго, чтобы получить нечто близкое к точке для первоначально бесконечного пространства или что-либо безэнергетическое для энергетики Вселенной. Также совершенно очевидно, что противоположный процесс ведет к преобразованиям материи от уровня Ничто к уровню Континуума – бесконечности.

Следуя этой логике, мы не станем идти вслед за Кантором в математических премудростях числового ряда с его счислениями и несчислениями бесконечного нуля, то бишь к тем же схоластическим чертям.

Вместо этого воспользуемся рациональном зерном истины, добытой математикой в известном парадоксе Галилея: «Число цифр числового ряда всегда равно числу чётных чисел» (рис.13).


Таинства численного ряда (Рис.13)


Действительно, согласно рисунку слева, числовой парный ряд уходит в бесконечность. И целые числа его можно одно за другим объединить в пары с чётными числами, не исчерпав какого-либо из множеств этих чисел. В первой паре два числа рано четному – два, во второй – четыре цифры (1,2,3,4) дают четное число 4, в третьей 6=6 и т. д.

Фактически Кантор воспользовался Галилеевым парадоксом и превратил его в средство количественного сравнения бесконечных множеств.

Он назвал два множества эквивалентными, если между элементами этих множеств можно установить взаимно однозначное соответствие.

Предположим, что у нас имеется ведёрко, заполненное чёрными и цветными шариками. Каким образом можно сравнить количество чёрных и цветных шариков?…Простейший способ состоит в извлечении их из ведёрка парами, состоящими из чёрного и цветного шариков. Если каждый шарик может быть объединён в пару с шариком другого цвета, то два множества эквивалентны. Если нет, то оставшиеся в ведёрке шарики показывают, каких шариков было больше.

Кантор показал, что свойство, которое Галилей рассматривал, как парадоксальное, фактически является естественным свойством бесконечных множеств. Множество чётных чисел эквивалентно множеству всех целых положительных чисел, чётных и нечётных, вместе взятых. Для нас важно, что физически – это пары в бесконечности или парная модель волчков в Первовселенной!

На страницу:
3 из 7